Стратегическое планирование в муниципальных предприятиях и учреждениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Планирование
  • 36 36 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 25.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1. Нормативно-правовые основы и сущность стратегического планирования 6
1.2 Содержание и контекст разработки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 14
2.1 Основные принципы разработки стратегического планирования субъекта 14
2.2 Основные аспекты проведения анализа условий и ресурсов стратегического социально-экономического развития субъекта 16
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 19
3.1. Практика разработки Стратегии социально-экономического развития Кировской области 19
3.2 Основные возможные направления совершенствования разработки и реализации Стратегии развития Кировской области 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления

В рамках этапа также осуществляется нормативно-правовое обеспечение деятельности проектного офиса.Завершается этап проведением установочного заседания Проектного офиса по разработке Стратегии. По итогам этапа должны быть достигнуты следующие результаты:- Утвержден Порядок разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации Стратегии;- Утвержден план разработки проекта Стратегии;- Утверждена Структура проекта Стратегии;- Намечены источники финансирования. Вторым шагом первого этапа является деятельность по продвижению проекта разработки Стратегии, при этом формируется общественное мнение в поддержку необходимости разработки Стратегии, разрабатывается медиа-плана вовлечения общественности и PR-сопровождения разработки Стратегии. Здесь же необходимо осуществлять вовлечение и мотивацию экспертов и стейкхолдеров, разработку анкеты для населения, для изучения общественного мнения. На этапе активной разработки Стратегии деятельность проектного офиса представляется целесообразным осуществлять по следующим направлениям:- выдача заданий на работу руководителям экспертных групп;- координация и методическое руководство работой экспертов;- организация заседаний и конференций;- проведение заседания проектного офиса для одобрения результатов анализа.Важной составляющей работы проектного офиса является проведение стратегического анализа на основе сканирования внешней и внутренней среды, выявления возможных направлений развития и оценки ресурсов. Также экспертами проектного офиса осуществляется:- SWOT-анализ- Разработка и ранжирование сценариев- Обсуждение итогов стратегического анализа на заседании Проектного офиса.Данный этап работы проектного офиса считается завершенным, когда:- проведен анализ внешних и внутренних факторов развития территории;- дано описание текущего социально-экономического положения региона;- проведен SWOT-анализ и сформулированы конкурентные преимущества;- проведен анализ общественного мнения;- определены возможные сценарии развития- обсуждена и одобрена первая редакция аналитического раздела Стратегии.Дальнейшая работа проектного офиса должна быть связана с разработкой разделов Стратегии. Проектный офис выдает задания на работу руководителям экспертных групп, коордирует и руководит работой экспертов, организует конференции, организует заседание всех заинтерсованных для одобрения первой редакции основных разделов Стратегии. По итогам данного этапа дожно быть достигнуто следующее:1. Определен перечень новых государственных программ 2. Разработаны основной блок разделов Стратегии, раздел о системе управления реализацией Стратегии 3. Сформированы концепции новых государственных программ 4. Разработан раздел Стратегии с расчетом ресурсного обеспечения5. Сформирован, рассмотрен и одобрен базовый проект Стратегии6. Сформирован, рассмотрен и одобрен базовый проект Плана мероприятий по реализации Стратегии.После достижения вышеперечисленных результатов Проектный офис осуществляет необходимое согласование и общественное обсуждение проекта Стратегиия, отвечает за организацию внешней экспертизы, общественное обсуждение Стратегии на различных площадках. Осуществляется размещение проекта Стратегии и Плана мероприятий по ее реализации, производится подготовка материалов для общественного обсуждения проекта Стратегии и Плана мероприятий по ее реализации, оформление результатов общественного обсуждения и оформление результатов научно-практической конференции.Отметим, что на дальнейшем этапе по непосредственной реализации Стратегии работа проектного офиса не заканчивается, он осуществляет координацию и методическое руководство работой исполнительных органов государственной власти Кировской области, в том числе координацию разработки новых государственных программ согласно утвержденному в Стратегии перечню. Также проектным офисом проводится экспертиза проектов государственных программ на соответствие приоритетам, целям и задачам Стратегии, публикация государственных программ на официальных сайтах. На этапе мониторинга проектный офис осуществляет координацию работ по мониторингу реализации Стратегии и ведет базу данных о реализации задач Стратегии.В завершении представляется рассмотреть функциональное назначение и роли отдельных членов Проектного офиса. Руководитель проектного офиса – ключевая фигура в проектном управлении, идеолог и организатор проектной деятельности. В качестве руководителя офиса необходимо определить либо главу исполнительного органа государственной власти области либо его заместителя. Руководитель проектного офиса должен быть наделен следующими полномочиями:определять состав и порядок работы офиса, требования к специалистам, участие которых необходимо для качественного выполнения работ;осуществлять подбор специалистов в состав проектного офиса;направлять запрос о включении в состав проектного офиса сотрудников органов государственного и муниципального управления либо хозяйствующих субъектов в адрес их руководителей по основному месту работы;изменять состав проектного офиса по мере необходимости в течение разработки и реализации проекта;организовывать работу проектного офиса, направленную на достижение поставленных перед ним целей и задач цели.Для эффективного исполнения своих обязанностей руководителю проектного офиса должны быть предоставлены права получать от исполнителей и участников офиса соответствующую информацию; представлять интересы в вышестоящих и иных внешних организациях; выступать в СМИ; выносить на оперативные совещания вопросы, которые не были решены в рабочем порядке.Вопрос о должностном статусе руководителя проектного офиса достаточно сложен. По меньшей мере, считается, что руководитель должен входить в структуру органа власти, осуществляющего управление сферой проекта поскольку извне (например, из некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации) ему будет сложнее получать необходимую информацию и иным способом взаимодействовать со структурными подразделениями администрации. Возможен вариант, когда руководитель проектного формально остается в своей прежней должности, но отвечает только за конкретный проект. Такой расклад допустим, если это лицо занимает должность не ниже заместителя руководителя департамента. При этом негативный момент состоит в том, что сохранение статуса будет означать сохранение привычного расклада отношений, а это осложнит решение межведомственных задач. Менеджеры проектного офиса – это сотрудники, отвечающие за реализацию отдельных задач, направлений проекта или подпроектов проектного офиса. Если руководителю проектного офиса необходимо, прежде всего, владеть управленческими навыками, такими, как лидерство, координация действий, ведение переговоров, то главная требуемая черта менеджера – профессиональная компетентность в своей области. Положение об управлении проектами должно предусматривать два пути привлечения менеджеров: - из внешних организаций по договору гражданско-правового характера;- из структурных подразделений правительства Кировской области. Во втором случае возможны два варианта должностного статуса: перевод на должность менеджера проекта либо выполнение проектных функций на основе дополнительного соглашения к трудовому договору.Администратор проектного офиса выполняет следующие функции:- отвечает за делопроизводство и организационные вопросы управления проектом,- организует проведение совещаний по проекту,- осуществляет контроль выполнения заданий, поручений, графика работ по проекту,- ведет документацию офиса, обеспечивает формирование и хранение архива;- координирует работу менеджеров проекта.В качестве администратора проектного офиса может быть определен заместитель руководителя исполнительного органа власти Кировской области, в сфере ответственности которого осуществляется проект, который реализует функции организационного, правового и кадрового обеспечения в рамках постоянных должностных обязанностей.В завершении представим наше видение иерархии функциональных ролей на рисунке 3:Рисунок 1 - Проектная структура в ИОГВ ВО при разработке и реализации проекта Подводя итоги, отметим, что существующий подход к разработке Стратегии социально-экономического развития Кировской области необходимо совершенствовать для устранения целого ряда недостатков, основными из которых являются:- практика следования конкретным бюрократическим предписаниям, не учитывая важные внешние факторы, а также исключая элементы творчества, гибкости и т.д. - чрезмерная сложность в организации межведомственного взаимодействия.Для устранения имеющихся недостатков и повышения эффективности разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития целесообразно применение проектного подхода, одним из главных преимуществ которого является организация эффективного межведомственного взаимодействия участнков реализации проекта. При этом эффективность достигается в первую очередь благодаря согласованию интересов всех участников, распределению ролей и функций между участниками, привлечению межотраслевых специалистов, общественности, а также аккумулированию внебюджетных ресурсов.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, можно отметить, что традиционная практика перспективного планирования развития регионов в условиях практически повсеместной дефицитности бюджетов, межтерриториальной конкуренции за инвестиционные ресурсы становится неэффективной. Анализ зарубежных и отечественных тенденций развития регионов образований показывает, что лидерство захватывают те из них, которые развиваются на основе творчества, инициативы, предприимчивости, ориентации на эффективное использование своего социально-экономического потенциала; используют технологии планирования, позволяющие при определении перспектив своего развития учитывать не только местные условия и сложившиеся закономерности, но и возможные изменения внешнего окружения. Реализация методов стратегического планирования на региональном уровне предполагает его демократизацию, участие в формировании целей, приоритетов, механизмов их достижения различных субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в границах муниципального субъекта РФ, и, конечно, населения, составляющего местное сообщество. По существу, речь идет о формировании стратегических документов, принятие которых осуществляется в обстановке общественного согласия, консенсуса интересов всех заинтересованных участников процесса стратегического планирования развития образования региона.Специфика стратегического планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников развития определённой территории. Поэтому стратегический план может быть разработан только при многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов). Постановка стратегических задач обнаруживает многие проблемы, которые следует обсуждать с заинтересованными лицами. Только добившись заинтересованного участия и общей договоренности между ними, можно надеяться на успешную реализацию стратегии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные актыФедеральный Закон РФ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016).Федеральный РФ закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»ЛитератураКировская область: история и статистика: научное издание / С.В. Гриценко и др. – СпБжстат, 2015. – 264 с. Айрапетян Л.Н. Проблемы разработки и реализации целевых программ и способы их решения / Л.Н. Айрапетян // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2014. – №8. – С. 99-104.Афанасьев В.Я. Теория и практика разработки целевых комплексных программ / В.Я. Афанасьев, В.В. Балашов, П.В. Горюнов. – Москва: ГУУ, 2015. - 203 с.Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ / А.Г. Бреусова // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2015. - №2. – С. 28.Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. - М.: Центр фискальной политики, 2016. - С. 60. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) – (http://www.gusp.gov.ru) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – (http://www.duma.gov.ru/)Клейнер Г.Б. Государство - регион - отрасль - предприятие: каркас системной устойчивости экономики России. Часть 1. // Экономика региона. 2015. Вып. 2.С.50-58.Крамкова Т.В. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013, №4.Крылов Г.З. О программном бюджете во Франции / Г.З. Крылов // Финансы. – 2016. - №8. - С. 68.Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2014. – С. 124.Лапин А.Е. Оценка эффективности реализации государственных программ (американская и Российская практика) / А.Е. Лапин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2015. - №8-1 (151). - С.80-86.Маркова А. А. Разработка и реализация государственных программ Российской Федерации / А.А. Маркова // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - №6 (19). – С. 21-24.Меламед И.И., Павленко В.И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально- экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года». // Арктика: экология и экономика № 2 (14), 2014.С.6-15.Министерство финансов Российской Федерации – (http://www.minfin.ru)Министерство экономического развития Российской Федерации – (http://www.economy.gov.ru) Мировой опыт применения программно-целевого подхода в научно-технической сфере // Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий».Митрофанова И.В., Актуализация подходов к нивелированию регионального неравенства (на примере субъектов Южного макрорегиона) // Экономика и экологический менеджмент. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-podhodov-k-nivelirovaniyu-regionalnogo-neravenstva-na-primere-subektov-yuzhnogo-makroregiona (дата обращения: 29.03.2017).Морозов С.И. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития региона / С.И. Морозов, Е.Б. Смирнов // Проблемы современной экономики. - 2015. - №3. - С. 188-191.Мякишева Е.А., Руденко М.Н. Об организационно-экономическом содержании категории «территория опережающего социально-экономического развития // Научное обозрение.2015.Никитина Л.М. Классификация стейкхолдеров в процессе формирования социально ответственного поведения компании / Л.М. Никитина // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.– 2017. – № 2 (23). – С. 157–162.Оссель М. Бюджетный процесс – работа на стабильность и эффективность. Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне / М. Оссель. - М.:Издательство «Алекс», 2015. – С. 127. Официальный портал органов власти Кировской области. – (http://www.govvrn.ru/wps/portal/gov).Подзорова М.А. Государственные программы и государственные задания как инструменты повышения эффективности бюджетных расходов / М.А. Подзорова. - Минфин России. 2016. – С. 51.Приженников Н.О. Сущность государственных программ в современных условиях / Н.О. Приженников // Проблемы экономики и менеджмента .- 2015. - №2 (42). - С.69-72.Рисин И.Е. Оценка современной российской практики стратегического планирования развития регионов / И.Е. Рисин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. – 2015. - №2 – С. 118-123. Рисин И.Е. Стратегическое планирование регионального развития: современная практика, направления совершенствования: монография / И.Е. Рисин. – Москва: РУСАЙНС, 2016. – 86 с. Рисин И.Е. Стратегическое планирование социального развития регионов: сильные и слабые стороны / И.Е. Рисин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. – 2016. - №1. – С. 85-90. Судакова А. Г. Аудит программно-целевого бюджета: зарубежный опыт / А.Г. Судакова // Бюджет. - (http://bujet.ru/article/166536.php).Теплицкая А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования / А.А. Теплицкая // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 188-192.Третнер К. Программно-целевой метод бюджетирования в странах с переходной экономикой / К. Третнер // Финансы. – 2015. - № 9. – С. 67. Федеральное собрание Российской Федерации – (http://www.duma.ru/).Чулков А.С. Государственный и муниципальный контроль в условиях перехода к программно-целевому бюджетированию / А.С. Чулков // Финансы и кредит. - 2015. - №17 (641). - С.29-36.

Нормативные акты

1. Федеральный Закон РФ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016).
2. Федеральный РФ закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Литература

1 Кировская область: история и статистика: научное издание / С.В. Гриценко и др. – СпБжстат, 2015. – 264 с.
2 Айрапетян Л.Н. Проблемы разработки и реализации целевых программ и способы их решения / Л.Н. Айрапетян // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2014. – №8. – С. 99-104.
3 Афанасьев В.Я. Теория и практика разработки целевых комплексных программ / В.Я. Афанасьев, В.В. Балашов, П.В. Горюнов. – Москва: ГУУ, 2015. - 203 с.
4 Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ / А.Г. Бреусова // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2015. - №2. – С. 28.
5 Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. - М.: Центр фискальной политики, 2016. - С. 60.
6 Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) – (http://www.gusp.gov.ru)
7 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – (http://www.duma.gov.ru/)
8 Клейнер Г.Б. Государство - регион - отрасль - предприятие: каркас системной устойчивости экономики России. Часть 1. // Экономика региона. 2015. Вып. 2. С.50-58.
9 Крамкова Т.В. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013, № 4.
10 Крылов Г.З. О программном бюджете во Франции / Г.З. Крылов // Финансы. – 2016. - №8. - С. 68.
11 Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2014. – С. 124.
12 Лапин А.Е. Оценка эффективности реализации государственных программ (американская и Российская практика) / А.Е. Лапин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2015. - №8-1 (151). - С.80-86.
13 Маркова А. А. Разработка и реализация государственных программ Российской Федерации / А.А. Маркова // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - №6 (19). – С. 21-24.
14 Меламед И.И., Павленко В.И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально- экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года». // Арктика: экология и экономика № 2 (14), 2014. С.6-15.
15 Министерство финансов Российской Федерации – (http://www.minfin.ru)
16 Министерство экономического развития Российской Федерации – (http://www.economy.gov.ru)
17 Мировой опыт применения программно-целевого подхода в научно-технической сфере // Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий».
18 Митрофанова И.В., Актуализация подходов к нивелированию регионального неравенства (на примере субъектов Южного макрорегиона) // Экономика и экологический менеджмент. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-podhodov-k-nivelirovaniyu-regionalnogo-neravenstva-na-primere-subektov-yuzhnogo-makroregiona (дата обращения: 29.03.2017).
19 Морозов С.И. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития региона / С.И. Морозов, Е.Б. Смирнов // Проблемы современной экономики. - 2015. - №3. - С. 188-191.
20 Мякишева Е.А., Руденко М.Н. Об организационно-экономическом содержании категории «территория опережающего социально-экономического развития // Научное обозрение. 2015.
21 Никитина Л.М. Классификация стейкхолдеров в процессе формирования социально ответственного поведения компании / Л.М. Никитина // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.– 2017. – № 2 (23). – С. 157–162.
22 Оссель М. Бюджетный процесс – работа на стабильность и эффективность. Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне / М. Оссель. - М.:Издательство «Алекс», 2015. – С. 127.
23 Официальный портал органов власти Кировской области. – (http://www.govvrn.ru/wps/portal/gov).
24 Подзорова М.А. Государственные программы и государственные задания как инструменты повышения эффективности бюджетных расходов / М.А. Подзорова. - Минфин России. 2016. – С. 51.
25 Приженников Н.О. Сущность государственных программ в современных условиях / Н.О. Приженников // Проблемы экономики и менеджмента .- 2015. - №2 (42). - С.69-72.
26 Рисин И.Е. Оценка современной российской практики стратегического планирования развития регионов / И.Е. Рисин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. – 2015. - №2 – С. 118-123.
27 Рисин И.Е. Стратегическое планирование регионального развития: современная практика, направления совершенствования: монография / И.Е. Рисин. – Москва: РУСАЙНС, 2016. – 86 с.
28 Рисин И.Е. Стратегическое планирование социального развития регионов: сильные и слабые стороны / И.Е. Рисин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. – 2016. - №1. – С. 85-90.
29 Судакова А. Г. Аудит программно-целевого бюджета: зарубежный опыт / А.Г. Судакова // Бюджет. - (http://bujet.ru/article/166536.php).
30 Теплицкая А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования / А.А. Теплицкая // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 188-192.
31 Третнер К. Программно-целевой метод бюджетирования в странах с переходной экономикой / К. Третнер // Финансы. – 2015. - № 9. – С. 67.
32 Федеральное собрание Российской Федерации – (http://www.duma.ru/).
33 Чулков А.С. Государственный и муниципальный контроль в условиях перехода к программно-целевому бюджетированию / А.С. Чулков // Финансы и кредит. - 2015. - №17 (641). - С.29-36.

Вопрос-ответ:

Что такое стратегическое планирование?

Стратегическое планирование - это процесс разработки долгосрочных целей и стратегий для организации или предприятия.

Какие нормативно-правовые основы у стратегического планирования в муниципальных предприятиях?

Нормативно-правовые основы стратегического планирования в муниципальных предприятиях определены законами и постановлениями органов местного самоуправления.

Какова роль стратегического планирования в социально-экономическом развитии субъектов РФ?

Стратегическое планирование играет ключевую роль в определении приоритетных направлений и целей развития субъектов РФ, а также в выработке стратегий для достижения этих целей.

Какие принципы разработки стратегического планирования субъекта важны?

Основные принципы разработки стратегического планирования субъекта включают учет потребностей и интересов населения, анализ внешней среды, определение ключевых проблем и постановку целей, установление приоритетов и выбор стратегических направлений деятельности.

Какие аспекты процесса разработки стратегического планирования важны?

Основные аспекты процесса разработки стратегического планирования включают анализ внутренних и внешних факторов организации, определение миссии и целей, разработку стратегических альтернатив, выбор оптимальной стратегии, разработку плана действий и контроль за его выполнением.

Какие нормативно-правовые основы и суть стратегического планирования в муниципальных предприятиях и учреждениях?

Нормативно-правовые основы стратегического планирования в муниципальных предприятиях и учреждениях определяются соответствующими законами и нормативными актами. Суть стратегического планирования заключается в разработке долгосрочных целей и задач, определении приоритетов развития, выборе стратегических направлений и мероприятий для их достижения.

Каков контекст разработки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ?

Контекст разработки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ определяется общенациональными экономическими и социальными целями, а также спецификой конкретного региона. В разработке стратегий учитываются особенности социально-экономического положения, ресурсного потенциала, приоритетных отраслей и территориальной организации конкретного субъекта РФ.

Какие основные принципы разработки стратегического планирования субъекта в системе стратегического государственного управления?

Основные принципы разработки стратегического планирования субъекта в системе стратегического государственного управления включают системность, комплексность, устойчивость, гибкость и учет интересов всех заинтересованных сторон. Стратегическое планирование должно быть основано на анализе текущего состояния, прогнозировании будущего развития, определении стратегических приоритетов и обоснованном выборе мероприятий для их достижения.