Мини музей как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с творчеством К.И. Чуковского
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 06.10.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.И.ЧУКОВСКОГО................................6
1.1.
Творчество К.И. Чуковского как средство речевого развития
дошкольников.......................................................................................................6
1.2.
Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с
творчеством К.И. Чуковского.............................................................................9
1.3.
Педагогические
аспекты
ознакомления
дошкольников
с
литературными произведениями......................................................................11
ГЛАВА 2 МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ
ПОДХОД К ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ
К.И. ЧУКОВСКОГО.............................................................................................14
2.1. Мини-музей как нетрадиционная технология ознакомления
дошкольников с литературными произведениями.........................................14
2.2. Технология применения мини-музея для ознакомления детей среднего
дошкольного возраста с творчеством К.И. Чуковского.................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................27
Воспитатели средней группыДекабрь 2020Проведение занятия по рисованию «Чудо-дерево»Воспитатели средней группыЯнварь 2021Реализация мероприятий «книжная больница»Воспитатели средней группыФевраль 2021Проведение мероприятия по конструированию «Больница Доктора Айболита»Воспитатели средней группыМарт – апрель 2021Реализация творческого проекта «Моя любимая сказка К.И. Чуковского»Воспитатели средней группыРодители дошкольниковМай 2021Организация выставки детского творчества по мотивам произведений К.И. ЧуковскогоВоспитатели средней группыСтарший воспитательРодители дошкольниковКраткая характеристика мероприятийПроведение ознакомительной экскурсии по мини-музею. Воспитатели объявляют детям о создании мини-музея, знакомят с его основными разделами, демонстрируют книги и видеоматериалы с произведениями К.И. Чуковского. Серия ознакомительных занятий с творчеством К.И. Чуковского. Воспитатель наблюдает за тем, какие произведения из мини-музея вызывают у детей наибольший интерес, расспрашивает их о том, с какими героями К. Чуковского они хотели бы познакомиться. На основе этих знаний, а также руководствуясь конкретными педагогическими задачами, педагог выбирает книги для прочтения детям, а также мультфильмы по произведениям К.И. Чуковского для просмотра. Каждое занятие включает в себя вводную часть, в ходе которой воспитатель объявляет о цели и задачах прочтения определённого произведения или просмотра мультфильма, основную часть, во время которой воспитатель читает детям произведение или показывает им мультфильм, а также рефлексивный этап, в ходе которого воспитатель организовывает обратную связь, определяет особенности восприятия детьми произведений.Произведение занятия по рисованию «Чудо-дерево». К этому времени дети будут уже знакомы с содержанием данного произведения. Воспитатель предложит детям изобразить это чудо-дерево так, как они это себе представляют. В ходе данной работы у детей происходит не только развитие навыков изобразительного творчества, но и развитие памяти и внимания, а также творческих способностей.Реализация мероприятий «Книжная больница». В рамках данного этапа дошкольники под руководством воспитателя осуществляют реставрацию книг. В ходе этой работы у них развивается бережное отношение к книгам.Проведение мероприятия по конструированию «Больница Доктора Айболита». В ходе данного мероприятия используется различное оборудование: конструкторы, пластилин, цветной картон, природный материал. Дети под руководством воспитателя изготавливают Домик, который является больницей, а также мебель для данного домика, который предназначен для «лечения животных» - мелких игрушек, имеющихся в группе. Реализация творческого проекта «Моя любимая сказка К.И. Чуковского». Проект предполагает создание творческого результата (поделки в виде героя произведения К.И. Чуковского, рисунка или аппликации по произведению К.И. Чуковского). Данное задание выполняется детьми под руководством их родителей. Организация выставки детского творчества по мотивам произведений К.И. Чуковского. Данная выставка включает в себя демонстрацию книг и дисков с произведениями КИ. Чуковского, а также тех творческих результатов, которые были получены в ходе работы мини-музея. Сюда будут включены рисунки детей, изготовленный или домик – больница доктора Айболита, результаты проектной работы. Помимо этого, на выставке будут присутствовать фотографии с занятий по ознакомлению детей с произведениями К.И. Чуковского, а также с работой детей по реставрации книг. На данную выставку будут приглашены сами воспитанники, их родители и сотрудники ДОУ.Перспективы развития мини-музеяПополнение мини-музея новыми произведениями К.И. ЧуковскогоПополнение музея методическими материалами с использованием активных методов обучения: викторин, театрализованных игр, литературных конкурсов.Дальнейшее развитие творческих способностей детей на базе мини-музея при инсценировке литературно-художественных произведений с использованием разного вида театров: кукольного, пальчикового, а также непосредственной самостоятельной ролевой артистической деятельности.Проведение экскурсий для детей других групп.В целом создание мини-музея творчества К.И. Чуковского и реализация запланированных мероприятий на базе данного мини-музея является эффективным для развития памяти, внимания, интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведения данного исследования было показано, что в настоящее время ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством К.И. Чуковского является актуальным для их всестороннего развития. Анализ сказок К. Чуковского позволяет детям понять и прочувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают внимание детей и запоминаются надолго. Книги К. И. Чуковского проникнуты гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество истины.Опираясь на труды К. И. Чуковского, вполне возможно организовать занятия, развивающие коммуникативные навыки у детей, так как они могут включать в себя анализ собственного и чужого поведения, правил поведения в обществе.Таким образом, произведения Корнея Ивановича Чуковского знакомят дошкольников с окружающей средой, воспитывают их морально-нравственные качества, развивают интеллектуальные и творческие способности.На современном этапе развития педагогики деятельности мини-музеев в дошкольных образовательных организациях является актуальной и перспективной. На базе мини-музеев происходит ознакомление детей с произведениями художественной литературы. Также в результате деятельности мини-музеев могут быть реализованы разнообразные образовательные и развивающие мероприятия по мотивам произведений литературного творчества.В рамках данной курсовой работы нами разработана концепция создания мини-музея для детей среднего дошкольного возраста с целью их ознакомления с творчеством К.И. Чуковского. Нами была определена структура данного музея, разработан план мероприятий в рамках работы мини-музея, а также представлена краткая характеристика данных мероприятий. В целом показано, что разработанная нами концепция мини-музея является эффективной для ознакомления детей среднего дошкольного возраста и может быть использована в работе дошкольных образовательных организаций.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАвтаева, А.С. Мини-музей в детском саду как средство воспитания и образования // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под общ. ред. О.В. Капустиной, М.В. Чельцова. 2018. С. 61-62.Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Арушанова, А. Г. Речевое общение детей 3-7 лет. –М, 2004 – 288 с.Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник ЧГПУ. 2014. № 4.Быкадорова, Н.О. Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду // Преемственность в образовании. 2018. № 17(04). С. 153-160.Васильева, А.Н. Роль художественной литературы в формировании личности ребёнка на примере сказки К.И. Чуковского «Айболит» // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 67-69.Васильева, Н.Б. Традиции детского сада в ознакомлении дошкольников с творчеством поэта // Детский сад: теория и практика. 2014. № 3. С. 96-99.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер,2014. - 416 c.Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37Дунаева, Н.А. Совершенствование подготовки воспитателей дошкольных учреждений к работе с детской книгой в системе повышения квалификации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2004Еньшина, Т.А. Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 9 (25). С. 711-714.Жижикина, С.А. Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музеев как средство реализации ФГОС ДО // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. 2015. № 3. С. 10-12.Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Самарский государственный университет. Самара, 2012.Калинина, К. М. Взгляды исследователей на развитие связной речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. С. 79-80.Каратаева, Н.А. Развивающее пространство мини-музея в детском саду в социальнокоммуникативном развитии дошкольников // Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Департамент образования и молодежной политики; Сургутский государственный педагогический университет.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.Мудрик, И.А. Ознакомление с книжной культурой детей 5-6 лет // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. сборник статей. 2019. С. 175-179Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2010. – 453 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. Рыжова, Н.А. Литературные мини-музеи в детском саду // Обруч. Образование: ребенок и ученик. 2015. № 2. С. 30-33.Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду как средство реализации ФГОС // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. 2015. № 1. С. 7-13.Татаринова, С.Б. Развитие интереса к литературе у детей среднего дошкольного возраста // Научный поиск. 2017. № 1.1. С. 38-42.Томилова, С.Д. Содержание литературного развития дошкольников в системе непрерывного образования // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход. 2015. С. 179-183.Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.Шелкова, Л.В. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Дошкольная педагогика. 2018. № 7 (142). С. 16-18.Шиховцова Н.Н. О реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании/ Н.Н. Шиховцова // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. XIV Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2007. – С. 88-91.
Автаева, А.С. Мини-музей в детском саду как средство
воспитания и образования // Молодежь XXI века: образование, наука,инновации. Материалы
VII
Всероссийской
студенческой
научно-
практической конференции с международным участием. Под общ. ред. О.В.
Капустиной, М.В. Чельцова. 2018 С. 61-62.
2
Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2017 - 608 с.
3
Арушанова, А. Г. Речевое общение детей 3-7 лет. –М, 2004 – 288
с.
4
Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-
метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
5
Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в
период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования //
Вестник ЧГПУ. 2014 № 4
6
Быкадорова, Н.О. Реализация технологии продуктивного чтения-
слушания в детском саду // Преемственность в образовании. 2018 № 17(04).
С. 153-160.
7
Васильева, А.Н. Роль художественной литературы в
формировании личности ребёнка на примере сказки К.И. Чуковского
«Айболит» // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник
материалов XX Международной научно-практической конференции.
Чебоксары, 2020 С. 67-69.
8
Васильева, Н.Б. Традиции детского сада в ознакомлении
дошкольников с творчеством поэта // Детский сад: теория и практика. 2014
№ 3 С. 96-99.
9
Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие
для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.:
издательский центр "Смысл", 2013 - 486с.
10
Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво /
И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014 - 416 c.
11
Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон //12
Дунаева, Н.А. Совершенствование подготовки воспитателей
дошкольных учреждений к работе с детской книгой в системе повышения
квалификации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата
педагогических
наук
/
Московский
педагогический
государственный университет. Москва, 2004
13
Еньшина, Т.А. Особенности ознакомления детей дошкольного
возраста с художественной литературой // Аллея науки. 2018 Т. 3 № 9 (25).
С. 711-714.
14
Жижикина, С.А. Музейная педагогика в детском саду: новые
подходы к организации мини-музеев как средство реализации ФГОС ДО //
Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. 2015 № 3 С. 10-
12
15
Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей
дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата филологических наук / Самарский государственный
университет. Самара, 2012
16
Калинина, К. М. Взгляды исследователей на развитие связной
речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе // Теоретические и
методологические проблемы современного образования. Материалы XVII
Международной
научно-практической
конференции.
Научно-
информационный
издательский
центр
"Институт
стратегических
исследований". 2014 С. 79-80.
17
Каратаева, Н.А. Развивающее пространство мини-музея в
детском саду в социальнокоммуникативном развитии дошкольников //
Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у
студентов в условиях реализации профессионального стандарта
педагога. материалы Всероссийской научно-практической конференции (с
международным участием). Департамент образования и молодежной
политики; Сургутский государственный педагогический университет.
18
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008 - 237 с.
19
Мудрик, И.А. Ознакомление с книжной культурой детей 5-6 лет //
XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
Нижневартовского государственного университета. сборник статей. 2019 С.
175-179
20
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном
возрасте. М.: Академический проект, 2010 – 453 с.
21
Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012 -
336 с.
22
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое
общество России, 2015 - 640 с.
23
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник
для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015 - 501 с.
24
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система
Консультант Плюс.
25
Рыжова, Н.А. Литературные мини-музеи в детском саду // Обруч.
Образование: ребенок и ученик. 2015 № 2 С. 30-33.
26
Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду как средство
реализации ФГОС // Дошкольное образование - развивающее и
развивающееся. 2015 № 1 С. 7-13.
27
Татаринова, С.Б. Развитие интереса к литературе у детей
среднего дошкольного возраста // Научный поиск. 2017 № 1.1. С. 38-42.
28
Томилова,
С.Д.
Содержание
литературного
развития
дошкольников в системе непрерывного образования // Инновационные
условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии:
комплексный подход. 2015 С. 179-183.
29
Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии:
учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009 24030
Шелкова, Л.В. Приобщение детей дошкольного возраста к
художественной литературе // Дошкольная педагогика. 2018 № 7 (142). С.
16-18.
31
Шиховцова Н.Н. О реализации личностно-ориентированного
подхода в обучении и воспитании/ Н.Н. Шиховцова // Педагогический
менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. XIV
Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2007 – С. 88-
91
Радяньска школа. - 2014 - №11. - С. 33-37
Вопрос-ответ:
Какие возрастные категории детей подходят для ознакомления с творчеством К И Чуковского через мини музей?
Мини музей с творчеством К И Чуковского подходит для детей среднего дошкольного возраста, то есть примерно от 4 до 6 лет.
Какие преимущества имеет использование мини музея для ознакомления дошкольников с творчеством К И Чуковского?
Мини музей предоставляет детям возможность практического знакомства с произведениями К И Чуковского, позволяет им развивать фантазию и творческое мышление, а также стимулирует речевое развитие.
Какие задачи решаются при использовании мини музея для литературного образования дошкольников?
Использование мини музея позволяет достичь таких задач, как развитие речи и лексического запаса, формирование понимания и аналитического мышления, развитие эстетического вкуса и творческого потенциала детей.
Какие методы и формы работы могут быть использованы в мини музее с творчеством К И Чуковского?
В мини музее с творчеством К И Чуковского могут использоваться различные методы и формы работы, такие как рассматривание и обсуждение произведений, игровые задания, художественное творчество и др.
Каким образом использование мини музея с творчеством К И Чуковского способствует речевому развитию дошкольников?
Использование мини музея с творчеством К И Чуковского помогает развивать речь детей через чтение и обсуждение произведений, расширение словарного запаса, развитие навыков рассказывания и составления сюжетов.
Как можно использовать мини музей для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с творчеством К. И. Чуковского?
Мини музей можно использовать для ознакомления детей с различными аспектами творчества К. И. Чуковского. Например, в мини музее можно разместить книги и иллюстрации к его произведениям, а также предложить детям игровые задания, связанные с его текстами. Дети могут рассмотреть иллюстрации, прочитать отрывки из книг, а также сыграть в импровизированные спектакли или ролевые игры, связанные с героями произведений Чуковского. Такой подход позволит детям не только познакомиться с его творчеством, но и развить свою речь, воображение и творческие способности.
Какое значение имеет творчество К. И. Чуковского для речевого развития дошкольников?
Творчество К. И. Чуковского играет важную роль в речевом развитии дошкольников. Его стихи и сказки не только помогают детям расширить свой словарный запас, но и развивают их фонематическое восприятие, интонирование и ритмичность речи. Богатые образами и яркие тексты Чуковского способствуют формированию богатого внутреннего языка у детей. При ознакомлении с его произведениями дети также учатся распознавать и улавливать понятия, развивать свою речь с помощью отвлеченного слова и образного мышления.
Какой возраст рассматривается в статье?
Статья рассматривает детей среднего дошкольного возраста.
Что такое мини музей и как он помогает детям познакомиться с творчеством К. И. Чуковского?
Мини музей представляет собой небольшую экспозицию, состоящую из предметов и иллюстраций, связанных с творчеством К. И. Чуковского. Он помогает детям визуально представить героев и сюжеты произведений писателя, развивает их фантазию и интерес к литературе.