Теория социальной работы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 24 24 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 23.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные тенденции и условия профессионального становления и развития социального работника 5
1.1 Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника 5
1.2 Анализ имиджа социального работника 10
2 Личностные и профессиональные качества социального работника 16
2.1 Личностные качества социального работника 16
2.2 Профессиональные качества социального работника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

Так как социальная деятельность носит интегральный характер, ее сотрудники должны обладать качествами юриста, педагога, социолога, психолога и медицинского работника. Если социальные сотрудники работают в организациях, которые специализируются на оказании помощи нуждающихся в конкретных сферах общественной жизни, то они обязаны досконально ознакомится с их особенностями. Главнейшими из этих сфер, которые называют сферами распространения социальной деятельности, являются здравоохранение, занятость и образование.Социальные сотрудники выполняют следующие функции:- предлагают помощь и организуют ее всеми способами;- сопровождают людей на определенном этапе их жизни, осуществляют контроль;- представляют интересы нуждающихся в помощи, если они сами не могут сделать этого;- действуют на органы власти и управления для повышения качества социальной защиты;- информируют инстанции о факторах, которые отрицательно сказываются на условиях жизни людей.Профессиональная подготовка профессионалов в данной области осуществляется в учреждениях трех видов, которые дают образование разного уровня:- учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);- среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);- высшего профессионального образования (институты, университеты и другие) [21].В наше время принят государственный образовательный стандарт высшего образования, созданы учебные планы, учебные программы. Но сложность заключается в недостаточном объеме литературы по данной специальности и в специально подготовленных преподавателях именно в данной сфере.Профессиональные знания профессионала социальной деятельности включают, необходимость знания законов и базы социально-педагогической деятельности.При подготовке кадров по направлению «социальная деятельность» следует совершенствовать профессиональные особенности человека, которые соответствуют специальности, вести обзор профессиональной работы специалиста социальной деятельности, конкретизировать подготовку социального работника, а также при комплектовании групп проводить тестирование для учета личных качеств будущего специалиста в данной области.Сущность продуктивности социальной деятельности выражается в способности системы позитивно отвечать на запросы и потребности людей, особенно социально уязвимых личностей. Поэтому термин эффективность социальной деятельности можно сформулировать так — максимально возможное достижение целей по удовлетворению нужд населения по социальным вопросам при оптимальных затратах. То есть, речь идет о необходимости реализации в определенной форме сравнительного анализа, в результате которого сопоставляются вновь полученные данные об объекте — получателе социальных услуг при терапии терапевтом или социальным органом, с информацией, полученной ранее. В данном случае соотносится количественно-качественная оценка нынешнего и прежнего состояния дел на определенном этапе социальной деятельности, и делаются определенные выводы о степени ее продуктивности[22].Одним из главных условий развития организации социальной защиты является использование основной информации, отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента, для получения таких данных, выполняет система критериев эффективности социальной деятельности, которая должна содержать данные о получателях социальных услуг.Принципы, на которых основывается эффективность социальной деятельности:- способность четко формулировать проблему;- изучение факторов, которые вызвали данную проблему;- оценка разрешения проблемы;- разработка плана действий;- вовлечение проблемного индивида в разрешение проблемы;- оценка изменений[23].Естественно, критерии социальной работы могут применяться на макро- (страна), мезо- (республика, город) и микроуровне (индивид).Что же касается макроуровня, то тут сложно выделить показатели, которые позволяли бы определить определенный вклад социальных сотрудников в преодоление таких проблем, как бедность, безработица, бездомность и так далее.Огромное значение в повышении эффективности социальной деятельности имеет микроуровень- непосредственно работа социального сотрудника на уровне определенного человека.В своей деятельности профессионал социальной работы выполняет разные социальные роли. Социальный сотрудник- посредник в триаде: «человек - семья - общество», связующее звено между личностью и государственно-социальными слоями, которые обязаны заботиться о человеке.Социальный сотрудник – участник совместной деятельности, организатором данной деятельности. Он может стать духовным наставником, который ведет личность и его семью, осуществляет психологическое сопровождение на протяжении определенного этапа, заботится о создании ценностей в социуме.В тоже время он и социальный терапевт, который предотвращает и разрешает конфликты своих подопечных.Оценка эффективности работы профессионала по социальной деятельности, так же как и работе социальной службы в целом, может рассматриваться по-разному. Если мы понимаем получателя социальных услуг как человека, который попал в сложную жизненную ситуацию из – за проводимых в нашей стране реформ, то это — одна постановка вопроса. Но, если мы понимаем получателя социальных услуг как сумму общественных отношений, то, с одной стороны, сравнивать продуктивность социальной деятельности в отношении получателя социальных услуг крайне непросто, а с другой стороны, совокупность условий жизнедеятельности, в которые попадает получатель социальных услуг, можно измерить количественно, так как каждый индивид для обеспечения жизнедеятельности применяет определенные ресурсы[3, 368].Функции социального работника:- образовательно – воспитательная,представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на детей и взрослых, содействует образовательной работе всех социальных институтов в зоне своего влияния;- диагностическая, изучает психологические особенности и способности индивида, вникает в мир его интересов, круг общения и так далее;- организаторская,представляет собой организацию деятельности детей и взрослых, помощь в трудоустройстве, профессиональная ориентация и так далее;- прогностическая,представляет собой разработку планов и программ;- профилактическая, представляет собой использование социально-правовых, юридических и психологическихспособов предупреждения и предотвращения конфликтов;- организационно-коммуникативная-привлечение помощников в социальную работу;- охранно-защитная,представляет собой арсенал правовых норм для защиты личностей;- посредническая — осуществляет связи между семьей, образовательными заведением, окружением и так далее[24, с. 166-172].Социальные сотрудники должны чувствовать себя лидерами социально уязвимых слоев населения. Чтобы развить это, нужно знать, как развиваются и взаимодействуютличности,специфику реагирования на сложности, проблемы, а также уметь сочетать способы убеждения и принуждения мотивацией активности людей, раскрытием возможностей их способностей[25].Таким образом, в рамках четвёртой задачи мы установили, что в своей деятельности специалист социальной работы выполняет разные социальные роли. Прежде всего, социальный сотрудник — посредник в триаде: «человек — семья — общество», связующее звено между человеком и государственными слоями, которые призваны заботиться о человеке.Одновременно сотрудник социальной области — защитник интересов определенного человека, его прав и прав его семьи.Социальный работник - участник совместной деятельности, организатор данной деятельности. Он может стать духовным наставником, который ведет личность и его семью, осуществляет психологическое сопровождение на протяжении определенного периода времени, заботится о формировании ценностей в обществе.Также он и социальный терапевт, который предотвращает и решает конфликтные ситуации своих подопечных.Выводы по главе 2Итак, в данном разделе работы мы решили третью и четвёртую задачи нашего исследования, а именно:- изучить личностные качества социального работника- изучить профессиональные качества социального работникаВ рамках третьей задачи нашего исследования мы выяснили, что среди основных личностных качеств социального работника выделяют психофизиологические характеристики; психологические качества, которые характеризуют социального сотрудника, как личность; а также психолого-педагогические качества, от которых зависит личная привлекательность. В первую группу входят психические процессы, психические состояния, внимание, эмоциональные и волевые проявления. Во вторую группу входят самооценка, самоконтроль, самокритичность и стрессоустойчивость. В третью группу входят коммуникабельность, сопереживание, улавливание настроения людей, привлекательность сотрудника, красноречие.В рамках четвёртой задачи мы установили, что в своей деятельности специалист социальной работы выполняет разные социальные роли. Прежде всего, социальный сотрудник — посредник в триаде: «человек — семья — общество», связующее звено между человеком и государственными слоями, которые призваны заботиться о человеке. Одновременно сотрудник социальной области — защитник интересов определенного человека, его прав и прав его семьи. Социальный работник - участник совместной деятельности, организатор данной деятельности. Он может стать духовным наставником, который ведет личность и его семью, осуществляет психологическое сопровождение на протяжении определенного периода времени, заботится о формировании ценностей в обществе. Также он и социальный терапевт, который предотвращает и решает конфликтные ситуации своих подопечных.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, мы провели исследование, в рамках которого нами были реализованы следующие задачи:1.Проанализировать взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника2. Рассмотреть понятие «имидж социального работника» и проанализировать основные составляющие имиджа3. Изучить личностные качества социального работника4.Изучить профессиональные качества социального работникаВ рамках первой задачи мы установили, что процессы влияния человека и его профессиональной деятельностиявляются двусторонними. Формируясь в работе, приобретая свойственные определенной группе качества, личность оказывает преобразующее воздействие на данную деятельность. «Выстраивая» себя в работе, человек образует и профессиональную среду, общность, вносит что – то свое в совершенствование социальной деятельности, осуществляет индивидуально-творческое переосмысление задач, форм, типов и технологий помощи и поддержки, реабилитации лиц, которые оказались в непростых социальных условиях жизни.В рамках второй задачи мы выяснили, что в понятие «имидж» входит совокупность представлений, которые сложились в общественном мнении относительно того, каким образом следует вести себя человеку в соответствии со своим статусом.Большинством исследователей понятие «профессиональный имидж» рассматривается с трёх позиций. Во-первых, это нравственная надежность социального сотрудника. Нравственная личность осознает необходимость действия в соответствии с полученным опытом. Во-вторых, это профессионализм и компетентность. Любой профессионал, который работает с людьми, должен быть талантливым.В – третьих, это владение навыками психотехнологии -науки об использовании техник психологии в управления людьми.В рамках третьей задачи нашего исследования мы выяснили, что среди основных личностных качеств социального работника выделяют психофизиологические характеристики; психологические качества, которые характеризуют социального сотрудника, как личность; а также психолого-педагогические качества, от которых зависит личная привлекательность. В первую группу входят психические процессы, психические состояния, внимание, эмоциональные и волевые проявления. Во вторую группу входят самооценка, самоконтроль, самокритичность и стрессоустойчивость. В третью группу входят коммуникабельность, сопереживание, улавливание настроения людей, привлекательность сотрудника, красноречие.В рамках четвёртой задачи мы установили, что в своей деятельности специалист социальной работы выполняет разные социальные роли. Прежде всего, социальный сотрудник — посредник в триаде: «человек — семья — общество», связующее звено между человеком и государственными слоями, которые призваны заботиться о человеке. Одновременно сотрудник социальной области — защитник интересов определенного человека, его прав и прав его семьи. Социальный работник - участник совместной деятельности, организатор данной деятельности. Он может стать духовным наставником, который ведет личность и его семью, осуществляет психологическое сопровождение на протяжении определенного периода времени, заботится о формировании ценностей в обществе. Также он и социальный терапевт, который предотвращает и решает конфликтные ситуации своих подопечных.Считаем, что главная цель нашего исследования успешно достигнута посредством последовательного решения поставленных задач.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Психология управления [Текст] : курс лекций / Л.К.Аверченко,Г.М.Залесов,Р.И.Мокшанцев,В.М.Николаенко ; Новосибирская гос. академия экономики и упр. - М.; Новосибирск : [б. и.], 1997. - 149 с.2.Уфимцева Н.Ф., Блинова М.Г. Профессиональная деятельность специалистов социальной сферы: сборник научных трудов студентов и аспирантов. - ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф. пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2014. - 206 с.3.Гримак Л.П. Общение с собой - М., Видс,2011. – 182с.4.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб.пособие. - М.: Издатель- скоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 592 с.5.Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. - М.: Квант Медия. - 2017. - 310 с.6.Медведева Г. П. Этика социальной работы. — М: ВЛАДОС, 2002. – 316с.7.Кордуэлл, М. Психология А-Я: Словарь справочник/ М. Кордуэлл – М: ФАИР-ПРЕСС,2009. – 134 с.8.Браун Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун – СПб.: Питер Пресс,1996. – 192 с.9.Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника: Учебник . - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 174 с. 10.Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение/Б. Джи – М: КрипС, 2009. – 357 с.11.Давиденко С.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского университета - 2012. - №2. - С. 5-9.12.Доброштан В. М. Теория социальной работы. — СПб: Знание, 2008. — 315с. 13.Галагузова М. А. Профессиональная подготовка социальных работников. — М.: 2003. — 245с.14.Песчанская В. О. Роль вуза в профессиональном становлении социальных работников //Педагогика, психология, общество-2017. – 2017. – С. 230-234.15.Турчанинова Т. В. Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника // Молодой ученый. - 2010. - №10. – С. 37916.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебник. – М.: КноРус, 2018. - 322 с. 17.Бюндюгова Т.В. Управление персоналом в социальных службах. Учебное пособие. - Таганрог: Ид-ль С.А Ступин, 2016. - 368 с.18.Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - № 6 (50) - 2015. - С. 111-123.19.Шмелева Н. Б. Введение в професиию «Социальная работа»: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови Ко», 2013. - 224 с.20.Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник. –М.: Юристь, 2010. - 326 с.21.Жуков В.И. История социальной работы: Учебник. - М.: Изд-во РГСУ, 2015. - 440 с.22.Жуков В.И. Теория социальной работы: учебник. - М.: Издательство РГСУ, 2017. - 500 с.23.Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека // Мир психологии. - № 4.- 2010. - С. 166-172.24.Невлева И.М. Теория социальной работы: Учебное пособие / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 431 с.

1. Психология управления [Текст] : курс лекций / Л.К.Аверченко,Г.М.Залесов,Р.И.Мокшанцев,В.М.Николаенко ; Новосибирская гос. академия экономики и упр. - М.; Новосибирск : [б. и.], 1997. - 149 с.
2. Уфимцева Н.Ф., Блинова М.Г. Профессиональная деятельность специалистов социальной сферы: сборник научных трудов студентов и аспирантов. - ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф. пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2014. - 206 с.
3. Гримак Л.П. Общение с собой - М., Видс,2011. – 182 с.
4. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Издатель- скоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 592 с.
5. Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. - М.: Квант Медия. - 2017. - 310 с.
6. Медведева Г. П. Этика социальной работы. — М: ВЛАДОС, 2002. – 316 с.
7. Кордуэлл, М. Психология А-Я: Словарь справочник/ М. Кордуэлл – М: ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 134 с.
8. Браун Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 192 с.
9. Козловская С.Н. Профессиограмма социального работника: Учебник . - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 174 с.
10. Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение/Б. Джи – М: КрипС, 2009. – 357 с.
11. Давиденко С.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского университета - 2012. - №2. - С. 5-9.
12. Доброштан В. М. Теория социальной работы. — СПб: Знание, 2008. — 315 с.
13. Галагузова М. А. Профессиональная подготовка социальных работников. — М.: 2003. — 245 с.
14. Песчанская В. О. Роль вуза в профессиональном становлении социальных работников //Педагогика, психология, общество-2017. – 2017. – С. 230-234.
15. Турчанинова Т. В. Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника // Молодой ученый. - 2010. - №10. – С. 379
16. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб-ник. – М.: КноРус, 2018. - 322 с.
17. Бюндюгова Т.В. Управление персоналом в социальных службах. Учебное пособие. - Таганрог: Ид-ль С.А Ступин, 2016. - 368 с.
18. Шило А.С. Профессия социального работника в России: проти-воречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - № 6 (50) - 2015. - С. 111-123.
19. Шмелева Н. Б. Введение в професиию «Социальная работа»: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови Ко», 2013. - 224 с.
20. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник. – М.: Юристь, 2010. - 326 с.
21. Жуков В.И. История социальной работы: Учебник. - М.: Изд-во РГСУ, 2015. - 440 с.
22. Жуков В.И. Теория социальной работы: учебник. - М.: Издательство РГСУ, 2017. - 500 с.
23. Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие совре-менного человека // Мир психологии. - № 4.- 2010. - С. 166-172.
24. Невлева И.М. Теория социальной работы: Учебное пособие / И.М. Невлева, Л.В. Соловьева - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 431 с.

Вопрос-ответ:

Как связаны личность и профессиональная деятельность социального работника?

Личность и профессиональная деятельность социального работника взаимообусловлены. Личностные качества социального работника, такие как эмпатия, толерантность, коммуникабельность, влияют на его способность эффективно работать с клиентами и помогать им. В то же время, профессиональная деятельность способствует развитию и формированию личности социального работника, расширению его кругозора и профессиональных навыков.

Какой имидж имеет социальный работник?

Имидж социального работника может быть разным. Он может быть связан с отрицательными стереотипами, такими как "помощник слабым" или "социальный патруль". Однако, современные социальные работники стремятся к формированию положительного имиджа профессии, которая олицетворяет заботу, эмпатию и профессионализм. Это может быть связано с активной пропагандой и публичной работой социальных работников.

Какие личностные качества должен обладать социальный работник?

Социальный работник должен обладать такими личностными качествами, как эмпатия, терпимость, умение слушать и понимать других, гибкость мышления, коммуникабельность и чувство справедливости. Он также должен быть морально стойким, уметь работать в стрессовых ситуациях и нести ответственность за свои решения и действия.

Какие основные условия профессионального становления и развития социального работника?

Основными условиями профессионального становления и развития социального работника являются получение специального образования, непрерывное профессиональное обучение, практический опыт работы под руководством опытных специалистов, а также развитие социальных навыков, эмоциональной устойчивости и эмпатии.

В чем заключается взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника?

Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника заключается в том, что личностные качества и особенности социального работника оказывают влияние на характер и результаты его работы, а также профессиональная деятельность влияет на личностное развитие и самоопределение специалиста.

Какой имидж имеет социальный работник в современном обществе?

Имидж социального работника в современном обществе неоднозначен. С одной стороны, он часто ассоциируется с помощью нуждающимся и вовлеченностью в социальные проблемы, что делает эту профессию престижной. Однако с другой стороны, социальные работники иногда сталкиваются с недоверием и критикой, связанной с отсутствием видимых результатов и сложностью работы с людьми в трудной жизненной ситуации.

Какие личностные качества должен обладать социальный работник?

Социальный работник должен обладать такими личностными качествами, как эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, умение слушать и понимать других людей, а также способность к саморефлексии и развитию личности.

Какие профессиональные качества должен обладать социальный работник?

Социальный работник должен обладать такими профессиональными качествами, как знание основ социальной работы, умение анализировать социальные проблемы, разрабатывать и реализовывать социальные программы, адаптироваться к изменяющимся условиям работы, работать в команде и организовывать работу с клиентами.