Развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 28 28 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 11.09.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития социальных эмоций в дошкольном возрасте ……………………………...
5
1.1. Социальные эмоции …………………..……………………………….
1.2. Основные особенности развития эмоций в дошкольном возрасте ….
1.3. Проблемы создания благоприятных условий для развития социальных эмоций у дошкольника……………………………………………
Глава II. Эмпирическое исследование развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста …………….…………
15
2.1 Организация и методы исследования эмоциональной сферы дошкольников……………………………………………………... 15
2.2 Анализ результатов исследования……………………………….. 21
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….
Фрагмент для ознакомления

Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».-»Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил. . . Что ответил Коля? Почему?Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?2. Методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой.Целью методики является определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека (взрослого или сверстника), демонстрируемых мультфильмах, на фото.Методика состоит из 3 серий. Во всех сериях детям предлагались пиктограммы с изображением 3 веселых, 3 грустных и спокойной «рожицы», которые детям было необходимо соотнести по степени выраженности с состояниями героев предъявленных произведений (кинофильмов, фото).2.2 Анализ результатов и их обсуждениеСначала диагностировались мальчики. Диагностика социальных эмоций проводилась при помощи методикиизучение социальных эмоций и методики на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой.Результаты предоставлены на таблицах 1 и 2. Таблица 1. – Результаты по методике изучение социальных эмоций.УровеньУровень развития социальных эмоцийВысокий10%Средний70%Низкий20%Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ результатов по методике изучение социальных эмоций.Таким образом, уровень развития социальных эмоций мальчиков находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что они не достаточном уровне понимают социальные эмоции и могутотыскивать им аналогии, они не всегда соотносят эмоции с жестами, недостаточно умеютвыявлять способ изображения эмоционального состояния, не всегда понимают причинно-следственные связи возникновения эмоций, только в некоторых случаях сопереживают людям.Таблица 2. – Результаты по методике на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой.УровеньУровень развития социальных эмоцийВысокий10%Средний70%Низкий20%Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ результатов по методике изучение социальных эмоций.Таким образом, уровень развития социальных эмоций мальчиков находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что они не достаточном уровне понимают социальные эмоции и могутотыскивать им аналогии, они не всегда соотносят эмоции с жестами, недостаточно умеютвыявлять способ изображения эмоционального состояния, не всегда понимают причинно-следственные связи возникновения эмоций, только в некоторых случаях сопереживают людям.Сначала диагностировались мальчики. Диагностика социальных эмоций проводилась при помощи методикиизучение социальных эмоций и методики на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой.Результаты предоставлены на таблицах 1 и 2. Таблица 1. – Результаты по методике изучение социальных эмоций.УровеньУровень развития социальных эмоцийВысокий10%Средний70%Низкий20%Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ результатов по методике изучение социальных эмоций.Таким образом, уровень развития социальных эмоций мальчиков находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что они не достаточном уровне понимают социальные эмоции и могутотыскивать им аналогии, они не всегда соотносят эмоции с жестами, недостаточно умеютвыявлять способ изображения эмоционального состояния, не всегда понимают причинно-следственные связи возникновения эмоций, только в некоторых случаях сопереживают людям.Таблица 2. – Результаты по методике на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой.УровеньУровень развития социальных эмоцийВысокий70%Средний20%Низкий10%Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ результатов по методикена определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. ЧумичевойТаким образом, уровень развития социальных эмоций у девочек в отличие от мальчиков находятся на высоком уровне. Это говорит о том, что они они понимают социальные эмоции и могутотыскивать им аналогии, они умеют соотносить эмоции с жестами, выявлять способ изображения эмоционального состояния, способны осознаватьпричинно-следственные связи возникновения эмоций, всегда сопереживают людям.Таблица 3. – Результаты по методике на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой.УровеньУровень развития социальных эмоцийВысокий70%Средний20%Низкий10%Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3. – Анализ результатов по методикена определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. ЧумичевойТаким образом, уровень развития социальных эмоций у девочек в отличие от мальчиков находятся на высоком уровне. Это говорит о том, что они понимают социальные эмоции и могутотыскивать им аналогии, они умеют соотносить эмоции с жестами, выявлять способ изображения эмоционального состояния, способны осознавать причинно-следственные связи возникновения эмоций, всегда сопереживают людям.Для выявления достоверности различий между показателями эмоционального развития между мальчиками и девочками нами был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок (таблицы5, 6).Таблица 5 – Оценка достоверности различий показателей исследуемых переменных между мальчиками и девочкамиПсихологическая переменнаяƩrум. от.Ʃrнор.Uэмпp-levelПринимаемая гипотезаУровень развития социальных эмоций16030440**0,003020H1Примечание: Знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых: ** - средний уровень достоверности (р≤0,01);Ʃr ум. от. – сумма рангов показателей мальчиков;Ʃr нор. – сумма рангов показателей девочек;Uэмп – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни. Сравнивая значения суммы рангов отдельно по каждой группе, выдвигаем экспериментальную гипотезу о значимости различий. В группе с большей суммой рангов исследуемый признак (психологическое свойство) доминирует (превосходит). Сравнивая две группы испытуемых по исследуемой переменной «Социальные эмоции» получили Uэмп = 40 при уровне значимости p=0,003020. Сопоставляя сумму рангов по каждой группе (Ʃrум. от. > Ʃrнор.) подтверждаем гипотезу о том, что уровень развития социальных эмоций мальчиков имеет существенные различия по сравнению с эмоциональным развитием девочек. Из этого следует, что девочки лучше социализируются.Таблица 6 – Оценка достоверности различий показателей исследуемых переменных между мальчиками и девочкамиПсихологическая переменнаяƩr ум. от.Ʃr нор.Uэмпp-levelПринимаемая гипотезаСпособность оценки психического состояния другого человека18528065*0,051240H1Примечание: Знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых: * - низкий уровень достоверности (р≤0,01);Ʃr ум. от. – сумма рангов показателей мальчиков;Ʃr нор. – сумма рангов показателей девочек;Uэмп – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни. Сравнивая значения суммы рангов отдельно по каждой группе, выдвигаем экспериментальную гипотезу о значимости различий. В группе с большей суммой рангов исследуемый признак (психологическое свойство) доминирует (превосходит). Сравнивая две группы испытуемых по исследуемой переменной «Способность оценки психического состояния другого человека» получили Uэмп = 65 при уровне значимости p=0,051240. Сопоставляя сумму рангов по каждой группе (Ʃrум. от.> Ʃrнор.) подтверждаем гипотезу о том, что уровень эмоционального развитиямальчиков имеет существенные различия по сравнению с эмоциональным развитием девочек. Из этого следует, что девочки более восприимчивы к эмоциональным проявлениям других людей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВальдамирова О. П. эмоциональная сфера дошкольника и ее коррекция / О. П. Вальдамирова // Образование Донбасса. – 2013.– № 4. – С. 61-66. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 322 с. Додонов Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 2015. – 272 с.Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер 2010. – 642 с.Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2014. – 270 с.Кононко О. Л. Социально-эмоциональное развитие личности (в дошкольном детстве) / О. Л. Кононко. – К.: Образование, 2016. – 225 с.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль, 2016. – 250 с. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведен. / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.Малимон Л. Я. К проблеме диагностики эмоциональности как свойства личности / Л. Я. Малимон // Практическая психология и социальная работа. – 2016. - № 7. – С. 59-65.Маценко Ж. Эстетотерапия эмоциональных состояний дошкольников / Ж. Маценко. – М.: Микрос-СВС, 2013. – 131 с.Мельничук И. В. Генеза эмоциональных особенностей у современных детей / И. В. Мельничук // Наука и образование. – 2016. - № 5. – С. 42-44.Приходько Ю. А. Психологический словарь-справочник: учебное пособие / Ю. А. Приходько, В. И. Юрченко. – К.: Каравелла, 2012. – 328 с.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М.: Педагогика, 2016. – 176 с.Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 2011. – 416 с.Сопрун И. П. К вопросу об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста / И.П.Сопрун // Наука и образование. – 2018. - № 3. – С. 60-62.Терещенко Л. Работа воспитателя-методиста детского сада с родителями о предотвращении ранней школьной дезадаптации / Л. Терещенко // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2010. – № 6. – С. 45-51.Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособ. / О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2013. – 184 с.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Бурменская Г.В. и др.

1. Вальдамирова О. П. эмоциональная сфера дошкольника и ее коррекция / О. П. Вальдамирова // Образование Донбасса. – 2013.– № 4. – С. 61-66.
2. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 322 с.
3. Додонов Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 2015. – 272 с.
4. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер 2010. – 642 с.
5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2014. – 270 с.
6. Кононко О. Л. Социально-эмоциональное развитие личности (в дошкольном детстве) / О. Л. Кононко. – К.: Образование, 2016. – 225 с.
7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль, 2016. – 250 с.
8. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведен. / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
9. Малимон Л. Я. К проблеме диагностики эмоциональности как свойства личности / Л. Я. Малимон // Практическая психология и социальная работа. – 2016. - № 7. – С. 59-65.
10. Маценко Ж. Эстетотерапия эмоциональных состояний дошкольников / Ж. Маценко. – М.: Микрос-СВС, 2013. – 131 с.
11. Мельничук И. В. Генеза эмоциональных особенностей у современных детей / И. В. Мельничук // Наука и образование. – 2016. - № 5. – С. 42-44.
12. Приходько Ю. А. Психологический словарь-справочник: учебное пособие / Ю. А. Приходько, В. И. Юрченко. – К.: Каравелла, 2012. – 328 с.
13. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М.: Педагогика, 2016. – 176 с.
14. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 2011. – 416 с.
15. Сопрун И. П. К вопросу об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста / И.П.Сопрун // Наука и образование. – 2018. - № 3. – С. 60-62.
16. Терещенко Л. Работа воспитателя-методиста детского сада с родителями о предотвращении ранней школьной дезадаптации / Л. Терещенко // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2010. – № 6. – С. 45-51.
17. Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособ. / О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2013. – 184 с.
18. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Бурменская Г.В. и др.















Вопрос-ответ:

Какие социальные эмоции развиваются у детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста начинают проявлять такие социальные эмоции, как радость, гордость, стыд, стыдливость, благодарность, сострадание, сочувствие, зависть, эмпатия и другие.

Что характеризует развитие эмоций у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте происходит основное формирование эмоциональной сферы ребенка. Дети начинают осознавать свои эмоции и понимать их причины, они становятся способными к эмоциональному самоуправлению и регуляции.

Какие проблемы могут возникать в создании благоприятных условий для развития социальных эмоций у дошкольников?

Возникают проблемы с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны взрослых, недостаток коммуникативных навыков, неумение детей выражать свои эмоции словами, сравнение себя со сверстниками, что может привести к отсутствию уверенности в себе и появлению негативных эмоций.

Почему развитие социальных эмоций важно для дошкольников?

Развитие социальных эмоций позволяет детям получать удовлетворение от общения с окружающими, развивает их способность к адаптации в социальной среде, помогает понять чувства и эмоции других людей, улучшает коммуникативные навыки и формирует эмоциональную грамотность.

Какими методами исследовалось развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста?

В исследовании развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста использовались различные методы, включая анкеты для родителей, наблюдения за детьми, интервью, эксперименты с играми и ролевыми моделями.

Какие социальные эмоции развиваются в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте развиваются такие социальные эмоции, как радость, грусть, страх, ярость, смущение. Дети учатся понимать и выражать эти эмоции в социальных ситуациях.

Какие особенности развития эмоций наблюдаются в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте дети начинают осознавать свои эмоции и эмоции других людей. Они учатся контролировать свои эмоции и выражать их адекватно. Также в этом возрасте формируются основы эмпатии и умения понимать чувства других людей.

Какие проблемы возникают при создании благоприятных условий для развития социальных эмоций у дошкольников?

Одной из проблем является отсутствие адекватной эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Также часто наблюдается недостаток возможностей для комплексного развития эмоциональной сферы, включая специальные занятия, игры и общение с другими детьми.

Какое эмпирическое исследование было проведено по развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте?

В исследовании были изучены различные аспекты развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Были выявлены основные тенденции и закономерности этого процесса, а также рекомендации по созданию благоприятных условий для развития социальных эмоций.

Какие были основные выводы данного теоретического анализа проблемы развития социальных эмоций в дошкольном возрасте?

Основные выводы данного анализа заключаются в том, что развитие социальных эмоций является важной составляющей развития ребенка дошкольного возраста. Для успешного развития эмоциональной сферы необходимо создавать благоприятные условия, такие как эмоциональная поддержка, специальные занятия и общение с другими детьми.

Какие эмоции развиваются у детей в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте у детей начинают развиваться различные социальные эмоции, такие как радость, гордость, страх, грусть, злость, удивление и т.д. Также важным аспектом развития эмоций является осознание и управление своими эмоциями.

Какие особенности развития эмоций наблюдаются в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте дети становятся все более способными понимать и выражать свои эмоции. Они начинают осознавать различные эмоциональные состояния и учатся дифференцировать и называть свои чувства. Кроме того, они начинают понимать, как их эмоции влияют на других людей и учатся социальным нормам и правилам поведения.