Использование электронных ресурсов в виде каталога задач по информатике
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 06.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретическая часть 5
1.1 Проблема контроля знаний учащихся в теории и практике школы 5
1.2 Подходы к образовательному процессу на современном этапе 10
1.3. Обоснование выбора средств контроля 22
ГЛАВА II. Методическая часть 26
2.1 Использование разработанной методики на уроках информатики в 6 классе 26
2.2. Использование технологии тестирования в рамках проведения текущего контроля знаний учащихся на уроках информатики 31
ГЛАВА III. Программная форма контрольно-измерительных материалов 43
Заключение 52
Список использованных источников 54
Выбор методики определяется дидактическими задачами. При выборе конкретных активных методоввозможно использование приведенной классификации методик активного обучения (Таблица 1). Таблица - Классификация методик активного обученияДидактические цели уроковМетодики активного обучения Обобщение ранее изученных материаловГрупповая дискуссия, мозговой штурм Работа с теоретическим материалом большого объемаМозговой штурм, деловая игра Развитие способности к самостоятельному обучениюДеловая игра, ролевая игра, анализ практических Повышение уровня учебной мотивацииДеловая игра, ролевая игра Отработка изучаемых материаловТренинги Использование полученных знаний, умений и навыков Баскет-метод Использование опыта учащихся при работе с новым материаломГрупповая дискуссия Моделирование учебной или профессиональной работы учащихся Делвая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Получение навыков межличностного общенияРолевая игра Эффективнаяреализацияобъектов, творческих продуктовМетод проектов Развитие навыков работы в группеМетод проектов Выработка умений по действиям в стрессовых ситуациях, развитие навыков самостоятельной регуляцииБаскет-метод Развитие навыков по принятию решенийМетод проектов Развитие навыков по групповой работеГрупповая дискуссия Для успешного результата проведения активных методов обучения необходимо иметь соответствующий уровень «тренерской» подготовки. Для этого изданонеобходимое количество методической литературы по указанному вопросу. Использование активных методов обучения в первую очередь необходимо для повышения уровня учебной мотивации Область использования активных методов обучения включает [11]: Активизацию познавательной активности обучаемых; Развитие способностей к самостоятельному обучению; Выработку навыков коллективной работы; Коррекцию уровня самооценки учащихся; Формирование и развитие навыков коммуникации (навыков общения с одноклассниками, с учителями). Активными методами обучения можно пользоваться для достижения следующих дидактических целей: Эффективное предъявление больших по объему теоретических материалов; Развитие навыков активного слушания; Отработки изучаемых материалов; Развитие навыков принятия решения; Эффективной проверки знаний, умений и навыков по изучаемой тематике. Использование активных методов также связанос изменением системы контроля. 2.2. Использование технологии тестирования в рамках проведения текущего контроля знаний учащихся на уроках информатикиДалее проведем построение информационной модели согласно поставленной задаче контроля знаний в форме тестирования, определим сущности информационной системы, установим связи между ними.Диаграмма потоков данных приведена на рисунке 2.Рисунок - Диаграмма потоков данныхКак показано на рис.2, ключевыми сущностями информационной системы контроля знаний учащихся на уроках информатики в 8 классе, являются:- тестируемые учащиеся;- темы учебного материала;- файлы, содержащие набор учебных материалов;- контрольно-измерительные материалы;- журнал результатов проведенного контроля знаний.Диаграмма «Сущность-Связь» приведена на рисунке 3.Рисунок - Диаграмма «Сущность-Связь»На основании диаграммы «сущность-связь» проведем проектирование логической модели данных.Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки системы контроля знаний в форме тестирования, приведена в таблице 2.1:Таблица 2.1 - Структура нормативно-справочной информации№ п/пНаименование кодируемого множества объектовЗначность кодаСистема кодированияВид классификатора123451Код тестируемогоХХХХХХпорядковаялокальный2Код учебной дисциплиныХХХпорядковаялокальный3Код учебного материалаХХХпорядковаялокальный4Код тестаХХХпорядковая локальный5Код вопроса тестаХХХпорядковая локальный6Код ответаХХХпорядковая локальныйОписание систем классификации и кодирования.Код тестируемого. Длина кода ХХХХХХ, где ХХХХХХ – порядковый номер тестируемого в классификаторе предприятия.Код учебной дисциплины. Длина кода ХХХ, где ХХХ – порядковый номер учебной дисциплины в классификаторе.Код учебного материала. Длина кода ХХХ, где ХХХХ – порядковый номер учебного материала.Код теста. Длина кода ХХХ, где ХХХХ – порядковый номер теста как набора вопросов.Код вопроса теста. Длина кода ХХХ, где ХХХХ – порядковый номер вопроса в тесте.Код ответа Длина кода ХХХ, где ХХХХ – порядковый номер ответа на вопрос теста.Описание структуры логической модели данных приведено ниже.Таблица 2.2 - Справочник «Тестируемые»Наименование поляТип данныхРазмер поля123Код тестируемогоЧисловойЦелоеФИОТекстовый40КлассТекстовый40Таблица 2.3 - Справочник «Учебные дисциплины»Наименование поляТип данныхРазмер поля123Код учебной дисциплины ЧисловойЦелоеНаименованиеТекстовый40Таблица 2.4 - Справочник «Учебные материалы»Наименование поляТип данныхРазмер поля123Код учебного материала ЧисловойЦелоеНаименованиеТекстовый40Путь к файлу учебного материалаТекстовый255Код учебной дисциплиныЧисловойЦелоеТаблица 2.5 - Справочник «Тесты»Наименование поляТип данныхРазмер поля123Код теста ЧисловойЦелоеНаименованиеТекстовый40ОписаниеТекстовый255Код учебной дисциплиныЧисловойЦелоеТаблица 2.6 - Справочник «Вопросы теста»Наименование поляТип данныхРазмер поля123Код вопроса ЧисловойЦелоеКод тестаЧисловойЦелоеНаименование вопросаТекстовый255Весовой коэффициентДействительноеТаблица 2.7 - Справочник «Ответы на вопросы»Наименование поляТип данныхРазмер поля123Код ответа ЧисловойЦелоеКод тестаЧисловойЦелоеКод вопросаЧисловойЦелоеНаименованиеТекстовый100БаллЧисловойЦелоеТаблица 2.8 – Журнал тестирования Наименование поляТип данныхРазмер поля123Код тестаЧисловойЦелоеКод тестируемогоЧисловойЦелоеКод вопросаЧисловойЦелоеКод ответаТекстовый100БаллЧисловойЦелоеДатаДатаЛогическая модель базы данных приведена на рис.2.3.Рисунок - Логическая модель базы данныхНа рисунке 5показано дерево функций программных модулей, используемых в системе контроля знаний учащихся в форме тестирования.Используемые в разрабатываемой системе модули подразделяются на виды:- модуль ввода первичной информации;- модуль обработки информации;- модуль хранения данных (справочники).На рисунке 5 показано дерево функций разрабатываемой системы.Рисунок - Дерево функцийНа рисунке 6 приведена диаграмма вариантов использования системы.Рисунок – Диаграмма вариантов использованияКак показано на рисунке 6, в разрабатываемой системе предполагается наличие вариантов использования: - для администратора (в части настройки управления доступом, учета контингента обучающихся);- педагога (в части настройки процесса тестирования);- учащегося (в части прохождения тестов).На рисунке 6 приведена диаграмма деятельности.Рисунок – Диаграмма деятельностиНа рисунке 8 приведена диаграмма последовательности. На рисунке 9 приведена диаграмма кооперации.На рисунке 11 приведена диаграмма компонентов.Рисунок – Диаграмма последовательностиРисунок – Диаграмма кооперацииНа рисунке 10 приведена диаграмма состояний.Рисунок – Диаграмма состоянийРисунок – Диаграмма компонентовТаким образом, в рамках данной работы предлагается разработка методики тестирования учащихся по материалам темы «Системы счисления», что позволяет проводить оценку качества знаний учащихся в автоматизированном режиме.ГЛАВА III. Программная форма контрольно-измерительных материаловВ рамках данной работы проведена разработка программного обеспечения, позволяющего проводить тестирование учащихся 6 класса по информатике по теме «системы счисления».Этапами работы в программе являются:- ввод нового теста;- ввод вопросов к тестам;- ввод вариантов ответов;- заполнение справочника сотрудников;- прохождение теста;- анализ результатов.Рассмотрим функционал разработанного ПО.На рисунке 6 показана главная форма модуля тестирования как формы контроля знаний учащихся по информатике.Рисунок – Главная форма приложенияНа рисунке 7 показана форма авторизации в системе. В системе предусмотрено разграничение доступа по уровням:- Администратор с доступом ко всем режимам работы;- Пользователь с правами только на прохождение тестирования.Рисунок - Авторизация в системеПосле успешной авторизации выводится сообщение об учащемся и его классе (рис.8).Рисунок - Главная форма после успешной авторизацииНа рисунке 9 показана форма справочника «Классы», на рисунке 10 – справочника «Учащиеся». На рисунке 11 – форма добавления записи в справочник «Учащиеся», на рис.12 – установка пароля к системе. На рисунке 13 показан режим справочника «Тесты».Рисунок - Справочник «Классы»Рисунок - Справочник «Учащиеся»Рисунок 17 - Справочник «Персонал» - ДобавлениеРисунок 18 - Режим установки пароля к системеРисунок 19 - Режимсправочника «Тесты»Для каждого из тестов необходимо установить классы, которые проходят тестирование по текущей теме (рис.20).Рисунок 20 - Режим настройки классов для комплекта вопросовНа рисунке 21 показан режим ввода вопросов тестирования, на рисунке 22 – вариантов ответов. Рисунок 21 - Режим настройки вопросов для тестированияРисунок 22 - Режим ввода ответов на вопросыПри прохождении тестирования необходимо выбрать группу вопросов, которые системы подбирает в соответствии с профессией тестируемого (рис.23).Рисунок 23- Выбор тестаРисунок 24 - Режим тестированияРежим журнала тестов показан на рисунке 19.Рисунок 25 - Режим журнала тестовНа рисунке 26показан отчет о результатах тестирования.Отчет по тестированиюНаименование теста:Системы счисленияФИОПравильных ответовВсего балловПроцентДмитриева Александра3933Иванов Сергей5955Лапин Евгений99100Фанин Егор1911Рисунок 26 - Отчет по тестированию На рис.27 показан сводный отчет по прохождению тестов.Сводный анализ по тестамНаименование тестаПроцент правильных ответовСистемы счисления50Рисунок - Сводный отчет по прохождению тестовПри сравнении типов контроля знаний было выявлено более эффективное усвоение знаний по сравнению с традиционными формами контроля на 15%.Таким образом, контроль знаний учащихся в курсе информатики в форме тестирования позволяет повысить эффективность усвоения и контроля знаний.В практической части работы разработаны требования к архитектуре информационной системы, определены варианты использования систем, построена диаграмма последовательностей, диаграмма активностей, диаграмма состояний.Разработанное программное обеспечение со стороны учащихся может использоваться как тренажер, который учащиеся проходят до достижения максимального результата, также как система контроля знаний, когда учитель загружает базы вопросов в систему и далее учащиеся проходят тестирование. Программа формирует аналитическую информацию в разрезах:- классов;- тематики тестирования;- учащихся.Данная система контроля знаний, в отличие от традиционной, позволяет получать аналитическую информацию об уровне усвоения учебного материала, что при необходимости позволяет учителю проводить анализ эффективности учебного процесса по той или иной теме, дает информацию об эффективности использования того или иного подхода к обучению.ЗаключениеМетодика обучения как способ достижения учебных целей обучения представляется через систему последовательных и упорядоченных действий учителей, организующего с использованием определенных средств практическую и познавательную работу учащихся по усвоению учебного материала. При этом работа учителя, с одной стороны, связана с целями обучения, спецификой усвоения и типом учебной деятельности обучаемых, а с другой стороны сама связана с этой деятельностью, реализацией закономерностей в процессе усвоения и развития. Большинство учителей рассматривает методикув качестве способов упорядоченной взаимосвязанной работы учителей и учащихся, направленных на решение комплекса учебных задач в рамках образовательного процесса.На занятиях с использованием пассивных методов обучения учителясамостоятельно преподносят материал, методика контроля знаний заключается в опросе, либо организацией письменных работ, при объяснении материала досконально объясняется каждый последующий шаг. На урокахс использованием активных методов обучения донесение темы до учащихся предполагается с их непосредственным участием, что предполагает использование множества форм - разгадывания кроссвордов до использования компьютерных средств обучения и контроля знаний, выполняют творческие занятия. Каждый учитель должен правильно выбрать методы для того чтобы дети правильно усвоили материал.Рациональнее же, в процессе обучения на уроках информатики использовать активные методы. Как было показано выше, существует множество разнообразных активных методов обучения и контроля знаний на уроках информатики. Для каждого возраста можно выбрать необходимый метод. С помощью активных методов дети намного качественнее усваивают преподаваемую им информацию.В практической части данной работы была проведена разработка программного средства для контроля знаний учащихся в форме тестирования. Разработанная система может использоваться как тренажер, а также как измерительной инструмент, позволяющий оценить эффективность усвоения той или иной темы. Список использованных источниковМетодика обучения информатике [Электронный ресурс]: / Лыскова Вероника Юрьевна. - Тамбов : ТГУ, 2014.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 8-е изд., испр. и лоп. - Москва : Академия, 2016. – 543с.Федорова Г. А. Реализация телекоммуникационных образовательных проектов в среде MOODLE : учебно-методическое пособие / Г. А. Федорова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 164с.Федотов, А.А. Информатика: Курс лекций. Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.Туманова О. А. Методика организации сотрудничества учащихся на уроках информатики на основе интернет сервисов : автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук : специальность 13.00.02 <Теория и методика обучения и воспитания> / Туманова Ольга Анатольевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2016. Тарасова, Н.В. Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с. Гусева, Е. Н. Информатика [Электронный ресурс] : Учеб. пособ. / Е. Н. Гусева и др. - 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта, 2011. - 260 с. Анашкина Н. А., Шишкин А. И. Мультимедийные технологии в образовании : создание учебного видеофильма : учебное пособие / Н. А. Анашкина, А. И. Шишкин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 90 с. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2014" : IV всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 23 апреля 2014) : материалы и доклады / сост.: С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2014. - 111 с. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2015" : V всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 8 апреля 2015) : материалы и доклады / сост. С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2015. - 273 с. Андреев В. В. Информатика и ИКТ : мультимедийные средства в образовании : учебник для студентов гуманитарных педагогических специальностей вузов / [Андреев Валерий Владимирович, Герова Наталья Викторовна, Москвитина Алла Алексеевна, Роговая Ольга Михайловна. - Рязань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет", 2012. - 125 с. Ториков В. Е., Мельникова О. В. Методика преподавания дисциплины «Информатика» [Электронный ресурс] / Ториков В. Е.,Мельникова О. В.,. - 1-е изд : Лань, 2017. - 196 с Кузнецова Е. Ю., Самылкина Н. Н. Информатика : информация. Кодирование и измерение : 7-9 классы / Е.Ю. Кузнецова, Н.Н. Самылкина. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 [т.е. 2013]. - 102 с.Лукьянов Г. В. Дидактические материалы по дисциплине "Проектный практикум»: учебное пособие : / Г. В. Лукьянов. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2016. - 50 с. Босова Л. Л., Савельева В. С. Разноуровневые дидактические материалы по информатике / Л.Л. Босова, В.С. Савельева. - М. : Образование и информатика, 2001. – 263с.Сидорина В. А. Дидактические материалы по курсу "Информатика" в системе непрерывного профессионального образования : Учеб.-метод. пособие / В.А. Сидорина. - Ижевск : ИжГТУ, 2003. - 136 с. Информатика в школе: Прил. к журн. "Информатика и образование". 2010, № 6, Дидактические материалы по информатике. - 2010. - 96 с. Обработка текстовой информации: дидактические материалы / [Л.Л. Босова и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 112 с.
1. Методика обучения информатике [Электронный ресурс]: / Лыскова Вероника Юрьевна. - Тамбов : ТГУ, 2014.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 8-е изд., испр. и лоп. - Москва : Академия, 2016. – 543с.
3. Федорова Г. А. Реализация телекоммуникационных образовательных проектов в среде MOODLE : учебно-методическое пособие / Г. А. Федорова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 164с.
4. Федотов, А.А. Информатика: Курс лекций. Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
5. Туманова О. А. Методика организации сотрудничества учащихся на уроках информатики на основе интернет сервисов : автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук : специальность 13.00.02 <Теория и методика обучения и воспитания> / Туманова Ольга Анатольевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2016.
6. Тарасова, Н.В. Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с.
7. Гусева, Е. Н. Информатика [Электронный ресурс] : Учеб. пособ. / Е. Н. Гусева и др. - 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта, 2011. - 260 с.
8. Анашкина Н. А., Шишкин А. И. Мультимедийные технологии в образовании : создание учебного видеофильма : учебное пособие / Н. А. Анашкина, А. И. Шишкин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 90 с.
9. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2014" : IV всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 23 апреля 2014) : материалы и доклады / сост.: С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2014. - 111 с.
10. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2015" : V всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 8 апреля 2015) : материалы и доклады / сост. С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2015. - 273 с.
11. Андреев В. В. Информатика и ИКТ : мультимедийные средства в образовании : учебник для студентов гуманитарных педагогических специальностей вузов / [Андреев Валерий Владимирович, Герова Наталья Викторовна, Москвитина Алла Алексеевна, Роговая Ольга Михайловна. - Рязань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет", 2012. - 125 с.
12. Ториков В. Е., Мельникова О. В. Методика преподавания дисциплины «Информатика» [Электронный ресурс] / Ториков В. Е.,Мельникова О. В.,. - 1-е изд : Лань, 2017. - 196 с
13. Кузнецова Е. Ю., Самылкина Н. Н. Информатика : информация. Кодирование и измерение : 7-9 классы / Е.Ю. Кузнецова, Н.Н. Самылкина. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 [т.е. 2013]. - 102 с.
14. Лукьянов Г. В. Дидактические материалы по дисциплине "Проектный практикум»: учебное пособие : / Г. В. Лукьянов. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2016. - 50 с.
15. Босова Л. Л., Савельева В. С. Разноуровневые дидактические материалы по информатике / Л.Л. Босова, В.С. Савельева. - М. : Образование и информатика, 2001. – 263с.
16. Сидорина В. А. Дидактические материалы по курсу "Информатика" в системе непрерывного профессионального образования : Учеб.-метод. пособие / В.А. Сидорина. - Ижевск : ИжГТУ, 2003. - 136 с.
17. Информатика в школе: Прил. к журн. "Информатика и образование". 2010, № 6, Дидактические материалы по информатике. - 2010. - 96 с.
18. Обработка текстовой информации: дидактические материалы / [Л.Л. Босова и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 112 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при контроле знаний учащихся?
При контроле знаний учащихся могут возникать такие проблемы, как сложность оценки качества усвоения материала, недостаток объективности, неполнота тестовых заданий, отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику и др.
Какие подходы к образовательному процессу существуют на современном этапе?
На современном этапе существуют различные подходы к образовательному процессу, такие как дифференцированный подход, интегративный подход, компетентностный подход и др.
Какими средствами контроля знаний можно воспользоваться?
В качестве средств контроля знаний можно использовать различные электронные ресурсы, такие как каталоги задач по информатике, интерактивные тесты, онлайн-тестирование и др.
Как можно использовать разработанную методику на уроках информатики в 6 классе?
Разработанная методика может быть использована на уроках информатики в 6 классе для проведения контроля знаний учащихся. Она предполагает использование задач по информатике, которые помогают проверить понимание учениками теоретического материала и применение его на практике.
Какие преимущества использования технологии тестирования при контроле знаний учащихся?
Использование технологии тестирования при контроле знаний учащихся позволяет сократить время на оценку работ, автоматизировать процесс проверки, обеспечить объективность оценки, предоставить учащимся возможность самостоятельно проверить свои знания и др.
Зачем использовать электронные ресурсы в виде каталога задач по информатике?
Использование электронных ресурсов в виде каталога задач по информатике позволяет улучшить процесс контроля знаний учащихся. Электронный каталог задач предоставляет удобный доступ к большому количеству разнообразных задач, которые могут быть использованы для проверки знаний учащихся.
Какие подходы к образовательному процессу используются на современном этапе?
На современном этапе образовательный процесс стремится быть более интерактивным и индивидуализированным. Используются такие подходы, как проблемно-ориентированное обучение, проектная деятельность, технологии e-learning и blended learning. Они позволяют повысить мотивацию и заинтересованность учащихся, а также развить их критическое мышление и навыки самостоятельной работы.
Какие средства контроля выбраны в данной работе?
В данной работе выбраны электронные средства контроля знаний учащихся. Основным средством является созданный авторами электронный каталог задач по информатике. Он позволяет учителю проводить контроль знаний учащихся с помощью тестирования и анализировать полученные результаты. Это позволяет более эффективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить слабые места в их знаниях.