Преодоление моторной (экспрессивной) алалии. Нейродефектологический подход.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ 6
Онтогенетические закономерности речевого, моторного и когнитивного развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Алалия как клиническая форма речевого нарушения 8
1.3.Характеристика речевого, моторного и когнитивного развития детей дошкольного возраста с моторной.алалией 11
1.4.Научные аспекты нейродефектологического подхода к преодолению моторной.алалии 14
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОГО, ПСИХОМОТОРНОГО И КОГНИТИВНОГО БАЗИСА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 16
2.1. Организация эксперимента 16
2.2. Планируемые направления и методы экспериментального исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
При этом на нешаблонные или двухкомпонентные речевые инструкции (т. е. те, которые употребляются не ежедневно и их выполнение не связано с ситуативностью), ребенок, конечно, не реагирует должным образом. Таким образом, при нормативности физиологического слуха очевидны проблемы с фонематическим, требующим расшифровки вербальных акустических сигналов, которыми являются совокупности гласных и согласных звуков, различающихся как по длительности, так и по высотночастотным характеристикам. Соответственно, речь не дифференцируется должным образом от иных шумов, не может быть полностью обработана, соответственно, без восстановления нормальной работы участка речевого анализатора рассчитывать на успешность и быстроту результатов коррекционной работы не приходится. При этом наслаивающиеся вторичные проблемы, появляющиеся в поле невозможности своевременного формирования психических функций у безречевого ребенка, снижают эффективность традиционных приемов работы. Динамический анализ СВП разных уровней слухового анализатора показывает, что при длительном ограничении речеслухового опыта наблюдаются не только депривационные изменения в проекционной области коры ГМ, но и в значительной мере происходит затрагивание интегративных областей, обеспечивающих восприятие и опознание акустических сигналов [8], что на практике выглядит как «глухота на слова», свойственная детям с моторной алалией. Вышеуказанные нарушения еще больше усугубляют имеющийся дефект речевого развития возникновением поведенческих особенностей, ведь ребенок лишается нормального способа коммуницирования, перестает инициировать диалоги и пытается осознанно вокализировать с целью обращения внимания на себя лишь в ситуациях удовлетворения собственных потребностей. Также наблюдается усвоение в основном двигательных примеров, снижение или, наоборот, увеличение объема оптического контроля за артикуляцией говорящего, агрессия, плаксивость и обидчивость. Способность к вербализации обычно сохраняется лишь для неконтролируемых проявлений эмоционального реагирования. Следовательно, отставание в речевом и эмоционально-волевом планах развития взаимообусловлено и подталкивает специалистов искать такие методы коррекционных мероприятий, которые дают возможность в кратчайшие сроки решить главную проблему — нормализовать скорость проведения речеслуховой информации с целью ее восприятия, а в дальнейшем и ее усвоения, начиная с раннего дошкольного возраста, когда такое вмешательство позволяет избежать вторичных нарушений, а при их наличии — максимально быстро от них избавиться. Наиболее эффективными, как показывает практика, и являются методы нейрофизиологических модуляций, когда с помощью внешних воздействий происходит активация процессов саморегуляции. Современная валидная нейрологопедическая диагностика, включающая обработку данных аппаратных исследований, изучение анамнеза, текущего состояния речевой и психической функций, уровней эмоциональноволевой сферы и познавательной деятельности, общей, ручной, а также мимической и артикуляционной моторики и данных, полученных в ходе наблюдения за ребенком, позволяет достаточно точно выделить ведущий (моторный) компонент причины безречия. Основное открытие французского врача-отоларинголога Альфреда Томатиса состояло в том, что звуки высокой частоты способны наладить гармоничное функционирование коры ГМ, в частности работу речеслухового центра путем «зарядки» мышц уха и коры ГМ в процессе прослушивания обработанных высокочастотных звуков. На сегодняшний день одной из самых эффективных и при этом доступных является авторская программа высокочастотной терапии «Электронное ухо», получившая лицензию от LinguisticCorectionCenter — Ukraine, разработанная Владой Ивановной Тарасенко [1; 2; 7]. Для терапии используется не только музыка, но и тексты, произносимые специальным образом обработанным женским голосом определенного тембра и с необходимыми обертонами с меняющимися в течение терапии частотами. Используемая музыка Моцарта, Вивальди, Гайдна уже сама по себе позволяет восстановить внутреннее равновесие, а высокие частоты данных музыкальных произведений и их правильно подобранные с помощью программы изменения оказывают корригирующее воздействие на кору ГМ, гармонизируя работу мозга в целом. Катализатором восстановительного процесса являются ритмизированные элементы, которые помогают ребенку усвоить просодические компоненты речи и слоговую структуру. Также программы дополнены аппаратно настроенными эффектами замедления и ускорения темпа звучания, элементами опережения звуков определенных частот в общем потоке, сигналами волнового воздействия и биологической обратной связи. Следует также сказать, что звук подается одновременно по 4 каналам воспроизведения, каждый из которых настроен строго индивидуально. К тому же эти настройки нестабильны в течение всего периода прослушивания материала, меняются в зависимости от этапа восстановительного периода, коррекционных задач и фактических изменений в поведении лица, которое проходит курс нейроакустических тренировок. В рамках практической деятельности для неговорящих детей с ТНР применяются программы «Домашний дефектолог» и «Домашний логопед» [1; 2; 7], они позволяют нормализовать скорость обработки речеслуховых акустических сигналов после курса, состоящего из одной-двух программ. В дальнейшем, в ходе классической логопедической коррекции, у детей, прошедших коррекцию «Электронным ухом», в сравнении с детьми, имеющими аналогичные речевые диагнозы, но не использовавшими нейроакустическую стимуляцию, отмечается значительное сокращение времени работы над устранением недоразвития фонематических процессов. Если же очевидна ведущая роль моторного компонента в специфике нарушения, то рекомендуется проведение ТКМП. Обе эти процедуры нейрофизиологического воздействия предполагают промежуточный контроль (ЭЭГ и АСВП) при назначении курсами. В случаях тяжелого органического поражения наиболее результативной является схема, в которой сначала дается толчок для образования новых нейронных сетей в коре ГМ путем проведения ТКМП, а затем через 3–3,5 месяца показано стимулирование частотами звука. Кроме того, тип назначаемой программы акустических нейротренеровок зависит от выраженности мануального превосходства (стандартный в случаях четкой латерализации или индивидуальный, уточняемый также дальнейшими пробами на определение ведущего уха, глаза и ноги). Принимая во внимание данные об окончательном определении ведущей гемисферы ближе к 4–5 годам жизни ребенка, необходимо учитывать имеющиеся предрасполагающие факторы к преобладанию одного из них по речи уже в младшем дошкольном возрасте. В этот период возможно не только диагностирование тяжелых речевых патологий, но и осуществление их коррекции нейрофизиологическими методами, подразумевающими стимуляцию именно более восприимчивого к процедурам полушария, а не его получающегося преходящего угнетения в результате такого воздействия, например, на оба. С возрастом увеличивается объем речедвигательных полей левого полушария по отношению к правому, когда происходит становление речи как сложноорганизованного моторного акта с тонкими речедвигательными составляющими, однако уменьшается возможность эффективного наружного воздействия на них. Поскольку эффективность коррекционного вмешательства напрямую зависит не только от точности диагноза, то следует тщательнейшим образом анализировать и возрастные особенности функциональной асимметрии мозга (ФАМ). В практическом срезе выяснения доминирующего полушария по речи используется наблюдение за деятельностью ребенка в процессе ручного манипулирования и выполнения проб, требующих демонстрации мануального превосходства. Обычно родителям также рекомендуется наблюдение за ребенком (в течение нескольких последующих после консультирования дней) с целью заполнения нижеобозначенной таблицы, анализируя которую можно прийти к вполне однозначному выводу по поводу определения направления дальнейшей стимуляции с проекцией именно на истинно доминирующую гемисферу.Таблица 1. Тест на определение ФАМЗаданиеРезультат (левая сторона)Результат (правая сторона)Какой рукой ребенок ест, рисуетКакой рукой берет игрушки, нажимает кнопкиКакой ногой наступает на ступеньку чаще всего при подъеме (12 попыток)На какую ногу опирается, спускаясь со ступеньки (12 попыток)Какой ногой бьет по мячу (12 попыток)Какой глаз меньше закрывается, когда ребенок щуритсяКаким глазом ребенок заглядывает в комнату, смотрит в щель или в «подзорную трубу»К какому уху подносит телефон в игреКаким ухом прислушивается к мелодии на телефоне или тикающим часам, если заняты рукиИнструкция для родителей весьма проста, от них требуется записать результативность в графы таблицы следующим образом: там, где обозначены 12 попыток, нужна схема (например, нога/ступенька Л4П8; нога/мяч Л1П11). В остальных примерах необходимо просто указать выявленное большинство либо также прописать цифры. Обычно после наглядного анализирования получившихся результатов становится понятно, правша ребенок или все же левша, ведь амбидекстеров на самом деле значительно меньше, нежели представляется родителям, обычно связывающим использование их ребенком обеих рук с выдающимися способностями малышей, а не с истинным положением дел, указывающим на запаздывание определения ведущего полушария ГМ, в частности по речи.Периферическаядоминантность (по руке, ноге, глазу, уху) довольно точно отражает состояние центральной асимметрии полушарий относительно речевой функции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. Моторная алалия определяется как наиболее стойкое и сложное нарушение речи. Дети с данным речевым расстройством длительное время остаются неговорящими, что затрудняет вербальную коммуникацию и социальную адаптацию. При моторной алалии авторы отмечают не только отставание в темпах усвоения языковой системы родного языка, но и патологический вариант ее формирования. 2. У детей с моторной формой алалии восстанавливается работоспособность артикуляционного аппарата, дети начинают жевать твердую пищу и правильно произносить звуки речи. 3. У детей с ЗПРР и РАС отмечается положительный рост интеллекта и эмоционально-волевой сферы. 4. У всех детей наблюдаются заметные улучшения в функционировании тонкой и грубой моторики: они начинают рисовать, писать, вырезать, у них улучшаются навыки самообслуживания (дети начинают самостоятельно ходить в туалет, одеваться, кушать). 5. Дети с СДВГ становятся заметно спокойнее, что повышает их способность к обучению и нахождению в дошкольных образовательных учреждениях. 6. Положительным «побочным» результатом считаем также снижение общей эпиактивности коры ГМ через 4–4,5 месяца в результате общего восстановления нарушений функциональности корковых центров. 7. Применение метода звуковых модуляций в ранней коррекции детей с ТНР оправдано и является целевым, поскольку помогает без активного участия логопата решать главную проблему дисфункции корковых речевых центров, состоящую в нарушении скорости проведения, обработки и распознавания вербальных сигналов как значимых элементов для понимания обращенной речи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГолод В. И. Межполушарное взаимодействие в процессах переработки слухоречевой информации детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Межполушарное взаимодействие: хрестоматия. М.: Генезис, 2009. Р. 3, ч. 4. С. 299–324. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное / Л. С. Выготский. - М., 2001. - 366 с.Жинкин, Н. И. Механизмы речи. - М., 1958. - 370 с.Жукова, Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М,: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -432 с.Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. - Казань: Тат.кн. изд-во, 1980. - С. 35.Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) - СПб.: «Союз», 1999- 166 с.Леонтьев, А. А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности. - М.,1974.Лурия, А. Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М., 1975. - 120 с.Мустаева, Е. Р. Проявления вербальных и невербальных нарушений у детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи /Е. Р. Мустаева //Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - 2009. - № 1. - С. 342-350.Основы теории и практики логопедии. / Под.ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968. -368 сРабунский, Е. С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дис. д-ра пед. наук.: 13. 00. 01. - М., 1989. - С. 18.Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 188 с.Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 204 с.Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение - АО «Учеб, лит.», 1995. - 304 с. Дегтяренко Т. В. Міждисциплінарний і нейроонтогенетичнийпідходи до психологопедагогічногосупроводудітей з дизгенетическим синдромом розвитку // Всеукраїнськанауково-практична конференція «Iнтеграція науки і практики в умовахмодернізаціїкорекцiйноїосвiтиУкраїни»: збiрник наук. праць. Херсон, 2014. Ефимов О. И. Нарушение скорости проведения слуховой информации в структурах ствола мозга у детей с расстройствами развития речи и трудностями в обучении / О. И. Ефимов, В. Л. Ефимова, В. П. Рожков // Сенсорные системы: научный журнал. 2014. № 3. С. 36–44. Павлова Н. В. Дифференциальная диагностика тяжелых нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации. Одесса: Изд-во Бондаренко М. А., 2016. 60 с. Пат. 95670 Україна, МПК А61F 11/00 (2014.01). Навушники для проведеннявисокочастотноїтерапiї / Тарасенко В. I.; винахiдники i власникиКиїв. Державна служба iнтелектуальноївласностiУкраїни. U 2014 08889; заявл. 06.08.2014; опубл. 25.12.2014, бюл. № 24. Рожков В. П. Акустические вызванные потенциалы ствола мозга. Применение в детской неврологии. СПб.: Прогноз, 2001. 107 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голод В. И. Межполушарное взаимодействие в процессах переработки слухоречевой информации детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Межполушарное взаимодействие: хрестоматия. М.: Генезис, 2009. Р. 3, ч. 4. С. 299–324.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное / Л. С. Выготский. - М., 2001. - 366 с.
3. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. - М., 1958. - 370 с.
4. Жукова, Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
5. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М,: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -432 с.
6. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. - С. 35.
7. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) - СПб.: «Союз», 1999- 166 с.
8. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности. - М.,1974.
9. Лурия, А. Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М., 1975. - 120 с.
10. Мустаева, Е. Р. Проявления вербальных и невербальных нарушений у детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи /Е. Р. Мустаева //Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - 2009. - № 1. - С. 342-350.
11. Основы теории и практики логопедии. / Под. ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968. -368 с
12. Рабунский, Е. С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дис. д-ра пед. наук.: 13. 00. 01. - М., 1989. - С. 18.
13. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 188 с.
14. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 204 с.
15. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение - АО «Учеб, лит.», 1995. - 304 с.
16. Дегтяренко Т. В. Міждисциплінарний і нейроонтогенетичний підходи до психологопедагогічного супроводу дітей з дизгенетическим синдромом розвитку // Всеукраїнська науково-практична конференція «Iнтеграція науки і практики в умовах модернізації корекцiйної освiти України»: збiрник наук. праць. Херсон, 2014.
17. Ефимов О. И. Нарушение скорости проведения слуховой информации в структурах ствола мозга у детей с расстройствами развития речи и трудностями в обучении / О. И. Ефимов, В. Л. Ефимова, В. П. Рожков // Сенсорные системы: научный журнал. 2014. № 3. С. 36–44.
18. Павлова Н. В. Дифференциальная диагностика тяжелых нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации. Одесса: Изд-во Бондаренко М. А., 2016. 60 с.
19. Пат. 95670 Україна, МПК А61F 11/00 (2014.01). Навушники для проведення високочастотної терапiї / Тарасенко В. I.; винахiдники i власники Київ. Державна служба iнтелектуальної власностi України. U 2014 08889; заявл. 06.08.2014; опубл. 25.12.2014, бюл. № 24.
20. Рожков В. П. Акустические вызванные потенциалы ствола мозга. Применение в детской неврологии. СПб.: Прогноз, 2001. 107 с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы существуют для исследования и преодоления моторной алалии?
Для исследования и преодоления моторной алалии существуют различные подходы, включая нейродефектологический подход. Этот подход основывается на изучении особенностей речевого, моторного и когнитивного развития детей и использовании специальных методик и техник для развития компенсаторных механизмов и улучшения коммуникативных навыков.
Какие закономерности связаны с онтогенезом речевого развития детей дошкольного возраста?
Онтогенетические закономерности речевого развития детей дошкольного возраста включают последовательное формирование и развитие речевых способностей, начиная с простейших звуковых и моторных навыков до формирования связной и грамматически правильной речи. Этот процесс связан с развитием моторных и когнитивных функций ребенка.
Как можно охарактеризовать моторную алалию?
Моторная алалия является клинической формой речевого нарушения, которая проявляется в затруднении формирования и произношения звуков, сложных звукосочетаний, слов и фраз. Дети с моторной алалией могут иметь ограниченный словарный запас и ограниченные коммуникативные навыки.
Какие особенности речевого и когнитивного развития детей дошкольного возраста с моторной алалией?
Дети дошкольного возраста с моторной алалией могут иметь отставание в формировании речевого аппарата, моторной координации, понимании и использовании грамматических правил. Они также могут испытывать затруднения в формировании связной речи и использовании словарного запаса.
Что такое нейродефектологический подход?
Нейродефектологический подход основывается на изучении нейрофизиологических особенностей детей с речевыми нарушениями и разработке индивидуальных программ коррекции и реабилитации, которые помогают улучшить коммуникативные навыки ребенка. В рамках нейродефектологического подхода используются специальные методики и техники, направленные на развитие компенсаторных механизмов и преодоление речевых нарушений.
Какую форму речевого нарушения представляет моторная алалия?
Моторная алалия представляет собой клиническую форму речевого нарушения, которая характеризуется проблемами в моторном контроле речи.
Как проявляется речевое и когнитивное развитие детей дошкольного возраста с моторной алалией?
Дети дошкольного возраста с моторной алалией имеют отклонения в развитии речевых и когнитивных навыков, таких как словарный запас, грамматика, составление предложений, память и внимание.
Какие научные аспекты подхода к преодолению моторной алалии рассматриваются в статье?
Статья рассматривает нейродефектологический подход к преодолению моторной алалии, который основывается на исследованиях речевого и когнитивного развития детей дошкольного возраста.
Какие теоретические подходы к исследованию и преодолению моторной алалии рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются онтогенетические закономерности речевого моторного и когнитивного развития детей дошкольного возраста, а также характеристика речевого моторного и когнитивного развития детей с моторной алалией.
Какие проблемы возникают при преодолении моторной алалии?
Преодоление моторной алалии связано с рядом проблем, таких как сложность в моторном контроле речи, неустойчивость воспроизведения звуков, трудности в формировании понятных предложений.
Какие есть теоретические подходы к исследованию и преодолению моторной алалии?
В статье представлены онтогенетические закономерности речевого моторного и когнитивного развития детей дошкольного возраста, а также описаны научные аспекты нейродефектологического подхода к преодолению моторной алалии.
Что такое моторная алалия?
Моторная алалия это клиническая форма речевого нарушения, которая характеризуется затруднениями в произношении и формировании звуков, а также слабым контролем над артикуляционным аппаратом.