психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений младших школьников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная психология
  • 103 103 страницы
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 15.07.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1.Возрастные особенности младшего школьного возраста 8
1.2. Социальные представления и коммуникативные умения младших школьников 13
1.3. Понятие и особенности психолого-коммуникативного сопровождения 30
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
2.1. Начальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников 41
2.2. Модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных умений младших школьников 57
2.3. Эффективность предложенной модели психолого-педагогического сопровождения 67
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Фрагмент для ознакомления

Диагностика показала, что многие младшие школьники не всегда слушают своего собеседника. Они допускают, что различные мнения могут быть справедливы или ошибочны, однако не могут четко обосновать свои ответы. У них прослеживаются случаи нарушения логической последовательности в речи, отмечается смысловая незавершенность одной либо двух микротем, встречаются недостатки в лексико-грамматическом оформлении текста. В отдельных случаях в совместной деятельности детям сложно идти на уступки. Их оценки поступков, эмоциональные реакции вполне адекватны, однако отношение к нравственным нормам пока еще недостаточно устойчивое. Слайд 9-11.В качестве основных форм, используемых для работы с учащимися начальной школы с проблемами в коммуникативной сфере при психолого-педагогическом сопровождении, выступают диалоговые (например, дискуссия, дебаты, диспут, игровые, различные коммуникативные тренинги, игровые программы, коллективные творческие занятия), самоаналитические, игровые, а также творческие методы и приемы, которые нашли отражение в разработанной модели.Слайд 12-14.В рамках психологического сопровождения развития коммуникативных умений младших школьников нами была разработана двухуровневая модель:Первый уровень – индивидуальный, консультативный. На данном уровне 1 раз в неделю проводятся индивидуальные занятия с младшим школьником, а также осуществляется консультирование родителей.Второй уровень– коллективные занятия. Педагог-психолог проводит занятия 1 раз в неделю с группой детей в течение 40 мин. Слайд 15.Данная модель была апробирована в МАОУ СШ «Средняя школа» г. Красноярска. Слайд 16.Проведенная повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику в коммуникативных навыках младших школьников. Данные показатели, а также примененная математическая статистика свидетельствую об эффективности предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения младших школьников по развитию у них коммуникативных умения. То есть выдвинутая гипотеза – подтвердилась.В целом поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.На этом разрешите закончить, спасибо за внимание!Слайд 17.

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. уч. заведений. М.: Аспект Пресс, 2017. 224 с.
2. Баженова В.В. Психология младшего школьного возраста: учеб.-методич. пособие. Глазов, 2016. 43 с.
3. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. М.: АСТ, 2016. 224 с.
4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2014. 232 c.
5. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер 2010. 368 с.
6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М., 2016. 244 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Воронеж, 2017. 188 с.
8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. 2006. № 1. С. 104–113.
9. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе. М.: Просвещение, 2016. 486 с.
10. Вебер Е.П. Моделирование условий формирования статуса младшего школьника // До и после плюс. 2009. № 4. С. 3–6.
11. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 32–50.
12. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 2009. 285 с.
13. Волкова И.В., Филиппова Л.В. Программа формирования социальной уверенности как качества становящейся личности: учеб-метод. пособие. М.: МПСИ; Н. Новгород: ННГАСУ: ГХИ, 2016. 106 с.
14. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Спец. лит., 2017. 216 с.
15. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. М.: Академия, 2014. 271 с.
16. Горынина В.С. Психолого-педагогическое сопровождение формирования самосознания у детей и подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №50-3. С. 259–265.
17. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Образование, 2016. 216 c.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Борисова Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2016. 388 с.
19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 2017. 264 с.
20. Замищак М.И. Факторы и механизмы становления моральной самооценки младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 65–67.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Акад. проект, 2006. 336 с.
22. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М.: Академия, 2015. 188 с.
23. Коломинский Я.Л., Стрелкова О.В. Психологическая культура детства. М.: Высш. шк., 2015. 312 с.
24. Кудаева И.А. Освоение социального опыта в образовательном процессе. Саранск, 2017. 244 с.
25. Кузьмин Е.С. Психология личности и малых групп. СПб.: Питер., 2017. 129 с.
26. Кузьмина Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. 284 с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: «Сфера», 2017. 462 с.
28. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 2016. С. 80–87.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2016. 320 с.
30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 2015. С. 87.
31. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Просвещение, 2016. 214 с.
32. Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб.: Ун-т им. А.И. Герцена, 2009. 146 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2018. 640 с.
34. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2013. 562 с.
35. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: автореф, дис. ... канд. психол, наук. М., 2010. 24 c.
36. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 2011. 388 c.
37. Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: Исследование неоднородности нравственных феноменов. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 210 с.
38. Психология младшего школьника: учеб.-методич. пособие / авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. Екатеринбург: УГПУ, 2018. 264 с.
39. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 2016. 117 с.
40. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб., 2017. 646 c
41. Рудкова С.Г. Модель психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников // Гуманитарные исследования Сибири и Дальнего Востока. 2010. № 1. С. 32–35.
42. Сандабкина Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников // Вестн. Бурятск. гос. ун-та. 2013. № 4. С. 151–156.
43. Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении // Начальная школа. 2016. №8. С. 29–32.
44. Скотарева Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект: учеб. пособие. Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. 72 с.
45. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2013. 264 c.
46. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: метод. рекомендации. М: МГППУ, 2017. 140 с.
47. Сорокоумова Е.А., Молостовая Н.Ю. Психолого-педагогические обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника // Педагогика и психология образования. –2017. № 3. С. 130 - 135.
48. Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2017. 322 с.
49. Счастная Т.Н., Уланова Н.Ю. Исследование ориентации на социальные нормы у младших школьников в разных образовательных средах // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. 2011. С. 72–74.
50. Счастная Т.Н., Байковская Н.А. Особенности взаимосвязи нравственной нормативности и отношений межличностной значимости у детей младшего школьного возраста // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2016. №2. С. 5–9.
51. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2018. 432 c.
52. Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников: 3 - 5 классы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 24 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2016. 31 с.
54. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Провещение, 2009. 402 с.
55. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. М.; Рига: Эксперимент, 2010. 134 c.
56. Чернухина Е.Е. Эмоциональные состояния младших школьников как объект педагогической коррекции // Начальная школа. 2003. № 8. С. 108–110.
57. Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве // Вестник РНУ. 2016. №1. С. 48–50.
58. Штерц О.М. Практика проведения практических занятий для студентов по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С.253–256.
59. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 2014. 288 c.
60. Якупова Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестн. УЮрГУ. 2006. № 3. С. 146–149.