Бюджетная система и ее уровни. Структура государственного бюджета: основные статьи доходов и расходов.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Макроэкономика
  • 22 22 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность бюджета как экономической категории 5
1.2. Понятие бюджетной системы государства 7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ: СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ 12
2.1. Виды доходов бюджета государства 12
1.2. Классификация расходов государственного бюджета и их назначение 14
2.3. Экономическое содержание сбалансированности государственного бюджета 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 23

Фрагмент для ознакомления

Бюджетный дефицит представляет собой довольно сложное финансово-экономическое явление, которое отражает собой пропорции в государственном бюджете и бюджетной системе в целом. Дефицит является своеобразной характеристикой бюджетной системы, показывающей размер превышения расходов над доходами и, как следствие, потребность в дополнительных источниках доходов или сокращение бюджетных расходов. Возникновение бюджетного дефицита обусловлено наличием большого количества причин различного характера – финансовых, экономических, социальных, политических и др. К примеру, сюда можно отнести:- финансовые и экономические кризисы;- колебания валютных курсов;- нестабильность на мировом рынке природных ресурсов;- чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия;- большая сумма внешнего государственного долга и т.п.Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.Сбалансированность бюджета – это также планирование направлений бюджетных расходов, сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения лишних затрат, а также использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: - введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;- строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; -определения оптимальных сроков осуществления расходов;- использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета. Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования, мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами, использования бюджетных резервов и т.д.Все источники покрытия бюджетного дефицита – главной причины несбалансированности государственного бюджета – можно разделить на внутренние и внешние.К внутренним источникам финансирования дефицита бюджетов разных уровней можно отнести:-    кредиты, полученные Российской Федерацией, субъектом или муниципальным образованием от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;-  государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта страны или муниципального образования;- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;- привлечение внебюджетных фондов. К числу внебюджетных фондов относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования.Основные направления расходования средств пенсионного фонда определяются в соответствии с задачами, изложенными в его уставе.В структуре средств фонда занятости предусматривается, в частности, финансовая помощь работодателям в целях создания новых рабочих мест.Главным отличием фонда социального страхования от других фондов является использование средств в основном страхователями: удельный вес этих расходов составил более половины общей суммы расходов;- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального, регионального или местного бюджета;Внешние источники покрытия бюджетного дефицита проявляются в следующих формах:- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов страны или ее отдельной территории, дает политической власти реальную возможность воздействовать на все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную и др. В экономической литературе под бюджетом понимаются денежные отношения, которые возникают у органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народногохозяйства,социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Совокупность бюджетов различных уровней образует бюджетную систему страны. В России сформирована трехуровневая бюджетная система, которая состоит из Федерального бюджета, бюджетов субъектов страны и местных бюджетов. Бюджеты различного уровня имеют две составляющих – расходы и доходы. Одним из главных принципов организации бюджета является его сбалансированность, то есть сопоставимость доходов и расходов. Главной причиной несбалансированности государственного бюджета является его дефицит. В теории и практике государственного управления выделяют две главные причины дефицита бюджета – это превышение расходов над доходами и снижение налоговых и прочих поступлений в бюджет. И в том, и в другом случае власти должны принимать все необходимые меры для устранения возникшего дисбаланса. Для этого можно использовать следующие способы – эмиссию ценных бумаг, привлечение средств из внебюджетных фондов, заимствования из бюджетов других уровней и др.Как вывод, можно сказать, что несбалансированность государственно бюджета может быть вызван различными причинам – будь то увеличение расходов в результате экономического и социального развития субъекта, либо же отсутствие эффективного управления его экономической системой, поэтому и подбирать способ решения проблемы бюджетного дисбаланса нужно с максимальным учетом особенностей развития соответствующей территории.Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что современная система формирования доходов и исполнения расходов государственного бюджета, является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования данной системы длядостижения сбалансированности государственного бюджета, и, следовательно, для большего экономического и социального развития страны. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерации: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа :http://www.consultant.ru/popular/budget/3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа :http://www.consultant.ru/popular/nalog1/4. БабичА.М., Павлова Л.Н.Финансы. – М.: Эксмо, 2015. – 760 с.5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 704 с.6. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2016. – 276 с.7. Оборин М.С., Гварлиани Т.Е., Сарян А.А. Сбалансированность бюджетов и управление бюджетными расходами в современных условиях // Сетевой научный журнал, 2018. – № 1. – С. 17-21.8. Финансы / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2016. – 550 с.9. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Просвещение,2015. – 491 с.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. – М.: Эксмо, 2015. – 760 с.
5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 704 с.
6. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2016. – 276 с.
7. Оборин М.С., Гварлиани Т.Е., Сарян А.А. Сбалансированность бюджетов и управление бюджетными расходами в современных условиях // Сетевой научный журнал, 2018. – № 1. – С. 17-21.
8. Финансы / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2016. – 550 с.
9. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Просвещение, 2015. – 491 с.

Вопрос-ответ:

Что такое бюджетная система и каковы ее уровни?

Бюджетная система - это совокупность органов и процедур, регулирующих формирование, исполнение и контроль за исполнением бюджетов. Уровни бюджетной системы включают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Какова структура государственного бюджета и основные статьи доходов и расходов?

Структура государственного бюджета включает органы государственной власти и управления, комитеты, департаменты и другие организации, занимающиеся формированием и исполнением бюджета. Основные статьи доходов - налоги, нефтегазовые доходы, неналоговые доходы. Основные статьи расходов - социальная защита, оборона, образование, здравоохранение и т.д.

Какова сущность бюджета как экономической категории?

Бюджет - это экономическая категория, которая отражает плановое распределение государственных ресурсов для достижения определенных целей. Бюджет выступает в роли инструмента экономической политики государства и способствует регулированию процессов распределения и использования финансовых ресурсов.

Что такое бюджетная система государства?

Бюджетная система государства - это комплекс взаимосвязанных элементов, законодательных норм, правил и процедур, определяющих формирование, исполнение и контроль за исполнением государственного бюджета. Она включает в себя органы государственной власти и управления, а также финансовые институты и структуры, осуществляющие бюджетные операции.

Какие виды доходов и расходов включает бюджет государства?

Бюджет государства включает различные виды доходов, такие как налоги, сборы, неналоговые доходы (например, доходы от продажи государственного имущества), финансовая помощь и т.д. Расходы бюджета включают социальные выплаты, оборону, образование, здравоохранение, инфраструктуру и другие области.

Что такое бюджетная система?

Бюджетная система - это экономическая система государства, регулирующая формирование, исполнение и контроль бюджета. Она включает в себя комплекс организационных, правовых, финансовых и методических механизмов, которые обеспечивают функционирование государственного бюджета.

Какие основные статьи доходов и расходов в государственном бюджете?

Основными статьями доходов в государственном бюджете являются налоги, сборы, платежи, а также неналоговые источники доходов, такие как прибыль от государственных предприятий, доходы от собственности и другие. Основными статьями расходов являются социальные программы, оборона, образование, здравоохранение и другие сферы деятельности государства.

Что такое сбалансированность государственного бюджета?

Сбалансированность государственного бюджета - это состояние, при котором доходы бюджета равны расходам. То есть, государство покрывает все свои расходы за счет доходов, не прибегая к займам или дефициту бюджета. Сбалансированный бюджет является одним из основных принципов финансовой устойчивости государства.

Какие виды доходов бюджета государства могут быть?

В бюджете государства могут быть следующие виды доходов: налоги, сборы и платежи, прибыль от государственных предприятий, доходы от продажи государственной собственности, доходы от инвестиций, получение займов и кредитов, а также другие источники доходов.