Постмодернизм как литературное направление. Творчество В. Ерофеева, В. Сорокина и В. Пелевина
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 27.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Особенность творчества Пелевина сводится к следующему – духовному застою и насилию, лжи и чопорности советской идеологии писатель противопоставляет внутреннюю свободу каждого человека, который может обрести ее в своем внутреннем духовном мире. 12. Идея сознательной критики постсоветской действительностивыступает как значимая особенность прозаического творчества Виктора Пелевина. В связи с этим особенно остро проявляются следующие моменты: критика «западного» образ жизни и опора на «запад», современное общество потребления, которое утратило все социальные, моральные и духовные ценности. Также Пелевин показывает кризис всей социальной реальности и самого человеческого бытия.13. Своеобразен и по-своему трагичен герой произведений Пелевина – это личность, которая заблудилась в истории, которая не знает куда себя деть и во что верить, личность, не имеющая и не руководствующаяся никакими духовно-нравственными ценностями. Одним словом, герой Пелевина – человек вне нравственности, запутавшийся в собственных образах и постепенно исчезающий в пустоте бытия.14. Неоднозначностью прозы В. Пелевина считается и тот факт, что писатель рисует перед нами также картину реальной современной действительности, в которой каждый из нас узнает себя. При этом читатель может посмотреть на себя со стороны, понять абсурдность и парадоксальность некоторых явлений современной жизни. В связи с этим в своей прозе Пелевин анализирует такие элементы современной действительности, как роль современных средств массовой информации, рекламы, фетиши настоящего времени, все то, что можно отнести к категории «гламур», причины возникновения новой социальной иерархии – новые ценности жизни, а также идеи культа личной внутренней свободы. Многие отечественные литературоведы и филологи отмечают, что проза Виктора Пелевина носит характер проповеди, который провоцирует читательскую аудиторию принимать большинство его произведений за своего рода особый манифест некоего мистического учения. Так, в своей работе Генис А. писатель работает исключительно в жанре басни, где мораль и нравственный урок читатель формирует для себясамостоятельно:- «Бубен нижнего мира» (1993);-«Зелёная коробочка» (1996);-«Зигмунд в кафе» (1993);- «Чапаев и Пустота»(1996).Для прозаических трудов В. Пелевина характерно отсутствие обращения автора к читателю через произведение: писатель будто вовсе не стремиться сказать о чем-либо читателю, донести до него какую-либо идею. Все малейшие намеки на важные смыслы читатель находит непосредственно сам, они будто нечаянно попадаются ему на глаза, «не успев спрятаться». Рассуждая в своих произведениях о писательской стезе и доле творческого человека, Пелевин приходит к тому, что невольно в его ранних произведениях проскальзывает мысль об абсурдности реальной жизни, а уже в более поздних его произведениях эта мысль становится зачастую ключевой, что позволяет с уверенностью говорить о его произведениях как о постмодернистских, а порой даже подверженных экзистенциональному направлению.В произведениях В. Пелевина мир представлен как абсурдный и хаотичный, постоянно меняющийся и не имеющий жестких, конкретных рамок. Реальность, которая создается писателем в его произведениях, как правило, алогична и хаотична, в ней как будто идет уравнение высокого и низкого, совершенного и безобразного, ложного с истинным – все это несет оттенок трагизма, катастрофы и угасания. Все творчество Виктора Пелевина проникнуто постмодернистским настроением и философией дзэн-буддизма, которая еще более отчетливо звучит в более зрелых его прозаических произведениях. Нечепуренко Д.В. в своей литературно-критической статье «О философских предпосылках и цели творчества В. Пелевина» (2011) следующий ключевой тезис – основная цель творчества писателя заключается в культурном Просвещении всего человечества, опираясь на сравнительно недавнее историческое прошлое. Как утверждает критик, основная стратегия Пелевина – культурно-массовое Просвещение народа – формируется им исключительно в философском ключе: писатель заставляет читателей задуматься о природе вещей, о смысле жизни, о предназначении бытия. Также Пелевин практически силой склоняет читателя задуматься о собственном предназначении в мире, какую роль человек должен сыграть в этой жизни и справляется ли он с ней – все это, по мнению, Нечепуренко несет просветительский характер творческой деятельности В. Пелевина.В связи с этим особенно интересным в процессе анализа его творчества выступает восточная философия – философия дзэн-буддизма, где понятие «Дзэн» Нечепуренко характеризует следующим образом: «Дзэн – это школа китайского буддизма, которая возникла на рубеже V–VI веков и в последующем получила широкое распространение в других азиатских странах таких, как Вьетнам,Корея,Япония».Необходимо отметить, что философская стратегия постмодернизма и философия дзэн-буддизма во многом схожи: в каждой из них провозглашается принцип невозможности выразить наивысшую истину бытия посредством каких-либо слов или знаковых систем, постижение этой истины возможно лишь через индивидуально-логическое осмысление частной личности. Отсюда вытекает и характерная особенность постмодернистского творчества Виктора Пелевина – в одном произведении объединяются вечные темы, мотивы, проблемы, художественные стили и приемы, которые заимствованы из художественной литературы различных эпох, культур и народов.Пелевин нарочито использует в таких своих произведениях, как «Омон Ра», «Жизнь насекомых» прием художественной игры с реальностью, посредством которого писатель помогает читателю найти скрытый, «закопанный вглубь текста» смысл того или иного произведения.По обзору творческой стратегии В. Пелевина можно прийти к ряду основных заключений:- во-первых, в своих прозаических произведениях основное внимание Пелевин сосредотачивает на размытии четких рамок и границ описываемых явлений и событий, для него главным и наиболее существенным является процесс просвещения читателя посредством предлагаемого им иллюзорно-фантастического мира, в котором обыкновенные герои сталкиваются с необыкновенными, зачастую просто абсурдными явлениями; - во-вторых, творческая манера В. Пелевина заключается в целостном творческом процессе – в повествовании о лирическом герое, который заключен в «пограничное состояние», который находится на границе, рубеже тех или иных мгновений бытия; - в-третьих, необычайна и оригинальна сама природа художественного слова Виктора Пелевина, которая способна либо «повернуть» к себе читателя и заставить его невольно читать и дальше произведения писателя, либо способная «отвернуть» читателя от себя, заставить его в дальнейшем ни за какие блага мира не взять в руки подобные книги.
Вопрос-ответ:
Какими особенностями отличается творчество Владимира Ерофеева?
Особенностью творчества Владимира Ерофеева является его критическое отношение к советскому обществу, использование сатиры и пародии, а также интенсивное использование разговорной речи в текстах.
Каковы основные темы произведений Виктора Пелевина?
Основные темы произведений Виктора Пелевина связаны с критикой советской и постсоветской реальности, исследованием современной культуры и массовой сознательности, а также вопросами свободы и индивидуальности.
Что такое постмодернизм как литературное направление и как оно проявляется в произведениях Ерофеева, Сорокина и Пелевина?
Постмодернизм - это литературное направление, которое характеризуется игрой со стилями, смешением жанров и критикой устоявшихся концепций и идей. В произведениях Ерофеева, Сорокина и Пелевина это проявляется через использование фрагментарности, смешение разных времен и реальностей, а также критическое отношение к советской и постсоветской действительности.
Какие особенности творчества Пелевина могут быть отмечены?
Особенностью творчества Пелевина является его критическое отношение к советской идеологии, использование элементов фантастики и сатиры, а также экспериментальный стиль письма, который сочетает разные жанры и подходы.
Какую идею противопоставляет Виктор Пелевин в своем творчестве советской идеологии?
Виктор Пелевин противопоставляет идею внутренней свободы и возможности каждого человека обрести ее в своем духовном мире. Он выступает против духовного застоя и насилия лжи и чопорности советской идеологии.
Какие писатели относятся к постмодернизму в литературе?
Писатели, которые относятся к постмодернизму в литературе, включают Венедикта Ерофеева, Владимира Сорокина и Виктора Пелевина.
В чем заключаются особенности творчества Виктора Пелевина?
Особенность творчества Виктора Пелевина сводится к критике советской идеологии, внутренней свободе каждого человека и духовному миру.
Что писатель противопоставляет лжи и чопорности советской идеологии?
Писатель Виктор Пелевин противопоставляет внутреннюю свободу каждого человека, которую можно обрести в своем внутреннем духовном мире, лжи и чопорности советской идеологии.
Какая идея является значимой особенностью прозаического творчества Виктора Пелевина?
Идея сознательной критики постсоветской действительности является значимой особенностью прозаического творчества Виктора Пелевина.