Правовые основания поведения личного досмотра сотрудниками полиции
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 04.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Вопросы регламентации досмотровых и осмотровых мероприятий, осуществляемых сотрудниками полиции в отношении физических лиц 4
2. О совершенствовании осуществления личного досмотра сотрудниками полиции, обеспечивающими охрану общественного порядка в обычных условиях 11
Заключение 23
Список использованных источников 25
Как справедливо указывает А.Ю. Темников, зачастую сотрудники полиции, заподозрив лицо в совершении преступления, проводят наружный досмотр его одежды и, обнаружив оружие, осуществляют его изъятие без составления протокола. Затем доставляют задержанного в территориальный орган МВД России, оружие помещают туда, откуда его достали, а потом проводят личный досмотр и повторное изъятие в присутствии понятых, что, конечно же, является незаконным. Кроме того, имеются установленные судом факты «подбрасывания» вещественных доказательств сотрудниками органов внутренних дел на месте выявления правонарушения и последующее их «изъятие», зафиксированное в протоколе личного досмотра. В целом необходимо отметить, что вопросы осуществления личного досмотра в связи с совершением лицом общественно опасного деяния, имеющего признаки преступления, до возбуждения уголовного дела, когда уголовно-процессуальные нормы не могут быть применены, остаются недостаточно исследованными. Порядок проведения наружного досмотра, закрепленный в Уставе ППСП, противоречит требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Однако можно согласиться с авторами, которые утверждают, что проведение наружного досмотра задерживаемых и иных лиц, а также досмотра находящихся при них вещей, для обеспечения личной и общественной безопасности является необходимой мерой. Главным сегодня является следующий вопрос: необходимо ли предусмотреть наружный досмотр как отдельную правовую административно-предупредительную норму закона или признание необходимости обеспечения личной безопасности понятых и должностных лиц путем досмотра физического лица будет выражено дополнением к действующей процессуальной норме – ст. 27.7 КоАП РФ? Отвечая на этот вопрос, следует помнить о том, что при личном досмотре невозможно полноценно обеспечить безопасность как должностных лиц, его осуществляющих, так и присутствующих при нем понятых, а при наружном досмотре, который не является процессуальным действием, нельзя законно изъять предметы, запрещенные или ограниченные в свободном обороте. Однако в нормативных правовых актах такой «переход» не регламентирован.Учитывая огромное значение обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и окружающих лиц на месте совершения правонарушений, исследователи приходят к выводу, что необходимо одновременно расширить перечень оснований и целей применения ст. 27.7 КоАП РФ, а также включить положения о наружном досмотре в п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции». По нашему мнению, принятие отдельной нормы, регламентирующей проведение наружного досмотра, нецелесообразно. В качестве материальной административно-предупредительной меры наружный досмотр не может широко применяться в обычных условиях и обеспечивать процессуальную сторону изъятия предметов и орудий совершения административных правонарушений. Поэтому представляется необходимым изменить и дополнить ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ, предусмотрев следующее: 1. Указать, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся не только при наличии достаточных оснований полагать, что при нем находятся оружие и предметы, используемые в таком качестве, но и наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги либо новые потенциально опасные психоактивные вещества. Например, шприц с открытой иглой в руках правонарушителя может угрожать жизни и здоровью окружающих. При помощи него он может совершить нападение или оказать сопротивление. В то же время у сотрудников полиции отсутствуют указанные в ст. 182 УПК РФ достаточные данные о том, что у правонарушителя находятся оружие, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые затем могут иметь важное значение для уголовного преследования. Поэтому для производства личного обыска нет достаточных оснований, но они имеются для проведения личного досмотра. В связи с этим необходимо расширить основания проведения личного досмотра. 2. Закрепить положение о том, что личный досмотр в исключительных случаях может производиться в присутствии понятых иного пола, чем досматриваемое лицо. Данное дозволение может способствовать оперативности проведения личного досмотра. В то же время необходимо констатировать, что обычная процедура личного досмотра осуществляется в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ. 3. При наличии достаточных оснований полагать, что у физического лица имеются оружие и предметы, используемые в таком качестве, наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, личный досмотр осуществляется обязательно на месте совершения административного правонарушения. В исключительных случаях он может завершиться после доставления подозреваемого в отдельное помещение территориального органа или подразделения полиции,в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение при условии, что данные вещества могут быть спрятаны в повязках, протезах, организме и осмотр невозможен без участия специалиста – медицинского работника. 4. Осуществленный на месте обнаружения административного правонарушения личный досмотр не сопряжен с действиями, оскорбляющими честь и достоинство гражданина, т. к. он произведен в соответствии с предлагаемой редакцией ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ. При этом сотрудники полиции обязаны исключить присутствие посторонних лиц, не принимающих участие в личном досмотре. 5. Личный досмотр, досмотр вещей следует проводить в порядке, закрепленном в ст. 12.27 КоАП РФ. Согласно требованиям закона невозможно провести медицинское освидетельствование в медицинской организации, не предложив правонарушителю на месте пройти процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.ЗаключениеИсходя из вышеизложенного предлагаем содержание ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги либо новые потенциально опасные психоактивные вещества и (или) оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обязательно производятся должностным лицом на месте выявления административного правонарушения в присутствии двух понятых того же пола, что и досматриваемое лицо. В случаях, когда невозможно обеспечить присутствие понятых того же пола, что и досматриваемое лицо, допускается участие понятых иного пола или проведение досмотра без таковых, но с обязательным применением видеозаписи. Личный досмотр на месте выявления административного правонарушения может производиться в том числе должностным лицом иного пола, чем досматриваемое лицо, совершившее административное правонарушение. В случаях если на месте выявления административного правонарушения личный досмотр осуществляется должностным лицом иного пола в присутствии понятых иного пола или без таковых, но с применением видеозаписи, то досматриваются только имеющиеся на физическом лице элементы и предметы верхней одежды, в том числе складки и карманы. При наличии достаточных оснований полагать, что у досматриваемого физического лица и после личного досмотра на месте выявления административного правонарушения имеются предметы и (или) орудия совершения административного правонарушения, личный досмотр продолжается после доставления в отдельном помещении территориального органа или подразделения полиции, помещении муниципального органа, ином служебном помещении. Личный досмотр, осуществляемый после доставления, производится с соблюдением требований части 3 настоящей статьи». Предлагаемая редакция ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ отражает оптимальный порядок действий сотрудников полиции, осуществляющих предупреждение и пресечение административных правонарушений во время охраны общественного порядка в обычных условиях.Список использованных источников Загайнов В. В., Егоров В. Ю., Безуглая К. В., Герасимова Ю. Р. Деятельность следователя по выявлению и последующему устранению нарушений оперативно–розыскного законодательства в ходе расследования уголовных дел /Загайнов В. В., Егоров В. Ю., Безуглая К. В., Герасимова Ю. Р.// Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). С. 290–293. Егоров В. Ю., Желтобрюх А. В., Ковалёв Д. В., Сошин А. А., Фидель П. М., Чибунин В. М. Тактика предупреждения и пресечения террористических актов// Учебно–методическое пособие / Иркутск, 2017 Егоров В. Ю., Ковалев Д. В. Особенности обучения слушателей института профилактическим возможностям патрульно–постовой службы полиции /В. Ю. Егоров, Д. В. Ковалев//Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 781–784. Ковалев Д. В., Егоров В. Ю., Желтобрюх А. В., Сошин А. А., Фидель П. М Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях// учеб.пособие: — Иркутск: ФГКОУ ВПО «ВСИ МВД России», 2016. 124 с. Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации [Текст] : [постановление Правительства РФ от 16 апр. 2012 г. № 301 : ред. от 26 нояб. 2013 г] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 17, ст. 1975. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции [Текст] : [приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 : ред. от 12 февр. 2015 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – № 27. Воронов, Д. А. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, непосредственно после его доставления в орган дознания [Электронный ресурс] / Д. А. Воронов // СПС КонсультантПлюс. Кузнецов С. В., Волков А. Н., Воронов А. И. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник. М.: ДГСК МВД России, 2016. С. 78.Войнов П. Н., Кутергин Н. Б., Клименко Б. А., Воротник А. Н. Анализ особенностей применения физической силы различными категориями сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 3. С. 40-45.Баркалов С. Н. Актуальные аспекты подготовки сотрудников полиции к пресечению действий правонарушителя с огнестрельным оружием // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 96-99. Архипов Д. В., Фоменков О. Н., Соборнов А. В. Значение физической культуры в формировании и сохранении здорового образа жизни // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. C. 169-173. Устав патрульно-постовой службы полиции «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27. Зубкова О.Ю. Личный досмотр как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Научные открытия – 2018: материалы XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. Устав патрульно-постовой службы полиции «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27. Мягков А.В. Досмотр как мера административно-процессуального обеспечения, применяемая милицией // Полицейское право. 2006. № 1(5). Черкасова Е.К. Особенности правового регулирования и производства личного досмотра // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. №1. Сергеев М.В., Дизер О.А. Вопросы регламентации досмотровых и осмотровых мероприятий, осуществляемых сотрудниками полиции в отношении физических лиц // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 3(45).
1. Загайнов В. В., Егоров В. Ю., Безуглая К. В., Герасимова Ю. Р. Деятельность следователя по выявлению и последующему устранению нарушений оперативно–розыскного законодательства в ходе расследования уголовных дел /Загайнов В. В., Егоров В. Ю., Безуглая К. В., Герасимова Ю. Р.// Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). С. 290–293.
2. Егоров В. Ю., Желтобрюх А. В., Ковалёв Д. В., Сошин А. А., Фидель П. М., Чибунин В. М. Тактика предупреждения и пресечения террористических актов// Учебно–методическое пособие / Иркутск, 2017
3. Егоров В. Ю., Ковалев Д. В. Особенности обучения слушателей института профилактическим возможностям патрульно–постовой службы полиции /В. Ю. Егоров, Д. В. Ковалев//Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 781–784.
4. Ковалев Д. В., Егоров В. Ю., Желтобрюх А. В., Сошин А. А., Фидель П. М Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях// учеб. пособие: — Иркутск: ФГКОУ ВПО «ВСИ МВД России», 2016. 124 с.
5. Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации [Текст] : [постановление Правительства РФ от 16 апр. 2012 г. № 301 : ред. от 26 нояб. 2013 г] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 17, ст. 1975.
6. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции [Текст] : [приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 : ред. от 12 февр. 2015 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – № 27.
7. Воронов, Д. А. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, непосредственно после его доставления в орган дознания [Электронный ресурс] / Д. А. Воронов // СПС КонсультантПлюс.
8. Кузнецов С. В., Волков А. Н., Воронов А. И. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник. М.: ДГСК МВД России, 2016. С. 78.
9. Войнов П. Н., Кутергин Н. Б., Клименко Б. А., Воротник А. Н. Анализ особенностей применения физической силы различными категориями сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 3. С. 40-45.
10. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты подготовки сотрудников полиции к пресечению действий правонарушителя с огнестрельным оружием // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 96-99.
11. Архипов Д. В., Фоменков О. Н., Соборнов А. В. Значение физической культуры в формировании и сохранении здорового образа жизни // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. C. 169-173.
12. Устав патрульно-постовой службы полиции «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
13. Зубкова О.Ю. Личный досмотр как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Научные открытия – 2018: материалы XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018.
14. Устав патрульно-постовой службы полиции «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
15. Мягков А.В. Досмотр как мера административно-процессуального обеспечения, применяемая милицией // Полицейское право. 2006. № 1(5).
16. Черкасова Е.К. Особенности правового регулирования и производства личного досмотра // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. №1.
17. Сергеев М.В., Дизер О.А. Вопросы регламентации досмотровых и осмотровых мероприятий, осуществляемых сотрудниками полиции в отношении физических лиц // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 3(45).
Вопрос-ответ:
Какими правовыми основаниями регламентируется поведение сотрудников полиции при личном досмотре?
Правовыми основаниями, регламентирующими поведение сотрудников полиции при личном досмотре, являются: законодательство о полиции, уголовно-процессуальный кодекс, гражданский процессуальный кодекс и Конституция Российской Федерации.
Какие вопросы регламентируются при досмотрах, проводимых сотрудниками полиции?
При досмотрах, проводимых сотрудниками полиции, регламентируются такие вопросы, как правовые основания для проведения досмотра, порядок проведения досмотра, права и обязанности сотрудников полиции, а также права и обязанности граждан, подвергающихся досмотру.
Как можно совершенствовать осуществление личного досмотра сотрудниками полиции в обычных условиях?
Совершенствование осуществления личного досмотра сотрудниками полиции в обычных условиях может быть достигнуто путем улучшения процедуры проведения досмотра, обеспечения соблюдения прав граждан, совершенствования тренировки сотрудников полиции в области досмотра и усовершенствования законодательства, регулирующего эту сферу деятельности.
Какие источники были использованы при написании статьи на тему "Правовые основания поведения личного досмотра сотрудниками полиции"?
При написании статьи на тему "Правовые основания поведения личного досмотра сотрудниками полиции" были использованы следующие источники: законодательство о полиции, уголовно-процессуальный кодекс, гражданский процессуальный кодекс, Конституция Российской Федерации и работы А. Ю. Темникова по данной теме.
Каким образом сотрудники полиции могут проводить досмотры, если у них есть подозрение в совершении преступления?
Если у сотрудников полиции есть подозрение в совершении преступления, они могут проводить досмотры с соблюдением законодательства о полиции и других правовых норм, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом и Конституцией Российской Федерации.
Какие правовые основания у сотрудников полиции для проведения личного досмотра?
Сотрудники полиции имеют право проводить личный досмотр в соответствии с Федеральным законом "О полиции" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что должно произойти, чтобы сотрудник полиции провел личный досмотр?
Сотрудник полиции может провести личный досмотр только при наличии оснований, указанных в Федеральном законе "О полиции", например, если он обнаруживает признаки преступления, возможно скрытие предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия или средства совершения преступления.
Какие процедурные требования должны соблюдаться при проведении личного досмотра?
Личный досмотр должен проводиться сотрудником полиции в отдельном помещении или на месте задержания. Личное достоинство человека должно быть соблюдено при проведении досмотра. Также должны присутствовать свидетели и фиксироваться все действия сотрудника полиции.
Могут ли сотрудники полиции произвольно проводить личный досмотр?
Нет, сотрудники полиции не имеют права произвольно проводить личный досмотр. Они должны иметь достаточные основания и выполнять процедурные требования, предусмотренные законодательством.
Какие гарантии для граждан предусмотрены при проведении личного досмотра?
При проведении личного досмотра гарантируется соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни и достоинство, а также обязательное присутствие свидетелей и фиксация всех действий сотрудника полиции.
Какие правовые основания регламентируют поведение личного досмотра сотрудниками полиции?
Правовые основания поведения личного досмотра сотрудниками полиции регламентируются Законом Российской Федерации "О полиции" и Федеральным законом "О дознании и допросе". Эти законы определяют правила и процедуры проведения досмотровых и осмотровых мероприятий в отношении физических лиц.