основы формирования экологической культуры детей 5-6 лет в условиях доо
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 25.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры детей 5-6 лет в условиях ДОО 6
1.1 Понятие «экологическая культура» в научной литературе 6
1.2 Формирование экологической культуры детей в условиях дошкольной образовательной организации 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию экологической культуры детей 5-6 лет в условиях ДОО 17
2.1 Изучение уровня сформированности экологической культуры детей 5-6 лет 17
2.2 Содержание работы по формированию экологической культуры детей 5-6 лет в условиях ДОО 24
Выводы по главе 2 35
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение 40
Подобрать и разучить стихотворение о животных и птицах родного края Воспитатели
Родители Координатор проекта 5 неделя проекта 5 - Информация для родителей «Зимовка пушных зверей».
- Предложить родителям помочь детям приготовить информацию для самодельной энциклопедии «Животный мир родного края».
- Информация на стенде: бывают ли «полезные» и «вредные» животные? Воспитатели
Родители Координатор проекта 6 неделя проекта 6 - Предложить родителям сводить ребенка в краеведческий музей.
- Помочь ребенку нарисовать понравившееся животное Воспитатели
Родители Руководитель по ИЗО Координатор проекта 7 неделя проекта 7 - Кроссворд «Животные родного края»
- Предложить участвовать в конкурсе: поделки своими руками «Животные родного края».
- Практическая помощь в подготовке детской презентации Дети
Воспитатели
Родители Координатор проекта 8 неделя проекта 8 - Информация для родителей «Поиск и устройство зимних убежищ»
- Предложить подобрать из интернета картинку понравившегося дикого животного родного края с описанием для самодельной энциклопедии Воспитатели
Родители Координатор проекта 9 неделя проекта Заключительный этап 1 Подведение итогов
- оценивание продуктов творческой деятельности детей: выставка поделок, книжек-самоделок, рисунков, коллажа, аппликаций, фотографий, книжек-малышек. Дети
Воспитатели
Родители Координатор проекта 10 неделя проекта 2 Викторина «Знатоки» Дети
Воспитатели
Родители Воспитатель 3 - Защита презентаций.
- Вручение грамот, дипломов родителям и детям участникам проекта Дети
Воспитатели
Родители Воспитатель
Также работа с родителями по ознакомлению их с дидактическими играми проводилась в форме консультаций (оформление уголка для родителей «Игры по формированию экологических представлений»), семинара-практикума по ознакомлению с методикой проведения дидактических игр, выставки методической литературы по теме.
Выводы по главе 2
Опытно-экспериментальная работа проведена в два этапа.
На первом этапе мы провели диагностику уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовались следующие методы – дидактическая игра, беседа. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей старшей группы экологические представления сформированы недостаточно. В связи с этим была проведена работа по реализации педагогических условий организации дидактической игры с детьми дошкольного возраста.
На втором этапе с целью формирования экологических представлений у детей были реализованы следующие условия: создание развивающей предметно-игровой среды в группе и на участке; использование дидактических игры не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах; организация взаимодействия с родителями по ознакомлению их с дидактическими играми.
В группе систематизирован наглядный и дидактический материал, необходимый для организации дидактических игр экологической направленности. Для этого в группе создан отдельный уголок. Работа с детьми проводилась в форме дидактических игр на основе перспективного плана.
Организация взаимодействия с родителями по ознакомлению их с дидактическими играми проводилась в форме консультаций (оформление уголка для родителей «Игры по формированию экологических представлений»), семинара-практикума по ознакомлению с методикой проведения дидактических игр, выставки методической литературы по теме.
Заключение
Полученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
Цель экологического образования заключается в формировании экологической культуры. К основным компонентам экологической культуры относятся: экологические представления, экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическая деятельность. Экологические представления понимаются как представления о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания, так как положение о биосоциальной природе человека, о диалектическом единстве и взаимосвязи развития природы и общества является базой экологического образования.
Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками проведена в старшей группе. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей старшей группы экологические представления сформированы недостаточно. В связи с этим была проведена работа по реализации педагогических условий организации дидактической игры с детьми дошкольного возраста.
С целью формирования экологических представлений у детей были реализованы следующие условия: создание развивающей предметно-игровой среды в группе и на участке; использование дидактических игры; организация взаимодействия с родителями.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список использованных источников
Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 134 с.
Бутенко, Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей / Н.В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. – Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. – С.45-49.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Грецова, В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней: автореф. дис... канд. пед. наук / В.Г. Грецова. – М., 1969. – 20 с.
Гринева, Е.А. Экологическое образование через сердце. Настольная книга для педагога: учебно-методическое пособие / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 105 с.
Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 480 с.
Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986. – 178 с.
Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. – М., 1991. – 256 с.
Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
Игнатов, С.Б. Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена / С.Б. Игнатов, В.А. Игнатова // Социально-экологические технологии. – 2011. – № 1. – С. 19-26.
Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
Картаполова, О.В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей / О.В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 58-60.
Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии» / Н.Н. Кондратьева. – СПб., 1996.
Линенко, О.А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе / О.А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. – 2006. – № 16. – С. 38-41.
Максимова, Л. И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. – Якутск, 2003. – 18 с.
Максимова, М.Ю. Возможности использования психологических механизмов формирования субъективного отношения к природе в образовательном процессе ДОУ / М.Ю. Максимова // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 77-80.
Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург, 2004. – 168 с.
Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2013. – 944 с.
Пермякова, Н.Е. Теоретико-методологические основания осуществления экологического образования дошкольников / Н.Е. Пермякова // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 9. – С. 139-150.
Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 2003. – 211 с.
Потапова, Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников / Т. Потапова // В мире науки. – 2007. – № 1. – С. 88-89.
Россихина, Л. А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л. А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – №2. – С.26-29.
Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Хорошилова, Н.А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Хорошилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12. – С. 781-785.
Чудинов, Р.А. Субъективное отношение к природе как характеристика самоактуализирующейся личности / Р.А. Чудинов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 99-105.
Шевченко, О.В. Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54-57.
Ясвин, В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: автореф. дис. ... доктора психологических наук / В.А. Ясвин. – М., 1998. – 44 с.
Приложение
Перспективный план работы по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игр
Тема Цели, задачи Игры с правилами Сентябрь
1. Во саду ли, в огороде Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания Дидактические игры «Чего не стало», «Угадай на ощупь», «Узнай по описанию»
Пальчиковые игры «Засолка капусты», «Сварим компот» 2. В хороводе деревьев Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина) Дидактические игры «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами»
Дидактическое лото «С какого дерева листочек» 3. Зеленая аптека Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека Дидактическая игра «Назови растение», «Зеленая аптека» Октябрь
1. Путешествие в страну Осень Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой Дидактические игры: «Найди такой листок, как на дереве», «Кто скорее соберет», «Так бывает или нет», «Детки на ветке», «Какая сегодня погода»
Подвижная игра «Птички полетели» 2. Тайны грибного царства Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Дидактическая игра «Поможем белочке заготовить грибы» 3. Воздух Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Подвижная игра «Ветер дует нам в лицо»
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?» Ноябрь
1.Мир растений Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай растение», «Что любят растения» 2. Подводное царство Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде Подвижная игра «Мы весёлые рыбки»
Дидактические игры «Что нужно для рыбки», «Рыбки большие и маленькие», «Назови части тела» 3. Волшебница вода Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды, с различным ее состоянием. Игра «Как сосулька превратилась в воду»
Дидактическая игра «Вода» Декабрь
1. На бабушкином дворе Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе Дидактические игры: «Назови детёнышей», «Какая польза от домашних животных», «Кто, где живёт», «Угадай, это зверь или птица?» (по модели)
Подвижная игра «Пастух и стадо» 2. Лесные жители Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных) Подвижная игра «Звериная зарядка»
Дидактические игры «Как звери меняют шубку», «Найди детёныша», «Кто что ест», «Кто где живёт»
Подвижная игра «У медведя во бору» Январь
1. Белый снег, пушистый снег Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). Игра «Нужен ли зимой растениям снег?», «Цветные льдинки» 2. В гостях у птиц Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу. Дидактические игры «Кто где живет?», «Птички-невелички» Февраль
1. Зимушка-зима Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой Подвижные игры «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер», «Два Мороза», «Вьюга кружит» 2. Песок, камень, глина, почва Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. Игра «Как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)»
Дидактические игры с песком Март
1. Мир комнатных растений Продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Закрепить названия знакомых растений. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы»
Игра «Цветы» 2. Весна идет, весне – дорогу! Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца Дидактические игры «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детеныша», «Где будут первые проталины», «Где быстрее наступит весна», «Покажи птиц, которые прилетают весной»
Подвижные игры «Зайцы и волк», «Птицы и леса» 3. Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Дидактическая игра «Из чего сделан предмет» Апрель
1. Вестники весны Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие сопереживание, заботу. Пальчиковая игра «Птицы и пташки»
Дидактическая игры «Птицы у скворечника» 2. Береги живое! Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе Игры «Посели цветы там, где они выросли», «Где живут животные», «Какой цветок просит помощи, нарисуй его» 3. Стекло и металл Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Дидактическая игра «Из чего сделан предмет» Май
1. Насекомые – наши помощники Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек Дидактические игры «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам» 2. Земля – мой дом Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Дидактические игры «Рассели животных», «Кто живет на суше, а кто в воде» 3. Бумага, древесина, ткань Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Игра «Полянка цветов»
7
Экологическая культура дошкольников
интерес к изучению природных объектов и явлений
экологические представления, знания, умения и навыки
позитивный опыт эмоционально-ценностного отношения к природе
Экологическое образование
Экологическое обучение
Экологическое воспитание
Экологическое развитие
Экскурсии
Вводные
(по курсу или теме)
Текущие
(по мере изучения материала темы)
Обобщающие
(после изучения материала темы)
Общие представления об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему
Знакомство с конкретными объектами или явления в самой природе
Конкретизация, систематизация и обобщение изученного материала
Методы экологического образования дошкольников
Словесные
Наглядные
Практические
Игра
Беседа
Рассказ
Наблюдение
Художественное слово
Опыты
Моделирование
Упражнение
Демонстрация
Показ
1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 134 с.
2. Бутенко, Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей / Н.В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. – Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. – С.45-49.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Грецова, В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней: автореф. дис... канд. пед. наук / В.Г. Грецова. – М., 1969. – 20 с.
5. Гринева, Е.А. Экологическое образование через сердце. Настольная книга для педагога: учебно-методическое пособие / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 105 с.
6. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 480 с.
7. Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986. – 178 с.
8. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. – М., 1991. – 256 с.
9. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
10. Игнатов, С.Б. Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена / С.Б. Игнатов, В.А. Игнатова // Социально-экологические технологии. – 2011. – № 1. – С. 19-26.
11. Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
12. Картаполова, О.В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей / О.В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 58-60.
13. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии» / Н.Н. Кондратьева. – СПб., 1996.
14. Линенко, О.А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе / О.А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. – 2006. – № 16. – С. 38-41.
15. Максимова, Л. И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. – Якутск, 2003. – 18 с.
16. Максимова, М.Ю. Возможности использования психологических механизмов формирования субъективного отношения к природе в образовательном процессе ДОУ / М.Ю. Максимова // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 77-80.
17. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург, 2004. – 168 с.
18. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2013. – 944 с.
20. Пермякова, Н.Е. Теоретико-методологические основания осуществления экологического образования дошкольников / Н.Е. Пермякова // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 9. – С. 139-150.
21. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 2003. – 211 с.
22. Потапова, Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников / Т. Потапова // В мире науки. – 2007. – № 1. – С. 88-89.
23. Россихина, Л. А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л. А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – №2. – С.26-29.
24. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
26. Хорошилова, Н.А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Хорошилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12. – С. 781-785.
27. Чудинов, Р.А. Субъективное отношение к природе как характеристика самоактуализирующейся личности / Р.А. Чудинов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 99-105.
28. Шевченко, О.В. Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54-57.
29. Ясвин, В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: автореф. дис. ... доктора психологических наук / В.А. Ясвин. – М., 1998. – 44 с.