Роль исследований В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау о возможностях различных анализаторов в восприятии фонетических элементов речи
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В.И. БЕЛЬТЮКОВА, Л.В. НЕЙМАНА, Ф.Ф. РАУ 6
1.1. Влияние исследований В.И. Бельтюкова 6
1.2. Влияние исследований Л.В. Неймана 8
1.3. Влияние исследований Ф.Ф. Рау 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В.И. БЕЛЬТЮКОВА, Л.В. НЕЙМАНА, Ф.Ф. РАУ 16
2.1. Важность фонетических элементов речи в коммуникации 16
2.2. Компенсаторный механизм восприятия фонетического облика слов с помощью различных анализаторов (современный взгляд) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Задачи развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих школьников: 1. развитие способности воспринимать речевой материал только на слух, исключая зрение. 2. создание слухозрительной основы для восприятия устной речи. 3. совершенствование навыка активной речевой деятельности. 4. обогащение представлений глухих о неречевых звуках окружающего мира, включая музыку.Развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе [].Программа обучения произношению состоит из следующих разделов: 1. Речевое дыхание.Содержание работы – формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.2. Голос. Содержание работы составляет формирование у детей навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра. 3. Звуки и их сочетания. Содержание работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах при реализации концентрического метода обучения с применением сокращённой системы фонем. 4. Работа над словом. Эта работа предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (в соответствии с этапом обучения – точно или с использованием регламентированных фонем), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. 5.Работа над фразой. Содержание работы составляет формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы) и с правильным логическим ударением.Принятый в современной отечественной сурдопедагогике метод обучения произношению характеризуется как аналитико-синтетический концентрический полисенсорный (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина) [].Таким образом, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве. Это проявляется в том, что работа по развитию устной речи строится дифференцированно на основе выявленных в комплексном обследовании резервов развития слухозрительного и слухового восприятия устной речи с учётом уровня речевого развития и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение произношению на основе аналитико-синтетического концентрического полисенсорного метода, а также развивающееся слуховое восприятие создают принципиально новую полисенсорную основу для развития и коррекции устной речи в единой системе слухо-зрительно-кинестетических связей, что позволяет приблизить формирование устной речи у детей с патологией слухового анализатора к процессу овладения речью детей с нормальным слухом.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках данного исследования определено, что в настоящее время одним из актуальных направлений исследований до сих остается изучение роли выдающихся сурдопедагогов В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау о возможностях различных анализаторов в восприятии фонетических элементов речи. Определено, что важную роль для полноценного и своевременного овладения речью детей имеет состояние слухового анализатора. При различных нарушениях слуховой функции дети, оказываются лишенными возможности, воспринимать речь окружающих людей как образец для подражания.Нами были рассмотрены основные положения В.И. Бельтюкова относительно взаимодействия анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии): слухового и речедвигательного анализаторов, зрительного и речедвигательного анализаторов, зрительного и кожного анализаторов.Основное влияние результатов исследования В.И. Бельтюкова оказали на определение закономерностей функционирования слухового анализатора на сенсомоторном уровне, определение особенностей функционирования речедвигательного анализатора на этом уровне восприятия при сформированной речи и в процессе ее усвоения, выявления рациональных путей комбинирования сенсорных анализаторов для создания наиболее благоприятных условий в процессе восприятия устной речи при нарушениях слуха.Влияние положений Л.В. Неймана относительно исследования слуха у детей связано с разработкой таблицы слов и алгоритма исследования слуха по таблице с карточками, которые актуальны и в настоящее время для комплектования учебно-воспитательных учреждений для детей с недостатками слуха, осуществления адекватного подхода к различным группам учащихся в работе по развитию и использованию сохранившейся у них слуховой функции, применения звукоусиливающей аппаратуры и др. Влияние исследований Ф.Ф. Рау связано с разработкой аналитико-синтетического полисенсорного концентрического метода обучения произношению, который актуален и в настоящее время в теории и практике дефектологии. В качестве основных направлений развития системы обучения глухих и слабослышащих детей устной речи по системе Ф.Ф.Рау обозначены такие как деятельностный подход и активное использование интенсивного развития остаточного слуха. Определено, что развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве. Это проявляется в том, что работа по развитию устной речи строится дифференцированно на основе выявленных в комплексном обследовании резервов развития слухозрительного и слухового восприятия устной речи с учётом уровня речевого развития и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение произношению на основе аналитико-синтетического концентрического полисенсорного метода, а также развивающееся слуховое восприятие создают принципиально новую полисенсорную основу для развития и коррекции устной речи в единой системе слухо-зрительно-кинестетических связей, что позволяет приблизить формирование устной речи у детей с патологией слухового анализатора к процессу овладения речью детей с нормальным слухом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — М. :Юрайт, 2020. — 377 с. — URL: https://urait.ru/bcode/454719 (дата обращения: 10.06.2020).Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 161 с. — URL: https://urait.ru/bcode/455540 (дата обращения: 10.06.2020).Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 сБельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики [Текст] / В. И. Бельтюков // Журнал Дефектология. – 1977. – № 3, С. 3-10.Гадаборшева З.И. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития дошкольников через овладение продуктивной деятельностью // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-izucheniyu-problemy-sensornogo-razvitiya-doshkolnikov-cherez-ovladenie-produktivnoy (дата обращения: 10.06.2020).Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :Юрайт, 2020. — 330 с. —URL: https://urait.ru/bcode/456130 (дата обращения: 20.06.2020).Леогард, Э. И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве [Текст] / Э. И. Леонгард // Журнал Современное дошкольное образование теория и практика. – 2008. – № 5, С. 28-38Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия 2013.– 384 с. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман ; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 224 с. URL: https://urait.ru/bcode/456467 (дата обращения: 20.06.2020).Милютинская Н.Ю. Фонетическая культура речи как стилеобразующий фактор речевой коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskaya-kultura-rechi-kak-stileobrazuyuschiy-faktor-rechevoy-kommunikatsii (дата обращения: 19.06.2020).Моисеева Р.И. Инновационные технологии как фактор обеспечения качества знаний младших школьников с нарушениями слуха // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 192-195.Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей.-М., 1961.Поддьяков, А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей / А.Н. Поддьяков. – М.: ИД ВШЭ, 2014. – 278 с.Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау; Под ред. [и с предисл.] Т. А. Власовой и др. - М. : Педагогика, 1981. - 168 с. :Рау, Ф. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст] : Пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. – М. : Просвещение, 1981. – 191 с.Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Е. Г. Речицкая, Е. В. Кулакова. – М. :Владос, 2014. – 199 с. Самохвалова, А.Г Психология затрудненного общения ребенка: монография [Текст] / А.Г. Самховлова. – Кострома: КГУ им. Н.А, Некрасова, 2013. – 432 с.Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 191 с. URL: https://urait.ru/bcode/451428 (дата обращения: 20.06.2020).Специальная педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — М. :Юрайт, 2020. — 447 с. — (Профессиональное образование). URL: https://urait.ru/bcode/453561 (дата обращения: 19.06.2020).Урунтаева Г. А. Детская психология: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. / Г. А. Урунтаева.– М.: Издат. центр «Академия», 2013.- 368 с.Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.Хомутова А.А. Фонетическая компетенция: структура, содержание // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskaya-kompetentsiya-struktura-soderzhanie (дата обращения: 19.06.2020).Циркин, В. И. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем : учебник для вузов / В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 459 с. — (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/447840 (дата обращения: 20.06.2020).ПРИЛОЖЕНИЕСовременная сурдотехника
2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 161 с. — URL: https://urait.ru/bcode/455540 (дата обращения: 10.06.2020).
3. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с
4. Бельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики [Текст] / В. И. Бельтюков // Журнал Дефектология. – 1977. – № 3, С. 3-10.
5. Гадаборшева З.И. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития дошкольников через овладение продуктивной деятельностью // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-izucheniyu-problemy-sensornogo-razvitiya-doshkolnikov-cherez-ovladenie-produktivnoy (дата обращения: 10.06.2020).
6. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :Юрайт, 2020. — 330 с. —URL: https://urait.ru/bcode/456130 (дата обращения: 20.06.2020).
7. Леогард, Э. И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве [Текст] / Э. И. Леонгард // Журнал Современное дошкольное образование теория и практика. – 2008. – № 5, С. 28-38
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия 2013. – 384 с.
9. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман ; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 224 с. URL: https://urait.ru/bcode/456467 (дата обращения: 20.06.2020).
10. Милютинская Н.Ю. Фонетическая культура речи как стилеобразующий фактор речевой коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskaya-kultura-rechi-kak-stileobrazuyuschiy-faktor-rechevoy-kommunikatsii (дата обращения: 19.06.2020).
11. Моисеева Р.И. Инновационные технологии как фактор обеспечения качества знаний младших школьников с нарушениями слуха // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 192-195.
12. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
13. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей.-М., 1961.
14. Поддьяков, А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей / А.Н. Поддьяков. – М.: ИД ВШЭ, 2014. – 278 с.
15. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау; Под ред. [и с предисл.] Т. А. Власовой и др. - М. : Педагогика, 1981. - 168 с. :
16. Рау, Ф. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст] : Пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. – М. : Просвещение, 1981. – 191 с.
17. Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Е. Г. Речицкая, Е. В. Кулакова. – М. : Владос, 2014. – 199 с.
18. Самохвалова, А.Г Психология затрудненного общения ребенка: монография [Текст] / А.Г. Самховлова. – Кострома: КГУ им. Н.А, Некрасова, 2013. – 432 с.
19. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 191 с. URL: https://urait.ru/bcode/451428 (дата обращения: 20.06.2020).
20. Специальная педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — М. : Юрайт, 2020. — 447 с. — (Профессиональное образование). URL: https://urait.ru/bcode/453561 (дата обращения: 19.06.2020).
21. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. / Г. А. Урунтаева.– М.: Издат. центр «Академия», 2013.- 368 с.
22. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
23. Хомутова А.А. Фонетическая компетенция: структура, содержание // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskaya-kompetentsiya-struktura-soderzhanie (дата обращения: 19.06.2020).
24. Циркин, В. И. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем : учебник для вузов / В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 459 с. — (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/447840 (дата обращения: 20.06.2020).
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывают исследования Бельтюкова на восприятие фонетических элементов речи?
Исследования В.И. Бельтюкова позволяют лучше понять и описать фонетические особенности речевых звуков и их восприятия, что в свою очередь способствует развитию методик изучения и оценки фонетических элементов речи.
Каким образом исследования Неймана влияют на восприятие фонетических элементов речи?
Исследования Л.В. Неймана позволяют более точно определить особенности восприятия фонетических элементов речи людьми, что помогает составить общую картину процесса восприятия и улучшить анализ различных анализаторов.
Какие возможности исследований Рау предоставляют для восприятия фонетических элементов речи?
Исследования Ф.Ф. Рау позволяют выявить и классифицировать особенности восприятия фонетических элементов речи, а также разработать методы и приборы для их исследования. Это дает возможность лучше понять и оценить влияние фонетических элементов на коммуникацию.
Почему фонетические элементы речи имеют важность в коммуникации?
Фонетические элементы речи являются основой коммуникации. Они определяют понятность и ясность передаваемой информации, а также способность персонажа производить определенные звуки и звукосочетания.
Какие практические аспекты развития исследований Бельтюкова, Неймана и Рау могут быть полезны для дальнейшего изучения фонетических элементов речи?
Практические аспекты развития исследований В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана и Ф.Ф. Рау могут помочь в разработке новых методик изучения фонетических элементов речи, улучшении анализаторов и разработке новых приборов для их измерения. Это в свою очередь позволит более точно определить роль и влияние фонетических элементов в коммуникации и развитии речи.
Какую роль играют исследования В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана и Ф.Ф. Рау в восприятии фонетических элементов речи?
Исследования В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана и Ф.Ф. Рау играют важную роль в восприятии фонетических элементов речи. Они помогают понять, как люди воспринимают звуки и интонацию речи, и как эта информация влияет на коммуникацию.
Какое влияние оказывают исследования В.И. Бельтюкова на развитие фонетических исследований?
Исследования В.И. Бельтюкова оказывают значительное влияние на развитие фонетических исследований. Его работы помогли расширить наши знания о звуках речи, их восприятии и произнесении. Бельтюков разработал новые методы анализа звуков, что способствовало развитию фонетической науки в целом.
В чем заключается влияние исследований Л.В. Неймана на проблемы восприятия фонетических элементов речи?
Исследования Л.В. Неймана имеют большое значение для проблем восприятия фонетических элементов речи. Он разработал теорию анализа речевого сигнала, которая стала основой для различных методик изучения фонетических явлений. Благодаря его исследованиям мы можем лучше понять, как люди распознают и интерпретируют звуки, интонацию и ритм речи.
Какие результаты исследований Ф.Ф. Рау оказали наибольшее влияние на анализ фонетических элементов речи?
Результаты исследований Ф.Ф. Рау оказали значительное влияние на анализ фонетических элементов речи. Он провел эксперименты, в которых изучался влияние фонем на обработку речевых сигналов в слуховой системе человека. Его открытия стали основой для разработки новых методов анализа фонетики и помогли лучше понять, каким образом наш мозг воспринимает и обрабатывает звуки речи.
Какова роль исследований В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана и Ф.Ф. Рау в восприятии фонетических элементов речи?
Исследования данных ученых имеют огромное значение в понимании и анализе фонетических элементов речи. Они помогли расширить наши знания о звуках, интонации и акцентах, что способствует лучшему восприятию и пониманию речи.
Какие исследования осуществил В.И. Бельтюков в области фонетических элементов речи?
В.И. Бельтюков провел ряд исследований, в которых исследовался влияние различных фонетических элементов на коммуникацию. Он изучал звуки русского языка, их классификацию, влияние интонации на восприятие смысла и другие аспекты речи.
Какие результаты были получены в исследованиях Ф.Ф. Рау?
Исследования Ф.Ф. Рау были посвящены изучению роли акцента и произношения в восприятии речи. Было установлено, что акцент может влиять на то, как воспринимается смысл высказывания, и что правильное произношение имеет большое значение в коммуникации.