Экспериментальное исследование речи у детей
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 07.08.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПРИ ОНР 5
1.1. Связная речь и ее виды 5
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе в норме 19
1.3. Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР 23
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Мастюкова, Т.Филичева дают дифференцированное описание нарушений различных видов связной речи у детей с ОНР и указывают на трудности детей в определении логической последовательности событий, неполное понимание прочитанного текста, трудности подбора слов, недостаточность самостоятельного описания.Авторы отмечают, что рассказы детей чаще всего представлены в виде перечисления предметов или действий.Т.Филичева основную задачу логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи видит в необходимости научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.Обучение рассказывания занимает важное место в общей системе логопедических занятий.По мнению ученого, первые небольшие самостоятельные связные высказывания детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.С позиции рассмотренных положений процесс речевого развития можно представить как непрерывный и циклически повторяющийся процесс перехода от мысли к слову (порождения речи) и от слова к мысли (восприятие и понимание речи), которые становятся более осознанными и содержательными в период дошкольного детства при реализации целенаправленного развивающего обучения.Итак, связная речь играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающей действительности, предоставляя значительные возможности для самовыражения. Как мы видим, необходима организация коррекционной работы по формированию связной речи дошкольников с речевой патологией с учетом закономерностей формирования речи и принципов организации речевой деятельности детей.Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью, и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное зна чение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитого связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества.ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВДлявыявленияуровняразвитиясвязнойречидетейнамииспользовалисьтестоваяметодикадиагностикиустнойречиВ.П.Глухова[7]иметодикаобследованиясвязнойречиЛ.Н.Ефименковой[15].Дляоценкивыполнениязаданийбылапримененабалльно-уровневаясистема.Приобработкеданныхбаллысуммировалисьпокаждомузаданию,группезаданийиметодикевцелом.Полученноеабсолютноезначениепереводилосьвпроценты.Максимальнаяоценкаопределяласьвсоответствиисчисломзаданийсериииколичествомиспытуемых.Вэкспериментальнойработепринималиучастиевоспитанникидетскогосада6лет.Висследованииучаствовало15детейэкспериментальнойгруппы6лет.Оценкавыполнениязаданийнасоставлениеразличныхвидоврассказасоставляласьизпоказателей,характеризующихуровеньовладениядетьминавыкамисвязнойречи.Вовремяисследованиябылиопределены:объемрассказа,связность,последовательностьиполнотаизложения;смысловоесоответствиеисходномутексту,наглядномусюжетуипоставленнойречевойзадаче,атакжеособенностифразовойречиихарактерграмматическихошибок.Призатрудненияхвсоставлениирассказов,длительныхпаузах,перерывахвповествовании,детямоказываласьпомощьввидепоследовательногоиспользованияпобуждающих,наводящихилиуточняющихвопросов.Комплексноеисследованиевключалочетыреэкспериментальныхзадания.Былиизученынавыкидетейвсоставлении:1.Пересказаранеезнакомоготекста;2.Рассказапосериисюжетныхкартин;3.Рассказапоранеевиденному;4.Рассказа-описания.Описаниеэксперимента:Детямпредлагалисьследующиезадания:Пересказзнакомойсказки.Цель:выявитьуровеньумениясамостоятельносоставлятьпересказпотексту.Ребенкубылапрочитанасказка«Колобок»,затембылопредложенопересказатьтекст.Рассказпосериикартин.Цель:выявитьуровеньумениясамостоятельносоставлятьрассказпосериисюжетныхкартин,гдесобытияразвиваютсявопределеннойпоследовательности.Былаподобранасерияиз3картинокН.Э.Радлова«ВорМухомор».Картинкиразложеныпередребенком,короткообъясненапоследовательностьсобытий.Затем,былопредложенорассмотретькартинкиисамостоятельнорассказатьобизображённыхнанихсобытиях.Вслучаезатруднениядетямоказываласьстимульнаяпомощь.Рассказпоранеевиденному.Цель:выявитьуровеньумениясоставитьсамостоятельныйрассказпоранеевиденному.Заданиепозволяетвыявитьиндивидуальныйуровеньиособенностивладениясвязнойфразовойимонологическойречьюприпередачесвоихжизненныхвпечатлений.Ребенкупредложеносоставитьрассказнаинтереснуюемутему«Взоопарке»ипланизнесколькихвопросов-заданий.Рассказ-описание.Цель:выявитьуровеньумениясоставлятьрассказ-описаниепредмета.Ребенкубылопредложеновтечениенесколькихминутвнимательнорассмотретьигрушку-клоуна,азатемсоставитьрассказонемподанномувопросномуплану.СистемаоценкивыполненияэтихзаданийнамипредставленаввидесхемыТаблица1Схемаоценкиуровнявыполнениязаданий.1.Пересказзнакомоготекста2.Рассказпосериисюжетныхкартин4.УровеньвыполнениязаданиявбаллахПересказсоставленсамостоятельно;полностьюпередаетсясодержаниетекста,соблюдаетсясвязностьипоследовательностьизложения.Употребляютсяразнообразныеязыковыесредствавсоответствиистекстомпроизведения.Припересказесоблюдаютсяграмматическиенормыродногоязыка.Самостоятельносоставленсвязныйрассказ,достаточнополноиадекватноотражающийизображенныйсюжет.Рассказпостроенвсоответствиисграмматическиминормамиязыка(сучетомвозрастадетей).4балла(хороший)Пересказсоставленснекоторойпомощью(побуждения,стимулирующиевопросы).Полностьюпередаетсясодержаниетекста.Отмечаютсяотдельныенарушениясвязноговоспроизведения,отсутствиехудожественно-стилистическихэлементов;единичныенарушенияструктурыпредложений.Рассказсоставленснекоторойпомощью(стимулирующиевопросы,указаниянакартинку).Достаточнополноотраженосодержаниекартинок(возможныпропускиотдельныхмоментовдействия,ненарушающиесмысларассказа).Отмечаютсянеявновыраженныенарушениясвязностиповествования,единичныеошибкивпостроениифраз.3балла(удовлетворительный)Пересказсоставленпонаводящимвопросам.Связностьизложениязначительнонарушена.Отмечаютсяпропускичастейтекстасмысловыеошибки.Нарушаетсяпоследовательностьизложения.Отмечаетсябедностьиоднообразиеупотребляемыхязыковыхсредств.Рассказсоставленспомощьюнаводящихвопросов.Егосвязностьрезконарушена.Отмечаетсяпропусксущественныхмоментовдействияицелыхфрагментов,чтонарушаетсмысловоесоответствиерассказа.Встречаютсясмысловыеошибки.Рассказподменяетсяперечислениемдействий,представленныхнакартинках.2балла(недостаточный)Пересказсоставленпонаводящимвопросам.Отмечаютсяпропускиотдельныхмоментовдействияилицелогофрагмента,неоднократныенарушениясвязноговоспроизведениятекста,единичныесмысловыенесоответствия.Рассказсоставленсприменениемнаводящихвопросовиуказанийнасоответствующуюкартинкуиликонкретнуюдеталь.Нарушенасвязностьповествования.Отмечаютсяпропускиотдельныхмоментовдействия,смысловыенесоответствия.1балл(низкий)ЗаданиеневыполненоЗаданиеневыполнено0балловТаблица2.Схемаоценкиуровнявыполнениязаданий.3.Рассказпоранеевиденному4.Рассказ-описаниеУровеньвыполнениязаданиявбаллахРассказсодержитдостаточноинформативныеответынавсевопросызадания.Всеегофрагментыпредставляютсвязныеразвернутыевысказывания.Применениелексико-грамматическихсредствсоответствуетвозрасту.Врассказеотображенывсеосновныепризнакипредмета,даноуказаниенаегофункцииилиназначения.Соблюдаетсялогическаяпоследовательностьвописаниипризнаковпредметов,смысловыеисинтаксическиесвязимеждуфрагментамирассказа.Используютсяразличныесредствасловеснойхарактеристикипредмета.4балла(хороший)Рассказсоставленвсоответствиисвопроснымпланомзадания.Большаячастьфрагментовпредставляетсвязные,достаточноинформативныевысказывания.Отмечаютсяотдельныеморфолого-синтаксическиенарушения(ошибкивпостроениифраз,вупотребленииглагольныхформ).Рассказ-описаниедостаточноинформативен,отличаетсялогическойзавершенностью,внемотраженабольшаячастьосновныхсвойствикачествпредмета.Отмечаютсяединичныенарушениялогическойпоследовательностивописаниипризнаковпредметов,смысловаянезавершенностьодной-двухмикротем,недостаткивлексико-грамматическомоформлениивысказывания.3балла(удовлетворительный)Отсутствуютодинилидвафрагментарассказа.Большаяегочастьпредставляетпростоеперечислениепредметовидействий(бездетализации);отмечаетсякрайняябедностьсодержания;резконарушенасвязностьповествования;грубыелексико-грамматическиенедостатки.Рассказсоставленпонаводящимвопросам,недостаточноинформативен–внемнеотраженынекоторыесущественныепризнакипредмета.Отмечается:незавершенностьрядамикротем,возвращениекранеесказанному;отображениепризнаковпредметаноситнеупорядоченныйхарактер.Выявляютсялексическиезатруднения,недостаткивграмматическомоформлениипредложений.2балла(недостаточный)Врассказеотраженывсевопросызадания.Отдельныеегофрагментыпредставляютсобойпростоеперечислениепредметовидействий(бездетализации);отмечаетсякрайняябедностьсодержания;нарушениесвязностиречи;грубыелексико-грамматическиенедостатки,затрудняющиевосприятиерассказа.Рассказсоставленспомощьюповторныхнаводящихвопросов,указанийнадеталипредмета.Описаниепредметанеотображаетегосущественныхсвойств,признаков.Неотмечаетсялогическойпоследовательности:простоеперечислениеотдельныхпризнаковидеталейпредметаноситнеупорядоченныйхарактер.Выявляютсялексико-грамматическиенарушения.Ребенокневсостояниисоставитьрассказ-описаниесамостоятельно.1балл(низкий)ЗаданиеневыполненоЗаданиеневыполнено0баллов2.3.1ПроведениепервичногообследованияВыполнениекаждогозаданиядетьмиэкспериментальнойгруппыоценивалосьпобалльнойсистеме,данныефиксировалисьвсоответствующемпротоколе.Наоснованииэтихпоказателейбылисоставленысравнительныедиаграммы.Количественныерезультатыпопервомузаданиюнагляднодемонстрируетрисунок1.Рис.1.ДиаграммаобследованиясоставленияпересказазнакомойсказкиэкспериментальнойгруппынаконстатирующемэтапеАнализрезультатоввыполненияпервогозаданияпересказасказки«Колобок»показал,чтозатрудненияудетейэкспериментальнойгруппычащевсеговозникаливначалепересказа,привоспроизведениипоследовательностипоявленияновыхперсонажейсказкииритмизированногоповтора.ИванВ.частозапинался,употреблялвречи«это»,«этот»,«этовот».Онбылоченьнеуверенным,«…наверноездесьбудет…».ВероникаЗ.смогладойтилишьдотого,какпоявилсяколобок,адальше«…незнаю,каксказать».Даженаправляющиеподсказкинепомоглидажевкраткойформевоспроизвестисюжетпоследовательноиполно.АлинаП.оченьредкоупотреблялаприлагательные,редкиеслова(типаамбар)заменялаупрощенными,несовсемподходящимипосмыслу(амбар-дом)ит.п.Подобныеошибкибылитипичнымиинаиболееярковыраженными.Итак,наблюдаласьограниченностьсловарногозапаса,незнаниеназванийнекоторыхпредметов(сусеки,мука,подавно,амбарит.д.),смысловыеошибки,нарушениясвязности,пропускифрагментовтекста).Двоеиздетейснизкимипоказателямиограничилисьлишьпростымперечислениедействий.Количественныерезультатыповторомузаданиюнагляднодемонстрируетрисунок2.Рис.2.ДиаграммаобследованиясоставлениярассказапосериикартинэкспериментальнойгруппынаконстатирующемэтапеВыполнениевторогозадания–составлениерассказапосериисюжетныхкартинокН.Э.Радлова«Вормухомор»вызвалобольшоеколичествозатрудненийудетейэкспериментальнойгруппы.Результатывыполнениявторогозаданияпоказали,чтоудошкольниковэкспериментальнойгруппывозникалитрудностивполнойиточнойпередачесобытий,отсутствовалосмысловоеобобщениесюжетнойситуации.Дети передавали сюжет кратко, без деталей. Например Ваня Р. Составил рассказ так «Ежонок потерял свою сумку». Это слишком кратко, чтоб раскрыть реальный сюжет, поскольку необходимо минимум 2-3 распространенных предложения. Однако, нельзя не отметить, что большое количество фраз/предложений не всегда позволяет верно справиться с задание. Например, Лена С. Построила рассказ следующим образом: «…вижу ежа. Что-то несет. Дерево тоже тут. Осень с дождем. Еж лег и нету. Мухомор появился». То, есть примерная последовательность соблюдена, но при этом связности не наблюдается.Исследование выявило достаточно низкий уровень использования детьми фразовой речи. У детей наблюдалось неточное употребление слов и аграмматичное построение фраз. У шестерых детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены: рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.Количественные результаты по третьему заданию наглядно демонстрирует рисунок 3.Рис. 3. Диаграмма обследования составления рассказа по ранее виденному экспериментальной группы на констатирующем этапе Третье задание – составление рассказа на тему: «В зоопарке». Алина П. составила рассказ следующим образом: «Пошли в зоопарк, там зверюшки: лебедь, елка, медведи и немножко птиц…»,то есть категорию животных, которые обитают в зоопарке и полное их описание привести девочка не смогла, а также путала растения с животными.Максим П. не захотел составлять рассказ: «не знаю, что зоопарк этот есть, не бывал, не могу». Потом, подумав, он добавил: «звери какие-то, наверное…»Саша Н. дал довольно четкое расписание, но долго припоминал названия животных, в основном давая признаки их: «рыжая такая, и хвост есть…(лиса), зубастый, коричневый, здоровый…(медведь), крылья есть (птицы)» и т.д. Анализ рассказов показал, что это задание вызвало наибольшие затруднения у детей экспериментальной группы. Только у одного ребенка экспериментальной группы фразовые ответы содержались во всех фрагментах рассказа, у большинства детей фразовые ответы отсутствовали или заменялись простым перечислением предметов и действий. Количественные результаты по четвертому заданию наглядно демонстрирует рисунок 4.Рис. 4. Диаграмма обследования по составлению рассказа-описания экспериментальной группы на констатирующем этапеЧетвертое задание составление рассказа-описания предмета. Дети описывали куклу, трое из них высказались очень кратко: «Кукла сидит», «Она тут», «Игрушка большая» и т.д. Основное внимание было обращено на более яркие элементы: желтые волосы, синее платье, красные тапочки. Примечательно, что лицо дети не описывали совсем.У одного ребенка рассказ был составлен логично, но проявлялась стереотипность оформления высказывания, бедность словарного запаса, аграмматизмы. Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования связной описательной речи у испытуемых.В.П. Глухов предлагает использовать суммарную балльную оценку уровня овладения навыками рассказывания в целом. Суммарная оценка в пределах 16 до 13 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 12 до 9 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 8 до 5 – «недостаточному» и от 4 до 0 – «низкому» [18]. Баллы по всем четырем видам заданий фиксировались и подвергались анализу. Вычислялся общий балл за всю серию заданий по всем испытуемым и определялся уровень развития связной речи детей экспериментальной группы. Мы получили количественные результаты, которые наглядно представлены на рисунке 8. Рис. 5. Данные количественной интерпретации уровня овладения связной речью экспериментальной группыКоличественные данные показали, что у детей экспериментальной группы с хорошим уровнем развития связной речи выявлено не было, удовлетворительный уровень отмечен у только у 2 детей – 12.5 % , недостаточный уровень у 10 детей – 62,5%, низкий уровень выявлен у 4 человек, а это 25% всей группы обследованных детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитиесвязнойречи-основнаязадачадошкольногообучения.Подсвязнойречьюпонимаютлогическое,последовательное,точное,грамматическиоформленноеизложениеопределенногосодержания.Удошкольниковсобщимнедоразвитиемречинарушеноформированиевсехкомпонентовречевойсистемы,чтоведетзасобойзначительноеотставаниевовладениииминавыкамисвязнойречи.Именноотуровняразвитиясвязноговысказывания(уменийсодержательно,последовательноилогичностроитьвысказывания)вдальнейшемзависитуспешностьдетейсобщимнедоразвитиемречиприобучениившколе:овладениенавыкамиучебногомонолога,грамоты,письма.СвязнаяречьудетейсОНРсамостоятельнонеформируется.Очевиднанеобходимостьсистематическойкоррекционнойработылогопедасиспользованиемэффективныхметодовисредствпоформированиюсвязнойречи.Дидактическиеигрызанимаютособоеместовлогопедическойработесдошкольникамисобщимнедоразвитиемречи,посколькуобеспечиваеткомплексноевоздействиенаречевуюсферуребенка.Дидактическиеигрыпозволяютрасширитьсловарныйзапас,нормализоватьграмматическийстройречи,формироватьспособностикточномувысказываниюсвоихмыслей,повышаюткоммуникативнуюнаправленностьречидетей.Изученысовременныепредставленияобобщемнедоразвитииречи,проанализировананаучно-методическаялитература,характеризующаяособенностисвязнойречиудошкольниковсобщимнедоразвитиемречитретьегоуровня,выявленыпсихологическиеособенностидетейсречевыминарушениями,рассмотренвопросэффективностиприменениядидактическихигрвлогопедическойработепоформированиюсвязнойречиустаршихдошкольниковсобщимнедоразвитиемречи.
Вопрос-ответ:
Какие есть особенности связной речи у дошкольников в норме?
У дошкольников в норме связная речь характеризуется следующими особенностями: использование простых предложений, ограниченная лексика, преобладание прямой порядковости слов, неустойчивость понимания значений абстрактных слов, ограниченная способность к анализу и синтезу звуков, неспособность обобщать слова категорий, указание на условности игры в языковых манипуляциях.
Как развивается связная речь у дошкольников в норме?
Связная речь у дошкольников развивается постепенно. Вначале они учатся использовать простые предложения и простые связки, а потом постепенно учатся строить более сложные предложения. Дошкольники начинают использовать все больше слов из своего словаря и учатся правильно использовать различные грамматические конструкции. Также они учатся использовать речь для коммуникации и передачи своих мыслей и идей.
Какие особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР?
У дошкольников с ОНР наблюдаются особенности в развитии связной речи. Они могут испытывать трудности в использовании правильных грамматических конструкций, в построении сложных предложений и в использовании широкого словарного запаса. Они также могут иметь ограниченные навыки коммуникации и передачи своих мыслей и идей. Все эти особенности могут затруднять их общение и взаимодействие с окружающими.
Как проводится диагностика связной речи у дошкольников?
Диагностика связной речи у дошкольников проводится с использованием различных методик и инструментов. Врачи и специалисты используют наблюдение за ребенком в различных ситуациях, тестирование на понимание и использование различных элементов связной речи, а также анализ записей речи ребенка. Они также могут проводить интервью с родителями и учителями, чтобы получить дополнительную информацию о развитии ребенка. Все эти методы помогают выявить особенности развития связной речи у ребенка и определить необходимые меры поддержки и коррекции.
Какие виды связной речи выделяются у дошкольников?
У дошкольников выделяют следующие виды связной речи: повествование, рассуждение, описание, инструкция, диалог.
Как развивается связная речь у детей в онтогенезе?
В онтогенезе развитие связной речи у детей происходит постепенно. Сначала дети начинают формировать элементарные связные высказывания, затем они учатся использовать грамматические конструкции и связывать предложения между собой. В конце дошкольного возраста у детей формируются все виды связной речи.
Какие особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР?
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в развитии связной речи. Они могут иметь проблемы с формированием полноценных связных высказываний, пониманием грамматических конструкций и поддержанием диалога с собеседником. Они также могут иметь ограниченный словарный запас и затруднения с образованием адекватной инструкции.
Какие подходы используются для диагностики связной речи у дошкольников?
Для диагностики связной речи у дошкольников используются различные подходы. Некоторые специалисты используют наблюдение и анализ речи в естественной ситуации, другие применяют стандартизированные тесты и задания. Также используется оценка языковых навыков и опросы родителей и учителей.
Какие трудности могут возникнуть у детей при определении нарушений различных видов связной речи?
У детей могут возникнуть трудности при определении нарушений различных видов связной речи. Они могут иметь ограниченный опыт коммуникации, затруднения в использовании сложных грамматических конструкций и проблемы с развитием лексического запаса. Также дети могут испытывать трудности в установлении контакта с собеседником и поддержании диалога.
Какие особенности связной речи у детей дошкольного возраста в норме?
В норме у детей дошкольного возраста связная речь характеризуется развитием таких видов, как рассказ, повествование, описание и объяснение. Дети используют сложные предложения, связывая их союзами и между предложениями. Дети умеют передавать последовательность событий и выражать свои мысли логично и последовательно.
Как развивается связная речь у детей в здоровом развитии?
В онтогенезе связная речь развивается постепенно. Сначала дети учатся строить простые предложения, затем они начинают использовать союзы и сочинительные союзы для связи предложений. Дети улучшают свои навыки в передаче последовательности событий и в выражении логически связанных мыслей. К 5-6 годам дети обычно достигают уровня сформированной связной речи.
Какие особенности развития связной речи у дошкольников с отклонениями в развитии?
У дошкольников с отклонениями в развитии связная речь может быть нарушена по разным видам. Например, у некоторых детей может быть нарушение рассказа, они могут иметь трудности в передаче последовательности событий. У других детей может быть нарушение объяснения, они могут испытывать трудности в выражении своих мыслей логично и последовательно. Все эти нарушения требуют дифференцированного описания и диагностики.