Проблема изучения лингвокультурного концепта

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Лингвистика текста
  • 11 11 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.08.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Концепты формируются в процессе познания и восприятия мира человеком, отражают и синтезируют человеческий опыт и окружающий мир. При этом концепт не просто отражает объективную реальность, а формирует некий образ, созданный продуктивным воображением с использованием наглядно-образного знания и накопленного духовного опыта. Сознание человека концептуализирует материальную действительность, создавая определенные концепты, обозначенные языковыми знаками. Язык представляет реальность знаковым способом, и результатом такого представления становятся концепты.Как отмечают Н.С. Новикова и Н.В. Черемсина, в структуре каждой языковой картины мира в процессе ее формирования и функционирования действуют, как и в системе любого языка и художественного текста, три пары тенденций-антиномий: а) к устойчивости/ динамике, б) к стандарту/ экспрессии, в) к экономии/ избыточности. Благодаря стандарту, составляющему ядро каждого микромира, данный микромир оказывается узнаваемым для осведомленного человека [, с. 2].Об этом же пишет Т.Б. Радбиль, рассуждая о языковом менталитете как инвариантно-вариантном образовании. Согласно точке зрения учёного, смешанная природа концепт позволяет ему изменяться и эволюционировать в ответ на те или иные внешние и внутренние воздействия, и в то же время обеспечивает стабильность его позиции во времени и пространстве [, с. 73-81].После того, как понятие «концепт» было введено в терминологический аппарат современной лингвистики, учёные предлагали различные типологии данных ментальных образований. Типы концептов определяются тем, что за ними стоят знания разной степени абстракции. Н.Н. Болдырев предлагает более пространную типологию концептов, учитывающую подходы многих зарубежных исследователей:1. Самый элементарный концепт – конкретно-чувственный образ в сознании человека отдельного экземпляра конкретного предмета или явления, встреча с которым имела место в прошлом.2. Представление – более высокий по степени абстракции концепт, являющий собой обобщенные чувственные образы разных предметов и явлений, которые отражают совокупность их наиболее наглядных, внешних признаков.3. Схема представляет собой пространственно-контурную мыслительную модель определенного предмета или явления.4. Понятие – это концепт, содержащий наиболее общие и существенные, объективные, логические конструируемые характеристики предмета или явления. Понятие возникает на основе представления или схемы в результате рационализации и постепенного абстрагирования от их второстепенных признаков.5. Прототип – категориальный концепт, выступающий образцом типичного члена некоторой категории; прототипами могут быть типичные примеры, социальные стереотипы, идеалы, образцы. 6. Пропозициональная структура или пропозиция – это модель некоторой сферы человеческого опыта, включающая элементы – аргументы, и базовый предикат, их связывающий, а также их характеристики и взаимосвязи; такие концепты имеют объективный, логический характер, поскольку передают те или иные сущности с их свойствами и реально существующими отношениями.7. Фрейм – это концепт, объём и многокомпонентная структура которого превращает его в некоторый пакет информации, представляющий собой совокупность всех знаний о стереотипной ситуации; фрейм моделируют в виде двухуровневой структуры узлов и отношений: (а) вершинные узлы, которые содержат данные, всегда справедливые для этой ситуации; (б) терминальные узлы (слоты), которые заполняются данными из конкретной практической ситуации и часто классифицируются как подфреймы (вложенные фреймы).8. Сценарий (скрипт) – динамически представленный фрейм как разворачиваемая во времени определенная последовательность эпизодов, этапов.9. Гештальт, повторяющийся или уникальный – это сложный образ, созданный в результате нерасчленённого восприятия ситуации и представляющий собой единство чувственных и рациональных компонентов [, с. 25-36].В последнем случае возникает дискуссия. Ряд учёных полагает, что гештальт – это низший уровень абстракции, который репрезентирует недискретное, неструктурированное знание, то есть гештальт выступает как начальная ступень процесса познания. Другие авторы напротив трактуют гештальт как наивысшую ступень познания, находясь на которой, человек обладает исчерпывающими знаниями об объекте.Подводя итог, отметим, что все перечисленные типы концептов – это лишь гипотетические сущности и их выделение, и верификация влечёт за собой непрекращающуюся полемику.Таким образом, обобщая различные подходы к определению понятия концепт, выделим следующие его характеристики:– ментальность: концепт – условная исследовательская единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры;– концепт принадлежит коллективному или индивидуальному сознанию, обусловливается культурой и опредмечивается в речи;– обобщённость: в структуру концепта входят понятийный, образный и ценностный элементы, наиболее важным из которых является последний;– способность к развитию: динамическая, «слоистая» природа концепта, включающая актуальные, пассивные и этимологические признаки, как результат «осадка» культурной жизни разных эпох, согласно концепции Ю.С. Степанова;– многокомпонентность;– инвариантность (в рамках национального самосознания) и вариативность (в рамках индивидуального самосознания);– формирование концепта – это процесс упрощения информации, полученной в результате познания действительности, до пределов, доступных человеческой памяти и соотнесения их с ранее усвоенными культурно-ценностными доминантами, выраженными в мифологии, религии, идеологии, искусстве.

-

Вопрос-ответ:

Как формируются лингвокультурные концепты?

Лингвокультурные концепты формируются в процессе познания и восприятия мира человеком. Они отражают и синтезируют человеческий опыт и окружающий мир.

Чем отличается концепт от объективной реальности?

Концепт не просто отражает объективную реальность, он формирует некий образ, созданный продуктивным воображением с использованием наглядно-образного знания и накопленного духовного опыта.

Какое влияние оказывает сознание человека на создание концептов?

Сознание человека концептуализирует материальную действительность, создавая определенные концепты, обозначенные языковыми знаками.

Какие факторы влияют на формирование лингвокультурных концептов?

Формирование лингвокультурных концептов зависит от множества факторов, таких как культурные традиции, история народа, образование и воспитание индивида, а также общественная среда и социальные коммуникации.

Каким образом лингвокультурные концепты отражают человеческий опыт и окружающий мир?

Лингвокультурные концепты отражают человеческий опыт и окружающий мир, представляя собой совокупность значений, ассоциаций и атрибутов, связанных с определенным понятием в определенной культуре.

Каким образом формируются лингвокультурные концепты?

Лингвокультурные концепты формируются в процессе познания и восприятия мира человеком. Они отражают и синтезируют человеческий опыт и окружающий мир.

Что отражает лингвокультурный концепт?

Лингвокультурный концепт не просто отражает объективную реальность, а формирует некий образ, созданный продуктивным воображением с использованием наглядно-образного знания и накопленного духовного опыта.

Какое роль сознания человека в формировании концептов?

Сознание человека концептуализирует материальную действительность, создавая определенные концепты, обозначенные языковыми знаками.

Каким образом происходит синтезирование человеческого опыта и окружающего мира в лингвокультурных концептах?

Лингвокультурные концепты формируются путем синтезирования человеческого опыта и окружающего мира. Этот процесс осуществляется в процессе познания и восприятия мира человеком.

Что используется для создания образов в лингвокультурных концептах?

Для создания образов в лингвокультурных концептах используется продуктивное воображение, а также наглядно-образное знание и накопленный духовный опыт.

Как формируются концепты в процессе познания и восприятия мира?

Концепты формируются в процессе познания и восприятия мира человеком. Они отражают и синтезируют человеческий опыт и окружающий мир. При этом концепт не просто отражает объективную реальность, а формирует некий образ, созданный продуктивным воображением с использованием наглядно-образного знания и накопленного духовного опыта.