02 Отраслевая специфика здравоохранения - значимость для государственного института
Заказать уникальный реферат- 49 49 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 16.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы здравоохранения 6
1.1 Здравоохранение России: признаки отрасли и ее структура 6
1.2 Институциональная организация здравоохранения в России 16
Глава 2. Исследование отраслевой специфики здравоохранения в России 22
2.1 Трансформация систем охраны здоровья и оказания медицинской помощи в России 22
2.2 Анализ ключевых проблем в сфере здравоохранения в России 28
Заключение 41
Библиографический список 45
2) Предоставить возможность дополнительного дохода СМО, не изымая остатки целевых средств. Это усилило бы финансовую ответственность со стороны СМО.3) Внедрение в систему ОМС отдельных инструментов управления, например KPI для медицинских организаций и руководителей медицинских организаций. Это бы мотивировало бы субъектов к снижениюзатрат и повышения качества помощи.Таким образом, для развития рынка добровольного медицинского страхования необходимо усовершенствовать систему законодательного регулирования ДМС и выработать системный подход к развитию данного сегмента. Следует стимулировать развитие классического добровольного медицинского страхования, особенно страхования населения трудоспособного возраста.Основными направлениями совершенствования ДМС являются:- внедрение программы «ДМС вместо налогов», которая направлена на снижение страховых взносов работодателем и их перевод на покупку полисов ДМС для работников; - введение рейтинга медицинских учреждений и стандартизация критериев их оценки;- субсидирования государством программ ДМС для определённой категории граждан. В рамках первого предложения правительство могло бы разрешить организациям направить часть страховых взносов на покупку полисов ДМС. Для этого было бы достаточно 20 тыс. руб., которые могли бы пойти на покупку хорошей программы страхования. Такая программа обладает рядом преимуществ, среди которых целевое использование денежных средств на лечение работников, экономия средств ФОМС, а также рост рынка ДМС.Кроме того, следует ввести рейтинг медицинских учреждений и стандартизировать критерии их оценки для того, чтобы учреждения стремились улучшить свой имидж, совершенствуя качество предоставляемых услуг.Другим возможным вариантом развития системы ДМС является субсидирование государством программ ДМС для определённой категории граждан. В этом случае страховые компании стали бы инструментом развития здравоохранения путем обеспечения развития лечебных учреждений.В области обязательного медицинского страхования для решения проблемы дисбаланса финансировании здравоохранения, которое влечет неравенство в доступности к медицинским услугам, между различными субъектами России следует провести расчеты и ввести обоснованный минимальный показатель по России. При расчете показателя следует учесть увеличение расходов заработную плату медицинских работников и наобеспечение медицинскими препаратами.Для дальнейшего развития системы ОМС следует можно предложить следующие направления: привести в соответствие функции участников системы ОМС. В частности, это касается статуса страховщика; предоставить возможность дополнительного дохода СМО, не изымая остатки целевых средств. Это усилило бы финансовую ответственность со стороны СМО; внедрение в систему ОМС отдельных инструментов управления, например KPI для медицинских организаций и руководителей медицинских организаций. Это бы мотивировало бы субъектов к снижениюзатрат и повышения качества помощи.ЗаключениеЗдравоохранение принято считать административной отраслью, а экономику здравоохранения - отраслевой системой использования ресурсов для производства экономических благ (оказания медицинских услуг) с целью удовлетворения потребностей общества в целом и каждого его члена в отдельности в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья нации.Современная российская система здравоохранения свою структуру унаследовала от Советского Союза. Однако, современные реалии внесли в эту структуру существенные коррективы. Под отраслевой структурой понимают разделение отрасли на самостоятельные части, различающиеся по видам деятельности, по специфике, по производимой продукции и производственным процессам. При этом все эти части взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и это очень важно для оценки происходящих в отрасли процессов.Слабыми сторонами государственной политики Российской Федерации в области здравоохранения являются:- сокращение медицинского персонала при росте числа потребителей услуг. Российские санитары увольняются из больниц — за 2019 год их число сократилось на 9%. В отдельных регионах показатель достиг 30-48%.Сокращения младшего медицинского персонала в ходе реформы здравоохранения в России привели к увольнению 400 тыс. человек из 700 тыс. работающих до начала кадровой «оптимизации»;- снижение доступности медицинской помощи, что в свою очередь связано с недофинансированием государственных и муниципальных медицинских учреждений и стремительным развитием частной медицины. Данная ситуация провоцируется тем фактом, что частным медицинским компаниям невыгодно оказывать услуги в рамках системы ОМС;- снижение мощности лечебно-профилактических учреждений при высоких показателях интенсивности работы имеющихся, что снижает качество работы медицинского персонала и ограничивает доступность качественной помощи населению.В Минздраве надеются покрыть дефицит медицинских работников за счет новых специалистов. Ради этого в 2019 году было увеличено количество бюджетных мест в медицинских ВУЗах и ординатурах. Ранее была отменена интернатура. Все эти меры вкупе должны сократить нехватку работников в первичном медицинском звене. Однако проблемы дефицита врачей узких специальностей – таких как анестезиолог, невролог или радиолог – все еще остаются нерешенными.Покрыть нехватку специалистов в учреждениях может целевой набор в медицинские вузы. При этой системе учащийся вуза подписывает целевой договор и получает образование за счет бюджетных средств. После окончания вуза он должен отработать указанное количество лет в определенном месте по той специальности, которую выбрал.Здравоохранение является одной из важнейших сфер социально-экономической системы, от которой зависит уровень качества жизни и здоровья населения. Уровень финансирования системы здравоохранения России оказывает прямое влияние на ожидаемую продолжительность жизни. Поэтому обеспечение эффективности финансирования в условиях бюджетных ограничений приобретает особую значимость.Финансовые ресурсы здравоохранения - это фонды совокупных денежных ресурсов, мобилизуемых из разных источников на осуществление и развитие деятельности медицинских учреждений, которая носит ярко выраженный социальный характер. В практической деятельности финансовые ресурсы выступают в двух основных видах: долгосрочные финансовые средства (средства, направляемые в основные фонды) и краткосрочные (финансовые средства для текущей деятельности). Также финансовые ресурсы делятся по степени принадлежности (собственные, заемные и привлеченные) и по источникам формирования (внутренние и внешние).Анализ рынка обязательного медицинского страхования выявил, что поступления денежных средств в ФОМС в России с каждым годом растут. Запериод 2015-2019 гг. прирост составил 25,0%. Однако наблюдается дефицитность бюджета ФОМС. В 2016-2017 годах доходы превалировали над расходами Фонда. При этом базовая программа ОМС постоянно расширяется и составляет уже 90% от общего объема медицинской помощи по программе государственных гарантий страны.Рынок ОМС также характеризуется высокой концентрацией страховых компаний. Анализ показал, что на 5 организаций приходится 66,9% от общего числа застрахованных лиц.Росту концентрации в сегменте ОМС способствует его развитие в области введения института страховых поверенных и увеличение уставного капитала страховщиков до 120 млн. руб.В заключительно параграфе были определены векторы совершенствования обязательного медицинского страхования.Для дальнейшего развития системы ОМС следует можно предложить следующие направления:1) Привести в соответствие функции участников системы ОМС. В частности, это касается статуса страховщика. 2) Предоставить возможность дополнительного дохода СМО, не изымая остатки целевых средств. Это усилило бы финансовую ответственность со стороны СМО.3) Внедрение в систему ОМС отдельных инструментов управления, например KPI для медицинских организаций и руководителей медицинских организаций. Это бы мотивировало бы субъектов к снижениюзатрат и повышения качества помощи.Для решения проблем, связанных с дисбалансом программы государственных гарантий (непрозрачный состав гарантий и следующее из этого неравенство в доступе к помощи, дефицит тарифов ОМС и т. д.), необходимо привести в соответствие объем государственных гарантий в здравоохранении и имеющиеся ресурсы. Теоретически для балансировки государственных гарантий в любой области возможно два варианта: увеличить финансирование либо сократить объем гарантий. Однако в нынешних условиях отсутствия четко определенных гарантий в здравоохранении простое увеличение финансирования не приведет к балансировке ПГГ, т. к. современная система здравоохранения может интернализировать любой объем средств. Поэтому ключевым инструментом балансировки ПГГ должна стать ее конкретизация и лишь потом (в случае наличия соответствующих ресурсов) — увеличение ее финансирования. Конкретизация объема государственных гарантий позволит устранить дефицит в тарифах на оказание медицинской помощи и сделать ее оплату более прозрачной. Это в свою очередь приведет к повышению качества медицинской помощи, снизит стимулы медицинских организаций к отказу от проблемных пациентов, а также будет содействовать развитию конкуренции между медицинскими организациями различных форм собственности.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ
3. Федеральный закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» // Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РФ». 1993 г., N 33, ст. 1318
4. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст.3613
5. Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 N 86-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3006
6. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 N 1499-1 (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 04.07.91, N 27, ст. 920
7. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2019 г. № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
8. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 2511-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (утратило силу)
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»
10. Бакиров А. Ф., Кликич Л. М. Формирование и развитие рынка страховых услуг. - М.: Финансы и статистика, 2016.
11. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования. Учебное пособие. 2011.
12. Годин, А. М. Страхование / Годин А.М., Косов М.Е., Фрумина С.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2018.
13. Улумбекова Г.Э. Ответственный редактор: А.В. Калашникова Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019–2024 гг. / Г. Э. Улумбекова. – 3-е изд. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019.
14. Финансы / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2019.
15. Цыганова О.А., Ившин И.В. Медицинское страхование: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015.
16. Шишкин С. В., Шейман И. М., Потапчик Е. Г., Понкратова О. Ф. Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
17. Артеменко Д.А. Финансовые риски в российской модели обязательного медицинского страхования / Д.А.Артеменко, А.М.Чилилов // Финансы. 2019. N 8.
18. Бутько Л.В., Лепешкина О.В. Компаративный анализ правового регулирования систем страховой медицины // Очерки новейшей камералистики. 2019. №1.
19. Багдасарян С.Л. Анализ и проблемы реализации стратегических программ развития социальной сферы (на примере системы здравоохранения) // УЭкС. 2015. №5 (77).
20. Дабагян Е.К. Роль частного сектора в реформировании системы здравоохранения: мировой опыт и российская практика: дис…канд. экон. наук: 08.00.14 / Дабагян Екатерина Кареновна. – М., 2019.
21. Комаров Ю.М. Обязательное медицинское страхование: взгляд извне и изнутри // ГлавВрач. 2015. № 6
22. Комарская, И. В. Добровольное медицинское страхование в Калининградской области: особенности его развития и основные проблемы // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3.1 (5.1).
23. Мартов С.Н. Проблемы развития обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2018. №9 (777).
24. Мозалев А.В. Добровольное медицинское страхование: особенности и направления развития в Российской Федерации: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М. 2012.
25. Суслякова О.Н. Перспективы развития рынка добровольного медицинского страхования в России // Концепт. 2018. №9.
26. Улумбекова Г.Э., Прохоренко Н.Ф., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2024 году // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2.
27. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.) // ОРГЗДРАВ. 2019. №4(18).
28. Фурман Е.В. Модели систем обязательного медицинского страхования в зарубежных странах // Страховое дело. 2015. №4
29. Фурман Е.В. Конкуренция между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран // Финансы и кредит. 2016. №8 (680).
30. Шарифьянова З.Ф., Минигазимова Л.Ф., Мухаметьянова Л.Р. Добровольное медицинское страхование (ДМС) и обязательное медицинское страхование (ОМС): сравнительный анализ // Инновационная наука. 2016. №5-1 (17).
31. Волков В.Ю. ДМС вместо налогов [Электронный ресурс]. URL: https://www.insur-info.ru/analysis/1383/
32. Номоконова З. П. Сравнительная характеристика медицинского страхования в России и зарубежных странах [Электронный ресурс]. URL: http://center-bereg.ru/f895.html
33. Versicherungsvertragsgesetz (VVG) Gesetz über den Versicherungsvertrag [Электронный ресурс]. URL: https://www.sozialgesetzbuch-sgb.de/vvg/1.html
34. Медицинская страховка в Германии Электронный ресурс]. URL: https://bluecardagency.ru/meditsinskaya-strahovka-v-germanii/
35. Белова Л. Цены подтянули рынок ДМС [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4142481
36. Исследование рынка медицинского страхования (ОМС и ДМС) в 2017-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://business-planner.ru/articles/analitika/issledovanie-rynka-meditsinskogo-strahovaniya-oms-i-dms-v-2017-2020-gg.html
37. Плетнева С. Рынок ДМС в России: от ожиданий к реалиям [Электронный ресурс]. URL: https://www.top-personal.ru/issue.html?1531
38. Невинная И. Маршрут для пациента [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/07/16/strahovye-predstaviteli-stanut-konsultantami-dlia-nuzhdaiushchihsia-grazhdan.html
39. 10 вопросов по бесплатному медицинскому страхованию [Электронный ресурс]. URL: https://www.amur.info/press/13/sogaz/161774
40. Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.ffoms.ru/upload/medialibrary/6a0/6a027028c1820b87bc18a3f8d280b029.pdf
Вопрос-ответ:
Каковы признаки отрасли и структура здравоохранения в России?
Здравоохранение в России является отраслью с особыми признаками, такими как государственное управление, финансирование из бюджета, социальные гарантии и обязанности. Структура здравоохранения включает в себя различные уровни и подсистемы, такие как федеральные, региональные и муниципальные органы здравоохранения.
Как организовано здравоохранение в России?
Здравоохранение в России организовано на институциональном уровне. Существует целый ряд институтов, включая Министерство здравоохранения, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, Российский национальный медицинский исследовательский университет и многое другое. Они занимаются регулированием и контролем системы здравоохранения в стране.
Как происходит трансформация системы здравоохранения и медицинской помощи в России?
Система здравоохранения и медицинской помощи в России проходит через процесс трансформации. Это включает в себя изменение правового регулирования, реформирование финансового механизма, модернизацию медицинских учреждений и технологий, повышение профессиональной квалификации медицинского персонала и другие изменения.
Какие ключевые проблемы существуют в сфере здравоохранения в России?
В сфере здравоохранения в России существует ряд ключевых проблем. Одной из них является недостаточное финансирование, что влияет на качество и доступность медицинской помощи. Также проблемой является неравномерное распределение медицинских учреждений и специалистов по разным регионам страны.
Каковы основные выводы исследования отраслевой специфики здравоохранения в России?
Основные выводы исследования отраслевой специфики здравоохранения в России заключаются в том, что эта отрасль имеет свои особенности и проблемы, которые требуют системных изменений и реформ. Улучшение финансирования, совершенствование управления и организации системы здравоохранения, повышение качества медицинской помощи и доступности для всех граждан — основные направления развития отрасли.
Какие признаки отрасли здравоохранения в России? Какова ее структура?
В отрасли здравоохранения в России присутствуют следующие признаки: высокий уровень государственного регулирования, наличие специальных организаций и учреждений, финансирование из бюджета, наличие медицинских учебных заведений и научных исследовательских институтов. Структура здравоохранения включает в себя федеральный уровень (Минздрав России, Федеральная медико-биологическая агентство и другие), региональный уровень (министерства здравоохранения регионов) и муниципальный уровень (учреждения здравоохранения на территории муниципалитетов).
Как организована институциональная структура здравоохранения в России?
Институциональная организация здравоохранения в России осуществляется через существование министерства здравоохранения на федеральном уровне и министерств здравоохранения на региональном уровне. Кроме того, на региональном уровне создаются территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые занимаются финансированием и организацией медицинской помощи на территории региона. В муниципальных образованиях также существуют учреждения здравоохранения, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь населению.
Как трансформировалась система охраны здоровья и оказания медицинской помощи в России?
Система охраны здоровья и оказания медицинской помощи в России прошла значительные изменения за последние десятилетия. В начале 90-х годов произошла декомпозиция системы здравоохранения, что привело к ее фрагментации и неравномерному развитию по регионам. Затем была проведена реформа, которая направлена на создание единой системы обязательного медицинского страхования, укрепление первичного звена медицинской помощи и улучшение качества и доступности медицинских услуг для населения.
Какими являются признаки отрасли здравоохранения в России?
Отрасль здравоохранения в России характеризуется наличием государственной поддержки и финансирования, осуществлением медицинской помощи населению, наличием медицинских учреждений и специалистов, а также регулированием деятельности в данной сфере.
Какова структура здравоохранения в России?
Структура здравоохранения в России включает в себя различные уровни медицинской помощи: первичный, вторичный и терциарный. Она также включает в себя государственные и частные медицинские учреждения, финансируется как из государственного, так и из частного источников.
Какие ключевые проблемы присутствуют в сфере здравоохранения в России?
Некоторые из ключевых проблем в сфере здравоохранения в России включают недостаточное финансирование, неравномерное распределение медицинских услуг в разных регионах страны, недостаток квалифицированного медицинского персонала, а также коррупцию и неэффективность системы здравоохранения.