Тема: «Предупреждение дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-уровня»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 82 82 страницы
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 02.10.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Теоретическое обоснование профилактики дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
1.3. Коррекционно-педагогические подходы к разработке содержания логопедической работы по профилактике дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
Выводы по Главе 1 38
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению предпосылок возникновения дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментльной работы по изучению предпосылок возникновения дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по Главе 2 50
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по предупреждению дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с применением дидактических игр 52
3.1 Реализация коррекционно-развивающих занятий по профилактике дисграфических нарушений 52
3.2. Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы 62
Выводы по Главе 3 66
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение 78

Фрагмент для ознакомления

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома, какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».Сравнивать предметы можно в разной последовательности.Когда ребенок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и так далее.Тематическое планирование.Тема « Наша группа, наш детский сад»Цель: Составлениесложносочиненных и сложноподчиненных предложений.1.Игра « Найди пару». Картинки: шприц, пианино, мяч, кастрюля. Медсестра, повар, музыкальный руководитель. Шприц нужен медсестре, чтобы делать прививки.2. Игра « Экскурсовод». Cкакого помещения начинается наша группа? Составить рассказ: Это раздевалка. Здесь стоят шкафы. В раздевалке раздеваются, переодеваются, переобуваются, а потом идут в группу. Есть комнаты (помещения) и для чего они нужны? Спальня, туалетная комната, групповая комната, музыкальный зал, кабинет врача, физкультурный зал и так далее.Тема «Художественная галерея»Цель: расширять объем словаря, развивать связную речь.Игра «Что это?». Материал: различные предметы, спрятанные в коробки по количеству игроков. Предметы по теме: «Художественная галерея»: картинки с иллюстрациями картин, кисточки для рисования, мини-мольберт, палитра, гуашь и др. Логопед достает из коробки предмет и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают. За правильный ответ получают картинку. Далее дети выставляют свои картинки. Игра «Мир красок».Логопед показывает иллюстрации с картинами художников. Задает вопрос: Какие краски использовал художник для рисования? Что он рисовал этими красками? Художник рисовал зелеными, красными, синими, белыми красками и др. Составьте рассказ: Это картина – натюрморт. Ребенок описывает предметы, действия. Яблоко художник нарисовал зелеными красками. Ваза изображена белыми красками и т.д.Тема «События»1. Упражнение « Рассказ не рассказ». Цель: Определить получится ли рассказ или это простое предложение?Составить рассказ по теме «Огород», придумать название.2. Упражнение « Шифровка». -рассмотреть шифровку схему предложения.-уточнить символы, -предложить расшифровать, т.е.рассказать по схеме.Каждое предложение расшифровываем: начало, событие, весь рассказ.Тема « Предзимье (Пересказ)»Цель: Учить составлять рассказы по картинке. Рассказывать их. Учить дифференцировать на слух звуки «C», «CЬ». Обучать звуко- слоговому анализу. Обучать чтению и письму.Упражнение « Признаки». «Подобрать слово» «Действие» к слову «предмету» (по картине «Поздняя осень»).Упражнение «Расскажи по схеме».Развитие связной речиУпражнение «Рассказ не рассказ». Определить получился ли рассказ или это просто предложение? Составить рассказ по теме «Огород», придумать название.Упражнение «Шифровка». -рассмотреть шифровку схему предложения, уточнить символы, предложить расшифровать, т.е. пересказать по схеме. Каждое предложение расшифровываем: начало, событие, весь рассказ.Тема «Осень»Развитие связной речи. Развитие фонематических процессов.Цель: Уточнить признаки осени. Формировать представление о временах года. Учить пересказу с использованием схемы. Формировать понятие «Гласный звук». Учить выделять гласные звуки из начала и конца слов. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память.Упражнение «Покажи и назови». (Назвать предметные картинки и назвать по ним признаки осени).Упражнение «Посмотри, подумай и ответь». (Рассматривание картины осень, ответы на вопросы педагога).Упражнение «Шифровка». (Пересказ по схеме).Тема «Дикие животные. Творческий пересказ.Цель: Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Формировать навыки словообразования при помощи суффикса «ИЩ». Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными.Развитие связной речиУпражнение «Отгадай-ка»Упражнение «Запрещенное слово» (Описательный рассказ, не используя определенное слово)Игра «Сосчитай не ошибись». (Счет от 1 до 10, словосочетания: серый волк, зубастый волк и.т.д. 10 зубастых волков)Упражнение «Великан» (Еж, ежище)Упражнение «Закончи предложение».Упражнение «Послушай, подумай, ответь» (Догадаться о ком рассказ)Беседа по картине «Волки около деревни»Упражнение «Вспомни и перескажи»Тема «Дифференциация «З» , «ЗЬ»»Цель: формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки «З» , «ЗЬ»,употреблять их правильно.Игра «Угадай». Логопед предлагает внимательно послушать и угадать. Если звук твердый, то необходимо поднять одну руку, если мягкий, то – две. Затем логопед называет слова: зима, замерз, зубы, защита, замок, нельзя, друзья, коза, бензин, Зина, ваза, роза, земля и др. Игра «Звуковые ромашки»Материал: круг из цветной бумаги/ пазлов для лепестков ромашки. Дети по жребию распределятся на две команды. Первая команда собирает лепестки для цветка в центре которого буква Зь (картинки, в названии которых есть мягкий звук Зь). Вторая команда собирает лепестки для цветка в центре которого буква З (картинки, в названии которых есть твердый звук З). Далее команды меняются центрами ромашек. Тема «Елка»Упражнение «Послушай и ответь». (Беседа по стихотворению).Упражнение «Какая? Какие?» (Подбор слов признаков к словам «ЕЛКА», «ШАРЫ», «БУСЫ»).Игра «Наряди Елку». (Составление предложения по схемам).Упражнение «После праздника» (Составление предложения по схемам).Тема «Зимние забавы. Словообразование»Упражнение «Родственные слова». (Беседа по картинкам:«Снеговик», «Снегурочка», «Снежинка», «Снежки»).Упражнение «Послушай и запомни» (Новые слова:ПОРОША, ПОЗЕМКА, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, БУРАН).Игра «Зимние забавы». (Беседа).Упражнение «Зимний спорт» (Беседа с изменением слов по числам и родам:ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИКИ, ЛЫЖНИЦА).Упражнение «Закончи и повтори предложение».Тема «Зимующие птицы. Пересказ»Упражнение «Подумай и ответь». (Уточнение знаний детей о зимующих птицах).Упражнение «Составь предложения» (Покартинкам символам).Игра «Составь рассказ». Упражнение «Родственные слова» (Корм- кормушка-кормить).Тема «Домашние животные»Упражнение «Подумай и ответь». (Уточнение знаний детей о зимующих птицах).Упражнение «Составь предложения» (Покартинкам символам)Игра «Составь рассказ». Упражнение «Родственные слова» (Корм- кормушка-кормить).Тема «День защитника Отечества»Упражнение «Беседа». (Уточнение знаний детей по теме и обогащение словаря).Упражнение «Покажи и назови» По картинкам: артиллеристы, пограничники, моряки, летчики и.т.д.Игра «Составь новое слово». (Управляет вертолетом- вертолетчик).Упражнение «Чем похожи? Не похожи?» (Каска и шлем и.т.д).Упражнение «4-й лишний» (Исправь предложения).Упражнение «Продолжи предложение и повтори».Игра «Парашютисты».Тема «Семья»1.Упражнение «Посмотри и ответь». (Работа по картине семья)2.Упражнение «Кто старше? Кто младше?» (По картинкам)3.Игра «Сравни по возрасту». (Составление предложений по картинкам)4.Упражнение «Дружная семья» (Работа по картине, учить задавать вопросы).Тема «8 Марта»Упражнение «Беседа по картине семья». Упражнение «Беседа о празднике 8 Марта».Игра «Подарки для девочек». Упражнение «Составь рассказ».Тема «Весна»1.Игра «Отгадай-ка». (Уточнение знаний о весенних месяцах)2.Упражнение «Посмотри и назови» (По картине «Весна»).3.Игра «Подбери слово-действие». (С использование картинок и карточек-символов, слов-действий).4.Упражнение «Послушай, посмотри, перескажи» По картинно-графическому плану.Следует отметить, что каждое логопедическое занятие или небольшой цикл их необходимо заканчивать каким-либо творческим результатом для осознания воспитанниками необходимости и значимости своей работы. Кроме того, необходимо применять методы работы, направленные на поддержку учебной мотивации и эффективной коррекционной работы. Задания на коррекцию оптическойдисграфииДифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.Логопед:Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв. Работа со словами-паронимами.Логопед:Рассмотрите модели слов. Вставьте буквы б - д в слова. Укажите значение слов.3.2. Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работыПоскольку положение дел с предпосылками дисграфии у дошкольников было выявлено в январе, то до выпуска из детского сада оставалось еще 4,5 месяца. Мы определили пути коррекционной работы, направленные на устранение предпосылок дисграфии и решили сделать все возможное в этот оставшийся короткий срок. Одним из оптимальных средств было применение дидактических игр на занятиях по обучению грамоте.Работа с детьми проводилась целенаправленно, в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для того, чтобы определить успешность применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР III уровня необходимо провести контрольный эксперимент и сравнить полученные данные с первичным исследованием. Повторное обследование этих детей было проведено по тем же методикам, что и начальный эксперимент. Результаты выполненной диагностики мелкой моторики пальцев доминантной руки детей с ОНР (на основе методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич) представлены в таблице 5. Таблица 5 Результаты выполненной диагностики мелкой моторики пальцев доминантной руки детей с ОНР IIIуровня (на основе методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич)Имя ребенкаОбъем и амплитуда движенийДинамическая организацияСтатическая координацияДинамическая координацияИтогоКатя 21126Максим22127Марк22228Богдан22228Савелий21227Ваня21227Соня22228Мира22228Саша22228Алиса22228В соответствии с результатами выполненной диагностики мелкой моторики пальцев доминантной руки детей с ОНР определено, что у всех детей повысился уровень сформированности мелкой моторики. Следует отметить, что у всех детей наблюдается достаточная амплитуда движений отводящих мышц рук. Движения детей стали плавными, более точными, чем были ранее.Далее нами была проведена диагностика по обследованию моторики артикуляционного аппарата (методика Г.В. Бабиной).Результаты обследования моторики артикуляционного аппарата по методике Г.В. Бабиной представлены в таблице 6.Таблица 6 – Результаты обследования моторики артикуляционного аппарата по методике Г.В. БабинойИмя ребенкаДвигательная функция губДвигательная функция челюстиДвигательные функции языкаДвигательная функция мягкого неба Общий результат (баллы)/уровеньКатя747321/ высокийМаксим948324/ высокийМарк847322/ высокийБогдан848323/ высокийСавелий838321/ высокийВаня736218/ среднийСоня847322/ высокийМира948324/ высокийСаша847322/ высокийАлиса948324/ высокийРезультаты обследования моторики артикуляционного аппарата у старших дошкольников с ОНР IIIуровня в целом показали улучшения. Большинство детей (9 из 10) имеют высокий уровень моторики артикуляционного аппарата. Наблюдаются улучшения в двигательной функции губ у Кати, Вани, Миры. Стало доступно удержание губ в определенной позе под счет. Ошибок в переключении с одного движения на другое стало значительно меньше. Движения челюстью у Кати и Максима стали более обширными и точными. Наблюдаются улучшения в двигательных функциях языка у Богдана, Савелия, Вани. Стало доступно удержание языка в определенном положении, движения стали четкие и объемные. Большинство детей проявили высокий уровень двигательной функции мягкого неба. Дети успешно справились с заданием, где необходимо при высунутом языке между зубами надуть щеки и сильно подуть.Далее нами было проведено обследование фонематического восприятия с применением методики Н.И. Дьяковой «Диагностика фонематического восприятия старших дошкольников».Результаты обследования фонематического слуха и восприятия представлены в таблице 7.Таблица 7 – Результаты обследования фонематического слуха и восприятия по методике Н.И. Дьяковой «Диагностика фонематического восприятия старших дошкольников».Имя ребенкаФонематические представленияДифференциация слогов с парными согласнымиДифференциация слов различающихся одной фонемойРазличение оппозиционных фонемНазывание звуков в словах по порядкуОпределение количества слогов в словахОпределение 2,3,4- ого звуков в словахСредний баллКатя44443443,8Максим44444444,0Марк34444443,8Богдан44444454,1Савелий34344443,6Ваня44344443,7Соня54544444,1Мира54444444,1Саша54544444,1Алиса54444444,1Результаты выполненной диагностики показали, что у большинства детей с ОНР IIIуровня как и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы средний уровень развития фонематического восприятия. Следует обратить внимание на важные положительные изменения. Однако в заданиях, где необходимо было определить частовстречающийся звук на слух, стало справляться больше детей. Так, Мира испытывала большие затруднения с выполнением данного задания. В рамках контрольного этапа опытно-экспериментальной работы она стала выполнятьправильно часть задания с последующим повторением. Соня и Катя начали без повтора совершать единичные ошибки. Кроме того, онистали самостоятельно их исправлять.Так, в одном из текстов Соня выделила неверно звук «Ш». Однако Соня сразу исправила свою ошибку. При этом помощь взрослого здесь не понадобилась. Дифференциация слогов с парными согласными для детей с ОНР III уровня вызвали ряд затруднений, но в целом результаты, исходя от контрольного эксперимента стали лучше. Например, повтор задания потребовался только Савелию. Соня, Катя, Богдан допускали лишь единичные ошибки, которые связаны с количеством элементов в ряду, заменой слогов («ко-ко-го» вместо «ко-го-го», «са-са-са-са-са» вместо «ца-са-ца»). Дети самостоятельно исправляли ошибки, не прибегая к помощи взрослых. Таким образом, после проведения коррекционно-развивающих занятий по предупреждению дисграфических нарушений у детей с ОНР IIIуровня определены улучшения фонематического слуха и восприятия. Это подтверждается тем, что ошибок в произнесении того или иного звука стало меньше. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей является трудной, но выполнимой задачей. Также укрепился навык определения количества слогов в слове. Средний балл по такому разделу, как фонематический слух и восприятие, у детей с ОНР IIIуровня стал выше на 0,56% что подтверждает результативность выполненной работы. Выводы по Главе 3Благодаря использованию предложенной методики можно решить такие задачи:Формирование звукопроизношения, уточняя артикуляции звуков.Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематического представлений.Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.Совершенствование зрительно – пространственных представлений.Развитие грамматического строя речи.Подготовка к обучению грамоте. Знакомство с основными понятиями: предложение, слово, слог, буква, звук. Составление схем и т. д.Результаты выполненной коррекционно-развивающей работы показали ее эффективность по предупреждению дисграфических нарушений у детей с общим недоразвитием речи IIIуровня. Среди основных направлений работы следует отметить развитие мелкой и артикуляционной моторики; в развитии фонематического слуха и восприятия. Также следует отметить формирование и поддержание положительного эмоционального отношения у детей к логопедическим занятиям, а также к окружающим и самому себе. В рамках работы по предупреждению дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиIIIуровня, сформулированная нами гипотеза о влиянии устной речи на письменнуюречь, была подтверждена. ЗаключениеВ ходе решения первой задачи были изучены теоретические основы предупреждения дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Определено, что дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, которое включает определенные специфические ошибки. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на появление дисграфических нарушений у дошкольников: органические, биологические и социальные.В рамках выполнения второй задачи исследования представлена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Мы выяснили, что ОНР – это речевое отклонение, которое имеет различные этиологии. Рассмотрены основные особенности детей с ОНР. Определено, что для детей с ОНР 3-го уровня характерно наличие развернутой разговорной фразовой речи, а также отсутствие грубых лексических, грамматических и фонетических нарушений. Сохраняется большое число фонетико-фонематических и лексико-грамматических недочетов.При решении третьей задачи исследования нами были изучены предрасположенности детей с ОНР III уровня к нарушению письма. В частности, речь идет о задержке в формировании функциональных систем. Кроме того, у детей с дисграфическими нарушениями наблюдается также несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо- моторных координации и ритмического восприятия.В рамках четвертой задачи были проанализированы коррекционно-педагогические подходы к разработке содержания логопедической работы по предупреждению дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Для решения пятой задачи была описана организация и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению предпосылок возникновения дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.В ходе выполнения шестой задачи исследования были проанализированы результаты констатирующего эксперимента. Выявлено, что преимущественное количество детей не являются готовыми к усвоению школьного материала.Для решения седьмой задачи проведены коррекционно-развивающие занятия по предупреждению дисграфических нарушений. Предложено обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня. Так, мы разработали методические системы на развитие навыков словообразования.На заключительном этапе исследования мы решили восьмую задачу и выполнили анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.Таким образом, поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута. Гипотеза исследования подтверждена. Списокиспользованных источниковАкименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие Ростов н/Д: Феникс / В.М. Акименко, 2008. - 105 с.АртемковаК.В. Сравнительная характеристика употребления словосочетаний дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) Казань, 23 апреля 2013г. / под общ.ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань, 2013.– С. 20-22Архипова Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // СДО. 2016. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo (дата обращения: 09.05.2020).Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб.пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2006. - 222 с.Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. М. Г. Храковской. - СПб.: «Акционер и К», 2014. – 246 с.Башмакова С.Б., Максимова С.А. Проблемы развития грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. №55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-grammaticheskogo-stroya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 10.04.2020).Богачёва С. В. Процесс письма [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2014. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2014/12/04/protsess-pisma (дата обращения: 08.07.2020).Бочкарева Т.А., Песчанская Л.А. Особенности сформированности системы словоизменения у детей старшего дошкольного возраста (билингвов и монолингвов) с общим недоразвитием речи III уровня. Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб., 2015. С.33-37Вopoбьeвa, В.К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи / В.К. Вopoбьeвa // Дeфeктoлoгия.– № 6.–1998.– C. 56-62.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368с. Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447834 (дата обращения: 05.04.2020).Гришанова, И.А. Развитие фонематических процессов у детей : учебно-методическое пособие / И.А. Гришанова и др. - Глазов : ГГПИ, 2019. - 151 с.Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е. Д. Дмитрова. – М.: АСТ, 2012. - 143 с.Доля, И.Н. Технология коррекционной работы по формированию у дошкольников с патологией речи фонематического слуха / И.Н. Доля, // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № V3. С. 35-42.ЕфименковаЛ.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха / Л. Н. Ефименкова. – М.: Нац. кн. центр, 2014. - 12 с.Eфимeнкoвa Л.Н. Фopмиpoвaниepeчи у дoшкoльникoв / Л.Н. Eфимeнкoвa. – 2-e изд., пepepaб. – М.: Пpocвeщeниe, 2005.Жданова О.А. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-disgrafii-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 02.08.2020).Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3–7 классов // Известия АПН РСФСР. – 1956. – Вып. 78. – С. 141–250.Жукова, Н. С. ОНР у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : «Просвещение», 1999 – 239 с.Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения [Текст] : Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 16 сКорнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – 2-е изд. – СПб.: Гиппократ, 2008. - 224 с.Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 286 с.Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // КПЖ. 2016. №6 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 10.04.2020).Куликова, И. Н., Овеснова, С. П., Вакеева, Е. Б. Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР [Текст] / И. Н. Куликова, С. П. Овеснова, Е. Б. Вакеева // Специальное образование. – 2014. – Выпуск № X. – том I. – С. 116-119.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб., 2001.Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия:пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Р.И. Лалаева.– М.: ВЛАДОС, 2007. – 304 с.Лалаева Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы / Р.И. Лалаева - М., Изд-во МСГИ,2004. - 296 с.Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. :Учпедгиз, 1978. –180 сЛевина, Р. Е. Спирова Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2007. – 165 с.Левшина, Н.И. Речевое развитие дошкольников: учебно-методическое пособие / Н.И. Левшина; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г.И. Носова". - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2015. – С. 89 Логинова, И.П. Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи / Логинова, И.П. Астрахань, 2016. С. 219-225.Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л.В. Лопатина и др. – С.Пб : САГА. - 271 с. .Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2014. — 256 с. Логоритмика с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи при логопедическом пункте детского сада: методическая разработка для педагогов дошкольных учреждений / Е.В. Макеева, О.Ю. Баженова, О.В. Решетняк. - Ульяновск: Изд. Качалин Александр Васильевич, 2015. - 87 с.Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1998. — 336 с.Мальцева, О.В. Применение биоэнергопластики, как одно из средств формирования фонетической стороны речи, у детей с дизартрией // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8, – С. 112Мелюханова, Е.Е. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями / Мелюханова, Е.Е. // Инновационная наука. М.: 2017. Т. 7. С. 84-85.Морозова, В.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / В.В. Морозова. - Санкт-Петербург, 2011. - 309 с.Окунева, С.Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №3.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина и др. – М.: Альянс, 2013. - 366 с. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. 2015. 240 с. Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi/Психолого-логопедическое обследование детей с нарушением речи: методическое пособие / Департамент образования и науки кемеровской обл., Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования / Л.И. Загляда и др. - Кемерово: Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016. - 127 с.Развитие фонематических процессов в играх и игровых упражнениях «Волшебный мир звуков»: учебно-методическое пособие / Т.А. Конюхова. - Челябинск: Цицеро, 2018. - 69 с.Решетникова, М.С, Совершенствование навыков фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи средствами моделирования// М.: 2018. С. 282-287.Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления [Электронный ресурс] / И.Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2012. – 280 с. – (Университетская библиотека онлайн). - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210584&sr=1Саетова, С.А. Развитие фонематических процессов у дошкольников// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. М.: 2015. С. 304-306.Скворцова, В.О. Система коррекционной работы по развитию речи у дошкольников / Скворцова, В.О. М.: NovaInfo. Т. 1. № 56. С. 361-368.Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. - Изд. 2-е, переаб. и доп. – Спб.: Детство-Пресс, 2018. - 318 с.Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи: учебник / М.С. Соловейчик. - М. :Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 103 с. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с.Толоконникова Д. Ю. Нарушения письма, дизграфия, дизорфография [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2012. URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/logopediya/2012/03/17/narusheniya-pisma-dizgrafiya-dizorfografiya (дата обращения: 08.07.2020).Уварова Т.Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств. Автореферат канд.диссертации на соискание степени канд.пед.наук. 13.00.01, 13.00.03. Москва, 2011. 25 с. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1994. - 103с.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева.- М.: Альфа, 1993. - 103 с.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л. С. Цветкова. — М. : «Юристъ», 1997. – 256 с.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Г.Р. Шашкина. М.: 1995. – 163 с.Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с. – 144.Ярош, Е.А. Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Е.А. Ярош, - Екатеринбург, 2002. - 236 с.ПриложениеНаглядный материал к групповому занятию по теме «Звуки С, Ш»Наглядный материал к групповому занятию по теме «Транспорт»Наглядный материал к индивидуальному занятию по теме «Составление 4-словных предложений с введением одного определения»

Списокиспользованных источников
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие Ростов н/Д: Феникс / В.М. Акименко, 2008. - 105 с.
2. АртемковаК.В. Сравнительная характеристика употребления словосочетаний дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) Казань, 23 апреля 2013г. / под общ.ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань, 2013.– С. 20-22
3. Архипова Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // СДО. 2016. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo (дата обращения: 09.05.2020).
4. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб.пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2006. - 222 с.
5. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. М. Г. Храковской. - СПб.: «Акционер и К», 2014. – 246 с.
6. Башмакова С.Б., Максимова С.А. Проблемы развития грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. №55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-grammaticheskogo-stroya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 10.04.2020).
7. Богачёва С. В. Процесс письма [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2014. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2014/12/04/protsess-pisma (дата обращения: 08.07.2020).
8. Бочкарева Т.А., Песчанская Л.А. Особенности сформированности системы словоизменения у детей старшего дошкольного возраста (билингвов и монолингвов) с общим недоразвитием речи III уровня. Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб., 2015. С.33-37
9. Вopoбьeвa, В.К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи / В.К. Вopoбьeвa // Дeфeктoлoгия.– № 6.–1998.– C. 56-62.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368с.
11. Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447834 (дата обращения: 05.04.2020).
12. Гришанова, И.А. Развитие фонематических процессов у детей : учебно-методическое пособие / И.А. Гришанова и др. - Глазов : ГГПИ, 2019. - 151 с.
13. Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е. Д. Дмитрова. – М.: АСТ, 2012. - 143 с.
14. Доля, И.Н. Технология коррекционной работы по формированию у дошкольников с патологией речи фонематического слуха / И.Н. Доля, // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № V3. С. 35-42.
15. ЕфименковаЛ.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха / Л. Н. Ефименкова. – М.: Нац. кн. центр, 2014. - 12 с.
16. Eфимeнкoвa Л.Н. Фopмиpoвaниepeчи у дoшкoльникoв / Л.Н. Eфимeнкoвa. – 2-e изд., пepepaб. – М.: Пpocвeщeниe, 2005.
17. Жданова О.А. Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-disgrafii-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 02.08.2020).
18. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3–7 классов // Известия АПН РСФСР. – 1956. – Вып. 78. – С. 141–250.
19. Жукова, Н. С. ОНР у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : «Просвещение», 1999 – 239 с.
20. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения [Текст] : Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 16 с
21. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – 2-е изд. – СПб.: Гиппократ, 2008. - 224 с.
22. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 286 с.
23. Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // КПЖ. 2016. №6 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 10.04.2020).
24. Куликова, И. Н., Овеснова, С. П., Вакеева, Е. Б. Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР [Текст] / И. Н. Куликова, С. П. Овеснова, Е. Б. Вакеева // Специальное образование. – 2014. – Выпуск № X. – том I. – С. 116-119.
25. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб., 2001.
26. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия:пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Р.И. Лалаева.– М.: ВЛАДОС, 2007. – 304 с.
27. Лалаева Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы / Р.И. Лалаева - М., Изд-во МСГИ, 2004. - 296 с.
28. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
29. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. :Учпедгиз, 1978. –180 с
30. Левина, Р. Е. Спирова Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2007. – 165 с.
31. Левшина, Н.И. Речевое развитие дошкольников: учебно-методическое пособие / Н.И. Левшина; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г.И. Носова". - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2015. – С. 89
32. Логинова, И.П. Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи / Логинова, И.П. Астрахань, 2016. С. 219-225.
33. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л.В. Лопатина и др. – С.Пб : САГА. - 271 с. .
34. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2014. — 256 с.
35. Логоритмика с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи при логопедическом пункте детского сада: методическая разработка для педагогов дошкольных учреждений / Е.В. Макеева, О.Ю. Баженова, О.В. Решетняк. - Ульяновск: Изд. Качалин Александр Васильевич, 2015. - 87 с.
36. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
37. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1998. — 336 с.
38. Мальцева, О.В. Применение биоэнергопластики, как одно из средств формирования фонетической стороны речи, у детей с дизартрией // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8, – С. 112
39. Мелюханова, Е.Е. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями / Мелюханова, Е.Е. // Инновационная наука. М.: 2017. Т. 7. С. 84-85.
40. Морозова, В.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / В.В. Морозова. - Санкт-Петербург, 2011. - 309 с.
41. Окунева, С.Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №3.
42. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
43. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
44. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина и др. – М.: Альянс, 2013. - 366 с.
45. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
46. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. 2015. 240 с. Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi/
47. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушением речи: методическое пособие / Департамент образования и науки кемеровской обл., Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования / Л.И. Загляда и др. - Кемерово: Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016. - 127 с.
48. Развитие фонематических процессов в играх и игровых упражнениях «Волшебный мир звуков»: учебно-методическое пособие / Т.А. Конюхова. - Челябинск: Цицеро, 2018. - 69 с.
49. Решетникова, М.С, Совершенствование навыков фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи средствами моделирования// М.: 2018. С. 282-287.
50. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления [Электронный ресурс] / И.Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2012. – 280 с. – (Университетская библиотека онлайн). - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210584&sr=1
51. Саетова, С.А. Развитие фонематических процессов у дошкольников// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. М.: 2015. С. 304-306.
52. Скворцова, В.О. Система коррекционной работы по развитию речи у дошкольников / Скворцова, В.О. М.: NovaInfo. Т. 1. № 56. С. 361-368.
53. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. - Изд. 2-е, переаб. и доп. – Спб.: Детство-Пресс, 2018. - 318 с.
54. Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи: учебник / М.С. Соловейчик. - М. :Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 103 с.
55. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с.
56. Толоконникова Д. Ю. Нарушения письма, дизграфия, дизорфография [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2012. URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/logopediya/2012/03/17/narusheniya-pisma-dizgrafiya-dizorfografiya (дата обращения: 08.07.2020).
57. Уварова Т.Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств. Автореферат канд.диссертации на соискание степени канд.пед.наук. 13.00.01, 13.00.03. Москва, 2011. 25 с.
58. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1994. - 103с.
59. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева.- М.: Альфа, 1993. - 103 с.
60. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л. С. Цветкова. — М. : «Юристъ», 1997. – 256 с.
61. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
62. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Г.Р. Шашкина. М.: 1995. – 163 с.
63. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
64. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с. – 144.
65. Ярош, Е.А. Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Е.А. Ярош, - Екатеринбург, 2002. - 236 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникнуть у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в области письма?

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня могут возникать различные проблемы в области письма, такие как слабая моторика рук, неуверенное владение карандашом, трудности с управлением пространством на листе бумаги, трудности с формированием правильных букв и соответствующих им звуков.

Какими методами можно профилактировать дисграфические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Для профилактики дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно использовать различные методы, такие, как развитие мелкой моторики рук через игры с конструкторами и лепку, проведение упражнений на управление пространством на листе бумаги, обучение корректному образу письма букв и звуков с помощью специальных упражнений и игровых заданий.

Какая психолого-педагогическая характеристика может быть у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут наблюдаться такие характеристики, как слабая моторика рук, неуверенность в себе, трудности в общении и понимании речи других людей, трудности с правильным произношением звуков и формированием связных высказываний.

Как можно обосновать необходимость профилактики дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста?

Необходимость профилактики дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста обосновывается тем, что эти нарушения могут существенно затруднить обучение ребенка письму в начальной школе и повлиять на его академические успехи в будущем. Ранняя профилактика позволяет устранить или смягчить данные нарушения и обеспечить более успешное обучение ребенка.

Какими теоретическими аспектами обосновывается профилактика дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня?

Теоретическая основа профилактики дисграфических нарушений у данных детей включает в себя анализ и изучение причин и механизмов развития таких нарушений, а также определение подходов к поддержке и развитию детей с общим недоразвитием речи. Важными пунктами в теоретическом обосновании профилактики являются знание этапов развития графических навыков у детей и понимание взаимосвязи между графической и речевой сферами развития.

Как можно охарактеризовать детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с психолого-педагогической точки зрения?

Дети данной возрастной категории характеризуются значительной задержкой в развитии речи, как постоянным, так и временным, нарушением произношения звуков и слогов, а также затруднениями в конструировании простых предложений. У них могут быть также проблемы с воображением, восприятием и вниманием. Анализ этих характеристик позволяет определить специфические проблемы и потребности детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Какие конкретные методы и подходы могут помочь предотвратить дисграфические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня?

Для предотвращения дисграфических нарушений у данных детей рекомендуется использовать комплексный подход, включающий различные педагогические и психологические методы. Например, развитие мелкой моторики рук и координации движений, тренировка мелкой моторики пальцев, освоение графических навыков через игру и творческую деятельность, использование специальных обучающих программ и материалов.

Что такое дисграфические нарушения?

Дисграфические нарушения – это нарушения письменной речи, которые проявляются в трудностях с написанием букв и слов, плохой постановке на листе, нарушениях пространственного ориентирования при письме.

Какие дети подвержены дисграфическим нарушениям?

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня подвержены дисграфическим нарушениям. Это дети, у которых есть проблемы с общим развитием речи и сформированностью письма.

Почему важна профилактика дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста?

Профилактика дисграфических нарушений важна, потому что имея заранее разработанные комплексные мероприятия, мы можем предотвратить развитие письменных трудностей у детей и помочь им успешно освоить навыки письма.

Какие методы профилактики дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста существуют?

Существует ряд методов профилактики дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Одним из них является занятия по развитию мелкой моторики рук, обучение правильной постановки руки и инструмента для письма, обучение буквам и правилам написания слов, развитие внимания и визуального восприятия. Важно также проводить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности.