Поющие в терновнике. Любовь на все времена

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 23 23 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты исследования темы любви в зарубежном романе XX века 3
1.1 Характеристика жанра любовного зарубежного романа XX века 3
1.2 Особенности воплощения темы любви в зарубежном любовном романе ХХ века 7
Глава 2. Анализ особенностей воплощения темы любви в романе Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» 12
2.1 Черты жанра любовного романа в произведении К. Маккалоу «Поющие в терновнике» 12
2.2 Характеристика главных героев в контексте темы любви 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Так, даже сын Дэн становится не просто ее горячо любимым ребенком, а «добычей», которую она пыталась вырвать у Бога: «Я взяла у Ральфа то, чего церкви не получить, что останется в поколениях… я еще возьму верх над Господом Богом. Я полюбила Ральфа в десять лет и, наверно, если доживу до ста, все равно буду его любить. Но он не мой, а вот его ребенок будет мой» [9]. Несмотря на свою женственность и умение любить, Мэгги преисполнена вызовом, далеким от покаяния или сожаления. Кару судьбы Мэгги не принимает, полная уверенности в своей правоте. Миф о птице, ищущей терновник, чтобы погибнуть на его шипах, становится символом всей жизни Мэгги. В каждой сцене она бросает вызов догмам и церкви, а в конце поет свою ликующую песнь – для нее смерть сына – это лишь доказательство несправедливости того, против чего она боролась всю жизнь. Измученная и разбитая собственным горем и проигрышем, Мэгги перестает щадить и своего любимого. Она сообщает Ральфу о том, что именно он является отцом Дэна, чем окончательно разбивает ему сердце. Очерствевшая в постоянной битве с самим Ральфом и его убеждениями, она мстит ему за то, что последняя ее радость украдена. Главные герои, борются с чувствами, однако основной внутренний конфликт происходит в душе у главного героя, Ральфа де Брикассара. До последнего Ральф убеждает себя, что любовь к Мэгги – это только нежная привязанность, ничего не значащая. Для Мэгги же любовь сразу становится жестокой реальностью, от которой она также пыталась убежать, но не смогла. Ральф де Брикассар – один из самых ярких персонажей в книге. Будучи простым священником, а позднее и архиепископом, он постоянно ведет острые богословские споры с другими и с самим собой, рассуждая о вере и о данном Богу обете. Объясняя Мэри Карсон свои взгляды и жизненную позицию, Ральф, скорее, выдает желаемое за действительное, и потому его слова звучат не столько искренне, сколько высокопарно: «Дорогая миссис Карсон, вы ведь католичка. Вам известно – обет мой нерушим. Священником я останусь до самой смерти. Я не могу изменить обету. (…) И точно так же я не верю, что вы столь неумны, чтобы вообразить, будто в лоне святой церкви меня удерживает страх перед возмездием. (…) Я – сосуд, миссис Карсон, и в иные часы я полон Богом. (…) И эта полнота, единение с Богом не зависят от того, где я нахожусь. (…) Но определить это чувство словами трудно, ибо даже для священнослужителя оно великая тайна. Божественный дар, мало кому его дано изведать» [9]. Ральф - человек искренне верующий, однако собственная гордыня, честолюбие, сильные страсти, которыми наделила его природа, не позволяют ему достичь смирения, к которому он так стремится. Вера вступает в конфликт с его естественными склонностями и желаниями. Несмотря на честолюбие, Ральф искренне осознает свой грех и относится к к покаянию, как неизбежной, обязательной расплате за грехи и как к наказанию. Герой не только принимает прикосновение карающей руки Божьей – он и сам себя терзает, и это самоистязание вызывает любовь Мэгги, Витторио, Дэна, Лиона: «Думаю, я не встречал больше людей с такой истерзанной душой, как у Ральфа де Брикассара. В смерти он обретет покой, которого не находил при жизни»[9]. На протяжении всей жизни для Ральфа любовь становится синонимом греха и боли. Осознав, что Мэгги любит его уже настоящей женской любовью с присущими ей желаниями и мечтами, он чувствует страх и боль. Однако страх не уберегают его от совершения греха – и он идет навстречу любви.Однако чувство любви, так же как и у Мэгги, у Ральфа омрачается собственной гордыней. Если Мэгги старается вырвать свою любовь из рук церкви, становится жестче, то для Ральфа любовь – признак его слабости. Для него любовь – это что-то грязное, что-то, что лишило его совершенства и сделало уязвимым: «Ужасно сознание вины, ибо он пал, не достиг совершенства, к которому стремился, не оправдал доверия того, кто всегда был ему истинным, заботливым, бесконечно добрым другом. Ужасно сознание вины, ибо стоишь перед тем, кто чист духом, а сам ты утратил чистоту» [9].В конце в Ральфе также происходит перерождение. Отзвук боли в итоге превратится в настоящую муку на душе. Любовь научила его чувствовать по-настоящему, сделав страдания еще острее и невыносимее. Несмотря на то, что согласно догмам он совершает грех и нарушает их, поддавшись усилившимся чувствам, Ральф духовно растет, становится более зрелым и живым: «Пожимая на прощанье руку гостя, Роб поглядел ему в лицо и удивился. Никогда еще не видал таких выразительных, таких печальных глаз. Взор архиепископа Ральфа навсегда утратил былую отрешенность» [9]. Страдание Ральфа усиливается осознанием собственной ответственности перед Мэгги. Однако это осознание не лишает любви и тех чувств, что он испытал с Мэгги чистоты и святости, и Ральф признает это: «Я всего лишь человек, и она дала мне наслаждение, какого я прежде и вообразить не мог. Я не знал, что с женщиной можно испытать подобное, что она дарит такую огромную радость. Я жаждал никогда больше с нею не расставаться, и не только ради ее плоти, но ради счастья просто быть подле нее, говорить с нею и молчать, есть обед, приготовленный ее руками, улыбаться ей, разделять ее мысли. Я буду тосковать по ней до последнего вздоха» [9]. Герои неспособны сопротивляться внутренним чувствам и страсти, любовь для них имеет форму наваждения, хотя и показана в разных воплощениях. Мэгги любовь привела к разочарованиям и жестокости, Ральфа – к осознанию бессмысленности собственной борьбы и истинному покаянию, зрелости. Таким образом, любовь в романе «Поющие в терновнике» изображена как стихийная сила, подчиняющая себе любые воззрения, стериотипы и догмы. Ни разница в возрасте, ни запреты церкви, ни внутренние убеждения Ральфа не смогли уберечь его и Мэгги от опасной и запретной любви. Основной посыл автора романа заключен в том, что каждый человек подвержен любви и не может ей сопротивляться, вне зависимости от собственных убеждений, стремлений и принципов. Смысл мотива любви – в понимании животворящей силы любви, которая сильнее воли любого человека. Природа бессознательного, по мнению автора такова, что не признает никаких преград – ни моральных, ни социальных. ЗаключениеТема любви является одной из самых вечных и актуальных тем во все времена. В рамках любовного романа ХХ века эта тема приобретает новые значения и смыслы, наполняется новыми чертами и признаками, изучение которых и стало целью данного курсового исследования. В ходе исследования нами решались следующие задачи: 1) анализ научной литературы позволил выявить такие основные характеристики жанра любовного зарубежного романа ХХ века, как интеграцию семейного и женского романа, ведущая любовная тема, ориентация на женскую целевую аудиторию;2) изучение особенностей воплощения темы любви в зарубежном любовном романе ХХ века позволило выявить такие черты, как экзальтированное проявление любви, трагичность финала, ощущение безысходности, состояние мучительного выбора героев;3) анализ черт жанра любовного романа в произведении К. Маккалоу «Поющие в терновнике» также показал, что в романе присутствуют и типичные и нетипичные для жанра черты;4) охарактеризованы главные герои с учетом специфики выбранной темы исследования. Несмотря на приемственность многих черт классического любовного романа, в романе «Поющие в терновнике» проявляются новые уникальные особенности, такие как связь с эмансипацией и темой не преодоления любви, борьба с церковными догмами, трагический финал. Тема греха в романе также непосредственно связана с темой любви между героями, так как именно на его основе и строится весь конфликт произведения. В романе К. Маккалоу дает новую трактовку и понимание любви, как грешного чувства, показывая на примере собственных героев, что любовь является чистым и светлым чувством, наполняющим жизнь новыми смыслами.Произведение показывает противоречивую и двойственную природу любви, как стихийного явления, не поддающегося ни волевым, ни моральным, ни общественным установка, и несущего в себе черты бессознательного и потустороннего. Исследуемая тема имеет перспективы дальнейшего изучения в таком направлении как изучение темы любви в творчестве писателей второй половины XX столетия.Таким образом, поставленные в исследовании цели и задачи решены.Список использованной литературыАндреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век / Л.Г. Андреев. – М., 2004. – С. 177.Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 303-331.Велюго О.А. Дискурс любви или любовный дискурс? Комментарий к терминологическому аппарату// Вестник БДУ. - № 1. – 2016. – С. 8-12. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов / А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. – Л.: Худож. лит., 1940. – 649 с.Жутковская Н.М. Религиозная картина мира в сознании героев романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // Перевод. Язык. Культура VII международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 150-154.Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 33-64.Козлова М. М. Современный любовный роман как жанр массовой культуры // Вестник УлГТУ. - 2002. - №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-lyubovnyy-roman-kak-zhanr-massovoy-kultury (дата обращения: 15.05.2020).Лещенко Н.А. Традиции «семейной саги» в романе К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // Научный обозреватель. - 2016. - № 8. - С. 13-14.Маккаллоу К. Поющие в терновнике. – Л.: Художественная литература, 1992. – 276 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://book-online.com.ua/read.php?book=4897&page=166Найманова Ч.К. Архетипный анализ в романе К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // Вестник Кыргызстана. - 2017. - № 2 (2). - С. 137-142.Никольский Е.В. Семейная хроника в системе жанров романной прозы // Филология. Литературоведение. – 2012. - С. 37-46.Ожегов С. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ozhegov.com (дата обращения: 05.05.2020).Полосина Е. В. Структура сюжета зарубежного любовного романа // Филология и человек. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-syuzheta-zarubezhnogo-lyubovnogo-romana (дата обращения: 15.05.2020).Поршнева А. С., Бороненко А. В. К проблеме рецепции зарубежного любовного романа в России // Вестник ЧГУ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-retseptsii-zarubezhnogo-lyubovnogo-romana-v-rossii (дата обращения: 15.05.2020).Поршнева А. С. Современное женское чтение: зарубежный "Роман о Золушке" / А. С. Поршнева, А. В. Бороненко // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2011. - № 4 (96). - С. 228-243.Руднев В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М., 1997. – 320 с. Улыбина Е. Субъект в пространстве женского романа // Пространства жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции / отв. ред. Э.В. Сайко. – М.: Наука, 2004. – С. 538-555.Фролов Г.А. Немецкий любовный роман в постмодернистском контексте [Электронный ресурс] // Режим доступа. - https://kpfu.ru/staff_files/F751905041/Nem.ljub..roman.pdfЧепелева М.Н. Художественное своеобразие романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // В сборнике: Научное сообщество студентов.– 2016. – С. 340-344.Щировская Т.Н. Типология сюжетов в произведениях отечественной массовой литературы 1990-2000-х годов :дис. ... канд. филол. наук. - Армавир, 2006. – 40 с.

Список использованной литературы
1. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век / Л.Г. Андреев. – М., 2004. – С. 177.
2. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 303-331.
3. Велюго О.А. Дискурс любви или любовный дискурс? Комментарий к терминологическому аппарату// Вестник БДУ. - № 1. – 2016. – С. 8-12.
4. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов / А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. – Л.: Худож. лит., 1940. – 649 с.
5. Жутковская Н.М. Религиозная картина мира в сознании героев романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // Перевод. Язык. Культура VII международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 150-154.
6. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 33-64.
7. Козлова М. М. Современный любовный роман как жанр массовой культуры // Вестник УлГТУ. - 2002. - №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-lyubovnyy-roman-kak-zhanr-massovoy-kultury (дата обращения: 15.05.2020).
8. Лещенко Н.А. Традиции «семейной саги» в романе К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // Научный обозреватель. - 2016. - № 8. - С. 13-14.
9. Маккаллоу К. Поющие в терновнике. – Л.: Художественная литература, 1992. – 276 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://book-online.com.ua/read.php?book=4897&page=166
10. Найманова Ч.К. Архетипный анализ в романе К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // Вестник Кыргызстана. - 2017. - № 2 (2). - С. 137-142.
11. Никольский Е.В. Семейная хроника в системе жанров романной прозы // Филология. Литературоведение. – 2012. - С. 37-46.
12. Ожегов С. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ozhegov.com (дата обращения: 05.05.2020).
13. Полосина Е. В. Структура сюжета зарубежного любовного романа // Филология и человек. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-syuzheta-zarubezhnogo-lyubovnogo-romana (дата обращения: 15.05.2020).
14. Поршнева А. С., Бороненко А. В. К проблеме рецепции зарубежного любовного романа в России // Вестник ЧГУ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-retseptsii-zarubezhnogo-lyubovnogo-romana-v-rossii (дата обращения: 15.05.2020).
15. Поршнева А. С. Современное женское чтение: зарубежный "Роман о Золушке" / А. С. Поршнева, А. В. Бороненко // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2011. - № 4 (96). - С. 228-243.
16. Руднев В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М., 1997. – 320 с.
17. Улыбина Е. Субъект в пространстве женского романа // Пространства жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции / отв. ред. Э.В. Сайко. – М.: Наука, 2004. – С. 538-555.
18. Фролов Г.А. Немецкий любовный роман в постмодернистском контексте [Электронный ресурс] // Режим доступа. - https://kpfu.ru/staff_files/F751905041/Nem.ljub..roman.pdf
19. Чепелева М.Н. Художественное своеобразие романа К. Маккалоу «Поющие в терновнике» // В сборнике: Научное сообщество студентов. – 2016. – С. 340-344.
20. Щировская Т.Н. Типология сюжетов в произведениях отечественной массовой литературы 1990-2000-х годов : дис. ... канд. филол. наук. - Армавир, 2006. – 40 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет жанр любовного зарубежного романа XX века, согласно данной статье?

Согласно данной статье, одной из особенностей жанра любовного зарубежного романа XX века является тема любви, которая присутствует в нем на протяжении всего произведения.

Какие особенности воплощения темы любви в зарубежных любовных романах XX века рассматриваются в статье?

Статья рассматривает особенности воплощения темы любви в зарубежных любовных романах XX века, включая характеристику жанра, особенности главных героев и индивидуальный подход каждого автора к рассмотрению этой темы.

Какие аспекты воплощения темы любви рассматриваются в романе "Поющие в терновнике" автора Колин Маккалоу, согласно данной статье?

По мнению статьи, роман "Поющие в терновнике" отражает особенности воплощения темы любви, такие как черты жанра любовного романа и характеристика главных героев.

О чем говорится в главе 2 статьи "Поющие в терновнике Любовь на все времена"?

В главе 2 статьи "Поющие в терновнике Любовь на все времена" проводится детальный анализ особенностей воплощения темы любви в романе "Поющие в терновнике" автора Колин Маккалоу.

Какие особенности воплощения темы любви можно найти в романе "Поющие в терновнике" автора Колин Маккалоу?

В романе "Поющие в терновнике" автора Колин Маккалоу можно найти черты жанра любовного романа и характеристику главных героев, которые воплощают тему любви.

Какие теоретические аспекты исследования темы любви в зарубежном романе XX века рассматриваются в статье?

Статья рассматривает характеристику жанра любовного зарубежного романа XX века и особенности воплощения темы любви в таких романах.

Какие особенности воплощения темы любви в зарубежном любовном романе ХХ века описывает статья?

Статья описывает особенности воплощения темы любви в зарубежном любовном романе ХХ века, такие как различные жанровые черты и особенности главных героев.

Какие черты жанра любовного романа присутствуют в романе "Поющие в терновнике"?

В романе "Поющие в терновнике" присутствуют особенности жанра любовного романа, такие как сложный сюжет, противоречивые эмоции героев и сильное внимание к развитию романтических отношений.

Какими героями характеризуется роман "Поющие в терновнике"?

Роман "Поющие в терновнике" характеризуется главными героями, которые испытывают сильные эмоции, борются с внутренними конфликтами и проходят сложный путь к настоящей любви.

Какие анализируются особенности воплощения темы любви в романе "Поющие в терновнике"?

Статья анализирует особенности воплощения темы любви в романе "Поющие в терновнике", такие как использование различных художественных приемов, создание напряженных ситуаций и подчеркивание важности любовных отношений.

Что изучается в статье "Поющие в терновнике Любовь на все времена"?

Статья занимается исследованием темы любви в зарубежном романе XX века, а также анализом особенностей воплощения этой темы в романе "Поющие в терновнике" Колина Маккалоу.

Какие теоретические аспекты касаются исследования темы любви в романе XX века?

В статье рассматриваются характеристика жанра любовного зарубежного романа XX века и особенности воплощения темы любви в нем.