Специфика травелога в творчестве Дж. К. Джерома

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 14.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАВЕЛОГА 6
1.1. Жанровые особенности травелога 6
1.2. Типология травелогов 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАВЕЛОГА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. К. ДЖЕРОМА 14
2.1. Особенности травелога в творчестве Дж. К. Джерома 14
2.2. Своеобразие травелога в Повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Фрагмент для ознакомления

Разрушают образ единичности также вставные новеллы, которые подчеркивают то, что герой один из многих. Приведем примеры. Так, в самом начале повести задан тон единства и коллективизма. «Все мы чувствовали себя не особо и начинали по этому поводу нервничать.Гаррис сказал, что иногда на него находят такие необычайные припадки головокружения, что он едва соображает что делает». В пространство повести постоянно включаются новеллы, рассказывающие о жизни других людях. Например: «Мне Гаррис каждый раз напоминает бедного моего дядюшку Поджера. Вам в жизни не увидать такой кутерьмы на весь дом, когда мой дядюшка Поджер берется за какую-нибудь работу. Привезут, например, от багетчика в новой раме картину и поставят в столовой. Тетушка Поджер спросит, что с нею делать, а дядюшка». Таким способом автор создает многоголосье повести и отражает полифоничность человеческой жизни, которая, действительно, состоит из разных событий, их сочетанием и взаимодействием. Главный герой не становится уникальным персонажем. Он представлен как один из «толпы». Обратим внимание на еще один прием автора, который направлен на пародирование поэтики романтизма – гастрономический мотив и упоминание еды. В данном случае гастрономический мотив усиливает снижение поэтики романтизма эффектом комизма, который всегда сопровождает тему еды в повести. Приведем примеры из текста повести. «В субботу вы в состоянии сделать глоток бульона и сидеть на палубе, отвечая бледной слабой улыбкой на вопросы добросердечных о том, как вы себя теперь чувствуете. В воскресенье вы снова ходите и принимаете твердую пищу».Далее опять идет подробное описание еды: «Он сказал, что на завтрак подают рыбу и жареное мясо; ленч бывает в час и состоит из четырех блюд; обед в шесть (суп, рыба, entree , жаркое, птица, салат, сладкое, сыр, десерт)». В рассматриваемой повести гастрономическая образность становится важным средством создания комизма, а также средствомпроблематизации и пародирования романтической эстетики и поэтики. Например, автор при упоминании еды использует элементы языковой игры: «Равным образом ни говядина, ни земляника со сливками не были счастливы. Им, можно сказать, не сиделось на месте». Отметим также мотив музыки, который перестает быть уникальной характеристикой главного героя, отражением его творческих способностей. Наоборот, музыка становится вполне обыденным явлением в травелоге. Так, автор снимает с образа музыки романтическую возвышенность, связывает ее с бытом героев и обыденной жизнью. Приедем пример из текста повести. «Конечно, для исполнения комических куплетов большого голоса не требуется. Вокальной техники и правильной фразировки вы также не ожидаете. Неважно, если певец, взяв ноту, вдруг обнаруживает, что забрался высоковато, и срывается вниз. Темп не имеет значения равным образом. Неважно также и то, что обогнав аккомпанемент на два такта, исполнитель неожиданно замолкает на середине фразы, чтобы попрепираться с аккомпаниатором, после чего начинает куплет заново. Но вы рассчитываете на текст».В данном примере автор не только рассказывает в обыденной манере про музыку, но и при этом использует специально снижающую лексику («для исполнения комических куплетов большого голоса не требуется», «неважно» и др.). Таким образом, определено своеобразие травелога в повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Автор пародирует не только поэтику романтизма, но и одновременно наблюдается «самоосмеяние» в рамках жанра неоромантизма.Объектами полемики выступили романтический герой и романтическая образность, а также характерные для романтизма мотивы и темы: путешествия, музыки, Поэта (Музыканта), образы звезд, солнца, неба, луны, моря и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках данного исследования определено, что травелог является предметом изучения исследователей как современный литературный жанр, который развивался и преобразовывался на протяжении мировой истории литературы. Одним из писателей, который внес в развитие жанра травелога, является Дж. К. Джером. Особенную актуальность приобретает изучение травелогаДж. К. Джерома в контексте рассмотрения специфики его творчества.Определено, что определение жанра является одним из важных вопросов. Исследователи при определении жанра опираются а его различные характеристики. Большинство ученых считает, что жанр травелогаявляется синтезом разнообразных жанров. Определены следующие аспекты для описания и характеристики жанра травелога: структурный элемент повествования, тема, проблема жанровой теории, стиль повествования, проблема автора, типы (жанровые формы) путешествий, специфическая сюжетная ситуация, намерение, содержание путешествия, функции литературы путешествий, восприятие литературы путешествий. Рассмотрены различные классификации травелогов. Жанровая специфика травелогов обусловила и различные их классификации. Данные классификации основаны, как правило, на нескольких признаках: реальности и достоверности, национальной и культурной принадлежности, опираясь на различные литературные жанры или выделяя отдельные компоненты в семантическом комплексе данного жанра. Определены особенности травелога в творчестве Дж. К. Джерома, которые выражены сочетанием художественного и публицистического дискурса. Наблюдается влияние публицистического дискурса на художественный дискурс произведений автора. Сильное публицистическое начало во многом определило своеобразие своеобразие творческого наследия и даже особенности комизма Д.К.Джерома. Кроме того, в травелогах автора происходит переосмысление романтической поэтики.Выявлено своеобразие травелога в повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Данное произведение стало одним из самых значимых в творчестве писателя, благодаря которому он вошел в историю мировой литературы как автор юмористической повести «Трое в лодке, не считая собаки». Описано, что автор создает многоголосье повести «Трое в лодке, не считая собаки», отражает полифоничность человеческой жизни, которая, действительно, состоит из разных событий, их сочетанием и взаимодействием. Главный герой не становится уникальным персонажем. Он представлен как один из «толпы», что идет в противовес с поэтикой романтизма и неоромантизма. Для этого автор использует различные приемы и мотивы.Одним их таких мотивов, направленных на пародирование поэтики романтизма является гастрономический мотив и упоминание еды.Выявлено, что структурообразующим элементом повести на различных уровнях: сюжетно-композиционном, поэтики и эстетикиявляется мотив путешествия.Автор пародирует не только поэтику романтизма, но и одновременно наблюдается «самоосмеяние» в рамках жанра неоромантизма.Объектами полемики выступили романтический герой и романтическая образность, а также характерные для романтизма мотивы и темы: путешествия, музыки, Поэта (Музыканта), образы звезд, солнца, неба, луны, моря и т.д.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 сБахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407. http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html Бондарева А. Литература скитаний // Октябрь, 2012, № 7 // Электронный ресурс. http://magazines.russ.ru/october/2012/7/bo18.html Головченко И.Ф. Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. АХМАТОВА). Дисс. … д.ф.н. – М, 2017. 399 с.Гуминский В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 34.Джером, К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки. Рассказы. / Джером К. Джером Л.: Лениздат, 1978. - 368 с.Королёва О.А. Ирония в «малой прозе» Джерома Джерома и английская литературная традиция. Автореф. … дис. канд. филол. наук. – М: 2006. 214 с. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Лен-д: Худож. литература, 1971. 416 с. https://www.booksite.ru/fulltext/lihach/text.pdf Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования: история русской прозы и теория литературы. СПб.: Искусство - СПб, 1997. 700 с.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. Таллинн, 1992. http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htmМайга А.А. Литературныйтравелог: специфика жанра. ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37). http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/47_8.pdf Никитина Н. А., Тулякова Н. А. Жанр травелога: когнитивная модель. HomoLoquens: Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков, 2013. Вып. 5. СПб.: Астерион. С.132-138. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/snuji42noa/direct/104507663 Пономарев Е.Р. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920-х – 1930-х гг. – Дисс. … д.ф.н. – СПб, 2014. // Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/5866275/Пономарев Е.Р. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920-х – 1930-х гг. – Дисс. … д.ф.н. – СПб, 2014. // Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/5866275/Розеватов Д.А. Жанровое своеобразие повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-povesti-dzheroma-k-dzheroma-troe-v-lodke-ne-schitaya-sobaki (дата обращения: 13.05.2020).Розеватов Д.А. Жанровое своеобразие повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-povesti-dzheroma-k-dzheroma-troe-v-lodke-ne-schitaya-sobaki (дата обращения: 15.05.2020).Русаков В.М. Многообразие видов и жанров травелога // Дискурс-Пи, 2013 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-vidov-i-zhanrovtraveloga Севач А.В. Диалог культур в контексте межкультурных коммуникаций // Вестник МГУКИ. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-v-kontekste-mezhkulturnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 15.05.2020).Темирболат А. Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе. – Алматы: Ценные бумаги, 2009. 200 с. http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/temirbolat_ab-problema_hronotopa.pdf Bleicher Th. Einleitung: LiterarischesReisenalsliteraturwissentschaftlichesZiel, in: KompatatistischeHefte. Heft 3 (1981): Reiseliteratur. Universität Bayreuth. S. 3-10.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407. http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html
3. Бондарева А. Литература скитаний // Октябрь, 2012, № 7 // Электронный ресурс. http://magazines.russ.ru/october/2012/7/bo18.html
4. Головченко И.Ф. Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. АХМАТОВА). Дисс. … д.ф.н. – М, 2017. 399 с.
5. Гуминский В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 34.
6. Джером, К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки. Рассказы. / Джером К. Джером Л.: Лениздат, 1978. - 368 с.
7. Королёва О.А. Ирония в «малой прозе» Джерома Джерома и английская литературная традиция. Автореф. … дис. канд. филол. наук. – М: 2006. 214 с.
8. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Лен-д: Худож. литература, 1971. 416 с. https://www.booksite.ru/fulltext/lihach/text.pdf
9. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования: история русской прозы и теория литературы. СПб.: Искусство - СПб, 1997. 700 с.
10. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. Таллинн, 1992. http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm
11. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра. ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37). http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/47_8.pdf
12. Никитина Н. А., Тулякова Н. А. Жанр травелога: когнитивная модель. Homo Loquens: Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков, 2013. Вып. 5. СПб.: Астерион. С.132-138. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/snuji42noa/direct/104507663
13. Пономарев Е.Р. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920-х – 1930-х гг. – Дисс. … д.ф.н. – СПб, 2014. // Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/5866275/
14. Пономарев Е.Р. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920-х – 1930-х гг. – Дисс. … д.ф.н. – СПб, 2014. // Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/5866275/
15. Розеватов Д.А. Жанровое своеобразие повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-povesti-dzheroma-k-dzheroma-troe-v-lodke-ne-schitaya-sobaki (дата обращения: 13.05.2020).
16. Розеватов Д.А. Жанровое своеобразие повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-povesti-dzheroma-k-dzheroma-troe-v-lodke-ne-schitaya-sobaki (дата обращения: 15.05.2020).
17. Русаков В.М. Многообразие видов и жанров травелога // Дискурс-Пи, 2013 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-vidov-i-zhanrovtraveloga
18. Севач А.В. Диалог культур в контексте межкультурных коммуникаций // Вестник МГУКИ. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-v-kontekste-mezhkulturnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 15.05.2020).
19. Темирболат А. Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе. – Алматы: Ценные бумаги, 2009. 200 с. http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/temirbolat_ab-problema_hronotopa.pdf
20. Bleicher Th. Einleitung: Literarisches Reisen als literaturwissentschaftliches Ziel, in: Kompatatistische Hefte. Heft 3 (1981): Reiseliteratur. Universität Bayreuth. S. 3-10.

Вопрос-ответ:

Какие жанровые особенности есть у травелога в творчестве Дж. К. Джерома?

Травелог в творчестве Дж. К. Джерома характеризуется особыми жанровыми особенностями. Это описание путешествия автора с элементами автобиографической и художественной прозы.

Какие типы травелогов существуют?

Существует несколько типов травелогов, включая путевые заметки, путевые дневники, письма из путешествия, рассказы о путешествиях и другие. Каждый тип имеет свои особенности и структуру.

Какие особенности травелога можно обнаружить в творчестве Дж. К. Джерома?

Творчество Дж. К. Джерома отличается своими особенностями травелога. Он описывает свои путешествия с юмором, используя элементы автобиографического нарратива и создавая живописные образы.

Каким образом Дж. К. Джером в своем травелоге "Трое в лодке, не считая собаки" создает особую атмосферу?

В травелоге "Трое в лодке, не считая собаки" Дж. К. Джером использует своеобразие стиля и языка, а также описывает забавные и комические ситуации, чтобы создать особую атмосферу в своем произведении.

Какова роль вставных новелл в травелоге Дж. К. Джерома?

Вставные новеллы в травелоге Дж. К. Джерома играют роль разрушения образа единичности. Они добавляют дополнительные элементы истории, вносят разнообразие и позволяют расширить тематику произведения.

Что такое травелог?

Травелог - это литературный жанр, который представляет собой отчет или описание о путешествии. Он объединяет элементы путевого дневника, рассказа о путешествии и наблюдений за местами, которые посетил автор. В травелогах автор описывает свои впечатления, встречи с людьми, особенности культуры и достопримечательности посещенных стран или городов.

Какие жанровые особенности есть у травелога?

Травелог характеризуется реальностью и достоверностью описываемых событий и мест, автор рассказывает о своих фактических впечатлениях от путешествий. В травелогах часто присутствуют детальные описания природы, городской архитектуры, национальных традиций и обычаев. Также основное внимание уделяется наблюдениям автора, его реакции на окружающую среду и встречам с разными людьми.

Какие типы травелогов существуют?

В травелогах можно выделить несколько типов. Это классические путевые дневники, в которых автор подробно описывает свои путешествия и впечатления. Есть также рассказы-отчеты, в которых автор передает информацию о посещенных местах, достопримечательностях и культуре. Кроме того, есть и тематические травелоги, в которых автор фокусируется на определенной теме - например, кулинарии, истории или приключениях.

Какие особенности травелогов можно выделить в творчестве Дж.К.Джерома?

В творчестве Дж.К.Джерома можно наблюдать несколько особенностей травелога. Автор подробно описывает свои путешествия и приключения, оставляя место для собственных наблюдений и отчета об интересных событиях. Джером с юмором подходит к описанию мест и персонажей, создавая комические ситуации и диалоги. Его травелоги не только информативны, но и развлекательны.

Какие особенности имеет травелог в творчестве Дж.К. Джерома?

Травелог в творчестве Дж.К. Джерома имеет ряд особенностей. Во-первых, он часто представляет собой комическую и сатирическую формулу, в которой автор иронично относится к путешествию и путевым заметкам. Во-вторых, травелог в его произведениях часто сочетается с элементами автобиографии и литературной вымышленности. Наконец, Дж.К. Джером создает своеобразный стиль повествования, смешивая описание реальных мест и событий с комическими ситуациями и саркастическими комментариями.