Проблемный подход в обучении монологическому высказыванию на английском языке
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы проблемного подхода к обучению монологической речи на иностранном языке 7
1.1. Содержательно-функциональная характеристика иноязычной монологической речи 7
1.2. Сущность проблемного подхода и специфика его реализации при обучении монологическому высказыванию на иностранном языке 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Методические основы обучения монологическому высказыванию на английском языке с использованием проблемного подхода 17
2.1. Возможности развития монологических умений обучающихся в базовых УМК по английскому языку 17
2.2. Кейсы проблемных заданий для обучения монологическому высказыванию на английском языке на старшей ступени обучения 20
Выводы по главе 2 24
Заключение 25
Библиография 27
Технология работы с кейсом включает следующие этапы [8; 9]:Индивидуальная работа учащихся с материалом кейса – распознавание проблемы, поиск информации, формулировка альтернатив решения.Работа в малых группах по обобщению проблемы и путей ее решения.Презентация проделанной работы малых групп в общей дискуссии или монологическом высказывании каждого участника. Эффективность метода обусловлена включением в себя таких методов, как моделирование (построение учениками собственной модели представленной ситуации), системный анализ (анализ и упорядочивание модели в систему), мозговой штурм, метод описания, метод ролевой игры и метод дискуссии (поиск удачного решения из предложенных ранее вариантов). Мы отобрали из УМК, а также разработалисамостоятельно возможные варианты проблемных кейсовых заданий для урока английского языка с целью обучения монологическому высказыванию.1. Презентационный кейс. Он представляет собой некоторую ролевую систему, в которой роль – это совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Материалом в рамках данного кейса могут быть следующие задания (Spotlight 10 класс) (см. рис. 2.1).Рис. 2.1 Образцы заданий для презентационного кейса2. Кейс "Стратегия Barrier Game"Стратегия может быть использована как для формирования навыков аудирования, так и говорения, умения работать в сотрудничестве. Между двумя группами обучающихся ставится барьер так, чтобы они не могли видеть листы с заданиями друг у друга. Барьером может выступить, например, книга. Стратегия подразумевает сотрудничество: один обучающийся говорит, второй слушает. Говорящий дает четкие инструкции. Слушающий может задавать вопросы, если что-то не понятно. Когда говорящий закончил давать инструкции, барьер убирается. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы, смотрят, всем ли инструкциям следовали верно. Заданиями в этой игре могут быть:Найди пару. Обучающиеся по очереди описывают картинку или предмет до тех пор, пока партнер не найдет соответствие в своем бланке заданий.Сооружение. Обучающиеся описывают шаги, необходимые для того, чтобы собрать картинку (например, лицо, выражающее определенную эмоцию, предмет или какую-нибудь конструкцию (например, построить дом). Найди разницу. Обучающимся выдаются копии одинаковых картинок с небольшими изменениями. Обучающиеся описывают предметы на картинке, чтобы выяснить, одинаковые они или разные (см. рис.2.2).Материалом в рамках данного кейса могут быть следующие задания (10 класс).Задание: первой группе учащихся описать данную картинку.Задание: второй группе учащихся описать следующую картинку. Сравнить результаты описания с описанием первой группы.Рис. 2.2 Образцы проблемных заданий кейса "Стратегия Barrier Game"3. Научно-исследовательский кейс "Searching".Такой кейсвыступает как модель для получения нового знания о проблемной ситуации. Обучающая функция сводится здесь к исследованию.Тема: Technology(Spotlight 10 класс) 1. этап. Социологическое исследование в классе. 2 этап. На основе выполнения теста сделать анализ информированности учащихся в классе об интернете.3 этап. Подготовка обсуждения по тезису: поиск аргументов "за" и "против" тезиса, разработка "дорожной карты" обсуждения.Итак, мы рассмотрели возможности метода case-studyв обучении монологическому высказыванию на английском языке и разработали несколько вариантов кейсов. Мы пришли к выводу, что работа обучающихся с материалами кейсов способствует развитию иноязычных монологических умений, а именно: высказываться о фактах и событиях, используя разные коммуникативные типы речи, эмоциональные и оценочные суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщения в связи с прочитанным текстом; высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.Выводы по Главе 2Анализ УМК "Spotlight 10" и "EnjoyEnglish 10" показал, что в обоих УМК содержится достаточное количество упражнений, целью которых является развитие иноязычных монологических умений. Данные упражнения выполняются обучающимися в разных формах, в том числе в виде решения проблемных вопросов и задач.Применение кейсового метода способствует развитию иноязычных монологических умений, а именно: высказываться о фактах и событиях; передавать содержание прочитанного текста; делать сообщения в связи с прочитанным текстом; выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному; излагать факты; высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.ЗаключениеВ настоящее время значение обучения монологической речи трудно переоценить. Актуальность этой проблемы становится особенно очевидной в наше время всемирного расширения контактов с зарубежными странами. Поэтому сейчас в обучении иностранному языку доминирует коммуникативный подход, который ставит своей целью формирование и развитие умений устной иноязычной речи учащихся. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости поиска более эффективных средств и приемов формирования навыков и развития умений устной иноязычной речи учащихся, в том числе в монологической форме. Безусловно, это составляет проблему и требует поиска ее решений. Именно поэтому тема данной курсовой работы актуальна.В ходе нашего исследования мы пришли к следующим принципиальным выводам.Монологическая речь как компонент комплексного феномена устно-речевого общения характеризуется как коммуникативно-мотивированная речь одного лица, выражающего свои мысли полно, логично, связно, давая оценку и характеристику предмету речи. Выполнение данных требований предполагает развитие у обучающихся иноязычных монологических умений.Одной из эффективных стратегий обучения монологическому высказыванию является проблемный подход, который в обучении иностранным языкампредполагает моделирование языковой парасреды с включением иноязычных проблемных заданий и проблемных ситуаций.В ходе исследования мы установили, что способами моделирования проблемной ситуации в процессе создания обучающимися устного монологического высказывания являются: опора на жизненный опыт, смысловые опоры, проблемные вопросы по теме, моделирование ролевых ситуаций и др.В процессе исследования теоретических и методико-технологических аспектов развития иноязычных монологических умений мы пришли к выводу, что в настоящее время еще не в полной мере реализованы возможности интерактивных технологий и других инновационных методов в процессе обучения иностранному языку. В связи с этим мы провели анализ двух УМК по английскому языку для общеобразовательной школы - "Spotlight 10" и "EnjoyEnglish 10", который показал, что в обоих УМК содержится достаточно большое количество упражнений, целью которых является развитие иноязычных монологических умений, а часть из них предполагает решение школьниками проблемных задач. Данные упражнения выполняются обучающимися в разных формах, однако в УМК "EnjoyEnglish 10" более распространены проблемные задания с групповой и проектной формами работы.В настоящее время обучение монологическому высказыванию осуществляется с использованием инновационных методов и технологий. В нашей работе мы рассмотрели метод case-study, который был выбран нами по критерию интерактивности обучения, а также чтобы продемонстрировать вариант обучения монологу - на основе ситуаций и заданий кейса. Мы пришли к выводу, что данный метод предоставляет большие возможности для интенсификации обучения монологическому высказыванию на основе проблемного подхода в силу его направленности на основные механизмы говорения в монологической форме и моделирования условий для высказывания учащимися собственного мнения, аргументации, обсуждения.Мы полагаем, что цель исследования достигнута, задачи выполнены.БиблиографияАнтонова, И. И. Критерии и нормы оценок монологической речи / И. И. Антонова // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 4. – С. 72–80.Богданова, О. С. Логико-коммуникативные программы при обучении монологическому высказыванию / О. С. Богданова // Иностранные языки в школе. – 1988. –№ 5. – С. 35-43.Габеева, К. А. Некоторые вопросы обучения монологической речи на завершающем этапе основной школы (8–9 классы) / К. А. Габеева // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 7. – С. 67–72.Гальскова, Н. Д. Лингводидактика / Н. Д. Гальскова. – М. : МГОУ, 2014. - 242 с.Гущина, Т.И. Обучение пониманию монологической речи на слух / Т. И. Гущина // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 8. - С. 65-71.Дружинина М. В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку / М. В. Дружинина // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С. 67-69.Златогорская, Р. Л. Обучение монологической речи / Р. Л. Златогорская // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 4. – С. 54–57.Еремин, А. С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А. С. Еремин. – М., 2010. – 81 с.Еремин, А. С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А. С. Еремин. – М., 2010. – 136 с.Использование проблемного метода при обучении иностранному языку на примере работы над иноязычным текстом [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.rushauka.com(дата обращения: 12.06.2020).Калинина, С. В. К концепции обучения монологическому высказыванию С. В. Калинина // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 1. – С. 22-26.Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 1999. - 118 с.Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 2000. - 247с.Малетина, Л. В. Отбор и дидактическая организация системы учебных аутентичных материалов как информационной основы монологического высказывания / Л. В. Малетина // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6-2 (12). - С. 43-46.Миролюбов, А. А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / А. А. Миролюбов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Назарова, А. В. Особенности иноязычной монологической речи и система ее оценивания / А. В. Назарова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – № 2–2. – С. 149–157Обучение монологической речи на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://gigabaza.ru/doc/63804.html(дата обращения: 12.06.2020).Олейник, Т. И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Т. И. Олейник. –М.: Просвещение, 2012. – 246 с.Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2011. – 162 с.Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов / Л. В. Покушалова. – М., 2011. – 157 с.Рахманов, И. В. Обучение устной речи на иностранном языке / И. В. Рахманов. – М.: «Просвещение», 2009. – 160 с.Скалкин, В. Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей / В. Л. Скалкин. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. – 153 с.Соболева А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению // Молодой ученый. – 2009. – №11. – С. 320-323. [Электронный ресурс] -URL: https://moluch.ru/archive/11/789/(дата обращения: 12.06.2020).Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. / Е. Н. Соловова.– М.: Просвещение, 2005. – 239 с. Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.
2. Богданова, О. С. Логико-коммуникативные программы при обучении монологическому высказыванию / О. С. Богданова // Иностранные языки в школе. – 1988. –№ 5. – С. 35-43.
3. Габеева, К. А. Некоторые вопросы обучения монологической речи на завершающем этапе основной школы (8–9 классы) / К. А. Габеева // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 7. – С. 67–72.
4. Гальскова, Н. Д. Лингводидактика / Н. Д. Гальскова. – М. : МГОУ, 2014. - 242 с.
5. Гущина, Т. И. Обучение пониманию монологической речи на слух / Т. И. Гущина // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 8. - С. 65-71.
6. Дружинина М. В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку / М. В. Дружинина // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С. 67-69.
7. Златогорская, Р. Л. Обучение монологической речи / Р. Л. Златогорская // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 4. – С. 54–57.
8. Еремин, А. С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А. С. Еремин. – М., 2010. – 81 с.
9. Еремин, А. С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А. С. Еремин. – М., 2010. – 136 с.
10. Использование проблемного метода при обучении иностранному языку на примере работы над иноязычным текстом [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.rushauka.com (дата обращения: 12.06.2020).
11. Калинина, С. В. К концепции обучения монологическому высказыванию С. В. Калинина // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 1. – С. 22-26.
12. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 1999. - 118 с.
13. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 2000. - 247с.
14. Малетина, Л. В. Отбор и дидактическая организация системы учебных аутентичных материалов как информационной основы монологического высказывания / Л. В. Малетина // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6-2 (12). - С. 43-46.
15. Миролюбов, А. А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / А. А. Миролюбов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
16. Назарова, А. В. Особенности иноязычной монологической речи и система ее оценивания / А. В. Назарова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – № 2–2. – С. 149–157
17. Обучение монологической речи на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://gigabaza.ru/doc/63804.html (дата обращения: 12.06.2020).
18. Олейник, Т. И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Т. И. Олейник. – М.: Просвещение, 2012. – 246 с.
19. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2011. – 162 с.
20. Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов / Л. В. Покушалова. – М., 2011. – 157 с.
21. Рахманов, И. В. Обучение устной речи на иностранном языке / И. В. Рахманов. – М.: «Просвещение», 2009. – 160 с.
22. Скалкин, В. Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей / В. Л. Скалкин. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. – 153 с.
23. Соболева А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению // Молодой ученый. – 2009. – №11. – С. 320-323. [Электронный ресурс] - URL: https://moluch.ru/archive/11/789/ (дата обращения: 12.06.2020).
24. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
25. Щукин, А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2014. – 240 с.
Вопрос-ответ:
Какова сущность проблемного подхода в обучении монологическому высказыванию на английском языке?
Сущность проблемного подхода заключается в том, чтобы ставить перед учащимися проблемные задачи и задания, которые требуют активного поиска решений и предоставления собственных монологических высказываний на английском языке. Это помогает развивать навыки самостоятельного мышления, анализа и коммуникации на иностранном языке.
Чем отличается проблемный подход от других методов обучения монологическому высказыванию на иностранном языке?
Проблемный подход отличается тем, что он активно вовлекает учащихся в процесс обучения и ставит перед ними проблемные задания, требующие нестандартного подхода и поиска решений. В отличие от других методов, проблемный подход акцентирует внимание на развитии навыков самостоятельного мышления, анализа и коммуникации, а также на активной практике устной речи на иностранном языке.
Какие навыки развивает проблемный подход в обучении монологическому высказыванию на английском языке?
Проблемный подход развивает навыки самостоятельного мышления, анализа информации, постановки целей и поиска решений. Он также способствует развитию навыков коммуникации и устной речи на английском языке, поскольку требует от учащихся предоставления собственных монологических высказываний на заданные темы.
Какие методические основы применяются при обучении монологическому высказыванию на английском языке?
При обучении монологическому высказыванию на английском языке применяются такие методические основы, как формирование коммуникативной компетенции, развитие навыков самостоятельного мышления и анализа информации, активная практика устной речи, использование проблемных задач и заданий, а также обратная связь и коррекция ошибок.
Какие выводы можно сделать по главе, посвященной проблемному подходу в обучении монологическому высказыванию на английском языке?
Из главы можно сделать вывод, что проблемный подход эффективен в обучении монологическому высказыванию на английском языке, поскольку он активно вовлекает учащихся в процесс обучения, развивает навыки самостоятельного мышления и анализа информации, а также способствует развитию устной речи и коммуникативной компетенции.
Какова функциональная характеристика иноязычной монологической речи?
Иноязычная монологическая речь имеет функцию передачи информации, выражения своих мыслей и идей на иностранном языке без участия других людей. Она позволяет говорящему самостоятельно выразить свои мысли и коммуницировать на иностранном языке в различных ситуациях.
В чём заключается сущность проблемного подхода в обучении монологическому высказыванию на иностранном языке?
Сущность проблемного подхода заключается в том, что учащиеся сталкиваются с конкретными проблемами, задачами или ситуациями, которые требуют поиска и решения, а не только усвоения готовых правил и выражений. Проблемный подход активизирует мышление и позволяет развивать коммуникативные навыки, критическое мышление и творческий подход к изучению иностранного языка.
Какие методические основы можно использовать при обучении монологическому высказыванию на английском языке?
При обучении монологическому высказыванию на английском языке можно использовать методические основы, такие как: активизация предварительных знаний учащихся, моделирование коммуникативных ситуаций, использование аутентичных материалов, организация диалогической и монологической практики, обратная связь и самооценка.
Какие выводы можно сделать по главе о проблемном подходе в обучении монологической речи на иностранном языке?
Из главы следует, что проблемный подход позволяет развивать навыки монологической речи на иностранном языке через решение конкретных проблем и задач. Он активизирует мышление, развивает коммуникативные навыки и способствует формированию критического и творческого мышления учащихся.