Развивающая предметно-пространственная среда развития детей раннего возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 12.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Понятие развивающей предметно-пространственной среды и отражение во ФГОС 6
1.1.Определение РППС 6
1.2.Компоненты РППС 9
Глава 2.Требования к построению РППС для развития детей раннего возраста 12
2.1.Общие требования и специфика построения РППС при работе с детьми раннего возраста 12
2.2.Описание проекта РППС для детей раннего возраста 23
Заключение 32
Список использованных источников 33
Развивающая предметно-пространственная среда в группе способствует обеспечению максимальной реализации образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. Согласно особенностям данного возрастного этапа это:-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;-экспериментирование с материалами и веществами;-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, потешек;- рассматривание картинок;-двигательная активность.Ранее мы отмечали факт активного развития у детей раннего возраста движений, в частности, ходьбы, бега, лазания. Но в этом возрасте движения являются плохо координированными, отсутствуют ловкость быстрота реакции, увертливость. А значит, при пространственной организации среды оборудование важно расположить по периметру группы, чтобы были выделены игровая часть, место приема пищи, место для того, чтобы проводить организованную образовательную деятельность, заниматься развивающими играми, кроме того, были предусмотрены в достаточной мере широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Безусловно, слишком перегружать среду не стоит, две трети пространства должно оставаться свободным.Конечно же, стоит сказать о важности безопасности и психологической комфортности. Оборудование группового пространства должно соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям, быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательым и развивающим. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей, игрушки же обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.При оснащении РППС были использованы следующие принципы:- доступность;- насыщенность;- эстетичность;- трансформируемость;- безопасность;- сответствие возрастным особенностям группы детей;- гендерность;- вариативность.Соответственно, исходя из данных принципов, обозначены центры, в которых прослеживаются основные направления образовательных областей ФГОС ДО:- центр познания;- центр книги;- центр музыки и театра;- центр игры;- центр конструирования;- центр двигательной активности;- центр природыОснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.Образовательная область «Познавательное развитие»центр познания;центр природы и экспериментирования;центр конструирования.Центр познания представлен дидактическим столом, куда помещены развивающие игры. Эти игры направлены на то, чтобы развивать психические функции, память, внимание, мышление и восприятие. Многие игры направлены на то, чтобы развивать зрительные, слуховые, кинематические ощущения, мелкую мускулатуру рук, целенаправленное внимание, наблюдательность. Предметы и игрушки выполнены из разного материала, обладают разными размерами, фактурой, цветом, звучанием. Размер предметов создает удобство для манипулирования. Центр познания требует частичной изоляции. Так как детям раннего возраста свойственна подражательность, имеются несколько пособий и игрушек одного наименования. Все материалы являются яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина, включающие в себе возможности освоения внешних свойств вещей, а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность. Центр природы существует для того, чтобы дети постигали доступные природные явления, узнавали по картинкам и игрушкам домашних животных и их детёнышей, учились различать по внешнему виду овощи и фрукты.В центре природы проводятся игры с водой и песком, которые обладают умиротворяющим действием. Летом такого рода игры могут проводиться на улице. В осенне-зимнее время в группе имеется стол песка и воды. В центре имеется комплекс для игр с водой и песком, где подобран игровой материал для этих игр: собачки, воронки, ведёрки, ситечки, рыбки большие и маленькие, удочки. Все эти игрушки хранятся здесь же, рядом и имеют своё место.Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»Центр конструирования обладает свободным пространством для сооружений из крупного строительного материала. Располагается вблизи игрового уголка для возможности использования построек в играх. Крупный строительный материал расположен на низких полках, рядом с ними располагаются машины. Уголок оснащен различными видами и формами конструкторов. Конструирование является важным средством умственного воспитания детей. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации. Конструктор лего размещен в корзине, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Далее мы обратимся к реализации в РППС образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».Центр игры расположен вблизи с центром конструктивной деятельности, чтобы иметь возможность обыгрывать постройки в игре. При создании этого центра отказались от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей. Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Домашняя зонаС целью обеспечения психологического комфорта в группе создан центр «домашняя зона», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, кресла, альбом семейных фотографий и т. д. Данный центр обеспечивает ребенку личное пространство, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки (индивидуальные сумочки и т. д.)Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре домашняя зона»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».Содержание (пособия, материалы, оборудование)• Диван;• Кресла;• Журнальный столик;• Семейные альбомы;• Любимые детские игрушкиОбразовательная область «Физическое развитие»Центр двигательной активностиОдной из основных потребностей ребёнка раннего возраста является потребность в движении. Нужно помочь детям совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности; необходимо развивать умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого в группе оборудован центр двигательной активности, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование. Физкультурный уголок является ярким и веселым. Здесь же подобраны игрушки, в обращении с которыми необходимы различные движения. Это горка, мячи (большие и малые, каталки, игрушки на колёсах, машинки, набор кеглей, набор для метания, кольца, флажки, ленточки, султанчики, сухой бассейн.Безусловно, воспитатель обязательно должен следить за тем, как осуществляется двигательная активность детей. Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие».Образовательная область «Речевое развитие»Центр книги расположен рядом с центром музыки и театра, вдали от шума и игровых центров. Здесь присутствуют наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. В книжном уголке должно быть представлено много яркой, красочной и интересной детской литературы, чтобы вызывать у детей интерес к книге, чтению. Лучше, если книга будет представлена в нескольких экземплярах, чтобы у всех детей была возможность ознакомиться и поиграть с ней. Интегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Далее обратимся к реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».Центр музыки и театра является важнейшим объектом развивающей среды, так как посредством музыкальной, театрализованной деятельности группа детей становится более сплоченной. В этом уголке должны быть представлены музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Музыкальные инструментыразвивают фонематический слух и чувство ритма удетей. Безусловно, надо знакомить детей раннего возраста с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.В данной уголок помещены фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игрыв театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, учатся говорить. Эти игры уместно сочетать с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где дети учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры веселыми и живыми.Содержание (пособия, материалы, оборудование)• Кукольный театр, настольный театр (Колобок, Теремок)• Настольные игры из серии «Играем в сказку»• Маски персонажей• Музыкальные инструменты• Диски с музыкой и сказками• Ширма• Картотека музыкальных и театрализованных игрИнтегрируемые образовательные области в различных видах деятельности в «Центре музыки и театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Ранний возраст – первая и важная ступень развития ребенка. Большинство детей раннего возраста посещают ясли, детские сады и проводят в них значительную часть своего времени. В связи с этим современное дошкольное образовательное учреждение должно быть местом, в котором под руководством взрослого происходит накопление ребенком ценного социального опыта, что способствует раскрытию личностного потенциала ребенка и впоследствии успешному его вступлению во взрослую жизнь. Предметно-развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая воздействует на его духовное и физическое состояние. РППС играет особую роль в формировании и развитии детей раннего возраста. РППС создает условия для физического развития, для воспитания нравственных качеств, для формирования первичных эстетических представлений. Для реализации цели всестороннего развития и воспитания детей раннего возраста необходимо использовать широкий арсенал игровых и наглядных средств и пособий, которые представлены в РППС. Нельзя не отметить, что и сам воспитатель должен правильно использовать возможности развивающей предметно-развивающей среды при работе с детьми раннего возраста. В частности, наиболее эффективным методом является совместная деятельность, когда дети повторяют за воспитателем его действия. Кроме того, РППС должна создавать условия для всесторонней игровой совместной деятельности детей, поскольку это способствует развитию коммуникативных навыков и формирует нравственные представления и качества.Список использованных источниковГубайдуллина Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении. /Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 4. Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.htmlЗначение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников / Р. Р. Файзулаева, Н. В. Артемьева, Т. Н. Соломахина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46083/Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannikaКарабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.Кобель, Г. Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 692-694. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26416 Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2.Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5.Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего и среднего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5.Романова С.Н. РППС в группе раннего возраста в условиях ФГОС.// https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/09/17/rpps-v-gruppe-rannego-vozrasta-v-usloviyah-fgosСоловьева Е. Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям ФГОС в группе раннего возраста. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-sozdanie-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-po-obrazovatelnym-oblastjam-fgos-do-v-grupe-ranego-vozrasta.htmlСорокина, И. В. Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста / И. В. Сорокина, Н. Л. Кульдубаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2094/ Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб: Лань, 1996 Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании дошкольника и младшего школьника. - М., 1974. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). – М.: Мозаика- Синтез, 2010.
2. Ефимова А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.html
3. Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников / Р. Р. Файзулаева, Н. В. Артемьева, Т. Н. Соломахина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46083/
4. Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika
5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
6. Кобель, Г. Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 692-694. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26416
7. Корчагина А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ. / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. 2015. № 2.
8. Малютина Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. /Е.В. Малютина// Начальное образование. 2012. № 5.
9. Мягкова А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего и среднего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5.
10. Романова С.Н. РППС в группе раннего возраста в условиях ФГОС.// https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/09/17/rpps-v-gruppe-rannego-vozrasta-v-usloviyah-fgos
11. Соловьева Е. Создание развивающей предметно-пространственной среды по образовательным областям ФГОС в группе раннего возраста. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-sozdanie-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-po-obrazovatelnym-oblastjam-fgos-do-v-grupe-ranego-vozrasta.html
12. Сорокина, И. В. Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста / И. В. Сорокина, Н. Л. Кульдубаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2094/
13. Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.
14. Тинчурина М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. 2013. № 3.
15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб: Лань, 1996
16. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании дошкольника и младшего школьника. - М., 1974.
17. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). – М.: Мозаика- Синтез, 2010.
Вопрос-ответ:
Что такое развивающая предметно пространственная среда?
Развивающая предметно пространственная среда - это особое образовательное окружение, созданное для развития детей раннего возраста. Она представляет собой набор предметов, игр и материалов, которые способствуют развитию моторики и познавательных способностей ребенка.
Какие компоненты включает в себя развивающая предметно пространственная среда?
Развивающая предметно пространственная среда включает в себя несколько компонентов. Одним из них является предметная среда, представленная игрушками, предметами и материалами, которые способствуют развитию ребенка. Другим компонентом является пространственная среда, которая включает в себя расположение игрушек и предметов в пространстве, что способствует развитию пространственного мышления.
Какие требования предъявляются к построению развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста?
При построении развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста необходимо учитывать несколько требований. Во-первых, она должна быть безопасной и предусматривать защиту от травм. Во-вторых, среда должна быть стимулирующей и интересной для ребенка, чтобы он был мотивирован к активной деятельности. Наконец, она должна быть организованной и структурированной, чтобы дети могли ориентироваться в пространстве и использовать предметы и игрушки по назначению.
Какие требования предъявляются к описанию проекта развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста?
Описание проекта развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста должно содержать информацию о предметах и игрушках, которые будут использоваться, а также о расположении этих предметов в пространстве. Оно должно также учитывать специфику развития детей данного возраста и предлагать задачи и игры, которые будут способствовать их развитию.
Что такое развивающая предметно пространственная среда?
Развивающая предметно пространственная среда - это среда, созданная специально для развития детей раннего возраста, которая включает в себя различные предметы и материалы, способствующие развитию моторики, воображения, познавательных способностей и других навыков у детей.
Какие компоненты включает развивающая предметно пространственная среда?
Развивающая предметно пространственная среда включает в себя такие компоненты, как различные игрушки, конструкторы, мягкие и жесткие элементы, мебель, предметы интерьера, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных и эмоциональных навыков у детей.
Какие требования следует учитывать при построении развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста?
При построении развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста следует учитывать такие требования, как безопасность, доступность для детей, возможность свободного движения, наличие разнообразных материалов и предметов, стимулирующих игровую и познавательную активность, а также удобство и функциональность для детей и взрослых.
Как выглядит проект развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста?
Проект развивающей предметно пространственной среды для детей раннего возраста может включать различные элементы и зоны, такие как игровая зона, конструкторская зона, музыкальная зона, зона чтения и т.д. Кроме того, проект может включать различные структуры, мебель, игрушки и предметы интерьера, которые помогают развитию детей.
Какие источники использовались при написании статьи о развивающей предметно пространственной среде для детей раннего возраста?
При написании статьи о развивающей предметно пространственной среде для детей раннего возраста были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и педагогическую литературу, которые содержат информацию о методиках и принципах развития детей и создания пространства для их развития.