Советский проект освоения районов крайнего севера

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 34 34 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 30.09.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проект освоения Севера и Северного морского пути 4
2. Политика Крайнего Севера и условия арктических городов 12
3. Результаты проекта освоения районов крайнего севера. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Можно сделать вывод, о том, что данный исторический опыт показывает одну из важных ролей в управлении данными процессами должно играть государство, как в первую очередь, организатор и координатор деятельности всех участников событий. Комплексное развитие для Крайнего Севера имеет определяющее значение. В советское время изначально была принята концепция «очагового» развития Арктики, в связи с ограниченными материально-финансовыми возможностями государства. Чтобы получить в короткий срок положительный результат, нужно было обращать внимание только на необходимые и достаточно эффективные для народнохозяйственного комплекса, природные ресурсы. На тот момент строились планы социального и транспортного обеспечения данного развития. В 1960-1970 годы ученые уже высказывали свое мнение, что пора переходить к более обширному освоению территории Крайнего севера и их социально-экономическому развитию. Одним из мощнейших факторов для реализации данных идей было создание эффективных предприятий в Норильске, Европейском Севере, открытие нефтегазовых месторождения на Крайнем Севере. Разрабатывались проекты формирования производственных комплексов в Якутии, Западно-Сибирском нефтегазовом районе, в зоне Байкало-Амурской магистрали, они рассматривались в широким смысле этого понятия. Разработки производились в Институтах экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии наук. Данные производственные комплексы обозначались как всеохватывающие и масштабные социально-экономические явления, включающее в себя экологическое, социальное и производственное значение.Во второй половине ХХ века все больше увеличивается социально-экономический рост арктических районов Советского Союза, повышается значимость, в народнохозяйственной практике и принятии политических решений. Большой экономический вес приобрела Азиатская часть советской Арктики. Начинают активно разрабатываться месторождения ценных видов полезных ископаемы: олово, золото, алмазы и другие. Начинает развиваться центр горнорудных разработок за полярным кругом, а так же цветной металлургии в Норильске. Строятся мощные ГЭС Усть-Илимска и Братская, составляющие основу Братска-Усть-Илимского территориально производственного комплекса, который состоял из крупных энергоемких производств.По мере увеличения потребностей народнохозяйственного комплекса страны в энергетических и сырьевых ресурсах,все большее внимание в государственной политике получает развитие северных районов Советского Союза. Кроме этого, для экспортных операций страны,продукция,полученная на севере, составляла первоочередную основу. За период 1960- 1980года в хозяйство севера было вложено свыше 100млрд. рублей, в то время как за период до 1960 года эти цифры составляли лишь 14 млрд. рублей. Промышленность и отрасли экономики Севера развивались более быстрыми темпами, чем республиканские и союзные отрасли. В результате такого роста значимость и доля северных районов значительно росла. Рост валовой продукции наиболее наглядный по национальным округам и республикам. К примеру, за двадцатилетие увеличилась в Ханты-Мансийском автономном округе — в 36,8, в Ямало-Ненецком — в 27, 4в Эвенкийском — в 9,7 раза, Якутской АССРв 4,1 раза, в Коми АССР — в 2,7, в Карельской АССР — в 1,8.В последние десятилетия социально-экономического планирования в Советском Союзе было стремление к реализации и разработки целевых программ, которые были направленны на создание производственных и территориальных комплексов, в том числе в северных районах Эти комплексы рассматривались в системе экономического управления Советского Союза в широком смысле, оно охватывало как социальные и производственные, так и экологические развития конкретных территорий. Под руководством директора А.Г. Аганбетяна Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске в 1980 году состоялась экспедиция имеющая экономическое значение в районы Крайнего Севера. Экспедиция была довольно длительной и продолжительность пути ее была более 18 тысяч километров, побывав в горах, морях, судах, на предприятиях и стройках, метеорологических станциях и партиях геологов пришла к выводу, что стратегия «очагового» развития Арктики СССР должна быть заменена иным подходом, который обеспечил бы масштабное, комплексное развитие северных территорий охватывающее как жизнедеятельность человека на севере в целом так и сферу производства и освоения новых территорий.По мнению ученых участвовавших в экспедиции, в 1980 году технико-экономические и научные возможности государства уже могли позволить обеспечить полноценную жизнь северян, как прибывающим на временные работы, так и постоянно живущих за Полярным кругом. Социально экологические вопросы для наращивания производства можно решить при правильной организации со стороны деятельности многочисленных ведомств и со стороны государственного управления, участвующих в освоении северных районов. Так же в ходе исследований было выявлена статистика добычи полезных ископаемых на Севере, она с каждым годом становилась все более рентабельной, это связывалось с истощением запасов находящихся в южных районах и развития технического оснащения добычи. На долю транспортного обеспечения вАрктики в советские времена приходилось 60-80 % всех затрат. Снизить эти затраты можно было лишь путем решения круглогодичного плавания по Северному пути благодаря строительству ледокольного флота, встроительством автомобильных, трубопроводных и железнодорожных путей.Была заложена основа комплексного развития на Крайнем Севере, были сделаны предложения в Госплан о формировании промышленных узлов и производственных комплексов, это все объединялось крупной региональной программой национального значения. К примеру, складывается Мурманский территориально-промышленный комбинат, так же разрабатывается проект Тимано-Печерского. Главной газодобывающей базой Советского союза становится Северо-Обской территориально-производственный комплекс. Со временем его границы стали расширяться от Урала до Енисея. Крупнейшим производственным объединением становится Северо-Енисейский территориально-промышленный комплекс в главным центром в Норильске.В дальнейшем, по мнению участников научно исследовательских экспедиции он может слиться с севером Якутии, где до 2000х годов предполагалось дальнейшее развитий золотосурьмяной и алмазодобывающей промышленности, оловорудного горно-обогатительного комбината.На северо-восточном побережье Советского союза предлагалось сделать опорным пунктом порт Тикси в устье реки Лены, значимость которого в дальнейшем бы возросла благодаря приходу в Якутск железной дороги. Благодаря переходу к круглогодичной навигации по Северному морскому пути и наличию до Дудинки глубоководного пути, строительство предприятий в этих районах может быть организовано путем монтажа крупноблочных конструкций, производимых дешевым способом в обжитых районах страны и доставляемых на судах. Северо-Енисейский ТПК к 2000 г., предполагалось, должен охватить своей хозяйственной деятельностью огромную территорию, простирающуюся от Туруханска на юге до мыса Челюскин и архипелага Северная Земля на севере, от Мессояхи на западе до Хатанги на востоке. Академик А.Г. Аганбегян, разработал проект комплексного развития Крайнего Севера, который включал в себя решение проблем развития социальных и производственных инфраструктур, а так же безопасности человека вмешательства им же в природную среду. Такой проект оценивался очень высоко в теоретическом плане, однако на практике все же не был реализован. Государственная политика Крайнего Севера, как и раньше, основывалась на преобладании производственных приоритетов, где главное внимание участников сосредотачивалось на росте производительности, который не всегда был рациональным и выгодным для экспорта сырых продуктов. В 1980 годы решаются вопросы элементарного обеспечения населения Советского Союза за счет полезных ископаемых, ресурсов добытых в северных районах, а именно обеспечение продовольствием, одеждой, бытовыми товарами, которые в принципе могли производиться в стране. Проект экономистов на тот период, по всей видимости, опережал свое время. Мобилизационные решения, в те ж е годы на Севере касались в основном топливно-энергетических отраслей северной экономики. Это было обозначено во всех официальных документах, а так же записано в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981–1985 годы и на период до 1990 года»утвержденных на XXVI съезде КПСС и касающихся решения коренных, как было обозначено, народно-хозяйственных задач государства. Там значилось, что основной экономической проблемой в Советском Союзе является улучшение топливно-энергетического баланса и снижение показателей к минимуму дефицита топлива в Европейской части страны, в том числе и на Урале за счет сибирских месторождений газа и нефти. Как показала практика, это было лишь частью проблемы. Углеводороды помогали решать дисбаланс в советской экономике, и их большая часть уходила в экспорт. В конце 1980годов учеными проводится ряд исследований, которые показали результативность программно-целевого решения экономических и социальных задач находящихся в суровых климатических и в то же время богатых природными ресурсами. Мобилизационные методы государственного управления не исключались. Были сделаны расчеты для организации производственной деятельности с наименьшими экономическими потерями, как выстраивать экологическую и социальную политику.Однако все эти планы и соответственно разработанные программы были ориентированы на советскую централизованную систему управления экономикой и социумом. С переходом на рыночные основания это все не смогло работать. Законы 1990-х гг. нарушили привычный ход событий. Исчезла мобилизующая роль центрального государственного управления, которое на севере определяло социально-экономическое развитие. Начались трудности с финансированием, снабжением, что привело к резкому спаду производства и оттоку населения, особенно квалифицированных работников. Сейчас предпринимаются попытки возродить былое определяющее участие государства в решении хозяйственных проблем Арктики и Северного морского пути, много говорится и о необходимости возврата к мобилизационным моделям с учетом современных реалий. Специалисты и политики признают, что мобилизационные методы могут быть вполне востребованы в районах, богатых природными ресурсами, и при рыночной экономике. А это все может говорить об актуальности изучения и привлечения исторического опыта мобилизационных решений в развитии экономики северных территорий РоссииЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам исследования Советского проекта по освоению Крайнего Севера можно сделать следующие выводы: Для Советского Союза освоение северных районов было крайне необходимымидействиями. Благодаря данному проекту была выведена экономика и промышленность страны на новый уровень, данные отрасли развивались более быстрыми темпами.Был создан мощнейший первый ледокольный флот и начато строительство своих ледоколов, что дало мощный толчек для освоения Севера. Была выведена полярная авиация.Экспедиция показала, что северный морской путь может иметь так же военно-оборонное значение, помимо выполнения транспортной функции. Так этот путь использовался в Великой Отечественной войне при переводе военных судов.Советские геологи открывают новые месторождения полезных ископаемых, в том числе золота на Колыме и Индигирке, они стали основой создания золотодобывающих, угольных, нефте-газовых организаций. За счет углеводородов, добытых в арктических районах, в 1980-е гг. решались вопросы элементарного обеспечения населения СССР продовольствием, одеждой, обувью и другими бытовыми товарами, которые в принципе могли быть произведены в стране.Освоение территории Крайнего Севера было одной национальных задач, требующая больших средств и усилий, расставление приоритетов и концентрации власти на самых важных из них. Создан Северный морской флот, он становится с основным содержанием в 1930 годы военно-стратегической программы. Построен Беломор-Балтийский канал, который соединяет Балтийское и Белое море, дает выходы из Балтики в Северный Ледовитый океан, а через речную систему осуществляется выход в Средиземное и Черное море.Освоение Крайнего Севера было стратегически важным как в экономической, политической так и военной отрасли. Однако были и недочеты системы связанные в большей степенью с социальными проблемами обеспечения жизни работников производств и научно исследовательных кадров. Из выявленной проблемы условий проживания в северных районах можно прийти к выводу, что нельзя было осваивать Крайний Север без учетов интереса людей. Необходимо было строить рабочие поселки, комфортные города и создавать совершенные в технологическом и техническом отношении производства. Для того чтобы было стабильное население для освоения дальнейших ресурсов и высокие показатели в промышленности. Это как раз и было необходимым-создание хороших условий труда и жизни рабочих.Список литературыТраектории проектов в высоких широтах / под ред. Ю.В. Неелова, А.В. Артеева, В.А. Ламина и др. — Новосибирск : Наука, — 2011Ленин В. И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. — Т. 53Изучение и освоение Арктической зоны России в XVIII — начале XXI вв.: сб. документов и материалов. — Новосибирск , 2011Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917–1967): Т. 2: 1933–1940. — М., 1967Тимошенко А. И. Трансформации в российской государственной политике освоения Арктики и Северного морского пути (XVIII–XXI вв.) / А. И. Тимошенко // Государственная политика России в Арктике : Стратегия и практика освоения в XVIII–XXI вв. : сб. науч. тр. / отв. ред. В. А. Ламин. — Новосибирск, 2012. Жуков Ю. А. Сталин: Арктический щит / Ю. А. Жуков. — М. : ВагриусСлавин, Северо-Восток Советского Союза как новый формирующийся эко-номический район : докл. на секции район. и междунар. комплекс. проблем. М. 1958А. Баренберг, город ГУЛАГ, моногород: принудительный труд и его наследие в Воркуте 2004гСойя Э. Как писать о городе с точки зрения пространства? // Логос. 2008Ястребов А. Л. Освоение Крайнего Севера и проблемы строительства // Пробле- мы Севера. 1964. Вып.10Широков А. И. Северо-восток в системе общественных отношений СССР в 1930–1950-е гг. / А. И. Широков // Колымский гуманитарный альманах. — Магадан, 2006.Родионова И.А. Дифференциация регионов Крайнего Севера России по уровню и качеству жизни населения / И.А. Родионова, Е.М. Лиманская //Региональная экономика: теория и практика. – 2010Гагиев Н.Н. Взгляды российских и зарубежных ученых на проблему районирования и делимитации северных территорий / Н.Н. Гагиев // Региональная экономика: теория и практика. – 2013Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы: монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2014.

Список литературы

Траектории проектов в высоких широтах / под ред. Ю.В. Неелова, А.В. Артеева, В.А. Ламина и др. — Новосибирск : Наука, — 2011
1) Ленин В. И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. — Т. 53
2) Изучение и освоение Арктической зоны России в XVIII — начале XXI вв.: сб. документов и материалов. — Новосибирск , 2011

3) Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917–1967): Т. 2: 1933–1940. — М., 1967

4) Тимошенко А. И. Трансформации в российской государственной политике освоения Арктики и Северного морского пути (XVIII–XXI вв.) / А. И. Тимошенко // Государственная политика России в Арктике : Стратегия и практика освоения в XVIII–XXI вв. : сб. науч. тр. / отв. ред. В. А. Ламин. — Новосибирск, 2012.

5) Жуков Ю. А. Сталин: Арктический щит / Ю. А. Жуков. — М. : Вагриус

6) Славин, Северо-Восток Советского Союза как новый формирующийся эко- номический район : докл. на секции район. и междунар. комплекс. проблем. М. 1958

7) А. Баренберг, город ГУЛАГ, моногород: принудительный труд и его наследие в Воркуте 2004г

8) Сойя Э. Как писать о городе с точки зрения пространства? // Логос. 2008

9) Ястребов А. Л. Освоение Крайнего Севера и проблемы строительства // Пробле- мы Севера. 1964. Вып.10

10) Широков А. И. Северо-восток в системе общественных отношений СССР в 1930–1950-е гг. / А. И. Широков // Колымский гуманитарный альманах. — Магадан, 2006.

11) Родионова И.А. Дифференциация регионов Крайнего Севера России по уровню и качеству жизни населения / И.А. Родионова, Е.М. Лиманская //Региональная экономика: теория и практика. – 2010

12) Гагиев Н.Н. Взгляды российских и зарубежных ученых на проблему районирования и делимитации северных территорий / Н.Н. Гагиев // Региональная экономика: теория и практика. – 2013

13) Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы: монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2014.

Вопрос-ответ:

Какой был советский проект освоения районов крайнего севера?

Советский проект освоения районов крайнего севера был масштабным государственным проектом, целью которого было освоение и развитие арктических территорий СССР. Проект включал строительство новых городов и поселков, развитие инфраструктуры, добычу полезных ископаемых и другие мероприятия.

Какая была политика на крайнем севере и какие были условия в арктических городах?

Политика на крайнем севере включала создание специальных льгот для жителей арктических городов, таких как бесплатное жилье, льготы по оплате коммунальных услуг, дополнительные выходные дни и т.д. Условия в арктических городах были экстремальными, суровыми и неблагоприятными для жизни, из-за чего были предприняты меры для улучшения жизненных условий.

Какие результаты были достигнуты в проекте освоения районов крайнего севера?

В результате проекта освоения районов крайнего севера были достигнуты значительные результаты. Были построены новые города и поселки, создана развитая инфраструктура, разработаны месторождения полезных ископаемых, развита северная навигация и другие сферы деятельности.

Какую роль должно играть государство в процессах освоения арктических территорий?

Государство должно играть роль организатора и координатора деятельности всех участников процессов освоения арктических территорий. Оно должно выступать инициатором проектов, предоставлять финансовую поддержку, разрабатывать стратегии развития и обеспечивать соблюдение экологических и социальных стандартов.

Какой вывод можно сделать из данного исторического опыта освоения районов крайнего севера?

Из данного исторического опыта можно сделать вывод о важной роли государства в управлении процессами освоения арктических территорий. Государство должно быть инициатором и организатором проектов, координатором деятельности всех участников и гарантом соблюдения интересов северных регионов и экологической безопасности.

Какой был советский проект освоения районов крайнего севера?

Советский проект освоения районов крайнего севера был комплексной программой, целью которой было развитие арктических территорий, строительство инфраструктуры и освоение природных ресурсов в этом регионе.

Какая была политика Крайнего Севера и условия арктических городов в рамках данного проекта?

Политика Крайнего Севера включала субсидирование экономики региона, государственную поддержку транспортной инфраструктуры, развитие промышленности и социальной сферы. Условия в арктических городах были сложными: суровый климат, отсутствие подходящей инфраструктуры, недостаток товаров и услуг.

Какие результаты были достигнуты в рамках проекта освоения районов крайнего севера?

Результатами проекта стали развитие инфраструктуры, строительство новых городов и сел, освоение природных ресурсов, улучшение социально-экономического положения жителей, развитие науки и образования в регионе.

Какую роль играло государство в процессе освоения крайнего севера?

Государство играло важную роль как организатор и координатор деятельности всех участников проекта, обеспечивая необходимые ресурсы, финансирование и помощь в развитии инфраструктуры и промышленности в регионе.