Взаимоотношения в современной китайской семье между родителями и детьми
Заказать уникальную дипломную работу- 92 92 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 05.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основные характеристики взаимоотношений «родители – дети» в Китае 7
1.1. Традиционная модель семейных взаимоотношений в Китае 7
1.2. Трансферт традиционной модели воспитания в современных условиях 17
Выводы по первой главе 33
2.1. Модели воспитания «родители – дети»: национальный контекст 36
2.2. Модели воспитания «дети-родители»: национальный контекст 41
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Механизм идентификации влечет отождествление ребенка с родителем, одним из двух, и он приобретает его убеждения, особенности и поведенческие паттерны, которые остаются с ним всю жизнь. Выбор супругов определяется образом родителя противоположного пола. Если этот образ в родительской семье был положительным, то велика вероятность, что пара достигнет гармонических супружеских отношений. Если такой образ является отрицательным, то ребенок, став взрослым, начнет искать отличного от этого образа партнера, но этот выбор повлечет внутреннюю неуверенность и конфликт [25].Модель, основанная на опыте взаимоотношении в братско-сестринской подсистеме, опирается на идею А. Адлера, в соответствии с которой стабильное супружество нуждается в воспроизведении в паре опыта взаимоотношений братьев и сестер (опыт сиблинговой позиции). При этом имеется в виду сотрудничество, лидерство, власть, ответственность, забота, зависимость [1].В рамках психодинамического подхода выделяются следующие типы брака [19]:симметричный — у супругов имеются равные права, отсутствует позиция подчинения, при решении проблем стараются найти компромисс;комплементарный — супруг видит в своей супруге сестру, или супруга в супруге - старшего брата; в таком варианте один отдает распоряжения, а второму необходим совет или инструкция;частично комплементарный — партнеры в родительских семьях имели братьев и сестер, с одним из которых привыкли сотрудничать, находить компромиссы;некомплементарный, разногласия и противоречия, в котором могут появиться на почве первенства или подчинения одного супруга другому;метакомплементарный — ведущее положение достигает тот, кто реализует собственный цели, манипулируя партнером [18; 19].Таким образом, ожидания и стремления супругов, которые основываются на моделях родительских семей, занимают важное место в супружеских отношениях. Ожидания распространяются на все аспекты семейной жизни: распределение прав и обязанностей, эмоциональная близость, количество детей и их воспитание, сексуальные отношения и организация быта, проведение свободного времени и распределение бюджета семьи, отношения с родственниками и способы разрешения конфликтов, личностный рост и карьера.Важным моментом для супружеских отношений в молодой семье является общение с родственниками. Во-первых, человеку приходится вступать в близкие семейные взаимоотношения с людьми, с которыми он не знаком и которых не выбирал, но они составляют часть его семьи. Во-вторых, взаимоотношения с родственниками могут влиять, прямо или косвенно, на супружеские отношения, вызывая неприязнь и напряжение между людьми, которые имеют свои культурные ценности и эмоциональные привязанности.На взаимоотношения с новыми родственниками достаточно большое влияние оказывают связи, которые установлены с собственными родителями. Перенос положительных родительских отношений на отношения с родителями супруга\супруги встречается достаточно часто.Идея повторения родительских взаимоотношений предполагает, что человек стремится к исполнению мужской или женской роли в значительной степени по образцу своих родителей и неосознанно пользуется в своей семье их моделью отношений. Супруг (супруга) отождествляют себя с родителем чаще всего того же пола, совершенно не замечая, что переняли стиль мышления, идеи и ценности, и, что особенно важно, эмоциональные реакции и внутренние состояния родителей, их оценки. Формы родительских отношений становятся эталоном.В процессе социализации ребенок усваивает поведенческие модели своих родителей, которые они осуществляют в собственной жизни. Но личность ребенка не всегда формируется в соответствии с законами зеркального отражения.Взаимоотношения в семье родителей влияют на супружеские отношения в молодой семье, но одновременно с тем бывают и такие обстоятельства, при которых родительская семья является антимоделью нормальной семьи. В случаях, когда конфликтные ситуации между родителями влекли различные формы взаимного пренебрежения, дети, при вступлении в брак, организовывали свои супружеские взаимоотношения совсем иначе, чем их родители.Для того чтобы дети неосознанно не повторяли модель отношений в родительской семье, необходимы два условия: осознавание детьми, что в их родительских семьях имелись нарушения, и постоянный контроль молодой пары за своими поведенческими реакциями в собственной семье, что позволит постепенно изменить негативные поведенческие паттерны на позитивные.Детский опыт в семье формирует наиболее социально значимые характеристики человека. Развитие доверия, самооценки, Я-концепции происходит на основе отношений, обращенных к ребенку его родителями, братьями и сестрами («Я — мир»). Представления о супружеских взаимоотношениях формируются у ребенка на основе наблюдений за отношениями его родителей в супружеской паре («Ты — мир»), а об отношениях в более широких социальных кругах — из наблюдений за взаимоотношениями других членов семьи («Мы — мир»). Отношения с «прамиром» (представление о смысле жизни, мировоззрение, религиозность) также складывается на основе опыта собственной семьи. Начальный этап супружеской жизни связан с адаптивным процессом, ведь каждый из пары вступает в новые отношения со своими представлениями и своим опытом. Сутью адаптации для каждого из супругов является отказ от части опыта его родительской семьи для успешного развития новых отношений [25].Кроме вышеобозначенных процессов в диадный и триадный период для супружеских отношений в молодой семье важным процессом выступает адаптация. Анализ адаптации к супружеским отношениям в китайской семье является важнейшим направлением исследования отношений, поскольку эффективная адаптация способствует гармонизации отношения, стабильности брака, а также является залогом успешного похождения кризисных периодов становления молодой семьи.Ряд исследователей считает, что адаптация является центральной категорией супружеских отношений. Процесс адаптации предполагает выделение двух адаптационных уровней: биологический и психологический. Биологический уровень адаптации предполагает приспособление организма к изменениям внешней среды. Психологический уровень адаптации характеризуется приспособление личности к обществу, учитывая требования общества и потребности самого человека.В соответствии с процессом адаптации выделяются два периода развития молодой семьи: период «первичной стабилизации молодой семьи»; период «стабильной семейной общности», которая характеризуется высоким уровнем сплоченности и интеграции членов семьи, характеризующуюся сплоченностью и интеграцией всех ее членов» [18].Сложности адаптации в молодой семье заключается в том, что этот процесс затрагивает все сферы семейной жизни: начиная от материальной и заканчивая сексуальной и духовной. Процесс материально-бытовой адаптации заключается в том, что супруги договариваются о формах и планирования и распределения семейного бюджета. Психологическая адаптация заключается в том, что супруги согласовывают собственные мировоззренческие установки, идеалы, интересы, ценностные ориентации, приспосабливаются к личностным особенностям друг друга. Сексуальная адаптация характеризуется тем, что супруги достигают сексуального соответствия, что приводит к взаимному физиологическому и психологическому удовлетворению сексуальными отношениями. Процесс адаптации к семейному образу жизни заключается в том, что супруги приспосабливаются к новому статусу, согласовывают образцы вне-семейного поведения, которые были присущи супругам до брачных отношений, включение в систему семейных отношений более широкого круга родственников родительской семьи другого супруга.Уровень и степень адаптированностиможно определять, анализируя место конкретных взаимоотношений в континууме: «благоприятный - неблагоприятный». Оптимальный уровень адаптированности определяется стойкостью удовлетворенности супругов во всех сферах жизни семьи, стабильностью, возможностью личностного развития. Для низкого уровня адаптированности характерна частичная неудовлетворенность отдельными сторонами и явлениями супружеской жизни, рассогласованность во взглядах на роли и семейные функции, частичное неудовлетворение важных потребностей отдельного супруга, но при этом наблюдается позитивное отношение к браку в целом.Сложность первых лет жизни в супружеских отношениях в молодой семье обусловлены не только тем, что приходится адаптироваться во всех сферах семейной жизни, но и тем, что у современных молодых супругов ролевые поведенческие паттерны мужа и жены размыты и неопределенны. Были выделены типы успешных молодых семей (в которых существуют гармоничные супружеские отношения) в зависимости от стиля жизнедеятельности:1.Традиционный тип. Супруги ориентируются только на традиционные семейные ценности, в том числе на ценность большого количества детей. Формальный лидер в семье — мужчина. Это довольно закрытая семья с жесткими границами, в которую допускается немного общих друзей. Досуг в такой семье принято проводить вместе только в семейном кругу. Функции женщины: ведение хозяйства, дома, уход за детьми, работают женщины в таких семьях только из соображений повышения материального достатка семьи. 2.Ориентация супругов на профессиональные достижения и развитие личности. Обычно это малодетная семья, наблюдается равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, иногда супруги прибегают к помощи своих родителей. Досуг проводится как вместе, так и отдельно, но основную часть времени отводится профессиональным интересам. Стиль семейных взаимоотношений демократический, отсутствует постоянный лидер. Лидерские обязанности берет на себя тот супруг, который наиболее компетентен в решении данного конкретного вопроса. 3.Ориентация молодых супругов на развлечения. Досуг может проводиться как вместе, так и раздельно. Границы семьи достаточно подвижны: молодые супруги имеют как общих друзей, так и своих. Обычно в такой семье рождается один — два ребенка. Равноправие в осуществлении хозяйственно-бытовой функции и функции ухода за ребенком. Профессиональная работа и для мужа, и для жены служит лишь средством материального обеспечения. Стили семейных взаимоотношений характеризуется как авторитарностью, так и демократичностью. Проблема адаптации в молодой семье с позиции анализа супружеских отношений так же была предметом анализа в зарубежных исследованиях Таким образом, можно отметить, что направления исследования адаптации у молодых супругов отношениях в отечественной и зарубежной психологии частично совпадают.Таким образом, анализируя супружеские отношения в китайской семье, можно сделать следующие вводы:1.Супружеские отношения, как правило, определяют все остальные внутрисемейные отношения. Супружеские отношения являются качественной характеристикой супружества, как подсистемы целостной семейной системы. При этом следует отметить, что, так как супружеская подсистема - стержневой элемент, который является фундаментом развития и функционирования семьи, то и супружеские отношения, и их благополучие обусловливают успешное функционирование всей семейной системы, и, соответственно, ее выполнение основных функций.2.Важными характеристиками супружеских отношений выступаю любовь как основа супружеских взаимоотношений, ролевая структура, удовлетворенность браком, мотивация.3.Мотивация вступления брак является одним из важнейших факторов развития супружеских отношений. Если мотивация является конструктивной и зрелой (зрелая любовь), то в дальнейшем адаптация к супружеским отношениям в молодой семье проходит конструктивно и менее проблемно. Если мотивы вступления в брак характеризуются деструктивным характером, и он незрелы (например, бегство от родителей, зависимость от отношений), то в таком случае формируется дисфункциональная семья, которая травматизирует, как молодых супругов, так и их детей. 4.Супружеских отношений в молодой семье следует отметить, что молодая семья переживает процесс становления, формирования и развития, сопровождающихся множеством задач, к которым относится установление внешние и внутренних границ, отделение от родительской семьи, установление собственных семейных норм и правил, приспособление к семейным обязанностям, распределением ролей, материальным и бытовым проблемам, личным особенностям супругов. Такое множество задач, в совокупности с отсутствие опыта брачно — семейных отношений делает супружеские отношения в молодой семье крайне напряженным, конфликтным и сложным.3.2.Психологические условия (факторы) преодоления ненормативных кризисов супружеских отношений в китайской семьеОсновной целью данного параграфа является проведение анализа исследований, посвященных преодолению супружеских кризисов, что, в свою очередь, возможно при уточнении понятия «психологические условия», Поскольку речь идет о ненормативных супружеских кризисах, то следует предположить, что словами, условия его преодоления будут иметь свою специфику, важную для преодоления ненормативного супружеского кризиса.Проанализируем понятие «психологические условия». «Условия» трактуется как некие обстоятельства, от которых что-нибудь зависит, обстановка, в которой что-нибудь происходит [19]. В контексте философии «условия» определяются как «то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличий которого с необходимостью следует существование данного явления.С точки зрения психологической науки, условия представляют собой ряд внутренних и внешних причин, влияющих на процесс (в нашем случае на процесс преодоления супружеских ненормативных кризисов).Говоря о психологических условиях, подразумевается совокупность внешних причин, в качестве которых выступает психологическая среда и внутренних причин, в качестве которых выступают личностные особенности, способности или характеристики, паттерны деятельности или поведения. Внутренние причины являются некоторыми характеристиками, относящиеся либо к семейной системе в целом, либо к супругам как отдельным индивидам, имеющим свои личностные характеристики, позволяющие справиться с кризисом.Таким образом, на наш взгляд, психологические условия преодоления ненормативного супружеского кризиса включают в себя совокупность внутренних условий, к которым относятся психологические характеристики и особенности группы (семьи) или отдельного человека, позволяющие справиться с кризисом, а также внешних условий, которые позволяют активизировать эти факторы (психологическая помощь). Поскольку анализ понимания супружеского кризиса в предыдущем параграфе привел нас к пониманию того, что супружеский кризис выступает как кризис, возникающий в супружеской подсистеме семьи, приводящий к ее деформации, которая делает невозможным предыдущие способы (методы) функционирования супружеской подсистемы и адекватное функционирование (невозможность выполнять функции супружеской подсистемы). Соответственно, преодоление супружеского кризиса представляет собой приведение семейной подсистемы в адаптивное состояние, позволяющее ей эффективно функционировать и заключающееся в создании новых паттернов (способов) взаимодействия супругов.В ходе ненормативного кризиса изменения затрагивают всю структуру семьи, влияют на использование семейных ресурсов, особенности внутрисемейных отношений, на обязанности и ответственность отдельных членов семьи, активность членов семьи в рамках реализации определенных функций и задач, которые выполняет семья на определенном этапе жизненного цикла.Изменения, которые происходят на фоне ненормативных кризисов, влияют на семьи как систему в целом и ее функционирование, внутреннюю жизнедеятельность. Ненормативный кризис требует от семьи мобилизировать внутренние ресурсы, влияет на внутрисемейный климат, на эмоциональное и психологическое состояние членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и переживаются членами семьи как трудные, стрессовые.Для ненормативных кризов отсутствует возможность выделения типичных способов преодоления, поскольку ненормативный кризис может возникнуть на любой стадии, так, например, кризис развода, или кризис измены. Процесс разрешения семейного кризиса, условно называют «американские горки» [14].Выделяются следующие составляющие формулы:А — событие (трудности), являющие потенциальным стрессором; В — ресурсы семьи; С — оценка семьёй данного события (ситуации);Х — кризис. Процесс восстановления или разрешения включает в себя первоначальный период дезорганизации, за которым следует «угол» восстановления, приводящий к новому уровню организации.В рамках оригинальной модели семейного стресса были изложены четыре предположения:неожиданные или незапланированные события обычно воспринимаются как стрессовые;внутрисемейные события, такие как серьезная болезнь кого - либо из членов, семьи или просто ситуация, характеризуемая как стрессовая, действую более разрушительно, нежели события, происходящие вне семьи, например, наводнение, депрессия или даже война;недостаточность опыта столкновения со стрессовыми ситуациями приводит к усиленному восприятию стресса;неопределенные стрессовые ситуации вызывают больше напряжения и беспокойства, чем определенные.Согласно модели, стрессором (фактор А) выступает жизненное событие как положительное, так и отрицательное, влияющее на семью и создающее или потенциально способное создать изменения в социальной системе семьи. Эти изменения могут затрагивать различные области семейной жизни, например, границы семьи, ее ценности, модели взаимоотношений. Специфическими стрессорами являются следующие жизненные события и изменения:появление нового члена - изменяет структуру семьи посредством включения члена семьи (например, рождение ребенка);потеря - изменяет структуру семьи в результате смерти члена семьи;снижение уровня психологического климата семьи и ее единства (например, алкоголизм одного из членов семьи, насилие);изменение структуры семьи, психологического климата и ценностей под влиянием измененного члена семьи (например, проблемный член семьи).Внимание в модели семейного кризиса уделяют и типичным или естественным (нормативным) изменениям в семье, которые повсеместны (происходят во всех семьях), ожидаемы (семьи могут предвидеть их наступление в определенные моменты семейного развития) и кратковременны (не носят хронического характера).Исследования кризисов в семейных и супружеских отношениях не оставила без внимания условия и факторы преодоления кризисов. Ученые выделяют ряд характеристик семейной системы, а также возможности психологической и психотерапевтической помощи, способствующих преодолению ненормативных кризисов.В зарубежных исследованиях выделяются внутренние психологические условия преодоления супружеских ненормативных кризисов, которые определяются как семейные ресурсы, такой подход к преодолению кризисов можно назвать ресурсным.В качестве ресурсов преодоления кризисов выделяет такие как модель отношений, коммуникативные навыки и компетентность, а также психологические характеристики, которые создают ощущение позитивной семейной идентичности, повышают чувство удовлетворенности супружескими отношениями, поощряют развитие семьи и отдельных членов.Обобщая внутренние психологические условия преодоления кризисов, рассмотренные в зарубежных исследованиях, можно выделить основные:1.Семейное единство. Под ним понимаются связующие узы, которые тянутся через всю семейную жизнь: любовь, общность интересов и экономическая взаимозависимость [1]. Установлено, семьи со слабыми внутрисемейными связями более остро реагируют на стресс, часто проявляя враждебность, и обвиняя друг друга, Единство, по мнению исследователей, увеличивает семейную устойчивость, помогая семье преодолеть стресс.2.Способность семьи к адаптации — способность встретить трудности и изменить направление их воздействия. Семьи, отказывающиеся меняться, подвержены повышенному риску возникновения стресса, дисфункции и кризиса, в то время как те, кто в состоянии адаптировать свои копинговые стратегии, образцы функционирования, более устойчивы и лучше сопротивляются кризису [13].3.Третье важное психологическое условие, относящееся к внутренним причинам, — эффективные способы общения, т.е. способность семьи обмениваться как информацией, так и эмоциями друг с другом в манере, попятной и приемлемой для членов семьи. Этот семейный ресурс важен, т.к. он помогает семье координировать свои ресурсы и попытки совладать с требованиями стрессовой ситуации, в которую попала семья. Установлено, что общение является ресурсом для семьи только в том случае, если члены используют утвердительные, одобрительные образцы общения, содержащие взаимную поддержку, а переходящие в борьбу образцы, имеющие тенденцию ухудшать ситуацию посредством разногласий, криков и резких слов.Другие исследователи выделяют дополнительные внутренние психологические условия — внутренние ресурсы преодоления кризиса:удовлетворенность членов семьи ролевым поведением;подчинение личных, амбиций семейным целям;взаимное удовлетворение в семье, которое достигается благодаря адекватному удовлетворению физических и эмоциональных потребностей членов семьи;цели, к которым семья движемся сообща.Выделяются следующие внутрисемейные ресурсы, которые выступают внутренними психологическими условиями преодоления кризисных ситуаций:семейная поддержка (близость членов семьи и друзей, которые могут играть роль «буфера» в отношении к кризисным ситуациям;физическое здоровье (наличие/отсутствие недееспособных членов семьи);решение проблем (уверенность в овладении кризисной ситуацией, навыки определения семейной проблемы, поиска необходимой информации, обдумывания альтернатив прогнозирования последствий);семейные роли и правила (действительное и ожидаемое поведение, семейные нормы и санкции, желания и цели);эмоциональная связь в семье;финансовая свобода;семейная коммуникация (навыки взаимодействия);управление семейными ресурсами (умение планировать, устанавливать цели, расставлять приоритеты, действовать согласно плану). Исследователями выделяются совокупность внутренних условий, которые необходимы молодой семье для преодоления супружеских кризисов, в нашей работы мы остановимся на тех, которые в больше степени характерны для молодой семьи:1.Совпадение родительских субкультур.2.Наличие адекватных ожиданий от брака.3.Наличие взаимопонимания между супругами.4.Отсутствие доминирования одного из супругов.Выделяется ряд характеристик супружеских союзов, которые относятся к внутренним психологическим условиям преодоления супружеских кризисов:гибкая семейная иерархия;ясные семейные правила;гибкая межпоколенная граница.принятие факта существования проблем в супружеских отношениях;достаточный уровень интимности между супругами;отсутствие жертвенности ради отношений;высокий уровень общения супругов;отсутствие хронической неприязни между членами семьи;наличие юмора, оптимизма и заботы друг о друге;отсутствие боязни открытых конфликтов.Важнейшей внутренней причиной (психологическим условием) преодоления ненормативных кризисов является устойчивость супружеской структуры. Разрешение ненормативных кризисов предполагает изменение структур семьи, ее функционирования на новом уровне, что невозможно при низкой устойчивости, поскольку изменения (в том числе и позитивные) могут привести к распаду супружеского союза.Высокая устойчивость молодой семьи определяется рядом особенностей, которые исследовались многими авторами. Неодинаковая устойчивость семей к сложностям жизни в теориях семьи, концепции стресса и копинга имеет разные объяснения.Устойчивость семьи рассматривается в теориях семьи, теориях стресса и теориях копингов, каждая из них по-разному определяет факторы устойчивости. Теория системного подхода к исследованию семьи объясняет устойчивость наличием стабилизаторов, скрепляющих систему. Благодаря этим стабилизаторам, семья становится прочнее, т.е. устойчивее, при помощи стабилизаторов члены семьи удерживаются вместе. В разные периоды жизни семьи существуют разные стабилизаторы. Исследователями выделяются два типа стабилизаторов: выделяют функциональные и дисфункциональные. Функциональные стабилизаторы позволяют удовлетворить потребности семьи, дисфункциональные стабилизаторы препятствуют реализации семейных функций. Для функциональной (гармоничной семьи) в качестве стабилизаторов выступают совместное проживание, совместные деньги, общий досуг, проявление интереса друг к другу, совместное выполнение семейных обязанностей. Стабилизаторами дисгармоничной семьи являются дети, болезни, нарушения поведения. Важным для супружеского союза в молодой семье выступает не просто устойчивость каждого супруга как отдельного человека, но семьи как целостной системы.Устойчивость играет важную роль в процессе адаптации при ненормативном кризисе. Устойчивость представляет собой и адаптивную силу или способность, позволяющая сохранить баланс семьи, находящейся в кризисе, и потенциальную силу семьи, которая позволяет активизировать гибкость при принятии решений и мобилизовать семейные ресурсы. Устойчивость как характеристика семьи, выступающая факторов преодоления ненормативных кризисов в молодой семье можно считать отдельной переменной, но именно в молодой семье ее влияние не так выраженно, поскольку семья находится в стадии формирования, и е устойчивость еще весьма условная.Поэтому следует выделить те внутренние психологические условия, которые непосредственно влияют на преодоление ненормативного кризиса и на устойчивость семейной системы при преодолении ненормативного кризиса. К особенностям совладающего поведения в молодой семье относится использование активных, проблемно-фокусированных типов совладающего поведения, направленного на разрешение ненормативного конфликта. Обнаружено различие между супругами в выборе проблемно-ориентированного копинга только на этапе формирующейся семьи (этап диады): мужья, по сравнению с женами, на этапе формирующейся семьи при столкновении с трудностями достоверно чаще используют проблемно-ориентированный копинг. Китайская семья чаще, чем более старшие семьи используют позитивный стиль совладания с ненормативными кризисами. Молодые супруги (без детей) чаще используют стратегии диадического копинга (поддерживающий, делегированный, общий, общение в стрессе). Жены на этапах семьи, ожидающей появления ребенка чаще мужей в трудных ситуациях склонны к личному общению в стрессе.Таким образом, анализируя совокупность внутренних причин (психологических условий) преодоления супружеских ненормативных кризисов, можно выделить следующие группы условий: внутрисемейные ресурсы и устойчивость, определяемая эффективными семейными копинг-стратегиями [30].Говоря о внутренних психологических условиях преодоления супружеских кризисов, следует обратить внимание, что наступление кризиса говорит или об отсутствии данных психологических характеристик в супружеской подсистеме, либо о том, что необходимые характеристики не были активизированы для предотвращения кризиса. В этом случае, следует говорить об условиях, которые вступают важнейшей характеристикой активизации совокупности внутренних психологических особенностей семейной структуры, способствующих преодолению кризиса.Совокупность внутренних характеристик семейной системы, позволяющих справится с кризисом, были рассмотрены и определены, соответственно, существуют условия, при которых наиболее эффективно реализуются эти внутренние характеристики, мы назвали эти условия внутренние условия процесса преодоления.Анализ исследований позволил выделить следующие внутренние условия процесса преодоления.Во-первых, это оценка кризисной ситуации.Взгляд семьи может варьировать от рассмотрения жизненных перемен, как перспективных возможностей, до интерпретации стрессора как неконтролируемого явления и предвестника раскола семьи. Например, одна семья может считать пожар в доме катастрофой, в то время как другая семья расценивает это как временную неудачу, сопровождаема возможностью построить новый, лучший дом. Одна семья определила случай как возможность роста, в то время как другая семья определила случай как безнадежный. Так, если семьи будет ориентироваться на совладание, рассматривая себя как способную преодолеть какой-либо вызов, кризис, обусловленный ситуацией, скорее всего не приведет к плохой адаптации. Если члены семьи рассматривают мир как недружелюбный, полный хаоса, то и в этом случае с кризисом будет справиться сложнее.Семьи, оптимистично настроенные и способные оценить ситуацию положительно, быстрее совладают с кризисом. Переосмысление ситуации, т.е. изменение восприятия проблемы или ситуации, включает в себя прояснение проблем в ситуации, сокращение эмоциональной нагрузки, возникшей вследствие кризиса, а также воодушевление, необходимое для того, чтобы продолжать нормально функционировать, несмотря на кризис. Эта стратегия совладания особенно полезна, когда семья не в силах изменить ситуацию, но может изменить свое восприятие данной ситуации, придать ей положительное значение. Как только происходит переосмысление, за ним следуют поведенческие и эмоциональные изменения, помогающие семье справиться с кризисом.Вторым условием выступает отсутствие латентных нарушений. Данный взгляд на преодоление супружеских кризисов. Они выдвигают теорию латентных нарушений, в которой считают, что все внутренние ресурсы семьи, относящиеся к особенностям семейной и супружеской системы, хорошо работают только в тех семьях, в которых нет латентных нарушений или они минимальны.В таких семьях оказывается возможной мобилизация семьи, усиление ее сплоченности, активизация совместных действий для преодоления ненормативных кризисов. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их начинают функционировать еще хуже.Таким образом, следующим условием — процессом преодоления ненормативных кризисов являются отсутствие латентных нарушений, что дает возможность запустить внутрисемейные ресурсы. Следующую группу условий составляют внешние условия — организация психологической помощи и самопомощи.1. Самопомощь - оказание помощи самому себе с применением психологических методов и средств в целях достижения психического здоровья, гармоничных отношений с близкими. Среди них можно выделить следующие:саморефлексия семейных отношений — анализ семейной ситуации, понятие механизмов развития конфликтов, приведших к состоянию кризиса, построение мысленных моделей иного поведения и следование им в жизни в случае благополучного разрешения ситуации;самоанализ — осознание человеком его бессознательных движущих сил и их воздействия на жизнь с формированием способности к изменению деструктивного семейного взаимодействия;самогипноз — целенаправленное и контролируемое вхождение в трансовое, гипнотическое состояние с помощью определенных приемов и техник;аутогенная тренировка — психотерапевтическая методика, способствующая восстановлению динамического равновесия гомеостаза функционирования человеческого организма, нарушенного в результате переживаний;медитация — состояние, характеризующееся внутренней сосредоточенностью. Человек мысленно создает ситуацию, в которой совершенствует свои мыслительные процессы или психические особенности, размышляя над искусственно созданными обстоятельствами и способами решения тех или иных проблем. 2. Совместная семейная помощь — взаимное преодоление семейных проблем с применением доступных и понятных обоим супругам психологических форм и методов, способствующих восстановлению привычных семейных устоев. Также семейная пара может использовать свободную дискуссию — открытый, доверительный, эмпатийный диалог о самых острых семейных проблемах. 3. Специализированная психологическая помощь — разновидность психологической помощи специалистом одному или нескольким членам семьи. Это может быть семейный психоаналитик, психотерапевт, сексолог, психиатр.Различают четыре вида данной помощи: семейно-психологическое просвещение — распространение специалистами знаний в области психологи семьи;семейное психологическое консультирование — предоставление специализированной психологической помощи по осмыслению семейной проблемы, главных причин и путей ее преодоления;семейная психотерапия — специализированная психологическая помощь, направленная на улучшение взаимоотношений между членами семьи;семейная психореабилитация — особый вид помощи семье, направленный на восстановление реализации семейных функций, гармонизацию взаимоотношений, ролевой структуры семьи после взаимодействия семьи с экстремальными и стрессовыми ситуациями.Обобщая исследования условий преодоления супружеских ненормативных кризисов можно дать следующее определение: под психологическими условиями преодоления ненормативных супружеских кризисов подразумевается совокупность внутренних причин (психологических особенностей семейной системы и самих супругов), внутренних условий (условия процесса), при которых возможна активизация совладающих ресурсов семьи, так и внешних условий (организованная психологическая помощь и самопомощь), активизирующих совокупность внутренних причин, которые позволяют справиться с определенными и специфическим супружескими трудностями путем формирования новых способов (методов) взаимодействия внутри супружеской системы.Выводы по третьей главеАнализ психологических условий преодоления ненормативных супружеских кризисов позволяет сделать следующие выводы1.Все психологические условия преодоления ненормативного супружеского кризиса в молодой семье делятся на внутренние и внешние Внутренние психологические условия в свою очередь подразделяются на две группы: первая группа — это совокупность внутренних причин преодоления ненормативных кризисов; вторая группа — это условия процесса, необходимые для активизации внутрисемейных ресурсов и адаптивных семейных копинг-стратегий. Внешние психологические условия делятся на три группы: методы и приемы психологической самопомощи; методы совместной семейной помощи; методы профессиональной психологической помощи.2.Внутрисемейные ресурсы, как внутренние условия (причины) преодоления ненормативных супружеских кризисов, включают в себя: семейное единство, способность семьи к адаптации, эффективные способы общения, удовлетворенность членов семьи ролевым поведением, подчинение личных амбиций семейным целям, взаимное удовлетворение в семье, цели, к которым семья движемся сообща.3.Можно выделить ряд характеристик супружеских союзов, которые относятся к внутренним причинам преодоления супружеских кризисов: гибкая семейная иерархия; ясные семейные правила; гибкая межпоколенная граница; принятие факта существования проблем в супружеских отношениях; достаточный уровень интимности между супругами; отсутствие жертвенности ради отношений; высокий уровень общения супругов; отсутствие хронической неприязни между членами семьи; наличие юмора, оптимизма и заботы друг о друге; отсутствие боязни открытых конфликтов.4.Важнейшим внутренним психологическим условием преодоления ненормативных кризисов является типы семейного совладания, которые оказывают прямо влияние на степень устойчивости супружеской подсистемы.5.Внутренними условиями процесса выступают особенности оценки кризисной ситуации и наличие/отсутствие латентных нарушений в семье.6.Определение понятия «психологические условия преодоления ненормативных супружеских кризисов»: совокупность внутренних причин (психологических особенностей семейной системы и самих супругов), внутренних условий процесса, при которых возможна активизация совладающих ресурсов семьи, так и внешних условий (организованная психологическая помощь и самопомощь), которые позволяют справиться с определенными и специфическим супружескими трудностями путем формирования новых способов (методов) взаимодействия внутри супружеской системы.ЗаключениеИтогом проделанной работы, результаты которой представлены в данной главе, можно отобразить в виде следующих кратких выводов.1. Эффективность познания природы социализации можно осуществить лишь путем интеграции наиболее оптимальных положений, отображенных в уже существующих концептуальных традиционных и современных моделях и теориях. В процессе сочетания различных идей, представленных в рассмотренных нами теориях, считаем необходимым выделить три основных элемента. В качестве главных условий, которые благоприятствуют трансформации элемента в значимый для исследования фактор, можно выделить случаи трансформаций его состояния и специфическое положение его в конкретный момент времени. Буквально каждое состояние элементов можно определить в качестве «состояния риска». 2. Степень изменчивости социальных норм, регулирующих поведение в обществе, предопределяется многообразием форм сложившихся традиций. 3. В условиях современной трансформации общества, обусловленной рядом причин, происходит изменение существующих до сегодняшнего дня моделей социализации. Происходящие изменения в социуме, среди которых мы выделяем трансформацию институтов социализации, деформацию ценностно-нормативного механизма общественной регуляции, дисбаланс, как организованных, так и стихийных процессов социализации, видоизменение соотношения общественных и индивидуальных интересов в сторону последних, в целом способны охарактеризовать современные условия социализации, предопределяющие её низкую эффективность и способные вызывать снижение социализации ребенка. 4. Такие неблагоприятные факторы, которые напрямую связаны с динамикой изменений во внешней среде, деформацией сложившихся традиционной структурой семьи, изменением внутрисемейного климата и привычного устоя жизни, способны стать фундаментом формирования группы семей, характеризуемых высоким социальным риском. В ходе исследования, нам удалось выявить следующее: 1) низкий материальный уровень жизни семьи; 2) высокий уровень безработицы; 3) плохие жилищные условия; 4) низкое качество питания; 5) распространение малодетности; 6) рост неполных семей; 7) эмоционально-конфликтные отношения между супругами и детьми; 8) неблагоприятный психологический семейный микроклимат; 9) чрезмерная опека; 10) деформированные ценностные ориентации; 11) педагогическая несостоятельность родителей; 12) нехватка педагогической компетентности; 13) невнимательное отношение к чувствам и интересам подростка; 14) отсутствие традиций в проведении совместного семейного досуга; 15) аморальный и паразитический образ жизни родителей. Наличие одного или совокупности указанных факторов, не может означать возникновение социальных отклонений в поведении подростка, однако, указывает на высокую степень вероятности развития отклонений. 5. Сложившиеся на сегодняшний день условия функционирования семьи существенно затрудняют адекватную реализацию её воспитательного потенциала.6. Феномен матери-тигрицы вызвал бурную дискуссию по всему миру относительно китайского подхода к воспитанию детей. Традиционные стили воспитания в Китае подчеркивают превосходство родителей, которые предпочитают проявлять строгость и оказывать психологический контроль над своими детьми. Тем не менее, наше исследование показало, что оценки всех четырех аспектов авторитетного воспитания были выше, чем оценки авторитарного воспитания. Иными словами, родители в нашей выборке проявили большую теплоту и участие в воспитании, редко отвергали и наказывали своих детей. Результаты этого исследования, похоже, далеки от описания собственного стиля воспитания матери-тигрицы и от традиционных китайских стилей воспитания. Эти различия подчеркивают, как меняются стили воспитания со временем. В условиях быстрых экономических, политических и социальных перемен в Китае родители нового поколения по-прежнему придерживаются традиционныхСписок литературыВасильева, М.С. Брачные традиции китайского общества в воспитании детей Текст / М.С. Васильева // Образование и наука в Байкальской Азии: сб. науч. тр. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. С.34-41.Васильева, М.С. Брачные традиции китайского общества в воспитании детей Текст / М.С. Васильева // Образование и наука в Байкальской Азии: сб. науч. тр. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. С.34-41.Васильева, М.С. Конфуцианские идеи в народной педагогике китайцев Текст / М.С. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Педагогика. – 2017. – №1(2) С.12.Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин. Семейные отношения в Китае. Текст / Ж.-Л. Доменак, Шанмин Хуа – М.: Наука, 2001. 203с.Коростовец, И. Китайцы и их цивилизация Текст / И. Коростовец // Жизнь и нравы старого Китая. – Смоленск: Русич, 2013. 122с.Малявин, В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. Текст / В.В. Малявин – М.: Молодая гвардия, 2008. 142с.Малявин, В.В. Китайская цивилизация. Текст / В.В. Малявин – М.: Астрель, 2000. 254с.Панибратов, В.Н. Воспитательная среда и развитие личности / В.Н. Панибратов // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – С.52-53.Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. Текст / Л.С. Переломов – М.: Наука, 2003. – 322с.Петровский, А.В. и др. Категория личности [к построению онтологической модели личности] / А.В. Петровский, В.В. Петровский // Развитие личности. – 2014. – №2. – С.58-91.Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – С.195-198.Пивоварова, И.В. Особенности социализации детей в современной семье /И.В. Пивоварова, В.Н. Черепанова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. - №9 [364]. – С.125-130.Польшина, М.А. и др. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтной ситуации / М.А. Польшина, А.Д. Насибуллина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – С.100-103.Пьянов, А.И. Семья как объект и предмет социологического анализа / А.И. Пьянов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – С.159-169.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2001. – 668 с.Рассказова, И.Н. Влияние представлений подростков об отношении родителей к ним на уровень и формы их агрессии / И.Н. Рассказова // Вестник Омской юридической академии. – 2009. – С.105-108.Реан, А.А. Семья в структуре ценностей молодежи / А.А. Реан // Российский психологический журнал. – 2017. – Т.14. - №1. – С.62-76.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. – 424 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1673193/ [дата обращения 12.12.2017]Салтыкова, В.Е. Свободное время в субъективных оценках молодежи Хабаровского края / В.Е. Салтыкова // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №12. – С.26-29.Сальников, В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход / В.А. Сальников // Высшее образование в России. – 2010. - №11. – С.22-27.Селиванова, Е.А. Роль педагога в возникновении и разрешении конфликтов в образовательном учреждении / Е.А. Селиванова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2011. – Т.17. – С.178-181.Ang, R. P. 2006. «Effects of Parenting Style on Personal and Social Variables for Asian Adolescents» American Journal of Orthopsychiatry 76 (4): 503–505Arnett, J. J. 2008. «The Neglected 95%: Why American Psychology Needs to Become Less American» American Psychologist 63 (7): 602–604Ateah, C. A., and J. E. Durrant. 2005. «Maternal use of Physical Punishment in Response to Child Misbehavior: Implications for Child Abuse Prevention» Child Abuse and Neglect 29: 169–178Beaver, K. M., and J. Belsky. 2012. «Gene-environment Interaction and the Intergenerational Transmission of Parenting: Testing the Differential Susceptibility Hypothesis» Psychiatric Quarterly 83 Bornstein, M. H., and J. E. Landsford. 2010. «Parenting» In Hand-book of Cultural Developmental Science, edited by M. H. Bornstein, 259–277. New York, NY: Psychology Press.Chan, S. M., J. Bowes, and S. Wyver. 2009. «Chinese Parenting in Hong Kong: Links among Goals, Beliefs and Styles» Early Child Development and Care 179 (7): 849–862. Chao, R. K., and C. Aque. 2009. «Interpretations of Parental Control by Asian Immigrant and European American Youth» Journal of Family Psychology 23 (3): 342–354. Chao, R. K., and V. Tseng. 2002. «Parenting of Asians» In Handbook of Parenting: Vol. 4. Social Conditions and Applied Parenting, edited by M. H. Bornstein, 2nd ed., 59–93. Mahwah, NJ: Erlbaum.Cheah, C. S. L., C. Y. Y. Leung, and N. Zhou. 2013. «Understanding «Tiger Parenting» Through the Perceptions of Chinese Immigrant Mothers: Can Chinese and U.S. Parenting Coexist?» Asian American Journal of Psychology 4 (1): 30–56Chen, F. 1998. «Authoritative and Authoritarian Parenting of Mothers with Preschool Children in Taiwan» Dissertations & Theses Grad Works, 39–42.Chen, H.-M., and D. C. Lewis. 2015. “Chinese Grandparents” Involvement in Their Adult Children’s Parenting Practices in the United States.” Contemporary Family Therapy 37 (1): 58–72Chen, X., P. D. Hastings, K. H. Rubin, H. Chen, G. Cen, and S. L. Stewart. 1998. «Child-rear-ing Attitudes and Behavioral Inhibition in Chinese and Canadian Toddlers: A Cross-Cultural Study» Developmental Psychology 34 (4): 677–686. Chua, A. 2011. Battle Hymn of the Tiger Mother. New York, NY: Penguin Press. Darling, N., and L. Steinberg. 1993. “Parenting Style as Context: An Integrative Model.” Psychological Bulletin 113 (3): 487–496. Fang, P., R. Xiong, and C. Guo. 2003. «Parenting Styles and Child Academic Achievement» [In Chinese]. Psychological Science (1): 78–81.
1. Васильева, М.С. Брачные традиции китайского общества в воспитании детей Текст / М.С. Васильева // Образование и наука в Байкальской Азии: сб. науч. тр. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. С.34-41.
2. Васильева, М.С. Брачные традиции китайского общества в воспитании детей Текст / М.С. Васильева // Образование и наука в Байкальской Азии: сб. науч. тр. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. С.34-41.
3. Васильева, М.С. Конфуцианские идеи в народной педагогике китайцев Текст / М.С. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Педагогика. – 2017. – №1(2) С.12.
4. Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин. Семейные отношения в Китае. Текст / Ж.-Л. Доменак, Шанмин Хуа – М.: Наука, 2001. 203с.
5. Коростовец, И. Китайцы и их цивилизация Текст / И. Коростовец // Жизнь и нравы старого Китая. – Смоленск: Русич, 2013. 122с.
6. Малявин, В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. Текст / В.В. Малявин – М.: Молодая гвардия, 2008. 142с.
7. Малявин, В.В. Китайская цивилизация. Текст / В.В. Малявин – М.: Астрель, 2000. 254с.
8. Панибратов, В.Н. Воспитательная среда и развитие личности / В.Н. Панибратов // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – С.52-53.
9. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. Текст / Л.С. Переломов – М.: Наука, 2003. – 322с.
10. Петровский, А.В. и др. Категория личности [к построению онтологической модели личности] / А.В. Петровский, В.В. Петровский // Развитие личности. – 2014. – №2. – С.58-91.
11. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – С.195-198.
12. Пивоварова, И.В. Особенности социализации детей в современной семье /И.В. Пивоварова, В.Н. Черепанова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. - №9 [364]. – С.125-130.
13. Польшина, М.А. и др. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтной ситуации / М.А. Польшина, А.Д. Насибуллина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – С.100-103.
14. Пьянов, А.И. Семья как объект и предмет социологического анализа / А.И. Пьянов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – С.159-169.
15. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2001. – 668 с.
16. Рассказова, И.Н. Влияние представлений подростков об отношении родителей к ним на уровень и формы их агрессии / И.Н. Рассказова // Вестник Омской юридической академии. – 2009. – С.105-108.
17. Реан, А.А. Семья в структуре ценностей молодежи / А.А. Реан // Российский психологический журнал. – 2017. – Т.14. - №1. – С.62-76.
18. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. – 424 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1673193/ [дата обращения 12.12.2017]
20. Салтыкова, В.Е. Свободное время в субъективных оценках молодежи Хабаровского края / В.Е. Салтыкова // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №12. – С.26-29.
21. Сальников, В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход / В.А. Сальников // Высшее образование в России. – 2010. - №11. – С.22-27.
22. Селиванова, Е.А. Роль педагога в возникновении и разрешении конфликтов в образовательном учреждении / Е.А. Селиванова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2011. – Т.17. – С.178-181.
23. Ang, R. P. 2006. «Effects of Parenting Style on Personal and Social Variables for Asian Adolescents» American Journal of Orthopsychiatry 76 (4): 503–505
24. Arnett, J. J. 2008. «The Neglected 95%: Why American Psychology Needs to Become Less American» American Psychologist 63 (7): 602–604
25. Ateah, C. A., and J. E. Durrant. 2005. «Maternal use of Physical Punishment in Response to Child Misbehavior: Implications for Child Abuse Prevention» Child Abuse and Neglect 29: 169–178
26. Beaver, K. M., and J. Belsky. 2012. «Gene-environment Interaction and the Intergenerational Transmission of Parenting: Testing the Differential Susceptibility Hypothesis» Psychiatric Quarterly 83
27. Bornstein, M. H., and J. E. Landsford. 2010. «Parenting» In Hand-book of Cultural Developmental Science, edited by M. H. Bornstein, 259–277. New York, NY: Psychology Press.
28. Chan, S. M., J. Bowes, and S. Wyver. 2009. «Chinese Parenting in Hong Kong: Links among Goals, Beliefs and Styles» Early Child Development and Care 179 (7): 849–862.
29. Chao, R. K., and C. Aque. 2009. «Interpretations of Parental Control by Asian Immigrant and European American Youth» Journal of Family Psychology 23 (3): 342–354.
30. Chao, R. K., and V. Tseng. 2002. «Parenting of Asians» In Handbook of Parenting: Vol. 4. Social Conditions and Applied Parenting, edited by M. H. Bornstein, 2nd ed., 59–93. Mahwah, NJ: Erlbaum.
31. Cheah, C. S. L., C. Y. Y. Leung, and N. Zhou. 2013. «Understanding «Tiger Parenting» Through the Perceptions of Chinese Immigrant Mothers: Can Chinese and U.S. Parenting Coexist?» Asian American Journal of Psychology 4 (1): 30–56
32. Chen, F. 1998. «Authoritative and Authoritarian Parenting of Mothers with Preschool Children in Taiwan» Dissertations & Theses Grad Works, 39–42.
33. Chen, H.-M., and D. C. Lewis. 2015. “Chinese Grandparents” Involvement in Their Adult Children’s Parenting Practices in the United States.” Contemporary Family Therapy 37 (1): 58–72
34. Chen, X., P. D. Hastings, K. H. Rubin, H. Chen, G. Cen, and S. L. Stewart. 1998. «Child-rear-ing Attitudes and Behavioral Inhibition in Chinese and Canadian Toddlers: A Cross-Cultural Study» Developmental Psychology 34 (4): 677–686.
35. Chua, A. 2011. Battle Hymn of the Tiger Mother. New York, NY: Penguin Press. Darling, N., and L. Steinberg. 1993. “Parenting Style as Context: An Integrative Model.” Psychological Bulletin 113 (3): 487–496.
36. Fang, P., R. Xiong, and C. Guo. 2003. «Parenting Styles and Child Academic Achievement» [In Chinese]. Psychological Science (1): 78–81.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики взаимоотношений между родителями и детьми в современной китайской семье?
В современной китайской семье основными характеристиками взаимоотношений между родителями и детьми являются уважение к старшим, подчинение и соблюдение родительской власти, строгость и жесткость родителей в воспитании, привязанность к традициям и семейным ценностям.
Как традиционная модель семейных взаимоотношений проявляется в Китае?
Традиционная модель семейных взаимоотношений в Китае характеризуется иерархическими отношениями, где родители имеют абсолютную власть над детьми. Родители принимают все решения относительно детей, а дети должны следовать их указаниям и жить в соответствии с традиционными ценностями и нормами поведения.
Какая модель воспитания преобладает в китайской семье в настоящее время?
В настоящее время в китайской семье преобладает модель воспитания, основанная на строгости и жесткости родителей. Они стремятся добиться успеха своих детей в образовании и профессиональной карьере, поэтому они много времени и усилий вкладывают в учебу и развитие детей. Родители формируют высокие ожидания относительно успехов своих детей и часто подвергают их большому давлению и стрессу.
Какие модели воспитания приняты в китайском национальном контексте?
В китайском национальном контексте приняты модели воспитания, которые базируются на авторитарности и жесткости со стороны родителей. Они воспитывают детей с акцентом на выполнение их указаний и достижение успеха в учебе и карьере. Однако современные идеи и иностранные влияния начинают изменять традиционные модели воспитания в Китае.
Какие основные характеристики взаимоотношений между родителями и детьми в современной китайской семье?
В современной китайской семье существует традиционная модель семейных взаимоотношений, основанная на иерархии и уважении к старшим. Родители играют важную роль в воспитании детей, их мнение и авторитет являются важными. Однако, современные условия приводят к трансформации этой модели, и появляются новые подходы к воспитанию.
Описывается ли в статье традиционная модель семейных взаимоотношений в Китае?
Да, в статье подробно описывается традиционная модель семейных взаимоотношений в Китае. Эта модель основана на иерархии и уважении к старшим, где родители играют важную роль в воспитании детей. В статье также сказано, что эта модель претерпевает изменения в современных условиях.
Как традиционная модель семейных взаимоотношений в Китае передается в современные условия?
Традиционная модель семейных взаимоотношений в Китае передается через семейные традиции, культурные ценности и воспитание. Родители передают эту модель своим детям через примеры своего поведения, а также через упражнение своей роли авторитета и руководителя в семье. Однако, современные условия влияют на трансформацию этой модели и появление новых подходов к воспитанию детей.
Какие модели воспитания родители дети существуют в современном Китае?
В современном Китае существует несколько моделей воспитания родителей и детей. Одна из них – традиционная модель, основанная на иерархии и уважении к старшим. Еще одна модель – демократическая, где родители и дети принимают решения вместе и учитывают мнение друг друга. Также существует модель пермиссивного воспитания, где родители позволяют детям иметь свободу выбора и проявлять свою независимость.
Какие основные характеристики взаимоотношений родителей и детей в современной китайской семье?
В современной китайской семье основные характеристики взаимоотношений родителей и детей включают соблюдение традиционной модели семейных взаимоотношений, где родители играют руководящую роль, а дети должны проявлять уважение и послушание. Также существует трансферт традиционной модели воспитания в современные условия, где родители стремятся обеспечить лучшее будущее своим детям через образование и успешную карьеру.
Какие модели воспитания присутствуют в китайской семье национальном контексте?
В китайской семье национальном контексте существуют две модели воспитания: родители воспитывают детей и дети воспитывают родителей. Первая модель заключается в том, что родители играют центральную роль в воспитании детей, устанавливают строгие правила и требуют послушания. Вторая модель, наоборот, предполагает, что дети взрослеют и становятся основными фигурами в семье, принимая решения и заботясь о родителях. Эти модели воспитания отражают национальные ценности и культуру Китая.