Совершенствование системы аттестации преподавательского состава высшего учебного заведения на основе внедрения системы автоматизированной системы оценки персонала.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 22.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Изучить существующую систему аттестации преподавательского состава высшего учебного заведения 5
2. Проанализировать существующие системы оценки преподавательского состава высшего учебного заведения 12
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы аттестации преподавателей высшего учебного заведения на основе внедрения автоматизированной системы 25
4. Спрогнозировать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Проверкуданного этапа целесообразно проводить в форме тестирования и решениякейсов по механизму применения знаний в образовательном процессе.Отметим, что тестирование будет выполнять именно роль первоначальнойпроверки уровня необходимых преподавателю знаний (позволит выявитьтех преподавателей, которые на данном этапе не обладают необходимымминимумом знаний), при этом результат теста может стать основой длярефлексии и проектирования научно-педагогическими работниками корректирующих мероприятий.В процессе тестирования следует, прежде всего, проверить знаниепреподавателем актуальной нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательный процесс. Опыт участия в аккредитационных экспертизах в вузах страны показал, что редко, но встречаются преподаватели, не знающие даже образовательного стандарта и основнойпрофессиональной образовательной программы, в реализации которойучаствуют. В тоже время требовать от преподавателя знания в полномобъеме всех нормативных документов по образованию не целесообразно,так как это еще более повысит загруженность преподавателя, но слабоповлияет на качество образования. Поэтому для тестирования целесообразно подготовить вопросы по следующим направлениям:– федеральные нормативные документы (закон «Об образованиив Российской Федерации», приказы Минобрнауки об организации образовательной деятельности, федеральные государственные образовательныестандарты);– цифровизация образования, документы об электронном обучениии использовании дистанционных образовательных технологий;– локальные нормативные акты образовательного учреждения по вопросам высшего образования и организации деятельности обучающихся;– основная профессиональная образовательная программа (общаяхарактеристика, учебный план), в реализации которой участвует преподаватель.Второй блок знаний, который стоит проверить во время тестирования,включает ключевые положения педагогической науки. Основное внимание необходимо уделить проверке знания функций и структуры процессаобучения, законов и принципов обучения, основных теорий формированиясодержания обучения, используемых методов и средств обучения, форморганизации учебного процесса, методов контроля и современных технологий обучения. Учитывая важность процесса гражданского воспитанияпри тестировании целесообразно оценить знание преподавателем закономерностей процесса воспитания и принципов воспитания, методов,средств и форм воспитания в высшем учебном заведении.Для участия в инновационном обновлении и развитии университетапреподавателю необходимо знать положения акмеологии и андрагогики,закономерности психологии творчества, а также методологию педагогического исследования, структуру и методы педагогического исследования,что составляет третий блок проверяемых знаний.Для оценки понимания преподавателем положений педагогическойнауки возможно использовать кейсы (проблемные ситуации), характерныедля образовательной практики в техническом вузе, например, предложитьмероприятия по реализации воспитательной функции в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, а также в процессе неформального общения с ними.Третий этап творческого саморазвития научно-педагогическогоработника предполагает активную самообразовательную деятельностьпреподавателя при подготовке и проведении открытого занятия. В первуюочередь, данное мероприятие должно побуждать преподавателя к поискуновых эффективных методик преподавания с учетом специфики учебнойдисциплины и мотивационной и компетентностной готовности студенческой группы. Однако встречаются случаи, когда преподаватели подходятк данному мероприятию достаточно формально, и, прежде всего, маловремени уделяют разработке развернутого плана-конспекта занятия, который должен включать основные дидактические элементы занятия и используемые технологии.Четвертым, заключительным, этапом в профессиональном совершенствовании преподавателя, который также позволит объективно оценитьуровень компетенций научно-педагогических работников, будет реализация инновационного педагогического проекта на основе деятельностнойпедагогики. В данном проекте необходимо интегрировать три основныхнаправления деятельности научно-педагогического работника вуза – обучение, научные исследования и воспитание – посредством разработкии реализации педагогической инновации на основе трансфера результатовнаучных исследований преподавателя в образовательную практику.При этом необходимо разработать такую методику воспитывающего обучения, которая бы формировала у обучающихся ценностные ориентиры,направленные на созидательную деятельность и участие в инновационныхпреобразованиях в стране и регионе в рамках своей профессиональнойобласти. Выполнение такого инновационного проекта создаст условияне только для повышения качества обучения, но и будет мотивироватьпреподавателя к дальнейшему творческому саморазвитию после окончания процедуры аттестации.Разработанные методологические подходы к организации аттестациинаучно-педагогических работников и преобразования ее из контрольнойпроцедуры в процесс инициации творческого саморазвития позволят повысить профессиональный уровень преподавателей, обеспечивая условияподготовки конкурентоспособных технических специалистов, и будутспособствовать становлению университета нового типа, являющегося центром научно-образовательного и производственного комплекса региона.3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы аттестации преподавателей высшего учебного заведения на основе внедрения автоматизированной системыПредложим информационную системы для автоматизации процесса аттестациипрофессорско-преподавательского состава СОФ НИУ «БелГУ». Автоматизированная система не только позволит избежать ошибок и ускорить процессы информационного обмена, но и открывает новые возможности впроведении аттестации ППС ВУЗа – как в части взаимодействия с ППС исовершенствования конкурсных процедур, так и в части информационно-аналитической работы системы.Система автоматизации процесса аттестации ППС предназначена для:- отслеживания аттестационного периода преподавателей;- оформления заявок на конкурс;- оформления документов на конкурс: отчета, списка публикаций;- сбора, автоматизированной обработки и хранения информации опоступающих в систему заявках и отчетах.Система автоматизации процесса аттестации ППС представляет собой специальное программное обеспечение, разработанное для профессорско-преподавательского состава и членов аттестационно-кадровой комиссии. Взаимодействие с пользователями системы осуществляется посредством web-интерфейсов. Предполагается, что для внешних пользователейвход в систему будет доступен через Интернет по адресу официальногосайта СОФ НИУ «БелГУ». Язык интерфейса и информационных сообщений в системе – русский. Для работы с системой автоматизации процессааттестации ППС не предъявляется специальных требований к конфигурации ПК, виду операционной системы и установленному программномуобеспечению. Для использования системы необходим доступ в Интернет,при этом, требования к скорости соединения не предъявляются. Стабильная работа системы гарантируется на современных версиях наиболее распространенных браузеров: InternetExplorer, Opera, GoogleChrome.Для разработки программного приложения необходимо было спроектировать и разработать способ хранения данных. В качестве структурданных была использована реляционная база данных MySQL, разработанная для хранения информации.В системе реализовано разделение прав доступа к информации, в зависимости от роли пользователя. Каждая группа пользователей имеет доступ к определенному объему информации и программным инструментам,достаточным и необходимым для выполнения их задач.Для работы в информационной системе необходимо пройти процедуру регистрации. Для регистрации необходимо ввести в соответствующиеполя: действительный адрес электронной почты, который, будет игратьроль логина при входе в систему, фамилию, имя, отчество, пароль для входа в систему и подтверждение пароля. После этого можно входить в систему, используя свой логин и пароль, указанные при регистрации. Привходе зарегистрированный пользователь попадает в свой личный кабинет(рис.1). Работу можно начать с ввода анкетных данных(вкладка «Анкета),далее заполнить сведения об имеющихся публикациях(вкладка «Публикации»). Оформление заявки на конкурс становится доступным после объявления о конкурсе на главной странице системы. Информация о конкурсахпредставлена в виде таблицы, в которой указано: конкурс, его вид, срокиприема заявок, краткое описание условий, а так же кнопка для началаоформления заявки. При оформлении заявки подготавливается заявление,отчет о работе, портфолио.Все подготовленные пользователем заявки сохраняются в личномкабинете. Подготовленную заявку пользователь направляет секретарю аттестационно-кадровой комиссии. Секретарь просматривает заявку, проверяет на соответствие формальным требованиям и производит ее регистрацию. В случае выявления проблем секретарь может отправить пакет документов на доработку.Рис.1. Главная страница информационной системыВ системе реализованы современные механизмы защиты данных отнесанкционированного доступа и непредвиденной потери данных.Таким образом, разработанное приложение может быть рекомендовано для автоматизации работы аттестационно-кадровой комиссии и заполнения необходимых документов преподавателями, участвующими вконкурсном отборе.4. Спрогнозировать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятийСреди основных возможностей процесса автоматизации вузавыделены: развитие call-центра, наличие курсов повышения квалификации,развитие региональной сети, созданиена базе СПО инженерных классов. В качестве основных сильных сторон вузаопределены: наличие мастер-классов влабораториях, наличие частных партнеров, наличие профессорско-преподавательского состава. Таким образом, проведенный SWOT-анализ показал слабые и сильные стороны, угрозы и возможности для дальнейшего развития. При этом результаты анализа показали необходимость внедрения автоматизированной системы взаимодействия с потенциальными потребителямиобразовательных услуг. В качестве данного программного обеспечения выступила CRM-система Bitrix24, выбраннаяпо критериям надежности, эффективности, простоты в обслуживании и относительно невысоких финансовых затратах. Период применения CRM-системыBitrix24 в вузе составил 90 дней и ужеза такой достаточно небольшой периодпредставилось возможным оценить ееэффективность. За время внедренияCRM-системы Bitrix24 удалось оценитьэффективность применения подобнойсистемы в условиях управления процессами в высших учебных заведениях.Проиллюстрируем данную позицию нарисунках 2, 3.Исходя из полученной «воронки», вкоторой принимали участие готовые контакты, при использовании SMM-маркетинга удалось получить 1669 контактов с конверсией 56,27% – положительная консультация с заключениембюджетной или внебюджетной сделки(рис. 2). Потери составили 9,67% – этодопустимый процент при таком объемеобработки.Рис. 2. Отображение конверсии звонков в зависимости от входящих потоков(обработано за 90 дней 1669 входящих звонков)Рис. 3. Воронка по контактам и конверсия от деятельности оператораНедостатки при внедрении CRM-системы практически отсутствуют, т. к.ее использование позволяет владеть всеми цифровыми данными при осуществлении достижения показателей эффективности вуза. Однако только при полнойинтеграции в существующую системууправления бизнес-процессами организации будет необходимый результат.ЗаключениеАттестация профессорско-преподавательского состава является одним из инструментов оценки персонала и представляет собой формализованную процедуру оценки аттестационной комиссией или экспертной группой. Базовыми целями аттестации являются не только объективная оценка уровня компетенций и деловых и личностных качеств аттестуемого и результативности деятельности работников, но и анализ допущенных ошибок в подборе, расстановке и подготовке кадров и их исправление. Непосредственными задачами являются установление соответствия работника занимаемой должности и выявление потенциала его карьерного роста и необходимого для этого повышения квалификации. В нынешнем виде аттестация ППС не выполняет ни одной из задач аттестации в соответствии с научно разработанными теориями управления человеческими ресурсами. Отсутствие четко сформулированных целей и критериев оценки, неудовлетворительная организация (произвольные сроки, состав и полномочия комиссий, одностороннее использование методов оценки), формальный характер итогового результата – все это демотивирует участников процесса с обеих сторон и выглядит как растрата временных ресурсов.Аттестация научно-педагогических кадров должна, с одной стороны, определить их готовность к осуществлению на высоком уровне трудовых функций, определяемых занимаемой должностью, с другой – дать мощный импульс к дальнейшему развитию и совершенствованию профессионального мастерства. Список использованной литературы
1. Паспорт национального проекта «Образование»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). – Текст: электронный. – URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 18.05.2020).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – Текст: электронный // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 18.05.2020).
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»: утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н. – Текст: электронный. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902257088 (дата обращения: 18.05.2020).
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. – Текст: электронный // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения: 18.05.2020).
5. Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу : приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 293. – Текст: электронный // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/70995524/ (дата обращения: 18.05.2020).
6. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников [Электронный рсурс] // Гарант [портал]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70617632 (дата обращения 18.05.2020).
7. Целевая программа «Информатизация университета» [Электронный ресурс] // Официальный сайт НИУ «БелГУ» [портал]. URL:http://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.php?ID=174 (дата обращения 18.05.2020).
8. Аглямова, З. Ш. Разработка технологии оценки уровня сформированности компетенций в высшей школе / З. Ш. Аглямова // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 3. – С. 81 – 85.
9. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 848 с.
10. Бабичев, М. А. Оценка качества труда преподавателя ВУЗа на начальном этапе карьеры / М. А. Бабичев // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 4(24). – С. 15–21.
11. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. – М.: Издат. центр «Академия», 2019. – 320 с.
12. Борисова, Е. А. Управление персоналом для современных руководителей / Е. А. Борисова. – СПб.: Питер, 2018. – 232 с.
13. Ветошкина, Т. А. Проблемы стандартизации, сертификации и оценки качества труда профессорско-преподавательского состава ВУЗа / Т. А. Ветошкина, О. В. Полянок // Известия ВУЗов. Горный журнал. – 2018. – № 7. – С. 150–155.
14. Дульзон, А. А. Система самооценки и оценки компетенций научно-педагогических кадров / А. А. Дульзон, О. М. Васильева // Высшее образование в России. – 2016. – № 5. – С. 61–72.
15. Жалагина, Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации преподавателя вуза :автореф. дис. … д-ра психол.наук : 19.00.03,19.00.07 / Т. А. Жалагина. – Тверь, 2014. – 45 с.
16. Кирьякова, А. В. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития: учеб. пособие / А. В. Кирьякова, Л. В. Мосиенко, Т. А. Ольховая. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. – 374 с.
17. Краснянский, М. Н. Оценка эффективности педагогических инноваций в высшем образовании / М. Н. Краснянский, А. И. Попов, А. Д. Обухов // Экономика образования. – 2019. – № 2 (111). – С. 57 – 68.
18. Молоткова, Н. В. Методология профессионального становления преподавателя-исследователя в техническом вузе: учеб. пособие / Н. В. Молоткова, А. И. Попов. – Тамбов: Издат. центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2019. – 96 с.
19. Одегов, Ю. Г. Организационные аспекты оценки и аттестации персонала / Ю. Г. Одегов, В. В. Халиулина // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. – 2017. – № 1(57). – С. 119–126.
20. Попов, А. И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике: монография / А. И. Попов ; под науч. ред.Н. П. Пучкова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2015. – 136 с.
21. Припорова, Е. А. Обзор методов оценки персонала (центр оценки, оценка «360 градусов», аттестация) / Е. А. Припорова // Симбирский научный вестник. – 2017. – № 2(16). – С. 115–120.
22. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. – Текст: электронный. – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 18.05.2020).
23. Тирских, Е. В. Организация системы управления персоналом в высшем учебном заведении / Е. В. Тирских // Новый университет. Сер. Экономика и право. – 2018. – № 5–6. – С. 72–74.
24. Garavan, T. Developing Managers and Leaders: Perspectives, Debates and Practices in Ireland / T. Garavan, C. Hogan, A. Cahir-O’Donnell. – Dublin: Gill & Macmillan Ltd, 2009. – Р. 818.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы существуют в системе аттестации преподавательского состава в высших учебных заведениях?
В системе аттестации преподавательского состава в высших учебных заведениях существуют различные проблемы, включая отсутствие единого стандарта оценки и критериев, субъективное принятие решений, недостаточную прозрачность и объективность процесса оценки, а также отсутствие системы автоматизированной оценки персонала. Все это может приводить к несправедливому отбору преподавателей и недостаточному качеству образования.
Что такое система автоматизированной оценки персонала?
Система автоматизированной оценки персонала - это инструмент, который позволяет автоматизировать процесс оценки квалификации, профессиональных навыков и результативности работы преподавательского состава в высшем учебном заведении. Она использует различные критерии и показатели для оценки работы каждого преподавателя и обеспечивает объективность и прозрачность процесса оценки. Автоматизация позволяет сэкономить время и ресурсы, а также увеличить эффективность и качество аттестации.
Какие преимущества может принести внедрение системы автоматизированной оценки персонала в высшем учебном заведении?
Внедрение системы автоматизированной оценки персонала в высшем учебном заведении может принести ряд преимуществ. Во-первых, она позволит улучшить процесс аттестации, сделав его более прозрачным и объективным. Во-вторых, она позволит сократить время и ресурсы, затрачиваемые на оценку персонала. В-третьих, она позволит улучшить качество образования, так как позволит отбирать наиболее квалифицированных и профессиональных преподавателей. В-четвертых, она позволит сопоставить результативность работы преподавателя с его зарплатой и премиальными.
Какой смысл внедрения системы автоматизированной системы оценки персонала в систему аттестации преподавательского состава?
Внедрение системы автоматизированной оценки персонала позволяет сделать аттестацию более объективной и прозрачной. Это позволяет избежать субъективного влияния, установить стандарты и критерии оценки, а также автоматизировать процесс подачи документов и получения результатов.
Какие есть недостатки существующей системы аттестации преподавательского состава?
Существующая система аттестации преподавательского состава имеет несколько недостатков. Во-первых, она часто субъективна и зависит от личных предпочтений аттестационной комиссии. Во-вторых, процесс аттестации может быть затяжным и неэффективным, особенно в случае большого количества преподавателей. В-третьих, отсутствует автоматизация и возможность контроля процесса.
Какие есть примеры существующих систем оценки преподавательского состава в высшем учебном заведении?
Одним из примеров существующих систем оценки преподавательского состава является система 360-градусной оценки, где преподаватель получает обратную связь от студентов, коллег и руководства. Еще одним примером является система самооценки, где преподаватель сам оценивает свою работу и достижения. Также существуют системы оценки на основе проведения тестов или анализа результатов учебной деятельности.