Причины, факторы риска ОРВИ. Роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 30 30 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 07.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современные представления об ОРВИ 5
1.1. Этиология, эпидемиология, патогенез, факторы риска развития ОРВИ 5
1.2. Клиническая картина ОРВИ 8
1.3. Методы диагностики, лечения ОРВИ 12
1.4. Методы профилактики ОРВИ 13
ГЛАВА 2. Сестринская деятельность при профилактике ОРВИ 19
2.1. Нормативно-правовое регулирование проблемы сестринской деятельности по профилактике 19
2.2. Обязанности медицинской сестры по профилактике ОРВИ 20
2.3. Работа медицинской сестры по профилактике ОРВИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Фрагмент для ознакомления

При организации диспансерного наблюдения медицинская сестра должна придерживаться таких мероприятий как:Персональный учет населения, проживающего на территории, прикрепленный к поликлинике.Информирование населения о сроках и порядке проведения диспансеризации, приглашение пациентов для прохождения диспансеризации. Направление пациентов на лабораторные, инструментальные исследования, к врачам-специалистам.Проведение доврачебного осмотра.Профилактикараспространения внутрибольничных инфекций(далее – ВБИ) также относится к числу важных аспектов сестринской деятельности по профилактике ОРВИ. Данное направление можно считать актуальным для медицинских сестер всех специализаций, особенно для процедурных, операционных медицинских сестер, медицинских сестер стационаров. Принято различать асептику и антисептику. Асептика – это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение контаминации раны и организма пациента патогенной микрофлорой. Целью асептики является защита организма пациента от контакта инфекционным агентом. Антисептика – это система мероприятий по ликвидации микроорганизмов в ране, организме пациента. может быть механической (туалет, первичная обработка раны, оперативное вмешательство) и химической (использование химических средств – формалин, хлорофиллипт, ихтиол, хлоргексидин, церигель, дегмин, бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, борная кислота, салициловая кислота, нашатырный спирт, перекись водорода, перманганат калия, этиловый спирт, йод, йодопол, йодонат, раствор Люголя, хлорамин Б, протаргол, фурацилин, диокисдин, антибиотики, сульфаниламиды, протеолитические ферменты, препараты пассивной иммунизации).Мерами по предупреждению ВБИ воздушно-капельного типа ,к которым, в том числе, относятся ОРВИ можно считать:Кварцевание помещений с помощью бактерицидных ламп.Проветривание помещений.Использование медицинским персоналом специальной одежды, масок, перчаток. Регулярные профилактические осмотры медицинского персонала. Нет никаких сомнений в том, что санитарно-просветительская работа является эффективным методом профилактики ОРВИ у населения. Данная работа проводится медицинскими сестрами всех специальностей. При санитарно-просветительской работе медицинская сестра должна опираться на следующие направления в своей деятельности:Организация рабочего места, подготовка информационного материала для населения.Создание на основе полученной информации печатных, аудио-, видеоматериалов в том числе материалов, доступных лицам с нарушением речи, зрения, слуха, когнитивных навыков.Организация программ по отказу от курения, наркомании, алкоголя. Проведение индивидуальных и групповых занятий по личной гигиене, режиму труда и отдыха, рациональному питанию.Мотивация пациентов на здоровый образ жизни.Обучение пациентов в Школе здоровья.Ведение электронного ресурса по профилактике ОРВИ. Общее оздоровление, контроль над острыми и хроническими патологиями, эпидемиологическим процессом в целом, безусловно, важны, однако единственным специфическим, т.е. направленным на конкретного возбудителя методом профилактики является вакцинация. Вакцинация проводится в соответствии с национальным календарем прививок. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определяет права и обязанности граждан при оказании им медицинских услуг в области иммунопрофилактики, нормы, касающиеся календаря профилактических прививок, требования к профилактическим прививкам. Итак, среди прав граждан в области иммунопрофилактики инфекционных осложнений законом выделяются:Право на получение полной и объективной информации о важности прививки, возможных поствакцинальных осложнениях, последствиях отказа от прививки.Выбор организации, которая оказывает услуги по иммунопрофилактике.Право на бесплатные профилактические прививки в рамках действующего Календаря профилактических прививок.Право на бесплатный медицинский осмотр перед проведением профилактической прививки, а также на получение бесплатной медицинской помощи при поствакцинальных осложнениях.Право на социальную поддержку при возникновении осложнений, связанных с вакцинацией.Право на отказ от профилактической прививки.В рамках работы кабинета вакцинопрофилактики медицинская сестра проводит профилактику ОРВИ, ведет документацию, в том числе многочисленные журналы, проверяет наличие у пациента разрешения на вакцинацию от врача-терапевта, врача-педиатра, следит за тем, чтобы пациенту вводился только качественный и только назначенный иммунобиологический препарат, наблюдает за пациентов в течение 30 минут после того как ему введен препарат, принимает меры при развитии анафилактической реакции на препарат. Кроме того медицинская сестра кабинета вакцинопрофилактики ведет активную работу по популяризации вакцинации как наиболее доступного и эффективного метода профилактики ОРВИ. Особенно важно проводить эту работу с родителями детей раннего возраста, поскольку на сегодняшний день все чаще отмечаются отказы от вакцинации, не мотивированные медицинскими причинами. Работа медицинской сестры по профилактике ОРВИ ведется с заполнение ряда документов, в том числе:Тетрадь учета работы на дому Ф-116.Дневник учета работы медицинской сестры участковой Ф-039.Журнал учета санитарно-просветительской работы Ф-038.Контрольная карта диспансерного больного Ф-030.Карта профилактических прививок Ф-063.Таким образом, медицинская сестра сегодня – это специалист, который в полной мере участвует в процессе профилактики ОРВИ среди населения любого возраста. Подводя итоги всему вышесказанному, можно заключить, что ОРВИ сегодня – это одна из самых явных угроз жизни и здоровью населения мира. ОРВИ разнообразны по этиологии, клинике, последствиям, однако их объединяет общность некоторых клинических симптомов, эпидемиологии, мер профилактики. Существенная роль в профилактике ОРВИ принадлежит медицинской сестре.ЗАКЛЮЧЕНИЕНами изучены теоретические аспекты участия медицинской сестры в профилактике ОРВИ. Можно смело утверждать, что данная тема исключительно актуальна, она касается каждого человека.На основе полученных сведений можем заключить, что:ОРВИ – это самая распространенная группа инфекций в России и в мире, которая в подавляющем большинстве случаев поражает детей. ОРВИ характеризуется острым течением и тяжелыми последствиями для здоровья, большим числом осложнений. ОРВИ – это не только медицинская, но также социальная и экономическая проблема, т.к. вместе с детьми на больничный вынуждены оставаться родители, что наносит ущерб экономике страны, частвызывают осложнения. Именно поэтому меры по лечению и предупреждению ОРВИ столь важны. Клиника ОРВИ специфична для каждого вида возбудителя, однако в целом объединяется признаками поражения верхних дыхательных путей, интоксикации.Диагностика ОРВИ сложна, как правило, возбудитель не дифференцируется. Лечение ОРВИ комплексное, преимущественно симптоматическое, т.к. эффективных, специфических противовирусных средств на сегодняшний день не разработано. Профилактика ОРВИ как специфическая (для гриппа), так и неспецифическая с рядом общих (здоровый образ жизни, закаливание) и специальных (использование специальных препаратов) мер. Большая часть нагрузки по профилактике ОРВИ сегодня ложится на плечи медицинской сестры. Это, прежде всего, организация диспансерного наблюдения, предупреждение распространения инфекций, вакцинопрофилактика, санитарно-просветительская работа. Весь этот объем работы должен вестись системно, с соблюдением принципов этики, деонтологии, педагогических принципов обучения и т.д.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБарыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии: Учебник/ Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская. – 12-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 447 с.Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx (дата обращения: 07.06.2020).Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. – М., 2019. – 170 с.Инфекционные болезни. Национальное руководство. Краткое издание/ под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 848 с.Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов/ Е.С. Белозеров, Т.В. Беляева, Е.П. Шувалова. – 9-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 575 с.Инфекционные болезни: учебник/ Г.К. Аликеева и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 704 с.Комар В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело. – 2-е изд., испр. – Минск: «Вышейшая школа», 2008. – 400 с.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов медицинских вузов/ под ред. А.А. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2015. – 704 с.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник/ под ред. В.В. Зверева, А.С. Быкова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 816 с.О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2019. – 254 с.Педиатрия: учебник длямед. вузов/ под ред. Н.П. Шабалова. – 7-е изд., испр. и доп. – СПб.: Спец-Лит, 2019. – 943 с.Пискунова М.А., ФокичеваН.Н., Пономарева Г.А. Факторы риска тяжелого течения острой респираторной вирусной инфекции у детей // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2004. – № 3-4. – С. 123-127.Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1008 с.Приказ Министерства Здравоохранения СССР от 30.05.1986 года №770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901756759 (дата обращения: 07.06.2020).Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра / медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 07.06.2020).СайпеноваА.Н., ИсмугаловаА.У., СавельчеваИ.А. Социально-биологические факторы, способствующие реализации острых респираторных инфекций у часто болеющих детей // Медицинский журнал Западного Казахстана, 2014. – № 1 (41). – С. 12-16.ТульчиискаяВ.Д. Сестринское дело в педиатрии/ В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова: Под ред. Р.Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 383 с.УчайкинВ.Ф. Инфекционные болезни у детей: учебник/ В.Ф. Учайкин, О.В. Шамашева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 800 с.Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие / Н.Д. Ющук и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 496 с.

1. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии: Учебник/ Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская. – 12-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 447 с.
2. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx (дата обращения: 07.06.2020).
3. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. – М., 2019. – 170 с.
4. Инфекционные болезни. Национальное руководство. Краткое издание/ под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 848 с.
5. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов/ Е.С. Белозеров, Т.В. Беляева, Е.П. Шувалова. – 9-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 575 с.
6. Инфекционные болезни: учебник/ Г.К. Аликеева и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 704 с.
7. Комар В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело. – 2-е изд., испр. – Минск: «Вышейшая школа», 2008. – 400 с.
8. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов медицинских вузов/ под ред. А.А. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2015. – 704 с.
9. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник/ под ред. В.В. Зверева, А.С. Быкова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 816 с.
10. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2019. – 254 с.
11. Педиатрия: учебник для мед. вузов/ под ред. Н.П. Шабалова. – 7-е изд., испр. и доп. – СПб.: Спец-Лит, 2019. – 943 с.
12. Пискунова М.А., Фокичева Н.Н., Пономарева Г.А. Факторы риска тяжелого течения острой респираторной вирусной инфекции у детей // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2004. – № 3-4. – С. 123-127.
13. Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1008 с.
14. Приказ Министерства Здравоохранения СССР от 30.05.1986 года №770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901756759 (дата обращения: 07.06.2020).
15. Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра / медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 07.06.2020).
16. Сайпенова А.Н., Исмугалова А.У., Савельчева И.А. Социально-биологические факторы, способствующие реализации острых респираторных инфекций у часто болеющих детей // Медицинский журнал Западного Казахстана, 2014. – № 1 (41). – С. 12-16.
17. Тульчииская В.Д. Сестринское дело в педиатрии/ В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова: Под ред. Р.Ф. Морозовой. – 20-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 383 с.
18. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей: учебник/ В.Ф. Учайкин, О.В. Шамашева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 800 с.
19. Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие / Н.Д. Ющук и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014

Вопрос-ответ:

Какие причины и факторы риска способствуют развитию ОРВИ?

Основными причинами развития ОРВИ являются вирусы, которые передаются воздушно-капельным путем. Факторы риска включают контакт с инфицированными людьми, ослабление иммунитета, низкую социально-экономическую статус, плохие гигиенические условия.

Какие представления существуют об ОРВИ?

Современные представления об ОРВИ включают знание о вирусах, вызывающих эту инфекцию, их эпидемиологии, патогенезе и факторах риска развития. Также изучены клиническая картина, методы диагностики, лечения и профилактики ОРВИ.

Как проявляется клиническая картина при ОРВИ?

Клиническая картина ОРВИ может включать такие симптомы, как насморк, кашель, боль в горле, повышение температуры тела, головная боль, слабость и общее недомогание.

Какие методы используются для диагностики и лечения ОРВИ?

Для диагностики ОРВИ могут использоваться методы лабораторного исследования (полимеразная цепная реакция, иммуноферментный анализ), клинические методы (анамнез, осмотр, аускультация). Лечение ОРВИ направлено на снятие симптомов, поддержание гидратации и укрепление иммунитета.

Какую роль играет медицинская сестра в профилактике ОРВИ?

Медицинская сестра играет важную роль в профилактике ОРВИ. Она оказывает помощь в проведении вакцинации, проводит профилактические беседы, контролирует соблюдение гигиенических мер. Сестра также оказывает помощь в организации дезинфекции и проводит мероприятия по укреплению иммунитета пациентов.

Какие причины и факторы риска приводят к развитию ОРВИ?

Существует несколько причин и факторов риска развития острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Они включают контакт с больными людьми, недостаточное соблюдение гигиены рук, нахождение в закрытых помещениях с недостаточной вентиляцией, слабый иммунитет, ослабленное состояние организма и др.

Какую роль играет медицинская сестра в профилактике ОРВИ?

Медицинская сестра играет важную роль в профилактике острых респираторных вирусных инфекций. Она осуществляет просветительскую работу среди населения, проводит профилактические мероприятия, контролирует соблюдение гигиены, проводит вакцинацию, помогает ослабленным пациентам и т.д.

Какие методы диагностики и лечения используются при ОРВИ?

Для диагностики острых респираторных вирусных инфекций применяются лабораторные методы, такие как ПЦР-диагностика и исследование мазков из носоглотки. Лечение ОРВИ включает симптоматическую терапию, в тяжелых случаях - антибиотики, противовирусные препараты и другие средства, направленные на укрепление иммунитета.

Какими методами можно профилактировать ОРВИ?

Для профилактики острых респираторных вирусных инфекций рекомендуется соблюдать гигиену рук, избегать контакта с больными людьми, регулярно проветривать помещения, вакцинироваться против гриппа, укреплять иммунитет, принимать витаминные комплексы и др.

Какое нормативно-правовое регулирование относится к сестринской деятельности по профилактике ОРВИ?

Сестринская деятельность по профилактике острых респираторных вирусных инфекций регулируется нормативными документами, такими как Закон "О здравоохранении", Положение о медицинской сестре и Положение о профилактике и лечении острых респираторных вирусных инфекций.

Какие факторы риска развития ОРВИ?

Факторы риска развития ОРВИ включают контакт с больными, ослабление иммунной системы, низкую социально-экономическую статус, неправильное питание, плохие условия жизни, стресс и др.