Дефектология

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА I. НАУЧНО–ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ 5
1.1. Голос как индикатор сомато-вегетативной дисфункции 5
1.2. Распространенность дисфонии 7
ГЛАВА II. ОБЩИЙ ОБЗОР РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 17
2.1. Функциональные голосовые расстройства: диагностика, лечение 17
2.2. Современные аспекты изучения нарушения голосовой функции 21
Заключение 29
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Являясь одним из компонентов речи, голос обеспечивает ее слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно – коммуникативных, так и в аффективно – коммуникативных способностях ребенка. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно–психическое состояние, затруднять коммуникацию и даже стать причиной полного ее отсутствия. Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы, ведь без голоса человек не сможет общаться, а значит полноценно жить. Изучением данного вопроса, занимались такие авторы, как И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, И.И. Панченко и др.Согласно современным научным представлениям голос проявляется у человека в момент рождения как врожденный, безусловный, защитный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путем образования цепных условно – рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос. Голос напрямую связан с интонацией, которая определяет не только эмоциональную, но и во многом и смысловую сторону высказывания. Голосовая функция неразрывно связана с экспрессивной речью. Способность говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без полноценного развития голоса. Так и правильно построенная фраза бывает не полна без эмоциональной окраски. Она не выражает ни личного отношения к излагаемому материалу, ни взаимных отношений разговаривающих. Чем богаче интонация и выразительность голоса, тем легче доносить до слушателя существо мысли и оттенки чувств. Первый крик новорожденного – это первое вокальное проявление ребенка. В процессе онтогенеза крик новорожденного интонационно изменяется по силе, высоте, тембру, протяженности, а также формируется его коммуникативная направленность. Известно, что в первые три недели ребенок способен издавать три крика, различающихся структурно и функционально: крик голода, крик боли, крик лишения, а к 3–4 месяцам вокализации служат средством межличностного взаимодействия со взрослым. Процесс овладения интонацией начинается у ребенка уже на стадии гуления, и к концу первого года жизни на основе интонационной системы языка взрослых начинается овладение системой фонем. Здоровый ребенок овладевает нормой правильного звукопроизношения на основе речевого опыта, постепенно прилаживая органы артикуляции для получения продукта, соответствующего воспринимаемым слуховым образцом. На формирование индивидуального голоса влияют не только анатомические и физиологические данные самого человека (ребенка). Во многом становление голоса складывается по подражанию, наиболее действенного в возрасте до 7 лет, и зависит от того, какими были голос и манеры его использования у окружающих – родителей, воспитателей, педагогов и, нередко, сверстников. Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, считает М.Е. Хватцев, поэтому расстройство голоса нарушает правильную речь. Между тем в семье и в школе на воспитание голоса, часто не обращается необходимое, внимание. В результате влияния различных неблагоприятных факторов, голос (и речь) детей может становиться то хриплым или сиплым, то непомерно тихим, доходя до шепота, то крикливым, то грубым, неприятным для слуха окружающих. Наблюдаемая у некоторых детей недостаточная гибкость вызывает монотонность и невыразительность речи. По мнению Ф.А. Ивановской, голос является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. Этой точки зренияпридерживается и О.В. Правдина, которая отмечает, что механизм голосообразования и звукопроизношения имеет общую основу – речевое дыхание. Голос и произношение звуков теснейшим образом взаимодействуют друг с другом в норме, поэтому вполне естественно, что при анализе их нарушения, возможно, некоторое сопоставление между ними. Как нарушения голоса, так и нарушения звукопроизношения могут иметь: а) органическую основу периферического порядка; б) могут носить функциональный характер; в) могут иметь органическую основу центрального характера; г) как нарушение голоса, так и нарушение звукопроизношения очень часто наблюдается на почве тугоухости. При таких нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание, мы обнаруживаем взаимодействие переплетение расстройство голоса и звукопроизношения. И.И. Ермакова, исследовавшая особенности голоса у детей с ринолалией, отмечает его многосторонний характер проявлений. Ведущим является изменение тембра голоса – открытая назализация, неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, слабым. Нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого неба и глотки приводит с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, немодулированным. Согласно исследованиям Е.В. Лавровой у детей с дизартрией и моторной алалией, отмечается осиплость, недостаточная модулированность, тусклый тембр. И.И. Панченко рассматривает расстройство просодики по силе голоса, тембру, голосовым модуляциям. Она отмечает, что у детей с дизартрией при спастическом парезе – голос тихий, назализованный, монотонный, истощающийся, при атаксии – вибрирующий, скандированный, неустойчивый по высоте и тембру; при тонических нарушениях – сдавленный, напряженный; при гиперкинетических нарушениях – непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий. Для детей, страдающих заиканием характерны недостаточная сила голоса, сужение его динамического диапазона, обедненность интонационной стороны речи и осиплость голоса, связанная с заболеванием верхних дыхательных путей и перенапряжением голосовых складок. Таким образом, чаще всего при всех видах речевой патологии голос теряет свою природную звучность, плавность, звучит тускло, приглушенно, не выразительно. Поэтому, актуальной и в настоящее время остается проблема ранней комплексной диагностики речевого нарушения и включения в логопедическое обследование элементов исследования нарушений голоса, затем поиска эффективных способов его восстановления.В настоящее время существует немалое количество методов оценки голосообразования и выявления патологий голоса, которые включают результаты клинического обследования, субъективной и объективной оценке голоса и его акустических показателей. Свои исследования по данному вопросу посвятили Е.В. Лаврова, В.И. Филимонова, О.С. Орлова и некоторые другие авторы. Особое место занимает аудитивный метод обследования голосовой функции. Аудитивная оценка голоса не требует применения специального оборудования, а осуществляется посредством восприятия и анализа речи на слух. Тренированное ухо специалиста способно улавливать малейшие оттенки нарушенного голоса, по которым определяется нарушения голоса. При определении характерных особенностей голоса особое внимание обращается на его интенсивность (сильный, нормальный, слабый, иссякающий), характер голосообразования и атаку голоса (твердая, мягкая, придыхательная), тональность звучания (низкий, нормальный, высокий), тембр (чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой, назализованный). Помимо указанных особенностей, голосовые качества оцениваются по таким показателям, как охриплость, падение силы и звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение. Определяется также тип дыхания. Обследование детей требует особого подхода, так как дошкольники и даже младшие школьники обычно не осознают нарушений своего голоса. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги. Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата. Голос это важный компонент звучащей речи. Существуют различные упражнения для его тренировки и восстановления, на некоторых из них, хотелось бы обратить особое внимание и указать их в данной статье. Только полнозвучное произношение гласных обеспечивает выразительность речи. Поэтому работа над голосом очень часто начинается с изолированного произношения гласных звуков (сначала йотированные: я, е, ю, ё, затем а, о, у, э, и, ы). После переходят к отработке сочетания гласных звуков, обращая внимание на слитность, длительность произнесения, широту звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетание из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса. Далее работа со словом – гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова. Правила произнесения: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук. Затем переходим к работе над предложением. Произносим фразу, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность речи, с четким выделением логического ударения при замедленном темпе. Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений. Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку. Поэтический текст – это высшая форма организации языка, когда для понимания содержания важно все: и значение слов, и рифма, и ритм, и звук, и интонация. При чтении стихотворения – каждую строчку произносим на одном плавном выдохе; в конце строки делаем паузу и новый вдох. Все слова от паузы до паузы произносим слитно, не отрывая одно слово от другого. Говорим в умеренном, неторопливом темпе, следим, что бы была некоторая певучесть в чтении. Учимся, выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышения и понижения голоса). Это лишь небольшие рекомендации, направленные на развитие голоса, при соблюдении, которых происходит коррекция голоса и его развитие. В заключение хочется подчеркнуть, что способность говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без полноценного развития голоса.Таким образом, нарушения голоса у детей могут быть детерминированы не только различной органической и функциональной патологией гортани, но и заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей, органа слуха, нервной, эндокринной и другой патологией. По мнению M. Wake (2001), ключевым моментом будущих исследований в данном направлении является разработка теоретических и эмпирических основ для уточнения стандартов диагностики голосовых расстройств, что позволит установить уровень их распространённости, максимально приближенный к истине [5]. Вторым моментом является необходимость продолжения дальнейших исследований, направленных на выявление ранних предикторов голосовых нарушений, а также их индивидуальных исходов [4].ЗаключениеГолос – это совокупность различных звуков человека, имеющих разные акустические характеристики, а именно: высоту, силу и тембр. Голос является самым главным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает интонационную выразительность текста. Каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать все богатые возможности своего голоса. Зачастую в школе и семье не уделяют внимания развитию голоса, что влечет за собой расстройство голосовой функции, из-за которой нарушается процесс речевой коммуникации человека. Ипполитова А.Г. утверждает, что профилактика голосовых расстройств может быть построена на принципе использования физиологического дыхания, который постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. Мягкие голоса с выразительной и точной интонацией, с раннего возраста они, обладая большой подражательностью, будут легко усваивать правильные способ голосоподачи и выразительную интонацию. Негромкая речь, подвижный, звучный, чистый голос являются главным показателем общей культуры педагога, а также являются хорошим примером для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимо чтобы дети всегда слышали только правильную, выразительную речь. Таким образом, профилактика нарушений голоса у взрослых и у детей имеет большое значение для предотвращения различных голосовых расстройств и должна начинаться с самого раннего возраста, при этом особое значение она приобретает в периоды развития голосового аппарата. Охрана голоса необходима людям, принадлежащих к лицам голосоречевых профессий. Правильная постановка голоса, соблюдение всех гигиенических правил, а также постоянное выполнение голосовых и дыхательных упражнений, позволяют сохранить здоровый голос.Список использованных источниковАникеева З.И. Клиника и лечение нарушений голоса у вокалистов. М.: Акцепт, 1995. 189 с.Быкова В.П. Морфофункциональная организация лимфоэпителиальных органов глотки человека // Известия АН. Серия биологич. 2002. №4. С. 463-471.Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М.: Энергоиздат, 2002. 480 с.Волков А.Г. Клинические проявления вторичного иммунодефицита при заболеваниях ЛОР органов. М.: Джангар, 2007. 176 с.Вязьменов Э.О. Нарушение голоса у детей грудного и раннего возраста: автореф. дисс. ... канд. мед.наук. М., 2010. 25 с.Гаращенко Т.И. Наш опыт лечения функциональных дисфоний у детей // Рос.оториноларингология. 2002. №1. С. 25-26.Дальская В.А. Резонансная теория пения и педагогическая практика / Методические рекомендации Совета по вокальному искусству при Мин. Культуры РФ (для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений). М., 2005. С. 24-30.Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. 249 с.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной тео-рии и техники. М.: МГК, ИП РАН, Центр «Искусство и Наука», 2008. 592 с.Орлова О.С. Нарушения голоса. 2008. 220 с.Осипенко Е.В. Комплексное лечение хронического тонзиллита у профессионалов голоса: матер.конф. «Приоритетные вопросы оториноларингологии». Новокузнецк, 2008. С. 73. Пальчун В.Т. Состояние общего и местного иммунитета у больных с функциональными и органическими дисфониями. Воспалительные заболевания глотки. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 288 с.Радциг Е.Ю. Нарушение голоса у детей и подростков (этиология, клиника, диагностика и лечение): дисс. ... док.мед. наук. М., 2006. 174 с.Рязанцев С.В. Иммунологические реакции слизистых оболочек: современное состояние проблемы: матер. XVI съезда оториноларингологов РФ. СПб.: РИА - АМИ, 2001. С. 407-410.Солдатский ЮЛ. Хронические стенозы гортанной части глотки, гортани и шейного отдела трахеи у детей (этиология, клиника и методы устранения): автореф. дисс. ... докт. мед.наук. М., 2002. 44 с.Степанова Ю.Е. Современные аспекты нарушений голоса у детей: сб. тез. научн.-практ. конференции, посвящённой 30-летию Омского городского фониатрического центра. Омск, 2006. С. 87-89.Степанова Ю.Е. Этиологические, патогенетические и клинические основы нарушений голоса у детей: автореф. дисс. .докт. мед. наук. СПб. 2005. С. 39.Структура охриплости в детском возрасте / Солдатский Ю.Л. [и др.] // Вестник отоларингологии. 2010. №2. C. 12-14.Юрков А.Ю. Нейровегетативный компонент патогенеза функциональнойдисфонии по гипотонусному типу // Российская оториноларингология. 2007. №3. С. 120-125.Aronson A.E. Clinical voice disorders. 4th ed. New York: Thieme, 2009. 301P.

1. Аникеева З.И. Клиника и лечение нарушений голоса у вокалистов. М.: Акцепт, 1995. 189 с.
2. Быкова В.П. Морфофункциональная организация лимфоэпителиальных органов глотки человека // Известия АН. Серия биологич. 2002. №4. С. 463-471.
3. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М.: Энергоиздат, 2002. 480 с.
4. Волков А.Г. Клинические проявления вторичного иммунодефицита при заболеваниях ЛОР органов. М.: Джангар, 2007. 176 с.
5. Вязьменов Э.О. Нарушение голоса у детей грудного и раннего возраста: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2010. 25 с.
6. Гаращенко Т.И. Наш опыт лечения функциональных дисфоний у детей // Рос. оториноларингология. 2002. №1. С. 25-26.
7. Дальская В.А. Резонансная теория пения и педагогическая практика / Методические рекомендации Совета по вокальному искусству при Мин. Культуры РФ (для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений). М., 2005. С. 24-30.
8. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. 249 с.
9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной тео-рии и техники. М.: МГК, ИП РАН, Центр «Искусство и Наука», 2008. 592 с.
10. Орлова О.С. Нарушения голоса. 2008. 220 с.
11. Осипенко Е.В. Комплексное лечение хронического тонзиллита у профессионалов голоса: матер. конф. «Приоритетные вопросы оториноларингологии». Новокузнецк, 2008. С. 73. 
12. Пальчун В.Т. Состояние общего и местного иммунитета у больных с функциональными и органическими дисфониями. Воспалительные заболевания глотки. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 288 с.
13. Радциг Е.Ю. Нарушение голоса у детей и подростков (этиология, клиника, диагностика и лечение): дисс. ... док. мед. наук. М., 2006. 174 с.
14. Рязанцев С.В. Иммунологические реакции слизистых оболочек: современное состояние проблемы: матер. XVI съезда оториноларингологов РФ. СПб.: РИА - АМИ, 2001. С. 407-410.
15. Солдатский ЮЛ. Хронические стенозы гортанной части глотки, гортани и шейного отдела трахеи у детей (этиология, клиника и методы устранения): автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 2002. 44 с.
16. Степанова Ю.Е. Современные аспекты нарушений голоса у детей: сб. тез. научн.-практ. конференции, посвящённой 30-летию Омского городского фониатрического центра. Омск, 2006. С. 87-89.
17. Степанова Ю.Е. Этиологические, патогенетические и клинические основы нарушений голоса у детей: автореф. дисс. . докт. мед. наук. СПб. 2005. С. 39.
18. Структура охриплости в детском возрасте / Солдатский Ю.Л. [и др.] // Вестник отоларингологии. 2010. №2. C. 12-14.
19. Юрков А.Ю. Нейровегетативный компонент патогенеза функциональной дисфонии по гипотонусному типу // Российская оториноларингология. 2007. №3. С. 120-125.
20. Aronson A.E. Clinical voice disorders. 4th ed. New York: Thieme, 2009. 301 P.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет голос?

Голос выполняет функции обеспечения слышимости речи, выразительности и эмоциональности. Также он является одним из компонентов речи.

Какие расстройства голосовой функции существуют?

Существуют функциональные голосовые расстройства, которые требуют диагностики и лечения, а также другие нарушения голосовой функции, изучение их современными методами важно для понимания проблемы.

Как распространены дисфонии?

Дисфонии являются довольно распространенным явлением, однако точные статистические данные о их распространенности не указываются в статье.

Что такое сомато-вегетативная дисфункция голоса?

Сомато-вегетативная дисфункция голоса - это состояние, при котором голос является индикатором расстройств в работе нервной системы и органов внутренней секреции.

Какие аспекты изучаются при нарушении голосовой функции?

При нарушении голосовой функции изучаются современные аспекты, включая диагностику и лечение функциональных голосовых расстройств.

Каким образом голос связан с сомато-вегетативной дисфункцией?

Голос является индикатором состояния сомато-вегетативной системы организма. Любые изменения в ее работе, такие как патологии или дисфункции, могут сказаться на функции голоса.

Как распространена дисфония?

Дисфония - нарушение голосовой функции, характеризующееся изменением качества голоса. Она достаточно распространена и может наблюдаться у разных возрастных групп и в различных профессиях, где голос является инструментом работы.

Что представляет собой функциональное голосовое расстройство?

Функциональное голосовое расстройство - это одна из разновидностей дисфонии, которая обусловлена неорганическими причинами. Для диагностики и лечения таких расстройств применяются специальные методы и подходы.

Какие современные аспекты изучают нарушения голосовой функции?

Современные исследования в области голосовой функции направлены на выявление новых методов диагностики и лечения голосовых нарушений. Они также изучают взаимосвязь голоса с другими аспектами речи и влияние эмоций на голосовую функцию.

Где можно найти список использованных источников по данной теме?

Список использованных источников на данную тему можно найти в конце статьи, в разделе "Список использованных источников". В нем будут указаны все источники, которые были использованы для написания данной главы.