Взаимосвязь проф ориентационной направленности и успеваемости у подростков
Заказать уникальную дипломную работу- 67 67 страниц
- 66 + 66 источников
- Добавлена 28.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профориентационной направленности и успеваемости у подростков 5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2 Понятие профориентационной направленности и выбора профессии 11
1.3 Проблемы профориентирования в подростковом возрасте 19
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профориентационной направленности и успеваемости у подростков 34
2.1 Процедура исследования 34
2.2 Результаты исследования и их анализ 38
2.3 Рекомендации по определению и развитию профессиональной направленности подростков 56
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 67
Таким образом, в ходе исследования задачи решены, цель достигнута, а гипотеза нашла своё подтверждение.
На этом у меня всё. Спасибо за внимание. С удовольствием отвечу на все Ваши вопросы.
Если вопрос выходит за рамки исследований, можно ответить примерно так: «Спасибо за вопрос, но, к сожалению, он не входил в область моих исследований».
Ответы на замечания рецензента:
С мнением рецензента я согласен (полностью, частично), но хотелось бы сказать, что…
Хочется отметить, что в моей работе большее внимание уделялось…
Благодарность:
Хотелось бы поблагодарить комиссию за проявленный интерес к моей работе…
Слова благодарности также хочу сказать в адрес научного руководителя, за мотивацию сделать мою работу еще лучше, еще совершеннее…
Отдельное спасибо Институту за возможность получить прекрасное образование…
5
1. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. №1., Т. 5. С. 70–76.
2. Бадмаева Н. Ц. Место мотива в структуре личности и деятельности человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 3–6.
3. Бахмат С. А. Профессиональная самореализация студентов колледжа в условиях многопрофильного города // Среднее профессиональное образование. 2009. № 9. С. 15–19.
4. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: дис. … д-ра психол. наук. М., 1995. 411 с.
5. Буравцова Н. В. Архетипические основы профессионального становления личности (проективная методика анализа неосознаваемых побудителей и сопроводителей профессионального становления личности) // Социосфера. 2012. № 3. С. 32–37.
6. Вишневский Ю.Р., Вишневский С.Ю. Профессиональный выбор студентов и ресурсный подход: от потенциала к реализации // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2012. № 1 (5). С. 22-27.
7. Вье Р. Мотивация в учебном контексте. Воронеж: Открытый мир, 2009. 260 с
8. Гафла Е. С. Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «мотивация» в научных исследованиях // Новые технологии. 2012. №1.
9. Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики иследования психологических типов : учебное пособие. М.: Ось-89, 2009. 144 с.
10. Грачева О. Г. Ценности и мотивы как факторы выбора профессии выпускниками школ // Извести Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. № 2., Т. 1. С. 15–18. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-suschnosti-ponyatiya-motivatsiya-v-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения: 10.03.2017).
11. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
12. Грищенко Д. Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2003. 217 с.
13. Давыдюк Л. В., Истратова О. Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. №5, Т. 49. С. 85–88.
14. Двинин А. П., Романченко И. А.. Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство. СПб. : Речь. 2012. 283 с.
15. Дубнякова А. И. Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3. С. 226–229.
16. Дударева И. А. Мотивы выбора профессии как детерминанта развития профессиональной установки у студентов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 9. С. 173–180.
17. Дьячук А. А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях: учеб. пособие. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2013. 347 с.
18. Жильцова Р. Р. Организация профориентационной работы в техникуме // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 2. С. 40–42.
19. Жумалиева Ж.М. Проявление мотивационных факторов в старшем школьном возрасте в выборе профессии // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 96–99.
20. Журавлева О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 159–168.
21. Зигангиров Р.А. Актуальные проблемы психологических механизмов личностного выбора // Тезисы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (12-15 апреля 1999 г.). М., 1999. . URL: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/hg.htm (дата обращения: 10.03.2017).
22. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
23. Капина О. А. Формирование готовности к выбору профессии у учащихся 9 классов // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 102–106.
24. Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2014. 243 с.
25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
26. Костромина С. Н., Борисова Е. А. Разработка опросника «Мотивы выбора профессии старшеклассниками» // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. № 1, Т.7. С. 125–127.
27. Кулезнева И. Н. Специфика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. С. 90–93.
28. Кухтерина Г. В., Михайлова Е. П. Готовность к выбору профессии и самоотношение у выпускников школы.//Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 353-360.
29. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
30. Леонтьев Д. А. От инстинктов к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 4–12.
31. Личко. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель Пресс, 1999. 416 с.
32. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло¬гии. М.: Наука, 1999. 344 с.
33. Маслов Е. Б. Мотивы выбора и ценности профессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 4. С. 129–134.
34. Медведева И. А. Связь мотивов поступления в вуз с удовлетворенностью профессиональным выбором студентов образовательных учреждений различного типа и профиля : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Пенза, 2003. 187 c.
35. Мешков Д. И., Мешков Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. 2015. № 1, Т. 78. С. 27–43.
36. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна // European research. 2015. № 6 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta-v-kontseptsiyah-d-b-elkonina-i-d-i-feldshte y na (дата обращения: 10.03.2017).
37. Обносов В. Н. Представления о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: дис. … канд. психол. наук. М., 1998. URL: https://psibook.com/research/predstavlenie-o-professii-kak-faktor-professional nogo-samoopredeleniya-uchaschihsya-ptu.html (дата обращения: 10.03.2017).
38. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. 352 с.
39. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. № 7. URL: http://cyberlenin ka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrast (дата обращения: 10.03.2017).
40. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1999. 528 с.
41. Поплавский Н. Н. Содержание и методика диагностики мотивационного компонента профессионального самоопределения учащихся профессионально-технических училищ сельскохозяйственного профиля // Образование и педагогическая наука: труды Национального института образования. Сер. 3. Вып. 2. Минск, 2008. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/7907 (дата обращения: 10.03.2017).
42. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2008. 367 с.
43. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с английского В. Квиткевича, Ю. Мирончика. СПб.: Питер, 2011. 816 с.
44. Ретунская Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен // Высшее образование в России. 2012.№ 8-9. С. 126–130.
45. Родина О. Н., Прудков А. Н. Мотивация к профессиональной деятельности как фактор становления молодого специалиста // Трудности и перспективы становления профессионала: Сборник научных трудов / под ред. Е.А. Климова. М.: МГУ, 2012.С. 160–201.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 720 с.
47. Савченко М. Ю. Формирование личностной готовности учащихся девятых классов к профессиональному самоопределению: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 234 с.
48. Солдатченко А. Л., Смолина И. Ю. Классификация методологических подходов к дефиниции самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 5. С. 207–216.
49. Стецюк Е. Р. Исследование факторов профессионального самоопределения студентов // Экономика и социум. 2015. № 2. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_15/Stecyuk%20E.R..pdf (дата обращения: 10.03.2017).
50. Тазетдинова Эр., Кожевникова О.В. Мотивация выбора будущей профессии в связи с индивидуально-психологическими особенностями девятиклассников // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Люблянский университет (Словения), 2015. С. 506-511.
51. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
52. Чугунова Э. С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журн. 1985. № 4. С. 73–86.
53. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М. : Логос, 2001. 136 с.
54. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятель¬ности. М. : Наука, 1982. 186 с.
55. Шапкина Е. А., Урутина Т. М. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов // Электронный начно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12596 (дата обращения: 10.03.2017).
56. Ширинская Н.Е., Ломакова Я.Ф., Фокин А.Е. Первичная профориентация: определение профессиональной направленности девятиклассников // Наука. Университет. 2016. Материалы семнадцатой международной ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов. Новосибирск: Сибпринт, 2016. С. 55-59.
57. Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 98–107.
58. Шляпникова О. А. Мотивация образовательной деятельности: учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2014. 124 с.
59. Шорохова Е. В. Принцип детерминизма в психологии / Е. В. Шоро¬хова // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 9–56.
60. Ясюкова Л. А. Психологическое сопровождение становления профессионала// Довузовское образование на современном этапе. СПб., 1998. С. 83-90.
61. Савельева-Рат Е. А. Мотиви вибору професії школярами // Міжнародний науковий форум: соціологія, психологія, педагогіка, менеджмент. 2014. № 14. С. 190–202.
62. Таппасханова М.А., Шульга И.Б. Социализация детей подросткового возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 1-1, Т.18. С. 200-202.
63. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М., 2016. 406 с.
64. Фризен М.А. Психологическое содержание подросткового возраста: специфика личностного развития и проектирование образовательной среды // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2(24). С. 61–70.
65. Shaumen G. S., Meterbayeva K. M., Baitasov A. A., Utyupova G. E. Motives for Choosing the Profession of a Social Care Teacher in the Universities of Kazakhstan // International Review of Management and Marketing. 2016. № 6. P. 133-139.
66. Weiss S., Ludwig E. K. Who chooses primary teaching and why? // Issues in Educational Research. 2013. № 23(3). P. 415-433.
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?
В подростковом возрасте происходят значительные физические, психические и социальные изменения. Подростки начинают формировать свою личность, ищут свое место в обществе, проявляют новые интересы и стремятся к самостоятельности. Присуща непостоянность настроения, повышенная эмоциональность, конфликты с родителями и учителями, возникающие из-за различий во взглядах и желании самостоятельности. Также в подростковом возрасте развивается профориентационная направленность - способность ориентироваться в своих профессиональных интересах и выбирать будущую профессию.
Что такое профориентационная направленность и выбор профессии?
Профориентационная направленность - это способность ориентироваться в своих профессиональных интересах и предпочтениях, а также способность обдумывать и принимать решения о выборе будущей профессии. Выбор профессии включает в себя изучение информации о различных профессиях, анализ собственных навыков и способностей, а также учет личных предпочтений и ценностей. Это важный этап в развитии личности, который поможет подростку определиться с дальнейшим образованием и карьерой.
Какие проблемы могут возникать в процессе профориентации в подростковом возрасте?
В процессе профориентации в подростковом возрасте могут возникать различные проблемы. Одна из них - неопределенность в выборе профессии из-за отсутствия информации или недостаточного понимания своих интересов и способностей. Другая проблема - влияние внешних факторов, таких как мнение родителей или друзей, на выбор профессии. Также возможны ограничения в выборе профессии из-за социокультурных стереотипов или ожиданий окружающих.
Как проводилось исследование взаимосвязи профориентационной направленности и успеваемости у подростков?
Исследование проводилось среди подростков и включало анализ их профориентационной направленности и успеваемости. Были использованы различные психологические тесты и опросники для определения профориентационных предпочтений и интересов подростков, а также для оценки их успеваемости в школе. Затем были проанализированы полученные данные для выявления взаимосвязи между профориентационной направленностью и успеваемостью.
Какие психологические особенности подросткового возраста могут влиять на профориентационную направленность и успеваемость?
Подростковый возраст сопровождается множеством психологических особенностей, которые могут влиять на профориентационную направленность и успеваемость. Например, подростки часто испытывают эмоциональную нестабильность, что может затруднить им принятие рациональных решений в выборе профессии. Также подростковый возраст связан с формированием личности и идентичности, и это может отразиться на их интересах и предпочтениях в отношении профессиональной деятельности.
Что подразумевается под понятием профориентационной направленности и выбором профессии?
Профориентационная направленность - это совокупность установок, интересов, предпочтений и ценностей, связанных с выбором профессиональной деятельности. Выбор профессии - это процесс принятия решения о том, какую профессию человек хочет освоить и какие шаги ему нужно предпринять для достижения этой цели. Качественный выбор профессии важен для успешной карьеры и удовлетворенности трудовой деятельностью в будущем.
Какие проблемы могут возникать при профориентации в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте может возникнуть целый ряд проблем, связанных с профориентацией. Некоторые подростки могут быть неуверенными в своих интересах и способностях, что затрудняет им выбор профессии. Также подростки могут подвергаться влиянию со стороны своих родителей или окружающего общества, что может негативно сказаться на их профориентационной направленности. Кроме того, некоторые подростки могут испытывать сомнения и неуверенность в своих возможностях, что может привести к неудовлетворенности и неуспеваемости.
Каким образом проводилось эмпирическое исследование взаимосвязи профориентационной направленности и успеваемости у подростков?
Для эмпирического исследования взаимосвязи профориентационной направленности и успеваемости у подростков была использована определенная процедура. В ней участникам предлагалось заполнить опросники, которые измеряли их профориентационную направленность и успеваемость. Затем полученные данные были обработаны и проанализированы для выявления возможной связи между этими двумя переменными.
Какие психологические особенности подросткового возраста связаны с профориентационной направленностью и успеваемостью?
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в личности, а также развивается самосознание и самооценка. Подростки начинают интересоваться профессиональными направлениями и делают первые шаги в выборе будущей профессии. Успеваемость в школе может служить одним из показателей профориентационной направленности подростка.
Что подразумевается под профориентационной направленностью и выбором профессии?
Профориентационная направленность - это совокупность психологических характеристик, интересов, предпочтений и мотиваций, связанных с выбором будущей профессии. Выбор профессии - это процесс осознанного определения собственных профессиональных интересов и стремления к овладению определенными профессиональными навыками и знаниями.
Какие проблемы связаны с профориентацией в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте подростки сталкиваются с рядом проблем в процессе профориентации, таких как неопределенность в выборе будущей профессии, низкая осознанность своих профессиональных интересов и возможностей, недостаток информации о профессиях, влияние психологического давления со стороны родителей и общества. Эти проблемы могут влиять на успеваемость и профориентационную направленность подростков.