Повышение надежности работы магистральных трубопроводов на основе ВТД

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Нефтегазовое дело
  • 104 104 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 06.07.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Лист
Задание на выполнение ВКР 2
Реферат 3
Содержание 4
Обозначения и сокращения 5
Введение 6
1 Диагностика магистральных трубопроводов 9
1.1. Общие понятия о диагностике трубопроводов 9
1.1.1 Внутритрубная диагностика 11
1.1.2 Электрометрическая диагностика 13
1.1.3 Шурфовое диагностирование 14
1.1.4 Аэровоздушное обследование 15
1.1.5 Гидравлические и пневматические испытания 16
1.2 Дефекты трубопроводов и их описание 19
1.2.1 Дефекты коррозионного происхождения 23
1.2.2 Дефекты механического характера 25
1.2.3 Усталостные и коррозионные трещины 25
1.2.4 Дефекты сварных соединений 26
1.2.5 Комбинированные дефекты 27
1.2.6 Дефекты изоляционных покрытий 27
1.3 Причины образования и развития дефектов 27
1.4 Идентификация дефектов 31
2 Расчеты параметров трубопровода 34
2.1 Расчет толщины стенки трубопровода 35
2.2 Расчет трубопровода на прочность и устойчивость 40
2.3. Расчетная схема трубы с дефектами 45
3 Внутритрубная диагностика магистральных газопроводов 52
3.1 Оборудование, используемое для диагностики 53
3.2. Принципы и методы диагностики 54
3.2.1 Ультразвуковые внутритрубные дефектоскопы 54
3.2.2 ЭМАП-дефектоскопы 70
3.2.3 Магнитные внутритрубные дефектоскопы 74
3.2.4 Комбинированные внутритрубные дефектоскопы 80
4. Экспериментальная часть 81
Заключение 95
Список использованных источников 96
Приложение А (обязательное) Перечень демонстрационных материалов ВКР 103

Фрагмент для ознакомления

Ра зличие  за ключа е тся в том, что вме сто пье зоэле ме нта  используе тся ка тушка  индуктивности и име е тся устройство для возбужде ния поляризующе го ма гнитного поля.В ре зульта те  вза имоде йствия силы Лоре нца  и ма гнитострикции (ма гнитострикция - явле ние  изме не ния формы и ра зме ров те ла  при на ма гничива нии; ха ра кте рна  для фе ррома гнитных ве ще ств и изме ряе тся относите льной ве личиной удлине ния фе ррома гне тика  при на ма гничива нии) с ме та лличе ской пове рхностью возника е т а кустиче ска я волна , ра спростра няюща яся в сте нке  трубы. В да нном случа е  обсле дуе мый ма те риа л са м являе тся пре обра зова те ле м.Счита е тся, что для уве ре нной ра боты ЭМА  де фе ктоскопа  не обходимы ма гнитные  поля с на пряжённостью порядка  106А /м. Совре ме нные  внутритрубные  де фе ктоскопы с использова ние м в конструкции ра зре зного ма гнитопровода  с контролируе мым прижимом постоянных ма гнитов к внутре нне й сте нке  трубы позволяют созда ть на пряжённость ма гнитного поля в обла сти де йствия ЭМА  пре обра зова те ле й (ЭМА П) до 30 кА /м.Тре щины и коррозионное  ра стре скива ние  на руша ют на пра вле нную ультра звуковую волну, что вызыва е т отра жённый эхо-сигна л. На  основе а на лиза  отра жённого эхо-сигна ла  де ла ются выводы о состоянии сте нки трубы.Та ким обра зом, одним из гла вных достоинств де фе ктоскопа  с использова ние м ЭМА П являе тся е го уника льна я способность по выявле нию де фе ктов, обусловле нных вза имоде йствие м ме та лла  в на пряжённом состоянии и коррозионной сре ды - стре сс-коррозионного ра стре скива ния, а  та кже  ра стре скива ния всле дствие  водородного на сыще ния.Сле дуе т отме тить, что стре сс-коррозионные  пора же ния ха ра кте рны для га зопроводов высокого да вле ния и являются кра йне  опа сными де фе кта ми, выявле ние  и лока лиза ция которых пре дста вляе т собой оче нь сложную за да чу.Кроме  этого, с приме не ние м ЭМА  внутритрубных инспе кционных сна рядов ре а лизова на  возможность выявлять состояние  изоляционного покрытия на  трубопровода х. При этом по ха ра кте ру за ре гистрирова нных сигна лов можно ра зде лить состояние  изоляционного покрытия трубопровода  на  ка те гории:отслое ние  бе з на руше ния це лостности;на руше ние  це лостности (отсутствие ) изоляционного покрытия,что оче нь ва жно при ре а лиза ции програ ммы пе ре изоляции трубопроводов, на ходящихся в эксплуа та ции длите льные  сроки. При отра же нии от пове рхности трубопровода  волна  за туха е т. В зна чите льной сте пе ни это связа но с пе ре да че й эне ргии от ме та лла  сте нки трубы к покрытию. Уча стки с а нома льно низким за туха ние м являются уча стка ми с на руше ниями изоляции.Те хниче ские  возможности на иболе е  пе ре довых компа ний, за нима ющихся ра зра ботка ми внутритрубных инспе кционных сна рядов, позволяют осна стить де фе ктоскопы ине рциа льными изме рите льными систе ма ми на  ба зе  оптоволоконных гироскопов. Ука за нна я систе ма  выполняе т ка ртогра фирова ние  трубопровода , т. е . опре де ляе т е го простра нстве нное  положе ние  в координа та х DGPS. В да льне йше м, при обра ботке  да нных обсле дова ния, для ка ждого выявле нного де фе кта  опре де ляются координа ты DGPS, которые  за носятся в общую эле ктронную ба зу да нных обсле дова ния, котора я пе ре да ётся опе ра тору трубопровода .Опе рируя ба зой да нных обсле дова ния, опе ра тор трубопровода  може т са мостояте льно ра зра бота ть програ мму ре монта . При этом, е сли ра не е , когда  исче рпыва юща я информа ция о состоянии изоляции трубопроводов была  не доступна  опе ра тора м трубопроводов, т. е . о е ё состоянии судили по косве нным призна ка м (ре зульта ты де фе ктоскопии на  поте рю ме та лла , выборочные  шурфовки, обсле дова ние  состояния систе мы ЭХЗ и т. п.), то при появле нии на  внутритрубном диа гностиче ском рынке  те хнологии ЭМА П отпа да е т не обходимость в глоба льной пе ре изоляции трубопроводов. Что позволяе т опе ра тора м трубопроводов экономить колосса льные  сре дства . А е сли уче сть, что да нный вид инспе кционных сна рядов да ёт дополните льную информа цию по тре щиноподобным де фе кта м, экономиче ский эффе кт от их приме не ния ока зыва е тся е щё больше .Поле вые  испыта ния сна рядов ЭМА П подтве ржда ют, что прибор с высокой точностью опре де ляе т плоские  тре щины и ра зличные  сте пе ни на руше ния изоляции (рисунок 3.11).а )б)в)Рисунок 3.11 - Де фе кты, обна ружива е мые  ЭМА П-де фе ктоскопа ми:а  - стре сс-коррозия и соотве тствующие  да нные  обсле дова ния ЭМА П-те хнологие й; б - отсутствие  изоляции и да нные C-Sca n де фе ктоскопа ; в - изоляция, на не сённа я в поле вых условиях, и соотве тствующие  да нные  обсле дова нияИнспе кционный сна ряд с использова ние м ЭМА П состоит из сле дующих систе мных компоне нтов:ба та ре и;устройства  за писи и хра не ния информа ции;блока  опре де ле ния тре щин;блока  опре де ле ния отслое ния изоляции;блока  одоме тра ;блока  контроля скорости (опция).К основным пре имуще ства м сна ряда  ЭМА П можно отне сти сле дующие :се нсоры не  тре буют конта ктной жидкости, что позволяе т использова ть сна ряд для обсле дова ния ка к жидкостных, та к и га зовых трубопроводов;на  сигна лы ЭМА П не  ока зыва е т влияния сре да , всле дствие  че го достига е тся высока я точность изме ре ний;особые  возможности обна руже ния стре сс-коррозионного ра стре скива ния; колоний тре щин и ра зличных видов отде льных тре щин (се тка  тре щин, вне шние  продольные  тре щины на  гра нице  сва рного шва , уста лостные  тре щины), а  та кже  тре щины в продольных шва х или в зоне , примыка юще й к ним;это е динстве нный внутритрубный инспе кционный сна ряд, опре де ляющий на ружное  отслое ние  изоляции;возможность комбинирова ния с другими инспе кционными те хнологиями для созда ния высокоэффе ктивного инспе кционного сна ряда ; на приме р, возможна  комбина ция с блоком ка ртогра фирова ния и блоком контроля скорости (при скорости сна ряда  до 5 м/с и скорости потока  пе ре ка чива е мой сре ды до 12 м/с - пропускна я способность трубопровода  не  уме ньша е тся).Ма гнитные  внутритрубные  де фе ктоскопыПринцип ра боты ВИП МД основа н на  ре гистра ции и изме ре нии ве личины уте чки (ра ссе яния) ма гнитного потока  в сте нке  трубопровода  для че го:де фе ктоскоп осна щён постоянными ма гнита ми, созда ющими в те ле  трубы сильное  ма гнитное  поле , которое  доводит ма те риа л сте нки трубопровода  до состояния те хниче ского на сыще ния;во вре мя движе ния ВИП по трубопроводу да тчики, уста новле нные  ме жду ма гнитными полюса ми, ре гистрируют изме не ние  на пряжённости ма гнитного поля.Ма гнитным ме тодом на иболе е  хорошо обна ружива ются де фе кты, име ющие  попе ре чный ра зме р к на пра вле нию на ма гничива юще го поля, доста точный для того, чтобы появилось поле  ра ссе яния. Поэтому не которые  де фе кты, име ющие  не выгодную орие нта цию к полю на ма гничива ния или име ющие  оче нь ма лый попе ре чный ра зме р, либо вообще  не  выявляются, либо сигна лы от них трудно инте рпре тирова ть. Ма гнитные  де фе ктоскопы име ют ка к продольную (MFL), та к и попе ре чную (TFI) систе му на ма гничива ния, что позволяе т выявлять де фе кты любой орие нта ции относите льно обра зующе й сте нки трубы.На ма гничива ние  ча сти сте нки трубопровода  обе спе чива е тся при помощи постоянных ма гнитов, ра зме щённых на  цилиндриче ском ярме , и гибких ма гнитопроводящих щёток, пе ре да ющих ма гнитный поток от ма гнитов в сте нку трубы. Та ким обра зом, ма гнитный поток за мыка е тся по контуру «щётки - ме та лл трубы - щётки - ярмо прибора » (рисунок 3.12).Гибкость щёток, их доста точна я длина  (не  ме не е  10 % от диа ме тра  трубы) и не больша я опорна я ба за  де фе ктоскопа  (1,4 м) позволяе т е му пре одоле ва ть труднопроходимые  уча стки трубопровода  бе з поте ри ка че ства  получа е мых да нных (рисунок 3.12, 3.13).Для выявле ния де фе ктов (особе нносте й) трубопровода  и опре де ле ния их па ра ме тров де фе ктоскоп осна щён тре мя типа ми да тчиков.Да тчики типа  Т1 (да тчики высокого ра зре ше ния) являются основными. Они на ходятся в сильном ма гнитном поле  и служа т для изме ре ния ве личины продольной соста вляюще й на пряжённости ма гнитного поля с це лью выявле ния де фе ктов, прива рных эле ме нтов, сое дините льных и конструктивных де та ле й трубопровода  с после дующим вычисле ние м их лине йных ра зме ров (длины и ширины), а  та кже  опре де ле ния глубины де фе ктов типа  «поте ря ме та лла » или «тре щина ».Рисунок 3.12 Ра сположе ние  ма гнитных да тчиков на  корпусе  внутритрубных сна рядовРисунок 3.13 - Ма гнитные  де фе ктоскопы се рии МСК (MFL)Рисунок 3.14 - Ма гнитные  де фе ктоскопы се рии МСК (MFL)В зоне  де фе кта  постоянный ма гнитный поток иска жа е тся (силовые  линии ма гнитного поля искривляются), что вызыва е т изме не ние  на пряжённости ма гнитного поля, которое  фиксируе тся да тчика ми типа  Т1. Ве личина  изме не ния на пряжённости за висит от толщины сте нки трубы (количе ства  ме та лла ) в зоне  де фе кта : че м больше  глубина  де фе кта , те м больше  иска же ние  ма гнитного поля.Принцип ра боты да тчиков типа  Т1 пока за н на  рисунке  3.15.Рисунок 3.15. – Принцип ра боты да тчиков типа  Т1Да тчики типа  Т2 пре дна зна че ны для изме ре ния ве личины попе ре чной соста вляюще й на пряжённости ма гнитного поля для уточне ния па ра ме тров де фе ктов при ра счёте  их в а втома тиче ском ре жиме  програ ммой обра ботки да нных.Да тчики типа  Т3 (да тчики низкого ра зре ше ния) созда ют собстве нное  лока льное  ма гнитное  поле , которое  проника е т в пове рхностный слой ме та лла  сте нки трубы только с внутре нне й стороны, и служа т для опре де ле ния положе ния на  пове рхности трубы (на ружной или внутре нне й) де фе ктов (особе нносте й), за ре гистрирова нных ВИП МД.Проце сс снятия пока за ний да тчиков (ска нирова ния) за пуска е тся после  пе ре ме ще ния де фе ктоскопа  на  ка ждые  3,3 мм по оси трубопровода . Сигна лы, получе нные  от все х типов да тчиков, обра ба тыва ются внутри ВИП МД во вре мя инспе кционного прогона . Они пре обра зуются из а на логовой в цифровую форму, после  че го поступа ют на  хра не ние  в устройства  па мяти де фе ктоскопа .Кома нда  на  за пуск изме ре ний поступа е т от одоме триче ской систе мы.Длина  за фиксирова нных ВИП-де фе ктов (особе нносте й) опре де ляе тся ка к изме ре нное  одоме триче ской систе мой ВИП-ра сстояние  вдоль оси трубы ме жду на иболе е  уда лёнными точка ми совокупности изме ре ний, соста вляющих выявле нную де фе ктную зону.Ширина  за фиксирова нных ВИП-де фе ктов (особе нносте й) опре де ляе тся ка к ра сстояние  ме жду на иболе е  уда лёнными в кольце вом на пра вле нии да тчика ми ВИП, за фиксирова вшими де фе ктную зону.Для привязки де фе кта  (особе нности) на  ме стности по диста нции трубопровода  к получе нной ма гнитной информа ции доба вляе тся информа ция о на личии сигна лов НМС (а на логично ВИП WM).Для привязки де фе кта  (особе нности) на  ме стности по угловому положе нию де фе кта  в се че нии трубы к получе нной ма гнитной информа ции доба вляются пока за ния да тчика  углового положе ния. В де фе ктоскопе  обе спе чива е тся на ча льна я привязка  номе ров МД-да тчиков к пока за ниям да тчика  углового положе ния в проце ссе  програ ммирова ния па ра ме тров, и ка ждому МД-да тчику соотве тствуе т опре де лённое  угловое  положе ние .Та ким обра зом, получе нные  в ре зульта те  пропуска  да нные  ВИП МД позволяют опре де лять основные  па ра ме тры де фе ктов (особе нносте й) трубопровода : длину, ширину, глубину, угловое  положе ние , тип де фе кта  по положе нию в сте нке  трубы («вне шний» или «внутре нний»).С це лью повыше ния эффе ктивности диа гностирова ния ма гистра льных га - зоне фте проводов, а  име нно - с це лью обе спе че ния возможности выявле ния де фе ктов произвольной орие нта ции, ма гнитные  де фе ктоскопы моде рнизирова ны в комбинирова нные  приборы: в соста в внутритрубного сна ряда  типа MFL вве де на  се кция, с помощью которой созда ётся ма гнитное  поле  в окружном (попе ре чном) на пра вле нии (TFI). Одна ко ра зра ботка  та кой сложной конструкции тре буе т дополните льных те хниче ских усове рше нствова ний. На приме р, не обходимо обе спе чить на ма гничива ние  трубы отде льными се ктора ми с че ре дующимися на пра вле ниями ма гнитного поля, при этом сохра нив доста точную ра вноме рность на ма гничива ния ма те риа ла  по все й окружности трубы. В мировой пра ктике  ра зра ботки ма гнитных систе м с попе ре чным на ма гничива ние м ма гнитна я систе ма  обычно выполняе тся в виде  двух се кций (рисунок 3.16). Это связа но с те м, что ча сть контролируе мой окружности за нята  постоянными ма гнита ми и щётка ми, где  изме ре ния не возможны. Эти «пробе лы» восполняются ма гнитной систе мой сле дующе й се кции, в которой ма гниты сдвинуты на  соотве тствующий угол.Спе циа листа м ОА О ЦТД «Диа ска н» для де фе ктоскопов с типора зме ра ми 42” и 48” уда лось выполнить ма гнитную систе му в виде  одной се кции, используя спе циа льную се кторную конструкцию ма гнитных блоков, ра сположе нных в виде  двух поясов (рисунок 56). При прое ктирова нии и изготовле нии ма гнитной изме рите льной систе мы с попе ре чным на ма гничива ние м были ре а лизова ны тре бова ния, которые  позволили све сти к минимуму погре шность изме ре ния ра зме ров де фе ктов:Ма гнитна я систе ма  обе спе чила  формирова ние  ма гнитного поля в сте нке  трубы в обла сти изме ре ний с высокой однородностью.На ма гничива ние  сте нки трубы обе спе чива лось до состояния глубокого ма гнитного на сыще ния е ё ма те риа ла . Это приве ло к суще стве нному уме ньше нию влияния огра ничива ющих фа кторов: структурной не однородности ма те риа ла  трубы, оста точной на ма гниче нности, влияния ма рки ма те риа ла  трубы.Ра сположе ние  ма гниточувствите льных эле ме нтов в окружном на пра вле нии с ша гом 2,8 мм обе спе чило высокую точность изме ре ния ра спре де ле ния ма гнитного поля.Кре пле ние  се кторов ма гнитной систе мы и блоков да тчиков обе спе чило их строгое  плоскопа ра лле льное  пе ре ме ще ние  при прохожде нии не однородносте й трубы, что све ло к минимуму иска же ния изме ре ний ма гнитного поля.Рисунок 3.15 - Комбинирова нные  ма гнитные  де фе ктоскопы (MFL+TFI)В силу того, что ма гнитные  поля в обла сти се кций MFL и TFI ортогона льны, ре а лизова на  возможность выявле ния де фе ктов в полном диа па зоне  их угловых положе ний относите льно продольной оси трубопровода  (от 0° до 360°).3.2.4 Комбинирова нные  внутритрубные  де фе ктоскопыС це лью прове де ния компле ксной диа гностики трубопровода  и обна руже ния все х типов де фе ктов лине йной ча сти за  один пропуск прибора  ра зра бота ны уника льные  комбинирова нные  ма гнитно-ультра звуковые  де фе ктоскопы, состоящие  из 2-х ма гнитных се кций и позволяющие  за  один прогон проводить ка к ма гнитную (MFL), та к и ультра звуковую (WM и CD) диа гностику трубопровода  на  поте ри ме та лла  и на личие  тре щин продольной и попе ре чной орие нта ции.Да нный тип внутритрубных диа гностиче ских сна рядов объе диняе т в одном приборе  изме рите льные  систе мы ра зных типов, включа ющие  ультра звуковые  да тчики 2-х типов, ма гнитные  да тчики, вихре токовые  да тчики (рисунок 3.16). Все го в приборе  на  диа ме тр трубопровода  1 220 мм име е тся 2 384 шт. да тчиков. Приме не ние  та ких приборов позволило уве личить объёмы диа гностиче ских ра бот на  трубопровода х при сниже нии сумма рных за тра т на  диа гностику и ре монт.Рисунок 3.16 - Комбинирова нные  ма гнитно-ультра звуковые  де фе ктоскопы (MFL+WM+CD)Принципиа льно ва жно, что ка че ство информа ции, получа е мой комбинирова нным прибором выше , че м от трёх односе кционных - за  счёт того, что в комбинирова нной систе ме  один и тот же  де фе кт изме ряе тся ра зными ме тода ми не ра зруша юще го контроля, дополняющими друг друга . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬВ на стояще е  вре мя ка к у на с в стра не , та к и за  рубе жом отра бота на  те хнология подде ржа ния це лостности МГ и свое вре ме нный вывод их в ре монт с це лью бе за ва рийной ра боты и на ра щива ния производите льности при прое ктном да вле нии га за . Основные  эта пы те хнологии подде ржа ния це лостности МГ сле дующие :- ре гулярное  прове де ние  внутритрубной де фе ктоскопии трубопроводов с использова ние м устройств с попе ре чным на ма гничива ние м ме та лла  труб, позволяющие  с высокой достове рностью выявлять пове рхностные  продольно орие нтирова нные  де фе кты, в том числе  тре щины и зоны тре щин коррозионного ра стре скива ния;- оце нка  опа сности выявле нных де фе ктов и мониторинг их ра звития;- свое вре ме нное  выполне ние  ре монтно-восста новите льных ра бот по де фе кта м, пре дста вляющим опа сность для це лостности МГ. Одна ко в ряде  случа е в, де фе кты стре сс-коррозии не  выявляются внутритрубной диа гностикой, что обусловле но структурными особе нностями де фе ктов КРН, пре пятствующими е го обна руже нию. В ча стности, трудно выявляются скопле ния коротких продольных тре щин с ма лым ра скрытие м их кромок, что снижа е т инте нсивность ма гнитных поле й ра ссе яния на д де фе ктом и, соотве тстве нно, возможность их ре гистра ции.В та ких условиях на иболе е  эффе ктивным ме тодом сниже ния ве роятности ра звития стре сс-коррозии являются не  ме тоды диа гностирова ния и ре монта  труб, а  пре ве нтивные  ме тоды, сде ржива ющие  обра зова ние  и рост де фе ктов коррозионного ра стре скива ния под на пряже ние м (КРН), что являе тся а ктуа льной за да че й эксплуа та ции га зопроводов в на стояще е  вре мя, а , с уче том уве личе ния срока  эксплуа та ции объе ктов Е СГ, та кже  в будуще м.Изуче нию влияния сре дств а ктивной противокоррозионной за щиты ма гистра льных га зопроводов, в ча стности, ка тодной, посвяще н ряд ра бот Кона ковой М.А ., А ле кса ндрова  Ю.В., А гине й Р.В., Юшма нова  В.Н, Она цкого В.Л.. По мне нию этих а второв одним из те хнологиче ских фа кторов, влияющих на  за рожде ние  и ра звитие  стре сс-коррозии являе тся фа ктор ка тодна я поляриза ция ме та лла  трубопроводов, и име нно она  являе тся е динстве нным мультиплика тивным фа ктором, име ющим возможность пра ктиче ского упра вле ния и ре гулирова ния. Боле е  того, в ряде  ра бот отме ча е тся связь ме жду поляриза цие й ме та лла  и количе ством де фе ктов КРН. Та к ка к в ла бора торных условиях воспроизве сти все  фа кторы, уча ствующие  в инициирова нии де фе ктов КРН за трудните льно, а  ре а льных условиях ма гистра льных га зопроводов сложно выполнить в те че ние  длите льного количе ства  вре ме ни на турные  изме ре ния с условие м, чтобы они не  вносили иска же ний в проце сс формирова ния тре щин, то в этом случа е  ва жными ре зульта та ми являются да нные  инте нсивных эле ктроме триче ских изме ре ний, ре зульта ты внутритрубной диа гностики, шурфова ний.Ка тодна я поляриза ция подзе мных трубопроводов осуще ствляе тся с помощью на ложе нного тока  от ста нций ка тодной за щиты (рисунок 3.1). Рисунок 3.17 - Схе ма  ка тодной за щитыДа нный вид за щиты являе тся не отъе мле мой ча стью компле ксной за щиты ма гистра льных га зопроводов. Основным па ра ме тром, опре де ляющим ка че ство ка тодной за щиты являе тся за щитный поте нциа л UТ-З - эле ктродный поте нциа л ме та ллоконструкции, при котором коррозионные  ре а кции не  идут вообще , либо идут со скоростью, что ими можно пре не бре чьПри длите льной эксплуа та ции ма гистра льного га зопровода , происходит ра зруше ние  изоляционных пле ночных покрытий, появляе тся множе ство де фе ктов изоляции. Е сли да нный де фе кт изоляции име е т сквозной ха ра кте р, т.е . труба  оголяе тся, то ка тодна я за щита  обе спе чива е т свою функцию, но е сли оголе нный уча сток ме та лла  на ходится под отсла ива ние м покрытия, который экра нируе т за щитный ток, то за щитный поте нциа л не  поляризуе тся отрица те льне е  0,8 В, крите рии за щище нности не  достига ются, ка тодна я за щита  ма лоэффе ктивна . Да нный вид отсла ива ния пре дста вляе т собой обра зова ние  скла док (гофр) изоляции, которые  обра зуются в околошовной и нижне й ча сти трубопровода  под возде йствие м да вле ния грунта  и е сте стве нных изме не ний те плового ре жима : цикличе ское  вла гона сыще ние  и высыха ние , за ме рза ние  и отта ива ние  грунтов, оползне вые  проце ссы.Ка тодна я за щита  ре гла ме нтируе тся путе м подде ржа ния не обходимого за щитного поте нциа ла , который изме ряе тся ме жду трубопроводом и ме дносульфа тным эле ктродом сра вне ния.Эле ктрохимиче ска я за щита  должна  обе спе чива ть в те че ние  все го срока  эксплуа та ции не пре рывную по вре ме ни ка тодную поляриза цию трубопровода  на  все м е го протяже нии (и на  все й е го пове рхности) та ким обра зом, чтобы зна че ния поте нциа лов на  трубопроводе  были (по а бсолютной ве личине ) не  ме ньше  минима льного и не  больше  ма ксима льного зна че ний.Иссле дова ния ряда а второв (Кона ковой М.А ., Короле ва  М.И., Ша пова лова  В.И.), на пра вле нные  на  изуче ние  ра стре скива ния ста льных сооруже ний, пока за ли, что причины за рожде ния и ра звития тре щин в ста льных трубопровода х ве сьма  ра знообра зны, одна ко прямо или косве нно связа ны с возде йствие м водорода . Отме че но, что выде ле ние  водорода  на  подзе мных ста льных трубопровода х возможно при ка тодной поляриза ции под де фе кта ми покрытий, возника ющих при ка тодном отсла ива нии. Ка тодна я поляриза ция може т приводить к сниже нию за щитной способности изоляционных покрытий, по причине  того, что в зоне де фе кта  ускоряе тся проце сс поте ри а дге зии покрытия с трубой, т.е . проце сс отсла ива ния покрытия от кра я повре жде ния, который получил на зва ние  «ка тодное  отсла ива ние ». Под де йствие м водорода  в ме ста х конце нтра ции на пряже ний происходит изме не ние  свойств ста ли и ка к сле дствие  обра зова ние  тре щин. Та ким обра зом, фа ктор эле ктрохимиче ской за щиты от коррозии являе тся одним из те хнологиче ских фа кторов, влияющих на  за рожде ние  и ра звитие  стре сс-коррозии. Име нно да нный фа ктор являе тся е динстве нным мультиплика тивным фа ктором, име ющим возможность пра ктиче ского упра вле ния и ре гулирова ния, который позволит снизить ве роятность возникнове ния и ра звития де фе ктов КРН и соотве тстве нно за тра ты на  ре монт и диа гностирова ние  ма гистра льных га зопроводов.Инте нсивные  эле ктроме триче ские  изме ре ния, проводимые  на  тра ссе  ма гистра льных трубопроводов, позволяют получить да нные  об эффе ктивности ра боты уста новле нных сре дств эле ктроза щиты и состоянии изоляционного покрытия.Суть ме тода  «инте нсивных изме ре ний» сводится к изме ре ниям с ма лым ша гом (5 - 10 м) поте нциа лов включе ния, поте нциа лов отключе ния и их попе ре чных гра дие нтов (Uвкл; Uотк; ΔUвкл; ΔUотк) при фиксирова нных ре жима х ра боты уста новок ка тодной за щиты (УКЗ), влияющих на  за щиту обсле дуе мого уча стка  трубопровода , и после дующим ма те ма тиче скими вычисле ниями с ре зульта та ми этих изме ре ний. При этом изме ре ния выполняют с одина ковым ша гом вдоль тра ссы трубопровода ; в ка ждой точке  выполняют изме ре ния ве личин ука за нных выше . Ре зульта ты изме ре ний и «привязка » точки, в которой выполне ны изме ре ния, за водят в па мять компьюте ра .Для изме ре ния поляриза ционного поте нциа ла  подзе много сооруже ния используют ме тод отключе ния тока  за щиты подзе много сооруже ния.Ме тод отключе ния тока  за щиты основа н на  ра зличии во вре ме ни спа да  поляриза ционного поте нциа ла  и омиче ского па де ния на пряже ния. При отключе нии тока  омиче ское  па де ние  на пряже ния исче за е т оче нь быстро (от 10-5 до 10-3 с), тогда ка к спа д поляриза ционного поте нциа ла  происходит доста точно ме дле нно (от де сятых доле й се кунд до не скольких се кунд).Изме ре ние  поте нциа ла  проводят всле д за  отключе ние м тока  че ре з не большой проме жуток вре ме ни (от 150 до 400 мс), не обходимый для исключе ния влияния пе ре ходных проце ссов. Изме ре нное  та ким способом зна че ние , на зыва ют «поте нциа лом отключе ния» Uотки это зна че ние  во многих случа ях близко к ве личине  поляриза ционного поте нциа ла .При использова нии ме тода  отключе ния тока  ва жно, чтобы все  сре дства  ка тодной за щиты, ока зыва ющие  влияние  на  за щиту уча стка  подзе много сооруже ния, на  котором проводят изме ре ние , отключа лись синхронно. Это условие  выполняют, используя спе циа льные  синхронные  пре рыва те ли тока  УКЗ (синта кты).Компле ксное  коррозионное  обсле дова ние  включа е т в се бя инте нсивные  эле ктроизме ре ния по двухэле ктродной и тре хэле ктродной схе ма м. Тре хэле ктродный ме тод – это ра сшире нный двухэле ктродный ме тод. Отличие  состоит в изме ре нии двух зна че ний гра дие нта  на пряже ния симме трично с обе их сторон оси трубопровода , помимо изме ре ния ра зности поте нциа лов «труба -зе мля», а  та к же  да нна я схе ма  являе тся на иболе е  точным и информа тивным видом опре де ле ния ка че ства  за щиты от коррозии трубопроводов. Но все  выше приве де нные  ме тоды не обходимы для того, чтобы опре де лить доста точный ток за щиты и все  вре мя подде ржива ть е го.Выполне н сопоста вите льный а на лиз ре зульта тов внутритрубной диа гностики (ВТД) и да нных эле ктроизме ре ний поте нциа ла  труба -зе мля (Uт-з) на  уча стке  га зопровода , который пока за л, что суще ствуют инте рва лы поляриза ции ме та лла , при которых в де сятки ра з уве личива е тся ве роятность ра звития КРН.На  рисунке  3.2 пока за но, ка к изме няе тся поляриза ционный поте нциа л ме та лличе ского сооруже ния во вре ме ни при отключе нии за щитного тока  (ра зрыве  ка тодной линии). Пряма я 1 соотве тствуе т моме нту отключе ния тока , крива я 2 – па де ние  поте нциа ла  всле дствие  де поляриза ции.Рисунок 3.18 - Изме не ние  поляриза ционного поте нциа ла  ме та лличе ского сооруже ния во вре ме ни при отключе нии за щитного тока Пе ре д прове де ние м сопоста вите льного а на лиза  ре зульта тов ВТД и ИЭИ было не обходимо произве сти вза имную «привязку» координа т де фе ктов ВТД к координа та м точе к эле ктроизме ре ний.Выде лялись лине йные  координа ты контрольных ре пе ров, фиксируе мые  ка к на  да нных ВТД, та к и на  да нных инте нсивной эле ктроме трии – ма рке ры и лине йные  кра ны. Скорре ктирова нное  зна че ние  координа т опре де лялось внутри отре зков, огра ниче нных контрольными ре пе ра ми с помощью коэффицие нта  не соотве тствия для ка ждой из групп.Уста новле но, что за висимость количе ства  де фе ктов КРН от ра сстояния до точки дре на жа  носит убыва ющий ха ра кте р. После  привязки координа т ВТД и ИЭИ была  прове де на  ра бота  по сопоста вле нию ре зульта тов изме не ния за щитных поте нциа лов с обна руже нными де фе кта ми КРН на  все м протяже нии уча стков ма гистра льных га зопроводов.Прое кт эле ктрохимза щиты га зопровода  «Ухта  – Торжок» 3 нитка  ра зра бота н Ле нингра дским прое ктным институтом «Гипроспе цга з» в 1977г.В 2005 г. на  уча стке  га зопровода  1,5 - 67 км выполне на  ре конструкция сре дств ЭХЗ.Ка тодна я поляриза ция уча стка  га зопровода  осуще ствляе тся уста новка ми ка тодной за щиты (УКЗ) с использова ние м пре обра зова те ле й В-ОПЕ -ТМ-1-42-48-У1 и глубинных а нодных за зе млите ле й.На  основа нии договора , за ключе нного ме жду ООО «Га зпром Тра нсга з Ухта » и ОА О «Оргэне ргога з», в ле тне -осе нний пе риод 2012 года  было прове де но эле ктроме триче ское  обсле дова ние  ма гистра льного га зопровода  «Ухта  – Торжок» 3 нитка  ме тодом «инте нсивных изме ре ний», на  уча стке 1,5 – 67 км Сосногорского ЛПУМГ.Обсле дова ние  га зопровода  проводилось ме тодом инте нсивных изме ре ний, тре бующим синхронности включе ния и выключе ния ста нций ка тодной за щиты на  пе риод эле ктроме триче ских ра бот и отсутствия влияния уда ле нных источников сре дств а ктивной за щиты. Для обе спе че ния не обходимых условий, на  УКЗ обсле дуе мого уча стка  были уста новле ны пре рыва ющие  устройства  «Synta kt», синхронизирова нные  с та ктом: 12 се кунд – включе ние , 3 се кунды – отключе ние .Изме ре ния проводились по тре хэле ктродной схе ме , с выносом боковых эле ктродов от оси трубопровода  на  5 ме тров. Сбор да нных осуще ствлялся компьюте рной систе мой MoDa ta  KKS. Для обе спе че ния эле ктриче ского конта кта  с те лом трубы использова лись суще ствующие  контрольно-изме рите льные  пункты.В ре зульта те  обсле дова ния были получе ны да нные  ра спре де ле ния (вдоль оси трубопровода , с ша гом 5 ме тров) сле дующих ве личин: Поте нциа л «труба -зе мля» при включе нных СКЗ-U вкл.Поте нциа л «труба -зе мля» при выключе нных СКЗ-U выкл.Попе ре чные  гра дие нты (воронки на пряже ний) при включе нных и выключе нных СКЗ.Ре зульта ты ра сче та  ста тистиче ских пока за те ле й по МГ Ухта -Торжок 3 нитка  пре дста вле ны в та блице  3.1.Поте нциа лы включе ния на ходятся в диа па зоне  от минус 0,9 до минус 3,41 В относите льно ме дносульфа тного эле ктрода . Поте нциа лы отключе ния на  га зо-проводе  на ходятся в диа па зоне  от минус 0,63 до минус 1,82 В. Уста новле но, что большинство уча стков (85%) не  соотве тствуют тре бова ниям по ве личине  поляриза ционных поте нциа лов (0,85 – 1,15 В (по модулю)).Ре зульта ты ра сче та  ста тистиче ских пока за те ле й по МГ Ухта -Торжок 3 нитка  пре дста вле ны в та блица х 3.2-3.3.Та блица  3.1 – Ста тистиче ские  па ра ме тры ра спре де ле ния поте нциа лов вклю-че ния и отключе ния на  МГ Ухта -Торжок 3 нитка Пока за те лиЗна че ние Uвкл.Uоткл.Сре дне е -2,06-1,32Ме диа на -2,08-1,31Мода -2,09-1,26Минимум-3,41-1,82Ма ксимум-0,90-0,63Та блица  3.2 – Ста тистиче ские  па ра ме тры ра спре де ле ния де фе ктов от поте нциа лов включе ния на  МГ Ухта -Торжок 3 нитка Пока за те лиЗна че ние Сре дне е -2,05Ме диа на -2,08Мода -2,09Ста нда ртное  отклоне ние 0,36Диспе рсия выборки0,13Минимум-3,19Ма ксимум-0,97Та блица  3.3 – Ста тистиче ские  па ра ме тры ра спре де ле ния де фе ктов от поте нциа лов отключе ния на  МГ Ухта -Торжок 3 нитка Пока за те лиЗна че ние Сре дне е -1,32Ме диа на -1,31Мода -1,26Ста нда ртное  отклоне ние 0,16Диспе рсия выборки0,03Минимум-1,71Ма ксимум-0,86Сопоста вле ние  ре зульта тов изме не ния за щитных поте нциа лов с на личие м де фе ктов КРН пре дста вле но на  рисунке  3.19.Рисунок 3.19 – Сопоста вле ние  ре зульта тов изме не ния за щитных поте нциа лов по уча стку МГ Ухта -Торжок-3, км 1,5-67 с на личие м де фе ктов КРНРа спре де ле ние  де фе ктов КРН от поте нциа лов включе ния и отключе ния пре дста вле но на  рисунке  3.20.а )б)Рисунок 3.20 - Ра спре де ле ние  де фе ктов КРН от поте нциа лов включе ния (а ) и отключе ния (б) на  МГ Ухта -Торжок-3Для изуче ния за висимости ве роятности появле ния де фе кта  от зна че ния поте нциа лов включе ния Uвкл и отключе ния Uоткл не обходимо вычислить условную ста тистиче скую ве роятность (УСВ) возникнове ния де фе кта  по сле -дующе й формуле :где  - количе ство де фе ктных уча стков с КРН, выявле нных на  уча стка х с поте нциа лом включе ния (отключе ния); – обще е  количе ство уча стков, соотве тствующие  выбра нному зна че нию диа па зона  поте нциа ла  включе ния (отключе ния).На  основа нии ре зульта тов УСВ построе ны гистогра ммы ра спре де ле ния относите льной ве роятности возникнове ния де фе ктов КРН от поте нциа лов включе ния и отключе ния (рисунок 3.21 и 3.22).Рисунок 3.21 - Ра спре де ле ние  ста тистиче ской ве роятности возникнове ния де фе ктов КРН от поте нциа ла  включе нияРисунок 3.22 - Ра спре де ле ние  ста тистиче ской ве роятности возникнове ния де фе ктов КРН от поте нциа ла  отключе нияОпре де ле н инте рва л оптима льной поляриза ции, ха ра кте ризующийся минима льным ра звитие м де фе ктов КРН: от -1,9 до -2,1 В. Обна руже но, что при поте нциа ла  включе ния положите льне е  -1 В де фе ктов не  выявле но.На  гра фике  ра спре де ле ния относите льной ве роятности возникнове ния де фе ктов КРН от поте нциа ла  отключе ния (рисунок 3.7) отме ча е тся те нде нция уве личе ния ве роятности обра зова ния де фе ктов КРН при уве личе нии (по модулю) поте нциа ла  отключе ния. При зна че нии поте нциа ла  отключе ния положите льне е  -0,9 В не  выявле но де фе ктов КРН.Отсюда  сле дуе т, что при подде ржа нии поляриза ционного поте нциа ла  в инте рва ле  зна че ний минус 0,95 – минус 1,05 В, ре гла ме нтируе мых ГОСТ, не смотря на  пре дра сположе нность уча стка  га зопровода  к возникнове нию КРН, ве роятность появле ния де фе ктов КРН можно све сти к минимуму. Да нный диа па зон выявле нных при прове де нии иссле дова ния зна че ний поте нциа лов можно ре коме ндова ть для уста новле ния на  уча стка х иссле дуе мого га зопровода  для уме ньше ния ве роятности возникнове ния де фе ктов КРНВыводы по гла ве  3В на стояще й гла ве  ра ссмотре но оборудова ние  для прове де ния внутритрубной диа гностики, пока за но устройство и принцип де йствия ра зличных типов внутритрубных инспе кционных приборов.По ре зульта та м а на лиза  ра спре де ле ния де фе ктов, выявле нных в ходе  прове де ния внутритрубной диа гностики, и их сопоста вле ния с ре зульта та ми да нных эле ктроме триче ского обсле дова ния уча стка  ма гистра льного га зопровода  «Ухта -Торжок-3» ра зра бота ны ре коме нда ции по подде ржа нию поляриза ционного поте нциа ла  ка тодной за щиты в инте рва ле  зна че ний от минус 0,95 до минус 1,05 В по ме дносульфа тному эле ктроду сра вне ния, что в да льне йше м способно приве сти к сниже нию обра зова ния стре сс-коррозионных де фе ктов и обе спе чить е го бе за ва рийную эксплуа та цию.ЗА КЛЮЧЕ НИЕ В ходе  выполне ния на стояще го иссле дова ния ра ссмотре ны виды и типы де фе ктов, возника ющих на  ма гистра льных трубопровода х. Опре де ле ны причины их возникнове ния. Прове де н а на лиз а ва рийных ситуа ций на  ма гистра льных трубопровода х. Выявле но, что большинство а ва рий на  ма гистра льных га зопровода х происходит по причине  обра зова ния стре сс-коррозионных де фе ктов.Ра ссмотре ны основные  виды и способы диа гностики те хниче ского состояния ма гистра льных трубопроводов. Пока за ны те нде нции ра звития ме тодов внутритрубной диа гностики и устройства  внутритрубных инспе кционных приборов в ча стности.Выполне н сопоста вите льный а на лиз ре зульта тов ВТД и да нных пе риодиче ских эле ктроизме ре ний поте нциа ла  «труба -зе мля» на  уча стке  га зопровода , пре дра сположе нного к стре сс-коррозии. Уста новле но, что суще ствуют инте рва лы поляриза ции ме та лла , при которых в де сятки ра з уве личива е тся ве роятность ра звития КРН. По ра спре де ле нию относите льной ве роятности возникнове ния де фе ктов КРН от поте нциа ла  отключе ния отме ча е тся те нде нция уве личе ния ве роятности обра зова ния де фе ктов КРН при уве личе нии (по модулю) поте нциа ла  отключе ния. При подде ржа нии поляриза ционного поте нциа ла  в инте рва ле  зна че ний минус 0,95 – минус 1,05 В, ре гла ме нтируе мых де йствующе й норма тивной докуме нта цие й, не смотря на  пре дра сположе нность уча стка  га зопровода  к возникнове нию КРН возможно снизить ве роятность появле ния де фе ктов КРН све сти к минимуму. Да нный диа па зон зна че ний поте нциа лов ре коме ндуе тся уста на влива ть на  уча стка х иссле дуе мого га зопровода .СПИСОК ИСПОЛЬЗОВА ННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. СТО Га зпром 2-2.3-095-2007. Ме тодиче ские  ука за ния по диа гностиче скому обсле дова нию лине йной ча сти ма гистра льных га зопроводов: утв. Ра споряже ние м ОА О "Га зпром" от 29.12.2006 № 441; вве д. в де йствие  с 28.08.2007 г.2. Диа гностирова ние те хниче скогосостояниялине йнойча стима гистра льныхне фте проводовна основе внутритрубнойде фе ктоскопии / подре д. Л. А . Ма рке шина . –М. : Диа ска н, 1996. – 66 с.3. Киче нко, А . Внутритрубна ядиа гностика впроце ссе ра звития / А . Киче нко. –М. : LA P LA MBE RT A ca de mic Publishing, 2014. – 140 с.4. Кра пивский, Е . И. Внутритрубна ядиа гностика  : уче б. пособие  / Е . И. Кра пивский, Ю. А . Ве нкова . –СПб. : Инфо-да , 2015. – 255 с.5. Спиридович, Е . А . Диа гностика ма гистра льныхне фте га зопроводов :уче б. пособие длявузов / Е . А . Спиридович, В. В. Мусонов, Е . В. Исупова –НижнийНовгород : НГТУ, 2018. – 160 с.6. Те плинский, Ю. А . Оце нка ре зульта товвнутритрубнойде фе ктоскопии : уче б. пособие  / Ю. А . Те плинский, И. Ю. Быков, И. И. Ка нда уров. –Ухта  : УГТУ, 2005. – 84 с.7. Те те льмин, В. В. Ма гистра льные не фте га зопроводы : уче б. пособие  /В. В. Те те льмин, В. А . Язе в. – 3-е изд., доп. –Долгопрудный : Инте лле кт, 2010. – 352 с.8. Те хнологияиорга низа циявнутритрубногоконтроляте хниче скогосо-стоянияга зоне фте проводов: уче б. пособие  / А . В. Топилин [идр.]. –М. : Ма ксПре сс, 2013. – 232 с.9. РД 39-1.10-088-2004. Ре гла ме нт эле ктроме триче ской диа гностики лине йной ча сти ма гистра льных га зопроводов: утв. Ра споряже ние м ОА О «Га зпром» от 27.01.2004 г. № 6; вве де н в де йствие  с 15.03.2004 г.10. ПБ 03-246-98. Пра вила  прове де ния экспе ртизы промышле нной бе зопа сности [Эле ктронный ре сурс]. – Вве де н 1998-11-02. // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 09.04.2020).11. Пра вила  бе зопа сности при эксплуа та ции ма гистра льных га зопроводов [Эле ктронный ре сурс]. – Вве де н 1984-03-16.12. ВСН 011 – 88 Строите льство ма гистра льных и промысловых трубопроводов. Очистка  полости и испыта ние  [Эле ктронный ре сурс]: Поста новле ние  Минне фте га зстроя от 27.12.1988 №1988 // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 10.04.2020)13. СНиП 3.05.04-85*. На ружные  се ти и сооруже ния водосна бже ния и ка на лиза ции [Эле ктронный ре сурс]: Поста новле ние  Госстроя СССР от 13.07.1990 №51 // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 11.04.2020).14. СП 36.1333.2012 – 85*. Ма гистра льные  трубопроводы [Эле ктронный ре сурс]: Поста новле ние  Госстроя СССР от 25.05.1990 №61 // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 11.04.2015).15. СТО Га зпром 2-2.3-112-2007 Ме тодиче ские  ука за ния по оце нке  ра ботоспособности уча стков ма гистра льных га зопроводов с коррозионными де фе кта ми: утв. Ра споряже ние м ОА О "Га зпром" от 27.12.2006 № 2007; вве д. в де йствие  с 28.08.2007 г.16. Кона кова  М.А ., Волков А .А ., Яковле в А .Я., Рома нцов С.В. А на лиз влияния ра зличных фа кторов на а ва рийные  ра зруше ния МГ // Ре монт, восста новле ние , моде рниза ция. - 2007. - №6. - с.7 - 12.17. Ва йншток, С.М. Трубопроводный тра нспорт не фти / С.М. Ва йншток, В.В. Новосе лов, А .Д. Прохоров, А .М. Ша мма зов и др. // Под ре д. С. М. Ва йнштока : уче б. для вузов: в 2 т. – М.: ООО «Не дра -Бизне сце нтр», 2004. – Т.2. – 621 с18.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2004 году. – М.: ФГУП «НТЦ «Промышле нна я бе зопа сность», 2005. – 344 с.19.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2005 году. – М.: ФГУП «НТЦ «Промышле нна я бе зопа сность», 2006. – 510 с.20.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2006 году. – М.: ОА О «На учно-те хниче ский це нтр по бе зопа сности в промышле нности», 2007. – 508 с.21.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2007 году. – М.: ОА О «На учно-те хниче ский це нтр по бе зопа сности в промышле нности», 2008. – 548 с.22.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2008 году. – М.: ОА О «На учно-те хниче ский це нтр по бе зопа сности в промышле нности», 2009. – 447 с.23.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2009 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2010. – 460 с.24.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2010 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2011. – 195 с.25.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2011 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2012. – 536 с.26.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2012 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2013. – 398 с.27.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2013 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2014. – 406 с.28.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2014 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2015. – 442 с.29.Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2015 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2016. – 361 с.30. Ба ка стов А .  А . Достове рность выявле ния де фе ктов КРН ме тода ми ВТД / А . А . Ба ка стов // Те зисы II на учно-пра ктиче ского молоде жного се мина ра  «Повыше ние  на де жности ма гистра льных га зопроводов, подве рже нных коррозионному ра стре скива нию под на пряже ние м». – М.: ООО «Га зпром ВНИИГА З», 2016. – 44 с.31. Воробье в А .  А . Экспе риме нта льное  иссле дова ние  возможности консе рва ции де фе ктов коррозионного ра стре скива ния под на пряже ние м в проце ссе  тра ссовой пе ре изоляции уча стков ма гистра льных га зопроводов / А . А . Воробье в, Д. А . Миша рин // Те зисы II на учно-пра ктиче ского молоде жного се мина ра  «Повыше ние  на де жности ма гистра льных га зопроводов, подве рже нных коррозионному ра стре скива нию под на пряже ние м». – М.: ООО «Га зпром ВНИИГА З», 2016. – 44 с32.ГОСТ 17792-72*. Эле ктрод сра вне ния хлорсе ре бряный на сыще нный обра зцовый 2-го ра зряда ; Вве д. 01.07.1973. – М.: ИПК Изда те льство ста нда ртов, 1972. – 9 с.ГОСТ ИСО 9.602-2005. Е дина я систе ма  за щиты от коррозии и ста ре ния. Сооруже ния подзе мные . Общие  тре бова ния к за щите  от коррозии. – М.: Ста нда ртинформ, 2006. – 59 с. 33.ГОСТ Р 50779.21-2004 Ста тистиче ские  ме тоды. Пра вила  опре де ле ния и ме тоды ра сче та  ста тистиче ских ха ра кте ристик по выборочным да нным. Ча сть 1. Норма льное  ра спре де ле ние . - М.: ИПК Изда те льство ста нда ртов, 2004. – 47 с.34ГОСТ Р 51164–98. Трубопроводы ста льные  ма гистра льные . Общие  тре бова ния к за щите  от коррозии. - М.: ИПК Изда те льство ста нда ртов, 1998. – 45 с. 35.Жук Н.П. Курс те ории коррозии и за щиты ме та ллов. – М.: Ме та ллургия, 1976. - 472 с.35. СТО Га зпром 2-2.3-750-2013. Крите рии вывода  уча стков лине йной ча сти ма гистра льных га зопроводов в ка пита льный ре монт / ОА О «Оргэне ргога з». – М. : ООО «Га зпром экспо», 2015. – 54 с. 36. СТО Га зпром 2-2.3-112-2007. Ме тодиче ские  ука за ния по оце нке  ра ботоспособности уча стков ма гистра льных га зопроводов с коррозионными де фе кта ми / ООО «Га зпром ВНИИГА З». – М. : ООО «Информа ционно-ре кла мный це нтр га зовой промышле нности», 2007. – 68 с. 37. СТО Га зпром 2-2.3-292-2009. Пра вила  опре де ле ния те хниче ского состояния ма гистра льных трубопроводов по ре зульта та м внутритрубной инспе кции / ООО «Га зпром ВНИИГА З». – М. : ООО «Га зпром экспо», 2009. – 30 с. 38. СТП 8828-169-01. Оце нка  опа сности де фе ктов формы се че ния труб типа  гофр (вмятин) на  ма гистра льных га зопровода х. Ме тодика  обсле дова ния, ра счётно-экспе риме нта льное  обоснова ние . – Вве д. 01.02.2002. – Ухта  : ООО «Се ве рга зпром». – 29 с. 39. Сызра нце в, В. Н. Ве роятностна я оце нка  прочностной на дёжности трубопроводов / В. Н Сызра нце в, С. Л. Голофа ст // Трубопроводный тра нспорт: те ория и пра ктика . – 2011. – № 5. – С. 14–22. 40. ОР-19.100.00-КТН-010-10. Порядок прове де ния дополните льного де фе ктоскопиче ского контроля де фе ктов труб ма гистра льных трубопроводов. – М. : ОА О «А К «Тра нсне фть», 2009. – 126 с.41. О роли строите льных и ме та ллургиче ских де фе ктов в ра зруше нии ма гистра льных трубопроводов / А . Р. Ха физов [и др.] // На ука  и те хнологии трубопроводного тра нспорта  не фти и не фте продуктов. – 2017. – № 3. – С. 24–31.42. Оце нка  бе зопа сности лине йных уча стков ма гистра льных трубопроводов / А нна  В. Ме льникова  [и др.] // Трубопроводный тра нспорт: те ория и пра ктика . – 2008. – № 1. – С. 91–93.43. Оце нка  прочностного ре сурса  га зопроводных труб с коррозионными повре жде ниями / И. Н. Бирилло [и др.] ; под общ. ре д. И. Ю. Быкова . – М. : Це нтрЛитНе фте Га з, 2008. – 168 с.44. Оце нка  бе зопа сности и прочностной на де жности ма гистра льных трубопроводов ме тода ми не па ра ме триче ской ста тистики / В. Н. Сызра нце в [и др.]. – Новосибирск : На ука , 2013. – 172 с.45. Оце нка  те хниче ского состояния и опре де ле ние  объёма  ре монтных ра бот уча стка  ма гистра льного га зопровода  : уче б. пособие  / И. Н. Бирилло [и др.]. – Ухта  : Изд-во Ухтинского госуда рстве нного те хниче ского униве рсите та , 2016. – 95 с.46. Ме же цкий, Г. Д. Сопротивле ние  ма те риа лов : уче бник / Г. Д. Ме же цкий, Г. Г. За гре бин, Н. Н. Ре ше тник ; под общ. ре д. Г. Д. Ме же цкого, Г. Г. За гре бина . – 3-е  изд., пе ре ра б. и доп. – М. : Изда те льско-торгова я корпора ция «Да шков и Ко», 2010. – 432 с. 47. Ме хе да , В. А . Те нзоме триче ский ме тод изме ре ния де форма ций : уче б. пособие  / В. А . Ме хе да . – Са ма ра  : Изд-во Са ма р. гос. а эрокосм. ун-та , 2011. – 56 с. 48. Мурза ха нов, Г. Х. Диа гностика  те хниче ского состояния и оце нка  оста точного ре сурса  ма гистра льных трубопроводов : уче б. пособие  / Г. Х. Мурза ха нов ; под ре д. А . И. Вла димирова , В. Я. Ке рше нба ума . – М. : На циона льный институт не фти и га за , 2005. – 72 с. 49. Муста фин, Т. Р. Изуче ние  прочностных ха ра кте ристик ста льных трубопроводов с де фе кта ми типа  «вмятина » : а вторе ф. дис. … ка нд. те хн. на ук : 25.00.19 / Муста фин Тимур Ра иле вич. – Уфа , 2013. – 23 с. 50. Муста фин, Ф М. Экспе риме нта льные  иссле дова ния на пряжённо-де формирова нного состояния трубопроводов с де фе кта ми типа  вмятина  / Ф. М. Муста фин, Т. Р. Муста фин, Э. Р. А бса лямов // Тра нспорт и хра не ние  не фте продуктов и угле водородного сырья. – 2013. – № 1. – С. 23–27.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВА ННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. СТО Га зпром 2-2.3-095-2007. Ме тодиче ские  ука за ния по диа гностиче скому обсле дова нию лине йной ча сти ма гистра льных га зопроводов: утв. Ра споряже ние м ОА О "Га зпром" от 29.12.2006 № 441; вве д. в де йствие  с 28.08.2007 г.
2. Диа гностирова ние  те хниче ского состояния лине йной ча сти ма гистра льных не фте проводов на  основе  внутритрубной де фе ктоскопии / под ре д. Л. А . Ма рке шина . – М. : Диа ска н, 1996. – 66 с.
3. Киче нко, А . Внутритрубна я диа гностика  в проце ссе  ра звития /
А . Киче нко. – М. : LA P LA MBE RT A ca de mic Publishing, 2014. – 140 с.
4. Кра пивский, Е . И. Внутритрубна я диа гностика  : уче б. пособие  /
Е . И. Кра пивский, Ю. А . Ве нкова . – СПб. : Инфо-да , 2015. – 255 с.
5. Спиридович, Е . А . Диа гностика  ма гистра льных не фте га зопроводов :
уче б. пособие  для вузов / Е . А . Спиридович, В. В. Мусонов, Е . В. Исупова  –
Нижний Новгород : НГТУ, 2018. – 160 с.
6. Те плинский, Ю. А . Оце нка  ре зульта тов внутритрубной де фе ктоскопии : уче б. пособие  / Ю. А . Те плинский, И. Ю. Быков, И. И. Ка нда уров. – Ухта  : УГТУ, 2005. – 84 с.
7. Те те льмин, В. В. Ма гистра льные  не фте га зопроводы : уче б. пособие  /
В. В. Те те льмин, В. А . Язе в. – 3-е  изд., доп. – Долгопрудный : Инте лле кт, 2010. – 352 с.
8. Те хнология и орга низа ция внутритрубного контроля те хниче ского со-
стояния га зоне фте проводов: уче б. пособие  / А . В. Топилин [и др.]. – М. : Ма кс Пре сс, 2013. – 232 с.
9. РД 39-1.10-088-2004. Ре гла ме нт эле ктроме триче ской диа гностики лине йной ча сти ма гистра льных га зопроводов: утв. Ра споряже ние м ОА О «Га зпром» от 27.01.2004 г. № 6; вве де н в де йствие  с 15.03.2004 г.
10. ПБ 03-246-98. Пра вила  прове де ния экспе ртизы промышле нной бе зопа сности [Эле ктронный ре сурс]. – Вве де н 1998-11-02. // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 09.04.2020).
11. Пра вила  бе зопа сности при эксплуа та ции ма гистра льных га зопроводов [Эле ктронный ре сурс]. – Вве де н 1984-03-16.
12. ВСН 011 – 88 Строите льство ма гистра льных и промысловых трубопроводов. Очистка  полости и испыта ние  [Эле ктронный ре сурс]: Поста новле ние  Минне фте га зстроя от 27.12.1988 №1988 // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 10.04.2020)
13. СНиП 3.05.04-85*. На ружные  се ти и сооруже ния водосна бже ния и ка на лиза ции [Эле ктронный ре сурс]: Поста новле ние  Госстроя СССР от 13.07.1990 №51 // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 11.04.2020).
14. СП 36.1333.2012 – 85*. Ма гистра льные  трубопроводы [Эле ктронный ре сурс]: Поста новле ние  Госстроя СССР от 25.05.1990 №61 // Спра вочно-пра вова я систе ма  Консульта нтПлюс (да та  обра ще ния 11.04.2015).
15. СТО Га зпром 2-2.3-112-2007 Ме тодиче ские  ука за ния по оце нке  ра ботоспособности уча стков ма гистра льных га зопроводов с коррозионными де фе кта ми: утв. Ра споряже ние м ОА О "Га зпром" от 27.12.2006 № 2007; вве д. в де йствие  с 28.08.2007 г.
16. Кона кова  М.А ., Волков А .А ., Яковле в А .Я., Рома нцов С.В. А на лиз влияния ра зличных фа кторов на  а ва рийные  ра зруше ния МГ // Ре монт, восста новле ние , моде рниза ция. - 2007. - №6. - с.7 - 12.
17. Ва йншток, С.М. Трубопроводный тра нспорт не фти / С.М. Ва йншток, В.В. Новосе лов, А .Д. Прохоров, А .М. Ша мма зов и др. // Под ре д. С. М. Ва йнштока : уче б. для вузов: в 2 т. – М.: ООО «Не дра -Бизне сце нтр», 2004. – Т.2. – 621 с
18. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2004 году. – М.: ФГУП «НТЦ «Промышле нна я бе зопа сность», 2005. – 344 с.
19. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2005 году. – М.: ФГУП «НТЦ «Промышле нна я бе зопа сность», 2006. – 510 с.
20. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2006 году. – М.: ОА О «На учно-те хниче ский це нтр по бе зопа сности в промышле нности», 2007. – 508 с.
21. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2007 году. – М.: ОА О «На учно-те хниче ский це нтр по бе зопа сности в промышле нности», 2008. – 548 с.
22. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2008 году. – М.: ОА О «На учно-те хниче ский це нтр по бе зопа сности в промышле нности», 2009. – 447 с.
23. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2009 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2010. – 460 с.
24. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2010 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2011. – 195 с.
25. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2011 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2012. – 536 с.
26. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2012 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2013. – 398 с.
27. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2013 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2014. – 406 с.
28. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2014 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2015. – 442 с.
29. Отче т о де яте льности Фе де ра льной службы по экологиче скому, те хнологиче скому и а томному на дзору в 2015 году. – М.: ЗА О НТЦ ПБ, 2016. – 361 с.
30. Ба ка стов А .  А . Достове рность выявле ния де фе ктов КРН ме тода ми ВТД / А . А . Ба ка стов // Те зисы II на учно-пра ктиче ского молоде жного се мина ра  «Повыше ние  на де жности ма гистра льных га зопроводов, подве рже нных коррозионному ра стре скива нию под на пряже ние м». – М.: ООО «Га зпром ВНИИГА З», 2016. – 44 с.
31. Воробье в А .  А . Экспе риме нта льное  иссле дова ние  возможности консе рва ции де фе ктов коррозионного ра стре скива ния под на пряже ние м в проце ссе  тра ссовой пе ре изоляции уча стков ма гистра льных га зопроводов / А . А . Воробье в, Д. А . Миша рин // Те зисы II на учно-пра ктиче ского молоде жного се мина ра  «Повыше ние  на де жности ма гистра льных га зопроводов, подве рже нных коррозионному ра стре скива нию под на пряже ние м». – М.: ООО «Га зпром ВНИИГА З», 2016. – 44 с
32. ГОСТ 17792-72*. Эле ктрод сра вне ния хлорсе ре бряный на сыще нный обра зцовый 2-го ра зряда ; Вве д. 01.07.1973. – М.: ИПК Изда те льство ста нда ртов, 1972. – 9 с.ГОСТ ИСО 9.602-2005. Е дина я систе ма  за щиты от коррозии и ста ре ния. Сооруже ния подзе мные . Общие  тре бова ния к за щите  от коррозии. – М.: Ста нда ртинформ, 2006. – 59 с.
33. ГОСТ Р 50779.21-2004 Ста тистиче ские  ме тоды. Пра вила  опре де ле ния и ме тоды ра сче та  ста тистиче ских ха ра кте ристик по выборочным да нным. Ча сть 1. Норма льное  ра спре де ле ние . - М.: ИПК Изда те льство ста нда ртов, 2004. – 47 с.
34 ГОСТ Р 51164–98. Трубопроводы ста льные  ма гистра льные . Общие  тре бова ния к за щите  от коррозии. - М.: ИПК Изда те льство ста нда ртов, 1998. – 45 с.
35. Жук Н.П. Курс те ории коррозии и за щиты ме та ллов. – М.: Ме та ллургия, 1976. - 472 с.

35. СТО Га зпром 2-2.3-750-2013. Крите рии вывода  уча стков лине йной ча сти ма гистра льных га зопроводов в ка пита льный ре монт / ОА О «Оргэне ргога з». – М. : ООО «Га зпром экспо», 2015. – 54 с.
36. СТО Га зпром 2-2.3-112-2007. Ме тодиче ские  ука за ния по оце нке  ра ботоспособности уча стков ма гистра льных га зопроводов с коррозионными де фе кта ми / ООО «Га зпром ВНИИГА З». – М. : ООО «Информа ционно-ре кла мный це нтр га зовой промышле нности», 2007. – 68 с.
37. СТО Га зпром 2-2.3-292-2009. Пра вила  опре де ле ния те хниче ского состояния ма гистра льных трубопроводов по ре зульта та м внутритрубной инспе кции / ООО «Га зпром ВНИИГА З». – М. : ООО «Га зпром экспо», 2009. – 30 с.
38. СТП 8828-169-01. Оце нка  опа сности де фе ктов формы се че ния труб типа  гофр (вмятин) на  ма гистра льных га зопровода х. Ме тодика  обсле дова ния, ра счётно-экспе риме нта льное  обоснова ние . – Вве д. 01.02.2002. – Ухта  : ООО «Се ве рга зпром». – 29 с.
39. Сызра нце в, В. Н. Ве роятностна я оце нка  прочностной на дёжности трубопроводов / В. Н Сызра нце в, С. Л. Голофа ст // Трубопроводный тра нспорт: те ория и пра ктика . – 2011. – № 5. – С. 14–22.
40. ОР-19.100.00-КТН-010-10. Порядок прове де ния дополните льного де фе ктоскопиче ского контроля де фе ктов труб ма гистра льных трубопроводов. – М. : ОА О «А К «Тра нсне фть», 2009. – 126 с.
41. О роли строите льных и ме та ллургиче ских де фе ктов в ра зруше нии ма гистра льных трубопроводов / А . Р. Ха физов [и др.] // На ука  и те хнологии трубопроводного тра нспорта  не фти и не фте продуктов. – 2017. – № 3. – С. 24–31.
42. Оце нка  бе зопа сности лине йных уча стков ма гистра льных трубопроводов / А нна  В. Ме льникова  [и др.] // Трубопроводный тра нспорт: те ория и пра ктика . – 2008. – № 1. – С. 91–93.
43. Оце нка  прочностного ре сурса  га зопроводных труб с коррозионными повре жде ниями / И. Н. Бирилло [и др.] ; под общ. ре д. И. Ю. Быкова . – М. : Це нтрЛитНе фте Га з, 2008. – 168 с.
44. Оце нка  бе зопа сности и прочностной на де жности ма гистра льных трубопроводов ме тода ми не па ра ме триче ской ста тистики / В. Н. Сызра нце в [и др.]. – Новосибирск : На ука , 2013. – 172 с.
45. Оце нка  те хниче ского состояния и опре де ле ние  объёма  ре монтных ра бот уча стка  ма гистра льного га зопровода  : уче б. пособие  / И. Н. Бирилло [и др.]. – Ухта  : Изд-во Ухтинского госуда рстве нного те хниче ского униве рсите та , 2016. – 95 с.
46. Ме же цкий, Г. Д. Сопротивле ние  ма те риа лов : уче бник / Г. Д. Ме же цкий, Г. Г. За гре бин, Н. Н. Ре ше тник ; под общ. ре д. Г. Д. Ме же цкого, Г. Г. За гре бина . – 3-е  изд., пе ре ра б. и доп. – М. : Изда те льско-торгова я корпора ция «Да шков и Ко», 2010. – 432 с.
47. Ме хе да , В. А . Те нзоме триче ский ме тод изме ре ния де форма ций : уче б. пособие  / В. А . Ме хе да . – Са ма ра  : Изд-во Са ма р. гос. а эрокосм. ун-та , 2011. – 56 с.
48. Мурза ха нов, Г. Х. Диа гностика  те хниче ского состояния и оце нка  оста точного ре сурса  ма гистра льных трубопроводов : уче б. пособие  / Г. Х. Мурза ха нов ; под ре д. А . И. Вла димирова , В. Я. Ке рше нба ума . – М. : На циона льный институт не фти и га за , 2005. – 72 с.
49. Муста фин, Т. Р. Изуче ние  прочностных ха ра кте ристик ста льных трубопроводов с де фе кта ми типа  «вмятина » : а вторе ф. дис. … ка нд. те хн. на ук : 25.00.19 / Муста фин Тимур Ра иле вич. – Уфа , 2013. – 23 с.
50. Муста фин, Ф М. Экспе риме нта льные  иссле дова ния на пряжённо-де формирова нного состояния трубопроводов с де фе кта ми типа  вмятина  / Ф. М. Муста фин, Т. Р. Муста фин, Э. Р. А бса лямов // Тра нспорт и хра не ние  не фте продуктов и угле водородного сырья. – 2013. – № 1. – С. 23–27.

Вопрос-ответ:

Что такое ВТД Лист?

ВТД Лист - это метод повышения надежности работы магистральных трубопроводов, основанный на применении сварной листовой оболочки. Этот метод помогает устранить дефекты коррозии и повреждения на трубопроводах, снизить риск протекания и повысить долговечность системы.

Какие методы диагностики магистральных трубопроводов существуют?

Для диагностики магистральных трубопроводов применяются различные методы, включая внутритрубную диагностику, электрометрическую диагностику, шурфовое диагностирование, аэровоздушное обследование, гидравлические и пневматические испытания. Каждый из этих методов имеет свою специфику и позволяет обнаруживать и анализировать различные типы дефектов в трубопроводах.

Можете рассказать подробнее о внутритрубной диагностике?

Внутритрубная диагностика - это метод, включающий использование специальных приборов и оборудования для осмотра внутренней поверхности трубопроводов. С помощью этого метода можно обнаружить дефекты, такие как трещины, поры, скопления стрежней и другие поверхностные несовершенства, а также измерить толщину стенки трубы. Внутритрубная диагностика позволяет эффективно контролировать состояние трубопровода и принимать соответствующие меры по устранению дефектов.

Как проводится электрометрическая диагностика?

Электрометрическая диагностика основана на измерении электрического сопротивления магистрального трубопровода. Специальные приборы применяются для создания электрической цепи и измерения сопротивления. По изменениям сопротивления можно определить наличие дефектов, таких как коррозия или повреждения защитного покрытия. Этот метод позволяет оперативно обнаруживать проблемы и проводить необходимую ремонтную работу.

Какие методы диагностики применяются для повышения надежности работы магистральных трубопроводов?

Для повышения надежности работы магистральных трубопроводов применяются различные методы диагностики, такие как внутритрубная диагностика, электрометрическая диагностика, шурфовое диагностирование, аэровоздушное обследование, гидравлические и пневматические испытания.

Какие основные виды дефектов могут возникать в магистральных трубопроводах?

Основные виды дефектов, которые могут возникать в магистральных трубопроводах, включают дефекты коррозии, трещины, пузырчатую коррозию, износ, коробление, забоины и другие.

Что такое внутритрубная диагностика и как она помогает повысить надежность работы магистральных трубопроводов?

Внутритрубная диагностика - это метод диагностики трубопровода, при котором используются специальные инструменты и оборудование для осмотра внутреннего состояния трубы. Этот метод позволяет выявить дефекты, такие как трещины, коррозию, износ и другие, и принять меры по их устранению, что значительно повышает надежность работы трубопроводов.

Какая роль играет электрометрическая диагностика в повышении надежности работы магистральных трубопроводов?

Электрометрическая диагностика - это метод, при котором используется электрохимическая коррозионная диагностика для определения состояния стенок трубопровода. Этот метод позволяет выявлять зоны повышенной коррозионной активности и принимать меры для предотвращения развития коррозии, что способствует повышению надежности работы трубопроводов.

Как происходит аэровоздушное обследование и как оно помогает обнаружить дефекты магистральных трубопроводов?

Аэровоздушное обследование - это метод, при котором используется специальный летательный аппарат для осмотра трубопровода из воздуха. Во время обследования проводится визуальный осмотр и обнаружение дефектов, таких как трещины, коррозия и другие, что позволяет оперативно принять меры по их устранению и повысить надежность работы трубопроводов.

Какие методы диагностики магистральных трубопроводов существуют?

Для диагностики магистральных трубопроводов существует несколько методов: внутритрубная диагностика, электрометрическая диагностика, шурфовое диагностирование, аэровоздушное обследование, гидравлические и пневматические испытания.

Что такое коррозия и почему она является дефектом трубопровода?

Коррозия - это процесс разрушения металла под воздействием окружающей среды. Когда коррозия происходит на поверхности трубопровода, она создает дефект, так как ухудшает интегритет материала и может вызывать протечки.

Какие методы диагностики наиболее эффективны для повышения надежности работы магистральных трубопроводов?

Для повышения надежности работы магистральных трубопроводов наиболее эффективными методами диагностики являются внутритрубная диагностика и электрометрическая диагностика. Они позволяют обнаруживать дефекты и коррозию внутри трубопровода, что позволяет оперативно проводить ремонтные работы и предотвращать аварии.