УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУ-ЧЕНИИ АУДИТИВНЫМ УМЕНИЯМ
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы методики обучения аудированию 6
1.1. Психолого-лингвистические особенности аудирования 6
1.2. Сложности при аудировании. Пути их преодоления. 10
1.3. Содержание директивных документов относительно обучения аудированию 15
Глава 2. Психологические особенности школьников подросткового возраста, учет которых необходим при обучении аудированию 20
2.2. Релевантные особенности, которые необходимо учитывать при обучении аудированию 20
2.2. Релевантные особенности, тормозящие овладение школьниками аудитивными умениями 22
2.3. Релевантные особенности, которые необходимо развивать в процессе овладения аудитивными умениями 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Н.И. Мурачковскийтакже выделяет такие психологические особенности неуспевающих школьников, как слабая самоорганизация в процессе учения, отсутствие умения учиться, нежелание думать, формальное усвоение материала, низкий уровень овладения памятью, восприятием, воображением, умением организовать свое внимание.Неуспевающими могут стать и подростки с высокой обучаемостью, например, после перехода из начальной школы в средние классы. Изучение таких детей показало, что какого-либо регресса в умственной деятельности у них не наблюдается, но еще в младшем школьном возрасте у них формируются отрицательные черты личности (например, завышенная самооценка), которые мешают им успешно учиться в средних классах.Ряд исследователей (Ю.К. Бабанский, М.Гариен) отмечает, что среди неуспевающих в школах резко превалирует число мальчиков над числом девочек, что обусловлено спецификой причин неуспеваемости школьников разного пола. Характер семейного и общественного воспитания, стиль народной педагогики и опора на него в школе предопределяют большую подвижность, большую независимость в поведении, менее строгий самоконтроль и самооценку мальчиков в сравнении с девочками. В подростковом возрасте все эти качества усугубляются целым рядом специфичных возрастных особенностей, которые делают мальчиков еще менее дисциплинированными, менее выдержанными, менее прилежными, чем девочки.Спад успеваемости в подростковом возрасте связан, по мнению многих учителей и руководителей школ, с перегрузкой учебных планов и несовершенством программ, с разрушением мотивации учеников, с издержками инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, с преждевременным включением пятиклассников в кабинетную систему занятий, с обучением во вторую смену, со стремительным нарастанием объема и сложности учебного материала при не всегда достаточно высоком уровне общеучебных умений и волевых качеств учеников, а также с плохим сохранением общеучебных умений в летний период.На протяжении всего школьного периода у учащихся формируются мотивы учебной деятельности. В средних классах преобладает стремление занять определенное место в группе сверстников. Вместе с тем у многих школьников оказывается несформированной познавательная потребность как потребность в приобретении и усвоении новых знаний. А это, в свою очередь, ведет к тому, что учение воспринимается школьниками как неприятная обязанность, порождая отрицательные эмоции и устойчивую школьную тревожность.2.3. Релевантные особенности, которые необходимо развивать в процессе овладения аудитивными умениямиОбучение аудированию, как и другим видам речевой деятельности на уроках иностранных языков,проходит планомерно, целенаправленно и строго дозировано, чтобы создать у учащихся мотивирующее чувство успешности.В пятом классе в начале обучения аудирование направлено на формирование фонематического слуха на уровне умения различать отдельные английские звуки. Постепенно в течении года образовательная нагрузка текстов для аудирования увеличивается. Учащиеся учатся понимать на слух выражения классного обихода, а также начинают развиваться умения в таких видах аудирования, как понимание конкретной информации, понимание общего содержания.В шестом классе продолжают развиваться умения понимать речь на слух, к умениям извлекать из прозвучавшего текста конкретную информацию и понимать его общее содержание добавляется умение полностью понимать несложные тексты. Следует отметить, что в рамках всего курса для обучения аудированию используются опоры в виде текстов аудиозаписей и упражнений, облегчающих понимание (см. приложение 1). Также в шестом классе аудирование начинает использоваться как средство само- и взаимоконтроля [15, c. 13].Планомерное развитие всех видов аудирования продолжается в седьмом и восьмом классах и достигает кульминации в девятом классе (см. приложение 3,4). На завершающем году обучения в основной школе умение понимать речь на слух уже развито в соответствии с требованием программы, а аудирование используется с тремя целями [16, с. 13]:Для совершенствования фонетических умений учащихся (дальнейшее развитие фонематического слуха и оттачивания произношения и интонации).Для дальнейшего развития всех видов понимания речи на слух.Для контроля сформированности коммуникативной компетенции и развития у учащихся навыков и умений, необходимых для успешной сдачи раздела «Аудирование» экзаменов соответствующего уровня.Обучение аудированию обеспечивается не только использованием аудиокассет, но и пониманием речи учителя и одноклассников во время образовательного общения на английском языке. Очень важно стимулировать использование английского языка самими студентами во время фронтальной работы, а также в парах и в группах на всех этапах обучения.Учителю важно концентрировать внимание школьников к прослушиванию текста, это приводит к эффективности обучения восприятию иностранной речи. Так как, в учении большую роль играет наличие (или отсутствие) внимания. Также не нужно забывать об интеллектуальном уровне развития личности. Это относится к когнитивным процессам, таким как внимание, память, восприятие, мысль, воображение. Современные отечественные психологи выделяют три основных раздела в памяти. Первый относится к трем этапам памяти: воспроизведение, а также воспроизведение и хранение. Второй раздел посвящен разграничению типов памяти для кратковременного или долгосрочного хранения информации. Третий раздел включает в себя различные типы памяти, которые обычно выделяются в соответствии с содержанием хранимой информации (например, система памяти для фактов, другая для навыков).Если учащиеся на уроке постоянно заняты вещами, требующими внимания и контролируемыми учителем, и, кроме того, оценивают свою работу, тогда они будут активными и внимательными, слушая текст. Если на уроке мышление учеников неактивно, им становится скучно и отвлекается, они начинают заниматься иностранными делами. Их внимание, прежде всего, поддерживает четкая организация всего урока - логика, ритм урока, напряженность (каждую секунду урока у подростка должна быть определенная умственная нагрузка) и т.д. Наличие достаточного количества внимания, умение его распределить, отличная стабильность - эти качества необходимы ученикам для успешного общения, а также для предметной и практической деятельности. Самым важным познавательным процессом является мышление. Мышление является наиболее обобщенной формой умственного отражения и, кроме того, которая устанавливает связи, а также отношения между познаваемыми объектами.Как считает отечественный философ, психолог и один из создателей эффективного подхода в психологии П С. Л. Рубинштейна, что, каждый мыслительный процесс представляет собой акт, направленный на решение конкретной проблемы, постановка которой включает в себя цель и дополнительные условия. Размышление начинается с проблемной ситуации, которую нужно понять.Таким образом, когда учится слушать, ученик сталкивается с проблемной ситуацией - понимать, какой текст будет услышан. Кроме того, решением проблемы является естественное завершение мыслительного процесса, и его прекращение, если цель не достигнута, будет восприниматься субъектом как неудача или неудача. Кроме того, эмоциональное состояние субъекта связано с динамикой мыслительного процесса, напряженным в начале и удовлетворенным в конце после прослушивания текста. Также, при обучении аудированиюподростков не стоит забывать про сенсорные познавательные процессы, особенно это касается восприятия. Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются составной частью образа объекта. Как отмечает, П. А. Сорокун: образ – сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом. Таким образом, восприятие – это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на органы чувств. Необходимо учитывать тот факт, что в процессе восприятия человек получает более полное знание о внешнем мире, а также об объектах и явлениях, их форме и размерах, их объеме и в то же время пространственного положения [20]. Мы используем наши чувства извне, чтобы воспринимать мир, а также внутренне, чтобы «представлять» опыт. Кроме того, обобщение и упорядочение полученной информации обусловлено процессом восприятия, осуществляемым по разным каналам. Каналы восприятия являются фундаментальными методами восприятия первичной информации.На самом деле, без слухового восприятия невозможно представить изучение иностранного языка. Этот канал восприятия задействован в таких видах образовательной деятельности, как постановка фонетической базы, прослушивание, работа в языковой лаборатории, просмотр фильмов, а также коротких видеороликов на языке.учился, общение с носителями языка изучал и др.В среднем около 30% информации, воспринимаемой нами, проходит, как правило, через аудиальный канал. Слуховой канал по точности восприятия количественной информации может конкурировать со зрительным каналом при передаче количественной информации в виде речевых сообщений. Условиями успешного восприятия иноязычной речи на слух, как правило, является эмоциональная среда. Тем более что в психологии эмоции определяются как «переживание человеком в данный момент своего отношения к чему–либо или кому–либо. В то же время при обучении аудированию на уроках английского языка учитель также должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: интеллектуальный уровень подростка, а именно характеристики процессов.познавательные способности студентов: восприятие и воображение, память, внимание, рефлексия, а также личные качества, такие как темперамент и характер и т. д. Таким образом, принимая во внимание все психологические особенности старшеклассников, которые учатся слушать, мы можем повысить эффективность обучения.Конечно, при обучении восприятию иностранной речи на слух необходимо учитывать психологические особенности и возраст учащихся, но для того, чтобы процесс прослушивания был наиболее продуктивным, он необходимо мотивировать учащихся воспринимать аудио-текст, который им был предложен. В связи с этим, чтобы повысить уровень мотивации учеников, учитель должен уделять внимание правильному выбору (или отбору) аудиотекстов для прослушивания.ЗаключениеВ ходе написания данной исследовательской работы были решены все поставленные задачи.Во-первых, было выявлено, что аудирование - совершенно самостоятельный и специфический вид речевой деятельности, который основан на перцептивных навыках: а) навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи на морфологическом уровне и на синтаксическом и их соотнесение с определенным значением (грамматические навыки аудирования); б) навыки понимания слов и словосочетаний (лексические навыки аудирования); в) навыки подсознательного восприятия и различения звуковой стороны речи: звуков, звукосочетаний, интонации.Аудирование - самостоятельный вид деятельности, зависящий от процесса познания через сложные механизмы аудирования:1. Восприятие.2. Интонационный слух.3. Слуховую память (кратковременную, долговременную)4. Вероятностное прогнозирование.5. Сличение - узнавание.6. Антиципацию (предвосхищение).7. Понимание.Однако аудирование зависит от мыслительной деятельности говорящего и аудита. Поэтому при восприятии и понимании иноязычной речи на слух могут возникнуть множественные трудности:1. Трудности, связанные с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего;2. Трудности, связанные с особенностями речи носителя языка;3. Трудности, связанные с особенностями цивилизации страны изучаемого языка и овладением социолингвистическим и социокультурным компонентами коммуникативной компетенции;4. Трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями слушающих.Во-вторых, мы изучили психофизиологических особенности подростков, учли их при организации работы с аудиоматериалами. Стало ясно, что при использовании аудио учитель иностранного языка должен подбирать аудиотексты и задания к ним не только в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания образования, но и учетом возрастных особенностей и интересов подростков.Список использованной литературыАртемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / В.А. Артемов. – Москва: Высшая школа, 1969. – 145 с.Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – Москва: Издательский центр "Академия", 2009. – 336 с.Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться / Н. В. Елухина // Иностр. яз.в ш. – 1996. – №4. – С. 25-29.Зимняя, И.А. Психологическая характеристика говорения и слушания как видов речевой деятельности / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 1973. – №4. – С. 66-72.Пруссаков, Г.М. Трудности при обучении аудированию [Текст]: Г.М. Пруссаков.- Москва: Иностранные языки в школе, 1981.- 32 с.Рогова , Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Верещагина И.Н.– Москва: Просвещение, 1988. – С. 224-231.Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку в средней школе [Текст]: Г. В. Рогова.- Москва: Пособие для учителя, 1998.-231 с.Смирнов , А.А. Проблемы психологии памяти [Текст]: А.А. Смирнов. -Москва: Наука, 1966.- 423 с.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2000. Иванова О.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ./ Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 2. С. 179-181.Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский. - Мн., 1977. - 80 с.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.-560 с.Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику 7 кл. Счастливый английский.ру. – Обнинск: Титул, 2010. – 80 с.Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику 6 кл. Счастливый английский.ру. – Обнинск: Титул, 2010. – 80 с. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010. – 120 с.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – Изд-во Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Изд-во Педагогика, 1983. – 272 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 672 сСорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с
2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – Москва: Издательский центр "Академия", 2009. – 336 с.
3. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться / Н. В. Елухина // Иностр. яз. в ш. – 1996. – №4. – С. 25-29.
4. Зимняя, И.А. Психологическая характеристика говорения и слушания как видов речевой деятельности / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 1973. – №4. – С. 66-72.
5. Пруссаков, Г.М. Трудности при обучении аудированию [Текст]: Г.М. Пруссаков.- Москва: Иностранные языки в школе, 1981.- 32 с.
6. Рогова , Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Верещагина И.Н.– Москва: Просвещение, 1988. – С. 224-231.
7. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку в средней школе [Текст]: Г. В. Рогова.- Москва: Пособие для учителя, 1998.-231 с.
8. Смирнов , А.А. Проблемы психологии памяти [Текст]: А.А. Смирнов. -Москва: Наука, 1966.- 423 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.
10. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2000.
11. Иванова О.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ./ Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 2. С. 179-181.
12. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский. - Мн., 1977. - 80 с.
13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.-560 с.
14. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику 7 кл. Счастливый английский. ру. – Обнинск: Титул, 2010. – 80 с.
15. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику 6 кл. Счастливый английский. ру. – Обнинск: Титул, 2010. – 80 с.
16. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010. – 120 с.
17. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – Изд-во Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
18. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Изд-во Педагогика, 1983. – 272 с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 672 с
20. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с
Вопрос-ответ:
Какие особенности учитываются при обучении аудированию школьников подросткового возраста?
При обучении аудированию школьников подросткового возраста учитываются их психологические особенности, такие как развитие когнитивных процессов, особенности внимания и памяти.
Какие сложности возникают при аудировании и как их преодолевать?
При аудировании школьниками возникают различные сложности, такие как недостаток словарного запаса, неумение понимать некоторые грамматические конструкции и сложные аудиотексты. Однако эти сложности можно преодолеть с помощью различных стратегий, таких как активное слушание, использование контекста и развитие навыков работы с аудиоматериалами.
Какие директивные документы регулируют обучение аудированию?
Обучение аудированию регулируется различными директивными документами, например, федеральными государственными образовательными стандартами, которые определяют цели и задачи обучения аудированию, а также содержание учебного материала.
Какие психолого-лингвистические особенности учитываются при аудировании?
При аудировании учитываются психолого-лингвистические особенности, такие как понимание смысла речи, распознавание речевых структур и фразовых оборотов, а также способы передачи информации в аудиоформате.
Какие релевантные особенности школьников подросткового возраста влияют на процесс аудирования?
Релевантные особенности школьников подросткового возраста, которые влияют на процесс аудирования, включают развитие познавательных способностей, становление личности, стремление к самостоятельности, а также особенности восприятия и обработки информации.
Какие психолого-лингвистические особенности учитываются при обучении аудированию?
В обучении аудированию учитываются такие психолого-лингвистические особенности, как восприятие речи, понимание языка, запоминание информации и речевое мышление.
Какие сложности могут возникнуть при аудировании и как их преодолеть?
При аудировании могут возникать сложности в понимании быстрой речи, сложных конструкций и непривычного акцента. Эти сложности можно преодолеть, используя стратегии активного слушания, использование контекста, предварительную активацию знаний и тренировку слухового восприятия.
Какие директивные документы регламентируют обучение аудированию?
Обучение аудированию регламентируется директивными документами, такими как стандарты государственного образования и рабочие программы, которые устанавливают цели, задачи и содержание обучения данному языковому навыку.