Сказка – как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 28.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 6
1.1.Особенности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 6
1.2.Характеристика сказки как средства формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 15
2.1. Изучение начального уровня сформированности нравственных качеств детей 15
2.2. Работа по реализации педагогических условий формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 19
2.3. Анализ результативности проделанной работы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 30


Фрагмент для ознакомления

Можно выделить следующие принципы духовно-нравственного воспитания в ДОУ: Воспитание на традициях. Принцип сотрудничества. Принцип целостности воспитательного процесса. Системно-организованный подход. Личностно-ориентированный подход. Принцип сохранения исторической памяти. В ходе духовное-нравственного воспитания в ДОУ используются игровые, коммуникативные и исследовательские, экспериментальные методы.В духовно-нравственном воспитании старших дошкольников актуально формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Здесь возможным является проведение разного рода мероприятий, в частности, речь идет о занятиях в игровой форме, посвященных доброте, вежливости, этическим проблемам, чтении художественной литературы, дискуссиях относительно поступков детей.Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит фольклору, народной культуре, и, конечно же, сказке как значимой ее составляющей. Сказка является кладезем народной мудрости. В сказке в доступной форме изложены вечные духовные ценности и истины, в том числе и связанные с нравственным поведением. Старшие дошкольники хорошо воспринимают материал волшебной сказки, она для них доступна и понятна. Через поступки героев сказок они учатся пониманию того, что хорошо и что плохо, как правильно себя вести, как оценивать свои действия и действия других с морально-нравственной позиции. Посредством сказки дети становятся более чувствительными, восприимчивыми и гуманными.Мы выделили следующие формы работы со сказкой в старшей дошкольной группе: чтение воспитателем, обсуждение, просмотр иллюстраций, игровые формы деятельности (в частности, речь идет о театрализованных играх и играх-импровизациях).От степени гармоничности взаимодействия ребенка со сверстниками зависит его личностное и нравственное становление. И здесь сказка также может оказать помощь. Сказка – это, наверное, одно из самых эффективных средств формирования дружеских отношений в старшей дошкольной группе, поскольку она направлена на развитие коммуникативных навыков, учит детей корректно взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила общения, дети получают возможность научиться помогать друг другу, таким образом, отношения в коллективе становятся более теплыми, дружественными, исчезает яркая выраженность антипатии. Сказка – это еще и средство формирования и закрепления определенных правильных поведенческих моделей в выстраивании отношений с другими людьми, кроме того, сказка учит детей внимательному и бережному отношению к миру и природе. Итак, сказка – это самодостаточное и весьма важное, незаменимое средство формирования нравственных представлений и качеств при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Сказка универсальна, разнообразна, дает воспитателям богатые педагогические, воспитательные возможности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамюк, С.Ф. К проблеме жанровой специфики русской сказки// Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 24–25 апреля 2008 г. / отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия./С.Ф. Абрамюк. – Нижний Тагил, 2008.Бобурова, А.А. Сказка и миф: различия и единство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/family-5/05-02-Boburova.pdfБожович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhlВведение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496 с.// http://www.pedlib.ru/Books/1/0366/1_0366-1.shtmlГазман О.С. Базовая культура и самоопределение личности.//Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.Гарипова Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 124-128. Губайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении. /Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 4. Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.htmlЗапорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1990.Зелинский, К.В. Нравственное воспитание дошкольников и школьников : теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб.метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010. – 280 с.Ильяш Е.Н. Развитие речи младших дошкольников через сказку. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/razvitie-rechi-mladshih-doshkolnikov-cherez-skazku-1192710Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. Конина М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника: Дис... канд. пед. наук. - М., 1941. -310 с.Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2. Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5. С. 45-47.Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека. 2006.Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: дисс. Канд. Педаг. Наук. – М., 2000.Полховская Н.А. Обобщение опыта работы "Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста". http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/26/obobshchenie-opyta-raboty-vospitanie-lyubvi-k-prirodeПомеранцева, Э.В. Судьбы народной сказки./Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. – 220 с.Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: дисс…канд…педагогических наук. – М., 2015. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011.Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки./Н. Рошияну. - М.: Наука, 1974. - 216 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htmСмирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками.//Вопросы психологии № 2, 1988.Соловцова, И.А. Духовное воспитание дошкольников и школьников : проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.Соловьева О.И. Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста.//В сб. Труды Всероссийской науч. конф. по дошкольному воспитанию. - М, 1949. - С. 247-256.Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.Удович Е.В. Роль волшебных сказок для развития речевого творчества детей.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2548-2013-03-22-17-20-15.html Хрестоматия по педагогике.- Барнаул, 1999. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288Шляпникова, Е.А. Образная система народной и литературной сказки./Е.А. Шляпникова.// Сказка: научный подход к детскому жанру [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 апр. 2008 г., г. Нижний Тагил): в 2 ч. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2008. - 215 с. Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. : Асар, 1998.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Результаты исследования по методике «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (АМ. Щетинина, М. А. Никифорова) (констатирующий эксперимент)№Имя ребенкаКоммуникативные качества личностиКоммуникативные действия и уменияОбщая сумма балловУровень речевой коммуникацииЭмпатийностьДоброжелательность Непосредственность, аутеничность, искренностьОткрытость в общенииКонфронтация Инициативность Организационные Перцептивные Оперативные Экспериментальная группа1Владислав53553866546Низкий2Василиса10101014141512107102Высокий3Мария43446833641Низкий4Иван777968991173Средний5Петр79786810101075Средний6Галина86533746547Низкий7Ксения44543645439Низкий8Виктория12121310159111214108Высокий9Александр99679555762Средний10Людмила55564454644НизкийКонтрольная группа11Ирина68856845656Низкий12Елена12121112159111210104Высокий13Владимир10910876810775Средний14Игорь54677454446Низкий15Таня111212101112131110102Высокий16Вера8689109881076Средний17Станислав75655855753Низкий18Варя66666785555Низкий19Ольга88786687866Средний20Анна44546565645НизкийРезультаты исследования по методике «Диагностика способности детей к партнерскому диалогу» (АМ. Щетинина) (констатирующий эксперимент)№Имя фамилияребенкаУмение слушатьСпособность договариватьсяСпособность к эмоционально-экспрессивной пристройкеСредний баллУровень речевой коммуникацииЭкспериментальная группа1Владислав3333,00Высокий2Василиса2121,67Низкий3Мария3222,33Средний4Иван1211,33Низкий5Петр2222,00Средний6Галина3122,00Средний7Ксения2232,33Средний8Виктория1221,67Низкий9Александр3222,33Средний10Людмила1221,67НизкийКонтрольная группа11Ирина2332,67Высокий12Елена1211,33Низкий13Владимир2222,00Средний14Игорь2222,00Средний15Таня2222,00Средний16Вера2211,67Низкий17Станислав2222,00Средний18Варя2121,67Низкий19Ольга2232,33Средний20Анна3222,33СреднийСводная таблица результатов констатирующего эксперимента № п/пФ.И. воспитанникаМетодики исследованияУровень коммуникацииДиагностика способностей детей к партнерскому общениюКарта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольниковЭкспериментальная группа1ВладиславВысокийВысокийВысокий2ВасилисаНизкийНизкийНизкий3МарияНизкийСреднийНизкий4ИванСреднийНизкийСредний5ПетрСреднийСреднийСредний6ГалинаНизкийСреднийНизкий7КсенияНизкийСреднийНизкий8ВикторияВысокийНизкийСредний9АлександрСреднийСреднийСредний10ЛюдмилаНизкийНизкийНизкийКонтрольная группа11ИринаВысокийВысокийВысокий12ЕленаНизкийНизкийНищкий13ВладимирСреднийСреднийСредний14ИгорьНизкийСреднийНизкий15ТаняВысокийСреднийСредний16ВераСреднийНизкийСредний17СтаниславНизкийСреднийНизкий18ВаряНизкийНизкийНизкий19ОльгаСреднийСреднийСредний20АннаНизкийСреднийНизкийПриложение 2. Результаты исследования по методике «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (АМ. Щетинина, М. А. Никифорова) (контрольный эксперимент)№Имя фамилияребенкаКоммуникативные качества личностиКоммуникативные действия и уменияОбщая сумма балловУровень речевой коммуникацииЭмпатийностьДоброжелательность Непосредственность, аутеничность, искренностьОткрытость в общенииКонфронтация Инициативность Организационные Перцептивные Оперативные Экспериментальная группа1Владислав108679867869Средний2Василиса10101014141512107102Высокий3Мария458468910963Средний4Иван797988991177Средний5Петр1291110141310101099Высокий6Галина83733747547Низкий7Ксения44546675748Низкий8Виктория12121310151181214107Высокий9Александр99679586766Средний10Людмила55545654645НизкийКонтрольная группа11Ирина68856845656Низкий12Елена12121112159111210104Высокий13Владимир1091087788774Средний14Игорь55577455447Низкий15Таня111212101112131110102Высокий16Вера8689108981076Средний17Станислав75676855756Низкий18Варя66686685556Низкий19Ольга88786687765Средний20Анна44546566646НизкийРезультаты исследования по методике «Диагностика способности детей к партнерскому диалогу» (АМ. Щетинина) (контрольный эксперимент)№Имя фамилияребенкаУмение слушатьСпособность договариватьсяСпособность к эмоционально-экспрессивной пристройкеСредний баллУровень речевой коммуникацииЭкспериментальная группа1Владислав3,003,003,003,00Высокий2Василиса2,003,002,002,33Средний3Мария3,002,002,002,33Средний4Иван3,003,002,002,67Высокий5Петр2,002,002,002,00Средний6Галина3,001,002,002,00Средний7Ксения2,002,003,002,33Средний8Виктория2,002,002,002,00Средний9Александр3,003,003,003,00Высокий10Людмила3,003,002,002,67ВысокийКонтрольная группа11Ирина2,003,003,002,67Высокий12Елена3,002,001,002,00Средний13Владимир2,002,002,002,00Средний14Игорь2,002,002,002,00Средний15Таня3,003,002,002,67Средний16Вера2,001,002,001,67Низкий17Станислав3,003,003,003,00Высокий18Варя2,001,002,001,67Низкий19Ольга2,002,003,002,33Средний20Анна3,002,002,002,33СреднийСводная таблица результатов контрольного эксперимента № п/пФ.И. воспитанникаМетодики исследованияУровень коммуникацииДиагностика способностей детей к партнерскому общениюКарта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольниковЭкспериментальная группа1ВладиславСреднийВысокийСредний2ВасилисаВысокийСреднийВысокий3МарияСреднийСреднийСредний4ИванСреднийВысокийВысокий5ПетрВысокийСреднийВысокий6ГалинаНизкийСреднийСредний7КсенияНизкийСреднийСредний8ВикторияВысокийСреднийВысокий9АлександрСреднийВысокийСредний10ЛюдмилаНизкийВысокийСреднийКонтрольная группа11ИринаВысокийВысокийВысокий12ЕленаСреднийСреднийСредний13ВладимирСреднийСреднийСредний14ИгорьНизкийСреднийНизкий15ТаняВысокийСреднийВысокий16ВераСреднийНизкийСредний17СтаниславНизкийВысокийСредний18ВаряНизкийНизкийНизкий19ОльгаСреднийСреднийСредний20АннаНизкийСреднийНизкий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамюк, С.Ф. К проблеме жанровой специфики русской сказки// Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 24–25 апреля 2008 г. / отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия./С.Ф. Абрамюк. – Нижний Тагил, 2008.
2. Бобурова, А.А. Сказка и миф: различия и единство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/family-5/05-02-Boburova.pdf
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496 с.// http://www.pedlib.ru/Books/1/0366/1_0366-1.shtml
5. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности.//Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989.
6. Гарипова Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 124-128.
7. Губайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении. /Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 4.
8. Давлетшина Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
10. Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.html
11. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1990.
12. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание дошкольников и школьников : теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб.метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010. – 280 с.
13. Ильяш Е.Н. Развитие речи младших дошкольников через сказку. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/razvitie-rechi-mladshih-doshkolnikov-cherez-skazku-1192710
14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005.
15. Конина М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника: Дис... канд. пед. наук. - М., 1941. -310 с.
16. Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2.
17. Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5.
18. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
19. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
20. Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5. С. 45-47.
21. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.
22. Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека. 2006.
23. Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: дисс. Канд. Педаг. Наук. – М., 2000.
24. Полховская Н.А. Обобщение опыта работы "Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста". http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/26/obobshchenie-opyta-raboty-vospitanie-lyubvi-k-prirode
25. Померанцева, Э.В. Судьбы народной сказки./Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. – 220 с.
26. Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: дисс…канд…педагогических наук. – М., 2015.
27. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.
28. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011.
29. Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки./Н. Рошияну. - М.: Наука, 1974. - 216 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
31. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками.//Вопросы психологии № 2, 1988.
32. Соловцова, И.А. Духовное воспитание дошкольников и школьников : проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.
33. Соловьева О.И. Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста.//В сб. Труды Всероссийской науч. конф. по дошкольному воспитанию. - М, 1949. - С. 247-256.
34. Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.
35. Удович Е.В. Роль волшебных сказок для развития речевого творчества детей.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2548-2013-03-22-17-20-15.html
36. Хрестоматия по педагогике.- Барнаул, 1999.
37. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/
38. Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288
39. Шляпникова, Е.А. Образная система народной и литературной сказки./Е.А. Шляпникова.// Сказка: научный подход к детскому жанру [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 апр. 2008 г., г. Нижний Тагил): в 2 ч. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2008. - 215 с.
40. Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. : Асар, 1998.


Вопрос-ответ:

Зачем нужна сказка в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Сказка является важным инструментом в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Она помогает развивать эмпатию, справедливость, ответственность и другие ценные черты личности. Сказки дают возможность детям сопереживать героям и извлекать уроки из их поведения, что способствует формированию хороших моральных ценностей.

Какие нравственные качества особенно важно развивать у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать такие нравственные качества, как доброта, терпимость, справедливость, уважение к другим, ответственность, честность и трудолюбие. Эти черты помогут детям стать гармоничными личностями, способными взаимодействовать со своими сверстниками и обществом в целом.

Как сказка помогает формировать нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста?

Сказка помогает формировать нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста, так как через ее сюжет дети учатся различать добро и зло, правильное и неправильное. Сказочные персонажи и их поступки позволяют ребятам сопереживать, анализировать и делать выводы о том, какие поступки следует примерять, а какие - нет. Такой опыт помогает детям осознать и усвоить нравственные принципы.

Какие особенности существуют при формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста?

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже начинают формировать свое мировоззрение, поэтому важно представлять им разнообразные сказочные героев и ситуации, чтобы они могли сформировать комфортные для себя моральные ценности. Также важно, чтобы сказка была доступна и понятна для детей, чтобы они могли в полной мере извлечь из нее уроки и примеры для своего поведения.

Какие особенности есть при формировании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста?

Особенности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста включают усиление эмоциональности, развитие морального суждения, формирование этического идеала и важность роли образцов нравственности.

Какие характеристики присущи сказке как средству формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста?

Сказка является универсальной адаптацией культуры, она активизирует воображение, развивает эмоционально-личностную сферу, формирует мировоззрение и нравственные представления, способствует пониманию моральных ценностей и развитию нравственного суждения.

Какими методами опытная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста проводится?

Опытная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью использования сказок, проведения дискуссий и обсуждений, создания настольных игр и ролевых игр, а также с помощью организации ситуаций морального выбора.

Какое значение имеют образцы нравственности при формировании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста?

Образцы нравственности играют важную роль при формировании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Они являются примером для подражания и помогают детям развивать моральные ценности, установки и принципы поведения.

Какие эффекты достигаются с помощью опытной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста?

Опытная работа по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста позволяет достичь таких эффектов, как развитие эмоционально-личностной сферы, формирование этического идеала, развитие нравственного суждения и осознания моральных ценностей.

Какие особенности есть в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста?

Особенности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста включают развитие эмоциональной сферы, усвоение социальных норм и ценностей, развитие самоконтроля и этического поведения.