Государственная поддержка инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 15.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Инновационная деятельность в сфере сельского хозяйства: понятие и виды 5
2.Виды государственной поддержки инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства 15
3.Правовое регулирование государственной поддержки инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Создать режим наибольшего благоприятствования для развития на селе альтернативных видов деятельности, в том числе самозанятости и малого бизнеса в этой сфере. Возможно, предусмотреть в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» круга получателей субсидированных кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности.Субсидированную кредитную поддержку этой деятельности предлагается оказывать не только ЛПХ, К(Ф)Х, СПоК, но и всем физическим и юридическим лицам, создающим рабочие места в сельской местности.Правовое регулирование государственной поддержки инновационной деятельности в сфере сельского хозяйстваКрасноярский край – один из ведущих регионов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Красноярского края в 2016 г. по сравнению с 2014 г. увеличилось на 40,6 %, в том числе растениеводства – на 47,1 %, животноводства – на 23,9 %. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критериев предусмотрена обеспеченность потребления пищевых продуктов в расчете на душу населения. Потребление продуктов питания на душу населения по всем продуктам, кроме овощей, фруктов, молока и молочных продуктов, в крае выше рекомендуемых норм потребления и растет в динамике. Доля ввоза продуктов, включая импорт, в ресурсах производства картофеля составляет 15,4 %, овощей и бахчевых – 22,9 %. Значительная доля ввоза (в т.ч. импорта) наблюдается по таким категориям продуктов, как фрукты и ягоды (54,3 %) и мясо и мясопродукты (43,7 %). Соответственно, продовольственная безопасность региона по обозначенным группам продуктов не обеспечивается. Недостаточное производство данных продуктов питания компенсируется поставками как из других регионов страны, так и импортом. При этом наблюдается значительное сокращение импорта молочной продукции; яиц птиц; меда натурального; пищевых продуктов животного происхождения, на 94,6 %, овощей – на 69,2 %, готовых продуктов из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных – на 71,8 %. В условиях импортозамещения овощеводство и садоводство являются приоритетными направлениями отрасли растениеводства. Отсутствие в меж-сезонье необходимого объема продукции для обеспечения населения Красноярского края продуктами питания выявило ряд проблем в этой отрасли и прежде всего – небольшие площади тепличных комплексов по производству овощной продукции в закрытом грунте, а также незначительная доля площадей орошаемых земель в структуре посевных площадей, развитие которых позволит увеличить производство овощей открытого грунта. Еще одной проблемой в растениеводстве является обеспечение отрасли собственными семенами, произведенными в регионе. Для развития семеноводства сельскохозяйственных культур и ухода от импортозависимости по семенам кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей требуется создание новых и развитие действующих селекционно-семеноводческих центров по производству семян этих культур. В условиях импортозамещения без государственной поддержки субъекты АПК Красноярского края не смогут эффективно принимать участие в социальных реформах и удовлетворении основных потребностей населения, проживающего на территории Красноярского края. Сельское хозяйство регулируется через оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Красноярского края в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 гг., утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Красноярского края от 14 июля 2012 г. № 717. На реализацию мероприятий государственной программы в 2016 г. были предусмотрены средства в объеме 9113,1 млн рублей. Бюджетные средства освоены в объеме 8827,8 млнруб или на 96,9 % от запланированного объема. В условиях импортозамещения особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и социальной поддержки села, развитию логистической инфраструктуры, обеспечению устойчивой доходности и конкурентоспособности отраслей. В целях содействия импортозамещению, создания благоприятной среды для развития разных отраслей экономики в Красноярском крае, распоряжением главы администрации (губернатора) Красноярского края от 08 февраля 2019 года № 257-р утвержден План мероприятий («дорожной карты») содействия импортозамещению в Красноярском крае на среднесрочную перспективу. Комплекс мер, направленных на импортозамещение в сельском хозяйстве Красноярского края включает следующие мероприятия: – мониторинг и анализ структуры импорта и импортирующих организаций Красноярского края; – формирование инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение; – информационное обеспечение внешнеэкономической и конгрессновыставочной деятельности в Красноярском крае; – содействие развитию альтернативной торговой сети (агропромышленные выставки-ярмарки, ярмарки «выходного дня», электронные торговые площадки, торговые порталы, интернет-порталы); – осуществление мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий в сельской местности, развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности; – оказание содействия реализуемым инвестиционным проектам (молочное животноводство, овощеводство, плодоводство), оказание практической, организационной и информационной помощи субъектам агропромышленного комплекса в вопросах, касающихся инвестиционной деятельности, с целью обеспечения привлечения инвестиций в экономику Красноярского края; – оказание государственной поддержки развитию элитного семеноводства; – поддержка развития малых форм хозяйствования в области сельскохозяйственного производства, в том числе предоставление грантов начинающим фермерам, а также на развитие семейных животноводческих ферм, поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; – развитие сельскохозяйственной кооперации как основного механизма повышения доходности и обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм хозяйствования на селе и потребительских обществ к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия. На территории РФ Программа поддержки местных инициатив стартовала в Ставропольском крае, начиная с 2007 года, на территории Красноярского краяс 2010. В 2018 году на цели Программы поддержки местных инициатив из регионального бюджета Красноярского края выделены средства в размере 25 миллионов рублей. Сумма одной субсидии в среднем составила 471 тысяч рублей. Выигравшие в конкурсе и получившие субсидии муниципальные образования Красноярского края в 2018 году должны со своей стороны обеспечить софинансирование программы в следующих пропорциях: за счет средств местного бюджета в размере не менее 7% от стоимости программы, со стороны населения должен быть не менее 3% от стоимости программы. При этом каждое участвующее в конкурсном отборе муниципальное образование может подать на конкурс только одну заявку, сумма субсидий из областного бюджета по которой не может превышать 90% общего объема расходов в рамках программы. К участию в конкурсном отборе было представлено 72 заявки от городских и сельских поселений Красноярского края, что составляет 20 процентов от их общего количества. В поселениях прошло 72 собрания, в которых приняли участие более 5,5 тысячи человек. По результатам конкурса было отобрано 53 проекта - победителя. Конкурсный отбор микропроектовКрасноярского края в 2013 году походил в 2 этапа. Все микропроектывКрасноярского края соответствовали требования предъявляемым ППМИ, однако по финансовым показателям не все из них могли быть реализованы. Наибольшее количество микропроектов, реализуемых в рамках ППМИ вКрасноярского края касается улучшения водоснабжения поселений: обустройства колодцев, капитального ремонта и прокладки сетей. На втором месте по значимости находятся заявки на реконструкцию объектов культуры, на третьем и четвертом – соответственно ремонт дорог и спортивных объектов. На конкурс поступали также заявки на обустройство детских площадок, реконструкцию объектов ЖКХ, благоустройство самих поселений, ремонт библиотек (рис.3).Рисунок 3 – Типология микропроектов, реализуемых в Тверской области в 2018 году В 2018 году объем финансирования программы возрастет почти в два с половиной раза и составит 60 миллионов рублей. Это позволит увеличить размер возможной субсидии до 700 тысяч рублей и расширить число участников программы. Количество микропроектов, объектов социальной инфраструктуры - победителей возрастет до 100. Ежегодный рост интереса населения муниципальных образований к Программе (опыт реализации ППМИ в Красноярском крае), проявляющегося в ежегодном увеличении количества подданных заявок и суммы денежных вложений населения в микропроекты программы, позволяет сделать вывод о том, что ППМИ является эффективным механизмом развития муниципальных образований, объектов социальной инфраструктуры. Безусловно, увеличение количества реализуемых микропроектов в Тверской области, а так же стоимости каждого из них приведет к улучшению качества жизни в муниципальных образованиях, к решению самых острых проблем развития социальной инфраструктуры не, по мнению властей, а, по мнению населения.Таким образом, можно сделать вывод, что в Красноярском крае осуществляется достаточно активная поддержка развития сельского хозяйства в условиях импортозамещения. В сложившихся условиях одним из основных направлений государственной аграрной политики должно стать создание импортозамещающих производств, особенно по тем видам продукции, для наращивания производства которых регионы располагают необходимыми условиями.ЗаключениеТаким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время основным государственным инструментом регулирования условий функционирования сельских территорий является разработка и реализация целевых программ с учетом специфики конкретной территориальной единицы. На территории Красноярского края реализуется достаточно значительный перечень целевых программ как на федеральном, так и региональном уровне, которые косвенно или напрямую способствуют решению отдельных социально-экономических проблем в сельской местности. Следует отметить, что на решение экономических проблем сельских территорий направлен больший объем финансирования. Однако считаем, что в Красноярском крае формирование сельской политики должно основывать на комплексном подходе, учитывающий различные аспекты развития сельских территорий. Так, с одной стороны целесообразно оказывать активную поддержку агроному производству, поскольку являясь градообразующими организациями, именно вносят значимую долю в формирование доходной части муниципальных бюджетов. С другой – необходимо активное стимулирование малого предпринимательства, в том числе не связанного с производственной сферой, развитие социальной и инженерной инфраструктуры и поддержка проектов комплексного обустройства сельских территорий, грантовая поддержка инициатив сельских сообществ и жителей сельской местности, создание новых рабочих мест и развитие сферы услуг, что позволит сформировать условия для саморазвития этих территорий.Список использованных источниковКонцепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.Постановлением главы администрации (губернатора) Красноярского края от 5 октября 2015 года № 944 «Об утверждении Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Распоряжение главы администрации (губернатора) Красноярского края от 28 июля 2016 года № 257-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») содействия импортозамещению в Красноярском крае на среднесрочную перспективу». Анискина, М. В. Изучение особенностей культивирования и подбор оптимальной питательной среды для Lactobacillussp / М.В. Анискина, Е.С. Волобуева, А.И. Петенко, С. А. Волкова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 114. - С. 1145-1155.Востроилов, А.В. Основы переработки молока и экспертиза качества молочных продуктов [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Востроилов, И.Н. Семенова, К.К. Полянский. — Электрон, дан. — Санкт-Петербург: ГИОРД, 2010. — 512 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/58746. — Загл. с экрана.Кудряков В.Г., Артемова Е.И., Плотникова Е.В. Государственное регулирование региональной продовольственной безопасности в условиях санкционного режима // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 123. – С. 2042-2057. Лоскутов Н.В. Итоги выполнения доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в Красноярском крае // Животноводство Юга России. – 2016. – № 8(18). – С. 11-15. 5. Нестеренко М.А. Производственные показатели сельхозорганизаций РФ // Животноводство Юга России. – 2017. – № 2(20). – С. 30-31. Мерзлов В. А., Овчинцева Л. А., Попова О. А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. – М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. – 112 с.Меньщикова В. И., Колесниченко Е. А. Государственная политика устойчивого развития сельских территорий: содержание, оценка результативности, ключевые направления совершенствования // Вестник ТГУ. – 2015. – № 9. – С. 34 – 43.О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017, вып. 3-й. - 348 с.Павлов,А. А.Комплексная рейтинговая оценка эффективности производствасельскохозяйственных предприятий/ А.А. Павлов, Н.А. Павлова//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2004. - №6 с.23-26Сельское хозяйство Красноярского края: статистический сборник. 2016. – Красноярск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, 2017. – 234 с. Дорохова В.И. Роль сельскохозяйственной кооперации в импортозамещении продовольствия // Вестник АПК Верхневолжья. − № 2 (34). – 2016. – С. 15-24. Шашкова И.Г. АПК Рязанской области в период реализации политики импортозамещения // В сб.: Аграрный потенциал в системе продовольственного обеспечения: теория и практика. - ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. - 2016. - С. 160-166.Шаляпина, И.П. Организация производства и переработки молока в условиях развития интеграционных процессов [Электронный ресурс]: монография / И.П. Шаляпина, Н.С. Грекова. — Электрон.дан. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2009. — 143 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/47167. — Загл. с экрана.
2. Постановлением главы администрации (губернатора) Красноярского края от 5 октября 2015 года № 944 «Об утверждении Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
3. Распоряжение главы администрации (губернатора) Красноярского края от 28 июля 2016 года № 257-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») содействия импортозамещению в Красноярском крае на среднесрочную перспективу».
4. Анискина, М. В. Изучение особенностей культивирования и подбор оптимальной питательной среды для Lactobacillus sp / М.В. Анискина, Е.С. Волобуева, А.И. Петенко, С. А. Волкова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 114. - С. 1145-1155.
5. Востроилов, А.В. Основы переработки молока и экспертиза качества молочных продуктов [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Востроилов, И.Н. Семенова, К.К. Полянский. — Электрон, дан. — Санкт-Петербург: ГИОРД, 2010. — 512 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/58746. — Загл. с экрана.
6. Кудряков В.Г., Артемова Е.И., Плотникова Е.В. Государственное регулирование региональной продовольственной безопасности в условиях санкционного режима // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 123. – С. 2042-2057.
7. Лоскутов Н.В. Итоги выполнения доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в Красноярском крае // Животноводство Юга России. – 2016. – № 8(18). – С. 11-15. 5. Нестеренко М.А. Производственные показатели сельхозорганизаций РФ // Животноводство Юга России. – 2017. – № 2(20). – С. 30-31.
8. Мерзлов В. А., Овчинцева Л. А., Попова О. А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. – М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. – 112 с.
9. Меньщикова В. И., Колесниченко Е. А. Государственная политика устойчивого развития сельских территорий: содержание, оценка результативности, ключевые направления совершенствования // Вестник ТГУ. – 2015. – № 9. – С. 34 – 43.
10. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017, вып. 3-й. - 348 с.
11. Павлов, А. А. Комплексная рейтинговая оценка эффективности производства сельскохозяйственных предприятий/ А.А. Павлов, Н.А. Павлова//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2004. - №6 с.23-26
12. Сельское хозяйство Красноярского края: статистический сборник. 2016. – Красноярск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, 2017. – 234 с.
13. Дорохова В.И. Роль сельскохозяйственной кооперации в импортозамещении продовольствия // Вестник АПК Верхневолжья. − № 2 (34). – 2016. – С. 15-24.
14. Шашкова И.Г. АПК Рязанской области в период реализации политики импортозамещения // В сб.: Аграрный потенциал в системе продовольственного обеспечения: теория и практика. - ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. - 2016. - С. 160-166.
15. Шаляпина, И.П. Организация производства и переработки молока в условиях развития интеграционных процессов [Электронный ресурс]: монография / И.П. Шаляпина, Н.С. Грекова. — Электрон. дан. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2009. — 143 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/47167. — Загл. с экрана.
Вопрос-ответ:
Какими могут быть виды инновационной деятельности в сельском хозяйстве?
Инновационная деятельность в сельском хозяйстве может включать в себя различные виды новых технологий, методов и процессов, которые направлены на повышение эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства. Возможным видами инноваций в этой области являются, например, разведение новых сортов сельскохозяйственных культур, внедрение энергоэффективных технологий, использование искусственного интеллекта для улучшения процессов управления или разработка новых способов борьбы с вредителями и болезнями.
Какая государственная поддержка доступна для инновационной деятельности в сельском хозяйстве?
Для поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве государство предоставляет различные меры поддержки, такие как гранты, субсидии, льготные кредиты и налоговые преференции. В рамках этих программ предпринимателям и фермерам предоставляются финансовые ресурсы для проведения исследований и разработок, приобретения нового оборудования и технологий, обучения персонала и т. д. Также существуют программы консультационной поддержки, которые помогают предпринимателям получить необходимые знания и навыки для реализации инновационных проектов.
Какое правовое регулирование существует для государственной поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве?
Государственная поддержка инновационной деятельности в сельском хозяйстве регулируется рядом нормативно-правовых актов, включая законы, постановления и приказы. В них устанавливаются условия и процедуры получения грантов, субсидий и других форм поддержки, а также определяется порядок использования этих средств и отчетности по их использованию. Также в правовых актах могут быть прописаны требования к инновационным проектам, которые должны быть выполнены для получения поддержки.
Как определяется инновационная деятельность в сфере сельского хозяйства?
Инновационная деятельность в сфере сельского хозяйства - это процесс внедрения новых технологий, методов и подходов в аграрную сферу с целью повышения производительности, эффективности и устойчивости сельского хозяйства.
Какие виды государственной поддержки существуют для инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства?
Существуют различные виды государственной поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Это гранты и субсидии на проведение исследований и разработок, льготные кредиты, налоговые льготы, содействие в получении патентов и лицензий, организация обучающих программ, создание инфраструктуры для инноваций и другие меры по стимулированию инноваций.
Какое правовое регулирование существует для государственной поддержки инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства?
Государственная поддержка инновационной деятельности в сельском хозяйстве регулируется законодательством как на федеральном, так и на региональном уровне. В России действуют законы и нормативные акты, определяющие порядок предоставления государственных грантов, субсидий, кредитов, налоговых льгот и других форм поддержки инноваций в аграрной сфере.
Какие источники информации были использованы при подготовке статьи о государственной поддержке инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства?
Для подготовки статьи были использованы следующие источники: "Регулирование государственной поддержки инноваций в аграрной сфере" (статья), "Управление инновационной деятельностью в сельском хозяйстве" (учебник), "Правовое регулирование инновационной деятельности в России" (научная работа), "Государственные программы поддержки развития аграрной инноватики" (доклад).
Что такое инновационная деятельность в сфере сельского хозяйства?
Инновационная деятельность в сфере сельского хозяйства - это процесс применения новых технологий, методов и подходов, направленных на улучшение производства и повышение эффективности сельского хозяйства.
Какие виды государственной поддержки существуют для инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства?
Существуют различные виды государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, такие как предоставление субсидий на инновационные проекты, налоговые льготы для инновационных предприятий, предоставление грантов и займов для развития инноваций, организация конкурсов и программ развития инноваций.
Какое правовое регулирование существует для государственной поддержки инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства?
Правовое регулирование государственной поддержки инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства предусматривает принятие специальных законов, нормативных актов и программ, которые определяют механизмы и условия предоставления поддержки, а также права и обязанности участников этого процесса.