24. Коммуникативный кодекс

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Гостиничное дело
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 16.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Коммуникативный кодекс 3
Принципы кооперации Г. П. Грайса 5
Максимы вежливости Дж. Н. Лича 6
Принципы коммуникации Р. Лакофф 9
Несоблюдение коммуникативного кодекса 10
Заключение 13
Библиографический список 15

Фрагмент для ознакомления

Со стороны партнера могут быть два вида ответной реакции партнера: полная коммуникативная неудача (ведет к прекращению контакта) или коммуникативное затруднение (в данном случае возможно вносить корректировки, когда нормальный ход общения восстановится).Тем не менее, нарушения постулатов не всегда приводят к коммуникативной неудаче. В некоторых случаях постулаты общения нарушаются намеренно. Во-первых, это происходит по причине противоречивости самих постулатов, например, «будь вежлив» и «будь краток и ясен». Во-вторых, постулаты общения могут быть нарушены в соответствии с целью говорящего – поставить партнера по общению в неудобное положение или оказать какое-либо влияние на адресата.Еще одной причиной нарушения коммуникативного кодекса могут быть предосудительные коммуникативные цели говорящего, такие как обман, клевета, сплетни. Для достижения данных целей участник общения либо напрямую лжет, либо в какой-либо форме искажает картину действительности. Следовательно, в данном случае нарушается постулат качества, т.е. необходимость говорить только правду. Как отмечает Т.В. Ларина, максимы речевого общения являются руководством к рациональному использованию языка и качественно отличаются от правил грамматики. Если нарушение правил грамматики обусловлено незнанием языка, то причинами нарушения речевых максим могут быть определенные намерения говорящего. Зачастую нарушение максим осуществляется для того, чтобы поддержать максимально благоприятную атмосферу общения. Нередко участники общения предпочитают ложь во благо нежели суровую правду. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда говорящему необходимо сообщить информацию, которая будетнеприятна для адресата. В таких случаях адресант сталкивается с выбором – сказать правду или солгать ради сохранения хороших отношений с партнером по общению. Как известно, один из основных принципов общения заключается в построении дружелюбного речевого контакта.Если существует выбор между вероятностью обидеть, оскорбить партнера и возможностью выразиться неопределенно, мы обычно выбираем последнее и тем самым нарушаем принцип качества.Кроме того, иногда участник общения может пользоваться косвенной речевой тактикой, основанной на принципе вежливости. В данной случае говорящий старается избежать прямого формулирования своих желаний, осуществление которых может затруднить собеседника. В связи с этим он использует, например, такие формы выражения просьбы, которые позволяют адресату возможность отказать в удовлетворении данной просьбы.Данный вид замещения коммуникативной цели называется смягчением коммуникативного намерения.Правила коммуникации также могут быть нарушены с целью увеличения экспрессивности речи, придания ей эстетической ценности. Для этого используются определенные стилистические приемы. К ним относятся: ирония, метафора, повтор, риторический вопрос и т.д. Однако злоупотребление такими приемами, нарушение постулатов вежливости и кооперации (например, многословие, использование неточных выражений) можеттакже стать причиной возникновения непреднамеренных коммуникативных ошибок.ЗаключениеНа современном этапе особое вниманиеуделяется разного рода коммуникациям, включая и те контакты, которые происходят у людей как членов социума. Для улучшения взаимодействия между людьми в процессе существования общества формируются специальные «механизмы», задачей которых является регулирование процессов коммуникации. Они представляют собой своеобразный кодекс поведения, кодекс взаимодействия людей как представителей того или иного общества, в то или иное время и на той или иной территории.Рассматривая коммуникативный кодекс и анализируя возможности его применения в практике речевого общения, необходимо иметь ввиду, что имеющиеся максимы и принципы не обладают абсолютным значением. Ни одна максима или принцип не гарантирует успешное взаимодействие между собеседниками. Кроме того, в некоторых случаях соблюдение одной максимы или принципы может привести к нарушению другой. Однако стоит признать, что на основе описанных принципов можно успешно построить речевое общение, а также повысить его эффективность. В связи с этим, для того, чтобы сделать общение более успешным, необходимо изучать язык и речь, основываясь на уже созданных трудах и собственном опыте. Если правила и нормы ведения диалога не соблюдаются, а принцип вежливости игнорируется, то происходит коммуникативная неудача.Тем не менее, нарушения постулатов не всегда приводят к коммуникативной неудаче. В некоторых случаях постулаты общения нарушаются намеренно. Во-первых, причиной этому могутслужить противоречивость самих постулатов, например, «будь вежлив» и «будь краток и ясен». Во-вторых, постулаты общения могут быть нарушены в соответствии с целью говорящего. Среди данных целей выделяются следующие:- предосудительные коммуникативные цели, такие как обман, клевета, сплетни;- построение дружелюбного речевого контакта с собеседником;- стремление избежать прямую формулировкусвоих желаний, осуществление которых может затруднить собеседника;- повышение экспрессивности речи, придание ей эстетической ценности.Библиографический списокВведенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.Власян Г.Р. Различные подходы к определению лингвистической вежливости // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2010 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-podhody-k-opredeleniyu-lingvisticheskoy-vezhlivosti (дата обращения 15.06.2020). Грайс Г. П. Логика и речевое общение. Пер. с англ. [Текст] / Г.П. Грайс // Грайс Г.П. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985. – С. 217-237.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – 320 с. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 258 с. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. – М.: ИКАР, 2007. – 480 с.

Библиографический список
1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.
3. Власян Г.Р. Различные подходы к определению лингвистической вежливости // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2010 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-podhody-k-opredeleniyu-lingvisticheskoy-vezhlivosti (дата обращения 15.06.2020).
4. Грайс Г. П. Логика и речевое общение. Пер. с англ. [Текст] / Г.П. Грайс // Грайс Г.П. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985. – С. 217-237.
5. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – 320 с.
6. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 258 с.
7. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. – М.: ИКАР, 2007. – 480 с.



Вопрос-ответ:

Что такое коммуникативный кодекс?

Коммуникативный кодекс - это набор правил и норм, регулирующих коммуникацию и взаимодействие людей. Он определяет, каким образом мы должны общаться, чтобы быть понятыми и уважаемыми.

Какие принципы кооперации предложены Г. П. Грайсом?

Г. П. Грайс предложил следующие принципы кооперации: максимальность, минимальность, нормальность, рациональность, релевантность и сотрудничество.

Какие максимы вежливости предложил Дж. Н. Лич?

Дж. Н. Лич предложил шесть максим вежливости: максима качества, максима количества, максима отношений, максима способа, максима времени и максима места.

Какие принципы коммуникации приводит Р. Лакофф?

Р. Лакофф приводит несколько принципов коммуникации, включая принципы целостности (кооптация, субординация, акцессорность), принципы перекодирования (типизация, метонимия, аллегория) и принципы трансформаций (перестановка, замена, удаление, добавление).

Какие последствия несоблюдения коммуникативного кодекса?

Несоблюдение коммуникативного кодекса может привести к полной коммуникативной неудаче и прекращению контакта с партнером. Также возможно возникновение коммуникативных затруднений, в таком случае можно вносить корректировки в общение, когда нормальный ход общения восстановится.

Какие принципы коммуникативного кодекса описывает статья?

Статья описывает принципы кооперации, максимы вежливости и принципы коммуникации.

Какие последствия могут быть при несоблюдении коммуникативного кодекса?

При несоблюдении коммуникативного кодекса возможны полная коммуникативная неудача или коммуникативные затруднения, которые могут привести к прекращению контакта с партнером.

Что означает коммуникативное затруднение?

Коммуникативное затруднение означает, что возникают проблемы в общении или понимании между партнерами из-за нарушения коммуникативного кодекса. В данном случае можно вносить корректировки, чтобы восстановить нормальный ход общения.

Какие максимы вежливости описывает Дж.Н. Лич?

Максимы вежливости, описываемые Дж.Н. Личем, включают: максиму качества, максиму количества, максиму отношения и максиму оценки.

Какие принципы коммуникации описывает Р. Лакофф?

Р. Лакофф описывает такие принципы коммуникации, как принципы совместного выполнения действия, принципы сотрудничества, а также принципы симметрии и дистанции.

Что такое коммуникативный кодекс?

Коммуникативный кодекс - это совокупность норм и правил, регулирующих коммуникацию между людьми. Он определяет, как вести себя в различных коммуникативных ситуациях, чтобы общение было эффективным и гармоничным.