Э.Т. Гофман

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 28 28 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 24.09.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Творчество Э.Т. Гофмана в контексте исследований литературы немецкого романтизма 4
1.1.Гофман и немецкий романтизм 4
1.2.Гофман и готика 10
Глава 2.Основные мотивы и поэтика творчества Э.Т. Гофмана 12
2.1.Мотив двойничества и мифологические мотивы 12
2.2.Проблема комического в творчестве Э.Т. Гофмана 19
Заключение 24
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Речь идет о тех его произведениях, в которых решаются чисто эстетические проблемы и где роль романтической иронии близка той, какую она выполняет у йенских романтиков. Романтическая ирония в этих произведениях Гофмана получает сатирическое звучание,но сатира эта не имеет социальной, общественной направленности". Вместе с тем, как справедливо утверждает исследователь, в творчестве Гофмана присутствует «другая и более существенная функция его иронии. Если у йенцев ирония как выражение универсального отношения к миру становилась одновременно и выражением скептицизма и отказа от разрешения противоречий действительности, то Гофман насыщает иронию трагическим звучанием, у него она носит в себе сочетание трагического и комического (...) Сатирическое начало иронии Гофмана в этой функции имеет конкретный социальный адрес, значительное общественное содержание.Наличие стихии комического у Гофмана отмечается и в ряде других новейших исследований. На зависимость сатиры писателя от социальной практики его времени указывает К.Ф.Бэлза: «Гофман был первым немецким романтиком, обрушившимся на уродство социального строя». При этом ученый отмечает неразрывную связь обличительных тенденций в творчестве писателя с идеалом высокой духовности.А. Скобелев отмечает, что по мере развития творчества писателя эстетическая критика действительности начинает соседствовать у него с критикой этической и социальной. Предметом сатирического анализа становится не просто недостаточность человеческого бытия вообще (такая универсальная постановка вопроса свойственна всем романтикам), а конкретно-историческая форма его в немецком национальном варианте. Происходит постепенное углубление и конкретизация критического восприятия действительности. Сам феномен филистерства рассматривается как часть современного мира.Гофман видит проявления филистерства почти во всех областях частной и общественной жизни своего времени. Многие феномены и институты немецкого общественного сознания становятся объектами его сатиры. Среди них - образование и наука, госудэрство и право, искусство и быт филистера.Эволюция комического в творчестве писателя связана с углублением его понимания сути современной эпохи. Столкновение с различными проявлениями феодальной государственности с неизбежностью повлекли за собой повышение интереса к социальной проблематике, отразившееся в таких произведениях как "Крошка Цахес", "Повелитель блох", "Житейские воззрения кота Мурра".Здесь, как и в других новеллах и сказках второго периода творчества, романтический принцип "жизни в поэзии" по-прежнему остается для Гофмана главенствующим. Но его осуществление в значительной степени корректируется конкретными фактами социального бытия, романтический идеал соотносится с конкретными проявлениями окружающей писателя действительности.От проблем бытия художника и его искусства в мире филистерства Гофман, во втором периоде своего творчества все чаще обращается к проблемам, требующим социально-этической оценки при их сатирическом изображении. Явления общественной психологии, общественного сознания, современной политической и экономической жизни, ставшие предметом сатирического анализа, требовали от писателя нового, более рационалистичного метода их познания и изображения.В ряде случаев, когда возникает необходимость сатирического осмеяния того или иного объекта, Гофман прибегает к свойственному всей сатирической литературе рационалистическому подходу к нему. В романтической сатире Гофмана комическое нередко соседствует со страшным, житейски достоверное - с непознаваемым.Существенные изменения происходили и с авторским идеалом, присутствие которого в сатире обязательно. Четко сознавая тот или иной негативный феномен современный общественной жизни, сатирик уже не мог противопоставить ему чисто эстетический, в большинстве случаев не требующий аналитического подхода идеал, хотя и он остается для Гофмана немаловажным. Соответственно не категории прекрасного и возвышенного,а категории добра и правды, все чаще и чаще ложатся в основу идеала писателя. В итоге эстетический идеал постепенно уступает свое место идеалу этическому, социальному, хотя и он в целом не выходит за рамки романтического мировоззрения.Характернейшей чертой сатиры Гофмана является то, что она неизменно выступает вместе с другими видами комического -юмором и иронией. Гофмановская ирония лишь в малой степени была характерным для романтиков проявлением субъективной игры художнического воображения, она была в первую очередь призвана заострить и выделить диалектическую неоднозначность изображаемых явлений. ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Творчество Э. Гофмана рассматривалось многими исследователями в контексте литературы немецкого романтизма. Исследователи отмечают, что Гофман – типичный представитель литературы немецкого романтизма, однако вместе с тем, его творчество уникально, наполнено абсолютно новыми мотивами, глубоко символично и философично. Гофман продолжает традиции многих романтиков, но вносит уникальные черты в поэтику немецкого романтизма.Кроме того, отдельная группа исследований посвящена проблеме готики в творчестве Гофмана. Исследователи отмечают, что готические элементы действительно присутствуют в новеллистике и произведении «Эликсиры сатаны». Интерес Гофмана к готике был типичен для немецкого романтизма, поскольку элементы готического романа во многом позволяли усилить мистическое, сакральное, символическое начало повествования, создать атмосферу сказочности, таинственности, фатальности.Литературная готика, зародившаяся во второй половине XVIII века и эволюционирующая на протяжении XIX и XX столетий, имеет огромное значение для развития английской и мировой литературы. Сверхъестественные элементы, мотивы ужасного, мистицизм, усложнение сюжетной схемы, введение тайны как обязательного организующего и интригующего момента, ряд эффектных приемов, вызывающих волнение читателя, возбуждающих интерес и становятся характерными чертами готического канона в целом. При этом специфической особенностью «готических» произведений является яркое, гиперболизированное изображение действительности, неудержимость личных вожделений, часто ведущая к гибели главных героев. У Гофмана также поднимаются актуальные проблемы отчуждения человека, хаотичности и разорванности его сознания, кризиса личностного самоопределения на рубеже тысячелетий. Эти проблемы отразились в неврозах, пограничных состояниях психики, страхе перед кризисными процессами современности.Также многие исследования посвящены основным мотивам творчества Гофмана. И главными для новеллистики Гофмана являются мотивы двойничества, мифологические мотивы. Двойничество позволяло Гофману усилить эффект мотива двоемирия и трагической раздвоенности человеческой души.В отдельную группу были выделены исследования, посвященные гротеску и сатире в творчестве Гофмана. Исследователи отмечают, что гротеск и фантастика позволяли Гофману развернуть социальную критику, в форме гротеска он выражал собственный протест против социальных проблем общества, против несовершенства существующего реального мира. Список литературыБерковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. - 568 с.Ботникова А.Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки /В.-Г.Вакенродер. "Удивительная восточная сказка о нагом святом"/. В кн.: Поэтика литературы и фольклора. -Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1980, с. 3-10. Ботникова А.Б. О жанровой специфике немецкой романтической сказки. В кн.: Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе ХVIII - XX веков. - Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1982. с. 3 - 14.Виткоп-Менардо Г. Э. Т. А.Гофман. — Челябинск: Урал, 1999. — 320 с.Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. - М., 1975 Дмитриев A.C. В.-Г.Вакенродер и ранние немецкие романтики.- В кн.: Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977, с. 9 - 24. Дмитриев A.C. Предисловие. В кн.: Избранная проза немецких романтиков. - МЛ Худож. лит., 1979, т. I, с. 3 - 30. Дмитриев A.C. Теория западноевропейского романтизма. В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков.- М.: Изд. МГУ, 1980, с. 543.Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972;Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Аксиома; Новатор, 1996. - 231 с. Исаева Е. Зарубежная литература эпохи романтизма. https://profilib.com/chtenie/35523/elena-isaeva-zarubezhnaya-literatura-epokhi-romantizma-14.phpИстория всемирной литературы. В 9 т. Т. 6 / под ред. Д. В. Затонского. – М. : Наука, 1989, Карабегова Е.В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от йенских романтиков к Э.Т.А. Гофману :диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05. - Москва, 1984. - 373 c.Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.Карельский A.B. Повесть романтической души. В кн.: Немецкая романтическая повесть /на нем. языке/. - М.: Прогресс, 1977.Карельский, А. В. Э. Т. А. Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1991Макарова, Е. Ю. Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны» / Е. Ю. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1131-1133. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24548/ Михалева А.А. Герой-двойник и структура произведения : Э.Т. Гофман и Ф.М. Достоевский : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08.- Москва, 2006.- 248 с.Москвина Е. Творчество Э. Гофмана.// https://www.sites.google.com/site/sonnenpreisterin/статьи-доклады-монография/Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма. - Фрунзе, 1987Нечаева, Е.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» - проблема жанра / Е.А. Нечаева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 4 (2): Филология и искусствоведение: Научный журнал. Киров, 2009. – С. 186Пушкина, А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре / А. А. Пушкина // Вестник Ленинградского РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ государственного университета им. А. С. Пушкина. Выпуск № 2 / том 2 / 2015. – с. 15-68.Сергеева А. О. Сказочный и романтический нарративы в повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 280-282. — URL https://moluch.ru/archive/126/34850/ Скобелев А.В. Особенности сатиры и проблема комического в творчестве Э.Т.А. Гофмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05. - Воронеж, 1984. - 242 c. : ил. РГБ ОД, 61:85-10/881Тлевцежева М.А. Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09, 10.01.03.- Майкоп, 2006.- 149 с.Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989.Федоров Ф.П. Новелла Э.Т.А.Гофмана "Кавалер Глюк". // Ученые записки Свердловск, гос. пед. ин-та, Тюменск. гос. пед.ин-та, 1970, вып. 2Федоров Ф.П. О построении сюжета в "итальянских" новеллах Э.Т.А.Гофмана /"Синьор Формика"/. В кн.: Вопросы сюжето-сложения. Сб. статей. Вып. 2. - Рига: Звайгзне, 1972 Федоров Ф.П. Эстетические, взгляды Э.Т.А. Гофмана. - Рига: Звайгзне, 1972. - 63 с.Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э-Т.A.Гофмана. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Л., 1973. - 22 с. Федоров Ф.П. О композиции 11 Серапионовых братьев" Э.Т.А. Гофмана. В кн.: Вопросы сюжетосложения. Сб. статей. 3. Сюжет и жанр. - Рига: Звайгзне, 1974, с. 143 – 172Чавчанидзе Д.Л. "Романтическая ирония" в творчестве Гофмана. // Ученые записки МПШ им. В.И. Ленина, 1967. с. 341 - 355. Чавчанидзе Д.Л. Художественный образ Э.Т.А.Гофмана /"Фантазии в манере Калло"/. В кн.: Вопросы зарубежной литературы. - М., 1968, с. 87 - 102. Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т.А.Гофмана. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1969. - 16 с. Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Послесловие. В кн.: Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. - М.: Детск. лит., 1976. Чавчанидзе Д.Л. К концепции искусства в позднем немецком романтизме /Рассказ Э.Т.А.Гофмана "Разбойники"/. В кн.: Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX - XX веков. - Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1980, с. 3 - 19.Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах [Текст]. - Тбилиси :Мецниереба, 1978. - 237 с.Cramer Th. Das Groteskebei E. T. A. Hoffmann / Th. Cramer. München, 1966 215 s.

Список литературы

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. - 568 с.
2. Ботникова А.Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки /В.-Г.Вакенродер. "Удивительная восточная сказка о нагом святом"/. В кн.: Поэтика литературы и фольклора. -Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1980, с. 3-10.
3. Ботникова А.Б. О жанровой специфике немецкой романтической сказки. В кн.: Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе ХVIII - XX веков. - Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1982. с. 3 - 14.
4. Виткоп-Менардо Г. Э. Т. А.Гофман. — Челябинск: Урал, 1999. — 320 с.
5. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. - М., 1975
6. Дмитриев A.C. В.-Г.Вакенродер и ранние немецкие романтики.- В кн.: Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977, с. 9 - 24.
7. Дмитриев A.C. Предисловие. В кн.: Избранная проза немецких романтиков. - МЛ Худож. лит., 1979, т. I, с. 3 - 30.
8. Дмитриев A.C. Теория западноевропейского романтизма. В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков.- М.: Изд. МГУ, 1980, с. 543.
9. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972;
10. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Аксиома; Новатор, 1996. - 231 с.
11. Исаева Е. Зарубежная литература эпохи романтизма. https://profilib.com/chtenie/35523/elena-isaeva-zarubezhnaya-literatura-epokhi-romantizma-14.php
12. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 6 / под ред. Д. В. Затонского. – М. : Наука, 1989,
13. Карабегова Е.В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от йенских романтиков к Э.Т.А. Гофману : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05. - Москва, 1984. - 373 c.
14. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.
15. Карельский A.B. Повесть романтической души. В кн.: Немецкая романтическая повесть /на нем. языке/. - М.: Прогресс, 1977.
16. Карельский, А. В. Э. Т. А. Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1991
17. Макарова, Е. Ю. Традиции готической литературы в произведении Э. Т. А.Гофмана «Эликсир сатаны» / Е. Ю. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1131-1133. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24548/
18. Михалева А.А. Герой-двойник и структура произведения : Э.Т. Гофман и Ф.М. Достоевский : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08.- Москва, 2006.- 248 с.
19. Москвина Е. Творчество Э. Гофмана.// https://www.sites.google.com/site/sonnenpreisterin/статьи-доклады-монография/
20. Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма. - Фрунзе, 1987
21. Нечаева, Е.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» - проблема жанра / Е.А. Нечаева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 4 (2): Филология и искусствоведение: Научный журнал. Киров, 2009. – С. 186
22. Пушкина, А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре / А. А. Пушкина // Вестник Ленинградского РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ государственного университета им. А. С. Пушкина. Выпуск № 2 / том 2 / 2015. – с. 15-68.
23. Сергеева А. О. Сказочный и романтический нарративы в повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 280-282. — URL https://moluch.ru/archive/126/34850/
24. Скобелев А.В. Особенности сатиры и проблема комического в творчестве Э.Т.А. Гофмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05. - Воронеж, 1984. - 242 c. : ил. РГБ ОД, 61:85-10/881
25. Тлевцежева М.А. Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09, 10.01.03.- Майкоп, 2006.- 149 с.
26. Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989.
27. Федоров Ф.П. Новелла Э.Т.А.Гофмана "Кавалер Глюк". // Ученые записки Свердловск, гос. пед. ин-та, Тюменск. гос. пед.ин-та, 1970, вып. 2
28. Федоров Ф.П. О построении сюжета в "итальянских" новеллах Э.Т.А.Гофмана /"Синьор Формика"/. В кн.: Вопросы сюжето-сложения. Сб. статей. Вып. 2. - Рига: Звайгзне, 1972
29. Федоров Ф.П. Эстетические, взгляды Э.Т.А. Гофмана. - Рига: Звайгзне, 1972. - 63 с.
30. Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э-Т.A.Гофмана. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Л., 1973. - 22 с.
31. Федоров Ф.П. О композиции 11 Серапионовых братьев" Э.Т.А. Гофмана. В кн.: Вопросы сюжетосложения. Сб. статей. 3. Сюжет и жанр. - Рига: Звайгзне, 1974, с. 143 – 172
32. Чавчанидзе Д.Л. "Романтическая ирония" в творчестве Гофмана. // Ученые записки МПШ им. В.И. Ленина, 1967. с. 341 - 355.
33. Чавчанидзе Д.Л. Художественный образ Э.Т.А.Гофмана /"Фантазии в манере Калло"/. В кн.: Вопросы зарубежной литературы. - М., 1968, с. 87 - 102.
34. Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т.А.Гофмана. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1969. - 16 с.
35. Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Послесловие. В кн.: Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. - М.: Детск. лит., 1976.
36. Чавчанидзе Д.Л. К концепции искусства в позднем немецком романтизме /Рассказ Э.Т.А.Гофмана "Разбойники"/. В кн.: Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX - XX веков. - Воронеж: Изд. Воронежск. ун-та, 1980, с. 3 - 19.
37. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах [Текст]. - Тбилиси : Мецниереба, 1978. - 237 с.
38. Cramer Th. Das Groteske bei E. T. A. Hoffmann / Th. Cramer. München, 1966 215 s.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает Э. Т. Гофман в исследованиях литературы немецкого романтизма?

Э. Т. Гофман занимает важное место в исследованиях литературы немецкого романтизма. Его произведения оказали значительное влияние на развитие этого литературного направления и считаются одними из наиболее ярких представителей романтизма. В его работах ощущается эстетическая проблематика и романтическая ирония, близкая к идеям немецкого романтизма.

В чем заключается связь между Э. Т. Гофманом и готикой?

Связь между Э. Т. Гофманом и готикой проявляется в его творчестве через использование готических мотивов и тематики. Гофман создавал мрачные и таинственные истории, в которых присутствовали элементы романтики, фантастики и мистики, характерные для готической литературы. Это делает его произведения уникальными и интересными для исследования в контексте готической литературы.

Каковы основные мотивы и поэтика творчества Э. Т. Гофмана?

Основными мотивами и поэтикой творчества Э. Т. Гофмана являются мотив двойничества и мифологические мотивы. Он часто развивает тему двойственности и параллельных миров, где главные герои вступают в контакт с мистическими силами и существами. Кроме того, Гофман активно использует мотивы мифологии для создания своих историй, в которых реальность и фантастика переплетаются.

Какую роль играет проблема комического в творчестве Э. Т. Гофмана?

Проблема комического играет важную роль в творчестве Э. Т. Гофмана. Он умел мастерски сочетать смешное и страшное, создавая необычные комические ситуации в своих произведениях. Такой подход позволял ему сделать свои истории более привлекательными для читателей и добавить в них элементы неожиданности и игры, что отличает его от других представителей романтизма.

Какое место занимает Э. Т. Гофман в исследованиях литературы немецкого романтизма?

Э. Т. Гофман занимает важное место в исследованиях литературы немецкого романтизма. Его творчество стало ярким примером романтического направления в литературе и оказало значительное влияние на многих писателей того времени. Гофман успешно сочетал эстетические проблемы с романтической иронией, что делает его творчество особенно интересным для исследователей.

Какую связь можно установить между Гофманом и немецким романтизмом?

Э. Т. Гофман является одним из ключевых представителей немецкого романтизма. Его творчество отличается характерными чертами этого направления, такими как интерес к мистическому и фантастическому, изучение непознаваемого, повествование с элементами готики. Гофман не только вписывается в контекст немецкого романтизма, но и привнес свой оригинальный вклад в развитие этого направления.

В какой мере произведения Гофмана связаны с жанром готики?

Произведения Э. Т. Гофмана тесно связаны с жанром готики. Он использует мистические и фантастические элементы, создает атмосферу таинственности и ужаса. Гофман также экспериментирует с формой повествования, используя необычные сюжетные повороты и тревожные образы. Все это сделало его творчество важным вкладом в развитие жанра готического романа.

Какие основные мотивы присутствуют в творчестве Э. Т. Гофмана?

Основными мотивами в творчестве Э. Т. Гофмана являются мотив двойничества и мифологические мотивы. Мотив двойничества часто используется для исследования внутреннего конфликта героев, проявления их темных сторон личности. Мифологические мотивы включают в себя сказочные персонажи, обряды и символы, что создает особую атмосферу таинственности и волшебства в произведениях Гофмана.

Какое значение имеет творчество Э. Т. Гофмана в контексте исследований литературы немецкого романтизма?

Творчество Э. Т. Гофмана имеет большое значение в исследованиях литературы немецкого романтизма. Его работы являются одними из наиболее ярких представителей этого литературного направления. Гофман создал уникальный мир, полный фантастических событий, проникнутых мистикой и духом романтизма. Его произведения являются прекрасным источником для изучения и анализа основных тем и мотивов романтизма, таких как двойничество, мифология, фантастическое и комическое.

Что такое двойничество и какой мотив его использования можно найти в творчестве Э. Т. Гофмана?

Двойничество - это мотив, встречающийся в творчестве Э. Т. Гофмана, выражающийся в появлении двух идентичных или похожих друг на друга персонажей. Этот мотив является одним из ключевых в его произведениях. Гофман использовал его для отражения внутреннего разрыва, душевных переживаний своих героев. Через двойничество автор передавал сложность человеческой натуры, борьбу между различными сторонами личности и вечный поиск гармонии.