Управление здравоохранением в современных условиях.
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 26.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Сущность содержание и основные принципы формирования управления сферой здравоохранения 5
1.2. Основные принципы деятельности органов государственного управления сферой здравоохранения 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 15
2.1. Анализ регионального управления в сфере здравоохранения Тульской области 15
2.2. Предложения по совершенствованию функционирования сферы управления здравоохранением региона 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
В настоящее время органами государственного управления охраной здоровья федерального уровня также разрабатываются и принимаются документы, получившие название «дорожных карт», выступающие в роли важных инструментов государственного планирования и прогнозирования. Это своего рода планы действий, предоставляющие возможностьвзаимноувязать во времени государственные меры по развитию той или иной области. В частности, Правительством РФ утвержденПлан мероприятий («дорожная карта»)«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», целью которого является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемыхпорядок учета такого мнения. В этой связи необходимо внести указанные изменения и дополнения в действующее законодательство региона, что станет дополнительной гарантией надлежащей реализации прав граждан и медицинских работников в сфере охраны здоровья населения региона.По справедливому замечанию В.В. Гриценко, зависимость заработной платы работника от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, является важным принципом, на котором должна базироваться система оплаты труда в бюджетной сфере, в том числе и в здравоохранении.Минздравом России утверждены методические рекомендации по разработке соответствующих «дорожных карт» в субъектах РФ. В этой связи в Тульской области они были разработаны и согласованы с министерством. В «дорожной карте» определены задачи по снижению смертности и заболеваемости населения, реструктуризации инфраструктуры здравоохранения и самой системы организации медицинской помощи на территории региона.Однако качество подготовленного документа не в полной мере отвечает необходимым условиям. Следует обратить особое внимание на существующие противоречия в вопросах реализации запланированных показателей. Так, в «дорожной карте» была утверждена возможность практически стопроцентного выполнения всех требуемых показателей к 2013- 2015 гг., однако с задачей почти невозможно было справиться изначально. Полагаем, что такие планы по своему содержанию должны предусматривать систематизацию мероприятий, включенных в документы по развитию здравоохранения (в первую очередь, в государственные программы), а также конкретные показатели достижения запланированных результатов, разработанные в соответствии с реальными параметрами бюджетного финансирования.Таким образом, значение стратегического планирования и реализации механизмов госуправления в сфере здравоохранения региона состоит в том, что оно позволяет определить перспективные направления решения существующих проблем, сформулировать главные цели и задачи по качественному развитию российской системы здравоохранения, заложить правовую основу для принятия необходимых управленческих решений. Представляется, что рациональное составление и реализация документов стратегического планирования в здравоохранении выступают необходимыми условиями осуществления продуктивного государственного управления в указанной сфере деятельности.Для устранения недостатков стратегического планирования в сфере охраны здоровья в современный период на территории области, на наш взгляд, необходимо: 1. Обеспечение согласованности значений целевых показателей и структуры документов с реальными объемами финансового обеспечения запланированных мероприятий.2. Приведение их содержания в соответствие с текущими социально-экономическим условиями развития экономики Тульской области.3. Установление механизмов взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей и участников при реализации мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования.Кроме того, требуется доработка и принятие стратегии развития здравоохранения на долгосрочный периодТульской области, поскольку необходимо четкое понимание дальнейших путей совершенствования сферы охраны здоровья сучетом современных вызовов социально-экономического развития. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам проведенной работыпо анализу существующей системы государственного управления сферой здравоохранения Тульской областипредставляется необходимым изложить следующие выводы.Охрана здоровья граждан представляет собой основополагающую социальную функцию государства, реализуемую для достижения стратегической цели по сбережению их здоровья и обеспечению долголетия. Система различных мер, составляющих сущность охраны здоровья, включает в себя не только научные, правовые, политические, профилактические, социальные меры, но и меры культурного характера, реализуемые широким кругом субъектов (органами государственной власти, муниципальными органами, организациями и др.). Ее надлежащее обеспечение выступает основой благополучного существования и развития государства, стратегическим фактором обеспечения безопасности, как в масштабах отдельно взятого субъекта, так и в масштабах государства в целом.Система правовых актов, регулирующих государственное управление сферой здравоохранения, предусматривает документы различные по юридической силе, особенностям предмета правового регулирования, характеру компетенции издающих их субъектов, функциональному предназначению, специфике внутренней структуры и содержания, территории действия, роли в процессе государственного управления охраной здоровья, имеет сложную, иерархически соподчиненную структуру. Федеральное законодательство активно развивается по пути принятия базовых законов о здравоохранении в субъектах РФ, а также законов специализированного характера (как федерального, так и регионального уровней), посвященных, в том числе, регламентации управления охраной здоровья граждан. Однако основной массив для обеспечения административно-правового регулирования составляют подзаконные правовые акты, такая же ситуация и на территории Тульской области.При этом отмечается увеличение количествауказанных документов, носящих программно-целевой межведомственный характер и обеспечивающих функции прогнозирования и планирования в государственном управлении сферой здравоохранения региона.Административно-правовые отношения в сфере охраны здоровья граждан представляют собой регулируемые посредством норм административного права общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления охраной здоровья граждан. Особенностью их субъектного состава является включение в число участников специальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья (в том числе страховых медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, медицинских и фармацевтических организаций, общественных объединений), а также лиц, обладающих специальным административно- правовым статусом в сфере охраны здоровья (медицинских и фармацевтических работников, пациентов и др.). Формируются принципиально новые виды указанных правоотношений в сфере охраны здоровья, обусловленные развитием административного законодательства (например, по урегулированию конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности). Увеличивается количество административных правоотношений с участием граждан – пациентов медицинских организаций, связанных с рассмотрением в порядке административного судопроизводства соответствующих категорий административныхдел.С учетом последнего подхода аргументировано внесение дополнения в ст. 29 Закона об охране здоровья, уточняющего структуру системы здравоохранения РФ, объединяющей все в совокупности составные элементы государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, указанные в ч. 3-5 ст. 29 данного федеральногозакона.Основными субъектами государственного управления охраной здоровья граждан являются Президент РФ и государственные органы исполнительной власти. Отсутствие необходимых для надлежащего осуществления полномочий органами государственного управления нормативных правовых актов создает существенные препятствия в их деятельности. В этой связи для восполнения правовых пробелов, обеспечения эффективности контрольно-надзорных функций и формирования полноценной нормативно-правовой базы требуется издание Минздравом России ряда нормативных приказов по отдельным направлениям деятельности в сфере охраны здоровья (экспертиза качества медицинской помощи, лицензионный контроль фармацевтической деятельности, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств и др.), а также проведение непрерывного и качественного мониторинга практического применения действующих нормативно-правовыхактов.На органы государственной исполнительной власти Тульской области, уполномоченные в сфере охраны здоровья граждан, возложены организация и обеспечение оказания в подведомственных медицинских организациях всех видов медицинской помощи, наряду с возможностью наделения их некоторыми федеральными полномочиями. Однако наблюдается дисбаланс между объемом полномочий указанных органов власти и соответствующим финансовым обеспечением, что в определенной степени способствует сокращению региональных расходов на здравоохранение, снижению качества управленческойдеятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Для его преодоления предлагается рассмотреть возможность делегирования на федеральный уровень отдельных полномочий Тульской области(например, по организации медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации) и их финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета. В отношении дальнейшей оптимизации государственных и муниципальных медицинских организаций, оказавшей значительное влияние на развитие регионального здравоохранения, обосновано введение обязательной процедуры учета мнения медицинских работников при проведении соответствующих реорганизационно-ликвидационных мероприятий.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законом Рос. Федерации о поправке к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 30 (Часть I). Ст. 4202.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 23 мая 2018 г. № 146-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410; 2018. – № 22. – Ст.3094.О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федер. закон Рос. Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 июля 2018 г. № 305-ФЗ) // Рос. газета. – 1999. – 6 апр.; 2018. – 12 июля.О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 июля 2018 г. № 277-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (Часть I). Ст. 3378; 2018. – № 27 (Часть I). – Ст.4210.Административное право зарубежных стран [Текст] : учебник / под ред. Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2017. – 455с.Гриценко В.В. К вопросу о приоритетах государственной политики в сфере охраны здоровья в условиях изменения механизмов финансирования российского здравоохранения [Текст] / В.В. Гриценко // Право и государство в современном мире: состояние, проблемы, тенденции развития : Материалы международной научно-теоретической конференции – IIIМеждународные «Мальцевские чтения» (Белгород, 21–22 апреля 2018 г.). – Белгород : ГиК, 2018. – С. 33–38.Каминская О.Н. Частная система здравоохранения: правовые аспекты лицензирования [Текст] / О.Н. Каминская, И.В. Самусь, Т.Ю. Грачева // Медицинское право. – 2014. - № 3. – С.51-55.Малеина М.Н. Обоснование здравоохранительного права как комплексной отрасли законодательства и некоторые направления его совершенствования [Текст] / М.Н. Малеина // Медицинское право. - 2017. - № 3. - С. 7–14.Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 367 с.Рерихт А.А. Теоретические основы медицинского права: проблемы формирования и развития [Текст] : монография / А.А. Рерихт. - М. : ИНИОН РАН, 2017. – 214с.Харитонова Я. О. Проблемы целевой подготовки медицинских кадров на примере Тульской области // Вестник науки и образования. 2019. №5 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tselevoy-podgotovki-meditsinskih-kadrov-na-primere-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 17.05.2020).Кашин А.В., Кравец А. В. Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Тульской области) // КЭ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aglomeratsionnye-protsessy-i-perspektivy-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-regiona-na-primere-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 17.05.2020).Портал органов статистики Тульской области. Электронный ресурс. Режим доступа: https://penza.gks.ru(дата обращения: 17.05.2020).
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законом Рос. Федерации о поправке к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 30 (Часть I). Ст. 4202.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 23 мая 2018 г. № 146-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410; 2018. – № 22. – Ст.3094.
3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федер. закон Рос. Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 июля 2018 г. № 305-ФЗ) // Рос. газета. – 1999. – 6 апр.; 2018. – 12 июля.
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 3 июля 2018 г. № 277-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (Часть I). Ст. 3378; 2018. – № 27 (Часть I). – Ст.4210.
5. Административное право зарубежных стран [Текст] : учебник / под ред. Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2017. – 455с.
6. Гриценко В.В. К вопросу о приоритетах государственной политики в сфере охраны здоровья в условиях изменения механизмов финансирования российского здравоохранения [Текст] / В.В. Гриценко // Право и государство в современном мире: состояние, проблемы, тенденции развития : Материалы международной научно-теоретической конференции – IIIМеждународные «Мальцевские чтения» (Белгород, 21–22 апреля 2018 г.). – Белгород : ГиК, 2018. – С. 33–38.
7. Каминская О.Н. Частная система здравоохранения: правовые аспекты лицензирования [Текст] / О.Н. Каминская, И.В. Самусь, Т.Ю. Грачева // Медицинское право. – 2014. - № 3. – С.51-55.
8. Малеина М.Н. Обоснование здравоохранительного права как комплексной отрасли законодательства и некоторые направления его совершенствования [Текст] / М.Н. Малеина // Медицинское право. - 2017. - № 3. - С. 7–14.
9. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 367 с.
10. Рерихт А.А. Теоретические основы медицинского права: проблемы формирования и развития [Текст] : монография / А.А. Рерихт. - М. : ИНИОН РАН, 2017. – 214с.
11. Харитонова Я. О. Проблемы целевой подготовки медицинских кадров на примере Тульской области // Вестник науки и образования. 2019. №5 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tselevoy-podgotovki-meditsinskih-kadrov-na-primere-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 17.05.2020).
12. Кашин А.В., Кравец А. В. Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Тульской области) // КЭ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aglomeratsionnye-protsessy-i-perspektivy-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-regiona-na-primere-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 17.05.2020).
13. Портал органов статистики Тульской области. Электронный ресурс. Режим доступа: https://penza.gks.ru(дата обращения: 17.05.2020).
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы формирования управления сферой здравоохранения?
Основными принципами формирования управления сферой здравоохранения являются: эффективность, доступность, качество и социальная справедливость. Эффективность означает достижение максимальных результатов при оптимальном использовании ресурсов. Доступность подразумевает равный доступ к медицинским услугам для всех слоев населения. Качество означает предоставление высококачественных медицинских услуг с использованием современных технологий. Социальная справедливость подразумевает учет интересов и потребностей разных социальных групп при формировании системы здравоохранения.
Какие основные принципы деятельности органов государственного управления сферой здравоохранения?
Основными принципами деятельности органов государственного управления сферой здравоохранения являются: законность, комплексность, государственность и общественное участие. Законность означает соблюдение законодательства во всех аспектах деятельности. Комплексность подразумевает решение всех важных задач, связанных с здравоохранением, взаимодействие всех отраслей и уровней власти. Государственность подразумевает ответственность государства за здоровье своих граждан. Общественное участие означает учет мнения и интересов граждан при принятии решений в сфере здравоохранения.
Какие особенности деятельности исполнительных органов власти в сфере здравоохранения Тульской области?
Особенности деятельности исполнительных органов власти в сфере здравоохранения Тульской области включают: организацию медицинской помощи населению, управление медицинскими учреждениями, разработку мероприятий по профилактике и лечению заболеваний, контроль за качеством медицинских услуг, инициативное участие в реализации государственных программ в сфере здравоохранения. Также важным аспектом является взаимодействие с общественными организациями, администрациями муниципальных образований и другими отраслями власти.
Какие основные принципы формирования управления сферой здравоохранения?
Основными принципами формирования управления сферой здравоохранения являются эффективность, доступность, качество и справедливость. Эффективность подразумевает достижение наилучших результатов в здравоохранении при минимальных затратах. Доступность предполагает равенство возможностей получения медицинской помощи для всех граждан. Качество означает обеспечение высокого уровня медицинской помощи и улучшение здоровья населения. Справедливость подразумевает равное распределение ресурсов и равные возможности для всех.
Какие основные принципы деятельности органов государственного управления в сфере здравоохранения?
Основными принципами деятельности органов государственного управления в сфере здравоохранения являются публичность, прозрачность, законность и социальная ответственность. Публичность означает открытость и доступность информации о деятельности органов управления, возможность общественного контроля и участия. Прозрачность предполагает честность и объективность в принятии решений и расходовании ресурсов. Законность подразумевает соблюдение законодательства и правовых норм во всех сферах деятельности. Социальная ответственность означает учет интересов и потребностей населения при формировании и реализации политики в области здравоохранения.
Какие особенности деятельности исполнительных органов власти в сфере здравоохранения Тульской области?
Особенностями деятельности исполнительных органов власти в сфере здравоохранения Тульской области являются региональная специфика, комплексный подход и учет местных потребностей. Региональная специфика означает учет особенностей и потребностей населения Тульской области при разработке и реализации программ в области здравоохранения. Комплексный подход подразумевает интеграцию различных сфер деятельности, таких как медицина, социальное развитие и экономика, для достижения максимальных результатов в здравоохранении. Учет местных потребностей предполагает адаптацию и нацеливание программ и проектов на конкретные потребности и проблемы Тульской области.
Какие принципы формирования управления сферой здравоохранения?
Принципы формирования управления сферой здравоохранения включают в себя сущность, содержание и основные принципы. Они направлены на обеспечение качественной и эффективной организации здравоохранения. Основными принципами формирования управления здравоохранением являются: обеспечение равного доступа населения к медицинским услугам, обеспечение достоверной и своевременной информации о состоянии здоровья населения, обеспечение координации и согласованности деятельности всех уровней органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, повышение эффективности и качества медицинской помощи, участие населения в процессе принятия решений в сфере здравоохранения, обеспечение справедливости и социальной справедливости в организации здравоохранения.
Какие основные принципы деятельности органов государственного управления сферой здравоохранения?
Основными принципами деятельности органов государственного управления сферой здравоохранения являются: законность, гуманизм, ответственность, комплексность, системность, прозрачность, эффективность. Органы государственного управления должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, с учетом интересов и потребностей населения. Они также несут ответственность за качество и доступность медицинской помощи, проведение мероприятий по профилактике заболеваний и улучшению общественного здоровья. Деятельность органов государственного управления должна быть комплексной и системной, чтобы обеспечить эффективность и результативность мер по улучшению здравоохранения.
Какие основные принципы формирования управления сферой здравоохранения?
Основными принципами формирования управления сферой здравоохранения являются эффективность, доступность, качество и социальная справедливость. Управление должно быть направлено на достижение оптимальных результатов в оказании медицинской помощи гражданам, предоставление всех необходимых медицинских услуг без каких-либо ограничений по возрасту, полу, социальному статусу и финансовым возможностям.
Какие основные принципы деятельности органов государственного управления сферой здравоохранения?
Основными принципами деятельности органов государственного управления в сфере здравоохранения являются ориентация на интересы граждан, прозрачность и открытость процессов, эффективное использование ресурсов и сотрудничество с другими ведомствами и организациями. Органы управления должны стремиться к повышению качества медицинского обслуживания и социального развития в рамках своих полномочий.
Какие особенности деятельности исполнительных органов власти в сфере здравоохранения Тульской области?
Особенности деятельности исполнительных органов власти в сфере здравоохранения Тульской области включают в себя создание благоприятных условий для развития здравоохранения в регионе, обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению, разработку и реализацию программ развития здравоохранения, а также эффективное использование бюджетных средств и ресурсов. Органы власти также осуществляют контроль и надзор за работой медицинских учреждений и осуществляют регулирование цен на медицинские услуги в соответствии с законодательством.