Методика проведения уроков физической культуры с учётом особенностей возрастного развития детей старшего школьного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 73 73 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 07.07.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ методики проведения уроков физической культуры с учётом особенностей возрастного развития детей старшего школьного возраста 6
1.1. Проблемы формирования здорового образа жизни в старшем школьном возрасте 6
1.2 Методика проведения уроков физической культуры с учётом психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста 21
Глава 2. Содержание методики проведения уроков физической культуры с учётом особенностей возрастного развития детей старшего школьного возраста на примере муниципальной общеобразовательной школы 3 37
2.1 Задачи, методы, организация исследования 37
2.2 Результаты исследования 43
2.3 Практические рекомендации 58
Заключение 64
Список использованных источников 68
Приложения 73


Фрагмент для ознакомления

Рисунок 7. Обобщенные данные по функциональному тестированию Рисунок 8. Обобщенные данные по функциональному тестированию детейДля детей этой группе ниже риск развития диабета, болезней сердца и сосудов (артериальная гипертензия, атеросклероз, ишемической болезни сердца, включая стенокардию и инфаркт миокарда), цереброваскулярных патологий (ишемического и геморрагического инсульта), онкологических заболеваний, патологий опорно-двигательной системы (артрозы, искривления, связанные с плохой осанкой, избытком массы тела), бесплодия и т.д. Качество жизни таких детей выше, они успешнее, лучше ладят со сверстниками, легче занимают лидирующие позиции, не подвержены негативному влиянию, обладают низким показателем приверженности к вредным привычкам. Все это позволяет говорить о физической культуре и спорте как о значимых, важных, исключительно необходимых в рамках основного и дополнительного образования групп мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей.Результаты анкетирования по вопросам приверженности детей к здоровому образу жизни в части отказа от вредных привычек до эксперимента показаны на рис. 9. Очевидно, что среди подростков, занимающихся спортом, значительно меньше детей, подверженных вредным привычкам. Так, только 33,3% детей (5 человека, n=15), занимающихся спортом, пробовали курить, когда как среди не занимающихся этот показатель составляет 60% (9 человека, n=15). Курили на момент начала эксперимента 26,7% детей, занимающихся спортом (4 ребенка, n=15) и 60% детей, не занимающихся спортом (9 детей, n=15). Т.е. все те дети, что пробовали курить и не занимаются спортом не смогли отказаться от этой привычки в дальнейшем. Рисунок 9. Результаты анкетирования детей до эксперимента Токсические вещества, в частности ацетон и клей «Момент» нюхали 40,0% детей, занимающихся спортом (6 человек, n=15) и 93,3% детей, не занимающихся спортом (14 детей, n=15). При этом первый опыт превратился в зависимость у 26,7% детей (4 человека, n=15), не занимающихся спортом, а среди спортсменов такая привычка не прижилась совсем (0 детей, n=15).Наконец, чувство тревоги и депрессия были часты у 26,7% детей, занимающихся спортом (4 ребенка, n=15) и 66,7% детей, не занимающихся спортом (10 детей, n=15).Рисунок 10. Результаты анкетирования детей после экспериментаПробовали алкоголь 53,3% детей, занимающихся спортом (8 человек, n=15) и 80,0% детей, не занимающихся спортом (12 детей, n=15). При этом число детей, продолжающих принимать алкоголь, в первом случае снизилось до 13,3% (2 ребенка, n=15), а во втором – только до 73,3% (11 детей, n=15). Пробовали психоактивные вещества 13,3% детей, занимающихся спортом (2 ребенка, n=15) и 53,3% детей, не занимающихся спортом (8 человек, n=15). Пагубное влечение к наркотикам осталось у 20% детей, не занимающихся спортом (3 человека, n=15). Среди детей, занимающихся спортом, возобновлять прием наркотиков никто не планирует. Результаты анкетирования детей после эксперимента показаны на рис. 10. Из рисунка следует, что после эксперимента курят 3 ребенка из 15 (20,0%), занимающихся спортом, и 10 детей из 15 (66,7%), не занимающихся спортом. Дети, занимающиеся спортом, не принимают алкоголь, наркотики, не подвержены действию ингаляционных токсических веществ. В случае с детьми, не занимающимися спортом, алкоголь стал привычным для 10 детей (66,7%, n=15), психоактивные вещества – у 2 детей (13,3%, n=15), ингаляционные токсические вещества – у 5 детей (33,3%, n=15). Тревога осталась проблемой для 3 детей из 15 занимающихся спортом (20,0%, n=15) и для 9 детей из 15, не занимающихся спортом (60,0%, n=15).Обобщение полученных сведений показано на рис. 11. Из рисунка можно заключить, что приверженность детей, занимающихся и не занимающихся спортом до и после эксперимента различна. Наилучшая динамика отмечается у детей, занимающихся спортом. Наихудшая – у детей, не занимающихся спортом. Рисунок 11. Приверженность детей, занимающихся и не занимающихся спортом до и после экспериментаТаким образом, нами были изучены особенности влияния физических упражнений на здоровье детей подросткового возраста и был сделан вывод о том, что физическая культура и спорт – это один из самых действенных способов профилактики различных болезней, как то патологии сердечно-сосудистой системы, инсульты, диабет. 2.3 Практические рекомендацииПроблема повышения низкого уровня мотивации к занятиям физической культурой у молодежи приобретает важное значение и направляет на поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать данное направление в учебном процессе.Любая деятельность, в которую включается человек, возникает и происходит под воздействием внешних факторов, что ее стимулируют. Под внешними факторами понимается любая внешняя причина, которая вызывает ту или иную деятельность. Для возникновения активной и эффективной деятельности различные стимулы должны вызывать мотивы.Венский М.Я., изучавший вопросы формирования у детей школьного возраста потребности физического совершенствования, считает это направление принципиально важным в решении задач физического воспитания. Он видит цель этого воспитания в достижении субъектом физического совершенствования, то есть такого состояния, которое побуждает человека путем регулярных занятий физической культурой добиваться всестороннего развития. Основой реализации школьниками этой цели выступает самовоспитание, в той позиции, что определяет отношение человека к своему физическому развитию и состоянию здоровья. Кроме этого, автор расширил толкование проблемы предметного содержания потребности такими сферами как отдых, релаксация, общение, выделил внутренние и внешние факторы. Среди внешних факторов ведущее место предоставляется личности преподавателя физического воспитания, методам преподавания, содержанию материала, условиям и ситуациям занятий, а также влиянию окружения. Из внутренних факторов автор выделил мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки и отношение, среди которых на первое место поставлено самооценку.Царик А.В. обосновал процесс формирования потребности физического совершенствования как специфический элемент воспитания человека. В основу изучения предпосылок активных занятий физической культурой и спортом возложено рассмотрение осознанной потребности человека в этих занятиях, как основной побудительной силы. Автором выявлены компоненты, которые способствуют формированию потребности физического совершенствования:условия и возможности для занятий физической культурой и спортом;понимание их целесообразности;непосредственное участие в процессе занятий;положительные эмоции, вызываемые занятиями (ощущение радости, приподнятое настроение, бодрость);уверенность в необходимости занятий физической культурой и спортом, выработка привычки ежедневно заниматься физическими упражнениями.Дети школьного возраста хотят, чтобы образовательное учреждение способствовало, прежде всего, коммуникативной культуре, включая уверенность в отношениях с людьми, умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли, иметь собственное мнение. Вместе с тем школьники ценят обстановку вызывает положительные эмоции и возможность формировать свою телесность.Многие дети школьного возраста не воспринимают физическое воспитание как учебную дисциплину, которая имеет свое научно-практическое содержание, понятие, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности. Они не приобретают опыт ее творческого использования. Для многих физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера.Ведущими факторами, стимулирующими интерес школьников, является улучшение качества и содержания занятий по физической культуре. Это состоит из эффективности и целеустремленности занятий, физической нагрузки, самостоятельности, требовательности, индивидуального подхода, хорошей организации, личности преподавателя, его заинтересованности в работе и отношения к детям, динамичности, эмоциональности, новизны упражнений, обеспеченность спортивным инвентарем, хорошее оборудование мест занятий, встречи с ветеранами спорта, выдающимися спортсменами, популярные лекции, физкультурно-массовые мероприятия играют для них большую роль в формировании интересов. Когда дети видят и ценят достигнутые результаты, испытывают удовольствие от самой деятельности, испытывают радость от познания нового - у них укрепляется вера в возможности физического совершенствования.Для привлечения школьников к занятиям следует обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. Построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами учащиеся, вызывает нежелание заниматься физическим воспитанием и непонимание сущности занятий.Девочки отдают предпочтения упражнениям для укрепления осанки, на растяжку, хотят заниматься фитнесом, гимнастикой. Мальчики выбирают единоборства, спортивные игры, плавание.Как отмечает И.Д. Бех, применение на уроках физической культуры подходов к формированию у учащихся морально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, укреплению здоровья позволяют определить наилучшие пути воздействия на мотивационно-потребностную сферу учащихся с целью активного внедрения здорового образа жизни как важного социального условия организации жизнедеятельности. Исходя из результатов исследований И.Д. Беха, учителям необходимо учитывать, что на уроках физической культуры условно различают четыре типа учеников.Первый тип - активно-деятельностный, характеризующийся высоким уровнем мотивации по улучшению здоровья и здорового образа жизни. С такими детьми работа должна быть направлена на выбор из имеющихся ценностей наиболее социально и морально значимых с целью их усовершенствования, а также практическая помощь в поддержке этих ценностей.Второй тип - рационально-ориентированный, которому присущ низкий уровень мотивации на улучшение здоровья и здорового образа жизни. Здесь работа должна направляться на помощь в усовершенствовании и развитии имеющихся знаний и умений по укреплению здоровья и здорового образа жизни.Третий - индифферентный тип, отличается низкой мотивацией и поэтому основной направленностью является ориентация на формирование интереса к занятиям физическими упражнениями в процессе обучения на основе использования новых эмоционально привлекательных средств.Четвертый - пассивный тип учащихся, который характеризуется отсутствием мотивации к улучшению здоровья и здорового образа жизни. До этих учащихся применяются индивидуальный и дифференцированный подход в привлечении их к физкультурно - оздоровительной деятельности.Одним из классических методов привлечения детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом является наличие в программе трех основных аспектов:образовательного, который подразумевает сообщение задач, распределение отдельных задач, привлечение учащихся к анализу и исправлению ошибок при выполнении движений;воспитательного, предусматривающего решение задач общего воспитания и развития физических качеств. Это общие требования к любой сфере педагогической деятельности, усиливаются тем, что в двигательной деятельности индивида личностные качества проявляются особенно ярко;оздоровительного, характеризующегося постепенным возрастанием нагрузки, плотности урока и самоконтроля.Следует осторожно подходить к оценке успеваемости. Учащиеся со слабой физической подготовленностью испытывают психологическое напряжение, которое выражается в пассивном отношении к занятиям, отчуждении от физической культуры вообще.Физкультурные знания являются мощным средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу учащихся. Знания составляют рациональную основу убеждения, а общеобразовательная направленность занятий является способом воздействия на формирование у них потребности в занятиях физическими упражнениями в свободное время. Существует специфическая, сторона знаний, которая обосновывает реальный личностный и социальный смысл занятий. Знания влияют через такие компоненты мотивации, как убеждения и потребности, в совокупности с ними оно образует общее когнитивно-мотивационную звено системы привлечения подростков к занятиям физической культурой.В процессе формирования потребности к занятиям физической культурой можно выделить три фазы:формирование знаний, применительно к конкретному явления - это вербальные знания, они не применяются в собственных занятиях, быстро исчезают;формирование практических умений;формирование культурной потребности.На данном этапе во многих школах основное внимание уделяется не занятиям, а внешним количественными показателями уровня физической подготовленности, выполнению нормативов и требований, что ведет к образованию вредных мотивов, связанных с получением высокой оценки.По нашему мнению, все большее значение на занятиях физического воспитания приобретает мотивирование к здоровому образу жизни, которое может заинтересовать детей младшего школьного возраста, учитывать их интересы, уровень физического развития и пол. В связи с этим предлагаем на занятиях физической культурой и вне их использовать такие способы мотивации детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни: проведение дней здоровья, создание широкой сети спортивных секций, проведение спартакиад, использование спортивных эстафет и игр на занятиях, проведение спортивных мероприятий сезонного характера (катание на коньках и лыжах, туристические походы, плавание, верховая езда и т.д.), использование тематических спортивных игр и так далее. Подводя итоги сказанному, можно говорить о том, что физические упражнения – это основа физического благополучия, развития гармоничного тела. Физические упражнения благоприятно влияют и на психическое состояние детей, а также повышают приверженность детей к отказу от вредных привычек. Различия, полученные в процессе эксперимента настолько яркие, что нет никаких сомнений, что одни лишь только мероприятия по популяризации физической культуры и спорта.Следует также отметить, что важной задачей в современной спортивной медицине является применение адекватных методов контроля. Все методики контроля, принятые на сегодняшний день в физической культуре и спорте основаны на способности человеческого организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Этот процесс называется адаптацией. Обладая знаниями о закономерностях формирования компенсаторных механизмов функциональных системы, можно различными методами эффективно влиять на те или иные их звенья в человеческом организме, ускоряя адаптивные процессы к физическим нагрузкам. Контроль состояния различных функций организма спортсмена является первостепенным фактором в планировании тренировочного процесса и оценки его результатов, а также результатов соревнований. Контроль важен также и с точки зрения сохранения здоровья спортсмена, поскольку жесткие физические нагрузки в циклических видах спорта в условиях неправильно спланированного тренировочного процесса могут привести к самым различным нежелательным последствиям, а именно перетренировке, спаду спортивных результатов, формированию массы заболеваний.ЗаключениеВ заключении хотелось бы отметить, здоровье – это самая большая ценность в жизни. Здоровый образ жизни – это система поведение человека, которая направлена на достижение оптимального биологического, социального и психического здоровья, сохранение трудоспособности и профилактику заболеваний. В связи с высокими показателями заболеваемости детей, большое внимание сегодня уделяется формированию приверженности к здоровому образу жизни в школьном возрасте. Морфофункциональные и психофизиологические особенности школьников предполагают целый спектр важных изменений, затрагивающих все системы организма и дающие возможность педагогу и медику совершенствовать тренировочный процесс, вводя новые виды упражнений, основываясь на улучшенной координационной способности воспитанников. Это обусловлено, прежде всего, особенностями формирования внимания и мышления у детей, появлением у них способностью к освоению сложных движений, к длительному поддержанию работоспособности в процессе тренировочных нагрузок. Это также позволяет развивать в детях ряд нравственных качеств. Все это в итоге приводит к формированию культуры здорового поведения. На сегодняшний день отмечается тяжелая ситуация с точки зрения распространения в школьном возрасте наркомании, токсикомании, никотиновой и алкогольной зависимости, игромании, нерационального сексуального поведения. Это напрямую влияет на рост заболеваемости среди школьников, в том числе по таким нозологиям как ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет II типа, ишемический и геморрагический инсульт. В период интенсивного развития информационных технологий, интеграциисоциальных и образовательных систем, возникновение глобальных проблем, среди которыхнаиболее актуальными являются упадок культуры, ухудшение здоровья, возникаетпотребность в разработке системы мониторинга состояния здоровья учащихся.Анализ современной научной литературы, периодических изданий и другихисточников указывает на то, что мониторингу отводится важное место в различных сферахжизнедеятельности общества. Особое значение он приобретает в социальной ипедагогической отрасли.Исследование проблемы формирования культуры здоровья личности и поиск путей еерешения привел нас к пониманию этого процесса как такого, что происходит в определенномвоспитательном процессе.Компонентами воспитательного процесса являются субъекты педагогическогопроцесса (учителя, ученики и их родители), функции представлены следующиминаправлениями деятельности: обучением, воспитанием, развитием, социализацией.Структура этой системы имеет прямые и обратные связи, а будучи инвариантной, онапозволяет интегрировать указанные направления деятельности, обеспечивая всестороннееразвитие культуры здоровья личности учащихся.В результате использования диагностических методик исследуются показателиздоровья школьников, что может оцениваться в баллах. На основе математическойобработки полученных данных определяется уровень развития каждого критерия вконструкции системы критериев здоровья ученика как у отдельного ребенка, так и в целомклассе.В дальнейшем количественный и качественный анализ полученных данных позволяетсделать вывод о состоянии здоровья детей и культуре их здоровья. Кроме того, данныепоказатели позволяют оценить эффективность воздействия используемыхвоспитательныхтехнологий в процессе школьного обучения, их роль в развитии личностиученика, а также определить действенные средства и условия, которые необходимообеспечить для повышения уровня сформированности культуры здоровья у учащихся. На основании итогов исследования в воспитательный процесс могут внедряться такиетехнологии, как «Управление культурой здоровья в школе», проводиться беседы спедагогами и родителями о целесообразности воспитательной работы по формированиюкультуры здоровья учащихся.Важным результатом проведенной работы должна стать разработка программ и ихвнедрение в общеобразовательных учебных заведениях, подготовка пособий и методическихрекомендаций для педагогов, психологов, руководителей учебных заведений по проблемеисследования.Подводя итог, необходимо отметить, что исследование и оценка уровня здоровьяшкольников является важным элементом системы мониторинга качества воспитательногопроцесса. Адекватность, валидность и надежность полученных результатов исследованияобеспечивает методологической и теоретической обоснованностью исходных положений,использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачамисследования, опытно-экспериментальной проверкой поставленных гипотез; репрезентативностью диагностических процедур и выбора респондентов; статистически значимымиизменениями, единством количественного и качественного анализа экспериментальныхданных, возможностью воспроизведения эксперимента, положительными последствиями егоприменения.В таких исследованиях реализуются все основные элементы мониторинга, а именно:выявляется и анализируется проблема; обосновывается социально- педагогическая системаформирования культуры здоровья личности ученика и внедряется соответствующая ейтехнология, предусматривающая создание и реализацию средств, которые могли быобеспечить улучшение проблемной ситуации и содействовать созданию положительныхтенденций по развитию культуры здоровья школьников.Дальнейшие исследования проблемы могут быть направлены на изучение феноменакультуры здоровья в таких научных областях, как философия, социология, психология,педагогика, медицина. Перспективным, на наш взгляд, является исследованиеформирования культуры здоровья личности в различных социокультурных условиях и наразных возрастных этапах, а также изучение кросс-культурных особенностей этого процессаи возможностей социального управления данным процессом.На примере учащихся муниципальной общеобразовательной школы №3. было выявлено, что физические упражнения позитивно влияют на процесс формирования здорового образа жизни школьников. Так, в группе детей, активно занимающихся физической культурой и спортом, снижены психоэмоциональные расстройства, высок адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы, позитивна статистика по наркомании, токсикомании, никотиновой и алкогольной зависимости, игромании. В результате полученных данных были разработаны рекомендации по повышению приверженности детей школьного возраста к здоровому образу жизни. Список использованных источниковФедеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.. Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2016. – №4. – С. 120-122.Баль Л.В., Михайлов А.Н., Гундаров И.А. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. – С. 70-72.Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2015. – №10. – С. 162-165.Березанцева-Низяева Т.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2017. – №2. – С. 659-660.Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов, 2011. – м.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова, 2016. №4. С.103-108. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2016. – №1. – С. 58-61Войтик Е.А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. – №4 (128). – С. 169-175.Герасевич А.Н. Спортивная медицина: Практикум/ А.Н. Герасевич. – Брест: БрГУ, 2013. – 169 с.Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Селиверстов. – М .: Владос, 2013. – 431 c.Горфти Е.А., Великанова Е.В. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – №6 (134). – С. 118-121.Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2016. – №6. – С. 64-67.Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 546 c.Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2015. – №4. – С. 364-365.Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017. – 170 с. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России// Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. – С. 34.Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник для студентов сред.мед. учеб. заведений/ А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Чебураев B.C., Куренцов В.А., Петров В.К. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта// Вестник спортивной науки, 2013. – №1. – С. 44-47.Лазарева В.Г., Пристинский В.Н. Влияние занятий бейсболом на формирование психического и духовного здоровья детей-сирот// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2018. – №4. – С. 62-65.Мархотский Я.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.Методы оценки физического и функционального состояния студентов специальногоучебного отделения: Учебно-методическое пособие/ В.Б. Мандриков, М.П. Мицлин. – Волгоград: издательство ВолГМУ, 2017. – 48 с.Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений/ А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144 с.Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи// Знание. Понимание. Умение, 2014. – №1. – С. 136-138.Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2016. – №7 (43). – С. 244-246.Миннегалиев М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков// Ученые записки университета Лесгафта, 2015. – №1 (83). – С. 103-107.Миннегалиев М.М. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – №4. – С. 121-128.Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №11. – С. 155-157.Петрова Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. – С. 65-69.Поднебесная Е.В. Эффективность влияния занятий борьбой «Спас» на уровень физического здоровья подростков 12-14 лет// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2015. – №5. – С. 211-213.Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни// Ярославский педагогический вестник, 2016. – №2. – С. 105.Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №12-1. – С. 199-203. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 456 с.Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2015. – №2. – С. 41-45. Соломченко М.А., Гэрбачева О.А., Филатов Е.Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе// Наука-2020, 2016. – №1 (7). - С. 28-32.Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения// Ученые записки университета Лесгафта, 2016. – №11. – С. 89-92. Ушников А.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10-15 лет средствами массовой физической культуры// Ученые записки университета Лесгафта, 2018. – №12. - С. 82-86.Шамаева Г.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры// Juvenis scientia, 2017. – №2. – С. 36-37.Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 411 с.Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2016. – №5. – С. 792.Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2017. – №2. – С. 43-50.ПриложенияПриложение 1Уважаемые ученики. Данный опрос проводится с целью изучения распространения здорового образа жизни среди подростков. Опрос анонимный. Просим Вас откровенно ответить на все вопросы анкеты.АНКЕТАВы регулярно занимаетесь спортом?ДаНетВы пробовали курить?ДаНетВы курите на данный момент?ДаНетВы пробовали алкоголь?ДаНетВы принимаете алкоголь на данный момент?ДаНетВы пробовали психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?ДаНетВы употребляете психоактивные вещества (наркотики, включая марихуану, спайсы и т.д.)?ДаНетВы пробовали вдыхать токсичные вещества (ацетон, клей «Момент»)?ДаНетВы вдыхаете токсичные вещества (ацетон, клей «Момент»)?ДаНет Часто ли Вы ощущаете тревогу, испытываете депрессию?ДаНетСпасибо за участие в опросе!Приложение 2Таблица 5Результаты констатирующей части экспериментаЭкспериментальная группа до эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж122100,03,099,068,038,01,419,42Ж122200,03,0100,069,046,01,520,43Ж122200,04,0102,070,039,01,419,94Ж132100,04,0103,071,049,01,619,15Ж132300,05,0104,070,048,01,521,36Ж142400,04,0101,071,051,01,619,97Ж142300,03,0100,079,059,01,623,08М122500,03,0103,078,051,01,522,79М122600,03,0104,089,042,01,421,410М122750,04,0102,090,049,01,521,811М142800,04,0100,082,056,01,621,912М132500,03,099,081,058,01,525,813М122600,03,0100,090,045,01,423,014М142750,04,0100,068,055,01,524,415М132900,05,0103,069,059,01,623,0М12,802466,673,67101,3376,3349,671,5121,81m0,2267,910,190,452,161,780,020,49Таблица 8 (продолжение)Контрольная группа до эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж131500,012,092,055,046,01,327,22Ж131200,015,090,056,058,01,525,83Ж141300,017,091,054,045,01,423,04Ж121000,015,092,053,051,01,619,95Ж131200,014,093,054,069,01,627,06Ж121600,014,089,052,058,01,429,67Ж121750,013,080,051,053,01,523,68М121800,012,081,050,054,01,427,69М131500,011,082,056,052,01,523,110М141300,012,083,057,059,01,623,011М131200,015,092,049,058,01,525,812М121900,011,093,050,060,01,526,713М122100,010,094,051,051,01,619,914М132100,011,091,052,061,01,527,115М142000,011,092,054,059,01,526,2М12,801563,3312,8789,0052,9355,601,4925,03m0,2093,410,521,260,641,600,020,73Приложение 3Таблица 9Результаты контролирующей части экспериментаЭкспериментальная группа после эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж122250,04,0100,069,037,01,418,92Ж122300,02,0102,070,043,01,519,13Ж122350,03,0103,072,040,01,420,44Ж132200,02,0102,073,051,01,619,95Ж132400,01,0105,069,048,01,521,36Ж142450,02,0102,070,050,01,619,57Ж142400,02,0102,082,058,01,622,78М122600,03,0104,079,052,01,523,19М122750,02,0105,090,040,01,420,410М122850,01,0103,089,050,01,522,211М142950,02,0101,084,057,01,622,312М132650,02,0100,083,056,01,524,913М122700,02,0101,088,042,01,421,414М142900,04,0102,072,058,01,525,815М133000,04,0104,079,060,01,623,4М12,802583,332,40102,4077,9349,471,5121,69m0,2269,120,250,411,991,950,020,53Таблица 9 (продолжение)Контрольная группа после эксперимента№ПолВозрастТест Купера, мИндекс РуффьеПроба по КвергуГарвардский степ-тестВес, кгРост, мИндекс Кеттле, кг/ м²1Ж131600,011,091,054,047,01,327,82Ж131100,014,089,053,059,01,526,23Ж141250,013,090,055,046,01,423,54Ж121050,014,091,052,053,01,620,75Ж131100,013,092,055,070,01,627,36Ж121500,012,088,051,057,01,429,17Ж121600,012,079,050,052,01,523,18М121750,011,079,049,053,01,427,09М131600,012,070,055,050,01,522,210М141300,013,082,058,062,01,624,211М131100,016,081,050,063,01,528,012М121800,012,082,051,062,01,527,613М121900,011,095,053,053,01,620,714М132100,013,090,052,064,01,528,415М141800,013,091,053,062,01,527,6М12,801503,3312,6786,0052,7356,871,4925,57m0,2086,670,351,760,621,790,020,74

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489..
3. Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту// Педиатрическая фармакология, 2016. – №4. – С. 120-122.
4. Баль Л.В., Михайлов А.Н., Гундаров И.А. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. – С. 70-72.
5. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2015. – №10. – С. 162-165.
6. Березанцева-Низяева Т.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект)// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2017. – №2. – С. 659-660.
7. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов, 2011. – м.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
8. Васильева Н. Ю. Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Вестник Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова, 2016. №4. С.103-108.
9. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, 2016. – №1. – С. 58-61
10. Войтик Е.А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. – №4 (128). – С. 169-175.
11. Герасевич А.Н. Спортивная медицина: Практикум/ А.Н. Герасевич. – Брест: БрГУ, 2013. – 169 с.
12. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Селиверстов. – М .: Владос, 2013. – 431 c.
13. Горфти Е.А., Великанова Е.В. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – №6 (134). – С. 118-121.
14. Гнездилов М.А. Целенаправленное использование занятий физической культурой для предупреждения и преодоления антисоциальных отклонений в поведении подростков // Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2016. – №6. – С. 64-67.
15. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 546 c.
16. Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2015. – №4. – С. 364-365.
17. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб. / Росстат. – М., 2017. – 170 с.
18. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. – С. 34.
19. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник для студентов сред. мед. учеб. заведений/ А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
20. Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Чебураев B.C., Куренцов В.А., Петров В.К. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта// Вестник спортивной науки, 2013. – №1. – С. 44-47.
21. Лазарева В.Г., Пристинский В.Н. Влияние занятий бейсболом на формирование психического и духовного здоровья детей-сирот// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2018. – №4. – С. 62-65.
22. Мархотский Я.Л. Валеология: Учебное пособие. – 2-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 286 с.
23. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицлин. – Волгоград: издательство ВолГМУ, 2017. – 48 с.
24. Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144 с.
25. Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи// Знание. Понимание. Умение, 2014. – №1. – С. 136-138.
26. Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2016. – №7 (43). – С. 244-246.
27. Миннегалиев М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков// Ученые записки университета Лесгафта, 2015. – №1 (83). – С. 103-107.
28. Миннегалиев М.М. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – №4. – С. 121-128.
29. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
30. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №11. – С. 155-157.
31. Петрова Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. – С. 65-69.
32. Поднебесная Е.В. Эффективность влияния занятий борьбой «Спас» на уровень физического здоровья подростков 12-14 лет// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2015. – №5. – С. 211-213.
33. Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни// Ярославский педагогический вестник, 2016. – №2. – С. 105.
34. Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №12-1. – С. 199-203.
35. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 456 с.
36. Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2015. – №2. – С. 41-45.
37. Соломченко М.А., Гэрбачева О.А., Филатов Е.Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе// Наука-2020, 2016. – №1 (7). - С. 28-32.
38. Судакова Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных антинаркотических воздействий на подростков девиантного поведения// Ученые записки университета Лесгафта, 2016. – №11. – С. 89-92.
39. Ушников А.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10-15 лет средствами массовой физической культуры// Ученые записки университета Лесгафта, 2018. – №12. - С. 82-86.
40. Шамаева Г.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры// Juvenis scientia, 2017. – №2. – С. 36-37.
41. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ. ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 411 с.
42. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2016. – №5. – С. 792.
43. Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2017. – №2. – С. 43-50.

Вопрос-ответ:

Какие особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста нужно учитывать при проведении уроков физической культуры?

При проведении уроков физической культуры с детьми старшего школьного возраста необходимо учитывать такие особенности возрастного развития, как быстрый рост и развитие организма, активность нервной системы, усиленное развитие мышц и скелета, формирование половых признаков, рост интереса к соревнованиям и достижениям.

Какие проблемы формирования здорового образа жизни возникают у детей старшего школьного возраста?

У детей старшего школьного возраста возникают такие проблемы формирования здорового образа жизни, как сидячий образ жизни из-за длительного пребывания за компьютером или телевизором, неправильное питание, употребление вредных привычек (курение, алкоголь), недостаточная физическая активность, стресс и психологическая напряженность.

Какие психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста нужно учитывать при проведении уроков физической культуры?

При проведении уроков физической культуры с детьми старшего школьного возраста необходимо учитывать такие психофизиологические особенности, как повышенная активность нервной системы, быстрая и точная реакция на внешние стимулы, высокий уровень энергии, возможность контроля своих эмоций, формирование самооценки и самоидентификации.

Какая методика проведения уроков физической культуры наиболее эффективна для детей старшего школьного возраста?

Наиболее эффективной методикой проведения уроков физической культуры для детей старшего школьного возраста является комбинированный подход, включающий разнообразные физические упражнения, игры, соревнования, тренировки с использованием спортивного оборудования и техник. Такой подход позволяет учитывать разнообразные особенности развития детей и дает возможность достижения оптимального результата в формировании физических навыков и здорового образа жизни.

Какие проблемы возникают при формировании здорового образа жизни у подростков?

При формировании здорового образа жизни у подростков могут возникать следующие проблемы: неправильное питание, недостаток физической активности, употребление вредных привычек (курение, алкоголь), недосыпание, неправильный режим дня, стресс, низкая самооценка и неуверенность в себе.

Какие психофизиологические особенности характерны для подростков старшего школьного возраста?

У подростков старшего школьного возраста наблюдаются следующие психофизиологические особенности: активное развитие мышления и памяти, формирование самостоятельности и самоидентификации, усиление эмоциональной напряженности, изменение физиологических показателей (рост, вес, половое созревание), усиление интереса к сверстникам и социализации.

Какие методики проведения уроков физической культуры используются при работе с подростками старшего школьного возраста?

При работе с подростками старшего школьного возраста используются методики, направленные на развитие физических качеств, формирование навыков здорового образа жизни, укрепление психологического и эмоционального состояния. Важно учитывать особенности возраста и интересы подростков, применять вариативные формы занятий, использовать игровой элемент, привлекать к сотрудничеству и взаимодействию.

Какие проблемы могут возникнуть при проведении уроков физической культуры с подростками старшего школьного возраста?

При проведении уроков физической культуры с подростками старшего школьного возраста могут возникать проблемы, связанные с низкой мотивацией и учебной заинтересованностью, недостатком времени для занятий физической активностью, неправильным подходом к организации занятий, негативным отношением к физической культуре, недостатком дисциплины и уважения к правилам урока, физическими ограничениями.