Средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 45 45 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 30.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты использований формирования математических представлений у детей дошкольного возраста……………………………….....6
1.1 Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников…………………………………………………………..6
1.2 Особенности формирования математических представлений …………...10
1.3 Средства формирования математических понятий детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...16
2 Экспериментальная работа по формированию элементарных математических представлений у детей в дидактических играх……………..26
2.1 Методика обучения основам математики посредством дидактических игр и задач для дошкольников………………………………………………………26
2.2 Результат исследования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх…………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложение 1…………………………………………………………………….43
Фрагмент для ознакомления

Приㅤ этомㅤ детиㅤ пользуютсяㅤ двумяㅤ видамиㅤ поисковыхㅤ проб:ㅤ практическимиㅤ (действияㅤ вㅤ перекладывании,ㅤ подборе)ㅤ иㅤ мыслительнымиㅤ (обдумываниеㅤ хода,ㅤ предугадываниеㅤ результата,ㅤ предположениеㅤ решения).ㅤ Вㅤ ходеㅤ поиска,ㅤ выдвиженияㅤ гипотез,ㅤ решенияㅤ детиㅤ проявляютㅤ иㅤ догадку,ㅤ т.е.ㅤ какㅤ быㅤ внезапноㅤ приходятㅤ кㅤ правильномуㅤ решению.ㅤ Ноㅤ этаㅤ внезапность,ㅤ безусловно,ㅤ кажущаяся.ㅤ Наㅤ самомㅤ делеㅤ ониㅤ находятㅤ путь,ㅤ способㅤ решенияㅤ лишьㅤ наㅤ основанииㅤ практическихㅤ действийㅤ иㅤ обдумывания.ㅤ Приㅤ этомㅤ дошкольникамㅤ свойственноㅤ догадыватьсяㅤ толькоㅤ оㅤ какой-тоㅤ частиㅤ решения,ㅤ каком-тоㅤ этапе.ㅤ Моментㅤ появленияㅤ догадкиㅤ дети,ㅤ какㅤ правило,ㅤ неㅤ объясняют:ㅤ «Яㅤ подумалㅤ иㅤ решил.ㅤ Такㅤ надоㅤ сделать».Вㅤ процессеㅤ решенияㅤ задачㅤ наㅤ смекалкуㅤ обдумываниеㅤ детьмиㅤ ходаㅤ поискаㅤ результатаㅤ предшествуетㅤ практическимㅤ действиям.ㅤ Показателемㅤ рациональностиㅤ поискаㅤ являетсяㅤ иㅤ уровеньㅤ самостоятельностиㅤ его,ㅤ характерㅤ производимыхㅤ проб.ㅤ Анализㅤ соотношенияㅤ пробㅤ показывает,ㅤ чтоㅤ практическиеㅤ пробыㅤ свойственны,ㅤ какㅤ правило,ㅤ детямㅤ среднейㅤ иㅤ старшейㅤ групп.ㅤ Детиㅤ подготовительнойㅤ группыㅤ осуществляютㅤ поискㅤ илиㅤ путемㅤ сочетанияㅤ мысленныхㅤ иㅤ практическихㅤ проб,ㅤ илиㅤ толькоㅤ мысленно.ㅤ Всеㅤ этоㅤ даетㅤ основаниеㅤ дляㅤ утвержденияㅤ оㅤ возможностиㅤ приобщенияㅤ дошкольниковㅤ вㅤ ходеㅤ решенияㅤ занимательныхㅤ задачㅤ кㅤ элементамㅤ творческойㅤ деятельности.ㅤ Уㅤ детейㅤ формируетсяㅤ умениеㅤ вестиㅤ поискㅤ решенияㅤ путемㅤ предположений,ㅤ осуществлятьㅤ разныеㅤ поㅤ характеруㅤ пробы,ㅤ догадываться.Изㅤ всегоㅤ многообразияㅤ занимательногоㅤ математическогоㅤ материалаㅤ вㅤ дошкольномㅤ возрастеㅤ наибольшееㅤ применениеㅤ находятㅤдидактическиеㅤ игры.ㅤОсновноеㅤ назначениеㅤ ихㅤ –ㅤ обеспечитьㅤ упражняемостьㅤ детейㅤ вㅤ различении,ㅤ выделении,ㅤ называнииㅤ множествㅤ предметов,ㅤ чисел,ㅤ геометрическихㅤ фигур,ㅤ направленийㅤ иㅤ т.ㅤ д.ㅤ Вㅤ дидактическихㅤ играхㅤ естьㅤ возможностьㅤ формироватьㅤ новыеㅤ знания,ㅤ знакомитьㅤ детейㅤ соㅤ способамиㅤ действий.ㅤ Каждаяㅤ изㅤ игрㅤ решаетㅤ конкретнуюㅤ задачуㅤ совершенствованияㅤ математическихㅤ (количественных,ㅤ пространственных,ㅤ временных)ㅤ представленийㅤ детей.Дидактическиеㅤ игрыㅤ включаютсяㅤ непосредственноㅤ вㅤ содержаниеㅤ занятийㅤ какㅤ одноㅤ изㅤ средствㅤ реализацииㅤ программныхㅤ задач.ㅤ Местоㅤ дидактическойㅤ игрыㅤ вㅤ структуреㅤ занятияㅤ поㅤ формированиюㅤ элементарныхㅤ математическихㅤ представленийㅤ определяетсяㅤ возрастомㅤ детей,ㅤ целью,ㅤ назначением,ㅤ содержаниемㅤ занятия.ㅤ Онаㅤ можетㅤ бытьㅤ использованаㅤ вㅤ качествеㅤ учебногоㅤ задания,ㅤ упражнения,ㅤ направленногоㅤ наㅤ выполнениеㅤ конкретнойㅤ задачиㅤ формированияㅤ представлений.ㅤ Вㅤ младшейㅤ группе,ㅤ особенноㅤ вㅤ началеㅤ года,ㅤ всеㅤ занятиеㅤ должноㅤ бытьㅤ проведеноㅤ вㅤ формеㅤ игры.ㅤ Дидактическиеㅤ игрыㅤ уместныㅤ иㅤ вㅤ концеㅤ занятияㅤ сㅤ цельюㅤ воспроизведения,ㅤ закрепленияㅤ ранееㅤ изученного.ㅤ Так,ㅤ вㅤ среднейㅤ группеㅤ наㅤ занятияㅤ поㅤ формированиюㅤ элементарныхㅤ математическихㅤ представленийㅤ послеㅤ рядаㅤ упражненийㅤ наㅤ закреплениеㅤ названий,ㅤ основныхㅤ свойствㅤ (наличиеㅤ сторон,ㅤ углов)ㅤ геометрическихㅤ фигурㅤ можетㅤ бытьㅤ использованаㅤ играㅤ (Приложениеㅤ 1).Вㅤ формированииㅤ уㅤ детейㅤ математическихㅤ представленийㅤ широкоㅤ используютсяㅤ занимательныеㅤ поㅤ формеㅤ иㅤ содержаниюㅤ разнообразныеㅤдидактическиеㅤ игровыеㅤ упражнения.ㅤОниㅤ отличаютсяㅤ отㅤ типичныхㅤ учебныхㅤ заданийㅤ иㅤ упражненийㅤ необычностьюㅤ постановкиㅤ задачиㅤ (найти,ㅤ догадаться),ㅤ неожиданностьюㅤ преподнесенияㅤ ееㅤ отㅤ имениㅤ какого-либоㅤ литературногоㅤ сказочногоㅤ герояㅤ (Буратино,ㅤ Чебурашки).ㅤ Игровыеㅤ упражненияㅤ следуетㅤ отличатьㅤ отㅤ дидактическойㅤ игрыㅤ поㅤ структуре,ㅤ назначению,ㅤ уровнюㅤ детскойㅤ самостоятельности,ㅤ ролиㅤ педагога.ㅤ Они,ㅤ какㅤ правило,ㅤ неㅤ включаютㅤ вㅤ себяㅤ всеㅤ структурныеㅤ элементыㅤ дидактическойㅤ игрыㅤ (дидактическаяㅤ задача,ㅤ правила,ㅤ игровыеㅤ действия).ㅤ Назначениеㅤ ихㅤ –ㅤ упражнятьㅤ детейㅤ сㅤ цельюㅤ выработкиㅤ умений,ㅤ навыковㅤ [11,206ㅤ ].Частоㅤ вㅤ практикеㅤ обученияㅤ дошкольниковㅤ дидактическаяㅤ играㅤ приобретаетㅤ формуㅤ игровогоㅤ упражнения.ㅤ Вㅤ этомㅤ случаеㅤ игровыеㅤ действияㅤ детей,ㅤ результатыㅤ ихㅤ направляютсяㅤ иㅤ контролируютсяㅤ педагогом.ㅤ Так,ㅤ вㅤ старшейㅤ группеㅤ сㅤ цельюㅤ упражненияㅤ детейㅤ вㅤ группировкеㅤ геометрическихㅤ фигурㅤ проводитсяㅤ упражнениеㅤ «Помогиㅤ Чебурашкеㅤ найтиㅤ иㅤ исправитьㅤ ошибку».ㅤ Детямㅤ предлагаетсяㅤ рассмотреть,ㅤ какㅤ геометрическиеㅤ фигурыㅤ расположены,ㅤ вㅤ какиеㅤ группы,ㅤ иㅤ поㅤ какомуㅤ признакуㅤ объединены,ㅤ заметитьㅤ ошибку,ㅤ исправитьㅤ иㅤ объяснить.ㅤ Ответㅤ адресоватьㅤ Чебурашке.ㅤ Ошибкаㅤ можетㅤ состоятьㅤ вㅤ том,ㅤ чтоㅤ вㅤ группеㅤ квадратовㅤ находитсяㅤ треугольник,ㅤ вㅤ группеㅤ фигурㅤ синегоㅤ цветаㅤ –ㅤ краснаяㅤ иㅤ т.д.Такимㅤ образом,ㅤ дидактическиеㅤ игрыㅤ иㅤ игровыеㅤ упражненияㅤ математическогоㅤ содержанияㅤ –ㅤ наиболееㅤ известныеㅤ иㅤ частоㅤ применяемыеㅤ вㅤ современнойㅤ практикеㅤ дошкольногоㅤ воспитанияㅤ видыㅤ занимательногоㅤ математическогоㅤ материала.ㅤ Вㅤ процессеㅤ обученияㅤ дошкольниковㅤ математикеㅤ играㅤ непосредственноㅤ включаетсяㅤ вㅤ занятие,ㅤ являясьㅤ средствомㅤ формированияㅤ новыхㅤ знаний,ㅤ расширения,ㅤ уточнения,ㅤ закрепленияㅤ учебногоㅤ материала.ㅤ Дидактическиеㅤ игрыㅤ оправдываютㅤ себяㅤ вㅤ решенииㅤ задачㅤ индивидуальнойㅤ работыㅤ сㅤ детьми,ㅤ аㅤ такжеㅤ проводятсяㅤ соㅤ всемиㅤ детьмиㅤ илиㅤ сㅤ подгруппойㅤ вㅤ свободноеㅤ отㅤ занятийㅤ время.Вㅤ комплексномㅤ подходеㅤ кㅤ воспитаниюㅤ иㅤ обучениюㅤ дошкольниковㅤ вㅤ современнойㅤ дидактикеㅤ немаловажнаяㅤ рольㅤ принадлежитㅤзанимательнымㅤ развивающимㅤ играм,ㅤ задачам,ㅤ развлечениям.ㅤОниㅤ интересныㅤ дляㅤ детей,ㅤ эмоциональноㅤ захватываютㅤ их.ㅤ Аㅤ процессㅤ решения,ㅤ поискаㅤ ответа,ㅤ основанныйㅤ наㅤ интересеㅤ кㅤ задаче,ㅤ невозможенㅤ безㅤ активнойㅤ работыㅤ мысли.ㅤ Этимㅤ положениемㅤ иㅤ объясняетсяㅤ значениеㅤ занимательныхㅤ задачㅤ вㅤ умственномㅤ иㅤ всестороннемㅤ развитииㅤ детей.ㅤ Вㅤ ходеㅤ игрㅤ иㅤ упражненийㅤ сㅤ занимательнымㅤ математическимㅤ материаломㅤ детиㅤ овладеваютㅤ умениемㅤ вестиㅤ поискㅤ решенияㅤ самостоятельно.ㅤ Воспитательㅤ вооружаетㅤ детейㅤ лишьㅤ схемойㅤ иㅤ направлениемㅤ анализаㅤ занимательнойㅤ задачи,ㅤ приводящегоㅤ вㅤ конечномㅤ результатеㅤ кㅤ решениюㅤ (правильномуㅤ илиㅤ ошибочному).ㅤ Систематическоеㅤ упражнениеㅤ вㅤ решенииㅤ задачㅤ такимㅤ способомㅤ развиваетㅤ умственнуюㅤ активность,ㅤ самостоятельностьㅤ мысли,ㅤ творческоеㅤ отношениеㅤ кㅤ учебнойㅤ задаче,ㅤ инициативуㅤ [12,ㅤ с.ㅤ 87].Решениеㅤ разногоㅤ родаㅤ нестандартныхㅤ задачㅤ вㅤ дошкольномㅤ возрастеㅤ способствуетㅤ формированиюㅤ иㅤ совершенствованиюㅤ общихㅤ умственныхㅤ способностей:ㅤ логикаㅤ мысли,ㅤ рассужденийㅤ иㅤ действий,ㅤ гибкостиㅤ мыслительногоㅤ процесса,ㅤ смекалкиㅤ иㅤ сообразительности,ㅤ пространственныхㅤ представлений.ㅤ Особоㅤ важнымㅤ следуетㅤ считатьㅤ развитиеㅤ уㅤ детейㅤ уменияㅤ догадыватьсяㅤ оㅤ решенииㅤ наㅤ определенномㅤ этапеㅤ анализаㅤ занимательнойㅤ задачи,ㅤ поисковыхㅤ действийㅤ практическогоㅤ иㅤ мыслительногоㅤ характера.ㅤ Догадкаㅤ вㅤ этомㅤ случаеㅤ свидетельствуетㅤ оㅤ глубинеㅤ пониманияㅤ задачи,ㅤ высокомㅤ уровнеㅤ поисковыхㅤ действий,ㅤ мобилизацииㅤ прошлогоㅤ опыта,ㅤ переносеㅤ усвоенныхㅤ способовㅤ решенияㅤ вㅤ совершенноㅤ новыеㅤ условия.Вㅤ обученииㅤ дошкольниковㅤ нестандартнаяㅤ задача,ㅤ целенаправленноㅤ иㅤ кㅤ местуㅤ использованная,ㅤ выступаетㅤ вㅤ ролиㅤ проблемной.ㅤ Здесьㅤ явноㅤ представленㅤ поискㅤ ходаㅤ решенияㅤ выдвижениемㅤ гипотезы,ㅤ проверкойㅤ ее,ㅤ опровержениемㅤ неправильногоㅤ направленияㅤ поиска,ㅤ нахождениемㅤ способовㅤ доказательстваㅤ верногоㅤ решения.Приㅤ использованииㅤ дидактическихㅤ игрㅤ широкоㅤ применяютсяㅤ различныеㅤ предметыㅤ иㅤ наглядныйㅤ материал,ㅤ которыйㅤ способствуетㅤ тому,ㅤ чтоㅤ занятияㅤ проходятㅤ вㅤ веселой,ㅤ занимательнойㅤ иㅤ доступнойㅤ форме.Еслиㅤ уㅤ ребенкаㅤ возникаютㅤ трудностиㅤ приㅤ счете,ㅤ покажитеㅤ ему,ㅤ считаяㅤ вслух,ㅤ дваㅤ синихㅤ кружочка,ㅤ четыреㅤ красных,ㅤ триㅤ зеленых.ㅤ Попроситеㅤ егоㅤ самогоㅤ считатьㅤ предметыㅤ вслух.ㅤ Постоянноㅤ считайтеㅤ разныеㅤ предметыㅤ (книжки,ㅤ мячи,ㅤ игрушкиㅤ иㅤ т.д.),ㅤ времяㅤ отㅤ времениㅤ спрашивайтеㅤ уㅤ ребенка:ㅤ «Сколькоㅤ чашекㅤ стоитㅤ наㅤ столе?»,ㅤ «Сколькоㅤ лежитㅤ журналов?»,ㅤ «Сколькоㅤ детейㅤ гуляетㅤ наㅤ площадке?»ㅤ иㅤ т.п.Приобретениюㅤ навыковㅤ устногоㅤ счетаㅤ способствуетㅤ обучениеㅤ малышейㅤ пониматьㅤ назначениеㅤ некоторыхㅤ предметовㅤ бытовогоㅤ обихода,ㅤ наㅤ которыхㅤ написаныㅤ цифры.ㅤ Такимиㅤ предметамиㅤ являютсяㅤ часыㅤ иㅤ термометр.Такойㅤ наглядныйㅤ материалㅤ открываетㅤ просторㅤ дляㅤ фантазииㅤ приㅤ проведенииㅤ различныхㅤ игр.ㅤ Научивㅤ малышаㅤ измерятьㅤ температуру,ㅤ проситеㅤ егоㅤ ежедневноㅤ определятьㅤ температуруㅤ наㅤ наружномㅤ термометре.ㅤ Выㅤ можетеㅤ вестиㅤ учетㅤ температурыㅤ воздухаㅤ вㅤ специальномㅤ «журнале»,ㅤ отмечаяㅤ вㅤ немㅤ ежедневныеㅤ колебанияㅤ температуры.ㅤ Анализируйтеㅤ изменения,ㅤ проситеㅤ ребенкаㅤ определитьㅤ понижениеㅤ иㅤ повышениеㅤ температурыㅤ заㅤ окном,ㅤ спросите,ㅤ наㅤ сколькоㅤ градусовㅤ измениласьㅤ температура.ㅤ Составьтеㅤ вместеㅤ сㅤ малышомㅤ графикㅤ измененияㅤ температурыㅤ воздухаㅤ заㅤ неделюㅤ илиㅤ месяц.Читаяㅤ ребенкуㅤ книжкуㅤ илиㅤ рассказываяㅤ сказки,ㅤ когдаㅤ встречаютсяㅤ числительные,ㅤ проситеㅤ егоㅤ отложитьㅤ столькоㅤ счетныхㅤ палочек,ㅤ сколько,ㅤ например,ㅤ былоㅤ зверейㅤ вㅤ истории.ㅤ Послеㅤ тогоㅤ какㅤ выㅤ сосчитали,ㅤ сколькоㅤ вㅤ сказкеㅤ былоㅤ зверюшек,ㅤ спросите,ㅤ когоㅤ былоㅤ больше,ㅤ когоㅤ –ㅤ меньше,ㅤ когоㅤ –ㅤ одинаковоеㅤ количество.ㅤ Сравнивайтеㅤ игрушкиㅤ поㅤ величине:ㅤ ктоㅤ большеㅤ –ㅤ зайкаㅤ илиㅤ мишка,ㅤ ктоㅤ меньше,ㅤ ктоㅤ такогоㅤ жеㅤ роста.Пустьㅤ дошкольникㅤ самㅤ придумываетㅤ сказкиㅤ сㅤ числительными.ㅤ Пустьㅤ онㅤ скажет,ㅤ сколькоㅤ вㅤ нихㅤ героев,ㅤ какиеㅤ ониㅤ (ктоㅤ большеㅤ –ㅤ меньше,ㅤ вышеㅤ –ㅤ ниже),ㅤ попроситеㅤ егоㅤ воㅤ времяㅤ повествованияㅤ откладыватьㅤ счетныеㅤ палочки.ㅤ Аㅤ затемㅤ онㅤ можетㅤ нарисоватьㅤ героевㅤ своейㅤ историиㅤ иㅤ рассказатьㅤ оㅤ них,ㅤ составитьㅤ ихㅤ словесныеㅤ портретыㅤ иㅤ сравнитьㅤ их.Оченьㅤ полезноㅤ сравниватьㅤ картинки,ㅤ вㅤ которыхㅤ естьㅤ иㅤ общее,ㅤ иㅤ отличное.ㅤ Особенноㅤ хорошо,ㅤ еслиㅤ наㅤ картинкахㅤ будетㅤ разноеㅤ количествоㅤ предметов.ㅤ Спроситеㅤ малыша,ㅤ чемㅤ отличаютсяㅤ рисунки.ㅤ Проситеㅤ егоㅤ самогоㅤ рисоватьㅤ разноеㅤ количествоㅤ предметов,ㅤ вещей,ㅤ животныхㅤ иㅤ т.д.Подготовительнаяㅤ работаㅤ поㅤ обучениюㅤ детейㅤ элементарнымㅤ математическимㅤ действиямㅤ сложенияㅤ иㅤ вычитанияㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ развитиеㅤ такихㅤ навыков,ㅤ какㅤ разборㅤ числаㅤ наㅤ составныеㅤ частиㅤ иㅤ определениеㅤ предыдущегоㅤ иㅤ последующегоㅤ числаㅤ вㅤ пределахㅤ первогоㅤ десятка.Вㅤ игровойㅤ формеㅤ детиㅤ сㅤ удовольствиемㅤ угадываютㅤ предыдущиеㅤ иㅤ последующиеㅤ числа.ㅤ Спросите,ㅤ например,ㅤ какоеㅤ числоㅤ большеㅤ пяти,ㅤ ноㅤ меньшеㅤ семи,ㅤ меньшеㅤ трех,ㅤ ноㅤ большеㅤ единицыㅤ иㅤ т.д.ㅤ Детиㅤ оченьㅤ любятㅤ загадыватьㅤ числаㅤ иㅤ отгадыватьㅤ задуманное.ㅤ Задумайте,ㅤ например,ㅤ числоㅤ вㅤ пределахㅤ десятиㅤ иㅤ попроситеㅤ ребенкаㅤ называтьㅤ разныеㅤ числа.ㅤ Выㅤ говорите,ㅤ большеㅤ названноеㅤ числоㅤ задуманногоㅤ вамиㅤ илиㅤ меньше.ㅤ Затемㅤ поменяйтесьㅤ сㅤ ребенкомㅤ ролями.Дляㅤ разбораㅤ числаㅤ можноㅤ использоватьㅤ счетныеㅤ палочки.ㅤ Попроситеㅤ ребенкаㅤ выложитьㅤ наㅤ столㅤ двеㅤ палочки.ㅤ Спросите,ㅤ сколькоㅤ палочекㅤ наㅤ столе.ㅤ Затемㅤ разложитеㅤ палочкиㅤ поㅤ двумㅤ сторонам.ㅤ Спросите,ㅤ сколькоㅤ палочекㅤ слева,ㅤ сколькоㅤ справа.ㅤ Потомㅤ возьмитеㅤ триㅤ палочкиㅤ иㅤ такжеㅤ разложитеㅤ наㅤ двеㅤ стороны.ㅤ Возьмитеㅤ четыреㅤ палочки,ㅤ иㅤ пустьㅤ ребенокㅤ разделитㅤ их.ㅤ Спроситеㅤ его,ㅤ какㅤ ещеㅤ можноㅤ разложитьㅤ четыреㅤ палочки.ㅤ Пустьㅤ онㅤ поменяетㅤ расположениеㅤ счетныхㅤ палочекㅤ такимㅤ образом,ㅤ чтобыㅤ сㅤ однойㅤ стороныㅤ лежалаㅤ однаㅤ палочка,ㅤ аㅤ сㅤ другойㅤ –ㅤ три.ㅤ Точноㅤ такㅤ жеㅤ последовательноㅤ разберитеㅤ всеㅤ числаㅤ вㅤ пределахㅤ десятка.ㅤ Чемㅤ большеㅤ число,ㅤ тем,ㅤ соответственно,ㅤ большеㅤ вариантовㅤ разбора.Необходимоㅤ познакомитьㅤ малышаㅤ сㅤ основнымиㅤ геометрическимиㅤ фигурами.ㅤ Покажитеㅤ емуㅤ прямоугольник,ㅤ круг,ㅤ треугольник.ㅤ Объясните,ㅤ какимㅤ можетㅤ бытьㅤ прямоугольникㅤ (квадрат,ㅤ ромб).ㅤ Объясните,ㅤ чтоㅤ такоеㅤ сторона,ㅤ чтоㅤ такоеㅤ угол.ㅤ Почемуㅤ треугольникㅤ называетсяㅤ треугольникомㅤ (триㅤ угла).ㅤ Объясните,ㅤ чтоㅤ естьㅤ иㅤ другиеㅤ геометрическиеㅤ фигуры,ㅤ отличающиесяㅤ количествомㅤ углов.Оченьㅤ важноㅤ привитьㅤ ребенкуㅤ навыки,ㅤ необходимыеㅤ дляㅤ написанияㅤ цифр.ㅤ Дляㅤ этогоㅤ рекомендуетсяㅤ провестиㅤ сㅤ нимㅤ большуюㅤ подготовительнуюㅤ работу,ㅤ направленнуюㅤ наㅤ уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т.п. Покажите середину клетки и середины сторон клетки.Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость [9, с. 51].Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:– Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).– Висит груша, нельзя скушать (лампочка).– Зимой и летом одним цветом (елка).– Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).Знание основ информатики в настоящее время для обучения в начальной школе не является обязательным, по сравнению, например, с навыками счета, чтения или даже письма. Однако обучение дошкольников основам информатики, безусловно, принесет определенную пользу.Во-первых, практическая польза обучения основам информатики будет включать в себя развитие навыков абстрактного мышления. Во-вторых, для усвоения основ действий, производимых с вычислительной машиной, ребенку понадобится применять умение классифицировать, выделять главное, ранжировать, сопоставлять факты с действиями и т.д. Следовательно, обучая малыша основам информатики, вы не только даете ему новые знания, которые пригодятся ему при овладении компьютером, но еще и попутно закрепляете некоторые умения общего характера.Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.2.2 Результат исследования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играхИсследование по изучению элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх проводилось в ДОУ, в средних группах (в контрольной и экспериментальной).В качестве методов изучения элементарных математических представлений использовались: дидактические игры, задачи, головоломки, ребусы и мн.др.Обработанные данные показали:График темпа прироста показателей по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх в контрольной и экспериментальной групп.Разделы программыЭкспериментальная группаКонтрольная группаКоличество и счет28,2%4%Величина27,2%12%Геометрические Фигуры26,9%9%Ориентировка в пространстве30,3%10%ЗаключениеВ современной России система образования пришла к выводу, что преподавание математических знаний во многом зависит от того, насколько был интеллектуально развит ребенок в дошкольном возрасте.Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.Таким образом, прививание ребенку знания через дидактические игры из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.Список использованной литературыБелошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А. К. Бондаренко. – М., 2011.– 160 с.Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко,А.И. Матусик. – М: Просвещение, 2013. - 192с.Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения[Текст] / Ф. Н. Блехер.– М.: Просвещение, 2010. – 224с.Блехер Ф. Н. Развитиепервоначальныхматематических представленийу детейдошкольноговозраста[Текст]/ Ф. Н.Блехер// Дошкольное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14Воронина, Л. В.Современныетехнологии математического образования дошкольников [Текст] :учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013.– 282 с.Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материалаМ.Монтессори(изопытаработы)[Текст]/З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125-128.Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2018. – 32 с. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10» [Текст] / Е. В. Колесникова. - М., 2016. – 96 с.Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей[Текст] /П.И. Пидкасистый/ - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений[Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М., 2011. – 64 с.Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А. В.Запорожца, А. П.Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с.Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности[Текст] /С.Д. Смирнов- М., Академия, 2014. – 270 с.Тренинг по психотерапии[Текст] /Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой - Спб: Речь, 2006 - 176 с. Усова А.П.Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М.:Просвещение, 2003-98 с.Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова. – Минск, 2011.- 117 с.Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст] / И. Ф. Харламова - М.: Просвещение, 2002. – 516 с.Хачапуридзе, Б. И. О построении дидактических материалов и игр [Текст] / Б. И. Хачапуридзе, К. Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2013. – 220 с.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко. - М., Просвещение, 1988. – 64 с.Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры[Текст]/ Под. ред. Запорожца. – М., 2003. – 123 с.Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду[Текст] / Е. И. Щербакова - М: Академия, 200 - 272 с.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников[Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. — 392 с.Приложение 1Упражнения на развитие математических способностей для детей 4-5 лет.Упражнение 1.Материал: набор фигур – пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные – круги)".Упражнение 2.Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".Упражнение 3.Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".Упражнение 4.Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".Упражнение 5.Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".Упражнение 6.Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный – их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата – разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А. К. Бондаренко. – М., 2011.– 160 с.
3. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко,А. И. Матусик. – М: Просвещение, 2013. - 192с.
4. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф. Н. Блехер.– М.: Просвещение, 2010. – 224с.
5. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]/ Ф. Н.Блехер // Дошкольное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14
6. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст] :учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013.– 282 с.
7. Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) [Текст]/З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125-128.
8. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2018. – 32 с.
9. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
10. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10» [Текст] / Е. В. Колесникова. - М., 2016. – 96 с.
11. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей[Текст] /П.И. Пидкасистый/ - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
12. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений[Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М., 2011. – 64 с.
13. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А. В.Запорожца, А. П.Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с.
14. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности[Текст] /С.Д. Смирнов- М., Академия, 2014. – 270 с.
15. Тренинг по психотерапии [Текст] /Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой - Спб: Речь, 2006 - 176 с.
16. Усова А.П.Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М.:Просвещение, 2003-98 с.
17. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова. – Минск, 2011.- 117 с.
18. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламова - М.: Просвещение, 2002. – 516 с.
19. Хачапуридзе, Б. И. О построении дидактических материалов и игр [Текст] / Б. И. Хачапуридзе, К. Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2013. – 220 с.
20. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко. - М., Просвещение, 1988. – 64 с.
21. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры [Текст] / Под. ред. Запорожца. – М., 2003. – 123 с.
22. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду[Текст] / Е. И. Щербакова - М: Академия, 200 - 272 с.
23. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников[Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. — 392 с.

Вопрос-ответ:

Какие средства используются для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Средства для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста включают игры, конкретные предметы, материалы для конструирования, счетные палочки, картинки, специальные пособия и методики преподавания.

Какие особенности есть в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста?

Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста заключаются в необходимости использования наглядности, игровой формы обучения, постепенного увеличения сложности материала, индивидуализации подхода к каждому ребенку и использовании различных средств и методик для более эффективного обучения.

Какое содержание понятия "формирование элементарных математических представлений" и как менялись взгляды на математическое развитие дошкольников?

Содержание понятия "формирование элементарных математических представлений" включает в себя развитие представлений о числах и количествах, геометрических и логических отношениях, мере и счете. Взгляды на математическое развитие дошкольников менялись от формализованных методик преподавания до современных подходов, основанных на игре, наглядности и активном участии ребенка в обучении.

Какие теоретические аспекты относятся к использованию формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Теоретические аспекты использования формирования математических представлений у детей дошкольного возраста включают в себя понятие развития математической деятельности, особенности мышления детей, принципы конструирования образовательных ситуаций и возрастные особенности развития.

Какие средства используются для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Средства для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста могут быть разнообразными, включая игровые материалы, конкретные предметы, счетные палочки, геометрические фигуры, картинки, рисунки, а также специальные методики и пособия, разработанные специально для обучения детей математике.

Какие могут быть средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста могут быть разными, например, игрушки и конструкционные наборы, учебные материалы и пособия, компьютерные программы и игры, а также методы обучения и педагогические приемы.

Каковы особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста включают игровой подход, использование наглядных материалов, разнообразные задания и упражнения, постепенное усложнение материала, адаптацию к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка.

Какова динамика взглядов на математическое развитие дошкольников?

Динамика взглядов на математическое развитие дошкольников включает переход от представления о математике как непонятной и сложной науке к пониманию математических явлений и процессов, а также активное и познавательное отношение к математике.

Какова характеристика содержания понятия "формирование элементарных математических представлений"?

Содержание понятия "формирование элементарных математических представлений" включает знакомство с числами, пространством, формами, размерами, расстояниями, временем, величинами и другими математическими понятиями, а также развитие навыков счета, сравнения, классификации, измерения и решения простых задач.

Какие методы и педагогические приемы могут быть использованы при формировании математических представлений у дошкольников?

При формировании математических представлений у дошкольников могут быть использованы разные методы и педагогические приемы, такие как игра, наглядность, систематическое повторение, организация ситуации успеха, обсуждение и объяснение математических понятий, активное участие детей в процессе обучения и др.

Какие средства используются для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Среди основных средств, используемых для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, можно назвать игры и игрушки, различные наглядные пособия, математические задания и упражнения, развивающие программы и методики.

Каковы особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?

Основные особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста включают наглядность и конкретность, индивидуальный подход, игровой и эмоциональный характер обучения, систематичность и последовательность, повторение и закрепление материала, постепенное развитие абстрактного мышления.