Ведьмы и колдовство глазами средневековой инквизиции
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 13.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. «Охота на ведьм» как историческое явление 5
1.1 Особенности явления и причины его появления 5
1.2 Образ ведьмы в глазах инквизитора 9
1.3 Представления инквизиторов о колдовстве 14
Глава II. Специфика судебного процесса над ведьмой 15
2.1 Особенности розыска ведьм и их ареста 15
2.2 Специфика и методы процедуры допроса ведьм 17
2.3 Процесс вынесения судебного приговора 18
Заключение 19
Список использованной литературы 19
Нередко судьи прибегали к всевозможным хитростям, суля жертве сохранение жизни и искупление грехов в случае признания, однако, для обвиняемого это всегда заканчивалось плачевно. Судьи считали, что обещание, данное послушнику дьявола не имеет никакой силы, невыполненное обещание во имя божие - не есть грех. Также встречались случаи, когда инквизитор передавал ведение дела другому судье, который и выносил смертный приговор. Если же и теперь подозреваемая продолжала упорствовать, то её подвергали испытанию и допросу с пристрастием.Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах.2.3 Процесс вынесения судебного приговораСам судебный приговор, согласно «Молоту ведьм», мог быть вынесен только над человеком, который сознался в преступлении.Сознать человек может как добровольно, так и под давлением найденных инквизиторами и судом доказательств и свидетельских показаний.Выделяют три типа приговоров:Временный;Окончательный;Предписанный.Временный приговор – такой приговор, который не связан с ключевыми обвинительными положениями, но связан с обвинениями, выявленными в процессе ведения дела. То есть, он может включать в себя отвод от дачи показаний свидетеля, признание и прочее.Окончательный приговор – тот, что включает в себя итоги работы суда по ключевым положениям обвинения.Предписанный приговор включает в себя информацию для младших должностных лиц от старших по способу действий в отношении осуждённого. Приговор считается недействительным в том случае, если неверно составлен.Судья должен произнести текст приговора в дневное время суток в месте, подобающем обстоятельствам.Произнесённый в устной форме приговор, не имеющий подтверждения в письменной форме, имеет полноценную силу письменного договора.При исполнении приговора в отношении ведьмы есть два обстоятельства, в случае которых может быть использована его отсрочка:Беременность осуждённой (в таком случае исполнение приговора откладывается до момента рождения ребёнка);Признательные показания осуждённой, после которых она вновь стала отрицать собственную виновность.При работе с приговорами над ведьмами, закон подразумевает три вида подозрением в совершённом преступлении:Лёгкое подозрение;Сильное подозрение;Сильнейшее подозрение.Лёгкое подозрение в отношении ведьмы возникает в том случае, если имеются лёгкие улики против неё и общие предположения о её виновности. Подобный вид подозрений возбуждается в том случае, если женщина своими обычаями и поведением отличается от общепринятых верующими норм или если она посещает секретные собрания религиозной направленности.Второй вид подозрения возникает в том случае, если кто-либо, зная того или иного за еретика, его укрывает, присоединяется к нему, посещает его, делает ему подарки, защищает его и т. п. Такое подозрение возбуждают против себя также те женщины и мужчины, которые стремятся возбудить необычную любовь или ненависть, не нанося, однако, иного вреда людям или скоту.Третий вид подозрения – это сильнейшее подозрение, основывающееся на столь убедительных уликах и показаниях свидетелей, что судья видит себя принуждённым предполагать полную виновность подсудимого. Такое подозрение падает на мужчин и женщин, которые исполняют то, что относится к колдовскому ритуалу, произносят слова и угрозы, свойственные ведьмам и сопровождаемые порчей лица, которому они угрожают, и т. п.Надо остерегаться прибавления в каком бы то ни было приговоре слов, что обвиняемый невиновен. Вместо этого следует сказать, что законное разбирательство дела не выявило преступления. Ведь если обвиняемый впоследствии снова предстанет перед судом и против него найдутся доказательства вины, то он может быть осуждён, невзирая на уже вынесенный ему однажды оправдательный приговор.Второй способ произносить приговор касается таких обвиняемых, о которых ходит дурная молва. Такой обвиняемый бывает женщина, которая не уличена ни через своё собственное признание, ни очевидностью преступления, ни показаниями свидетелей, против которой говорит только лишь идущая о ней дурная молва. Значит, факт околдования не был доказан. Значит, отсутствует сильное или сильнейшее подозрение. Однако оправдательный приговор, подобный указанному в предыдущем вопросе, не может быть вынесен. Надо исследовать, не ходит ли о нём худая молва среди простого мелкого люда. Ведь о нём должна ходить дурная молва среди тех, которые пойдут доносить на него. Прибавим, однако, что любой еретик может быть обвинён любым лицом. Отводятся только показания смертельных врагов, как это было указано выше.Заключение«Охота на ведьм» представляет собой широко распространившийся карательный процесс, развернувшийся на территории Европы начина со Средневековья и особенно активизировавшийся во второй половине XV в.Согласно версиям исследователей, причин возникновения такого явления, как «Охота на ведьм» могло быть множество в самых разнообразных сферах деятельности людей.Существует версия, что процессы над ведьмами стали логическим продолжением массовой практики борьбы с еретиками. Согласно позициям исследователей, разделяющим эту точку зрения, в глазах инквизиции ведьмы входили в число представителей сатанинской церкви, и охота на них началась в XII веке.Другой предположительной причиной могло послужить общее морально-нравственное падение общества, пережившего серию войн и эпидемию чумы.Одна из самых популярных в современности социальных теорий утверждает, что распространение процессов над ведьмами представляет собой показатель обострения внутрисоциальных взаимодействий. Общество испытывало потребность на кого-то возложить ответственность за все сложности течения жизни, проблемы локального и глобального уровней.Важное место среди предположительных причин гонений на ведьм занимают экономическое и гендерное рассмотрение данного вопроса.По большей части именно женская часть населения подверглась данным гонениям. Исследователи связывают это как с демографическим кризисов и сокращением количества мужчин в ходе многочисленных военных конфликтов, так и местом женщины в структуре патриархального общества.Женщине нельзя было выделяться ни поведением, ни внешностью, ни собственными взглядами на жизнь. Всё это могло привести к обвинению её в колдовстве.Была сформирована специализированная схема работы судебных органов инквизиции, и разработан свод правил, касающихся ареста женщин, их допроса, допроса свидетелей, процесса вынесения приговора.В первую очередь, такое широкое распространение «охоты на ведьм» связано с церковной деятельностью, в рамках которой осуществлялась борьба с различными еретическими движениями, в частности, с людьми, причастными к колдовству.Такая поддержка гонений на ведьм официальными религиозными структурами привела к тому, что «охота на ведьм» затронула всю Европу, накопив массу свидетельств о женщинах, замеченных в связи с дьяволом.Сжигали на кострах по обвинению в колдовстве почти исключительно женщин, причём если сперва это были старухи, занимающиеся лекарством и заговорами, о потом гонения распространились на женщин всех возрастов и любого финансового и социального положения.Задачей инквизиции было добиться признательных показаний от ведьм или полноценных свидетельств очевидцев, чтобы обвинить женщину в соитии с дьяволом или в колдовстве.Часто в процессе допросов обвиняемых женщин применялись жестокие пытки, в результате которых иногда удавалось получить признательные показания.Единственным итогов приговора была смертная казнь через сожжение в костре.Процессы «охоты на ведьм» завершились только в XVIIIвеке, успев унести тысячи жизней женщин.Список использованной литературыЛинден И. История Трира // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI–XVIII веках. СПб.:Азбука-классика, 2005.Письмо бургомистра Иоганна Юния дочери Веронике (24 июля 1628 г.) // Бич имолот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005.Письмо Томаса Браттла (Бостон, 1692) // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIIIвеках. СПб.: Азбука-классика, 2005.Статут Елизаветы от 1563 г. Акт против заклинаний, чародейства и ведовства.(http:// www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).Статут Георга II от 1736 года. (http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).Статут Якова I от 1604 г. Акт против заклинаний, ведовства и сношений со злымидухами. Режим доступа: (http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).ЭдиктгерцогаБаварииМаксимилиана 1611 г. // Midelfort H. Which Hunting inSouthwestern Germany, 1562 – 1684. Stanford, 1972.Эдикт Карла VIII 1490 г. «Против предсказателей, чародеев и некромантов» //MonterE.W. WitchcraftinFranceandSwitzerland. Ithaca, 1976.Glaeser E., Shleifer A. Legal Origins // The Quarterly Journal of Economics, November,2002.Мишле М. Ведьма. Женщина. М., 1997. 463 с.Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. 288 с.Кожурин А.Я. «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки (некоторые аспекты проблемы) // Философия образования и творчества. СПб., 2002. С. 245–257.Григоренко А.Ю. Сатана там правит бал: критические очерки магии. Киев, 1991. 301 с.Мазелло Р. Указ. соч.Григоренко А.Ю. Указ. соч.Женщины в легендах и мифах. М., 1998. 592 с.Григулевич И.Р. История инквизиции (XIII – XX вв.) // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/grigul/04.phpЗанков Д. Средневековые ведовские процессы. Раскрыта ли тайна охоты на ведьм?// http://lib.babr.ru/index.php?book=321История женщин на Западе. Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб, 2008.Кожурин А.Я «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки// http://anthropology.ru/ru/texts/kozhurin/witches.htmlМишле Ж. Ведьма. Женщина //http://bookall.ru/blaarey.htmlМолот ведьм // Вокруг света. 2004. №10Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1992Охота на ведьм // http://ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьмОхота на ведьм. Статистика жертв // http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statistika/oxota_vedm.phpРаков В.М. "Европейское чудо": Рождение новой Европы в XVI - XVIII вв. Пермь, 1999.Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. М, 1906.Тарновский В. Ведьмы М., 1994.
1. Линден И. История Трира // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI–XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005.
2. Письмо бургомистра Иоганна Юния дочери Веронике (24 июля 1628 г.) // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005.
3. Письмо Томаса Браттла (Бостон, 1692) // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005.
4. Статут Елизаветы от 1563 г. Акт против заклинаний, чародейства и ведовства. (http:// www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).
5. Статут Георга II от 1736 года. (http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).
6. Статут Якова I от 1604 г. Акт против заклинаний, ведовства и сношений со злыми духами. Режим доступа: (http://www.arts.ed.ac.uk/witches/introduction.html).
7. Эдикт герцога Баварии Максимилиана 1611 г. // Midelfort H. Which Hunting in Southwestern Germany, 1562 – 1684. Stanford, 1972.
8. Эдикт Карла VIII 1490 г. «Против предсказателей, чародеев и некромантов» //Monter E.W. Witchcraft in France and Switzerland. Ithaca, 1976.
9. Glaeser E., Shleifer A. Legal Origins // The Quarterly Journal of Economics, November, 2002.
10. Мишле М. Ведьма. Женщина. М., 1997. 463 с.
11. Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. 288 с.
12. Кожурин А.Я. «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки (некоторые аспекты проблемы) // Философия образования и творчества. СПб., 2002. С. 245–257.
13. Григоренко А.Ю. Сатана там правит бал: критические очерки магии. Киев, 1991. 301 с.
14. Мазелло Р. Указ. соч.
15. Григоренко А.Ю. Указ. соч.
16. Женщины в легендах и мифах. М., 1998. 592 с.
17. Григулевич И.Р. История инквизиции (XIII – XX вв.) // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/grigul/04.php
18. Занков Д. Средневековые ведовские процессы. Раскрыта ли тайна охоты на ведьм?// http://lib.babr.ru/index.php?book=321
19. История женщин на Западе. Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб, 2008.
20. Кожурин А.Я «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки// http://anthropology.ru/ru/texts/kozhurin/witches.html
21. Мишле Ж. Ведьма. Женщина //http://bookall.ru/blaarey.html
22. Молот ведьм // Вокруг света. 2004. №10
23. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1992
24. Охота на ведьм // http://ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьм
25. Охота на ведьм. Статистика жертв // http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statistika/oxota_vedm.php
26. Раков В.М. "Европейское чудо": Рождение новой Европы в XVI - XVIII вв. Пермь, 1999.
27. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. М, 1906.
28. Тарновский В. Ведьмы М., 1994.
Вопрос-ответ:
Какие особенности отличают явление охоты на ведьм в Средние века?
Особенностями явления охоты на ведьм в Средние века являются его появление, причины возникновения и образ ведьмы в глазах инквизиторов.
Какой образ ведьмы формировали инквизиторы в Средние века?
В глазах инквизиторов ведьма была представлена как женщина, обладающая силами колдовства и общающаяся с дьяволом. Она являлась символом зла и врагом христианской церкви.
Какими методами проходила процедура допроса ведьм в Средние века?
Процедура допроса ведьм в Средние века включала различные методы пыток и допросов с целью получить "признания". Одним из методов было применение пыток на специальных приспособлениях, таких как кольцо Вальпургии или парашют. Существовали также методы психологического давления, например, ночные демоны или пугающие обряды.
Каким образом выносился судебный приговор над ведьмой в Средние века?
Судебный приговор над ведьмой в Средние века обычно выносился после проведения судебного процесса, который включал допросы свидетелей, экспертов и самого обвиняемого. Приговор мог быть разнообразным, от освобождения до смертной казни путем сожжения на костре.
Какими специальными методами и процедурами пользовались инквизиторы при розыске и аресте ведьм в Средние века?
Инквизиторы при розыске и аресте ведьм в Средние века применяли различные специальные методы. Одним из них было использование поклонников, которые могли являться информаторами и помогать выявлять ведьм. Кроме того, инквизиторы применяли физическую силу и принуждение при аресте ведьм.
Что такое средневековая инквизиция?
Средневековая инквизиция была организацией, созданной церковью в 12 веке для преследования и уничтожения еретиков и язычников. Её основная цель состояла в борьбе с распространением нехристианских верований и практик. Одним из наиболее известных явлений средневековой инквизиции являлась охота на ведьм, которая достигла своего пика в 15-17 веках.
Почему появилась охота на ведьм?
Охота на ведьм появилась в результате сочетания нескольких факторов. Во-первых, средневековое общество было пронизано религиозной суеверностью, и вера в ведьм и колдовство была широко распространена. Во-вторых, земные власти и церковь считали ведьм колдунами, способными причинить вред другим людям, и их преследовали как преступников. Наконец, инквизиция использовала охоту на ведьм как способ укрепить свою власть и дискредитировать своих противников.
Каков образ ведьмы в глазах инквизитора?
В глазах инквизитора ведьма была сотрудницей дьявола, носительницей зла и неприятностей. Инквизиторы считали, что ведьмы заключают договор с дьяволом, получают от него магические способности и используют их для причинения вреда другим людям. Они считали, что ведьмы могут вызывать болезни, сбивать погоду, вызывать бедствия и порождать нечистую силу.
Какие представления имели инквизиторы о колдовстве?
Инквизиторы верили, что колдовство и ведьмина магия являются реальными явлениями. Они считали, что колдуны и колдуньи обладают способностью влиять на судьбу других людей с помощью заклинаний, проклятий и ритуалов. Инквизиторы старались выявить колдунов и колдунья, чтобы предотвратить их деятельность и защитить общество от их вредоносного влияния.
Какие особенности явления и причины его появления рассматривались в статье?
В статье рассматриваются особенности и причины появления явления охоты на ведьм в Средние века.
Какие представления о ведьме имели инквизиторы?
Инквизиторы имели свои представления о ведьме, которые раскрываются в статье.
Какие методы использовались при допросе ведьм?
В статье описаны методы и специфика процедуры допроса ведьм во время судебного процесса.