Социальные проблемы общества и роль социальной работы в их разрешении
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 31.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
1.1. Социальные проблемы современности 5
1.2. Характер социальных проблем, механизм их решения 8
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА 16
2.1. Роль социального государства в условиях цифровизации и роста влияния сетевых сообществ 16
2.2. Решение социальных проблем с помощью технологий социальной работы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Они исходят из того, что социальная политика должна решать ограниченный круг социальных проблем, но быть при этом политически эффектной в условиях, когда социальное государство, как утверждается, достигло пределов возможного финансирования. В этой ситуации со стороны государства во многих странах поставлена задача – обеспечить большую включённость и устойчивость положения граждан в связи с ростом новых форм занятости через усиление социальной политики, так как в дальнейшем сетевая сфера будет играть всё большую роль в обществе и жизни людей. Развитие сетевого общества и цифровые технологии создают условия для значительного рывка в социально– экономическом и политическом развитии со всеми вытекающими из этого возможностями прогресса, они тем самым могут привести к социальному росту – улучшению условий труда и повышению уровня жизни. Одна из основных проблем состоит в том, чтобы оптимизировать социальную политику таким образом, чтобы придать ей способность парировать негативные социальные последствия: риски снижения уровня благосостояния, возможности расколоть общество, нарушить его социально–политическую стабильность. Однако, по нашему мнению, не обойтись и без усиления дистрибутивной функции государства, увеличения налогообложения наиболее состоятельных групп населения и направления этих ресурсов на социальные программы. Между тем концепция базового безусловного дохода, которая была сформулирована ещё в конце ХХ столетия, в последние годы активно обсуждается в некоторых странах ЕС в плане возможностей её практического применения. Факты красноречиво свидетельствуют о том, что возможности социального перераспределения богатства и доходов весьма значительны. Об этом красноречиво свидетельствуют данные исследования швейцарского банка CreditSuisse. Сейчас в России на долю 10% самых обеспеченных россиян приходится 82% личного богатства. Это означает, что по уровню его концентрации Россия обогнала США, где на долю 10% самых обеспеченных граждан приходится 76%личных средств. В Китае такое соотношение составляет 62%. При этом показательно то, что высокая концентрация богатства в России наблюдается на фоне роста числа сверхбогатых граждан, владеющих миллиардами (в долларовом эквиваленте). По данным швейцарского банка, таковых в современной России 74, а согласно данным журнала Forbes, 106 долларовых миллиардеров. В этой ситуации перераспределение – важный ресурс политики, нацеленной на обеспечение большей социальной справедливости. Тем более что происходит обострение социальных проблем, а перспектива для значительной части населения весьма тревожна. Это может расширить зону согласия в обществе, способствовать его укреплению и развитию, учитывая, что его сетевизация и цифровизация на данном этапе осложняют положение многих категорий работников.Решение социальных проблем с помощью технологий социальной работыМасштабное формирование сложной социально-экономической структуры мира резко повысили не только долю антропогенных и природных катастроф, но и изменили характеристики окружающей среды с приданием им динамики в сторону ухудшения условий выживаемости всех биологических организмов, в том числе и человека. XXI век наглядно показал, что наряду с процессами дестабилизации климата - наблюдается значительный рост числа катастроф как природного, так и техногенного характера.Более 15 000 ученых из 184 стран мира, возглавляемые ведущим американским экологом профессора Уильямом Риппли (WilliamRipple) из Университета штата Орегон, поставили свои подписи под обращением к человечеству, опубликованном в одном из номеров журнала «BioScience». По итогам конференции была принята декларация, в которой сказано, что борьба за уменьшение ущербов от природных катастроф должна быть важным элементом государственной стратегии всех стран в достижении устойчивого развития. Ученые выявили ряд закономерностей: - ежегодно число природных катастроф в мире возрастает, в среднем, примерно на 20 процентов; - значительно возросло количество людей, погибших в результате землетрясений, пожаров, ураганов, тайфунов и наводнений; - в мире наметилась тенденции удорожания проводимых действий по ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф [1]. Вместе с тем, установлено, что значительное количество чрезвычайных ситуаций тесно связано с деятельностью человека и происходит по причинам социального характера. Практика показывает, что опасность в социальной сфере – это возможные или реальные общественные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, государству, человеческому сообществу как месту обитания человека, уничтожить или нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности, вызвать деградацию общества. Опасность может выступать в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление общественных устоев [2]. Среди великого многообразия опасностей, угроз и источников их возникновения можно выделить основные признаки, которые связаны: - с использованием средств психического воздействия на человека: шантаж, мошенничество, подлог, обман, воровство; - с реальным физическим насилием или его угрозой: войны и вооруженные конфликты, массовые беспорядки и протестные выступления, разбой и бандитизм; - с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека: наркомания, психотропные вещества, алкоголизм и курение; - с массовыми заболеваниями, характерными для социальных групп с низкой социальной ответственностью: туберкулез, менингит, гепатит, СПИД, венерические заболевания и т.д. Представляется, что опасность социального происхождения – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Как правило, в основе ее возникновения и развития лежит нарушение равновесия общественных отношений – экономических, политических, межэтнических, конфессиональных, которые вызывают (или могут вызвать) серьезные противоречия и последующие социальные катаклизмы. Практика показывает, что их катализаторами выступают: безработица, инфляция, продовольственные проблемы; коррупция, правительственные кризисы; массовые беспорядки, социально-бытовая неустроенность, национализм; акты терроризма. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психологическому утомлению людей, к тяжелым психоэмоциональным состояниям: депрессия, психосоматические заболевания, суицид. Следовательно, социальная напряженность определяется условиями жизни людей: чем хуже условия жизни людей, тем выше поднимается уровень социального недовольства, и тем сложнее его сдержать. В указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» сформулированы реальные социальные угрозы российской безопасности [3]: - замедление темпов роста российской экономики, экономическая дезинтеграция, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны; - несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества; - социально-политическая поляризация российского общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; - криминализация общественных отношений, наличие организованной преступности, терроризма; - размывание единого правового пространства РФ, несовершенство правовой базы, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и т. д.; - угроза физическому здоровью народа, вызванная несовершенством системы здравоохранения и социальной защиты населения, ростом потребления алкоголя и наркотиков; - сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов, ослабление семьи; - снижение духовного, нравственного и творческого потенциала народа; - угроза личной безопасности граждан и т.д. Однако, следует иметь в виду, что эти угрозы при их недооценке и игнорировании могут стать пусковым механизмом для чрезвычайной ситуации социальной направленности. Средствами, с помощью которых могут быть активированы ЧС социального характера: 1) искусственно вызванные экономические затруднения (инфляция, безработица, невыплаты зарплаты, локауты, банкротство банков, предприятий и фирм, нехватка продовольствия); 2) политические акции (убийства государственных и политических деятелей, репрессии против оппозиции, представителей национальных меньшинств или религиозных конфессий, провокации против иностранных граждан и представительств, разгон мирных митингов и демонстраций); 3) военные провокации (пограничные конфликты, инциденты, нарушение границы); 4) террористические акции (на объектах промышленности, транспорта, инфраструктуры, социально-культурной сферы, захваты заложников и т. д.); 5) информационная война (инициирование в СМИ разоблачений государственных, политических и общественных деятелей, распускание провокационных слухов, формирование необходимого определенным кругам ложного общественного мнения и т. п). Таким образом, реализация мер по обеспечению социальной безопасности призвано способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременное состояние социальной сферы в России во многом определяется социальной политикой государства. Неудивительно, что иждивенческий подход становится все более доминирующим вопросом, социальное обеспечение во многих связанных и благосостояния. Кажется актуальным вопрос так называемых социальных ножниц. Их экономический смысл заключается в том, что достижение экономического роста и роста национального богатства происходит на фоне существующего высокого уровня бедности и социальной незащищенности большинства граждан. Сегодня большая часть населения нуждается в социальной поддержке. В свою очередь, «зависимая» модель социальной политики, сложившаяся в прошлом веке, устраняет нарастающие проблемы прошлого. Ни при каких обстоятельствах трудоспособные граждане не должны быть пассивными получателями решений граждан по социальным вопросам и должны социальная помощь. Эта категория, напротив (должна активно участвовать в развитии социальной системы и максимально решать социальные проблемы в обществе, отмечу, что начало современного этапа развития социальной политики связано с проведением рыночных реформ на российском рынке отношения 990 - х гг. В качестве основной постановочной цели реформ было провозглашено создание социальной рыночной экономики. Социальная политика имеет систему конкретных мер и мер, направленных на урегулирование. С ее помощью она «обеспечивает социальные гарантии» словом - обеспечивает самообеспеченность государств минимальным уровнем жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части инвалидов, минимальным размером вознаграждений, пенсий, стипендий населению социальных пособий и минимальных пособий по беременности и родам, создает условия для закрепления здоровья населения, рост благ и культур, решения жилищных проблем. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойного человека, обеспечение жизнедеятельности и свободного развития высокого уровня социальной - активной справедливости посредством деятельности государства по регулированию социальной, экологической и других сфер жизнедеятельности общества, и предотвращение социального неравенства. Однако возникает вопрос: реализуется ли этот принцип на практике?СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнтропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 271 с. Доклад о социальной защите в мире в 2017–2019 годах. Обеспечение всеобщей социальной защиты для достижения целей в области устойчивого развития // Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – М.: МОТ, 2018. – 490 с. Жвитиашвили А. Современные институты перераспределения: западный опыт // Власть. – 2017. – № 8 (25). – С. 33–39. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. – М.: Наука, 2007. – 271 с. Люблинский В. В. Политическое измерение социального неравенства и бедности (сравнительный опыт) // Полис. Политические исследования. – 2015. – № 5. – С. 94–106. Макушина Л.В. Цифро–сетевая экономика как приоритет государственной политики в России // Ученые записки Российской академии предпринимательства. – 2018. – Т.17. – № 3.– С. 175–182. Михайлёнок О. М. Задача формирования социального государства и динамика политических отношений в условиях сетевого общества // Социальное государство и политика: сборник научных статей / Под ред. О. М. Михайлёнка, В.В. Люблинского. – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. – С. 5–22. Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети. Теория и методы анализа. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. – 320 с. Социальная справедливость в современном мире: сборник статей. – М.: Ключ–С, 2017. – 446 с. Политическое согласие: от теории к практике: монография / кол.авторов; под ред. проф. О. М. Михайлёнка. – М.: РУСАЙНС, 2016. – 276 с. Публичная политика. Институты, цифровизация, развитие: Коллективная монография / Под ред. Л. В. Сморгунова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 349 с. Фейнберг Антон ВРАНХиГС увидели риск исключения почти половины россиян из экономики. – URL: https://www.rbc.ru/economics/29/03/2018/ 5abcc7729a7947e437dc77a7?from=main_right(дата обращения: 29.06.2020). Хвостик Евгений Европейский рынок труда не поспевает за цифровизацией. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3777351 (дата обращения: 21.06.2020). Degryse Chr. 2016. Digitalisation of the economy and its impact on labour markets. Brussels: ETUI. 80 p. The Disappearing State? Retrenchment Realities in an Age of Globalisation / Castles Francis G. (ed.). Cheltenham (UK), Northampton (USA): Edward Elgar, 2007. 286 p.Eichhorst W., Rinne U. 2017. Digital Challenges for the Welfare State – CESinfo Forum. N4. – Vol. 18. – P. 3–8. The Future of Jobs Report 2018 / Centre for the New Economy and Society. Geneva: World Economic Forum, 2018. – 135 p. Global Wage Report 2018/19. What lies behind gender pay gaps.Geneva: ILO, 2018. – 172 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 271 с.
2. Доклад о социальной защите в мире в 2017–2019 годах. Обеспечение всеобщей социальной защиты для достижения целей в области устойчивого развития // Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – М.: МОТ, 2018. – 490 с.
3. Жвитиашвили А. Современные институты перераспределения: западный опыт // Власть. – 2017. – № 8 (25). – С. 33–39.
4. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. – М.: Наука, 2007. – 271 с.
5. Люблинский В. В. Политическое измерение социального неравенства и бедности (сравнительный опыт) // Полис. Политические исследования. – 2015. – № 5. – С. 94–106.
6. Макушина Л.В. Цифро–сетевая экономика как приоритет государственной политики в России // Ученые записки Российской академии предпринимательства. – 2018. – Т.17. – № 3.– С. 175–182.
7. Михайлёнок О. М. Задача формирования социального государства и динамика политических отношений в условиях сетевого общества // Социальное государство и политика: сборник научных статей / Под ред. О. М. Михайлёнка, В.В. Люблинского. – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. – С. 5–22.
8. Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети. Теория и методы анализа. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. – 320 с.
9. Социальная справедливость в современном мире: сборник статей. – М.: Ключ–С, 2017. – 446 с.
10. Политическое согласие: от теории к практике: монография / кол. авторов; под ред. проф. О. М. Михайлёнка. – М.: РУСАЙНС, 2016. – 276 с.
11. Публичная политика. Институты, цифровизация, развитие: Коллективная монография / Под ред. Л. В. Сморгунова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 349 с.
12. Фейнберг Антон В РАНХиГС увидели риск исключения почти половины россиян из экономики. – URL: https://www.rbc.ru/economics/29/03/2018/ 5abcc7729a7947e437dc77a7?from=main_right (дата обращения: 29.06.2020).
13. Хвостик Евгений Европейский рынок труда не поспевает за цифровизацией. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3777351 (дата обращения: 21.06.2020).
14. Degryse Chr. 2016. Digitalisation of the economy and its impact on labour markets. Brussels: ETUI. 80 p.
15. The Disappearing State? Retrenchment Realities in an Age of Globalisation / Castles Francis G. (ed.). Cheltenham (UK), Northampton (USA): Edward Elgar, 2007. 286 p.
16. Eichhorst W., Rinne U. 2017. Digital Challenges for the Welfare State – CESinfo Forum. N4. – Vol. 18. – P. 3–8.
17. The Future of Jobs Report 2018 / Centre for the New Economy and Society. Geneva: World Economic Forum, 2018. – 135 p.
18. Global Wage Report 2018/19. What lies behind gender pay gaps.Geneva: ILO, 2018. – 172 p.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы существуют в современном обществе?
В современном обществе существуют различные социальные проблемы, такие как безработица, наркомания, насилие, бездомность, дискриминация и многие другие.
В чем заключается роль социальной работы в разрешении социальных проблем?
Социальная работа играет важную роль в разрешении социальных проблем общества. Ее задача заключается в оказании помощи и поддержки людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечении доступа к социальным услугам, а также ведении работы по предотвращению социальных проблем.
Какие проблемы возникают при решении социальных проблем с помощью технологий социальной работы?
При решении социальных проблем с помощью технологий социальной работы могут возникать некоторые проблемы, такие как ограниченный доступ к технологиям у некоторых групп населения, сложности в использовании технологий со стороны специалистов, а также проблемы конфиденциальности и защиты личных данных.
Каким образом социальное государство может помочь в решении социальных проблем в условиях цифровизации и роста влияния сетевых сообществ?
Социальное государство может помочь в решении социальных проблем в условиях цифровизации и роста влияния сетевых сообществ, предоставляя доступ к цифровым технологиям и онлайн-сервисам, проводя социальные программы и проекты, направленные на повышение информационной грамотности, и обеспечивая защиту личных данных и конфиденциальность в онлайн-среде.
Каковы основные характеристики социальных проблем и каким образом они решаются?
Социальные проблемы характеризуются нарушением или отсутствием справедливости, равенства и социальной справедливости в обществе. Они решаются путем проведения социальных и экономических реформ, предоставления социальных услуг и поддержки, а также путем ведения работы по пропаганде и освещению социальных проблем в обществе.
Какие социальные проблемы существуют в современном обществе?
Среди социальных проблем современности можно выделить безработицу, низкий уровень жизни, социальное неравенство, наркоманию, детскую и семейную дезинтеграцию и другие.
Что можно сказать о характере социальных проблем и механизме их решения?
Социальные проблемы имеют множество причин и последствий, они являются сложными и многогранными. Механизм их решения включает в себя работу государственных структур, общественных организаций и профессионалов в сфере социальной работы.
Какую роль играет социальное государство в условиях цифровизации и роста влияния сетевых сообществ?
Социальное государство играет важную роль в обеспечении социальной защиты населения в условиях цифровизации и роста влияния сетевых сообществ. Оно должно разрабатывать и активно внедрять социальные программы и меры поддержки, а также контролировать и регулировать деятельность сетевых сообществ, чтобы минимизировать возможные негативные последствия.
Какие технологии социальной работы можно использовать для решения социальных проблем?
Для решения социальных проблем можно использовать различные технологии социальной работы, такие как онлайн-консультирование и психотерапия, мобильные приложения для мониторинга здоровья и социальной поддержки, социальные сети и др.
Что такое система социальной защиты населения и какова ее роль в решении социальных проблем?
Система социальной защиты населения включает в себя различные механизмы и программы, направленные на обеспечение социальной поддержки и защиты населения. Ее роль в решении социальных проблем заключается в предоставлении социальных услуг, материальной помощи, оказании психологической поддержки и других мер, которые помогают людям справиться с трудностями и улучшить свою жизнь.