Проектирование и реализация экологического воспитания и образования дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 38 38 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 03.08.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятия и подходы к проблеме экологического воспитания и образования дошкольников 6
1.2 Анализ образовательных программ: содержание экологического воспитания и образования дошкольников 9
1.3 Условия, необходимые для реализации экологического воспитания и образования дошкольников 12
1.4 Технологии экологического образования детей 16
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Диагностика уровня экологических представлений детей дошкольного возраста 20
2.2 Проектирование работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников на примере старшей группы 23
2.3 Методические рекомендации педагогам 31
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36


Фрагмент для ознакомления

Этот Центр на время проекта должен стать производственной мастерской, где оперативно изготавливается все необходимое для других Центров и для игры. Большие коробки из-под бытовой техники «превращаются» в корабль, в вагоны поезда, в салон самолета; из них дети вместе со взрослыми конструируют животных – жителей леса (волк, медведь, лиса, заяц и др.).
7) Работа в Центре кулинарии. Задача «сотрудников» Центра – подготовка «сухого пайка» для путешествия. Для этого может быть проведен опрос «Кто что любит». Проводится исследование «Сколько нужно заготовить сушек/сухариков/крекеров». Вместе со взрослыми дети считают, взвешивают, комплектуют пакеты с сухим пайком; решают проблемные задачи «Как уберечь продукты от воды?» «Во что лучше упаковывать продукты – в полиэтиленовый пакет, фольгу, бумагу?»
8) Работа в Центре экспериментирования. Моделирование леса, водоема, строительство дорог, наведение мостов и других важных сооружений.
Таблица 2 – План проведения проекта «Растения и животные родного края»
№ п/п Содержание работы Участники проекта Ответствен-ный Сроки Подготовительный этап 1 Подготовка материалов проекта:
- создание предметно-развивающей среды (методическое и дидактическое обеспечение);
- разработка буклета-приглашения для родителей и детей, цели, задачи проекта, ожидаемые результаты (информация о важности проектной деятельности для формирования экологических знаний о жизни диких животных родного края и роли человека) Дети
Воспитатели
Родители Координатор проекта (воспитатель группы) 1 неделя проекта 2 Провести родительское собрание:
- рассказать о проекте, раздать буклеты, заручиться поддержкой;
- сообщение критериев к итоговой презентации;
- подобрать иллюстрации, предметные картинки о диких животных родного края для книжки – самоделки. Родители Координатор проекта 3 Подготовка необходимых печатных и электронных ресурсов:
- подбор художественной литературы;
- подбор методической литературы;
- поиск информации в Интернете о животных родного края;
- оформление материалов в папку Воспитатели
Родители Координатор проекта 4 «Введение в проект» – стартовая презентация.
Обсуждение вопросов проекта для оценки педагогами уровня знаний детей, их интересов, потребностей Воспитатели
Родители Координатор проекта Основной этап 1 Информация для родителей «Приспособление диких зверей к условиям жизни»
- Предложить родителям посмотреть по телевизору вместе с ребенком небольшой отрывок из познавательного фильма о жизни диких животных.
- Прочитать отрывок из сказки Г. Скребицкий «Всяк по-своему» Родители Координатор проекта 2 неделя проекта 2 - Информация для родителей. Где и как зимуют животные нашей страны. «Пассивные зимовщики среди зверей»
- Предложить родителям посмотреть вместе с детьми презентации из Интернета, показывающие реальную жизнь зверей в лесу.
- Подобрать иллюстрации, фотографии о жизни диких животных родного края.
- Прочитать рассказ С. Воронин «Трусишка».
- Посетить зоопарк Воспитатели
Родители Координатор проекта 3 неделя проекта 3 - Предложить родителям изготовить книжку-малышку и помочь ребенку придумать рассказ о зайце «Хитрый заяц», «Умный заяц», «Трусливый заяц» по выбору для книжки – малышки Воспитатели
Родители Координатор проекта 4 неделя проекта 4 - Информация для родителей «Зимовка грызунов, копытных зверей»
- Пазлы «Дикие и домашние животные» - Интернет
- Предложить родителям принять участие в детском конкурсе чтецов. Подобрать и разучить стихотворение о животных и птицах родного края Воспитатели
Родители Координатор проекта 5 неделя проекта 5 - Информация для родителей «Зимовка пушных зверей».
- Предложить родителям помочь детям приготовить информацию для самодельной энциклопедии «Животный мир родного края».
- Информация на стенде: бывают ли «полезные» и «вредные» животные? Воспитатели
Родители Координатор проекта 6 неделя проекта 6 - Предложить родителям сводить ребенка в краеведческий музей.
- Помочь ребенку нарисовать понравившееся животное Воспитатели
Родители Руководитель по ИЗО Координатор проекта 7 неделя проекта 7 - Кроссворд «Животные родного края»
- Предложить участвовать в конкурсе: поделки своими руками «Животные родного края».
- Практическая помощь в подготовке детской презентации Дети
Воспитатели
Родители Координатор проекта 8 неделя проекта 8 - Информация для родителей «Поиск и устройство зимних убежищ»
- Предложить подобрать из интернета картинку понравившегося дикого животного родного края с описанием для самодельной энциклопедии Воспитатели
Родители Координатор проекта 9 неделя проекта Заключительный этап 1 Подведение итогов
- оценивание продуктов творческой деятельности детей: выставка поделок, книжек-самоделок, рисунков, коллажа, аппликаций, фотографий, книжек-малышек. Дети
Воспитатели
Родители Координатор проекта 10 неделя проекта 2 Викторина «Знатоки» Дети
Воспитатели
Родители Воспитатель 3 - Защита презентаций.
- Вручение грамот, дипломов родителям и детям участникам проекта Дети
Воспитатели
Родители Воспитатель
План мероприятий с педагогами представлен в таблице 3.
Таблица 3 – План мероприятий с педагогами
Форма работы Тема Цель Семинар «Экологические представления дошкольников: вопросы диагностики» Познакомить педагогов с методами и методиками диагностики экологических представлений дошкольников Круглый стол «Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста» Познакомить педагогов с методами экологического воспитания дошкольников Семинар-практикум «Организация игр в процессе экологического воспитания» Формирование практических умений и навыков по организации игр Семинар-практикум «Организация опытов в процессе экологического воспитания» Формирование практических умений и навыков по организации экспериментирования Оформление выставки литературы в методическом кабинете «Экологическое воспитание и образование дошкольников» Представить картотеку игр, опытов, наблюдений, конспектов экскурсий, список рекомендованной литературы для самообразования
Таким образом, проведение данного проекта осуществляется после предварительной подготовки и создания предметно-развивающей среды.


2.3 Методические рекомендации педагогам

В качестве методических рекомендаций педагогам рассмотрим более подробно некоторые элементы развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Экологическая комната – это помещение, в котором осуществляется процесс экологического образования дошкольников. Функционально экологическая комната разделяется на несколько зон:
– учебная зона – это организация пространства для различных видов деятельности детей – дидактических игр, рисования, чтения художественных произведений;
– коллекции – это наборы определенных природных объектов для ознакомления детей с миром природы и формирования навыков исследования и классификации; коллекции могут включать различные открытки, гербарии, минералы и другие;
– зона релаксации – это уголок, в котором дети могут отдохнуть, расслабиться под звуки природы, льющейся воды, в процессе наблюдения за животными, например, рыбками в аквариуме;
– библиотека – это уголок, в котором представлены различные художественные произведения, книги, энциклопедии для дошкольников;
– зона выставки – это подборка интересных материалов по определенным темам («Космос», «Животные леса», «Красная книга» и другие), а также творческие работы детей (рисунки, поделки);
– экологические карты, планы местности;
– экологические игры – дидактические, сюжетные, имитационные игры для формирования у детей экологических представлений.
Следующий элемент развивающей предметно-пространственной среды – это лаборатория. Основная задача работы с детьми в условиях лаборатории – это развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности, формирование умений и навыков экспериментирования для изучения свойств объектов природы. В лабораториях с помощью различного оборудования дошкольники могут проводить опыты по изучению свойств воды, воздуха, а также наблюдения за объектами живой природы.
Живой уголок – это элемент развивающей предметно-пространственной среды, который является достаточно традиционным для дошкольных образовательных организаций. Содержание живого уголка составляют различные растения и животные. Среди животных в ДОО, как правило, в живой уголок помещают хомячков, морских свинок, лягушек, рыбок, канареек, попугаев. Среди растений выбираются те, которые не требуют особого ухода и отличаются неприхотливостью.
Зимний сад – это элемент развивающей предметно-пространственной среды, в котором представлены различные виды растений, подобранных по географическим, экологическим особенностям. Зимний сад выполняет не только образовательную, но и оздоровительную и релаксационную функции. В зимнем саду дети проявляют умения и навыки ухода за растениями, наблюдения за их ростом, приспособления к условиям окружающей среды. В саду также можно установить фонтанчики, аквариумы, различные дорожки из цветных камней.
Нетрадиционным элементом развивающей предметно-пространственной среды в ДОО является альпийская горка. Это уголок живой и неживой природы, включающий различные виды растений и разноцветных камней. Альпийские горки располагаются на территории ДОО и на участках. Детей альпийские горки привлекают своей красочностью, что позволяет формировать у дошкольников эстетический вкус, осознание красоты природы.
Следующий элементы среды – это экологический музей. Музей как средство экологического образования может использоваться в двух направлениях: во-первых, это посещение краеведческих, естественнонаучных музеев, во-вторых, это создание мини-музея на базе ДОО. Музей может включать в себя несколько экспозиций по растительному миру (гербарии, редкие виды растений, лекарственные травы), животному миру (альбомы, фотографии, иллюстрации), а также по объектам неживой природы (минералы, горные породы). Также в музее можно представить различные модели экосистем.
Отдельно можно выделить картинные галереи, которые могут быть представлены в коридоре ДОО. Картины, пейзажи, рисунки могут создаваться детьми в процессе различных мероприятий, в результате деятельности в уголке природы. Также это могут быть поделки из природного материала, «портреты» животных, натюрморты, фотографии, рисунки детей.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО является процессом творческим, поэтому в современных условиях существуют и нетрадиционные элементы среды, например, комната космоса, аквацентр, краеведческая комната, центр науки и другие.
Выводы по 2 главе

Организация и проведение диагностики является одним из направлений деятельности педагога дошкольной образовательной организации в процессе проектирования системы работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. На основании анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие критерии и показатели сформированности экологических представлений у дошкольников. Также были подобранны диагностические задания, соответствующие критериям и показателям.
Проектирование работы педагогом включает в себя: создание развивающей предметно-пространственной среды, разработку содержания и выбор оптимальных форм и методов работы с дошкольниками, а также организацию взаимодействия с родителями.
Работа с детьми проводится в форме дидактических игр на основе перспективного плана. Дидактические игры должны быть организованы не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах – на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности детей в уголке природы. Помимо дидактических игр с детьми организуются беседы, наблюдения, экспериментирование, проектная деятельность.
Организация взаимодействия с родителями должна осуществляться в следующих формах работы: экологический проект; родительское собрание; консультации; семинар-практикум; выставка литературы.
В качестве методических рекомендаций педагогам рассмотрим более подробно некоторые элементы развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые направлены на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научно-методической литературы показал, что экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста реализуется на основе образовательной программы посредством различных форм и методов экологического обучения, воспитания и развития.
В экологическом образовании детей дошкольного возраста важная роль принадлежит развивающей предметно-пространственной среде, которая включает в себя следующие элементы – экологическая комната, экологическая тропа, лаборатория, экологический музей и другие. Также к условиям экологического воспитания детей следует отнести использование разнообразных методов и организацию взаимодействия с родителями.
Проектирование работы педагогом включает в себя: создание развивающей предметно-пространственной среды, разработку содержания и выбор оптимальных форм и методов работы с дошкольниками, а также организацию взаимодействия с родителями. Работа с детьми проводится в форме дидактических игр на основе перспективного плана. Помимо дидактических игр с детьми организуются беседы, наблюдения, экспериментирование, проектная деятельность.
В качестве методических рекомендаций педагогам рассмотрим более подробно некоторые элементы развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, направленной на экологическое воспитание и образование дошкольников.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
Антипенко, И.Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И.Н. Антипенко, И.В. Ковалева // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 169–171.
Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 182 с.
Воробьева, М.В. Растим друзей природы. Экологическое образование дошкольников / М.В. Воробьева. – Одинцово: ОГУ, 2015. – 154 с.
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 23–27.
Зебзеева, В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / В. А. Зебзеева. – Москва: Директ-Медиа, 2015. – 307 с.
Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева. – Москва: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Кобель, Г.Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. – 2016. – № 5. – С. 692–694.
Комарова, О.А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации / О.А. Комарова, Т.В. Кротова. – Москва: МГПУ, 2017. – 94 с.
Лаврова, Л.Н. Экологическое образование дошкольников / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – Липецк: ИРО, 2018. – 118 с.
Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16–18.
Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2016. – 260 с.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17–21.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2019. – 270 с.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. – Москва: Мозаика-синтез, 2011. – 59 с.
Полякова, М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю / М.Н. Полякова //Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 7–19.
Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В.В. Бардалим, М.Л. Вайнапель, Н.А. Виноградова; под ред. Н.В. Микляевой. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
Пространство детского сада: познание, экология / В. Букина; под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – Москва: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 112 с.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова. – Москва: Русское слово, 2016. – 111 с.
Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – Москва: Линка-Пресс, 2012. – 192 с.
Сергеева, Г.В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования / Г.В. Сергеева // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 83–91.
Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О. А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
Сумарокова, А.М. Обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО / А.М. Сумарокова // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 409–411.
Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников / С.А. Суркина. – Саратов: Саратовский источник, 2011. – 104 с.
Шаховская, Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования / Н.Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 2. – С. 9–17.











7


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
2. Антипенко, И.Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И.Н. Антипенко, И.В. Ковалева // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 169–171.
3. Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 182 с.
4. Воробьева, М.В. Растим друзей природы. Экологическое образование дошкольников / М.В. Воробьева. – Одинцово: ОГУ, 2015. – 154 с.
5. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 23–27.
6. Зебзеева, В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / В. А. Зебзеева. – Москва: Директ-Медиа, 2015. – 307 с.
7. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева. – Москва: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
8. Кобель, Г.Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. – 2016. – № 5. – С. 692–694.
9. Комарова, О.А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации / О.А. Комарова, Т.В. Кротова. – Москва: МГПУ, 2017. – 94 с.
10. Лаврова, Л.Н. Экологическое образование дошкольников / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – Липецк: ИРО, 2018. – 118 с.
11. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16–18.
12. Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2016. – 260 с.
13. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17–21.
14. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2019. – 270 с.
15. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. – Москва: Мозаика-синтез, 2011. – 59 с.
16. Полякова, М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю / М.Н. Полякова //Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 7–19.
17. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В.В. Бардалим, М.Л. Вайнапель, Н.А. Виноградова; под ред. Н.В. Микляевой. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
18. Пространство детского сада: познание, экология / В. Букина; под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – Москва: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.
19. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 112 с.
20. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова. – Москва: Русское слово, 2016. – 111 с.
21. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – Москва: Линка-Пресс, 2012. – 192 с.
22. Сергеева, Г.В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования / Г.В. Сергеева // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 83–91.
23. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О. А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
24. Сумарокова, А.М. Обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО / А.М. Сумарокова // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 409–411.
25. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников / С.А. Суркина. – Саратов: Саратовский источник, 2011. – 104 с.
26. Шаховская, Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования / Н.Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 2. – С. 9–17.

Вопрос-ответ:

Какие понятия и подходы используются при проблеме экологического воспитания и образования дошкольников?

Понятия и подходы к проблеме экологического воспитания и образования дошкольников включают в себя такие понятия как экологическая компетентность, экологическое сознание, экологическая культура. Подходы включают экологический, системный и ценностный подходы.

Каково содержание экологического воспитания и образования дошкольников?

В содержание экологического воспитания и образования дошкольников входят такие аспекты, как знакомство с природой и окружающей средой, развитие экологического сознания, формирование экологических ценностей и навыков экологического поведения.

Какие условия необходимы для реализации экологического воспитания и образования дошкольников?

Для реализации экологического воспитания и образования дошкольников необходимы такие условия, как наличие образовательной среды, которая способствует взаимодействию ребенка с природой и окружающей средой, наличие квалифицированных педагогов, которые способны организовать и провести реализацию программы экологического образования, а также поддержка со стороны родителей и общества.

Какие технологии используются при экологическом образовании дошкольников?

При экологическом образовании дошкольников используются различные технологии, такие как наблюдение в природе, экскурсии, игры на природе, экологические проекты, использование информационных технологий, проведение экологических экспериментов и т.д. Все эти технологии способствуют активному и познавательному взаимодействию детей с окружающей средой.

Какие подходы представлены в анализе образовательных программ содержания экологического воспитания и образования дошкольников?

В анализе образовательных программ содержания экологического воспитания и образования дошкольников представлены такие подходы, как научно-педагогический, системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Эти подходы обеспечивают комплексный и целостный подход к реализации экологического воспитания и образования дошкольников.

Какие понятия и подходы используются при проектировании экологического воспитания и образования дошкольников?

При проектировании экологического воспитания и образования дошкольников используются такие понятия, как экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура. В качестве подходов используются системный подход, деятельностный подход, ценностно-ориентированный подход и др.

Что включает содержание образовательных программ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников?

Содержание образовательных программ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников включает изучение природы, природных явлений, растений и животных, оценку воздействия человека на окружающую среду, формирование ценностного отношения к природе и ее охране, развитие экологических умений и навыков.

Какие условия необходимы для реализации экологического воспитания и образования дошкольников?

Для реализации экологического воспитания и образования дошкольников необходимы следующие условия: наличие экологической инфраструктуры (парки, сады, экологические тропы), создание комфортной и безопасной среды обучения, привлечение квалифицированных педагогов и специалистов, использование современных технологий и методов обучения, сотрудничество с семьями воспитанников.