Теория информационного общества (О. Тоффлер) современные интегрированные коммуникации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммуникационные технологии
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 03.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Условия становления ступеней развития информационной сферы 5
1.1. Причинная данность третьей волны 5
1.2. Основные характеристики информационного общества Э. Тоффлера… 8
2. Информационное общество - общество «третьей волны» 18
2.1. Два пути становления третьей волны 18
2.2. Проблемы, связанных с взаимодействием общества и информационно-коммуникационных технологий 20
Заключение 27
Список литературы 29


Фрагмент для ознакомления

К самому себе — человек осознает важность уровня личной грамотности и образованности, которые должны соответствовать современному уровню развития науки и технологий как необходимого условия существования в сообществе.К сообществу — противостояние, конкуренция за «лучшее место под солнцем». В результате увеличения масштабов производства, вытеснения рутинных профессий новыми роботизированными технологиями, роста уровня сложности технологий появляются новые профессии, требующие высокого уровня образованности и способности к творчеству, специализация становится ещё более узкой, и поэтому перед подрастающим поколением стоит наисложнейшая проблема сверхвыбора своего профессионального будущего.К природе — противостояние, хищническое потребление, высокий уровень загрязнения окружающей среды, уничтожены многие леса, имеются исчезнувшие виды флоры и фауны. Даже в океанах уже появились острова из мусора, который представляет собой использованные одноразовые пластиковые пакеты, бутылки и прочий подобный одноразовый хлам. Принцип использования неутилизируемых одноразовых вещей медленно уничтожает окружающую среду человека, а в итоге может уничтожить и само человечество. Человек продолжает господствовать над природой, но за каждую свою победу над природой человек вынужден платить несоизмеримо больше, чем приобрел.К информации — огромная часть накопленных знаний хранится в книгах, за пределами живой человеческой памяти. Объём памяти одного человека физически неспособен воспринять все накопленные знания, которые записаны в книгах и на других носителях информации. Э.Тоффлер отмечает, что «К 1960 г., через 10 лет, произошел еще один значительный скачок: столетняя работа могла быть выполнена за семь с половиной месяцев. А к середине 60-х годов выпуск книг в мировом масштабе, включая Европу, приблизился к ошеломляющей цифре — 1000 названий в день.». Многие книги представлены в цифровом виде в электронных библиотеках сети интернет, знания становятся доступны как никогда прежде. Практически любая информация может быть представлена в оцифрованном виде и, соответственно, обработана посредством компьютера, что даёт ускорение расчётам, и в итоге ускоряет научно-технический развитие цивилизации. Сверхинтенсивно развиваются технологии компьютерного зрения, машинного обучения, создания систем искусственного интеллекта. Объем оперативной и долговременной памяти современных компьютеров, их быстродействие уже превзошли возможности человека, уже в такой интеллектуальной игре как шахматы компьютер побеждает человека. Появились электронные средства платежа. Сейчас уже апробируются автомашины, такси, автобусы которыми на дорогах современного города управляются не живым водителем, а искусственным интеллектом. Люди пытаются выработать новые способы личной работы с информацией, появляются методики обучения скорочтению, быстрому счету, развитию памяти. Зарождаются условия, при которых объединенный искусственный интеллект машин и механизмов (так называемые «умные вещи») может, по сути, подчинить себе человеческую цивилизацию. Много неприятностей стали приносить компьютерам и серверам компьютерных сетей разного рода компьютерные вирусы и злонамеренные действия различных хакерских группировок. Для противодействия компьютерным вирусным атакам разрабатывается специальное антивирусное программное обеспечение. На государственном уровне принимается закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует общественные отношения в информационной сфере.В этих статьях представлено по возможности краткое, упрощенное описание процесса появления и становления информационной сферы человеческой цивилизации. Реально этот процесс намного сложнее. Если попытаться его мысленно представить, то увидим историческую многомерную картину истории жизни каждого человека, жившего на планете Земля, одновременно воспринимая каждый момент истории жизни каждого человека с его личным восприятием, мыслями, поступками, то увидим завораживающую, непостижимую картину, и такой объём информации, который на сегодняшний день, никому из людей невозможно воспринять, но даже попытка прикоснуться к этому зрелищу может дать более точное понимание тенденций развития человеческой цивилизации. Книги ЭлвинаТоффлера помогают нам прикоснуться к этому явлению и побуждают задуматься над происходящим, скорректировать свое отношение к миру, для того чтобы в конце концов найти путь к гармоничному счастливому сосуществованию на планете Земля.Однажды примитивный человек, изучая и познавая окружающий его мир, смог придумать как при помощи рычага сдвинуть с места предмет, превышающий его вес, а затем научить этому своих соплеменников, и тем самым они стали сильнее в своей битве за жизнь. Вероятно, тогда сформировался принцип сотрудничества, который мотивировал людей к коммуникации и развитию речи, что дало возможность обмена знаниями, опытом, и формированию единого коллективного мировоззрения.Сотрудничество, речь как средство обмена информацией (коммуникация), использование орудий труда и единое коллективное мировоззрение — первая ступень развития инфосферы человечества.Люди аграрной цивилизации, изучая и познавая окружающий их мир, используя окультуренные растения и одомашненных животных, смогли обрабатывать землю и собирать урожай, который обеспечивал их дальнейшую жизнь, накопили огромный опыт. И чтобы сохранить свои накопленные и добытые знания и опыт, они создали письменность и исчисления. Книга помогла расширить пределы человеческой памяти. Таким образом, произошло увеличение способности помнить и сохранять накопленный опыт.Письменность безгранично расширила пределы человеческой памяти для хранения постоянно увеличивающегося объёма информации об окружающем мире, а исчисление(арифметика) с помощью письменности и механических счётных устройств подняли интеллект на новый уровень — вторая ступень развития инфосферы человечества.Люди индустриальной цивилизации, изучая и познавая окружающий их мир, используя механизмы для управления превышающей многократно мышечную энергию одного человека, энергией электрической или произведенной засчет сжигания топлива, или иной, производят общественно значимый продукт, который обеспечил их дальнейшую жизнь. Для решения задач в области управления индустриальным производством создана электронная вычислительная машина, которая подняла скорость математических вычислений на небывалый уровень.Распространение информации, представленной в книгах, напечатанных типографским способ, привело к росту образованности и грамотности всего человечества, а использование ЭВМ для обработки цифровой информации подняло интеллект человечества в области математических расчетов на небывалую высоту — третья ступень развития инфосферы человечества.Всемирная информационно-коммуникационная сеть для хранения, обработки и обмена информации (интернет), а также встроенные микрокомпьютеры в различную технику с элементами искусственного интеллекта («умные вещи», например, смартфон, планшет, навигатор и т.п., позволяющие общаться с ними используя обыденную речь), электронные средства платежа — четвертая ступень развития инфосферы человечества.Что остаётся человеку в условиях ускоренного развития информационной сферы?Вся рутинная работа будет постепенно передаваться для выполнения «умным» механизмам, и даже часть творческой работы, например, составление обзорных статей на заданную тему на основании опубликованных материалов в интернете, на себя уже может взять искусственный интеллект.Человечеству, как создателю этого технического мира, который ускоренными темпами заполняется постоянно умнеющими механизмами, остаются творческие и познавательные задачи, для решения которых следует поддерживать свой интеллектуальный уровень в соответствии с последними достижениями науки посредством непрерывного образования, с одной стороны, а с другой стороны, всегда помнить о необходимости соблюдения принципов человеколюбия.О важности гуманизма в жизни человечества великий педагог нашего времени Шалва Александрович Амонашвили пишет следующее:«Знания без Сердца не окрыляют человека, а отягащают.Знания, не прошедшие через Сердце, становятся злыми; без добрых дел и помыслов они разрушают и омертвляют всё вокруг».ВыводУвеличение темпов исследований, требует увеличения прилагаемых ресурсов. В таких условиях, данный вызов времени, человечество может пережить, только будучи единой цивилизацией. Именно в разработке пути достижения такого состояния человечества и заключается самая актуальная задача науки третьей волны на сегодня. Разумеется, эволюция общества и преодоление внутривидовой конкуренции, должно начинаться с малого. Необходим процесс по исключению противоречий и уравновешиванию всех сфер общественной жизни. И прежде всего, наука должна начать с себя самой, а именно, со своей методологии. Полагаясь в основном только на эмпирические методы, учёный никогда не сможет познать такие явления как психика, индивидуальность и информация, несмотря на то, что они являются ключевыми в обществе третьей волны.ЗаключениеАнализируя человеческую историю наряду с прогнозами футурологов, логически следует, что развитие цивилизации представляет собой закономерный циклический процесс. Частично, смысл данной цикличности смог осознать и изложить в своём труде ЭлвинТоффлер. На закате третьей волны Тоффлера, цивилизация откроет для себя космические горизонты. Когда это произойдёт, человечество вновь перейдёт в состояние первой волны, так как в сущности своей, будет являться племенем, которое вышло из пещеры в открытый мир. И далее события будут разворачиваться по аналогичному сценарию, только в других масштабах. Разумеется, так будет только в том случае, если в настоящее время люди смогут совершить переход и преодолеть естественно сложившийся кризис.Если принять факт прихода третьей волны, то было бы весьма логичным обратиться к примеру Френсиса Бэккона и Карла Маркса, а именно разработать систему подходов к организации жизни нового общества, которая удовлетворяла бы потребностям третьей волны. И в первую очередь, сконцентрировать усилия на генерации научной мысли в данном направлении. Однако вместо этого,подавляющее большинство механизмов управления общественной жизни, направлены на торможение прогресса. То, что произошло за последние 20 лет, является не более чем преднамеренной дистабилизацией старой системой, в целях сохранения своих позиций и торможения эволюции общества. То, что третья волна так или иначе займёт лидирующую позицию, это вопрос времени, а непосредственно сам процесс изменения, может протекать по двум сценариям: Первый сценарий — открытый конфликт сил второй и третьей волны. Данный сценарий определяется намеренным сопротивлением действующей системы организации жизни общества, тем естественным изменениям, уже происходящим в социуме, и которые в дальнейшем будут только «набирать обороты». Подобный сценарий, в самой негативной форме, пережила Россия в 1917 году, когда противостояние сил первой и второй волны, выразилось в гражданской войне. Второй сценарий – осознанная эволюция общества и системы его организации. Данный сценарий определяется осознанным приложением собственных ресурсов силами второй волны к стимулированию развития общества. Необходимо дать науке «зелёный свет» на изучение и разработку универсальных и дешёвых технологий жизнеобеспечения, необходимо полностью пересмотреть действующую экономическую систему.Список литературыФедеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149—ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации: // Российская газета — Федеральный выпуск №4131 Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 1 Улыбка моя, где ты? / Шалва Амонашвили. -4-е изд. - М.: Свет, 2017. — 304 с. Асташенков П.Т. Курчатов / П.Т. Асташенков— М.: Молодая гвардия, 1967. — 200 с. Декарт, Рене. Рассуждение о методе для верного направления разума и отыскания истины в науках / Рене Декарт; [пер. с фр. М.Скиада]. – М.: Издательство «Э», 2016. – 128 с.Евклид. Начала Евклида. Книги I — VI/ Евклид; [Пер. с греч.и комментарии Д.Д. Мордухай-Болтовского : при редакционном участии М.Я Выгодского, И.Н. Веселовского] — М. — Л. : Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950. — 448 с.Евклид. Начала Евклида. Книги VII – X / Евклид; [Пер. с греч.и комментарии Д.Д. Мордухай-Болтовского: при редакционном участии И.Н.Веселовского] — М. — Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1949. — 512 с. Евклид. Начала Евклида. Книги XI — XV / Евклид; [Пер. с греч.и комментарии Д.Д. Мордухай-Болтовского: при редакционном участии И.Н. Веселовского] — М. — Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950. — 332 с. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. / [А.И.Першиц, В.А. Шнирельман, Л. Е. Куббель и др.; Редкол.: Ю. В. Бромлей (отв. ред.) и др.]. — М.: Наука, 1983. — 432 с. Кессельман В.С. Удивительная история математики / В.С. Кессельман. — М.: ЭНАС—КНИГА, 2014 — 232 с Козырев, А.А. Информатика / А.А. Козырев; [Учебник для вузов]. — Спб. — Изд-во Михайлова В.В., 2002. — 511 с. Леви-Брюль, Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении: [Перевод] / Люсьен Леви-Брюль; [Послесл.П. Арискина]. — М.: Педагогика—Пресс, 1994. — 602 с. Пржиялковский В.В. Электронная вычислительная машина ЕС-1040 (Р-40)[Электронный ресурс] // В.В. Пржиялковский, - Режим доступа: http://www.computer-museum.ru/histussr/es1040.htm (Дата обращения: 20.05.2020) Тоффлер Э. Третья волна / Э.Тоффлер; [Пер. с англ.] — М.: ООО «Издательство ACT», 1999. — 784 с. Тоффлер Э. Шок будущего / Э.Тоффлер; [Пер. с англ.] — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557 с. 15. Философский словарь / [под ред. И.Т.Фролова]. — 5-е изд.— М.: Политиздат, 1987. — 590 с.


1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149—ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации: // Российская газета — Федеральный выпуск №4131
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 1 Улыбка моя, где ты? / Шалва Амонашвили. -4-е изд. - М.: Свет, 2017. — 304 с.
3. Асташенков П.Т. Курчатов / П.Т. Асташенков— М.: Молодая гвардия, 1967. — 200 с.
4. Декарт, Рене. Рассуждение о методе для верного направления разума и отыскания истины в науках / Рене Декарт; [пер. с фр. М.Скиада]. – М.: Издательство «Э», 2016. – 128 с.
5. Евклид. Начала Евклида. Книги I — VI/ Евклид; [Пер. с греч.и комментарии Д.Д. Мордухай-Болтовского : при редакционном участии М.Я Выгодского, И.Н. Веселовского] — М. — Л. : Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950. — 448 с.
6. Евклид. Начала Евклида. Книги VII – X / Евклид; [Пер. с греч.и комментарии Д.Д. Мордухай-Болтовского: при редакционном участии И.Н.Веселовского] — М. — Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1949. — 512 с.
7. Евклид. Начала Евклида. Книги XI — XV / Евклид; [Пер. с греч.и комментарии Д.Д. Мордухай-Болтовского: при редакционном участии И.Н. Веселовского] — М. — Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950. — 332 с.
8. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. / [А.И.Першиц, В.А. Шнирельман, Л. Е. Куббель и др.; Редкол.: Ю. В. Бромлей (отв. ред.) и др.]. — М.: Наука, 1983. — 432 с.
9. Кессельман В.С. Удивительная история математики / В.С. Кессельман. — М.: ЭНАС—КНИГА, 2014 — 232 с
10. Козырев, А.А. Информатика / А.А. Козырев; [Учебник для вузов]. — Спб. — Изд-во Михайлова В.В., 2002. — 511 с.
11. Леви-Брюль, Люсьен. Сверхъестественное в первобытном мышлении: [Перевод] / Люсьен Леви-Брюль; [Послесл.П. Арискина]. — М.: Педагогика—Пресс, 1994. — 602 с.
12. Пржиялковский В.В. Электронная вычислительная машина ЕС-1040 (Р-40)[Электронный ресурс] // В.В. Пржиялковский, - Режим доступа: http://www.computer-museum.ru/histussr/es1040.htm (Дата обращения: 20.05.2020)
13. Тоффлер Э. Третья волна / Э.Тоффлер; [Пер. с англ.] — М.: ООО «Издательство ACT», 1999. — 784 с.
14. Тоффлер Э. Шок будущего / Э.Тоффлер; [Пер. с англ.] — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557 с. 15. Философский словарь / [под ред. И.Т.Фролова]. — 5-е изд.— М.: Политиздат, 1987. — 590 с.







Вопрос-ответ:

Что представляет собой теория информационного общества О. Тоффлера?

Теория информационного общества О. Тоффлера представляет собой концепцию развития общества, основанную на использовании информации и высоких технологий.

Какие условия способствовали становлению ступеней развития информационной сферы?

Становление ступеней развития информационной сферы было обусловлено появлением новых технологий связи и передачи информации, а также изменениями в социально-экономической структуре общества.

В чем заключается причинная зависимость третьей волны?

Основная причина возникновения третьей волны заключается в необходимости обществу адаптироваться к быстро изменяющимся условиям информационной эры и использованию новых коммуникационных технологий.

Какие основные характеристики имеет информационное общество по теории Э. Тоффлера?

Информационное общество по теории Э. Тоффлера характеризуется высокой степенью интеграции информационных технологий, преобладанием экономики знаний, повышенной зависимостью от информации.

Каким образом происходит становление информационного общества третьей волны?

Становление информационного общества третьей волны происходит двумя путями: технологическим, через развитие коммуникационных сетей, и социальным, через изменение общественных отношений и структуры.

Что такое теория информационного общества?

Теория информационного общества - это концепция, разработанная О. Тоффлером, которая представляет модель развития общества, основанную на информационной революции. Согласно этой теории, информационное общество является следующей ступенью развития после промышленного общества.

Какие условия способствуют становлению информационной сферы?

Становление информационной сферы зависит от нескольких условий. Во-первых, необходимо наличие развитой технической базы, включающей быстрый доступ к информации и возможность ее обработки. Во-вторых, важным условием является наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Наконец, важную роль играет общественное сознание и его готовность принять новые формы коммуникации и взаимодействия.