Гуманитарные науки, тема «Стратегические подходы к экологической реабилитации промышленных территорий города Москвы»
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 20.09.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы экологической реабилитации промышленных территорий города 5
1.1. Промышленные территории города как источник загрязнения 5
1.2. Экологическая реабилитация как этап развития промышленных территорий города 8
1.3. Зарубежный опыт экологической реабилитации промышленных территорий города 10
Глава 2. Практика экологической реабилитации промышленных территорий города Москвы 13
2.1. Состояние промышленных территорий города Москвы 13
2.2. Организационно-правовые основы развития промышленных территорий в городе Москве 19
2.3. Проблемы экологической реабилитации промышленных территорий в городе Москве 27
Глава 3. Подходы к экологической реабилитации промышленных территорий в городе Москве 34
3.1. Перспективы экологической реабилитации промышленных территорий в городе Москве 34
3.2. Рекомендации по реализации стратегического подхода к экологической реабилитации промышленных территорий в городе Москве 37
Заключение 40
Список использованных источников 43
Основными градостроительными направлениями развития производственных и промышленных территорий города Москвы на ближайшую перспективу должны стать:
- комплексный подход к оценке эффективности использования территории в масштабе города в целом [4];
- планирование;
- отраслевое зонирование производственных территорий в масштабе города;
- преимущественное размещение опытных производств в рамках НПО;
- резервирование территорий для размещения средних и крупных промышленных предприятий, НПО.
К числу наиболее перспективных подходов к проектированию производственных зданий и к их реконструкции необходимо отнести следующие:
- гибкость зданий с точки зрения функций и технологий;
- энергоэффективность производственных зданий и комплексов;
- отраслевая типологическая унификация;
- проектирование средствами BIM;
- создание «цифровых двойников» для оптимизации эксплуатации и единого реестра производственных помещений.
Набирающий обороты процесс реинтеграции производственных и промышленных территорий в ткань города Москвы требует более взвешенного и системного подхода. Акцент на поглощение территорий преимущественно жилой застройкой противоречит сути столицы, как ключевого научно-промышленного центра, может повлечь новую волну деградации среды в связи с отсутствием перспектив для социально-экономического развития в последующие десятилетия.
Основным направлением должно стать повышение эффективности использования территорий с преимущественным сохранением производственной и развитием научной функций, с выведением как городской среды, так и технологического наполнения этой среды на самый передовой научный и технологический уровень.
Глава 3. Подходы к экологической реабилитации промышленных территорий в городе Москве
Перспективы экологической реабилитации промышленных территорий в городе Москве
В целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы осуществлены работы по реформированию территорий промышленных предприятий, входящих в состав производственных зон, а также закреплению их новых границ. Принятые решения утверждены постановлениями Правительства Москвы от 24.10.2006 № 836-ПП «О территориях промышленных зон города Москвы» и от 01.04.2008 № 47-ПП «О территориях промышленных зон города Москвы (вторая очередь)» (ред. 2014 г.). Важной задачей в процессе проведения этой работы являлось выявление в структуре производственных зон территорий, обладающих высоким потенциалом развития. Они представляют особый интерес для города, так как обладают соответствующими характеристиками и хорошими качественными показателями для жилого, общественно-делового и производственного строительства, а также подходят для создания новых зон рекреации и реабилитации природного комплекса.
Изменение функций производственных территорий определяется действием множества «внешних» (близость к центру города, транспортная доступность, дефицит функции на прилегающих территориях) и «внутренних» условий (отраслевая принадлежность и финансово-экономическое состояние предприятий, планировочная структура конкретного участка территории). Долгое время освоению промзон мешал тот факт, что владельцами одной территории являлись сразу несколько собственников, поэтому городским властям было сложнее находить компромисс между всеми заинтересованными сторонами при решении вопроса о выкупе таких земель для нужд города.
Новый федеральный закон о комплексном развитии промзон, вступивший в силу 1 января 2017 г., изменил ситуацию. Согласно этому документу, власти получили возможность изымать территории у владельцев, которые используют их не по целевому назначению, и брать на себя функции по их комплексному развитию. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин отметил, что закон позволит значительно сократить количество депрессивных промзон в городе. При этом, часть работающих предприятий не будут выводить за черту города, однако, владельцам будет вменена обязанность по их модернизации.
Производственные предприятия являются важным элементом, играющим большую роль в экономике столицы. Поэтому основная задача Правительства Москвы на данный момент состоит не в выводе всех промзон за черту города, а, в первую очередь, в анализе и оценке эффективности деятельности расположенных на них промышленных предприятий. По результатам такой оценки власти должны принимать решения о целесообразности содействия процессу развития на них инновационного производства либо поднимать вопрос об изъятии данных земель у владельцев.
Предварительный анализ показал, что территории ряда промзон уже давно не выполняют свою основную функцию. В интервью газете Metro руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы отметил, что на некоторых промзонах эффективно используется только 10 % от всей их площади. Такие участки целесообразно изымать у собственников и использовать в качестве административно-общественных территорий с элементами жилой застройки. Наряду с этим в ряде промзон, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, принято решение, что их промышленная функция будет интенсифицирована. На них предполагается разместить новые производственные мощности. Администрация Москвы выдвигает определенные требования к разработке строительных проектов, связанных с реорганизацией промзон. Современные проекты в рамках реновации промзон должны отвечать принципам продуманности и рациональности использования территорий. Они должны включать в себя комплексную застройку со всеми необходимыми сопутствующими элементами социальной и торговой инфраструктуры, а также объектами отдыха. Один из наиболее острых вопросов использования территорий промзон заключается в соблюдении баланса между количеством жилых и нежилых объектов при их застройке.
В 2011–2017 гг. утвержден 61 проект планировки территории (ППТ). Они затрагивают участки, общей площадью около 3,4 тыс. га со строительным потенциалом более 31 млн м². Из них 17 – уже реализуются, еще 40 находятся в разработке. Основными инструментами реорганизации производственных территорий выступают:
долгосрочное социально-экономическое и территориальное планирование;
зонирование территорий;
механизм принудительного выкупа/изъятия неэффективно используемых земельных участков в пользу региональных властей;
отбор участков, приоритетных для государственной поддержки, в том числе путем прямого бюджетного инвестирования.
Реконструкция и упорядочение застройки промышленных, промышленно-коммунальных, складских районов и зон, а также транспортных коммуникаций за их пределами ведется с учетом улучшения использования данных территорий, в том числе их благоустройства и озеленения.
Формирование новой структуры территорий промышленных узлов и предприятий основано на четком разграничении составляющих их четырех зон:
1. Зоны общественных центров, ориентированной по направлению к жилой застройке, по которой проходят основные пешеходные пути. Эти зоны включают административно-бытовые здания (столовые, медицинские учреждения) и научно-экспериментальные подразделения;
2. Зоны основного производства, расположенной в соответствии со спецификой технологического процесса, передвижением внутрицехового транспорта, грузов и людей;
3. Зоны подсобно-вспомогательных производств, энергетического хозяйства, водозаборных и других сооружений;
4. Зоны объединенных складов и транспортных путей (железнодорожные и комбинированные внутризаводские станции и др.).
Проблемы реорганизации промзон требуют комплексного и дифференцированного подхода с учётом особенностей городского развития и специфики функционирования промышленных предприятий. Социальное значение проектов реорганизации промзон состоит в том, что вместо устаревшего производства и заброшенных построек появится качественно новая комфортная городская среда.
Рекомендации по реализации стратегического подхода к экологической реабилитации промышленных территорий в городе Москве
Значимым направлением деятельности органов внутренних дел в сфере охраны природы может считаться профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наибольшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в некотором снижении экологических правонарушений, то их приоритетной задачей является выявление условий и причин, которые способствуют совершению экологических правонарушений, и принятие мер по их предупреждению.
Эффективной формой профилактики нарушений природоохранительного законодательства выступает внесение представлений органами внутренних дел в соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении важно доходчиво и конкретно определить условия и причины, которые способствуют нарушению природоохранительного законодательства, и предложения по их устранению.
Важным звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства и борьбы с экологическими преступлениями выступают органы прокуратуры.
Они совместно со специально уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей природной среды призваны обеспечивать экологический правопорядок.
Сформировавшаяся на сегодняшний день правовая база все еще является несовершенной и не всегда содействует реализации необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Относя экологические права граждан к числу конституционных, законодатель в целом считает тем не менее, что экологические преступления являются преступлениями небольшой общественной опасности.
Санкции большей части норм об экологических преступлениях не только не являются адекватными опасности деяния для общества, но в силу своей низкой значимости утратили даже превентивную функцию.
Существующие перечисленные в УК РФ значительные недостатки не только оказывают отрицательное воздействие на формирование правоприменительной практики, но и негативно отражаются на эффективности борьбы с экологической преступностью.
В действующем законодательстве не отражаются либо отражены в недостаточно полной мере вопросы ответственности за международные экологические преступления (загрязнение территории сопредельных государств, экологический терроризм, контрабанда представителей животного мира и природных ресурсов и другое).
В условиях перехода к рыночным отношениям и появления реальных предпосылок для установления частной собственности на землю и иные природные ресурсы в гражданское законодательство включены нормы, которые ограничивают права собственника на использование природных ресурсов, если он их использует (или не эксплуатирует) во вред общественным интересам. Поэтому за нарушение аналогичных норм является необходимым установить в соответствующих случаях административную и уголовную ответственность, иными словами предусмотреть правовые гарантии их соблюдения.
Следовательно, одним из приоритетных условий повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями выступают непрерывное совершенствование законодательной базы природоохранительной деятельности. УК РФ, а в данном случае главе 26 «Экологические преступления» необходима детальная существенная доработка.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Проблема чистоты окружающей среды является особенно актуальной в период истощения мировых ресурсов. Большинство промышленных и непромышленных предприятий, используя то или иное сырье, не понимают, насколько оно может быть опасно для экологии города, страны. Особое внимание следует уделять предприятиям в сфере машиностроения, в которых вредное сырье, производственные отходы, выбросы в атмосферу наносят колоссальный вред жизни людей.
Конституцией российского государства определено законодательно право любого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
На протяжении нескольких последних лет государством, его исполнительными властными структурами предприняты значительные усилия, чтобы граждане российского государства о такой информации были осведомлены.
Ее анализ дает возможность более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать наиболее важные задачи в сфере ее охраны, в частности при помощи правоохранительных органов.
Правоохранительные органы зачастую не владеют и не могут в полном объеме владеть необходимыми средствами для борьбы с экологическими преступлениями. Поэтому в данной деятельности принимают постоянное участие компетентные в соответствующей области работники множественных природоохранных органов и надзорных и контрольных служб.
В устранении угроз экологической безопасности, которые вызваны определенными преступлениями, в границах своей компетентности принимают участие и органы исполнительной власти.
Борьба с экологическими преступлениями осуществляется на основании и в границах законов, соответствующих им подзаконных актов. В них в деталях приводится порядок действий, нацеленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы природоохранным и правоохранительным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, нацеленных на обеспечение мер экологической безопасности. Они устанавливают порядок передачи материалов о зафиксированных фактах с признаками экологического преступления в органы прокуратуры и полиции.
Значительный вклад вносят в борьбу с экологическими преступлениями общественные организации граждан, экологические объединения, движение зеленых, международные, иностранные и российские неправительственные экологические организации, как правило, они осуществляют активное взаимодействие между собой и с государственными структурами по вопросам борьбы с экологическими преступлениями, оказывают помощь в данной деятельности правоохранительным и природоохранным органам, во множестве случаев сами непосредственно предупреждают и выявляют такие правонарушения.
Одним из приоритетных условий повышений эффективности борьбы с экологическими преступлениями выступают постоянное совершенствование законодательной базы природоохранительной деятельности. В данном направлении осуществляется существенная законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий исполнительной и законодательной власти, общественных объединений регионального и федерального уровней.
Региональные и федеральные программы борьбы с преступностью, которые ранее не предусматривали мер по предотвращению экологических преступлений, в последние годы стали финансировать и обеспечивать соответствующее направление правоохранительной деятельности.
В борьбе с экологическими правонарушениями и преступлениями усиливается значение научно-практических»круглых столов», совещаний, конференций, которые проводятся по соответствующей проблематике. Они объединяют усилия, улучшают координацию в данной области деятельности правоохранительных органов.
Наиболее популярными видами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам выступают: совместное создание комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка способов и орудий рыболовства и охоты; осмотр добытых рыб и животных: проведение и организация засад, рейдов и патрулирования; изъятие орудий незаконного рыболовства и охоты у браконьеров; составление протоколов; получение граждан и от должностных лиц объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства и т.п.
Итак, органы внутренних дел относятся к списку специальных отраслевых государственных органов, которые решают, в частности в объеме своей компетенции, и задачи в сфере охраны природы при помощи организационно правовых средств, осуществление которых нацелено на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории российского государства.
Список использованных источников
Закон города Москвы от 25.06.2008. № 28 (ред. от 28.06.2017) «Градостроительный кодекс Москвы». – Электронный ресурс. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Закон города Москвы от 30. 04.2014 №18 «О благоустройстве в городе Москве». – Электронный ресурс. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства Москвы от 06.08.02 № 623-ПП (ред. от 11.07.2006) «Об утверждении норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы» МГСН 1.02-02. – Электронный ресурс. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Величко М.В. Экономика инновационного развития. Управленческие основы экономической теории. Концептуал / М.В. Величко, В.А. Ефимов, В.М. Зазнобин. -Москва, 2017. - 584 с.
Вильковский М. Б. Социология архитектуры. – М., 2009.
Гейл Я. Москва на пути к городу для людей: Общественные пространства и общественная жизнь. – М. : Институт Генплана Москвы, 2013. – 128 с.
Глазьев С.Ю. Экономика будущего. - Москва: Книжный мир, 2016. - 640 с.
Горанова О. А., Атрощенко Л. А., Быкова М. В. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Внешнее благоустройство: учебное пособие. – Москва : МГУУ Правительства Москвы, 2017 г. – 199 с.
Горанова О. А., Атрощенко Л. А., Быкова М. В. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Озеленение объектов благоустройства: учебное пособие. – Москва : МГУУ Правительства Москвы, 2017 г. – 211 с.
Зеленый фонд – составная часть природы. Градостроительное проектирование земель зеленого фонда городских поселений / В. Л. Машинский. – Москва : Спутник+, 2005. – (Наши университеты). – Ч. 1. – 227 с.
Капица С.П. Парадоксы роста: Зоны глобального развития человечества. Альпина нон-фикшн. - Москва, 2013. - 204 с.
Курбатова А.С. Экологическое картографирование в градостроительном проектировании. - Москва: Маджента, 2006. - 192 с.
Морозова Е.Б. Промышленная архитектура во времени и пространстве // Градостроительство. Архитектура и строительство. - 2010. - №7(218). - URL: https://ais.bv/story/12128 (дата обращения 12.12.2019).
Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты / Институт региональных экономических исследований. ЗАО «Издательство «Экономика». - Москва, 2005. -399 с.
Рыбчинский В. Городской конструктор: Идеи и города. Strelka Press. - Москва, 2015. -232 с.
Сизов А. П. Учет вклада различных негативных процессов в оценку качества городских земель // Пробл. регион. экологии. – 2005. – № 2. – С. 53–60.
Тарасова Л.Г. Градостроительное планирование и регулирование развития крупных городов с учетом действия процессов самоорганизации: автореф. дис. ... докт. архит. - Москва, 2010. - 49 с.
Теодоронский В. С., Боговая И. О. Ландшафтная архитектура с основами проектирования. – М. : изд-во ФОРУМ, 2016. – 287 с.
Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. - Москва: Strelka Press, 2015. -432 с.
Черкасов Г.Н. Некоторые особенности современной архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. - 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorve-osobennosti-sovremennov-arhitektury (дата обращения 05.01.2020).
Быковский В.К. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2016. - № 2(7).
2
5
Список использованных источников
1. Закон города Москвы от 25.06.2008. № 28 (ред. от 28.06.2017) «Градостроительный кодекс Москвы». – Электронный ресурс. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
2. Закон города Москвы от 30. 04.2014 №18 «О благоустройстве в городе Москве». – Электронный ресурс. – Режим доступа: СПС Консуль-тантПлюс.
3. Постановление Правительства Москвы от 06.08.02 № 623-ПП (ред. от 11.07.2006) «Об утверждении норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы» МГСН 1.02-02. – Электронный ресурс. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
4. Величко М.В. Экономика инновационного развития. Управленче-ские основы экономической теории. Концептуал / М.В. Величко, В.А. Ефимов, В.М. Зазнобин. -Москва, 2017. - 584 с.
5. Вильковский М. Б. Социология архитектуры. – М., 2009.
6. Гейл Я. Москва на пути к городу для людей: Общественные про-странства и общественная жизнь. – М. : Институт Генплана Москвы, 2013. – 128 с.
7. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. - Москва: Книжный мир, 2016. - 640 с.
8. Горанова О. А., Атрощенко Л. А., Быкова М. В. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Внешнее благоустрой-ство: учебное пособие. – Москва : МГУУ Правительства Москвы, 2017 г. – 199 с.
9. Горанова О. А., Атрощенко Л. А., Быкова М. В. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Озеленение объектов благоустройства: учебное пособие. – Москва : МГУУ Правительства Москвы, 2017 г. – 211 с.
10. Зеленый фонд – составная часть природы. Градостроительное проектирование земель зеленого фонда городских поселений / В. Л. Ма-шинский. – Москва : Спутник+, 2005. – (Наши университеты). – Ч. 1. – 227 с.
11. Капица С.П. Парадоксы роста: Зоны глобального развития чело-вечества. Альпина нон-фикшн. - Москва, 2013. - 204 с.
12. Курбатова А.С. Экологическое картографирование в градостро-ительном проектировании. - Москва: Маджента, 2006. - 192 с.
13. Морозова Е.Б. Промышленная архитектура во времени и про-странстве // Градостроительство. Архитектура и строительство. - 2010. - №7(218). - URL: https://ais.bv/story/12128 (дата обращения 12.12.2019).
14. Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты / Институт региональных экономических исследований. ЗАО «Издательство «Эконо-мика». - Москва, 2005. -399 с.
15. Рыбчинский В. Городской конструктор: Идеи и города. Strelka Press. - Москва, 2015. -232 с.
16. Сизов А. П. Учет вклада различных негативных процессов в оценку качества городских земель // Пробл. регион. экологии. – 2005. – № 2. – С. 53–60.
17. Тарасова Л.Г. Градостроительное планирование и регулирование развития крупных городов с учетом действия процессов самоорганизации: автореф. дис. ... докт. архит. - Москва, 2010. - 49 с.
18. Теодоронский В. С., Боговая И. О. Ландшафтная архитектура с основами проектирования. – М. : изд-во ФОРУМ, 2016. – 287 с.
19. Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. - Москва: Strelka Press, 2015. -432 с.
20. Черкасов Г.Н. Некоторые особенности современной архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. - 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorve-osobennosti-sovremennov-arhitektury (дата обращения 05.01.2020).
Вопрос-ответ:
Какие промышленные территории города являются источником загрязнения?
Промышленные территории города Москвы, такие как заводы и фабрики, являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды.
Чем является экологическая реабилитация промышленных территорий?
Экологическая реабилитация промышленных территорий - это процесс восстановления и очистки загрязненных промышленных территорий, с целью возвращения их в пригодное для использования состояние.
Какой зарубежный опыт существует в области экологической реабилитации промышленных территорий?
В зарубежных странах существует богатый опыт в области экологической реабилитации промышленных территорий. Разработаны различные методы и технологии, которые позволяют эффективно очищать и восстанавливать территории от загрязнений.
Каким образом экологическая реабилитация способствует развитию промышленных территорий?
Экологическая реабилитация промышленных территорий способствует их развитию, так как чистые и безопасные территории привлекают инвестиции и новые предприятия. Кроме того, реабилитация помогает улучшить экологическую обстановку и жизнь населения в окрестностях промышленных объектов.
Какими методами осуществляется экологическая реабилитация промышленных территорий?
Экологическая реабилитация промышленных территорий может осуществляться различными методами, такими как физико-химическая очистка, биологическая очистка, рекультивация и восстановление грунта, проведение мониторинга и контроля за состоянием территории.
Какие промышленные территории города Москвы являются источником загрязнения?
Промышленные территории города Москвы, такие как заводы, фабрики и предприятия, являются источником загрязнения окружающей среды.
Что такое экологическая реабилитация и как она связана с промышленными территориями города Москвы?
Экологическая реабилитация - это процесс восстановления и очищения загрязненных промышленных территорий. В контексте города Москвы, экологическая реабилитация позволяет преобразовать и использовать промышленные территории с учетом их экологической безопасности и устойчивого развития.
Какой зарубежный опыт есть по экологической реабилитации промышленных территорий города Москвы?
Зарубежный опыт экологической реабилитации промышленных территорий города предлагает различные стратегии и подходы, такие как использование технологий очистки почвы и воды, создание парков и зеленых зон, а также перенос производства в более экологически чистые районы.
В чем заключается практика экологической реабилитации промышленных территорий?
Практика экологической реабилитации промышленных территорий включает в себя проведение экологической оценки, разработку планов по восстановлению, применение методов оздоровления почвы и воды, а также преобразование территорий для экологически устойчивого использования.
Какие результаты достигнуты в экологической реабилитации промышленных территорий города Москвы?
В результате экологической реабилитации промышленных территорий города Москвы достигнуты положительные изменения в состоянии окружающей среды, такие как улучшение качества воздуха, воды и почвы, создание новых зеленых зон и благоустройство территорий, а также снижение риска для здоровья населения.
Какие промышленные территории наиболее загрязнены в городе Москва?
Наиболее загрязнены промышленные территории, где в прошлом функционировали крупные промышленные предприятия, такие как заводы, шахты или крупные заводы.