Развитие музыкальных способностей у дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 01.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1.МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1.Определение музыкальных способностей 5
1.2.Характеристика музыкальных способностей 6
1.3.Анализ программ 9
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 14
2.1.Развитие чувства ритма в ДОУ 14
2.2.Развитие ладового чувства, музыкально-слухового представления посредством игры на детских музыкальных инструментах и пения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Ребёнок учится сравнивать свое исполнение с другими, прислушиваться к исполняемой мелодии, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. А значит, развиваются его эстетические возможности, музыкальный слух и вкус. В процессе обучения ребенок учится различать разные музыкальные жанры, понимать их назначение и специфику, что также способствует становлению музыкально-слуховых представлений и эстетического чувства. Таким образом, музыку можно рассматривать в качестве основного средства эстетического воспитания в детском саду, поскольку музыка является близким искусством, доступным для детей. К. Ушинский отмечал, что для дошкольников очень важно петь с самого раннего возраста, так как «…в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство» [1]. Обучение детей пению, таким образом, представляет собой важнейшую задачу музыкального руководителя детского сада. И данная задача требует того, чтобы педагог обладал высоким профессионализмом. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на том, чтобы ставить яркие, зрелищные номера, разучивать современные песни, которые будут согласоваться со сценарием, однако эстетические и физические возможности и потребности ребенка при этом мало учитываются. Эта проблема является еще и крайне актуальной по той причине, что необходимо искать новые пути эстетического воспитания ребенка в детском саду, а пение как раз выступает в качестве самого доступного, активного вида музыкальной деятельности [3]. Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности, а также в целом повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания. Кроме того, игра на музыкальных инструментах помогает преодолеть многие детские психологические проблемы, такие как излишняя застенчивость, скованность. Наконец, расширение музыкального воспитания ребёнка также невозможно себе представить без обучения игре на детских музыкальных инструментах. Важно отметить, что в процессе игры на том или ином музыкальном инструменте мы получаем возможность творческого самовыражения, ведь в игре ярко проявляются индивидуальные черты исполнителя. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию и совершенствованию творческих и музыкальных способностей детей. Как справедливо отмечает Н. Кононова, обучаясь игре на инструменте, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У детей также улучшается качество пения и музыкально-ритмических движений. В целом, игра на музыкальных инструментах является прекрасным средством не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми [13, c. 20]. В первую очередь, следует обратить внимание на применение детских музыкальных инструментов в ДОУ. Здесь представляются эффективными следующие методики работы.Музыкальные занятия являются основной формой музыкальной деятельности в старшей группе в детском саду. Музыкальные занятия в ДОУ, как правило, включают: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движение и игру на детских музыкальных инструментах. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах должна проводиться организованно и последовательно. Знакомство с инструментами происходит во время музыкальных групповых занятий и индивидуальной работы с детьми. Во время обучения используются различные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание записей музыки и т.п [5]. На данном этапе целесообразно использовать музыкальные игрушки и инструменты: дудочки, органчики, металлофон и пианино, так как важно научить детей различать звуки по высоте, а также знать и различать бубна и погремушки, то есть улавливать тембровые различия инструментов. Как отмечает Н.А. Метлов, самый доступный для ребенка инструмент — металлофон [15]. Индивидуальные занятия в старшей группе ведутся обычно утром, до завтрака, или во второй половине дня. По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами. Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Для каждой мелодии указываем удобное расположение пальцев (аппликатуру). Играть двумя руками дошкольникам трудно. Важно отметить, что обучение игре на музыкальных инструментах важно проводить постепенно, то есть от занятия к занятию усложняя музыкальные задания и упражнения. Кроме того, дети должны получать только радостные эмоции от общения с музыкальным инструментом. На данном этапе также полезно применять разнообразные музыкальные игры, направленные на выработку у детей чувства ритма, умения слушать музыку, так как впоследствии эти музыкальные навыки пригодятся им при освоении более сложных музыкальных инструментов. Закреплять знания о музыкальных инструментах и музыкальных игрушках также следует в старшей группе. Обучение детей игре на музыкальных инструментах в начале надо проводить в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии). Как уже отмечалось ранее, велика роль пения в эстетическом воспитании. Этот метод музыкального воспитания следует использовать для разных возрастов. Для дошкольного возрастаон является особенно актуальным [3]. При работе с ребятами старшей группы можно выбирать разнообразные песни, направленные на развитие мелодического слуха, певческого голоса, в этом возрасте важно научить детей петь плавно, без напряжения. Соответственно, можно выбрать следующие песни: русская народная «Бай, качи-качи» или «По малину в сад пойдем» А. Филиппенко. Нельзя отказываться и от песен веселых, подвижных, поскольку они помогают вырабатывать легкий, подвижный звук, например, «Песня про елочку» Е. Тиличеевой. С более старшими детьми следует уделить большое внимание развитию певческого дыхания, чтобы музыкальные фразы были выстроенными и равномерными. «Гуси-гусенята» Ан. Александрова и т.п. В старшей группе важно дать понять детям, что необходимо точно соблюдать все динамические и темповые изменения, соблюдать указания композитора. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, музыкальные способности представлены чувством ритма, ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями.Существует достаточно много эффективных методов развития музыкальных способностей. В частности, для развития чувства ритма следует заниматься танцами и движениями под музыку. Танцевальное искусство очень важно для эстетического, интеллектуального развития детей. Однако зачастую у детей могут возникать трудности с запоминанием движений, последовательности, в понимании музыкального образа. Соответственно, незаменимую помощь оказывают игровые методы на занятиях танцами. Игровые методы работы помогают детям запоминать движения, развивают творческое воображение и фантазию, тогда как эти качества незаменимы для гармоничного развития ребенка. Также дошкольники очень любят движения под музыку, они начинают с удовольствием импровизировать, придумывать танцевальные движения. Постепенно у детей также улучшается качество пластики, совершенствуется чувство ритма. Также обучение должно быть основано на использовании как коллективных, так и индивидуальных методов работы, при развитии чувства музыки и ритма особенно важно использование индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Ключевыми можно считать принцип поступенности, реализацию индивидуального подхода, упор на игровые методы работы и подачи материала.Для развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений дети играют на детских музыкальных инструментах, поют. Песенный репертуар, включенный в программу учебной дисциплины «Методика музыкального развития», отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения студентами на педагогической практике в ДОУ. Он включает в себя упражнения для развития певческого голоса и слуха, песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, пение с движениями, музицирование с пением, музыкальная грамота, творчество).СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБезбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие. – Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/14016Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve. Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonkaБуренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.-240 с.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 320с. Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с. Елисеева М.Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/ Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана.Исайкина О.А., Милицина О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013345 Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Музыка, 1990. Лобова, А.Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т, 2003. — 168 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: www.yafalian.ru. - Загл. с экрана.Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка – детям – Режим доступа: http://www.musichild.ruМихайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль. Академия развития, 2007. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 220 с. Петерсон Л.Г., Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Комплексная образовательная программа «Мир открытий». – М., 2019.Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб для вузов / В. И. Петрушин. – 2-е изд.- М. : Академический проект; Трикста, 2008. – 400 с.Программа «Ладушки». – Режим доступа:http://ladushki-book.ru/Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09217-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427450Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М.: 1993. – 704 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.livelib.ru/ . - Загл. с экрана.Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988. – 173 с.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь/Т.Э. Тютюнникова//Музыкальная палитра. - No5. - 2004.ФГОС ДО. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.htmlХарлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 48-104.Холопова В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. – М.: Музыка,1983. – 71 с.
2 Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve.
3 Богатова Т.В. Воспитательное значение пения в жизни ребенка. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/12/vospitatelnoe-znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonka
4 Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
5 Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.-240 с.
6 Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 320 с.
7 Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
8 Елисеева М.Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/
9 Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.
10 Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана.
11 Исайкина О.А., Милицина О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013345
12 Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
13 Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Музыка, 1990.
14 Лобова, А.Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т, 2003. — 168 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: www.yafalian.ru. - Загл. с экрана.
15 Метлов Н.А. Обучаем детей игре на музыкальных инструментах./Электронный ресурс: Музыка – детям – Режим доступа: http://www.musichild.ru
16 Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль. Академия развития, 2007.
17 Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 220 с.
18 Петерсон Л.Г., Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Комплексная образовательная программа «Мир открытий». – М., 2019.
19 Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб для вузов / В. И. Петрушин. – 2-е изд.- М. : Академический проект; Трикста, 2008. – 400 с.
20 Программа «Ладушки». – Режим доступа: http://ladushki-book.ru/
21 Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09217-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427450
22 Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М.: 1993. – 704 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.livelib.ru/ . - Загл. с экрана.
23 Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988. – 173 с.
24 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
25 Тютюнникова Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь/Т.Э. Тютюнникова//Музыкальная палитра. - No5. - 2004.
26 ФГОС ДО. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
27 Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 48-104.
28 Холопова В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1983. – 71 с.
Вопрос-ответ:
Как определить музыкальные способности у дошкольников?
Музыкальные способности у дошкольников можно определить по их ритмической чувствительности, способности различать мелодии и голоса, а также по интересу и вовлеченности ребенка в музыкальные занятия.
Какие характеристики музыкальных способностей у детей в дошкольном возрасте?
Музыкальные способности детей в дошкольном возрасте могут проявляться в умении подражать звукам и ритмам, в хорошо развитом слуховом восприятии и способности запоминать мелодии и тексты песен, а также в творческом подходе к музыке.
Какие программы используются для развития музыкальных способностей в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях используются различные программы для развития музыкальных способностей, например, игры с ритмическими элементами, занятия по игре на детских музыкальных инструментах, пение, танцы и другие музыкальные активности.
Как развить чувство ритма у детей в дошкольных учреждениях?
Развитие чувства ритма у детей в дошкольных учреждениях может осуществляться через игры с ритмическими элементами, такие как стукание по предметам разной формы и размера, танцы под музыкальный ритм, использование перкуссионных инструментов и другие активности, направленные на развитие ритмической чувствительности.
Как развить ладовое чувство у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах и пение?
Развитие ладового чувства у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах и пение может осуществляться через обучение детей игре в определенные ноты и аккорды, пение песен с использованием разных тональностей, а также экспериментирование с различными комбинациями звуков на музыкальных инструментах.
Как можно определить музыкальные способности у детей в ДОУ?
Определение музыкальных способностей детей в детском образовательном учреждении может проводиться с помощью различных методик и тестов. Один из способов - наблюдение за реакцией ребенка на музыкальные звуки и его способность запоминать мелодии. Также можно провести игровые и творческие задания, чтобы оценить ритмическое чувство, способность сочинять простые мелодии или различать звуки разных инструментов.
Какие характеристики музыкальных способностей у детей в ДОУ можно выделить?
У детей в ДОУ можно выделить следующие характеристики музыкальных способностей: чувство ритма, ладовое чувство, музыкальное слуховое представление, музыкальная память, музыкальное воображение и творчество. Важно, чтобы в развитии этих способностей использовались разнообразные методики, игры и задания, чтобы ребенок мог развивать свои музыкальные способности в полной мере.
Какие программы используются для развития музыкальных способностей у дошкольников?
В развитии музыкальных способностей у дошкольников в ДОУ применяются различные программы и методики. Например, такие программы, как "Школа маленького музыканта", "Музыкальная фантазия", "Музыкальное путешествие", "Ритмическое воспитание", "Музыкальная игра" и другие. Важно выбирать программы, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей.
Как развивается чувство ритма у детей в ДОУ?
Развитие чувства ритма у детей в ДОУ осуществляется с помощью игр, песен, танцев и других музыкальных активностей. Детям предлагается играть на перкуссионных инструментах, повторять ритмические паттерны, двигаться в ритме музыки. Важно создавать условия для активного участия детей в музыкальных занятиях и постепенно развивать их чувство ритма.
Что такое музыкальные способности?
Музыкальные способности - это возможности и таланты человека в области музыки, включающие в себя музыкальное восприятие, ритмическое чувство, слуховое представление и др.