Выявление тревожно-фобических состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Заказать уникальную курсовую работу- 56 56 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 31.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей тревожно-фобических состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 7
1.2. Характеристика методов коррекционно-педагогической работы, направленной на коррекцию тревожно – фобических состояний у старших дошкольников с ЗПР 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление и коррекцию тревожно-фобических состояний у старших дошкольников с ЗПР… 38
2.1. Диагностика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 38
2.2. Программа психокоррекции тревожно-фобических состояний у старших дошкольников с ЗПР 42
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор давал соответствующую инструкцию. Выбор ребенком соответствующего лица и высказывания каждого ребенка были зафиксированы в протоколе.Протоколы подвергались количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентном отношении числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).Число эмоционально негативных выборовIT = - - * 100% 14В зависимости от уровня индекса тревожности отделяют 3 группы детей:а) с высоким уровнем тревожности (ИТ выше 50%); б) со средним уровнем тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) с низким уровнем тревожности (ИТ от 0 до 20%). Количественный анализ данных показал, что четверо детей (40% испытуемых) имеют низкий уровень тревожности (ИТ: 10%, 12%, 15% и 18%), четверо (40% исследуемых детей) получили показатели среднего уровня тревожности (ИТ: 24%, 29%, 36%, 40%) и два (20% из выборки) получили и высокие показатели уровня тревожности (ИТ: 55%, 62%, 70%).Качественный анализ показал, что все дети негативно воспринимают ситуации «Объект агрессии» и «Агрессивный нападение». Дети с низким количественным показателем уровня тревожности негативно оценивали ситуации «Выговор» и «Изоляция», «Сбор игрушек», что вполне соответствует возрастной норме. Дети со средним и высоким количественным показателем тревожности в большинстве выбирали ситуации, которые моделируют отношения ребенок-ребенок "Игра с младшими детьми», «Изоляция», «Агрессивный нападение», а также те обстоятельства, где ребенок находится на одиночестве «Вложение спать на одиночестве », « Прием пищи на одиночестве ». Такие результаты указывают на повышенный уровень тревожности 6 из 10 обследуемых детей.Согласно методики на выявление детских страхов в детей «Страхи в домиках » А.М. Панфиловой детям было предложено выбрать, к которому доме принадлежат страхи (страшные и страшны) с поданного списка. В списке было предложено 31 вид страхов, которые можно разделить на группы : медицинские страхи: боль, инъекции, врачи, болезни ; страхи, связанные с нанесением физического вреда : транспорт, неожиданные громкие звуки, пожар, война, стихии; страх смерти (своей и близких окружающих ) страх животных ; страх сказочных персонажей; стр ах темноты и ночных кошмаров; социально-опосредованные страхи: людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества, пространственные страхи: высоты, глубины, замкнутого пространства.В каждой группе насчитывается 4-5 страхов, если ребенок выбирает по крайней мере 3 страхи по одной декабре УПИ, страх диагностируется как налицо. Большая количество (более 10) различных страхов в ребенка свидетельствует о наличии преневротичного или невротического состояния.По результатам данной методики пятеро детей (50%), что имели наименьшую количество страхов (до 10), выбирали страхи собственной смерти, смерти родителей, страхи медицинских вмешательств и страх нападения животных. Такие страхи являются типичными для детей дошкольного возраста, то есть результаты НЕ указывают на наличие тревожно фобических состояний.В пяти исследуемых количество избранных страхов превышала 10, в двух из них, количество страхов достигала 20-22, что свидетельствует о наличии невротического состояния, требует дальнейшего обследования и оказания психологической помощи по их преодолению. Качественный анализ выбранных страхов детей этой группы показал, что в них преобладают страхи темноты и ночных кошмаров, сказочных персонажей, одиночества, а также пространственные страхи. Преобладание страхов такого типа не соответствует возрастной норме, также это может свидетельствовать о чрезмерной невротизацию исследуемых детей с задержкой психического развития.Рис.1. Результаты исследования тревожно-фобических расстройств у детей с ЗПР.Итак в результате проведенного исследования оказалось, что у 6-ти из 10-ти избранных детей было выявлено средний и высокий уровень тревожности, 4 из них (40%) получили средний показатель уровня невротизации и только 2 (20%) - высокий. 2.2. Программапсихокоррекции тревожно-фобических состояний устарших дошкольников с ЗПРВ проведенном нами психологическом исследовании мы придерживались психосинтетических принципов: 1) автономный психонейрофизиологический принцип (обусловленности детских страхов субличностными причинами)2)изменение состояния автономного психонейрофизиологичного функционального комплексапропорционально внутренней силе, (учет взаимосвязи страхов с другими субособистиснимы проявлениями)3) единства сознания и бессознательного (из-за влияния сознательного «Я» на субличности и наоборот), 4) принципа единства сознания и воображения (осознание ребенком аутохтонно визуализированного страха) [6, с.50].Программа собственно формирующего эксперимента предусматривала проведение коррекционных групповых и индивидуальных игровых занятий с исследуемыми (см. Табл.1).Таблица1.Содержание психокоррекционной программыэтапы программызанятияцель этапаУпражнения и техники1.Глибоке самопознания1.Релаксация, проигрывание символических ситуаций.Выявить субличностыепричины страхов, которые были скрыты от его «Я»Релаксация, «Инициированная символьная проекция» (ИСП), проигрывание символов «Поляна», «Вниз по течению»,техника «Нарисуй свой страх»2. Изображения ситуаций через рисование2.Звильнення сознательного «Я» от влияния субличностей1. Проведение занятия на разотождествленияРазвить у детей способность к самоконтролю и разотождествленияРелаксация, «ИСП», техника «Несуществующее животное»2. Объектированиестраха техниками арт-Терапия3.Трансформация объектированеыхсубличностей в полезны.1. Трансформация объективованихсубличностей, взаимодействие со« страхом »Интеграция личности вокруг «бесстрашной» идеальной модели поведенияРелаксация, «ИСП», символ Вулкана,диалог с несуществующей животным2. Преобразование страха в личностный ресурсСрок психокоррекции- 1 месяц.Форма психокоррекционной работы- смешанная.Общее количество занятий- 6 (по 2 занятиина каждый этап).Продолжительность занятий- 25 - 30 минут.Условия реализации программы:естественные, непринужденные.Структура занятий.1.Вступительная часть (первый этап) глубокое самопознание- групповое взаимодействие - содержит игры и упражнения, направленные на выявление субличностной причины страхов, которые были скрыты от его «Я»Каждое занятие начинается релаксационными упражнениями, проигрываются символы «поляна», «вниз по течению» и другие.2.Основная часть -освобождение сознательного «Я» от влияния субличностей.Задача основной части: развитие у детей способности к самоконтролю и разотождествления передача актуального эмоционального состояния с помощью мимических средств выразительности, помощь детям познать как внешний мир, так и свой внутренний мир;расширение знаний детей о возможности преодоления страхов, обесценивание их;овладение умениями и навыками преодоления страхов;формирование чувств, противоположных страхе.Эта часть - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной комплекса.Сюда включаются: игры (подвижные, народные, музыкально - ритмические игры на саморегуляцию), рисование, театрализации - этюды, сказки с элементами медитации, решение ситуаций, рассказывание и чтение художественных произведений.В основу первых занятий мы взяли сказки о робкую животное - зайчика, что дало детям дополнительные образы и эмоциональные опоры, помогло лучше почувствовать то, что происходит с телом, эмоциями, чувствами, когда страшно.Здесь при восприятии художественного образа включается механизм родовой памяти (коллективного бессознательного).При рассказывания детям сказок давали им возможность поимпровизировать.Это помогло нам узнать много нового о переживаниях того или иного ребенка.В занятиях с детьми мы опирались на позитивные модели поведения, повышенного внимания уделяли мимике, жестам, так как адекватное, смешное, карикатурное, утрированной изображения различных чувств помогает детям преодолеть эмоциональное расстройство.За основу в программе мы положили обеспечение баланса между детскими фондами «могу» и «хочу» (Базовый компонент дошкольного образования и Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире»).Заключительная часть- это трансформация объективных субличностей в полезны;релаксационные игры, упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения.ЗАНЯТИЯ 1. Релаксация, проигрывание символических ситуацийЦель.Выявить субособистисни причины страхов, которые были скрыты от его «Я».Уравновешивания общего эмоционального состояния.Помогать детям осознавать поведение в ситуациях, связанных с различными переживаниями.Воспитание доброжелательности, уважения и внимания друг к другу, самоуважения.Материалы:клубочек, пиктограммы настроения, «волшебная» палочка.Приветствие«Здравствуй, солнышко», М. Познанской (5 мин).Дети вместе образуют круг и вместе говорят «здравствуй солнышко».Таким образом освобождаясь от переживавань и настраиваясь на позитив.Цель:Установление эмоционально-положительного контакта.Формирование чувства принадлежности к группе.Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.Упражнение на релаксацию (5 мин)Цель: психофизиологическое расслабления, снятия психологического напряжения у детей.ход упражненияСлова психолога: расслабьтесь закройте глаза.Обратите внимание на собственное дыхание.Попробуйте почувствовать его с каждым вдохом и выдохом.Представьте, как вы просто вдыхаете и выдыхаете воздух.И это очень хорошо, что вы представляете.Сделайте глубокий вдох и на выдохе освободитесь от напряжения - легко и просто.Теперь сделайте еще один вдох, наиболее глубокий и задержите дыхание на 3 секунды: один, два, три и на выдохе расслабьтесь.Представьте, как каждая клеточка вашего тела расслабляется все больше и больше, чувствуя тепло, греет как солнышко на поляне.Ощущение теплоты сосредоточено в ваших пальчиках, и вы чувствуете это, и ваши ладони наполняются легкостью.Обратите внимание как бы"ется ваше сердце.Почувствуйте, которым умеренным стало ваше дыхание, значительно спокойнее, чем было раньше.Ваше сердце отдыхает все больше с каждым вдохом и выдохом.Ощущение тепла и покоя протекает вниз - на ваш живот, затылок спускаясь ниже к шее, спине.Происходит значительное облегчение, вы чувствуете легкость, и полностью отдыхаете.Сейчас вы полностью расслаблены и спокойны.Все ваше тело, все, все.Только покой и тепло.Покой и тепло.Игра «Клубочек» (5 мин)Цель.Тренинг навыков активного вхождения в контакт, снятия напряжения, формирования защищенности, общности.Ход игры.Дети по кругу передают клубочек, оставляя в руке ниточку.Передавая клубочек, называют свое имя так, как они хотят, чтобы их называли в группе.Все дети хором повторяют сказанное имя.Когда клубочек вернется к ведущему, то вместе с детьми делаем вывод, что «мы одна группа, одна команда, мы друзья».Все натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они одно целое и каждый из них важен и значим в этом целом.«Инициированная символьная проекция», символ «Поляна» (10 мин)Цель.Выявить субособистисни причины детских страхов из-за инициированную проекцию.Закройте глаза, представьте что вы на поляне, светит ясное приятное солнышко, вокруг вас летают разные бабочки.вам можно делать все, что заблагорассудится.Вы вдыхаете чистый воздух и вам это нравится После того, как вы представили себе такое место, запомнить"Помните, все, что его наполняет, вы можете поместить в это прекрасное место кого вы хотите нужным.На прекрасной поляне, вы лежите на траве и отдыхаете.Но наступает определенный момент, и вы встречаете некличного гостя, неприятного, то, что вы не хотите видеть.Он говорит вас пытаясь с вами поговорить.Вы можете поддержать диалог, не обращать внимания, а может вы станете лучшими друзьями?Все зависит от вашего желания и дальнейших действий.Вдруг, вы вспоминаете, что вам срочно нужно завершить определенные дела дома.Или попрощаетесь вы с воображаемым другом?Оставайтесь в данном состоянии.На счет - 3 вы откроете глаза.Один.Два.Три.После, упражнения происходит обсуждение, во время которого психолог предлагает детям ряд вопросов:Какие цвета вы видели на лужайке, который вам больше понравился?Что вы чувствовали, когда отдыхали на поляне?Испугались вы непрошеного гостя.Опишите его?Говорили ли вы с ним?Прощание.Игра «Улыбка по кругу».(5 мин)Цель.Содействие сплоченности группы.Уравновешивания общего эмоционального состояния.Воспитание доброжелательности, уважения и внимания друг к другу.Ход игры.«Передавая» улыбку товарищ, ребенок кладет ему руку на плечо.ЗАНЯТИЯ 2. «Изображения ситуаций страха через рисование»Цель.Выявить субособистисни причины страхов, которые были скрыты от сознания детей.Обогащение опыта эмоциональных переживаний детей.Профилактика и коррекция страха, неуверенности в себе, страха потерять равновесие.Обучение элементам техники выразительных движений, приемов же расслабление.Обесценивание реальных страхов.Выявление отношения родителей к страху детей.Воспитание эмпатии, самоуважения, смелости, желания самоутвердиться в своих начинаниях.Приветствие«Здравствуй, солнышко»М. Познанской (5 мин.)Цель:Установление эмоционально-положительного контакта.Формирование чувства принадлежности к группе.Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.Упражнение на релаксацию (5 мин)Цель: психофизиологическое расслабления, снятия психологического напряжения у детей.Упражнение идет с музыкальным сопровождением.Закройте глаза и представьте, что вы на необитаемом острове, море приятными волнами щекочет п'пяти ваших ног.Вы ступаете на чуть горячий, полный солнечным теплом песок, оставляя на нем свои следы.Вы вдыхаете чистый, морской воздух обогащенный кислородом и выдыхаете его полной грудью.Вам нравится, вы испытываете удовольствие.Вы протягиваете руки к солнцу, стараясь поймать его лучи, ступаете шаг за шагом оставляя берег в кристально чистую морскую воду, настолько, насколько вам это нравится.Вы ныряете, в воду, она теплая и приятная, можно нырять и плавать столько, сколько вы хотите, вам никто не будет мешать, так как вы одни на всем острове.После того, как вы вдоволь поплавали.Вы понемногу, расслабившись выходите на берег, ближе и ближе.После того, как вы ступили на песок, постепенно возвращаетесь в группу.Открываем глаза.Игра «Вниз по течению» (5 мин)Цель.Выявить субособистисни причины детских страхов из-за инициированную проекцию и умение преодолевать препятствия (страхи).Материалы:карточки с изображением рекиПеред вами река, имеет быстрое течение, а вам нужно добраться до берега на противоположную сторону.Переплыть не удастся, так как течение очень быстрая.Вам нужно придумать средство, чтобы безопасно добраться до берега.Предложите свои варианты?Обсуждение.Дети объясняют альтернативный способ переплыть на другую сторону.Психолог расспрашивает й пытается выяснить скрытый смысл преодоления страхов.Упражнение «нарисуй свой страх» (10 мин)Цель:выявить актуальный страх и отношение ребенка к собственному страху.Материалы:бумага А4, цветные карандаши.Перед вами лист бумаги и цветные карандаши.Вам необходимо нарисовать ваш страх так как вы его видите.После того, как дети нарисовали страх происходит обсуждение.Психолог в процессе обсуждения ставит следующие вопросы:-Как ты назвал свой страх?-Сколько ему лет?-Где он проживает?-Что он чувствует?-далее.Релаксация «Солнечный зайчик» (5 мин).Цель.Обучение детей приемам саморозлаблення.Восстановление чувство глубокого покоя.Ход упражнения.- Солнечный зайчик заглянул к тебе вглаза.Закройих.Он побежал дальше по лицу.Легонько погладь его ладонями.Вот он перебрался на лоб,потом - на носик и ротик,а теперь - и на щечки.Погладь его осторожно, чтобы не спугнуть.Теперь солнечный зайчик дальше поскакал - помашите ему рукой.До новых встреч!Сделайте большой вдох и выдох.Как вы себя чувствуете?Прощание.Игра «Улыбка по кругу».Цель.Содействие сплоченности группы.Уравновешивания общего эмоционального состояния.Воспитание доброжелательности, уважения и внимания друг к другу.Ход игры.«Передавая» улыбку товарищ, ребенок кладет ему руку на плечо.Основная часть -освобождение сознательного «Я» от влияния субличностейВторой этап Освобождение сознательного «Я» от влияния субличностей.Проведение занятия на разотождествления.Итак,для экспериментального исследования данной проблемы были выбраны следующие методики:1) Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. ( Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен.) [20, C. 17].2) Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках » Н. А. Панфиловой [20, C. 24].Для диагностирования было отобрано десять исследуемых с диагнозом ЗПР со старшей подготовительной группы специального детского сада для детей с задержкой психического развития № … города…..Исходя из результатов методики можно говорить о повышенном уровне тревожности детей с ЗПР, но нужно учитывать, что обследуемые дети находятся в учреждении, которое специализируется на работе именно с детьми с диагнозом ЗПР. Поскольку с ними проводится коррекционная, развивающая и профилактическая работа, их уровень тревожности снижен по сравнению с детьми, которые не посещают подобное заведение.Нами была разработана программа психокоррекции тревожно-фобических состояний у старших дошкольников с ЗПР. В проведенном нами психологическом исследовании мы придерживались психосинтетических принципов: 1) автономный психонейрофизиологический принцип (обусловленности детских страхов субличностными причинами) 2) изменение состояния автономного психонейрофизиологичного функционального комплекса пропорционально внутренней силе, (учет взаимосвязи страхов с другими субличностными проявлениями) 3) единства сознания и бессознательного (из-за влияния сознательного «Я» на субличности и наоборот), 4) принципа единства сознания и воображения (осознание ребенком аутохтонно визуализированного страха).ЗаключениеВ работе рассматривается проблема выявления признаков невротических состояний у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Осуществлен анализ литературных источников по данному вопросу, выявлены Возможные причины возникновения невротический состояний, механизмы их развития и проявления в зависимости от формы ЗПР. Определены специфические признаки невротических состояний у детей дошкольного возраста, проявляющиеся в основном в нарушениях эмоционально-волевой сферы, а именно в повышенном уровне тревожности и наличия большого количества страхов, характеризующихся интенсивностью и стойкостью, и часто соответствуют возрастной норме по типу.Исследован уровень тревожности, количественный и качественный состав страхов у детей старшей группы специального дошкольного учреждения для детей с задержкой психического развития № … города …. Выявлено средние и высокие показатели невротизации в шести и из десяти обследуемых детей. Обоснована необходимость профилактической работы по преодолению негативных внешних воздействий на эмоциональное состояние детей с ЗПР. Определены основные пути устранения невротизации детей дошкольного возраста с ЗПР.При исследовании количества и видов страхов у детей было выявлено, что в 5-ти из них наблюдается повышенное количество страхов, которые являются несвойственными детям дошкольного возраста.Такие результаты свидетельствуют о разном уровне невротизации 6-ти из 10 обследуемых детей. Поэтому прежде всего нужно детальнее исследовать тревожность каждого ребенка, выявить источники ее возникновения и устранить их негативное влияние. Нужно подробнее исследовать структуру страхов каждого ребенка, выявить причины их возникновения и найти меры по предотвращению их негативного влияния на гармоничное развитие личности.Кроме указанных особенностей необходимо исследование эмоционально-волевой сферы детей и выявление их индивидуальных личностных свойств, которые могут способствовать возникновению невротических расстройств и состояний.Необходима консультативная работа с родителями, направленная на выявление психотравмирующей ситуации, негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, а также изучение стиля родительского воспитания, что может оказать деструктивное влияние на развитие ребенка. После этого необходимо проводить работу по преодолению негативного влияния детско родительских отношений на формирование личности ребенка.Необходимо создание коррекционной программы для проведения работы по преодолению невротизации детей с задержкой психического развития. Для работы с детьми, по преодолению страхов, снижения невротизации и уменьшение эмоционального напряжения можно использовать следующие средства: прослушивание спокойной музыки, арт-терапию, игровую терапию, сказкотерапии, техники релаксации и концентрации, телесную терапию. Действенной профилактикой неврозов является правильная организация труда, активный отдыха нок, физические упражнения, процедуры закаливания. Создание хорошего настроения - наиболее действенная мера профилактики неврозов.После выполнения всех необходимых мероприятий нужно проводить контроль по выполнению инструкций и их эффективность. И в зависимости от выявленных результатов строить дальнейшую коррекционную развивающую работу.Список используемой литературы Монографическая литератураБольшой толковый психологический Словарь / Пер. с англ. Сост. А. Ребер. - М.: Вече, 2000. - 592 с. Васильева Е. В. Тревожно-фобические проявления в дошкольников с проблемами в развитии в условиях дошкольного учреждения. // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития : научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том III. - М.: МГПУ, 2005. - С. 6-18.Васильченко А. А. Игровая терапия как метод социальной работы с детьми школьного возраста / О.А. Васильченко // Вестник НТУУ «КПИ». Политология. Социология. Право, 2013. - Вып. 3 (19). - С. 44-48.Гарбузов, В.И. Неврозы у детей : практическое пособие/ В.И. Гарбузов, Ю.А. Фесенко. – Санкт-Петербург : КАРО, 2013. – 336 с. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.– 272 с.Захаров A. И. Дневные и ночные страхи у детей / A. И. Захаров. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Текст]/О.В. Защиринская, СПб.: Речь, 2007. –168с.Изарда К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.Исаев Д.Н. Психопатологии детского возраста : Учебник для вузов. - СПб.: Спец Лит, 2001. - 463с.Климова Е.В. Особенности экспериментального изучения тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-eksperimentalnogo-izucheniya-trevozhno-fobicheskogo-sostoyaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy (дата обращения: 30.06.2020).Климова Е.В. Характеристика тревожно-фобического состояния у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-trevozhno-fobicheskogo-sostoyaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-kak (дата обращения: 30.06.2020).Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 416 с. Кляйн М. Детский психоанализ / М. Кляйн. - СПб.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010. - 160с. Кузнецов М. А. Школьные страхи: виды, условия проявления и пути преодоления : монография / М. А. Кузнецов, И. В. Бабарыкин ; Харьк. нац. пед. ун-т им. С. Сковороды. - Х.: ХНПУ, 2012. - 227 c. Мовчан Н. Н. Детские страхи как особый вид человеческих страхов / Н. Н. Мовчан // Научный журнал Национального педагогического университета им.. М.П. Драгоманова : Сб. наук. работ. - М.: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2013. - Вып. 29 (42). - С. 210-218.Морозюк В. М. Коррекция детских страхов, как направление работы практических психологов / В. Морозюк // Научный журнал Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. - М.: НПУ, 2007. - Вып. 19 (43). - С. 184-188.Мясищев В. Н. Основы общей и медицинской психологии / В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, С. С. Либих и др. - М.: Издательство «Медицина», 2012. -216 с.Невротические и соматоформные расстройства: методические указания для студентов по дисциплине «Психиатрия» / Е.А. Шитов, Д.И. Шустов, Д.С. Петров, А.В. Меринов; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.– Рязань: РИО РязГМУ, 2013. – 305 с.Поддубная Н. Я. Страхи и тревожность как деструктивные эмоциональные состояния в жизни младшего школьника: теоретический аспект проблемы / Н. Г. Поддубная, А. В. Большунова // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты. - Чита, 2013. - C. 154-160. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия[Текст]/ред. В. Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. - М., 2001.– с.44-48.Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilievny-ulienkovoy (дата обращения: 30.06.2020).Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004, – 240 с.Стукан Л. В. Причины, условия, механизмы формирования социальных фобий в подростков, их психокоррекция и психопрофилактика: Автореф. дис... канд. мед. наук: 19.00.04 / Л.В. Стукан ;Харьк. мед. акад. последипломного. образования. - Х., 2006. - 20 с. Томчук С. М. Генезис негативных психических состояний младших школьников и их коррекция: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.Н. Томчук; Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - М., 2006. - 20 с.Фрейд З. Психоанализ детских страхов / Фрейд. - СПб.: Азбука, 2016. - 288 с.Описание электронных ресурсовБабарыкина И. В. Психологические особенности возрастной динамики страхов в учебной деятельности школьников: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 / И. В. Бабарыкина ; Харьк. нац. пед. ун-т им. С. Сковороды. - Х., 2011. - 20 с.Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие - Москва: Владос, 2016 Режим доступа: (biblioclub.ru) URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455530Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью : монография / Н.Л. Белопольская. – Москва :Когито-Центр, 2004. – 56 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221219Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития : монография / Н.Л. Белопольская. – Москва :Когито-Центр, 2009. – 192 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56507Белопольская, Н.Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития : монография / Н.Л. Белопольская. – Москва :Когито-Центр, 2004. – 32 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144847
Монографическая литература
1. Большой толковый психологический Словарь / Пер. с англ. Сост. А. Ребер. - М.: Вече, 2000. - 592 с.
2. Васильева Е. В. Тревожно-фобические проявления в дошкольников с проблемами в развитии в условиях дошкольного учреждения. // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития : научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том III. - М.: МГПУ, 2005. - С. 6-18.
3. Васильченко А. А. Игровая терапия как метод социальной работы с детьми школьного возраста / О.А. Васильченко // Вестник НТУУ «КПИ». Политология. Социология. Право, 2013. - Вып. 3 (19). - С. 44-48.
4. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей : практическое пособие/ В.И. Гарбузов, Ю.А. Фесенко. – Санкт-Петербург : КАРО, 2013. – 336 с.
5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003. – 272 с.
6. Захаров A. И. Дневные и ночные страхи у детей / A. И. Захаров. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
7. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Текст]/О.В. Защиринская, СПб.: Речь, 2007. –168с.
8. Изарда К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
9. Исаев Д.Н. Психопатологии детского возраста : Учебник для вузов. - СПб.: Спец Лит, 2001. - 463с.
10. Климова Е.В. Особенности экспериментального изучения тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-eksperimentalnogo-izucheniya-trevozhno-fobicheskogo-sostoyaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy (дата обращения: 30.06.2020).
11. Климова Е.В. Характеристика тревожно-фобического состояния у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как педагогическая проблема // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-trevozhno-fobicheskogo-sostoyaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-kak (дата обращения: 30.06.2020).
12. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 416 с.
13. Кляйн М. Детский психоанализ / М. Кляйн. - СПб.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010. - 160с.
14. Кузнецов М. А. Школьные страхи: виды, условия проявления и пути преодоления : монография / М. А. Кузнецов, И. В. Бабарыкин ; Харьк. нац. пед. ун-т им. С. Сковороды. - Х.: ХНПУ, 2012. - 227 c.
15. Мовчан Н. Н. Детские страхи как особый вид человеческих страхов / Н. Н. Мовчан // Научный журнал Национального педагогического университета им.. М.П. Драгоманова : Сб. наук. работ. - М.: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2013. - Вып. 29 (42). - С. 210-218.
16. Морозюк В. М. Коррекция детских страхов, как направление работы практических психологов / В. Морозюк // Научный журнал Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. - М.: НПУ, 2007. - Вып. 19 (43). - С. 184-188.
17. Мясищев В. Н. Основы общей и медицинской психологии / В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, С. С. Либих и др. - М.: Издательство «Медицина», 2012. -216 с.
18. Невротические и соматоформные расстройства: методические указания для студентов по дисциплине «Психиатрия» / Е.А. Шитов, Д.И. Шустов, Д.С. Петров, А.В. Меринов; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.– Рязань: РИО РязГМУ, 2013. – 305 с.
19. Поддубная Н. Я. Страхи и тревожность как деструктивные эмоциональные состояния в жизни младшего школьника: теоретический аспект проблемы / Н. Г. Поддубная, А. В. Большунова // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты. - Чита, 2013. - C. 154-160.
20. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия[Текст]/ред. В. Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
21. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. - М., 2001. – с.44-48.
22. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilievny-ulienkovoy (дата обращения: 30.06.2020).
23. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004, – 240 с.
24. Стукан Л. В. Причины, условия, механизмы формирования социальных фобий в подростков, их психокоррекция и психопрофилактика: Автореф. дис... канд. мед. наук: 19.00.04 / Л.В. Стукан ; Харьк. мед. акад. последипломного. образования. - Х., 2006. - 20 с.
25. Томчук С. М. Генезис негативных психических состояний младших школьников и их коррекция: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.Н. Томчук; Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - М., 2006. - 20 с.
26. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / Фрейд. - СПб.: Азбука, 2016. - 288 с.
Описание электронных ресурсов
27. Бабарыкина И. В. Психологические особенности возрастной динамики страхов в учебной деятельности школьников: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 / И. В. Бабарыкина ; Харьк. нац. пед. ун-т им. С. Сковороды. - Х., 2011. - 20 с.
28. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие - Москва: Владос, 2016 Режим доступа: (biblioclub.ru) URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455530
29. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью : монография / Н.Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2004. – 56 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221219
30. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития : монография / Н.Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2009. – 192 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56507
Белопольская, Н.Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития : монография / Н.Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2004. – 32 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144847
Вопрос-ответ:
Какие особенности тревожно-фобических состояний могут быть у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР тревожно-фобические состояния могут проявляться через повышенную тревожность, страх перед конкретными объектами или ситуациями, навязчивые мысли или действия, панические атаки и другие симптомы. Эти состояния могут сильно влиять на поведение, эмоциональное состояние и общее благополучие ребенка.
Какими методами проводится коррекционно-педагогическая работа для детей старшего дошкольного возраста с тревожно-фобическими состояниями?
Для коррекции тревожно-фобических состояний у старших дошкольников с ЗПР используются различные методы, включающие психологическую, педагогическую и медико-психологическую помощь. В работе с детьми используются игровые методы, тренинги, работа с родителями и другие подходы, направленные на устранение тревоги и разработку адаптивных стратегий поведения.
Какие педагогические характеристики имеют дети старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР могут иметь различные педагогические характеристики. Они могут испытывать трудности в общении, усвоении материала, контроле своих эмоций и поведения. Также у них могут быть проблемы с концентрацией внимания и адаптацией к учебной среде. Педагогическая работа с такими детьми требует индивидуального подхода и использования специальных методов и техник.
Какие теоретические основы изучают особенности тревожно-фобических состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Изучение особенностей тревожно-фобических состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР базируется на теориях развития, психологии личности, психопатологии и других научных подходах. Важными аспектами в исследованиях являются влияние среды, генетические факторы, нарушения нейропсихологического развития и т.д. Теоретические основы позволяют лучше понять причины и механизмы возникновения и проявления тревожно-фобических состояний у детей.
Какие особенности тревожно-фобических состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Особенности тревожно-фобических состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут включать повышенную тревожность, страх перед определенными ситуациями или предметами, соматические проявления тревоги (например, боли в животе или головной боли), возникновение тревожных мыслей и фантазий, а также сопутствующие поведенческие реакции (например, уход от опасных ситуаций).
Как можно описать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР могут проявлять сниженный уровень саморегуляции, нарушения в области социального взаимодействия, слабое развитие познавательных и коммуникативных навыков, а также повышенную тревожность и страхи, связанные с определенными ситуациями.
Какие методы коррекционно-педагогической работы позволяют корректировать тревожно-фобические состояния у старших дошкольников с ЗПР?
Коррекционно-педагогическая работа направлена на развитие навыков саморегуляции и социальной адаптации, познавательных и коммуникативных умений, а также на снижение тревожности и страхов у старших дошкольников с ЗПР. В качестве методов могут использоваться игровые и интерактивные задания, тренинги по развитию социальных навыков, психологическое консультирование и другие индивидуальные или групповые формы работы.
Как можно определить тревожно-фобические состояния у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Тревожно-фобические состояния у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть выявлены через анализ и наблюдение за их поведением и эмоциональными реакциями. Часто дети проявляют беспокойство, страх или избегание определенных ситуаций или предметов, а также могут испытывать соматические проявления тревоги, такие как боли в животе или головная боль.
Какие особенности имеют тревожно-фобические состояния у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Тревожно-фобические состояния у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут проявляться через повышенную тревожность, боязнь конкретных объектов или ситуаций, реагирование на стрессовые события повышенной агрессией или плачем. Также, дети с ЗПР могут испытывать затруднения в построении связей с окружающим миром, что усиливает тревожность и фобические реакции.
Какие методы коррекционно-педагогической работы можно использовать для коррекции тревожно-фобических состояний у старших дошкольников с ЗПР?
Для коррекции тревожно-фобических состояний у старших дошкольников с ЗПР могут применяться различные методы. Это может быть педагогическая поддержка, обучение детей навыкам саморегуляции, проведение коррекционных занятий с использованием игровых и творческих элементов, а также работа с родителями для создания благоприятной семейной среды.