Влияние уровня личной тревожности на социальный статус студента в учебной группе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 22 22 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 22.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Ведение 3
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи уровня тревожности и социального статуса студентов вуза 5
1.1. Социальный статус: определение понятия, особенности его формирования у студентов в учебной группе 5
1.1. Тревожность: определение понятия, особенности формирования тревожности в студенческом возрасте 10
Глава 2. Анализ эмпирических исследований по изучению взаимосвязи уровня тревожности студента и его социальному статусу в учебной группе 14
2.1. Основные подходы, методики, организация исследований 14
2.2. Особенности взаимосвязи уровня тревожности студентов и их социального статуса в учебной группе 15
Заключение 18
Список использованных источников 20

Фрагмент для ознакомления

Анализ результатов оценки уровня тревожности показал, что50 % студентов-первокурсников имеют высокий уровень ситуативной тревожности, что, возможно, связано с адаптационным периодом к новым социальным условиям. При этом, обнаружено, что студенты с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности имели в значительной степени средний уровень успешности в учебной деятельности, и только 4 % — низкий. Обнаружено, что высокий уровень личностной тревожности характерен для студентов с высоким и средним уровнем рейтинга успеваемости.Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о необходимости коррекции именно ситуативного уровня тревожности.При исследовании И. В. Фокиной и О. К. Соколовской [14] психологического портрета студента с низким социометрическим статусом было обнаружено, что студенты с низким социометрическим статусом более тревожны, их можно охарактеризовать, как людей беспокойных, озабоченных, ранимых, ипохондричных, подверженных настроению, неуверенных в себе, склонных к депрессиям. Кроме того, такие студенты характеризовались относительно более высокими показателями замкнутости, меньшим уровнем интеллектуального развития, с преобладанием некоторой ригидности мышления, затруднениями в решении абстрактных задач, сниженной оперативностью мышления, недостаточным уровнем общей вербальной культуры, а также меньшей способностью к обучению. В то же время, у студентов с низким социометрическим статусом имеется относительно богатое воображение, легкость отказа от практических суждений и преобладает поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями, ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность.Данное исследование подтверждает наличие отрицательной зависимости социального статусастудентов, в том числе, и от уровня их тревожности.По результатам представленных исследований можно подвести следующие выводы:Высокий социальный статус в учебной группе студенческой молодежи определяет наличие стремления у данных индивидов к лидерству, независимости, характеризуется развитием адаптации. При этом, уровень тревожности у лиц с высоким социальным статусом обратно пропорционален статусу, то есть является умеренным либо низким. Низкий социальных статус сочетается с наличием высоких показателей ситуативной тревожности, низким уровнем адаптации и низкими показателями успеваемости.Полученные результаты дают основание предположить, что имеется взаимосвязь между уровнем тревожности и социальным статусом студента в учебной группе, причем данная взаимосвязь подразумевает также наличие низкого уровня адаптации и низкой успеваемости.ЗаключениеОдним из факторов, определяющих успешность обучения, является социальный статус студента в учебной группе. Статус характеризует роль, выполняемую индивидом в его социальной группе или сообществе, определяет поведение, ожидаемое от человека. Каждый человек уже при рождении обладает определенным унаследованным социальным статусом, но он может «приобрести» другой статус в своей жизни, используя свои способности, навыки или знания.Социальная ситуация развития, в которой находятся студенты, является достаточно демократичной. При этом, место, занимаемое субъектом в системе межличностных взаимоотношений, оказывает интенсивное влияние на развитие личности обучающегося.Одним из факторов, характеризующих социальный статус, является уровень тревожности, определяющий возможности индивидуальной адаптации человека в социальной группе.Тревожность может оказывать на личность, как положительное действие, так и отрицательное. Её роль может меняться в зависимости от уровня, интенсивности, требований среды и др.Постоянный рост ситуативной тревожности неизбежно приводит к росту личностной тревожности, что становится чертой личности. Человек постоянно находящийся постоянно в повышенном тревожном состоянии, становится неуверенным в себе и чаще негативно оценивает все происходящее вокруг него, что порождает нежелание пробовать себя в различных сферах деятельности, работе, творчестве и т. д. Это приводит к заниженному уровню самооценки и низкому уровню личностных притязаний. Как следствие, снижается социальный статус личности. По результатам выполненного исследования были сформулированы следующие выводы:Студенческий период представляет собой время, в течение которого, с одной стороны, происходят значительные изменения во внутренней и внешней среде человека, а с другой – особенности студенчества как социальной группы предоставляют дополнительные возможности в самоопределении, определении своего социального статуса и возможности изменить его.Тревожность является значимым фактором, определяющим успешность личности в адаптации, формирование мотивации к различным вариантам осмысленной деятельности, в том числе учебной, и т.д. В студенческом возрасте выраженность уровня тревожности оказывает непосредственное влияние на успешность обучения. На основе анализа эмпирических исследований по определению уровня тревожности и социального статуса студентов можно предположить, что имеется тесная взаимосвязь между уровнем тревожности и социальным статусом студента в учебной группе, причем данная взаимосвязь подразумевает также наличие низкого уровня адаптации и низкой успеваемости.Список использованных источниковГасанова П. Г., Даудова Д. М., Кимпаева Э. А. Влияние тревожности на учебную деятельность студентов // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - №7-6 (16). – С. 56-58.Герасимова А. Ю. Снижение тревожности студентов в процессе обучения // Экономика и экологический менеджмент. - 2008. - №2. – С. 1-5.Городецкая И.В., Коневалова Н.Ю., Захаревич В.Г. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2019. - №5. – С. 120-127.Демидова Л. И., Кашник О. И., Брызгалина А. А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №35-2. – С. 88-92.Дроздова И. И., Капитанова Е. В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона. - 2014. - №4-1. – С. 140.Звенигородская М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66869/ (дата обращения: 02.06.2020).Кокин А. Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические последствия о студенчестве // Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей/ под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы IIВсероссийской научно-практической (заочной) конференции. –МО: СВИВТ, 2012. –С. 129-135.Матвеева Н. В. Стратегии разрешения конфликтов студентами вуза с учетом их социального статуса // Педагогика. Психология. Философия. - 2018. - №1 (09). – С. 28-32.Проценко М.В. Социальный статус личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №7-4. – С. 143-146.Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2013. - №2. – С. 42-52.Социальный статус : Психология и психиатрия [электронный ресурс]. –URL :https://psihomed.com/sotsialnyiy-status/ (дата обращения 01.06.2020).Социальный статус студента. Статусная позиция студентов : Социология [электронныйресурс]. – URL : https://studwood.ru/614205/sotsiologiya/sotsialnyy_status_studenta (датаобращения 01.06.2020).Уварова М. Ю., Кедярова Е. А. Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. – С. 74-86Фокина И. В., Соколовская О. К. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе // Перспективы науки и образования. - 2015. - №3 (15). – С. 126-131.Gauttan S. Role of educational agencies in the development of society // Sociology discussion [электронныйресурс]. – URL : https://www.sociologydiscussion.com/education/role-of-educational-agencies-in-the-development-of-society/2888 (датаобращения 01.06.2020).Mundra A. Status and role of a person in society // Sociology discussion [электронныйресурс]. – URL : https://www.sociologydiscussion.com/society/status-and-role-of-a-person-in-society/2415 (датаобращения 01.06.2020).Samiksha S. Social Status: the meaning, types, essential elements and characteriscics of social status // Sociology discussion [электронныйресурс]. – URL : https://www.yourarticlelibrary.com/sociology/social-status-the-meaning-types-essential-elements-and-characteristics-of-social-status/8553(датаобращения 01.06.2020).Social Status : New WorldEncyclopedia [электронныйресурс]. – URL : https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Social_status (датаобращения 01.06.2020).Social Status : Wikipedia. ThefreeEncyclopedia [электронныйресурс]. – URL : https://en.wikipedia.org/wiki/Social_status (датаобращения 01.06.2020).

1. Гасанова П. Г., Даудова Д. М., Кимпаева Э. А. Влияние тревожности на учебную деятельность студентов // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - №7-6 (16). – С. 56-58.
2. Герасимова А. Ю. Снижение тревожности студентов в процессе обучения // Экономика и экологический менеджмент. - 2008. - №2. – С. 1-5.
3. Городецкая И. В., Коневалова Н. Ю., Захаревич В. Г. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2019. - №5. – С. 120-127.
4. Демидова Л. И., Кашник О. И., Брызгалина А. А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №35-2. – С. 88-92.
5. Дроздова И. И., Капитанова Е. В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона. - 2014. - №4-1. – С. 140.
6. Звенигородская М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66869/ (дата обращения: 02.06.2020).
7. Кокин А. Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические последствия о студенчестве // Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей/ под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – МО : СВИВТ, 2012. –С. 129-135.
8. Матвеева Н. В. Стратегии разрешения конфликтов студентами вуза с учетом их социального статуса // Педагогика. Психология. Философия. - 2018. - №1 (09). – С. 28-32.
9. Проценко М. В. Социальный статус личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №7-4. – С. 143-146.
10. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2013. - №2. – С. 42-52.
11. Социальный статус : Психология и психиатрия [электронный ресурс]. – URL : https://psihomed.com/sotsialnyiy-status/ (дата обращения 01.06.2020).
12. Социальный статус студента. Статусная позиция студентов : Социология [электронный ресурс]. – URL : https://studwood.ru/614205/sotsiologiya/sotsialnyy_status_studenta (дата обращения 01.06.2020).
13. Уварова М. Ю., Кедярова Е. А. Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. – С. 74-86
14. Фокина И. В., Соколовская О. К. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе // Перспективы науки и образования. - 2015. - №3 (15). – С. 126-131.
15. Gauttan S. Role of educational agencies in the development of society // Sociology discussion [электронный ресурс]. – URL : https://www.sociologydiscussion.com/education/role-of-educational-agencies-in-the-development-of-society/2888 (дата обращения 01.06.2020).
16. Mundra A. Status and role of a person in society // Sociology discussion [электронный ресурс]. – URL : https://www.sociologydiscussion.com/society/status-and-role-of-a-person-in-society/2415 (дата обращения 01.06.2020).
17. Samiksha S. Social Status: the meaning, types, essential elements and characteriscics of social status // Sociology discussion [электронный ресурс]. – URL : https://www.yourarticlelibrary.com/sociology/social-status-the-meaning-types-essential-elements-and-characteristics-of-social-status/8553 (дата обращения 01.06.2020).
18. Social Status : New World Encyclopedia [электронный ресурс]. – URL : https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Social_status (дата обращения 01.06.2020).
19. Social Status : Wikipedia. The free Encyclopedia [электронный ресурс]. – URL : https://en.wikipedia.org/wiki/Social_status (дата обращения 01.06.2020).

Вопрос-ответ:

Какой может быть взаимосвязь между уровнем личной тревожности и социальным статусом студента в учебной группе?

Исследования показывают, что уровень личной тревожности может влиять на социальный статус студента в учебной группе. Более тревожные студенты часто испытывают трудности в установлении и поддержании социальных связей, что может сказаться на их статусе в группе.

Что такое социальный статус и как он формируется у студентов в учебной группе?

Социальный статус - это положение, занимаемое индивидом в социальной иерархии. У студентов в учебной группе социальный статус формируется на основе различных факторов: академической успеваемости, лидерских качеств, социальной активности и т.д. Чем выше статус студента, тем более видимое и влиятельное место он занимает в группе.

Как определить понятие тревожности и в чем заключаются особенности ее формирования в студенческом возрасте?

Тревожность - это эмоциональное состояние, характеризующееся повышенной тревожностью, беспокойством, нервозностью. В студенческом возрасте особенности формирования тревожности связаны с периодом активного развития личности, формированием идентичности, стрессами, связанными с учебой и социальными взаимодействиями.

Какие эмпирические исследования были проведены для изучения взаимосвязи уровня тревожности студента и его социального статуса?

Было проведено несколько исследований, которые обнаружили некоторую взаимосвязь между уровнем тревожности студента и его социальным статусом. Например, одно из исследований показало, что студенты с высоким уровнем тревожности имеют меньше друзей и меньший социальный статус в группе, чем студенты с низким уровнем тревожности.

Какое влияние оказывает уровень личной тревожности на социальный статус студента в учебной группе?

Уровень личной тревожности может существенно влиять на социальный статус студента в учебной группе. Студенты с высоким уровнем тревожности могут испытывать сложности в установлении контактов с сокурсниками, они могут быть более замкнутыми и стеснительными, что может приводить к низкому социальному статусу. В то же время, студенты с низким уровнем тревожности могут более активно взаимодействовать со своими товарищами по учебе и легче устанавливать социальные связи, что способствует повышению их социального статуса в группе.

Как можно определить социальный статус студента?

Социальный статус студента можно определить на основе его положения в учебной группе, включая такие факторы, как уровень активности в социальной жизни группы, степень влияния на принятие коллективных решений, отношения с другими студентами и прочее. Также социальный статус может быть определен на основе оценки других членов группы, то есть насколько студент обладает авторитетом и уважением со стороны своих товарищей по учебе.

Как может формироваться личная тревожность у студентов?

Личная тревожность у студентов может формироваться под влиянием различных факторов, таких как переживание экзаменов и сдача сессии, ожидание оценок и результатов учебы, конфликты в учебной группе, социальные сравнения с другими студентами и т.д. Также влияние на формирование тревожности может оказывать личная история студента, включая опыт прошлых неудач или стрессовых ситуаций.

Какие могут быть особенности формирования тревожности у студентов в возрасте?

У студентов в возрасте могут быть особенности формирования тревожности, связанные с процессом формирования личности, поиска своего места в обществе и установления личных и социальных связей. Молодые люди могут испытывать тревогу из-за долженствующих ожиданий и высоких требований, желания показать себя в лучшем свете. Также формирование тревожности может быть связано с переходом от школьной жизни к университетской, сменой окружения и новыми социальными ролями.

Какие особенности формирования тревожности можно выделить у студентов?

Формирование тревожности у студентов может быть обусловлено сочетанием различных факторов, таких как переход из школы в вуз, изменение образа жизни, новые испытания и ответственности. Кроме того, среди студентов распространены такие факторы риска, как стремление к успеху и высоким результатам, сравнение себя с другими, страх неуспеха и высокие ожидания окружающих. Все это может способствовать формированию тревожности у студентов.

В чем заключается взаимосвязь между уровнем личной тревожности и социальным статусом студента в учебной группе?

Уровень личной тревожности может оказывать влияние на социальный статус студента в учебной группе. Высокий уровень тревожности может приводить к социальной изоляции и низкому социальному статусу из-за снижения коммуникабельности, уверенности в себе и способности вступать во взаимодействие с группой. Низкий социальный статус может, в свою очередь, усиливать чувство тревоги и негативно влиять на самооценку и эмоциональное состояние студента. Таким образом, существует взаимосвязь между уровнем тревожности и социальным статусом студента в учебной группе.