Методист библиотеки: требования к профессии и личности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Библиография
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 18.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность и специфика профессии методист 5
1.1 Особенности профессии методиста библиотеки 5
1.2 Профессиональные требования к методисту библиотеки 8
Глава 2. Методист библиотеки: профессиональные компетенции 14
2.1 Квалификационные требования к методисту библиотеки 14
2.2 Основные качества методиста библиотеки 20
Заключение 25
Список использованной литературы: 27

Фрагмент для ознакомления

2. Социальная компетентностьпринятие других такими, какие они есть;терпимое отношение к ошибкам;интерес к широкому кругу проблем, к широкому окружению;пунктуальность;стремление к сотрудничеству;искренность с собой и другими;социальная совесть.3. Способность к практическому решению проблемотслеживание всех аспектов проблемы;идентификация связей между идеями;аккуратность в интерпретации информации;использование оригинальных источников базовой информации;принятие точных решений;усиление генерации идей;оптимальные пути постановки программы;внимание ко всем сторонам аргументации.4. Вербальные способностиконструктивное, аналитическое и творческое мышление;хорошая память на текстовую, зрительную, звуковую информацию;речь ясная и аргументированная;умение поддержать беседу;учет особенностей области познания;высокая грамотность;достаточный широкий запас;широкий круг чтения;высокая работоспособность.5. Методические умения:диагностирование;целеполагание;проектирование и разработка программ профессионального роста, изучение и обобщение опыта библиотекарей;сбор и хранение информации;разработка методических рекомендаций;владение техникой экспертизы [3].Методист решает вопросы непрерывного методического обеспечения творческого процесса. Он не должен давать устаревшие советы и знания, ондолжен стать ориентиром в развитии библиотекарей, уметь сотрудничать, вести диалог, раскрывать новые возможности работы.Профессиональная культура методистов несовместима с волокитой, бездушием, грубостью, бюрократизмом, чванством, формализмом, безответственностью и отсутствием деловых качеств. Необходимы объективная оценка деятельности каждой библиотеки и ее сотрудников, своевременное поощрение их успехов[19]. Недопустимы: нескромность, несправедливость, злоупотребление своими обязанностями.Личные качества методиста могут меняться под влиянием условий работы, в результате накопленного опыта.Методисту обязательно иметь библиотечный опыт. Опыт методиста – это сумма навыков, умений и привычек.Знания и опыт формируют методиста, помогают ему глубже осуществлять воздействие на библиотекарей, лучше понимать, видеть недостатки, проблемы конкретных библиотекарей и пути их решения.Важным показателем роста и изменения личности методиста является его речь, круг его влияния на библиотекарей.Речевая культура методиста выполняет три основные функции:1) выдача распорядительной информации;2) получение обратной информации;3) выдача оценочной информации (оценка выполнения библиотекарями тех или иных заданий и работ) [2].Методисты должны уметь организовать свое психическое состояние. Хорошие методисты должны обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Так как общение с библиотекарями не всегда проходит гладко по объективным и субъективным причинам. Библиотекари считают, что методисты часто бывают грубыми, нетерпимыми. В общении с библиотекарями у них преобладает назидательность, категоричность, что не способствует нормальному диалогу. С другой стороны, библиотекари, в силу своих не всегда компетентных действий, вынуждают методистов поступать более жестко, чем предусмотрено по Уставу [11].Для решения разногласий помогает опыт методиста, его компетентность в различных вопросах.Согласно квалификационным требованиям для работы методисту необходимо профильное, желательно библиотечное образование. Имея хорошую теоритическую базу методист даже с небольшим опытом работы может быть хорошим специалистом. А вместе с опытом работы, постоянным повышением образовательного и культурного уровня методист становится ассом своего дела.ЗаключениеПрофессия методиста относится к числу наиболее сложных библиотечных профессий. Методическая работа требует глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения методами научно-исследовательской и научно-методической работы. Методисту необходимо перерабатывать, анализировать большие объемы информации, находить ценные знания и передавать их библиотекам.Методист должен знать, на что необходимо обращать внимание в первую очередь, как решить те или иные проблемы, используя возможности библиотеки и библиотекарей. В этом ему помогает опыт и знания. Например, выезды в библиотеки, чтобы их поддержать, научить новому и даже защитить от закрытия библиотеки.Методист должен добиваться того, чтобы библиотеки нормально функционировали и развивались, ставить перед ними те или иные задачи, объяснять, как можно их выполнить.Требования к методистам очень высокие – они должны все уметь, все знать, разбираться во всех тонкостях библиотечного дела. И самое главное уметь это рассказать, научить библиотекарей, дать им новые знания и умения. Одной из задач методистаявляется обучение и развитие персонала, поэтому много времени уделяется мониторингу состояния коллектива, профессиональному, эмоциональному, психологическому. Методист должен быть другом, добрым советчиком для своего коллектива. Тогда его будут слышать и выполнять его рекомендации, к нему пойдут за советом и помощью.В течение всей профессиональной деятельности методисты бережно накапливают опыт, узнают новое, развивать свои возможности, умения, способности.Методическая работа – работа творческая, требующая постоянного поиска новых путей повышения эффективности и качества работы библиотек.Квалификационные требования к должности методиста предусматривают наличие высшего библиотечного образования и практического опыта работы в библиотеке.Методист – это не просто библиотечный работник, это постоянное самообразование и постоянный поиск нового интересного опыта, генерация собственных идей и претворение их в практику, умение зажечь идеей и не бояться ответственности. Список использованной литературы:Авраева, Ю.Б. «Делать немного больше, чем от тебя ожидают» : феномен компетентности / Ю. Б Авраева. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2016. – № 8. – С. 2–7.Авраева, Ю.Б. Методисты библиотеки: умения и возможности / Ю. Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Библиосфера. – 2013. – №4. – С.53–57.Авраева, Ю.Б. Методические службы библиотек: новые лица, роли и возможности / Ю.Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Методическая служба современной публичной библиотеки: от теории к практике : материалы Всерос. науч.–практ. конф. (Санкт–Петербург, 27–28 нояб. 2014 г.). – Санкт–Петербург, 2014. – С. 6–17.Авраева, Ю.Б. Новая "модель" методических кадров общедоступных библиотек / Ю.Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Петербургская библиотечная школа. – 2016. – № 3 (55). – С. 61–70.Авраева, Ю.Б. Новые типы методических кадров общедоступных библиотек / Ю.Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. – №10. – С.107–114.Авраева, Ю.Б. Типы методистов общедоступных библиотек: новая реальность : учебное пособие / Ю. Б. Авраева; Министерство культуры Российской Федерации, Восточно–Сибирский государственный институт культуры, Центральная городская библиотека им. И. Калашникова. – Улан–Удэ :Изд–во Бурятского гос. ун–та, 2017. – 177, [2] с. : ил., табл. –Текст : непосредственный.Авраева, Ю.Б. Этика поведения методистов библиотек : (постановка проблемы) / Ю. Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Библиосфера. – 2015. – №2. – С. 98–101.Акилина, М.И. Научно-методическая деятельность в библиотечной сфере: современные тенденции / М.И. Акилина. – Текст :непосредственный // Библиотековедение. – 2016. – Т. 1. № 2. – С. 136-144.Акинфиева, О. В. Безбарьерная среда методиста библиотеки: открытый диалог через Интернет–пространство / О. В. Акинфиева. –Текст : непосредственный // На переднем крае библиотечных инноваций: сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции "Научно–методическая деятельность библиотек Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики" (Москва, 23–24 октября 2014 г.) / Российская гос. б–ка. – Москва: Пашков дом, 2015. – C. 202–211.Бойкова, О.Ф. Аттестация работников библиотеки / О.Ф. Бойкова. – Текст : непосредственный // Университетская книга. – 2017. –№11. – С. 30–38.Бояк, Т.Н. Легко ли быть методистом? / Т.Н. Бояк. –Текст : непосредственный // Библиосфера. – 2018. – № 1. – C. 92–93.Должностная инструкция методиста библиотеки. – Текст электронный. – Портал электронной поддержки руководителей учреждений культуры [сайт]: https://www.cultmanager.ru/article/8614–di–19–m05–10–metodista–bibliotekiКлюев, В. К.Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: необходимость, концепция, проектирование / В. К. Клюев, Н. Ю. Дементьева. – Текст : непосредственный // Скворцовские чтения. Библиотечное дело - 2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры и образования : материалы Девятнадцатой международной научной конференции (23-24 апреля 2014 г.). – Ч. 2. –Москва : МГУКИ, 2014. – C. 62-66.Левченко, А. Л.Методическая служба в формате 3D: Доступно. Доходчиво. Дифференцированно. / А. Л. Левченко. – Текст : непосредственный // Всероссийская научно-практическая конференция "Методическая служба современной публичной библиотеки: от теории к практике", 27-28 ноября 2014 г.– Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2014. – С. 49-66.Методическая работав современных условиях: Обзор / сост. О. А. Ли. – Хабаровск:Дальневосточная государственная научная библиотека, 2019. – 23 с. –Текст : непосредственный.Методическаяработамуниципальнойцентральнойбиблиотеки :методическоепособие/ ЯОУНБимени Н.А. Некрасова;сост. М.В. Николаева,Е.В. Еланцева;отв. за вып. Е. А. Кузнецова. – Ярославль, 2014 – 80 с.–Текст : непосредственный.Методическое обеспечение библиотечной деятельности // Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев. – Текст : непосредственный. – Санкт-Петербург: Профессия, 2010. – С.517 -558.Плохотник, Т.М. Методист в детской библиотеке: практическое пособие / Т. М. Плохотник. – Москва :Либерея–Бибинформ, 2013. – 95 с. : ил., табл. – (Серия "Библиотекарь и время. XXI век" : 100 + 100 выпусков; № 146). –Текст : непосредственный.Профессиональные стандарты. Консультация / НМО ГБУК«ООУНБ им. Н. К. Крупской»; сост. Л. Л. Кучапина. – Оренбург:РИО ООУНБ им. Н. К. Крупской, 2017 – 12 с. – – Текст : непосредственный.Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно–информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / И.М. Суслова. – Текст : непосредственный. – СПб.: Профессия, 2009. –С. 353–359.Туранина, Н.А. Роль методических служб в повышении квалификации и переподготовке библиотечных кадров / Н.А. Туранина, Т.А. Капустина. –Текст : непосредственный // Пятнадцатые Денисьевские чтения Материалы международной научно–практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно–информационной деятельности. 2019. – С. 83–85.Харечко, Т.В. Методическая служба: ориентир – на эффективность / Т.В. Харечко. –Текст : непосредственный // Современная библиотека. – 2020. – №3. – С.22–24.

Список использованной литературы:
1. Авраева, Ю.Б. «Делать немного больше, чем от тебя ожидают» : феномен компетентности / Ю. Б Авраева. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2016. – № 8. – С. 2–7.
2. Авраева, Ю.Б. Методисты библиотеки: умения и возможности / Ю. Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Библиосфера. – 2013. – №4. – С.53–57.
3. Авраева, Ю.Б. Методические службы библиотек: новые лица, роли и возможности / Ю.Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Методическая служба современной публичной библиотеки: от теории к практике : материалы Всерос. науч.–практ. конф. (Санкт–Петербург, 27–28 нояб. 2014 г.). – Санкт–Петербург, 2014. – С. 6–17.
4. Авраева, Ю.Б. Новая "модель" методических кадров общедоступных библиотек / Ю.Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Петербургская библиотечная школа. – 2016. – № 3 (55). – С. 61–70.
5. Авраева, Ю.Б. Новые типы методических кадров общедоступных библиотек / Ю.Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. – №10. – С.107–114.
6. Авраева, Ю.Б. Типы методистов общедоступных библиотек: новая реальность : учебное пособие / Ю. Б. Авраева; Министерство культуры Российской Федерации, Восточно–Сибирский государственный институт культуры, Центральная городская библиотека им. И. Калашникова. – Улан–Удэ : Изд–во Бурятского гос. ун–та, 2017. – 177, [2] с. : ил., табл. –Текст : непосредственный.
7. Авраева, Ю.Б. Этика поведения методистов библиотек : (постановка проблемы) / Ю. Б. Авраева. – Текст : непосредственный // Библиосфера. – 2015. – №2. – С. 98–101.
8. Акилина, М.И. Научно-методическая деятельность в библиотечной сфере: современные тенденции / М.И. Акилина. – Текст : непосредственный // Библиотековедение. – 2016. – Т. 1. № 2. – С. 136-144.
9. Акинфиева, О. В. Безбарьерная среда методиста библиотеки: открытый диалог через Интернет–пространство / О. В. Акинфиева. –Текст : непосредственный // На переднем крае библиотечных инноваций: сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции "Научно–методическая деятельность библиотек Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики" (Москва, 23–24 октября 2014 г.) / Российская гос. б–ка. – Москва: Пашков дом, 2015. – C. 202–211.
10. Бойкова, О.Ф. Аттестация работников библиотеки / О.Ф. Бойкова. – Текст : непосредственный // Университетская книга. – 2017. –№11. – С. 30–38.
11. Бояк, Т.Н. Легко ли быть методистом? / Т.Н. Бояк. –Текст : непосредственный // Библиосфера. – 2018. – № 1. – C. 92–93.
12. Должностная инструкция методиста библиотеки. – Текст электронный. – Портал электронной поддержки руководителей учреждений культуры [сайт]: https://www.cultmanager.ru/article/8614–di–19–m05–10–metodista–biblioteki
13. Клюев, В. К. Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: необходимость, концепция, проектирование / В. К. Клюев, Н. Ю. Дементьева. – Текст : непосредственный // Скворцовские чтения. Библиотечное дело - 2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры и образования : материалы Девятнадцатой международной научной конференции (23-24 апреля 2014 г.). – Ч. 2. – Москва : МГУКИ, 2014. – C. 62-66.
14. Левченко, А. Л. Методическая служба в формате 3D: Доступно. Доходчиво. Дифференцированно. / А. Л. Левченко. – Текст : непосредственный // Всероссийская научно-практическая конференция "Методическая служба современной публичной библиотеки: от теории к практике", 27-28 ноября 2014 г. – Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2014. – С. 49-66.
15. Методическая работа в современных условиях: Обзор / сост. О. А. Ли. – Хабаровск: Дальневосточная государственная научная библиотека, 2019. – 23 с. –Текст : непосредственный.
16. Методическая работа муниципальной центральной библиотеки : методическое пособие / ЯОУНБ имени Н.А. Некрасова; сост. М.В. Николаева, Е.В. Еланцева; отв. за вып. Е. А. Кузнецова. – Ярославль, 2014 – 80 с. –Текст : непосредственный.
17. Методическое обеспечение библиотечной деятельности // Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев. – Текст : непосредственный. – Санкт-Петербург: Профессия, 2010. – С.517 -558.
18. Плохотник, Т.М. Методист в детской библиотеке: практическое пособие / Т. М. Плохотник. – Москва : Либерея–Бибинформ, 2013. – 95 с. : ил., табл. – (Серия "Библиотекарь и время. XXI век" : 100 + 100 выпусков; № 146). –Текст : непосредственный.
19. Профессиональные стандарты. Консультация / НМО ГБУК «ООУНБ им. Н. К. Крупской»; сост. Л. Л. Кучапина. – Оренбург: РИО ООУНБ им. Н. К. Крупской, 2017 – 12 с. – – Текст : непосредственный.
20. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно–информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / И.М. Суслова. – Текст : непосредственный. – СПб.: Профессия, 2009. –С. 353–359.
21. Туранина, Н.А. Роль методических служб в повышении квалификации и переподготовке библиотечных кадров / Н.А. Туранина, Т.А. Капустина. –Текст : непосредственный // Пятнадцатые Денисьевские чтения Материалы международной научно–практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно–информационной деятельности. 2019. – С. 83–85.
22. Харечко, Т.В. Методическая служба: ориентир – на эффективность / Т.В. Харечко. –Текст : непосредственный // Современная библиотека. – 2020. – №3. – С.22–24.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет профессия методиста библиотеки?

Профессия методиста библиотеки имеет свои особенности, такие как необходимость в хорошем социальном взаимодействии, постоянное обучение и следование новым технологиям, а также способность к анализу и организации информации.

Какие требования предъявляются к методисту библиотеки?

Методист библиотеки должен обладать высоким уровнем профессионализма, уметь анализировать и организовывать информацию, быть терпимым к ошибкам и открытым для новых идей. Также важно иметь хорошее социальное взаимодействие и готовность к постоянному обучению.

Каковы квалификационные требования к методисту библиотеки?

Квалификационные требования к методисту библиотеки включают наличие высшего образования в области библиотечной науки или информационных технологий, а также опыт работы в библиотечной сфере. Кроме того, важно иметь навыки работы с компьютером и знание современных технологий.

Какие основные качества должен иметь методист библиотеки?

Основные качества методиста библиотеки включают высокий уровень профессионализма, ответственность, организованность, креативность, а также готовность к постоянному обучению и адаптации к новым технологиям.

Какую роль играет социальная компетентность в работе методиста библиотеки?

Социальная компетентность играет важную роль в работе методиста библиотеки, так как они должны уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми, проявлять терпимое отношение к ошибкам и быть открытыми к новым идеям. Также важно уметь принимать людей такими, какие они есть, и быть готовыми решать конфликтные ситуации.

Какие особенности есть у профессии методиста библиотеки?

Профессия методиста библиотеки имеет свои особенности, такие как необходимость в широких знаниях в области библиотековедения, информационных технологий и педагогики. Также методист должен уметь работать с разными категориями пользователей и иметь навыки планирования и организации мероприятий.

Какие профессиональные требования предъявляются к методисту библиотеки?

Методисту библиотеки необходимо обладать высшим образованием в области библиотечного дела, иметь опыт работы в библиотеке и знание современных информационных технологий. Также важно иметь коммуникативные навыки, умение работать в коллективе и быть готовым к самообразованию.

Какие квалификационные требования предъявляются к методисту библиотеки?

Методисту библиотеки требуется иметь высшее образование по специальности "библиотечное дело". Он также должен обладать знаниями в области педагогики, психологии и информационных технологий. Кроме того, методисту важно постоянно совершенствовать свои навыки и знания, посещая курсы и тренинги.

Что является основными качествами методиста библиотеки?

Основными качествами методиста библиотеки являются ответственность, инициативность, творческий подход к работе, умение планировать и организовывать мероприятия, а также коммуникабельность и умение работать в коллективе.

Какие социальные компетенции должен иметь методист библиотеки?

Методист библиотеки должен уметь принимать других людей такими, какие они есть, иметь терпимое отношение к ошибкам и быть готовым помогать пользователям библиотеки в решении их информационных потребностей. Важно также уметь работать с разными социальными группами и учитывать их потребности и интересы.

Какие особенности имеет профессия методиста библиотеки?

Профессия методиста библиотеки имеет несколько особенностей. Во-первых, методист библиотеки отвечает за разработку и проведение методической работы в библиотеке. Он разрабатывает методические рекомендации, планы профессионального развития библиотечных работников, проводит тренинги и семинары. Во-вторых, методист библиотеки должен быть хорошо знаком с современными информационными технологиями и уметь использовать их в своей работе. В-третьих, методист библиотеки должен обладать творческим мышлением и уметь адаптироваться к изменяющимся требованиям и потребностям пользователей. Кроме того, методист библиотеки должен быть коммуникабельным и уметь работать в коллективе.

Какие профессиональные требования предъявляются к методисту библиотеки?

К профессиональным требованиям к методисту библиотеки относятся следующие: иметь высшее библиотечное или информационное образование; обладать знаниями и навыками в области методической работы в библиотеке; быть хорошо знакомым с современными информационными технологиями; уметь разрабатывать методические рекомендации и планы профессионального развития; обладать коммуникативными навыками и уметь работать в коллективе; быть творческим и адаптивным в своей работе. Кроме того, методист библиотеки должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, следить за новинками в области библиотечной науки и методики.