Психология детства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 24 24 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Возрастные особенности развития воображения у детей дошкольного возраста 10
1.3. Условия развития воображения детей дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста 19
2.1. Методы и методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения 19
2.2 Результаты исследования 20
Выводы по главе 2 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Приложения………………………………………………………………28






Фрагмент для ознакомления

Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение детей в старшем дошкольном возрасте отличается способностью включить любой мелкий элемент в общую композицию и представить предполагаемый результат до того, как он появится.Можно выделить следующие условия формирования воображения дошкольников: поощрение к разработке замысла, к планированию его воплощения к созданию воображаемых ситуаций; стимулирование воображения во время чтения детской литературы; постановка творческих задач, проблемных ситуаций игрового содержания.Глава 2. Экспериментальное изучениеособенностей развития воображения у детей дошкольного возраста2.1. Методы и методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведенияПроанализировав теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальную работу по диагностике воображения у детей дошкольного возраста. Работа осуществлялась нами на базе МДОУ Детский сад. В исследовании принимали участие 15 детей, из которых 8 девочек и 7 мальчиков. В исследовании принимал участие дети в возрасте от 3 до 5 лет. Цель констатирующего этапа исследования – выявить исходный уровень развития воображения детей.Задачи:Выявить способности создавать оригинальные образыОпределить уровень познавательной активности детей Исследовать творческую инициативу детей, способность к порождению (поиску) надситуативных (творческих) решенийВыявить способности к преобразованию «нереального» в «реальное»Для диагностики были использованы следующие методики.1. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко (приложение 1)2. Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко (приложение 2)4. Методика «Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева(приложение 3)5. Методика «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева(приложение 4).2.2 Результаты исследованияВ результате проведения методики «Дорисовывание фигур» было выявлено, что большая часть детей (8 человек) имеет низкий уровень воображения. В рисунках этих детей отмечаются частые повторы, эти рисунки не оригинальны. 5 детей имеют средний уровень воображения - их рисунки более оригинальны. Они реже повторяются при выполнении задания, а так же эти работы имеют небольшое сходство с работами других детей в группе. Только у 2 детей высокий уровень воображения. Эти дети оригинальны. Среди их рисунков отмечено наименьшее количество повторов среди других детей (рис. 1)Рисунок 1 - Анализ уровня оригинальности детейВ результате проведения методики «Сочинение сказки»в ЭГ было выявлено, что большая часть детей (7 человек) имеет средний уровень развития творческого воображения. Дети основывались на некоторых известных сказках, но существенно их изменяли. У 6 детей низкий уровень развития творческого воображения – они либо отказывались от задания или пересказывали знакомую сказку с некоторыми модификациями.2 детей показали высокий уровень развития творческого воображения. Дети сочинялисказку самостоятельно, и при этом изложение было развернутым и детализированным (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ результатов методики «Сочинение сказки»Проведение методики «Как спасти зайку» показало, что у 6 детей из 15 3 уровень творческой инициативности. У данных детей решения с элементами простейшего символизма, они используют элемент волшебства, сказочности, но при этом учитывают и специфику предмета.У 3 детей 2 уровень творческой инициативности. Они не выходят за рамки простого выбора, пытаются, использовать предметы в готовом виде.У 3 детей 4 уровень творческой инициативности. Данные дети имеют установку на преобразование наличного предметного материала, самостоятельно и инициативно превращаютзадачу в задачу на преобразование.У 2 детей 5 уровень творческой инициативности. Дети не ограничиваются преобразованием предмета, а идут дальше: дополнительно преобразовывают предмет или строят целостную ситуацию посредством преобразования нескольких предметов.У 1 ребенка 1 уровень творческой инициативности. Ребенок утверждает, что задачу решить нельзя (рисунок 3).Рисунок 3 – Уровень творческой инициативности Проведение методики «Солнце в комнате» показало, что высокий уровень способности преобразовывать «нереальное» в «реальное» имеют 3 детей из 15. Они устранили несоответствия, доделали картинку, нарисовали окно, посадили солнышко в рамку и т.д. У 7 детей средний уровень. Дети формально либо содержательно устранили несоответствие (стерли, закрасили солнышко, либо нарисовали его в другом месте, сделали из солнышка лампу). 5 детей показали низкий уровень способности преобразовывать «нереальное» в «реальное». Они либо не знали, как исправить картинку, либо считали, что исправлять ничего не нужно (рисунок 4).Рисунок 4 – Анализ результатов методики «Солнце в комнате»Таким образом, на основании результатов эксперимента можно сделать вывод, что большая часть детей имеют низкий либо средний уровень способности создавать оригинальные образы, низкий либо средний уровень творческой инициативы, а также выявить способности к преобразованию «нереального» в «реальное». Все это позволяет заключить, что у детей дошкольного возраста преимущественно низкий и средний уровень развития воображения.Выводы по главе 2Проанализировав теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальную работу по диагностике воображения у детей дошкольного возраста.Для диагностики были использованы следующие методики.1. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.2. Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко.3. Методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич.4. Методика «Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева.5. Методика «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева.На основании результатов эксперимента можно сделать вывод, что большая часть детей имеют низкий либо средний уровень способности создавать оригинальные образы, низкий либо средний уровень познавательной активности детей и творческой инициативы, а также выявить способности к преобразованию «нереального» в «реальное». Все это позволяет заключить, что у детей дошкольного возраста преимущественно низкий и средний уровень развития воображения.ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Проведенный теоретический анализ феномена понятие воображения, дает нам основания для утверждения, что воображение – это психологический процесс, который основывается на преобразовании частей перцептивного, эмоционального и абстрактнологичного опыта личности на субъективно новые соотношения, построения образов предмета или ситуации, перестраивая представления на основе полученного опытаВоображение начинает формироваться у дошкольников уже в 2,5 - 3 года. Начиная с этого возрастного периода, выделяют познавательное воображение (используя игрушки, ребёнок проигрывает знакомые действия в разных вариантах) и аффективное (ребёнок проигрывает свои эмоции). В среднем дошкольном возрасте познавательное воображение обращено к ролевым действиям, рисованию, конструированию словесному творчеству. Интенсивность детских страхов в этом возрасте снижается, и аффективное воображение может не проявляться. Дети 6-7 лет уже могут проявлять самостоятельную творческую активность. Они способны выбирать цель, формулировать творческий замысел и стремиться к воплощению задуманного. Воображение детей в старшем дошкольном возрасте отличается способностью включить любой мелкий элемент в общую композицию и представить предполагаемый результат до того, как он появится.Можно выделить следующие условия формирования воображения дошкольников: поощрение к разработке замысла, к планированию его воплощения к созданию воображаемых ситуаций; стимулирование воображения во время чтения детской литературы; постановка творческих задач, проблемных ситуаций игрового содержания.Проанализировав теоретические основы развития воображения детей дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальную работу по диагностике воображения у детей дошкольного возраста.Для диагностики были использованы следующие методики.1. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.2. Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко.3. Методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич.4. Методика «Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева.5. Методика «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева.На основании результатов эксперимента можно сделать вывод, что большая часть детей имеют низкий либо средний уровень способности создавать оригинальные образы, низкий либо средний уровень познавательной активности детей и творческой инициативы, а также выявить способности к преобразованию «нереального» в «реальное». Все это позволяет заключить, что у детей дошкольного возраста преимущественно низкий и средний уровень развития воображения.Список используемой литературыАнуфриенко Е.В, Попова Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ(Благовещенск), 2016. — С.4.URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968(дата обращения: 18.06.2020).Большой толковый психологический словарь [Teкст] : в 2-х т. справочное издание / сост. А. Ребер. - М. : Вече : АСТ, 2000 - Т.1 : А- О. - 592 с.Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 сГонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. -С. 568-569.Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 43–49.Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – Смоленск, 1974.Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51Жатсель А. Воображение / А. Жатсель. – М.: ФАНР –ПРЕСС, 2006. – 144 с.Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138.Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью / Е. И. Игнатьев // Сб. "Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания". – Яр., 1966. – С. 34–35.Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055

Список используемой литературы


1. Ануфриенко Е.В, Попова Н.В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ(Благовещенск), 2016. — С.4.URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968(дата обращения: 18.06.2020).
2. Большой толковый психологический словарь [Teкст] : в 2-х т. справочное издание / сост. А. Ребер. - М. : Вече : АСТ, 2000 - Т.1 : А- О. - 592 с.
3. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с
6. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.
7. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. -С. 568-569.
8. Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 43–49.
9. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – Смоленск, 1974.
10. Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51
11. Жатсель А. Воображение / А. Жатсель. – М.: ФАНР –ПРЕСС, 2006. – 144 с.
12. Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / А. А. Иванова. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–138.
13. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью / Е. И. Игнатьев // Сб. "Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания". – Яр., 1966. – С. 34–35.
14. Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828
15. Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055

Вопрос-ответ:

Что такое воображение и как оно развивается у детей дошкольного возраста?

Воображение - это способность создавать воображаемые образы и ситуации, которые не существуют в реальности. У детей дошкольного возраста воображение развивается в тесной связи с развитием их фантазии и творческих способностей. Они начинают играть в вымышленные игры, выдумывать истории и рассказывать о них, что способствует развитию их воображения.

Какие возрастные особенности свойственны развитию воображения у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста наблюдаются определенные особенности в развитии их воображения. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети еще не отделяют воображаемое от реального и могут смешивать их. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) у детей появляется возможность создавать воображаемые ситуации и игровые сюжеты. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) воображение становится более развитым, дети могут с легкостью выдумывать истории и играть в сложные многокомпонентные игры.

Какие условия способствуют развитию воображения у детей дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей дошкольного возраста зависит от ряда условий. Важно создать для них стимулирующую обстановку, где они могут свободно играть, фантазировать и творить. Разнообразные игры с использованием разных материалов, игрушек и предметов способствуют развитию воображения. Также важно поощрять детей к составлению рассказов и историй, задавать им вопросы, позволяющие проявить и развить их воображение.

Какие методы и методики используются для экспериментального изучения развития воображения у детей дошкольного возраста?

Для изучения развития воображения у детей дошкольного возраста используются разные методы и методики. Например, один из методов - это наблюдение за детьми в процессе их игр и фантазирования. Также проводятся психологические эксперименты с использованием специальных игровых заданий и тестов, которые позволяют измерить и оценить уровень развития воображения у детей.

Что такое воображение и как оно развивается у детей дошкольного возраста?

Воображение – это способность представлять и воссоздавать объекты и события, которых нет в реальности. У детей дошкольного возраста развитие воображения происходит постепенно, начиная с простых игр с предметами и заканчивая созданием сложных сюжетов и миров.

Какие возрастные особенности отмечаются в развитии воображения у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте воображение становится более разнообразным и богатым. Дети начинают играть в "ловушки", "магазин" и другие ролевые игры, где они могут представлять себя в разных ролях и ситуациях. Они также могут создавать свои миры и персонажей в игровых сюжетах.

Какие условия способствуют развитию воображения у детей дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей дошкольного возраста способствуют такие условия, как свободная игра, наличие разнообразных игрушек и материалов, поддержка взрослых, которые поощряют детей в их творческих проявлениях, и создание уютного и стимулирующего окружения.

Какие методы и методики изучения особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста были использованы в эксперименте?

В эксперименте были использованы методы наблюдения и непосредственной работы с детьми. Также были применены различные методики, включая игровые задания и задания на рисование.

Какие результаты были получены в экспериментальном исследовании особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста?

Результаты экспериментального исследования показали, что развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит постепенно и зависит от разных факторов, таких как игра, стимулирующее окружение и поддержка взрослых. Дети, которые были более активны в игровой деятельности и имели возможность свободно выражать свое воображение, показали более высокий уровень развития воображения.

Что такое воображение в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе воображение определяется как способность создавать и воспроизводить образы, которых нет в реальности, на основе внутренних представлений и фантазий.

Какие возрастные особенности развития воображения у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте дети начинают развивать символическое и ролевое игровое поведение, что свидетельствует о развитии воображения. Они могут воображать и описывать предметы и события, которых нет в прямой доступности. У детей этого возраста также формируется способность представлять воображаемые образы в словесной форме.

Какие условия способствуют развитию воображения у детей дошкольного возраста?

Для развития воображения у детей дошкольного возраста важны игровые ситуации, когда ребенку предоставляется возможность экспериментировать, создавать воображаемые сцены и персонажей. Также важны поддержка и поощрение со стороны взрослых, которые могут стимулировать развитие воображения в ходе общения и игр с ребенком.