Технологии социальной работы с особенными детьми

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 80 80 страниц
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 29.12.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ 7
1.1 Особенные дети в современном обществе 7
1.2 Проблемы особенных детей 19
1.3 Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с особенными детьми 26
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 37
2.1 Исследование социальных проблем детей с умственной отсталостью 37
2.2 Комплексная программа 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ГЛОССАРИЙ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Фрагмент для ознакомления

п.).[CЛАЙД 16]Основными мероприятиями программы стали:1. Организация бесед и консультаций с родителями детей с умственной отсталостью.2. Выявление конкретных навыков, которыми необходимо овладеть каждому из детей.3. Организация кабинета для обучения и развития социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью.4. Проведение индивидуальных и групповых занятий по обучению и развитию социально-бытовых навыков с особенными детьми.[CЛАЙД 17]Ожидаемые результаты:Положительная динамика в овладении социально-бытовыми навыками, которые являются основой трудового обучения умственно отсталых лиц. При реализации программы более эффективно будет проходить процесс социализации детей с умственной отсталостью.Положительная динамика сформированности навыков приема пищи (самостоятельное пользование ложкой, вилкой, пить из чашки, не проливая, возможность самостоятельно обслужить себя за столом, подготовка и приготовление простейших блюд).Положительная динамика сформированности навыков личной гигиены (самостоятельное мытье рук, умывание, чистка зубов, самостоятельное посещение туалета, самостоятельное или с незначительной помощью принятие душа, расчесывание).Положительная динамика сформированности навыков облачений (самостоятельное одевание и снятие носков и колгот, самостоятельное застегивание пуговиц, соблюдение правильной последовательности при одевании).Положительная динамика сформированности бытовых навыков (умение самостоятельное застилать кровать, положительный отклик на просьбу о помощи, выполнение несложных поручений по дому, умение пользоваться бытовыми приборами безопасно, умение ориентироваться на улице, в общественных местах, знание и соблюдение элементарных правил безопасности).[CЛАЙД 17]На этом мой доклад окончен. Спасибо за внимание!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Акимова Т.А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. – С. 209-210.
2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. – М., 2000.
3. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости / Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999. – 320 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
5. Бойков Д.И. О коммуникативных детерминантах дифференциации личности ребенка с ограниченными возможностями // Дефектология. – 2005. - № 4. – С. 27-32.
6. Бондарь В.И. Обучение учащихся вспомогательной школы применению знаний при выполнении учебно-практических заданий: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 733; НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1969. – 18 с.
7. Бондарь В.И., Шеремет М.К. Флагман украинской коррекционной педагогики: к 70-летию В. Н. Синева // Дефектология : науч.-метод. журн. – 2010. - № 2. – C. 92-93.
8. Брызгалова С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-комплексного подхода : дис. ... канд. пед. наук; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. — 175 с.
9. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т; 5 т. «Основы дефектологии» / Под ред. Т.А. Власовой. М., 1983.
11. Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1991.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. – 512 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2008. – 508 с.
15. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. - №1.
16. Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: методическое пособие. – 2-е изд. М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006.
17. Гульмухаметова А.Т. К вопросу о важности формирования социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 89–90.
18. Дашевская Е.Ю. Развитие у детей с умеренной умственной отсталостью умения ориентироваться в выполнении заданий социально-бытового характера : дис. ... канд. пед. наук; Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. – 152 с.
19. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.
20. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития : автореф. дис. на получение науч. степени д-ра психол. наук : спец. 10.00.10. Н. Новгород, 2015. – 53 с.
21. Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2006. - № 2. – С. 22-26.
22. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1999. – С. 25 – 34.
23. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2006. – 240 с.
24. Зак Г.Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Зак ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. — 194 с.
25. Зак Г.Г., Нугаева О.Г., Шульженко Н.В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование, 2014. - №1. – С. 52-59.
26. Изучение произвольных движений и их коррекция у детей с ограниченными возможностями здоровья: монографическое издание / В. В. Коркунов, К. Ю. Крохалев, Т. Е. Могилевская, И. А. Филатова и др. ; под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. — 204 с.
27. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: ВЛАДОС, 2004. – 328 с.
28. Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. М.: ВЛАДОС, 2004.
29. Кравченко А. И. Социальная работа: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
30. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
31. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1985. – 165 с.
32. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М., 2011. – 303 с.
33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2011. – 212 с.
34. Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Знание, 2003. – 356 с.
35. Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва: Академия, 2003.
36. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
37. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
38. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2000. — 200 с.
39. Мустафина Л.Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.
40. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. СПб., 1997.
41. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002. – 256 с.
42. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 12-16.
43. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М. : Изд-во АПН РСФСР, 2013. – 222 с.
44. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: моногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Гнатюк ; под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. – 209 с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Издательство: «Питер», 2008. – 685 с.
46. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 262 с.
47. Самарина Э.В. Особенности психологической диагностики тяжело умственно отсталых школьников с множественными нарушениями в развитии в связи с задачами социально-трудовой абилитации в условиях интерната // Психолого-педагогическое сопровождение психолого-реабилитационной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции 9-10.10.2006 г. / Под ред. Е.Н. Ткач, С.И. Ивашкиной. Хабаровск: ДВГГУ. – С. - 241-249.
48. Самарина Э.В. Современные подходы к исследованию социализации тяжело умственно отсталых детей // Психолого-педагогический поиск №1. Рязань: РГПУ, 2004. – С. 74-82.
49. Самарина Э.В., Воронова Е.А., Воронова Е.В. Опыт психолого- педагогического сопровождения детей- инвалидов в процессе трудовой коррекции // Медицинские и социальные аспекты формирования психического здоровья. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РОКПНД. Рязань, 2002. – С. 104-106.
50. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1. – С. 18-29.
51. Соловьева И.Л. Педагогические технологии воспитательной работы (учебно-методическое пособие). М.: МГПУ, 2013 – 124 с.
52. Солодянкина О.В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004.
53. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. М.: МГСУ, 2006.
54. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д. Преподавание социально – бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. СПб.: Просвещение, 2006.
55. Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.: 2007.
56. Шаповал И.А. Специальная психология: учеб. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
57. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005.
58. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016.
59. Шульженко Н.В. Педагогическая технология формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : Автореф. дисс... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012.
60. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// информационно-аналитический портал [Электронный ресурс] – URL: SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml.
61. Коротченкова Л.Н. Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации / Л. Н. Коротченкова // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55763/ (дата обращения: 20.05.2020).
62.Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс] – URL: https://mkb-10.com.
63. Росстат [Электронный ресурс] – URL: www.gks.ru/.
64. Социальная и реабилитационная работа: клиентоориентированный подход: сборник статей / Под общей ред. Е.И. Холостовой; науч. Ред. Е.Н. Приступа. М.: ИДПО ДТСЗН, 2019. – 180 с. [Электронный ресурс] – URL: http://www.soc-education.ru/wp-content/uploads/2019/06/client.pdf.

Вопрос-ответ:

Какие технологии используются в социальной работе с особенными детьми?

В социальной работе с особенными детьми используются различные технологии, такие как индивидуальные и групповые занятия, творческие и игровые методики, психологическая помощь, адаптивное обучение и развитие, использование специальных программ и технических средств.

Какие основные проблемы возникают у особенных детей?

У особенных детей могут возникать различные проблемы, связанные с их здоровьем, обучением, адаптацией в обществе, социальной коммуникацией и самооценкой. Они могут сталкиваться с трудностями в общении, понимании информации, в поведении и эмоциональной сфере.

Каков отечественный и зарубежный опыт социальной работы с особенными детьми?

Отечественный опыт социальной работы с особенными детьми включает разработку специальных программ, организацию ресурсных центров и клубов, проведение индивидуальной и групповой работы. Зарубежный опыт включает различные методики поддержки и развития особенных детей, в том числе использование робототехники, технических устройств и виртуальной реальности.

Что изучает социальная работа с детьми с умственной отсталостью?

Социальная работа с детьми с умственной отсталостью изучает социальные проблемы, с которыми они сталкиваются, такие как проблемы адаптации, социальной коммуникации, включение в общество и получение поддержки и помощи. Исследуется влияние окружающей среды на развитие и благополучие таких детей.

Какие методы работы используются в комплексной программе социальной работы с детьми с умственной отсталостью?

В комплексной программе социальной работы с детьми с умственной отсталостью используются различные методы, такие как психолого-педагогическое консультирование, организация групповых занятий, создание условий для развития коммуникативных навыков, работа с семьей и образовательными учреждениями.

Какие проблемы могут возникнуть у особых детей в современном обществе?

Проблемы, с которыми могут столкнуться особые дети в современном обществе, включают социальную изоляцию, дискриминацию, ограничения в доступе к образованию и здравоохранению, а также отсутствие поддержки со стороны семьи и общества.

Какие особенности есть у социальной работы с особыми детьми?

Социальная работа с особыми детьми требует специальных знаний и навыков, а также понимания и уважения к индивидуальным потребностям каждого ребенка. Работники социальной работы должны уметь оказывать поддержку и помощь не только самим детям, но и их семьям.

Какой опыт социальной работы с особыми детьми существует в России и за рубежом?

В России и за рубежом существует разнообразный опыт социальной работы с особыми детьми. В разных странах разработаны специальные программы и методики, которые помогают детям справиться с трудностями и обрести самостоятельность.

Какие проблемы социальные работники исследуют в отношении детей с умственной отсталостью?

Социальные работники исследуют социальные проблемы, связанные с умственной отсталостью, такие как социальная изоляция, низкий уровень самостоятельности, проблемы с образованием и трудоустройством, а также отсутствие доступа к специализированной медицинской помощи.

Что включает комплексная программа по социальной работе с детьми с умственной отсталостью?

Комплексная программа по социальной работе с детьми с умственной отсталостью включает в себя различные мероприятия и услуги, направленные на социализацию и интеграцию этих детей в общество. Это может включать психолого-педагогическое сопровождение, реабилитационные занятия, реабилитационные учреждения и другие формы поддержки.