Эволюция теории организации как науки: основополагающие идеи, концепции, школы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент организации
  • 26 26 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 21.09.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Решение управленческих проблем в древности 5
1.1. Управленческая мысль в Китае, Индии, Греции, Риме 5
1.2. Управленческая мысль в Египте, Вавилонии, Шумерском царстве 8
1.3. Управленческие концепции в период средневековья 10
Глава 2. Генезис управленческой мысли 13
2.1. Школа классического управления 13
2.2. Гуманитарное направление в менеджменте 17
2.3. Современные концепции менеджмента 20
Заключение 23
Библиографический список 24

Фрагмент для ознакомления

Также неотъемлемый вклад в развитие именно этой школы управления привнесла Мэри Паркер (1868-1933).По её мнению каждый руководитель должен понимать,что работоспособность всей компании в целом может заметно увеличится,если разрешить людям работать группами,тем самым улучшится не только продуктивность их работы, но и межличностные отношения коллег. Ведь в организации с достаточно хорошей «психологической микрофлорой» работать куда проще,и больше сотрудников будут вовлечены в общие дело компании.Школа наук о поведении.Приверженцами этой школы управления считаются: РенсисЛайкерт, Дуглас Мак-Грегор,Крис Арджири,Фредерик Герцберг.Предметом анализов и наблюдений этих ученых стали харизматичность и волевые качества человека, занимающего главенствующую должность,мотивация каждого сотрудника работать,межличностные отношения между работниками,психологическая микрофлора внутри организации.Все эти аспекты немало важны в управлении любой организацией.Одной из ключевых личностей в этой школе управления был Мак-Грегор. Именно он в своей работе «Человеческая сторона предприятия» описал два типа работников:1)Первый тип он назвал Х.Такие люди как правило неготовы к карьерному росту,они не авантюрны и не амбициозны,они сторонятся любого проявления ответственности.В основном такие люди ленивы и медлительны,их приходится заставлять работать, мотивируя получением зарплаты или в некоторых случаях пугая возможным увольнением;2)Второй тип он назвал Y.Люди этого типа готовы работать,они способны сами принуждать себя к работе,они активны,находчивы,готовы к испытаниям и не отказываются брать на себя ответственность.Такие люди ждут случая показать себя,продвинуться тем самым по карьерной лестнице,стабильны к резким переменам. Таким образом, мы можем заметить,что Мак-Грегор считает создание максимально удобного психологического микроклимата,хороших межличностных отношений между людьми в рабочем коллективе самым действенным способом поднять уровень продуктивности всей компании в целом.По его мнению, хороший начальник должен заинтересовать своего подчиненного, поставить приоритеты и цели компании так,чтобы они совпали с личными задачами сотрудников.Абрахам Маслоу подтвердил теорию о том,что человек не может быть полностью удовлетворен только лишь материальной наградой за проделанную работу.Человеку необходимо удовлетворять все свои потребности,и, если это случиться, то его работоспособность повысится в разы,что будет наиболее продуктивным как для отдельно взятого сотрудника,так и для всей компании в целом.2.3.Современные концепции менеджментаПроцессный подход к менеджменту.Процессный подход к управленческой мысли появился в 1980 годах.Данная концепция заключается в умении работника простаивать цепочку действий,при выполнении которой будет достигнут продуктивный для организации, а иногда и для самого работника результат.Таким образом, этот подход представляет собой четкую последовательность действий,исключая из данного процесса ненужные действия.Как правило, процессы в любой организации можно разделить на два типа:1)Вспомогательные процессы,2)Основные процессы.В наши дни процессным подходом считают умение менеджера выстроить некое количество взаимосвязанных процессов внутри компании,которые приведут к наилучшему исходу,то есть к успеху организации. Неотъемлемой частью этого метода управления является взаимодействия разных частей организации. Ситуационный подход к менеджменту.Суть данного подхода к управленческой теории заключается в совпадениях неких факторов,которые в последующем вытекают в частную ситуацию.В наши дни при ведении бизнеса бывают множество резко возникших непредвиденных ситуаций,которые нуждаются в быстром решении,потому что некоторые ситуации могут достаточно серьезно повлиять на всю организацию в целом, на её дальнейшую работоспособность.В 1920 году Мэри Паркер выступила со своей работой «закон ситуации».Она заявила,что различные ситуации требуют разных решений,а значит разных видов умений и навыков. Также исследования Питера Ф. Друкера, Р. Дэйвиса и А. Чандлер имели большое влияние на развитие этой школы управленческой теории.Но главным шагом к появлению новой школы стали работы Г.Сталкера, Т. Бернса.В дальнейшем их модель управления взялись дорабатывать Дж. Лорд и П. Лоуренс.Система их деятельности подразумевает максимально точную проработку ситуации,всех ее аспектов и нюансов,с последующим решением поставленной задачи в кратчайшие сроки.От управленца при использовании данного метода требуется:1)Способность человека предугадывать ряд возможных исходов события,при использовании некого метода решения задачи;2)Уверенность и точное изучение методик разрешения ситуаций,опираясь на опыт уже прошедших случаев;3)Готовность и умение работника к наиболее быстрому раз опознанию происходящего;4)Подбор наиболее продуктивных исходов.Системный подход к менеджменту.Системный подход к управлению заключается в рассмотрении любой организации как системы.То есть, некое количество взаимосвязанных между собой факторов,которые в некоторых случаях могут еще и влиять друг на друга.В основном при возникновении системы появляется некий новый фактор.Честер Бернард(1887-1961) был одним из основоположников данной школы управления.В своих произведениях «Функции администратора» и «Организация и управление» он рассматривает процесс управления как раз со стороны компании как большой системы.Школа количественных методов.Данный подход к управлению подразумевает под собой качественный синтез точных наук и управленческих методик.В наши дни такие науки как математика и информатика развиваются с каждым днем,значит и управленческие подходы тоже могут меняться и переживать интеграцию в новое время.Приверженцами этой школы считают А. Рапопорт, Л. Клейна,Дж. фон Неймана Р. Калмана,Дж. Форрестер.Эти люди привнесли наибольший вклад в развитие данной школы менеджмента.ЗаключениеВ данной курсовой работе были описаны период становления управленческой мысли как науки, начиная с древних времен и заканчивая настоящим временем.Подробно рассмотрены следующие управленческие школы и идеи:1)Школа наук о поведении,2)Школа человеческих отношений,3)Бюрократическая школа,4)Административная школа,5)Классическая школа управления,6)Процессный подход к менеджменту,7)Ситуационный подход к менеджменту,8)Системный подход к менеджменту,9)Школа количественных методов.Также были затронуты примеры использования управленческих идей и концепций в древности, в таких странах, как:Китай,Индия,Египет,Древняя Греция,Древний Рим,Шумерское царство,Вавилония.Библиографический списокБобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. – М.: АНХ, 1985. – 138 с.Большая энциклопедия «ТЕРРА»: Россия. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007. – 480 с.Бурков В.Н.,Коргин Н.А., Новиков Д.А.Введение в теорию управления организационными системами. – М.: Либроком, 2009. – 264 с.Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения. – М., 1990. – 808 с.Законы вавилонского царя Хаммурапи // Московский государственный университет (МГУ) // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm/ Размещено: 23.04.2020(дата обращения: 05.08.2020).Законы Ману /Перевод С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным.– М.:Издательство восточной литературы, 1960. – 362 с.История менеджмента / Под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 260 с.Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли. – М.; СПб: РГГУ, 2007. – 669 с.Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. История управления в государствах Ближнего Востока и Европы (I–XVIII вв.). – М.: Компания Спутник+, 2008. – 358 с.Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.: Инфра-М, 2005. – 731 с.Менеджмент: век ХХ – век XXI: сб. статей / под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова. – М., 2004. – 352 с.Платон. Государство // Соч.: В 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – 654 с.Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. – М.: Наука, 1989. – 237 с.Салическая правда // http://www.bokluck.ru/bookuyopui.html/ Размещено: 08.04.2009 (дата обращения: 05.08.2020).Социология управления / Под ред. А.В. Тихонова. – М.:Канон+РООИ Реабилитация, 2010. – 472 с.Теория организации: хрестоматия / пер. с англ.; под ред. Т. Н. Клёминой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 572 с.Уорнер М. Классики менеджмента: энциклопедия. – СПб.: Питер, 2002. – 1160 с.Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.:Центральный институт труда, 1991. – 122 с.Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2019. – 352 c.


Библиографический список

1. Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. – М.: АНХ, 1985. – 138 с.
2. Большая энциклопедия «ТЕРРА»: Россия. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007. – 480 с.
3. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами. – М.: Либроком, 2009. – 264 с.
4. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения. – М., 1990. – 808 с.
5. Законы вавилонского царя Хаммурапи // Московский государственный университет (МГУ) // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm / Размещено: 23.04.2020 (дата обращения: 05.08.2020).
6. Законы Ману / Перевод С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. – М.: Издательство восточной литературы, 1960. – 362 с.
7. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
8. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 260 с.
9. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли. – М.; СПб: РГГУ, 2007. – 669 с.
10. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. История управления в государствах Ближнего Востока и Европы (I–XVIII вв.). – М.: Компания Спутник+, 2008. – 358 с.
11. Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.: Инфра-М, 2005. – 731 с.
12. Менеджмент: век ХХ – век XXI: сб. статей / под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова. – М., 2004. – 352 с.
13. Платон. Государство // Соч.: В 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – 654 с.
14. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. – М.: Наука, 1989. – 237 с.
15. Салическая правда // http://www.bokluck.ru/bookuyopui.html / Размещено: 08.04.2009 (дата обращения: 05.08.2020).
16. Социология управления / Под ред. А.В. Тихонова. – М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2010. – 472 с.
17. Теория организации: хрестоматия / пер. с англ.; под ред. Т. Н. Клёминой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 572 с.
18. Уорнер М. Классики менеджмента: энциклопедия. – СПб.: Питер, 2002. – 1160 с.
19. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: Центральный институт труда, 1991. – 122 с.
20. Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2019. – 352 c.

Вопрос-ответ:

Какие основополагающие идеи привнесла школа 3 в эволюцию теории организации?

Школа 3 внесла несколько основополагающих идей в эволюцию теории организации. Во-первых, они уделяли большое внимание организационной структуре и ее эффективности. Во-вторых, они признавали влияние внешних факторов на организацию, таких как технологические изменения и изменения в обществе. И, наконец, они стремились к сбалансированному подходу в управлении, учитывая интересы всех заинтересованных сторон.

Какие принципы управления развивались в древности, в Китае, Индии, Греции и Риме?

В древних цивилизациях, таких как Китай, Индия, Греция и Рим, развивались различные принципы управления. В Китае, например, акцент был сделан на эффективности и гармонии как основных принципов управления. В Индии была разработана концепция "кармического управления", основанная на вере в реинкарнацию и карму. В Греции развивалась демократическая модель управления, основанная на участии граждан в принятии решений. В Риме преобладал принцип права и справедливости в управлении.

Какие концепции управления развивались в Египте, Вавилонии и Шумерском царстве?

В Египте, Вавилонии и Шумерском царстве развивались различные концепции управления. В Египте была разработана иерархическая система управления, основанная на божественном правлении фараона. В Вавилонии преобладала концепция централизованного управления, где царь имел абсолютную власть. В Шумере развивалась концепция городского самоуправления, где городские советы принимали решения по важным вопросам.

Какие управленческие концепции существовали в период средневековья?

В период средневековья существовали различные управленческие концепции. Одной из них была феодальная система управления, основанная на личной верности и взаимозависимости феодала и крестьянина. В средневековой торговле применялись принципы гильдийского управления, которые регулировали отношения между торговцами. Также существовала церковная иерархия, которая играла роль в управлении и общественной жизни.

Какие идеи легли в основу концепции школы 3 в развитии теории организации?

Основополагающими идеями концепции школы 3 в развитии теории организации стали: акцент на человеческом факторе, учет социальных аспектов управления, управление через взаимодействие и коммуникацию, а также внедрение гибких методов и инноваций в организацию.

Какие проблемы успешно решались в древности в области управления?

В древности, в различных цивилизациях, успешно решались такие управленческие проблемы как организация труда, управление ресурсами, разработка стратегий, решение конфликтов, обеспечение эффективности работы коллектива и др.

Какие мысли и концепции развивались в области управления в Китае, Индии, Греции и Риме в древности?

В Китае развивалась концепция лидерства и добрососедских отношений, в Индии акцент делался на управлении через этические принципы и необходимость гармонии, в Греции и Риме управление опиралось на принципы дисциплины, власти и эффективности.

Какие концепции управления развивались в Египте, Вавилонии и Шумерском царстве в древности?

В Египте развивалась концепция сильного централизованного управления, в Вавилонии акцент делался на законодательстве и систематизации, в Шумерском царстве управление осуществлялось через административные структуры и контроль государства.

Какие концепции управления разрабатывались в период средневековья?

В период средневековья разрабатывались такие концепции управления, как феодализм, корпоративное управление и управление на основе частных интересов. Акцент делался на вертикальной иерархической структуре управления и подчинении.