- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Классическая школа управления……………………………………………5
1.1. Основные проблемы, решаемые школой управления…………………...5
1.2. Биография Г.Эмерсона…………………………………………….............11
2. Вклад в теорию и практику управления персоналом Г.Эмерсона………..13
2.1. Развитие управления, как науки…………………………………………. 13
2.2. Анализ вклада Г.Эмерсона в теорию и практику управления………….17
2.3. Основные проблемы менеджмента, решаемые Г.Эмерсоном………….20
3. Заключение…………………………………………………………………..22
3.1. Значение вклада в развитие теории управления………………………...22
Вывод…………………………………………………………………………...26
Список источников и литературы…………………………………………….27
Фрагмент для ознакомления
Но внимательное вчитывание в содержание декларируемых им положений и апробация данных принципов на практике позволяет нам умозаключить, что максимизировать эффективность предлагаемых идей поможет именно качество соответствующего экономического мышления кадров управления.2.3. Основные проблемы менеджмента, решаемые Г.ЭмерсономИтак, почти параллельно с Тейлором проблемы управления производством исследовал Гаррингтон Эмерсон, чьи основные идеи отражены в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.). Он первым обратил внимание на принципы научного подбора и обучения служащих [6, с. 86].В начале ХХ в. наиболее распространенными были линейная, функциональная и штабная структуры организации. Как и Ф. У. Тейлор, Г. Эмерсон считал, что повышение эффективности организации возможно за счет дополнения линейного принципа построения структуры штабным принципом. При этом для слаженной работы линейных и штабных управленческих единиц необходима четкая координация и определение системы их взаимоотношений. Линейный менеджер правомочен начинать действия, но это не должно происходить независимо от штабных работников. Основная задача штабных подразделений заключается в том, чтобы «каждый член линейного подразделения мог в любое время извлечь выгоды из штабных знаний и штабной помощи»[233].К функциям штаба относятся:• отбор, подготовка, организация и распределение человеческих ресурсов;• правильная расстановка и обслуживание машин и оборудования;• разработка оптимальных методов труда и организация доставки материалов в нужное время и место.Кроме того, для повышения эффективности работы всей организации необходим сильный руководитель, который будет контролировать, регулировать и гармонизировать как линейные, так и штабные звенья.В соответствии с концепцией генерального штаба при возникновении сложной проблемы она разбивается на несколько отдельных вопросов, каждый из которых детально прорабатывается одним из сотрудников штаба. Далее в штабе аккумулируется и обрабатывается вся имеющаяся информация по данной проблеме и в концентрированном виде предоставляется руководителю. Только руководитель обладает полномочием принятия окончательного решения и несет персональную ответственность за его последствия. Причем руководитель может и не быть специалистом ни по штабной, ни по оперативной части, но зато имеет те качества, которые позволяют человеку управлять людьми и согласовывать их усилия.Г. Эмерсон сформулировал положение о том, что каждая иерархическая ступень управления создается для улучшения обслуживания нижестоящей ступени, а не для облегчения существования вышестоящих звеньев управленческой пирамиды.Г. Эмерсон стал одним из наиболее известных последователей Ф. У. Тейлора, пропагандистом принципов научного менеджмента перед рабочими. Многие идеи Гаррингтона Эмерсона, касающиеся направлений повышения эффективности функционирования предприятия, рационализации его организационной структуры и принципов производительности, не потеряли своей актуальности и в настоящее время.3. Заключение3.1. Значение вклада в развитие теории управленияРассмотренные выше наработки, а также некоторые другие, и повернули менеджмент окончательно в сторону человека. Но в разгар века не только социологи и психологи занимались вопросами управления. Ещё одной важной школой менеджмента, которую можно с полным правом назвать неклассической, является школа количественных методов. Кибернетика, которая помогла окончательно утвердить неклассический тип рациональности [4, с. 86], оказала влияние и на управление. Вместе с математикой и статистикой она дала управлению математические методы, информационные технологии, заменила словесные рассуждения моделированием и символами, способствовала возникновению общей теории управления и теории принятия управленческих решений. Интересно, что «кибернетика» переводится с древнегреческого как «искусство управления».Рассмотренные школы и направления показывают, как менеджмент вошел в ряды научных дисциплин в период перехода от классической рациональности к неклассической, в период становления неклассической науки.Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что появление менеджмента как научной дисциплины закономерно с точки зрения развития науки в целом.В конце 19 – начале 20 вв. шло бурное развитие научной мысли о теории организации. Ученые разных стран проводили исследования различных аспектов формирования и развития организации, способов управления ею, создания структуры организации и налаживания взаимодействия между ее элементами. Наиболее значимый вклад в науку управления организацией внесли представители классической и гуманистической школ менеджмента, результаты исследований которых актуальны и в настоящее время.Основателем школы научного менеджмента классической школы организационной теории был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), который в 1906 году становится президентом Американского общества инженеров-механиков и в 1911 г. основывает Общество содействия научному менеджменту. В наши дни именно его часто называют «отцом научного менеджмента». Фредерик Тейлор первый, кто предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности. Учеными, которые разделяли взгляды Ф. Тейлора и были его последователями, являлись Ф. Гилберт, который сотрудничал с Фредериком Тейлором и внес свой вклад, а именно создал «науку о движении», Л. Гилберт, Г. Форд и другие [12].Основные идеи и методы школы научного менеджмента были сформированы в период 1885-1920 гг. в период активного формирования производства, перехода экономик к промышленному развитию. В своей книге Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда, а именно:1) Изучение задач и анализ движений, которые требуются для выполнения определенной работы;2) Подробное описание каждого движения, составляющих его усилий и измерение времени, затраченного на каждое действие рабочего;3) На основе проведенных измерений, устранить все лишние движения выполнении работы при;4) Оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических сил и умственных усилий, и времени;5) Изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи в соответствии с выводами изучения движений, усилий и времени. [2, 3, 5]В тоже время, теоретики научного менеджмента не пренебрегали совсем и человеческим фактором, ведь:1. Систематически использовали стимулирование и поощрение работников для того, чтобы еще больше заинтересовать и привлечь их к увеличению производительности труда.2. Формировали новые нормы и формы оплаты труда.3. Предусматривали перерывы в работе.4. Признавалась так же важность правильного подбора персонала и обучения этих людей. [8]К классической школе относятся и исследования административной школы управления. Ее основателем принято считать французского горного инженера, теоретика и практика менеджмента Анри Файоля (1841-1925) [13].Наиболее важным отличием от авторов научного направления является то, что А. Файоль и все его последователи, а именно Джеймс Д. Муни, Альфред П. Слоан и др., имели немалый опыт работы в качестве руководителей.Вследствие чего, в основном они занимались выработкой подходов к усовершенствованию управления организацией в целом и созданием универсальных принципов управления.Разработка и внедрение основных методов и принципов управления административной школы организации пришлись на 1920-1950 гг. А. Файоль одним из первых разработал законченную концепцию менеджмента, в которой ввел такие понятия как «функция управления» и «принципы менеджмента» [13].В своих трудах он выделяет 5 основных функций, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: 1. Прогнозирование; 2. Планирование; 3. Организация; 4. Координирование; 5. Контроль.Кроме того, Файоль описывает обоснованные им важнейшие принципы управления:1. Разделение труда2. Полномочия и ответственность3. Единоначалие4. Дисциплина5. Единство действий6. Подчиненность интересов7. Вознаграждение8. Централизация9. Скалярная цепь10. Порядок11. Справедливость12. Стабильность персонала13. Инициатива14. Корпоративный дух [13]Следующей школой была бюрократическая школа. В ее базу легли идеи Макса Вебера (1864-1920) – немецкий социолог, экономит и юрист. Основным отличием было то, что Ф. Тейлор пытался ответить на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, в то время как М. Вебер искал ответы на вопрос, как сделать так, чтобы вся организация работала как отлаженная машина.Для этих целей он предлагал строить организации по линейному признаку и точно регламентировать количество и функции сотрудников. Вебер полагал, что функционирующую организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них. По мнению Вебера, организацией следует управлять на безличной, чисто рациональной основе, исключать эмоциональную составляющую во взаимоотношениях. Такую форму организации менеджмента Вебер назвал бюрократией. [11]ВыводТеоретики научного менеджмента не пренебрегали совсем и человеческим фактором, ведь:1. Систематически использовали стимулирование и поощрение работников для того, чтобы еще больше заинтересовать и привлечь их к увеличению производительности труда.2. Формировали новые нормы и формы оплаты труда.3. Предусматривали перерывы в работе.4. Признавалась так же важность правильного подбора персонала и обучения этих людей. [8]Основным выводом исследований школы наук о поведении стало то, что эффективность трудовой деятельности человека зависит не только от психологии его личности, но и от сложных взаимосвязей и взаимоотношений внутри группы. [7]Основные положения рассмотренных выше научных школ легли в основу науки организационного менеджмента, многие из них остаются актуальными и в наше время, позволяя лучше понять принципы построения, функционирования и развития организации.Список источников и литературыДиев В.С. Философия управления: проблемы, подходы, тенденции // Сибирский философский журнал. - Новосибирск: Издательство Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. - Т.9, №1- С. 5-15.Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2019. – 280 с.Стёпин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. - СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2019. - С.249 – 295.Стёпин В.С. Особенности научного познания и критерии типовнаучной рациональности // Эпистемология & философия науки. – 2018. - Т.XXXVI, № 2. - С.78-91.Стёпин В.С. Типы научной рациональности и синергетическаяпарадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. - Институт философии РАН,2017. - №4. - С.45-59.Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф.Тэйлор, Н. Форд. - М.: Республика, 2015. - 351 с.Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации /Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2016. - 352 с.Антонова, Н.Б. Прогнозирование и планирование экономики: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012 – 172 с.Бархатов, В.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка // Учебное пособие – Челябинск: ЮрГУ, 2011. – 140 с.Гадзоев, В.И. Особенности менеджмента в американских компаниях Электронный научно- практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». 2014. № 3. Ч.1 [Электронный ресурс]. // http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4315// Гончаров В.И. Менеджмент: учебное пособие/В.И. Гончаров. -Минск: Современная школа, 2010. - 246 с.Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие/В. Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К, 2010. - 477 с.Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров/Э.М. Коротков. - Москва: Юрайт, 2012. - 640 с.Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник/ Г.Б. Казначевская.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- 452 с.Кравченко А.И. История менеджмента/ А.И. Кравченко. - М.: Кнорус, 2010. - 367 с. Никулина И.Е., Тухватулина Л.Р., Черепанова Н.В. Основы современного менеджмента: учебное пособие / И.Е. Никулина, Л.Р. Тухватулина, Н.В. Черепанова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 249 с.Орлов, А.И. Менеджмент / Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2013. – 265 с.Семенова И.И. История менеджмента/ И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 392 с.Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой, Чернышева М. А., Основы менеджмента. под ред. проф. И. Ю. Солдатовой, Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс. – 2006. – 320 с.
Список источников и литературы
1. Диев В.С. Философия управления: проблемы, подходы, тенденции // Сибирский философский журнал. - Новосибирск: Издательство Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. - Т.9, №1- С. 5-15.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2019. – 280 с.
3. Стёпин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. - СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2019. - С.249 – 295.
4. Стёпин В.С. Особенности научного познания и критерии типов научной рациональности // Эпистемология & философия науки. – 2018. - Т. XXXVI, № 2. - С.78-91.
5. Стёпин В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. - Институт философии РАН, 2017. - №4. - С.45-59.
6. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Н. Форд. - М.: Республика, 2015. - 351 с.
7. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2016. - 352 с.
8. Антонова, Н.Б. Прогнозирование и планирование экономики: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012 – 172 с.
9. Бархатов, В.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка // Учебное пособие – Челябинск: ЮрГУ, 2011. – 140 с.
10. Гадзоев, В.И. Особенности менеджмента в американских компаниях Электронный научно- практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». 2014. № 3. Ч.1 [Электронный ресурс]. // http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4315//
11. Гончаров В.И. Менеджмент: учебное пособие/В.И. Гончаров. -Минск: Современная школа, 2010. - 246 с.
12. Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие/В. Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К, 2010. - 477 с.
13. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров/Э.М. Коротков. - Москва: Юрайт, 2012. - 640 с.
14. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник/ Г.Б. Казначевская.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- 452 с.
15. Кравченко А.И. История менеджмента/ А.И. Кравченко. - М.: Кнорус, 2010. - 367 с.
16. Никулина И.Е., Тухватулина Л.Р., Черепанова Н.В. Основы современного менеджмента: учебное пособие / И.Е. Никулина, Л.Р. Тухватулина, Н.В. Черепанова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 249 с.
17. Орлов, А.И. Менеджмент / Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2013. – 265 с.
18. Семенова И.И. История менеджмента/ И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 392 с.
19. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой, Чернышева М. А., Основы менеджмента. под ред. проф. И. Ю. Солдатовой, Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс. – 2006. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы решает классическая школа управления?
Основные проблемы, решаемые классической школой управления, включают разработку принципов и методов управления, акцент на эффективности и рационализации процесса управления, а также развитие и формирование стандартных процедур и стратегий.
Какую роль играет Г. Эмерсон в развитии управления как науки?
Г. Эмерсон сыграл значительную роль в развитии управления как науки. Он внес вклад в формирование основных принципов управления персоналом, разработал концепцию гуманистического подхода к управлению, а также разработал методы анализа и оптимизации организационной структуры.
Какие проблемы в управлении персоналом решает Г. Эмерсон?
Г. Эмерсон решает ряд основных проблем в управлении персоналом, включая оптимизацию организационной структуры, разработку системы мотивации и стимулирования сотрудников, а также улучшение процесса подбора и развития персонала.
Какие методы анализа и оптимизации организационной структуры разработал Г. Эмерсон?
Г. Эмерсон разработал методы анализа организационной структуры, позволяющие определить эффективность текущей структуры и выявить возможные проблемы. Он также предложил методы оптимизации, которые позволяют улучшить структуру и достичь более высокой эффективности управления.
Какой вклад Г. Эмерсон внес в теорию и практику управления?
Г. Эмерсон внес значительный вклад в теорию и практику управления. Он разработал принципы управления персоналом, сформировал основы гуманистического подхода к управлению, а также разработал методы анализа и оптимизации организационной структуры.
Кто такой Г. Эмерсон?
Г. Эмерсон - известный представитель классической школы управления, американский ученый и практик в области управления персоналом.
Какой вклад Г. Эмерсон внес в теорию и практику управления?
Г. Эмерсон внес значительный вклад в развитие управления как науки, анализируя проблемы и разрабатывая теоретические основы и практические подходы к управлению персоналом.
Какие основные проблемы решает классическая школа управления?
Основные проблемы, решаемые классической школой управления, включают организацию рабочих процессов, рационализацию производства, оптимизацию структуры организации и эффективное использование ресурсов.