Исторический смысл психологического кризиса.
Заказать уникальный реферат- 31 31 страница
- 4 + 4 источника
- Добавлена 28.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......3
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО…………………5
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА………………………………………………………….10
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДА Л.С. ВЫГОТСКОГО «ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА» ………………………………………………………..17
3.1. Взгляд Л.С. Выготский на проблему кризиса……………17
3.2. Представление закономерности развития и смены идей (течений) в психологической науке………………………19
3.3. 3 типа соединения идей (синтеза психологического знания), присутствующих в психологической науке……………...21
3.4. Методологический конфликт эмпирического подхода….23
3.5. Движущие силы кризиса…………………………………...26
3.6. Роль диалектического материализма при построении новой психологии………………………………………………….27
3.7. Значение эпиграфа…………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30
Это можно объяснить тем, что одной области мало своего материала, и для этого она заимствует другие идеи: «своего материала оказывается слишком мало, и такая система вбирает в себя, подчиняет себе… чужеродные тела… Обычно получается конгломерат научных теорий, фактов, с ужасающей произвольностью втиснутый в рамки объединяющей идеи» [2, стр. 401].Второй вариант предполагает логическое наложение понятий двух теорий, если же возникают противоречия, то они исключают их из системы. Автор говорит, что этот вариант выступает вроде союзного договора двух стран, при котором обе не теряют самостоятельности, но уславливаются действовать сообща, исходя из общности интересов. Этот способ обычно применяется для сведения воедино марксизма и фрейдизма. Очень грубые, резкие противоречия просто исключаются из системы, объясняются преувеличением и т.д. В обеих системах проводятся преобразования, что в конечном итоге приводит к искажению сущности этих систем. Выготский говорит об основных ошибках этого способа сращивания – смешение метода наук и сведение всего разнородного научного состава в одну плоскость.Автор выступает явным противником вышеназванных типов ассимиляции. Он объясняет это следующим образом: в данную эпоху нет единой методологии, а есть исключающие друг друга методологические принципы.Лев Семенович видит решение проблемы в возникновении третьего типа соединения идей. Необходимо подняться над фактическом содержанием научных идей, прежде чем овладеть их истинной природой. Но для этого нужно иметь точку опоры вне этих идей. Чтобы критически отнестись к чужой системе, нужно иметь собственную психологическую систему принципов.Третий и единственно верный путь в этом случае является объяснение психологического из психического, а не из физиологического. Задача поставлена, сформулирована и осознана в свете собственных принципов. И после решения собственной задачи автор предлагает на основе аналогий, что его методом можно дополнить другую теорию. Таким образом, психология должна оставаться собой, не выходя за свои пределы [2, стр. 409].3.4. Методологический конфликт эмпирического подходаАвтор ставит вопрос о необходимости принципиальной разработки понятий в общей науке и ее роль для частных дисциплин на заимствованиях из области других наук. Выготский определяет еще одну важную проблему в психологии, которая сложилось в то время: психология не может быть эмпирической научной дисциплиной. На то есть несколько важных причин.В каждой науке есть свои определенные методы, позволяющие воссоздавать явления по их следам и влияниям, помогают выйти за пределы непосредственного восприятия. Таким образом в каждой науке есть свои косвенные метод. Это такой метод, который позволяет изучать то, что не дано в непосредственном восприятии.Основной инструмент познания в психологии – это психика. Поэтому психологии необходимо истолкование, которое и позволит научному знанию выйти за пределы восприятия.Также автор отмечает, что нельзя ничего переносить из одной теории в другую. Данные, которые добыты с помощью разных объяснительных принципов, будут являться разными. И это необходимо учитывать. При переносе одного понятия определенной дисциплины или науки в другую область знания, оно теряет свое исходное значение. Понятие должно использоваться только в рамках той науки, где оно было создано, разработано, введено в употребление: «…при перенесении же в другую науку оно слепо, оно ни к чему не ведет» [2, стр. 374].Автор также отмечает еще одну проблему психологии – это проблема языка науки. Именно он позволяет судить о размерах кризиса психологии, поскольку она не имеет собственного четко сформированного, структурированного терминологического языкаНа данный момент в психологии используются такие слова, как слова обиходного языка, философского языка и слова, и формы речи, заимствованные из естественных наук и употребляемые в переносном смысле.Автор утверждает, любое исследование или измерение рискует оказаться ложным или утратить свое значение в случае изменения смысла психологических теорий, что уже не однажды происходило в науке.Таким образом, можно сделать вывод, что язык реагирует на все изменения, происходящие в науке. Каждое понятие должно отвечать тому положению вещей, которое сложилось на данный момент развития науки. При выборе подходящего понятия для науки происходит методологический процесс.Далее автор отмечает, что в психологии нет однозначного понимания самого кризиса различными исследователями: некоторые отрицают наличие кризиса, другие – считают, что кризис есть, но оценивают его субъективно (кризис совпадает с борьбой, которую ведут психологи), третьи - пытаются представить объективно-эмпирические диагнозы кризиса (подсчитывают число школ и выставляют балл кризиса) и т.д.Л. С. Выготский осознает, что в психологии не существует единой теории кризиса. Тем самым возникает определенный методологический конфликт в эмпирическом подходе. Автор, проанализировав работы нескольких авторов (Н.Н. Ланге, Г. Эббингауз и др.), выделяет некоторые положение относительно сложившегося кризиса, с которыми согласен. По его мнению, верные тезисы приводит Ланге [2, стр. 355]:1 В науке нет общепризнанной системы, из-за этого все основные категории и понятия интерпретируются по-разному.2 Кризис влияет на науку не только разрушительно, но и конструктивно, благодаря чему происходит рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьезность кризиса обусловлена промежуточность территории науки между социологией и биологией, между которыми Кант хотел разделить психологию.3 Общей задачей для психологии является выработка новой системы.Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо заложить фундамент. Также в психологии до сих пор ведутся споры о наиболее общих вопросах. Можно сказать, что не существует общего фундамента для создания общей психологии. Некоторые исследователи утверждают, что в психологии существует множество взаимоисключающих друг друга психологий, которые борются между собой за главенство над остальными дисциплинами.Эмпирической психологии как науки, имеющей хотя бы один общий принцип, нет, а попытка создать ее привела к поражению самой идеи создать только эмпирическую психологию. Эмпирическая – значит прежде всего «психология без души» (Ланге), психология без всякой метафизики (Введенский), психология, основанная на опыте (Геффдинг). Это, по существу, отрицательно определение, оно не говорит о том, с чем имеет дело психология, каков ее положительный смысл. Теперь термин «эмпирическая» по отношению к психологии означает отказ от выбора определенного философского принципа. С положительной стороны – словом «эмпирическая» психология хочет включить в себя ряд естественных наук. Но явления психологии абсолютно другой природы, чем явления физические, и познаются они иным способом, нежели объекты естествознания [2, стр. 360].Эмпиризм в психологии на деле исходил столь же стихийно из идеалистических предпосылок, как естествознание – из материалистических, т.е. эмпирическая психология была идеалистической изначально. В эпоху кризиса эмпиризм раздвоился на идеалистическую и материалистическую психологии.Развивая эту идею, автор отмечает, что в психологической науке существует определенная двойственность: «…существуют две психологии — естественнонаучная, материалистическая и спиритуалистическая…»Автор приводит условные названия этих двух видов психологии. Первая – естественнонаучная психология, вторая – идеалистическая. Основное отличие между ними сводится к разным способам познания и понимания природы изучаемых ими явлений.3.5. Движущие силы кризисаАвтор считает главной движущей силой кризиса развитие прикладной психологии: «…в ней представлено все прогрессивное, здоровое, с зерном будущего, что есть в психологии; она дает лучшие методологические работы…» Свое утверждение Л. С. Выготский подтверждает несколькими фактами. Прежде всего, это отношение практики и теории. Раньше практика не зависела от теории, не оказывала на нее никакого влияния. Сейчас же практика входит в основы науки и перестраивает ее под себя: «…практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы» [2, стр. 241].Так как практика невозможна без методологии, то она требует устранения противоречий, которые существуют в методологии: «…метод — значит путь, мы понимаем его как средство познания; но путь во всех точках определен целью, куда он ведет. Поэтому практика перестраивает всю методологию науки».Также автор подчеркивает реформирующую роль психотехники. Это то, что психотехника есть «односторонняя психология», она толкает к разрыву и оформляет реальную психологию.Важно отметить тот факт, что практике необходима прочная методологическая база. Противоречие, которые есть в методологии психологии, оказывают свое влияние на практику. Практика диктует цели, задачи формирования теорий и понятий. А методы, которые используются в психологии, определяются целями исследования. Тем самым выявляется связь методологии и практики.Причину кризиса мы понимаем как его движущую силу, и причина эта лежит в развитии прикладной психологии.3.6. Роль диалектического материализма при построении новой психологии«Строить» по Выготскому, значит использовать уже накопленные знания при создании новой психологии. Как в строительстве используют уже имеющие фундамент, развитую технологию строения зданий: «Разве строители будущего все начинают сначала, разве они не являются завершителями и наследниками всего истинного в человеческом опыте, разве в прошлом у них нет союзников и предков?»Диалектической материализм невозможно непосредственно положить к новой психологии. Здесь не обходимо создать посредствующую науку, например, психологический материализм, который будет выяснять конкретные применения абстрактных положений диалектического материализма к данной области явлений. Как раз этот психологический материализм или диалекту автор и называет общей психологией, т.к. сама по себе диалектика является самой общей, предельно универсальной наукой.3.7. Значение эпиграфаЭпиграфом к своему исследованию Л. С. Выготский выбрал следующее выражение: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла...». Это можно объяснить следующим образом. Для автора камень – это прикладная психология. Он отмечает, что раньше прикладная психология никак не была связана с теоретической психологией. Сейчас же после возникновения кризиса в психологии наблюдается тенденции воссоединения этих двух областей. Прикладная психология становится движущей силой развития всей науки. Тем самым с помощью метафоры, автор раскрывает свою точку зрения на сложившуюся в науке критическую ситуацию.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение своей работы хотелось бы сделать некоторые выводы.В чем же проявлялся кризис в психологической науке в начале XX века? Здесь можно выделить несколько тенденций. Автор утверждает, что существует множество взаимоисключающих друг друга психологий, которые имеют тенденцию создать одну психологию путем выделения общей психологии. Для этого нет человека –гения, который создал бы фундаментальные основы науки. Также можно выделить проблемы с определение основных методов общей психологии, употребление определенного языка, соединение теоретической и прикладной психологии.Причиной кризиса является осознанная потребность ученых-исследователей в создании общей науки, которая смогла бы воссоединить весь накопившийся материал разных дисциплин и направлений психологии. Также одной из причиной является развитие прикладной психологии.Кризис в психологической науке имеет определенное историческое значение. В такой ситуации приходит осмысление того, что необходимо что-то изменить для дальнейшего развития психологии, а точнее общей психологии.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. – 3-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2017.: табл. – (Библиотека психолога). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315 – ISBN 978-5-9765-0705-0. – Текст: электронный.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии/Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982, ил. (Акад. пед. наук СССР).Дубровина, О.И. Общая психология: сознание и деятельность: [16+] / О.И. Дубровина; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572180 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-400-01103-0. – Текст: электронный.Прыгин, Г.С. Введение в общую психологию: учебное пособие / Г.С. Прыгин; Казанский федеральный университет, Набережночелнинский институт. – Казань: Издательство Казанского университета, 2016.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480123
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии/Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982, ил. (Акад. пед. наук СССР).
3. Дубровина, О.И. Общая психология: сознание и деятельность: [16+] / О.И. Дубровина; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572180 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-400-01103-0. – Текст: электронный.
4. Прыгин, Г.С. Введение в общую психологию: учебное пособие / Г.С. Прыгин; Казанский федеральный университет, Набережночелнинский институт. – Казань: Издательство Казанского университета, 2016.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480123
Вопрос-ответ:
Какой исторический смысл имеет психологический кризис?
Психологический кризис имеет исторический смысл как период развития психологии, когда происходят значительные изменения в понимании человеческого поведения и психики.
Что можно сказать о Л.С. Выготском?
Л.С. Выготский был известным российским психологом и понимал важность исторического смысла психологического кризиса.
Каким образом Л.С. Выготский рассматривал проблему кризиса?
Л.С. Выготский рассматривал проблему кризиса как важное явление в процессе развития психологии и отмечал его влияние на изменение идей и течений в психологической науке.
Какие типы соединения идей он выделял?
Л.С. Выготский выделял три типа соединения идей: простое вхождение новых идей, более сложное соединение уже существующих идей и создание новых идей на основе синтеза старых.
Какие изменения происходят в психологии в период кризиса?
В период психологического кризиса происходят значительные изменения в понимании и изучении человеческой психики и поведения, а также меняются основные идеи и направления в психологической науке.
Каков исторический смысл психологического кризиса?
Исторический смысл психологического кризиса заключается в том, что он отражает изменение и развитие психологической науки на протяжении времени. Кризисы возникают, когда прежние идеи и теории сталкиваются с новыми открытиями и парадигмами. Эти кризисы побуждают ученых к пересмотру и обновлению своих подходов и понимания психологии.
Какой взгляд на проблему кризиса имел Л.С. Выготский?
Л.С. Выготский считал, что психологический кризис является неизбежным в процессе развития науки. Он видел в кризисе движущую силу для создания новых теорий и концепций. Выготский придавал большое значение взаимодействию между идеями и историческим контекстом, и считал, что только через кризисы можно достичь прогресса в психологии.
Какие типы соединения идей использует Л.С. Выготский в своей работе?
Л.С. Выготский использует три типа соединения идей: логическое, генетическое и историческое. Логическое соединение идей заключается в построении логически последовательных аргументов. Генетическое соединение идей основывается на понимании эволюции и развития идей от простого к сложному. Историческое соединение идей отражает связь между идеями и историческим контекстом, учитывая влияние времени и места на развитие психологии.