Розыск лиц без вести пропавших
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 18.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ 5
1.1 Понятие, значение и субъекты розыскной работы 5
1.2 Безвести пропавшие как категория разыскиваемых лиц 10
Глава 2. Организация работы при получении сообщения o без вести пропавшем 15
2.1. Ситуации, связанные с обращением граждан о без вести пропавших и направление деятельности по проверке поступившей информации 15
2.2 Первоначальные действия розыска 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 29
В этой связи первостепенное внимание нами уделено изучению в рассматриваемом аспекте основных нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел по этому направлению. Розыск пропавших без вести проводится территориальными органами внутренних дел, органами внутренних дел на транспорте и подразделениями Главного управления МВД РФ, на территории, обслуживания которых достоверно установлено последнее пребывание (нахождение) разыскиваемого. Если в процессе осуществления розыска будет достоверно установлено иное место последнего пребывания (нахождении) разыскиваемого, розыск в установленном порядке может быть перепоручен органу внутренних дел обслуживающему данную территорию (объект). При обращении в ОВД заявителя с сообщением об исчезновении человека, дежурный либо немедленно организует розыск пропавшего (в случае явной угрозы жизни), либо принимает заявление для передачи его в аппарат уголовного розыска или же направляет заявителя на прием к сотруднику уголовного розыска. При этом, первоначальные действия строятся по следующему алгоритму: – формально заполняется бланк протокола-заявления, который затем регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях; – проводится опрос лица заявившего об исчезновении, а также других лиц, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выявления судьбы пропавшего; – производится проверка по учетам; – оперативный работник ориентирует на розыск по приметам внешности наряды наружных служб, соседние органы внутренних дел, в том числе на транспорте; – при установлении признаков, прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие того, что в отношении него совершено преступление, информируется Следственный комитет. Важным этапом в организации розыска пропавшего является осмотр жилища пропавшего, последнего известного его местопребывания и прилегающей местности, территории, который проводится следственно- оперативной группой в полном составе с обязательным участием эксперта- криминалиста. Целесообразно (особенно в сельской местности и частном секторе) привлекать для осмотра участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данную территорию. Целью этого мероприятий является: – получение данных о личности, намерениях пропавшего лица; – фиксация и изъятие материалов, которые впоследствии могут быть использованы для идентификации личности при обнаружении неопознанного трупа или при других обстоятельствах; – обнаружение предметов, опровергающих утверждение об уходе исчезнувшего лица; – обнаружение, фиксация и изъятие следов, указывающих на совершенное убийство; – обнаружение останков пропавшего; – получение данных, подтверждающих выезд разыскиваемого в другую местность. Процесс сбора и анализа информации о пропавшем без вести можно представить по следующим направлениям: – проверка учетов соответствующих органов и учреждений;– сбор информации об индивидуальных особенностях личности разыскиваемого человека; – изучение социального окружения пропавшего без вести; – анализ известных обстоятельств об его исчезновении. Следует отметить, что проверка учетов соответствующих органов и учреждений предполагает истребование сведений о разыскиваемом лице через соответствующие службы и подразделения ОВД: – проверка по оперативно-справочным учетам ИЦ УМВД по субъекту федерации и ГИАЦ МВД РФ; – специальных приемников и ИВС близлежащих территориальных и линейных ОВД и т.д.; – учреждений здравоохранения (больницы, психиатрические лечебницы, морги, диспетчерские пункты Скорой помощи); – коммунального хозяйства (ЖЭУ и ЖЭК, кладбища), военкоматов, загсов, бюро регистрации несчастных случаев и т. п. Изучение личности разыскиваемого включает в себя целенаправленный сбор информации об его характере, темпераменте, привычках, состоянии здоровья и т.д. Немаловажное значение имеют сведения о склонностях лица к бродяжничеству, об имевших место попытках суицида, о возможных судимостях и приводах в органы внутренних дел и т.п. Изучение социального окружения пропавшего подразумевает выяснение характера его взаимоотношений с членами семьи, сослуживцами, соучениками, соседями, родственниками, бывшим мужем (женой) и т.д. Существенной является информация о наличии различных контактов с уголовно-преступной средой, интимных связей вне семьи и т. п. Анализ обстоятельств безвестного исчезновения являет собой целенаправленную деятельность по выяснению и определению: – предполагаемого времени и места исчезновения человека; – событий, предшествовавших исчезновению и возможно находящихся в причинно-следственной связи с расследуемым событием; – наличие при нем в момент исчезновения значительной суммы денег и ценностей, либо просроченных заемных обязательств и долгов. В случае обнаружения признаков, прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении его преступления, ОВД возбуждает по данному факту уголовное дело и организует мероприятия по раскрытию преступления, установлению и задержанию виновных. Это объясняется тем, что, как показывает практика, многие из числа без вести пропавших граждан оказываются жертвами преступлений, особенно престарелые, женщины и дети. Однако уголовные дела в таких случаях возбуждаются, как правило, в связи с обнаружением трупов или их останков, спустя значительное время после исчезновения потерпевшего (до года и более). Поэтому зачастую утрачивается реальная возможность установления виновных и сбора доказательств. Большинство таких преступлений остаются нераскрытыми. Рассмотрим схематично типичные ситуации, возникающие при розыске лиц без вести пропавших:Рис. 1. Типичные ситуации первоначальных действий при розыске пропавших безвестиДальнейший порядок рассмотрения заявлений определен действующей нормативной правовой базой. При обнаружении признаков, служащих достаточным основанием полагать, что исчезнувший человек мог стать жертвой преступления, должно немедленно возбуждаться уголовное дело и проводиться комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление и изобличение виновных лиц. Вывод ко второй главеПодводя итог по параграфу необходимо сделать вывод, что полнота и качественное проведение первоначальных мероприятий по розыску данной категории лиц способствует в последующем определении направлений поиска и установлении лиц, причастных к рассматриваемым фактам.В зависимости от обстоятельств совершенного преступления(безвестного исчезновения лица при криминальных обстоятельствах), а также фигурирующих в деле лиц и фактов, в плане должны быть предусмотрены оперативно-поисковые, технические и аналитические мероприятия, осуществляемые специальными оперативными подразделениями.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в работе были рассмотрены особенности проведения розыска лиц, пропавших без вести.В заключении следует отметить, что розыск лиц, пропавших без вести осуществляетсяоперативно-розыскная деятельность, которая опирается на различные правовые нормы. Следует отметить, что розыск пропавших без вести проводится по основаниям, которые установлены в действующем законодательстве. Объявление лица в розыск происходит с учетом особенностей и срока отсутствия гражданина. Изначально применяется местный розыск, затем федеральный, и международный.До объявления лица в розыск проводятся различные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление места нахождения лица, а также выяснение причины его отсутствия, начиная с момента исчезновения. Длительный период количество без вести пропавших доходило в России до 17 тыс. человек в год. Общее число неразысканных лиц за последние 10 лет составило более 100 тыс. человек.Категории лиц «без вести пропавший» и «безвестно отсутствующий» не тождественны. Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с гражданским законодательством по заявлению заинтересованных лиц при условии, если в течение года в месте жительства гражданина пет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ). В связи с этим процедура розыска без вести пропавшего предшествует признанию лица безвестно отсутствующим, что основывается на необходимости защиты интересов личности, его жизни, здоровья и безопасности.Причины безвестного исчезновения людей разнообразны. Среди них можно выделить исчезновения: 1) по причине, не связанной с криминальными действиями; 2) вследствие совершенного в отношении пропавшего преступления.Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, скоропостижной смерти или смерти от старости; потеря ориентации на местности в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью. Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей.Основанием для начала розыскных действий является заявление (сообщение) заинтересованных граждан (родственников). К заявлению прилагаются имеющиеся фотоснимки, документы и иные предметы, которые могут обеспечить розыск пропавшего без вести.Прекращение розыска осуществляется по факту нахождения самого лица, либо истечения срока самого розыска, в зависимости от его вида. Таким образом, розыскная работа, проводимая по факту розыска пропавших без вести, является разновидностью правоохранительной деятельности и сочетает в себе комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер для скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТуголовныйрозыскЫ И ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349Приказ МВД РФ №786, Минюста РФ №310, ФСБ РФ №470, ФСО РФ №454, ФСКН РФ №333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.11.2006 №8437) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №47, 20.11.2006 // СПС КонсультантПлюс, последнее обновление от 09.112015.Указ Президента РФ от 30.07.1996 №1113 (ред. от 27.10.2011) Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола // Собрание законодательства РФ, 05.08.1996, №32, ст. 3895 // СПС КонсультантПлюс, последнее обновление от 09.11.2015.Данильян Э. С. Проверка версий о местонахождении пропавших без вести // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2596–2600.Загайнов В.В., Кононов Ю.Н. Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. №1 (80).С. 37.Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие / под ред. Чащина А.Н. – М.: Дело и сервис, 2016. – 112 с.Парфенов А. В. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2016. С. 18.Скубилова М.Д. Организационно-правовая эволюция розыскной деятельности в России// Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник материалов студенческой научно-практической конференции (9 апреля 2015 г., Тара) – Омск, 2015. С.41Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского. М., 2018. С. 108.Федоров, А.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы обучающихся (профиль «Правоохранительная деятельность на транспорте») / А.В. Федоров; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 46 с.Флоря Д.Ф., Екимцев С.В. Некоторые аспекты розыска без вести пропавших // ППД. 2016. №2. С. 83-85. Чечетин А. Е. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий : монография. СПб. : СПбУ МВД России, 2016. – 232 с
2. Приказ МВД РФ №786, Минюста РФ №310, ФСБ РФ №470, ФСО РФ №454, ФСКН РФ №333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.11.2006 №8437) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №47, 20.11.2006 // СПС КонсультантПлюс, последнее обновление от 09.112015.
3. Указ Президента РФ от 30.07.1996 №1113 (ред. от 27.10.2011) Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола // Собрание законодательства РФ, 05.08.1996, №32, ст. 3895 // СПС КонсультантПлюс, последнее обновление от 09.11.2015.
4. Данильян Э. С. Проверка версий о местонахождении пропавших без вести // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2596–2600.
5. Загайнов В.В., Кононов Ю.Н. Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. №1 (80).С. 37.
6. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие / под ред. Чащина А.Н. – М.: Дело и сервис, 2016. – 112 с.
7. Парфенов А. В. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2016. С. 18.
8. Скубилова М.Д. Организационно-правовая эволюция розыскной деятельности в России// Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник материалов студенческой научно-практической конференции (9 апреля 2015 г., Тара) – Омск, 2015. С.41
9. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского. М., 2018. С. 108.
10. Федоров, А.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы обучающихся (профиль «Правоохранительная деятельность на транспорте») / А.В. Федоров; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 46 с.
11. Флоря Д.Ф., Екимцев С.В. Некоторые аспекты розыска без вести пропавших // ППД. 2016. №2. С. 83-85.
12. Чечетин А. Е. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий : монография. СПб. : СПбУ МВД России, 2016. – 232 с
Вопрос-ответ:
Какие субъекты занимаются розыскной работой?
Субъектами розыскной работы являются следственные органы, полиция, специальные службы, которые осуществляют поиск безвестно пропавших лиц.
Кто считается безвестно пропавшими?
Безвестно пропавшими считаются люди, о местонахождении которых неизвестно более суток и отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о том, что они ушли из дома добровольно или были похищены.
Какие действия выполняются при получении сообщения о безвестно пропавшем?
При получении сообщения о безвестно пропавшем начинается проверка поступившей информации, проводятся первоначальные действия розыска, включающие обследование места пропажи и сбор первоначальных данных о пропавшем.
Какие ситуации могут быть связаны с обращением граждан о безвестно пропавших?
Ситуации связанные с обращением граждан о безвестно пропавших могут быть разными, например, пропажа ребенка, пропавший родственник или близкий человек, пропажа после катастрофы или крупного ЧП.
Какие первоначальные действия выполняются при розыске безвестно пропавшего?
При розыске безвестно пропавшего проводится обследование места пропажи, собирается информация о пропавшем, его фотографии и описание, устанавливаются свидетели, которые видели пропавшего в последний раз. Также может быть проведен обыск у пропавшего, если есть основания для этого.
Как определить, что человек пропал без вести?
Человек считается безвести пропавшим, если его местонахождение неизвестно в течение суток и нет никаких объективных данных о его нахождении.
Какие действия следует предпринять, если человек пропал без вести?
При получении сообщения о безвестно пропавшем человеке необходимо провести первоначальные действия розыска, включающие проверку поступившей информации, оценку ситуации и определение следственно-оперативных мероприятий.
Кто осуществляет розыск безвестно пропавших лиц?
Розыск безвестно пропавших лиц осуществляют правоохранительные органы, такие как полиция и следственные комитеты.
Какие субъекты розыска безвестно пропавших лиц существуют?
Субъектами розыска безвестно пропавших лиц могут быть граждане, организации и учреждения, а также правоохранительные органы.
Почему безвестно пропавшие лица являются категорией разыскиваемых лиц?
Безвестно пропавшие лица относятся к категории разыскиваемых, так как их местонахождение неизвестно, и их поиск требует срочных и активных мер по розыску.
Что такое розыск без вести пропавших лиц?
Розыск без вести пропавших лиц - это мера юридического регулирования и оперативно-розыскной деятельности, направленная на поиск и установление местонахождения лиц, которые исчезли без вести. Он осуществляется с целью обнаружения и спасения этих лиц, а также предотвращения или пресечения противоправных деяний в их отношении.